Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 декабря 2019 г. 21:21

29 декабря умер Аласдер Грей, шотландский писатель. (Alasdair James Gray, 28 декабря 1934 г. — 29 декабря 2019).

цитата
Аласдер Грей получил художественное образование в Школе искусств в Глазго, работал учителем рисования, художником-оформителем, театральным художником, а потом стал «свободным художником» и драматургом. В 1965- 1976 годах на радио и телевидении были поставлены 17 его пьес; на театральной сцене позже с успехом шли постановки по другим его пьесам. Впоследствии Грэй обратился к художественной литературе, причем многие свои книги он иллюстрировал сам. Его картины хранятся в различных коллекциях, музеях и галереях.

Первая его высоко оцененная книга была опубликована в 1981 году — роман «Lanark» был отмечен несколькими национальными премиями. Среди других книг Аласдара Грэя — «1982 Джанин» (1984), «Падение Келвина Уолкера: история шестидесятых» (1985), сборник «Нечто кожаное» (1990), «Мак-Гротти и Людмила» (1990). Роман «Бедные-несчастные» (1992) был отмечен престижной премией «Уитбред» и газеты «Гардиан». Среди сборников рассказов писателя наибольшую известность снискали — «Из истории одного мира» (1983), удостоенной Челтенхэмовской премией, и «Ten Tales Tall and True» (1993). В 2003 году была опубликована новая книга Аласдара Грэя — «The Ends of Our Tethers: 13 Sorry Stories» (2003). В 2001 году писатель был приглашен в качестве преподавателя на писательские курсы в Глазго и в университет Стратклайда.

В работах Грея смешаны элементы реализма, фэнтези и научной фантастики плюс разумное использование типографии и собственных иллюстраций. Писатель Вилл Сэлф так описывает Аласдара: «творческий эрудит с интегрированным политико-философским видением», также «великий писатель, возможно, величайший на сегодняшний день из живущих на этом архипелаге». Сам Грей говорит о себе следующее: «жирный, лысеющий и становящийся все более старым пешеход-житель Глазго».

(цитата из Википедии)

На русском издано несколько его книжек, и больше всего мне нравится его роман «Бедные-несчастные» — история жизни искусственно оживленной красавицы Беллы Бакстер с пересаженным мозгом младенца. Роман стилизован под дневник шотландского врача конца XIX века, напичкан всевозможными историческими комментариями и нашпигован иллюстративным материалом. Портреты персонажей, виды природы, схемы Глазго и т.му подобные приятные мелочи украшают книжку, оживляя фантастическую историю гениального хирурга, уже в девятнадцатом веке пересаживающего живые органы. Уэллс и Беляев неплохо проэксплуатировали выдумки о врачах-кудесниках, шотландец Аласдер Грей продолжает плодить слухи о мастерах в белы халатах.

Однако задача автора — отнюдь не выдумать новый сорт разумных животных или заставить человека плавать аки рыба. Аласдер Грей создает условия (для отдельно взятого человека), при которых взрослый человек смог бы взглянуть на окружающий бардак, называемый цивилизацией, незашоренным взглядом: «Вновь познавать мир в возрасте достаточно зрелом, чтобы сразу осмысливать познаваемое, чего люди, всю жизнь находящиеся во власти детских впечатлений, обычно не делают».

Путешествуя по миру, повидав высший свет и изнанку общества, научившись презирать богатство и славу, наша героиня становится крайне циничной особой а, как писал еще Диоген Лаэртский, «цинизм — кратчайшая дорога к добродетели».

Медики — самый циничный народ, поэтому и роман — о врачах. Главные герои — студенты-эскулапы, искусственная женщина, созданная одним из них, хочет посвятить свою жизнь спасению бедных от эпидемий и болезней, а для этого ей надо всенепременно стать медиком и получить соответствующее образование. Которого нет у читателя, и поэтому основная масса авторских комментариев как раз и направлена на просвещение в этой области знания, — то есть, опять же, преследуя цель сделать читателя — хотя бы на время — циничным медиком.

Ведь выводы, скрытые под шуточным покрывалом сатирической повести, очень даже нешуточные: например, за пацифистские настроения в Англии времен Мировой войны можно было надолго попасть за решетку. Аласдер Грей протаскивает гипотезу, согласно которой войны начинаются и не прекращаются только из-за жестокого и неумелого воспитания детей, из-за подавления подростковой сексуальной энергии, каковая непременно вырвется в извращенной — милитаристской — форме. Неоднократно автор устами персонажей озвучивает мысль, что «война — болезнь человеческого рода», и «важнее заниматься профилактикой, нежели лечить запущенные болячки». Лечить болезнь под названием «жестокость» бесполезно, куда как важнее для пациента — профилактика заболевания. Методы профилактики, нарисованные А.Греем, могут показаться странными (вытеснить один инстинкт — другим), но недаром ведь хиппи предпочитали заниматься любовью, а не войной.




Статья написана 27 декабря 2019 г. 13:01

Лучшие сборники НФ, очередной выпуск. Приобретая книгу Дозуа, можно не покупать больше ничего из фантастики

«Лучшая зарубежная научная фантастика: После апокалипсиса»
Издательство: СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2019 год, 2000 экз.
Формат: 70x100/16, твёрдая обложка, 736 стр.
ISBN: 978-5-91878-320-7
Серия: Best Science Fiction

Аннотация: Какие секреты лежат в дальних просторах Вселенной? Какие тайны скрывают истины, которые мы считали неоспоримыми? Мир научной фантастики всегда был окном в реальность завтрашнего дня, смазывая границы между реальностью и искусством. В “The Year's Best Science Fiction: Twenty-Ninth Annual Collection”, лучшие авторы научной фантастики изучают новый мир. Эта антология собрала рассказы известнейших писателей, таких как Роберт Рид, Аластер Рейнольдс, Дэмиен Бродерик, Элизабет Бир, Пол Макоули и Джон Барнс. Добавьте сюда внушительный список рекомендованного чтения, и подведение итогов года в научной фантастике, и этот ежегодный сборник превращается в обязательное чтение, для всех фанатов НФ и читателей, заинтересованных в знакомстве с жанром.

(перевод аннотации: geralt9999)

Комментарий: Двадцать девятый выпуск ежегодной антологии «Лучшая научная фантастика».
Иллюстрация на обложке Д. Салливана.

ЖЗЛ о легендарном человеке, фэне № 1 в СССР.

«Сказание о Завгаре: О фантастической судьбе реального гражданина Вселенной»
Издательство: Екатеринбург: Издательские решения, 2019 год,
Формат: другой, мягкая обложка, 348 стр.
ISBN: 978-5-4496-3126-8

Комментарий: Сборник о Б. Завгороднем.
Художник не указан.

С новыми иллюстрациями. Не Мигуновым единым :)

«Понедельник начинается в субботу»
Аркадий и Борис Стругацкие
Понедельник начинается в субботу
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 3000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр.
ISBN: 978-5-17-110003-2
Серия: Стругацкие с комментариями

Аннотация: В один прекрасный вечер молодой программист Александр Привалов, возвращаясь из отпуска, прямо посреди дремучего леса встретил двух приятных молодых людей. И подпав под их обаяние, поступил на работу в один загадочный и престижный НИИ, где не терпят лодырей и бездельников, где правит энтузиазм и оптимизм, а сказка становится былью. Повесть братьев Стругацких по праву считается одной из вершин их творчества. Прошедшая испытание временем, наполненная юмором и добротой, история будней сказочного НИИ не оставит равнодушными никого из читателей.

Комментарий: Самостоятельная повесть из цикла "НИИЧАВО".
Внутренние иллюстрации Д. Никулушкина.

«Обитаемый остров»
Аркадий и Борис Стругацкие
Обитаемый остров
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 448 стр.
ISBN: 978-5-17-111907-2
Серия: Стругацкие с комментариями

Аннотация: Землянин Максим Каммерер, попав на планету Саракш, сталкивается с апокалиптической жестокостью, подлостью, цинизмом. Ему предстоит сделать непростой выбор между правдой и ложью, долгом и предательством, честью и бесчестьем.

Комментарий: Первая книга трилогии о Максиме Каммерере.
Внутренние иллюстрации Д. Никулушкина.

В этой книге очень любопытен не заглавный роман, давший название сборнику, а второе произведение — Пауль Розенгайн "Радиограмма из иного мира". Это одно из первых в фантастике описание ни много ни мало — технологии подселения мозговых слизней! Завоевание землян с помощью телепатии, на солидном расстоянии. Книга дала толчок к появлению таких знаковых для жанра произведений как "Кукловоды" Р.Э.Хайнлайна и "Чужие среди нас" Д.Карпентера.

«С того света»
Издательство: Ярославль: Издатель ИП Мамонов В. В., 2019 год,
Формат: 70x108/32, твёрдая обложка, 336 стр.
ISBN: 978-5-00096-234-3
Серия: More fантастики

Комментарий: Два внецикловых романа.
Иллюстрация на обложке Т. Придчиной.

Вершина польской фантастики после С.Лема

«Идеальное несовершенство»
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2500 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 512 стр.
ISBN: 978-5-17-099904-0
Серия: Звёзды научной фантастики

Аннотация: В конце XXI века Земля отправляет к странной астрофизической аномалии исследовательскую экспедицию, но, не добравшись до цели, корабль исчезает. Его находят спустя несколько столетий, в XXIX веке, и на борту погибшего судна оказывается лишь один астронавт, Адам Замойский. Он не помнит, что произошло, не понимает, как выжил, и к тому же не значится в списке экипажа, но не это тревожит его в первую очередь. Адам попал в мир, где изменилось само значение слова «человек», где модифицировался язык, где реальность воссоздается, где она изменяема, а само понятие личности трансформировалось до неузнаваемости. Здесь конкуренция является двигателем эволюции, и побеждает тот, кто лучше контролирует ресурсы планеты и сами законы физики. Здесь идет сложная борьба за власть между людьми, инопланетными цивилизациями и постчеловеческими созданиями. Это мир, которому грозит непредставимая опасность, и, как не парадоксально, какое-то отношение к ней имеет таинственный и примитивный пришелец из прошлого, оказавшийся ключевой фигурой игры, ставки в которой он не может даже представить.

Комментарий: Внецикловый роман.
Иллюстрация на суперобложке Т. Багиньского.

И еще немножко под катом:




Статья написана 23 декабря 2019 г. 10:57

Алексей Шведов "Поврежденный город"

Сборник повестей и рассказов. 502 стр., тираж 30 экз, твердый шитый переплет, размер 22х15 см.

В книгу включены повести и рассказы с иллюстрациями Александра Филиппова, Евгения Мельникова, Андрея Есина.


Алексей Шведов лет 15 назад.


С о д е р ж а н и е :

Клиника и механизмы psychiatric fiction

C самого утра день у Бехтерева не задался, поскольку ночью его подменили. К обеду он замечает за собой слежку и всё быстрее и быстрее сползает в психоз.

Поврежденный город absurd science fiction

C городом, в который случайно попадает главный герой, что-то явно не так, равно как и с его жителями. Но при этом сами жители считают, что с городом всё в порядке, а "что-то не так" именно с главным героем. Кто прав?

Продолжение под катом:




Статья написана 20 декабря 2019 г. 23:05

В газете "Книжное Обозрение" от 10 января 1995 года на стр. 2 было написано немного

цитата
«Полная заправка на Иссоре» была впервые издана в 1994 году отдельным изданием. Весь ее тираж – 99 экземпляров – за один день 20 декабря 1994 года выпустило издательство «Гном» с помощью настольной издательской системы. Тираж книги был пронумерован и предназначался фэнам-коллекционерам.

но фотографии там не было, и в сети ничего пока не находится, в базе у нас тоже немного сведений:

https://fantlab.ru/edition78315

По сути, в постсоветской России это первое задуманное и исполненное лимитированное малотиражное издание фантастики, целиком подписанное автором. Следующий подобный эксперимент был сделан только лет через пятнадцать наверное.


Статья написана 10 декабря 2019 г. 15:49

Соотечественник Уэллса, Олаф Стэплдон, через тридцать лет уже не имел никаких шансов получить оценку криитки по своим лучшим произведениям. Воображением и глубиной идей он по меньшей мере двукратно, то есть двумя оригинальными сочинениями, превосходил Уэллса (ФиФ, I-480)

.

.

КОСМОГОНИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА

.

.

Один из величайших отцов современной научной фантастики, Олаф Стэплдон, создал, кроме двух романов, которые мы серьезно разбираем в других разделах этой книги, произведение, которому предстояло стать чем-то вроде суммы космической фантастики. Это «Создатель звезд», вещь, написанная в 1937 году, то есть одно из последних «детищ» Стэплдона. Будучи сокровищницей идей, которыми научная фантастика может питаться многие годы, это эссе (потому что трудно назвать «Создателя звезд» романом) представляет собою скорее чудовищный (но импонирующий) холостой заряд. Повествователь, покидающий свое английское жилище по ночам, чтобы смотреть на звезды, однажды вечером возносится духом в космические просторы и начинает свою одиссею среди звезд. Научившись со временем вселяться в инопланетных существ, он, пользуясь их мозгами и глазами, знакомится с неисчислимыми цивилизациями Млечного Пути, равно как мирами человекообразных существ, так и «людей-растений», «подводных людей», «летающих», разумных насекомых, ракообразных, мирами рас птицеподобных, мирами существ, наделенных «групповым разумом», и т. п., причем по мере продолжения путешествия увеличивается и поле зрения героя. Уже не единичные миры, но целые их классы, категории описывает он: например, противопоставляет цивилизациям «здоровым» пораженные «психозом»; показывает такие, в которых наличие других органов чувств — перцептуально ведущих — позволяет обретающим там существам создавать иные образы Божества («Бог как Бытие, имеющее Вкус Совершенства» — поскольку речь идет о созданиях, обладающих могуче развитым всемозговым аппаратом), но это еще не все. Когда Космос заселится цивилизациями, звезды начнут взрываться, образуя Новые и уничтожая жизнь в своей экзосфере и даже выбрасывая из хромосферы ужасающе длинные протуберанцы, коими сотрут живую оболочку с поверхности своих планет. Что это может значить? Оказывается, звезды — тоже «существа», наделенные духовной жизнью. Они рождаются, дозревают и стареют, ибо они — организмы, к тому же мыслящие; и когда повествователь сможет, как он проделывал это в пространстве, путешествовать и во времени, когда отойдет в далекое прошлое Космоса, то поймет, что сознание пробуждалось даже в первоначальных галактических туманностях еще до того, как в них возникли звезды! Но и этого мало: описанные ступени космогонической лестницы все явнее доказывают существование Того, кто их сотворяет, — а это и есть как раз Создатель звезд, изображению которого Стэплдон посвящает последние страницы книги. «Создатель звезд» — это ультимативное путешествие; как из корзины взлетающего воздушного шара раскрывается все более обширное поле зрения, так с позиции рассказываемого все более монументально открывается панорама космических проблем и работ. У этой космопсихогонии есть и свои прелестные и просто странные места (например, картина звезд, гневно сдирающих протуберанцами жизнь с поверхности планет, гротескна и напоминает смахивание пыли перышком). Продуцирует Стэплдон и множество психозоичных уродцев, потому что не учитывает того закона эволюции, который постулирует, что разум, будучи органом адаптации, чрезвычайно ускоряющим процессы приспособления, связанные с игрой естественного отбора, единожды возникнув, делает невозможным, например, вырастание крыльев, ибо эволюции на такие дела требуются по меньшей мере миллионы лет, технически же овладеть искусством полета можно в тысячи раз быстрее. Но такие упущения нельзя считать самыми существенными, потому что они представляют собою лишь шаги на дороге, ведущей вверх, к образу Создателя звезд. У этого Высшего Существа была своя молодость, то есть эра недозрелости, и тогда оно, как бы забавляясь, натворило множество неудачных Универсумов. В различные эпохи существования Создателя в нем по-разному происходило стирание элементов добра и зла и в то же время активное вмешательство в им же созданное либо только любовное наблюдение за его процессами. Мы имеем дело с концепцией Эволюционирующего Бога, которая неизбежно предполагает его начальное несовершенство — кое влечет за собой наличие законов, которым Создатель Космосов подчинялся, ибо ежели мог взрослеть и созревать, то не потому, что сам себе придал такие свойства. Таким образом, Стэплдон оказывается мистическим системотворцем, плоды которого логически небезупречны. Теперешний Космос — дело рук Создателя уже окрепшего, это полыхание гигантских сил, порождающих и попеременно уничтожающих цивилизации; количество падений, руин, повреждений, эволюционных и социальных аберраций не уступает огромностью размера самой Вселенной с ее скоплениями галактик и звездных облаков. Звездостроитель стремится творимому им придавать психику, однако не напрямую, а только давая ему соответствующую развитийную способность. Поэтому сознание возникало и в протопланетарных системах, и в гигантских солнцах, в биосфере холодных тел и на поверхности солнц, которых постигала тепловая смерть. Все эти сознания, если они не исказились в ходе существования, не погибли и не были уничтожены другими, подстерегающими на каждом повороте формами, выходят наконец на такой уровень понимания, на котором уже могут контактировать с другими, вследствие чего постепенно в результате таких столкновений возникает как бы единый Космический Разум. О чем Он думает — неведомо.

В плане логичном особое сомнение вызывает двойной психизм Бытия: ведь Стэплдон не удовольствовался воплощением сознания в материальные системы — начиная с насекомых, через людей и до туманностей, но сверх всей материи поставил Звездостроителя, действия которого можно толковать двояко. Поскольку Он создает миры и, создав их, лишь созерцательно покровительствует им, постольку, хотя Стэплдон и не желает такой интерпретации Его действий и всячески стремится закрыть к ней читателям доступ, упорно подчеркивая, что мотивировка активности Создателя недоступна человеку, тем не менее должно быть одно из двух:







  Подписка

Количество подписчиков: 616

⇑ Наверх