Данная рубрика посвящена новостям фантастического книгоиздания на русском языке. Планы издательств, обложки к ещё не вышедшим книгам, издательские пресс-релизы, обзоры новинок прошедшей недели — всё это будет в единой рубрике. Также в последних числах каждого месяца будет появляться обзор «ожидания месяца» с краткими описаниями наиболее интересных на наш взгляд книг, запланированных на следующий месяц.
Для литературы, не относящейся к фантастической, есть следующие рубрики:
Финальный анонс начинается с цитаты: «От аплодисментов теплело на душе; но ещё до того, как мне захлопали, я получил свою самую дорогую награду: я почувствовал, что веду слушателей в путь, и знал, что они доверяют мне свои судьбы.»
Для аплодисментов самое время. Роберт Маккаммон возвращается в игру. И его же цитатой из «Жизнь мальчишки» можно сообщить о том, что будущий год станет щедрым для поклонников творчества автора динамичных хорроров «Они жаждут» и «Кусака», постапокалиптики «Песня Свон», большого во всех смыслах романа «Жизнь мальчишки», историко-приключенческого цикла о Мэтью Корбетте и других достойных произведений. Приготовьтесь к тому, что в рамках анонса прозвучат многие из этих названий.
Роберт Маккаммон
Пять книг автора будут изданы «Азбукой». Сначала – новинки, ранее официально не изданные на русском.
«Граница» (The Border, 2015)
The Border
Чистый постап. В романе элементы НФ и хоррора создают картину мира, где люди оказываются выброшенными за порог своего собственного дома: планета атакована из космоса. Земля стала полем боя между двумя инопланетными цивилизациями – чудовищными Горгонами и не менее негуманными Сайферами. Самое обидное, что объявления войны землянам не было: армады пришельцев просто вылетели из порталов и начали планомерно уничтожать друг друга, а заодно – разрушать человеческий мир.
Обеим сторонам галактического конфликта безразлично, где сражаться, особенно на виду у менее развитой цивилизации. Это самый большой удар по гордости людей. У них не было ни единого шанса, чтобы пойти на врага, высоко подняв головы. На попытки землян защитить свою планету пришельцы просто не обращают особого внимания. Недоумение и растерянность.
Это как в фильме «Человек на Луне» не показали, как Нил Армстронг устанавливает флаг на лунной поверхности и как Америка чествует героев после их возвращения. Главное – работа, а не внешняя мишура. Так и у пришельцев: война куда важнее претензий аборигенов. Это так в духе «бремени белого человека».
Наплевательское отношение инопланетных захватчиков к тем тяготам, которые они привнесли в жизни землян, обескураживает читателей, привыкших к сюжетам, где гуманоиды разделяют и властвуют – как на планетной тверди, так и в глубинах космоса.
У Маккамона всё иначе. У людей, кажется, нет шансов. Пантер Ридж – последний форпост, но и он вот-вот падёт. Ситуация усугубляется общим настроем выживших: отчаяние толкает на суицид, и как будто мало того, что планета превращена в полигон военных отходов, загрязнённые земля, вода и воздух стали причиной появления Серых Людей – мутантов-каннибалов, движимых вечным голодом.
Сообразно обстановке, унижающей людей всеми способами, спасителем планеты может стать странный мальчик, страдающий амнезией. Он называет себя Итаном. У него нет бугрящихся мышц, он не ведёт в бой за собой отряды, он вовсе не внушает доверия своим видом, но обладает способностями, которые могут стать последней надеждой человечества. Этот мальчик один способен обратить внимание пришельцев на людей и отвлечь их от войны.
«Граница» — это возвращение Маккаммона в 80-е, в те времена, когда он написал сверхуспешную «Лебединую песнь». Только песня явно не лебединая.
«Слушатель» (The Listener, 2018)
The Listener
Криминальный триллер в декорациях Америки эпохи Великой Депрессии. Уровень жизни в стране упал до катастрофического минимума: безработица, невозможность платить по счетам, увязая в долгах, очереди за хлебом. Ужасные времена для хороших людей, прекрасные – для плохих. Пара негодяев, Джон Партлоу с лицом ангела и ярмарочная торговка Джинджер Лафранс ищут, где бы урвать куш, кого бы натянуть на глобус. Устав хапать по мелочи, они отправляются в Новый Орлеан, чтобы провернуть дельце с похищением.
В этом городе живёт Кёртис Мэйхью, простой чернокожий носильщик, у которого есть талант, а то и дар. Он способен уладить любой спор, и его зовут, когда надо добиться мировой между конфликтующими сторонами. Кёртис умеет слушать. Как никто. Он не только слушает и слышит всё, но и много больше. Радиус его способности довольно обширен. Так, однажды он уловил детский голосок из проносившейся мимо машины. «У этого дяди пистолет!» Этой фразы достаточно, чтобы Мэйхью перешёл границу, оказавшись в мире, где, как им кажется, властвуют такие люди, как Джон и Джинджер.
Несмотря на довольно небольшой объём (380 страниц в оригинальном издании), «Слушатель» из тех произведений, которые проглатываешь в один присест, сколько бы там страниц ни было. Держащий в напряжении триллер о временах Великой Депрессии и с коварной, расчётливой и жестокой злодейкой в роли вишенки на торте. В нынешние времена – довольно опасное решение.
«Лебединая песня» (Swan Song, 1987)
Swan Song
Классика апокалиптики. Если сравнений с «Противостояние» Кинга не избежать (всё же на 9 лет раньше написано было), то развести книгам по углам ринга всё же можно. Они, возможно, соперники, но не противники друг другу.
Миру там и там пришёл конец. В «Лебединой песне» ракеты взлетели, погрузив Землю во мрак ядерной зимы. Вместе с концом света на Землю сходит Зло в человеческом обличье. И здесь Кинг и Маккаммон расходятся. Парень из Мэна начинает гнать реализм, иногда погружаясь в бытовуху. Парень из Алабамы творит сказочное полотно с размахом сценической постановки. Не «Гибель богов» Вагнера, не «Лебединое озеро» Петра Ильича, а нечто одновременно и то, и иное, и нечто большее. Как будто Откровение Иоанна Богослова дали переписать братьям Гримм, дав наказ не щадить чувств.
Как выглядит мир, из которого изгнан свет и где похоронено добро? Мир обезображен страшными ранами, он уродлив и жесток, но в нём просыпается новое величие – среди руин и обезумевших людей слышится новая песня.
«Жизнь мальчишки» (Boy’s Life, 1991)
Boy’s Life
Об этом романе впору писать отдельное эссе, но лучше ограничиться короткой фразой. У больших писателей есть «магнум опус» — произведения, в которых они пытаются прыгнуть выше головы, и им это удаётся. Для Маккаммона таким амбициозным свершением стал роман «Жизнь мальчишки». Это книга, к которой интересно возвращаться через неравные промежутки времени, чтобы замечать, как под давлением невидимых песчинок времени слои текста, подобно континентам, совершают медленный дрейф, создавая каждый раз из калейдоскопа ощущений новые узоры. Новые формации. Новые миры. В эти миры в любом возрасте, если не боитесь, можно отправиться на велосипеде вместе с главным героем – обычным мальчишкой Кори Маккенсоном (произнесите-ка это как Рик Маккамон и не найдите отличий). Его жизнь в Зефире, маленьком городке американского Юга, могла бы быть ничем не примечательной. Только городок так и притягивает к себе различные странности, на которые взрослые обращают преступно мало внимания. Так же преступно не обратить внимание на этот роман, из которого складывается картина мира во всём его великолепии и ужасе.
Цикл "Мэтью Корбетт"
Оригинальные обложки цикла
Вот и главная часть анонса. Начиная с 2019 года, «Азбука» заново начнёт издавать цикл о Мэтью Корбетте. В ближайших планах – новый перевод первого романа, «Голос ночной птицы». Эта книга очень важна для писателя. Ею он прервал более чем десятилетний перерыв в творчестве. Эту книгу не сразу приняли и поняли, но очень быстро историко-авантюрно-триллерно-иронический сериал о молодом парне, который воплощает в себе хитроумие Холмса, отвагу Джима Хоукинса и браваду Джеймса Бонда, стал популярным во всём мире.
В апреле 2019 года "там" выходит седьмая книга – Cardinal Black.
Издательство: Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2019 год, 120 экз. Формат: 60x84/16, твёрдая обложка, 684 стр. ISBN: 978-5-98424-231-8 Серия: Четвертая волна из Малеевки
Аннотация: Основное действие романа разворачивается на далёкой планете Тратере во времена «модернизированного средневековья», где специальный агент Института Контакта по имени Диноэл Терра-Эттин должен раскрыть загадку Базы инопланетян. «Челтенхэм» богат на фантастические выдумки и сложносочиненные сюжеты. Здесь и Траверс — «дикое поле» известного и освоенного космоса, и «выращивающие информацию» Зелёные Облака, и многочисленные секретные операции и тайные агенты, и противостояние Земли и Стимфальской империи, и, разумеется, угроза инопланетного вторжения. Психологичный и щедрый на подробности жизни «Челтенхэм» использует фантастические декорации, чтобы подстать своим не-фантастическим предшественникам рассказать о траектории человеческой судьбы. Такие романы в фантастике появляются нечасто. Тем ценнее.
Роман стал победителем премии "Новые горизонты" 2018 года.
Антон Первушин. Теология инопланетян, или Научная фантастика в богословских трактатах
-------
Робототехника Гиза Монкеса переводят в секретную лабораторию военного ведомства, где он намерен завершить свой главный проект, известный под названием «Золотая сойка». Однако к «Сойке» тянет административные лапы начальник лаборатории. Как поступить Монкесу в такой ситуации? Может, сдаться на милость начальства? А может, начать борьбу и сознательно обречь мир на катастрофу?..
Вместе с повестью в первом разделе выпуска печатаются рассказы как известных, так и не очень опытных авторов, написанные в самых различных фантастических жанрах.
В раздел «Задачи и решения» включены произведения, участвовавшие в трех литературно-художественных соревнованиях.
Рассказ Марины Ворониной стал победителем в номинации «Фантастика» конкурса «Петроглиф», проведенного одноименным литературным фестивалем (июль 2018 года).
Рассказ Михаила Гречанникова редакция признала лучшим в конкурсе спортивной фантастики «Война минус убийство», организованном интернет-порталом «Квазар» (лето 2018 года).
Кроме того, в этом разделе традиционно публикуются несколько миниатюр, выбранных редакцией альманаха среди участников ежемесячного сетевого конкурса «Вареники», проводимого ростовским Клубом фантастики «Притяжение».
Раздел «Личности и размышления» состоит из двух статей.
Сергей Удалин размышляет, зачем Братья Стругацкие ввели в свои произведения Майю Тойвовну Глумову.
Антон Первушин анализирует, как менялись взгляды религиозных философов в прошлых веках под воздействием научных достижений.
Повышаем градус: сегодняшний анонс будут горячо приветствовать поклонники творчества одного из больших современных писателей Америки. О Дэне Симмонсе можно написать тысячи слов, но достаточно четырёх, чтобы был понятен масштаб автора: Гиперион, Эндимион, Террор, Друд.
Классика фантастики, классика великолепного хоррора на историческом материале и с эталонно прописанными элементами survival, хороший и крепкий роман с альтернативной версией истории взаимоотношений двух литературных классиков. Вполне достаточно для доступа в зал славы.
Дэн Симмонс
Только Симмонс – это много больше и в самых разных жанрах – крутые детективы, эпическая НФ, хорроры с ледяными острыми зубами, альтернативная и всё равно «как живая» история.
Помимо крупной формы в творческом багаже Симмонса – несколько десятков рассказов и повестей. Практически вся малая форма писателя собрана в трёх сборниках – «Вдоволь миров, вдоволь времени» (Worlds Enough and Time, 2002) с чистой НФ и два более ранних разножанровых «Молитвы разбитому камню» (Prayers to Broken Stones, 1990) и «Двуликий демон Мара. Смерть в любви» (Lovedeath, 1993).
Worlds Enough and TimePrayers to Broken StonesLovedeath
Все три в разное время были изданы на русском, но под одной обложкой ни разу не выходили. Теперь выйдут! В будущем году максимально полное собрание малой прозы Симмонса, включая опубликованные в составе разных антологий рассказы и повести, не входившие ни в один из авторских сборников, будет издано омнибусом в серии "Мир фантастики".
Это не все новости о Симмонсе. О чём ещё мечтать посреди зимы, как не о лете? Зимой так сложно поверить в долгие солнечные дни, потому пусть будет «Лето ночи». Один из самых известных романов писателя, в котором он вполне уверенно играет на поле Стивена Кинга (сейчас речь о сеттинге, а не о заимствовании сюжетных ходов и стиля изложения), давно надо было выпустить – десять лет минуло с последнего переиздания.
Оригинальная обложка
В городке Элм Хейвен где-то на Среднем Западе США однажды летом 1960 года происходит череда странных и ужасающих событий, в которые вовлечены несколько друзей – мальчишек, только окончивших шестой класс. Школа закрывается на каникулы, и этим воспользовалось Зло. Оно начало расти под фундаментом старой школы, понемногу захватывая городок, и столкнуться с ним придётся тем, кто способен по-настоящему поверить в реальность очень странных дел. Майк О’Рурк и его друзья из Велосипедного патруля не убоятся Зла, какие бы странные и жуткие формы оно не принимало, потому что в 12 лет пора избавляться от детских страхов и задумываться о том, что ничто не будет длиться вечно. Ни зло и порождаемый им страх, ни детство, ни лето, ни ночь, ни дружба…
«Лето ночи» умопомрачительно часто сравнивают с другими «мальчишескими сагами», где вечное лето и тёмные ночи, друзья и чудовища – «Оно» Кинга, «Жизнь мальчишки» Маккаммона, произведениями Брэдбери, Кунца, даже – Бентли Литтла и Ричарда Лаймона. Только всё это зря, это ни к чему. За привычным набором элементов – сложная конструкция, подобно театральному закулисью, и Дэн Симмонс в совершенстве владеет пультом, с помощью которого управляет почти божественной машинерией, создавая из привычных декораций иную реальность. В неё не просто заглядываешь, а заходишь, забывая, что это только история, написанная выросшим в писателя мальчишкой из городка где-то на Среднем Западе.
В настоящее время планы не распространяются на всю трилогию о мальчишках из Элм Хейвена. Так что вампирские «Дети ночи» и предвещающие конец всему «Зимние призраки» пока остаются за горизонтом событий.