29 декабря умер Аласдер Грей, шотландский писатель. (Alasdair James Gray, 28 декабря 1934 г. — 29 декабря 2019).
цитата
Аласдер Грей получил художественное образование в Школе искусств в Глазго, работал учителем рисования, художником-оформителем, театральным художником, а потом стал «свободным художником» и драматургом. В 1965- 1976 годах на радио и телевидении были поставлены 17 его пьес; на театральной сцене позже с успехом шли постановки по другим его пьесам. Впоследствии Грэй обратился к художественной литературе, причем многие свои книги он иллюстрировал сам. Его картины хранятся в различных коллекциях, музеях и галереях.
Первая его высоко оцененная книга была опубликована в 1981 году — роман «Lanark» был отмечен несколькими национальными премиями. Среди других книг Аласдара Грэя — «1982 Джанин» (1984), «Падение Келвина Уолкера: история шестидесятых» (1985), сборник «Нечто кожаное» (1990), «Мак-Гротти и Людмила» (1990). Роман «Бедные-несчастные» (1992) был отмечен престижной премией «Уитбред» и газеты «Гардиан». Среди сборников рассказов писателя наибольшую известность снискали — «Из истории одного мира» (1983), удостоенной Челтенхэмовской премией, и «Ten Tales Tall and True» (1993). В 2003 году была опубликована новая книга Аласдара Грэя — «The Ends of Our Tethers: 13 Sorry Stories» (2003). В 2001 году писатель был приглашен в качестве преподавателя на писательские курсы в Глазго и в университет Стратклайда.
В работах Грея смешаны элементы реализма, фэнтези и научной фантастики плюс разумное использование типографии и собственных иллюстраций. Писатель Вилл Сэлф так описывает Аласдара: «творческий эрудит с интегрированным политико-философским видением», также «великий писатель, возможно, величайший на сегодняшний день из живущих на этом архипелаге». Сам Грей говорит о себе следующее: «жирный, лысеющий и становящийся все более старым пешеход-житель Глазго».
(цитата из Википедии)
На русском издано несколько его книжек, и больше всего мне нравится его роман «Бедные-несчастные» — история жизни искусственно оживленной красавицы Беллы Бакстер с пересаженным мозгом младенца. Роман стилизован под дневник шотландского врача конца XIX века, напичкан всевозможными историческими комментариями и нашпигован иллюстративным материалом. Портреты персонажей, виды природы, схемы Глазго и т.му подобные приятные мелочи украшают книжку, оживляя фантастическую историю гениального хирурга, уже в девятнадцатом веке пересаживающего живые органы. Уэллс и Беляев неплохо проэксплуатировали выдумки о врачах-кудесниках, шотландец Аласдер Грей продолжает плодить слухи о мастерах в белы халатах.
Однако задача автора — отнюдь не выдумать новый сорт разумных животных или заставить человека плавать аки рыба. Аласдер Грей создает условия (для отдельно взятого человека), при которых взрослый человек смог бы взглянуть на окружающий бардак, называемый цивилизацией, незашоренным взглядом: «Вновь познавать мир в возрасте достаточно зрелом, чтобы сразу осмысливать познаваемое, чего люди, всю жизнь находящиеся во власти детских впечатлений, обычно не делают».
Путешествуя по миру, повидав высший свет и изнанку общества, научившись презирать богатство и славу, наша героиня становится крайне циничной особой а, как писал еще Диоген Лаэртский, «цинизм — кратчайшая дорога к добродетели».
Медики — самый циничный народ, поэтому и роман — о врачах. Главные герои — студенты-эскулапы, искусственная женщина, созданная одним из них, хочет посвятить свою жизнь спасению бедных от эпидемий и болезней, а для этого ей надо всенепременно стать медиком и получить соответствующее образование. Которого нет у читателя, и поэтому основная масса авторских комментариев как раз и направлена на просвещение в этой области знания, — то есть, опять же, преследуя цель сделать читателя — хотя бы на время — циничным медиком.
Ведь выводы, скрытые под шуточным покрывалом сатирической повести, очень даже нешуточные: например, за пацифистские настроения в Англии времен Мировой войны можно было надолго попасть за решетку. Аласдер Грей протаскивает гипотезу, согласно которой войны начинаются и не прекращаются только из-за жестокого и неумелого воспитания детей, из-за подавления подростковой сексуальной энергии, каковая непременно вырвется в извращенной — милитаристской — форме. Неоднократно автор устами персонажей озвучивает мысль, что «война — болезнь человеческого рода», и «важнее заниматься профилактикой, нежели лечить запущенные болячки». Лечить болезнь под названием «жестокость» бесполезно, куда как важнее для пациента — профилактика заболевания. Методы профилактики, нарисованные А.Греем, могут показаться странными (вытеснить один инстинкт — другим), но недаром ведь хиппи предпочитали заниматься любовью, а не войной.
Аннотация: Какие секреты лежат в дальних просторах Вселенной? Какие тайны скрывают истины, которые мы считали неоспоримыми? Мир научной фантастики всегда был окном в реальность завтрашнего дня, смазывая границы между реальностью и искусством. В “The Year's Best Science Fiction: Twenty-Ninth Annual Collection”, лучшие авторы научной фантастики изучают новый мир. Эта антология собрала рассказы известнейших писателей, таких как Роберт Рид, Аластер Рейнольдс, Дэмиен Бродерик, Элизабет Бир, Пол Макоули и Джон Барнс. Добавьте сюда внушительный список рекомендованного чтения, и подведение итогов года в научной фантастике, и этот ежегодный сборник превращается в обязательное чтение, для всех фанатов НФ и читателей, заинтересованных в знакомстве с жанром.
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-110003-2 Серия: Стругацкие с комментариями
Аннотация: В один прекрасный вечер молодой программист Александр Привалов, возвращаясь из отпуска, прямо посреди дремучего леса встретил двух приятных молодых людей. И подпав под их обаяние, поступил на работу в один загадочный и престижный НИИ, где не терпят лодырей и бездельников, где правит энтузиазм и оптимизм, а сказка становится былью. Повесть братьев Стругацких по праву считается одной из вершин их творчества. Прошедшая испытание временем, наполненная юмором и добротой, история будней сказочного НИИ не оставит равнодушными никого из читателей.
Комментарий: Самостоятельная повесть из цикла "НИИЧАВО". Внутренние иллюстрации Д. Никулушкина.
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-17-111907-2 Серия: Стругацкие с комментариями
Аннотация: Землянин Максим Каммерер, попав на планету Саракш, сталкивается с апокалиптической жестокостью, подлостью, цинизмом. Ему предстоит сделать непростой выбор между правдой и ложью, долгом и предательством, честью и бесчестьем.
В этой книге очень любопытен не заглавный роман, давший название сборнику, а второе произведение — Пауль Розенгайн "Радиограмма из иного мира". Это одно из первых в фантастике описание ни много ни мало — технологии подселения мозговых слизней! Завоевание землян с помощью телепатии, на солидном расстоянии. Книга дала толчок к появлению таких знаковых для жанра произведений как "Кукловоды" Р.Э.Хайнлайна и "Чужие среди нас" Д.Карпентера.
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 512 стр. ISBN: 978-5-17-099904-0 Серия: Звёзды научной фантастики
Аннотация: В конце XXI века Земля отправляет к странной астрофизической аномалии исследовательскую экспедицию, но, не добравшись до цели, корабль исчезает. Его находят спустя несколько столетий, в XXIX веке, и на борту погибшего судна оказывается лишь один астронавт, Адам Замойский. Он не помнит, что произошло, не понимает, как выжил, и к тому же не значится в списке экипажа, но не это тревожит его в первую очередь. Адам попал в мир, где изменилось само значение слова «человек», где модифицировался язык, где реальность воссоздается, где она изменяема, а само понятие личности трансформировалось до неузнаваемости. Здесь конкуренция является двигателем эволюции, и побеждает тот, кто лучше контролирует ресурсы планеты и сами законы физики. Здесь идет сложная борьба за власть между людьми, инопланетными цивилизациями и постчеловеческими созданиями. Это мир, которому грозит непредставимая опасность, и, как не парадоксально, какое-то отношение к ней имеет таинственный и примитивный пришелец из прошлого, оказавшийся ключевой фигурой игры, ставки в которой он не может даже представить.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на суперобложке Т. Багиньского.
Аннотация: Чему учит история? Как известно, ничему. Чему учит альтернативная история? Альтернативному ничему же. Казалось бы, можно расслабиться и просто получать удовольствие от перебора вариантов. Однако доктор филологии Р.С. Кац не таков! Для него классическая и современная литература, по образному выражению Ивана Тургенева, не храм, а мастерская. Кац знает меру и не заносится в гибельные выси. Будучи серьезным ученым, он чувствует свою ответственность даже за несбывшееся, а потому в новой книге предлагает глубокий и выверенный прогноз на вчера и позавчера. Можете быть уверены: случись что не так, история мировой литературы развивалась бы строго по Кацу.
В оформлении книги использованы фрагменты рисунков и живописных работ Аба Айверкса, Юрия Анненкова, Ивана Архипова, Генриха Валька, Жана Гранвиля, Бориса Ефимова, Николая Кузьмина, Йозефа Лады, Евгения Мигунова, Александра Райхштейна, Джона Тенниела, Марка Шагала, Жана Эффеля, Маурица Эшера и др., а также изображения персонажей фильмов "Анна Каренина" (1967), "Берегись автомобиля" (1966), "В синем море, в белой пене..." (1984), "Винни Пух" (1969), "Война и мир" (1965), "Грязный Гарри" (1971), "Дракула" (1992), "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975), "Матрица" (1999), "Кавказская пленница" (1966), "Малыш и Карлсон" (1968), "Назад в будущее-3" (1990), "Нибелунги" (1924), "Носферату, симфония ужаса" (1922), "Преступление и наказание" (1969), "Психо" (1960), "Старик Хоттабыч" (1956), "Тайна третьей планеты" (1981), "Трое из Простоквашино" (1978), "Фильм,фильм, фильм" (1968), "Франкенштейн" (1931), "Шрек" (2001).
Издательство: Планета Земля: Лаборатория фантастики, 2019 год, 200 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 580 стр. ISBN: не указан Серия: Майкл Ши
Комментарий: Второй том собрания сочинений Майкла Ши, американского автора, дважды лауреата Всемирной премии фэнтези. Иллюстратор обложки — К.А.Терина; внутренние иллюстрации Сергея Крикуна, Сергея Кириллова.
Издательство: М.: АСТ, 2018 год, 4000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 224 стр. ISBN: 978-5-17-983242-3 Серия: Эксклюзивная классика
Аннотация: Энергетический кризис, разразившийся в конце ХХ века вследствие климатических изменений, привел к тому, что Америка обезлюдела. Спустя столетие небольшая группа исследователей из Европы отправляется в экспедицию на заброшенный континент. Они обнаруживают, что большая часть страны превратилась в пустыню, населенную разрозенными сообществами, исполняющими причудливые ритуалы. Экспедиция следует из Манхэттена через сеть отелей "Холидей Инн" и тематические парки, и в конце пути сталкивается с удивительной новой силой, сформировавшейся в самом сердце Лас-Вегаса.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке С. Неживясова.
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 512 стр. ISBN: 978-5-17-106780-9 Серия: Звёзды научной фантастики
Комментарий: Роман и рассказы из цикла «Рамма». Иллюстрация на суперобложке М. Емельянова.
Недоставаемая нигде книжка, забавный проект о видении будущего городов. Невозможность достать книгу, в которой рассуждают о будущем городов, намекает что эти города не для нас.
Аннотация: Путешествия к далеким мирам и захватывающие приключения на просторах космоса, невероятные научные открытия и масштабные катастрофы, повлекшие необратимые последствия, постапокалиптическое будущее и альтернативное прошлое — все это вы найдете на страницах очередной антологии, подготовленной знаменитым составителем Гарднером Дозуа. Под одной обложкой собраны повести и рассказы таких мэтров, как Майкл Суэнвик, Роберт Рид, Тэд Уильямс, Питер Уоттс, Джо Холдеман, Аластер Рейнольдс, и многих других. Тридцать три великолепных произведения, завоевавшие престижные награды и заслужившие высокие оценки критиков, не оставят равнодушными преданных поклонников научной фантастики!
Комментарий: Двадцать восьмой выпуск ежегодной антологии «Лучшая научная фантастика». Иллюстрация на обложке Д. Салливана.
Издательство: М.: Т8 RUGRAM, Рипол Классик, 2019 год, 1002 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 270 стр. ISBN: 978-5-386-13351-1
Аннотация: Научно-фантастический жанр всегда вдохновлял технологическое сообщество: братья Стругацкие, Кир Булычев, Рэй Брэдбери были любимыми писателями многих инженеров и ученых. Сейчас фантастика в России существует в форме повторяющихся сюжетов и образов, и эти границы жанра стали слишком узкими для научно-фантастического воображения. Поэтому в 2018 году благотворительный фонд «Система» учредил премию в жанре научной фантастики «Будущее время», чтобы вдохновить талантливых авторов, которые хотят писать в этом жанре. За полтора месяца авторы из 32 стран мира прислали в проект «Будущее время» 1841 фантастический рассказ. Профессиональное жюри выбрало лучшие работы, которые объединены в сборник "Будущее время". Сборник «Будущее время» — это шесть фантастических историй о мире будущего, в котором отражаются тенденции современного технологического прогресса. Авторы рассказов посмотрели на вечную для литературы и искусства тему с технологической стороны — каким будет мир, в котором бессмертие достижимо?
Комментарий: Сборник фантастических рассказов.
Утопические книги интересны тем обстоятельством, что по их лекалам пытались делать социализм
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 608 стр. ISBN: 978-5-17-114687-0 Серия: Зарубежная классика
Аннотация: Вдохновенный поэт и художник-прерафаэлит Уильям Моррис, профессиональный журналист Эдвард Беллами, популярный писатель Эдвард Бульвер-Литтон представляют читателю три варианта "прекрасного далёко" – общества, поднявшегося до неимоверных вершин развития и основанного на всеобщем равенстве. Романы эти, созданные в последней трети XIX века, вызвали в обществе многочисленные жаркие дискуссии. Всеобщая трудовая повинность или творческий подход к отдельной личности? Всем всё поровну, или следует вводить шкалы потребностей? Возможно ли создать будущее, в котором хотелось бы жить каждому?
Комментарий: Сборник утопических произведений XIX века зарубежных авторов. Иллюстрация на обложке Obsidian Fantasy Studio (в издании не указана).
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 5000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-17-110438-2 Серия: Эксклюзивная классика
Аннотация: Сама идея утопии принадлежит еще Платону, который, собственно, и создал, в своем "Государстве" первую в истории европейской мысли модель идеального общества. Однако жанр литературной утопии – то есть произведения, описывающего общество, безупречно счастливое с точки зрения автора, – относительно молод: его отцом-создателем официально считается выдающийся британский гуманист XVI века Томас Мор. Он же и подарил своему "чудесному острову" (а заодно и всему жанру) название "Утопия" – то ли от греческого "благое место", то ли от греческого же "место, которого нет". Как же представляли себе идеальное общество великие мечтатели далекого прошлого? Томас Мор допускал в своем идеальном обществе существование рабов… Томмазо Кампанелла представил на суд шокированных современников эксцентричные идеи государственного воспитания детей… Фрэнсис Бэкон воспел общество, поставившее себе на службу достижения науки – от "вечного двигателя" до телефона… А Сирано де Бержерак создал парадоксальный и смешной мир, населенный фантастическими существами… Общества, о которых предстоит прочитать в этом сборнике, вряд ли покажутся современному читателю "утопическими" в привычном смысле слова – но тем интереснее будет узнать, как же представляли себе счастье человечества много веков назад.
Комментарий: Утопический роман XVI — XVII веков. Художник не указан.
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 4000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 256 стр. ISBN: 978-5-17-112928-6 Серия: Эксклюзивная классика
Аннотация: Роман-тревога за ближайшее будущее в Англии. Размыто описывая развитие фашизма, автор опасается, что все это может действительно случиться в течение нескольких ближайших десятилетий.
Комментарий: Внецикловый роман. Художник не указан.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2019 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-04-101316-5 Серия: Большая фантастика
Аннотация: Потери — в прошлом. Убийства устарели. Смерть — только начало. В 1938 году смерти больше не боятся, её эксплуатируют. С момента открытия жизни после смерти Британская империя вобрала в свои пределы Летоземье, метрополис для недавно умерших. Но Британия — не единственный претендент на власть в этой жизни и в следующей. У Советов есть шпионы в Летоземье и технологии, чтобы построить собственного бога. Агент MI6 Рэйчел Уайт вышла на след одного из советских кротов, и теперь компромат ставит под угрозу всю её с трудом выстроенную карьеру. У шпиона есть высокопоставленные друзья, и чтобы задержать его, ей придётся играть не по правилам. Но как поймать человека, который уже мёртв?
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и форзацах В. Половцева.
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 720 стр. ISBN: 978-5-17-105982-8 Серия: Мастера фантазии
Аннотация: Непредсказуемость сюжетных поворотов, искрометный юмор, бурная фантазия, неповторимая оригинальность языка принесли У.Тенну заслуженную славу Мастера фантастической новеллы не только в Америке, но и во всем мире.
Издательство: СПб.: Pollen Press, М.: Антоним, 2018 год, 1000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 272 стр. ISBN: 978-5-9500970-4-1
Аннотация: Предыстория сюжета в «Плюсе», как её можно восстановить, такова: инженер, у которого после радиоактивного облучения выявляют рак (в тексте упоминается отравление, яд, отрава, краб), решается принять участие в эксперименте — Операции «Travel Light». Его отделённый от тела мозг в капсуле Имп («многогранная исследовательская межпланетная платформа с не имеющим аналогов окном») с названием «Плюс» отправляют на орбиту для проведения экспериментов, связанных с влиянием солнечного света на водоросли. Сам роман — это преимущественно монолог мозга на земной орбите (написанный от третьего лица), который вспоминает прошлое и странным образом развивается, как бы отращивая новое тело. Изредка происходит обмен сообщениями с Кап Комом, но в целом это «роман становления» одного персонажа. Сложная модернистская структура текста (другой текст, magnum opus автора «Женщины и мужчины» включен в список самых трудных романов по версии журнала The Millions), с его постоянными закольцованными пассажами, позволяет войти в медитативное состояние и испытать новый читательский опыт.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2019 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 384 стр. ISBN: 978-5-389-15731-6 Серия: Звёзды новой фантастики
Аннотация: Нашей вселенной управляют законы физики. Движение со сверхсветовой скоростью невозможно... было невозможно, пока не открыли Поток ― поле, находящееся вне всех измерений, к которому имеется доступ в некоторых точках пространства-времени и которое способно перенести нас к иным планетам, обращающимся вокруг далёких звёзд.
Оседлав Поток, человечество распространилось в бесчисленные миры. Земля забыта. Возникает новая империя, Взаимозависимость, в основе которой лежит доктрина о том, что ни один форпост человечества не способен выжить без остальных. Доктрина предохраняет от межзвёздной войны, а правителям империи служит системой контроля.
Поток вечен, но непостоянен. Река может менять русло, и Поток меняется также. В редких случаях отрезанными от человечества оказываются целые миры. Когда становится ясно, что весь Поток пребывает в движении и, возможно, разделит все населённые людьми планеты навсегда, три отдельных человека ― учёный, капитан звездолёта и императрица Взаимозависимости ―должны вступить в гонку со временем, чтобы выяснить, можно ли спасти хоть какую-то часть готовой рухнуть межзвёздной империи.
Издательство: М.: Время, 2019 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 768 стр. ISBN: 978-5-9691-1836-2 Серия: Самое время!
Аннотация: Этот роман — шесть больших историй, сплетённых в один витиеватый узел, распутать который никто не в состоянии. По крайней мере, на это надеется автор. На почти девятистах страницах книги вступают в сложные алхимичные реакции города, сюжеты, люди, аллюзии, слова. Что объединяет деревню Белые Росы-13, которая находится на территории Российского Рейха, и constructed language, тайный язык бальбута? Почему белорусская знахарка отправляется на далёкий остров, где создаётся идеальная страна Кривия? Что за послание закопали в лесу ученики обычной средней школы, и чей труп находят в 2049 году в дешёвом берлинском отеле?
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 1500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 224 стр. ISBN: 978-5-17-107086-1 Серия: XX век — The Best
Аннотация: "Стеклянные пчёлы" (1957) — пожалуй, самый необычный роман Юнгера, написанным на стыке жанров утопии и антиутопии. Общество технологического прогресса и торжество искусственного интеллекта, роботы, заменяющие человека на производстве, развитие виртуальной реальности и комфортное существование. За это "благополучие" людям приходится платить одиночеством, и утратой личной свободы и неподконтрольности. Таков мир, в котором живет герой романа — отставной ротмистр Рихард, пытающийся получить работу на фабрике по производству наделенных интеллектом роботов-лилипутов некоего Дзаппарони — изощренного любителя экспериментов, желающего превзойти главного творца — природу. Быть может, человечество сбилось с пути и совершенство технологий лишь кажущееся благо?
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Е. Иванова (в издании не указан).
Аннотация: Машина времени, давняя мечта человечества. Эллис Роджерс, инженер из Детройта, сумел воплотить ее в жизнь и отправился в путешествие на двести лет вперед. И действительно оказался в будущем, только не через двести, а через две тысячи лет. Конечно же, все изменилось. И похоже, что к лучшему. Люди живут в прекрасных подземных городах, а поверхность Земли представляет собой огромный природный заповедник. В новом мире нет старости, болезней, смерти, войн, религии и нужды, а человеческое общество состоит из бесполых клонов, которые живут и здравствуют веками. Люди давно забыли о том, что такое агрессия, в отношениях царят доброжелательность и мягкость, каждый может выбрать занятие по душе. И в этом-то дивном новом мире американский инженер Эллис Роджерс в первый же день становится свидетелем загадочного убийства…
Издательство: М.: Книжный мир, 2019 год, 1500 экз. Формат: 60x90/8, твёрдая обложка, 880 стр. ISBN: 978-5-904281-02-1
Аннотация: Настоящее справочно-информационное издание продолжает серию альбомов справочников по различным видам искусства, выходивших в издательстве с 2003 года, и посвящено художникам детской книги СССР за период с 1945 по 1991 гг. Справочный материал расположен в алфавитном порядке по фамилиям художников. В данном томе приведены сведения о художниках с фамилиями на букву «В». Задача издания — показать наиболее полно наследие известных мастеров книги и вернуть в культурный и научный оборот работы незаслуженно забытых художников. Приведено около 8000 изображений книжных обложек, иллюстраций, элементов оформления, оригиналов рисунков, а также портреты и биографии. Издание предназначено для музеев, библиотек, издателей, библиофилов и всех интересующихся детской книгой СССР.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2019 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 480 стр. ISBN: 978-5-04-100456-9 Серия: Fanzon. Наш выбор
Аннотация: Психолог-экспериментатор Джим Марчук разработал безупречную методику для выявления скрытых психопатов в обществе. Но, будучи подвергнут перекрестному допросу об этих исследованиях в суде, Джим с потрясением обнаруживает, что потерял воспоминания двадцатилетней давности о периоде своей жизни длиной в шесть месяцев — темном времени, в течение которого он сам, возможно, совершал отвратительные поступки. Спустя много лет он вновь встречает Кайлу Гурон — бывшую подругу из своего давно забытого прошлого. Сегодня она — квантовый физик, сделавший ошеломительное открытие о природе человеческого сознания. Поскольку поток насилия и ненависти, все разрастаясь, катится по миру, психолог и физик объединяют свои усилия в гонке за время. Смогут ли они сделать невозможное — изменить человеческую сущность, — прежде чем весь мир рухнет в пропасть?
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. Пантюшиной.
Аннотация: Шаровая молния — одно из самых загадочных явлений природы. Ее странные свойства привлекают интерес исследователей уже не первое столетие. Но, несмотря на все усилия, пока шаровая молния по-прежнему хранит свой секрет. И вот в погоне за разгадкой этого секрета объединяют свои усилия три человека. Метеоролог доктор Чэнь таким способом "мстит" страшному огненному шару за погибших родителей. Физик Динг Йи видит в этой работе возможность применить на практике одну из своих сенсационных гипотез. А майор китайской армии Линь Юнь мечтает о создании оружия на основе шаровой молнии...
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2019 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-04-100601-3 Серия: Fanzon. Наш выбор
Аннотация: 2147 год. Нанотехнологии продлевают жизнь. Генетически модифицированные насекомые очищают городской воздух от загрязнений. Идеальный вид безопасного транспорта, телепортация, предлагается фирмой International Transport, ставшей лидером в мире, который контролируют корпорации.
Джоэль Байрам занимается «очеловечиванием» искусственного интеллекта и параллельно пытается спасти свой брак. Обычный парень с типичными проблемами двадцать второго века. Пока террористы не взорвали транспортный узел и его телепортация пошла не так...
Теперь Джоэлю предстоит перехитрить «теневую фирму», уничтожить религиозную секту и избавиться от «двойного эффекта».
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке М.С. Корли.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2019 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 480 стр. ISBN: 978-5-04-101996-9 Серия: Fanzon. Всё о великих фантастах
Аннотация: Первая польская биография. Пользуясь ранее неопубликованными источниками, Орлинский расрывает большие и маленькие, серьезные и забавные секреты жизни писателя. Как Лем пережил Холокост? Верил ли он когда-нибудь в коммунизм? На что потратил свой гонорар за "Магелланово облако"? Сколько раз Лем ездил в СССР? Почему Лем назвал Тарковского дураком? Как дружба с Филипом К. Диком переросла в ненависть? Чем отличались рукописи романов "Глас Господа", "Фиаско" и "Футурологический конгресс" от опубликованных вариантов? Что такое на самом деле "сепулька"?
Комментарий: Биографическое произведение. Иллюстрация на обложке В. Коробейникова.
Аннотация: Уровень мирового океана поднялся, и улицы превратились в каналы. Каждый небоскреб стал островом. Но для обитателей площади Мэдисон Нью-Йорк 2140 года — вовсе не мертвый город. Рыночный торговец, который умеет найти новые возможности там, где другие находят только неприятности. Полицейский, чья работа никогда не закончится. Вместе с юристами, разумеется. Звезда интернета, за приключениями которой на воздушном шаре следят миллионы зрителей, и управляющий домом, заслуживший уважение вниманием к деталям. Двое мальчишек, которым здесь не место, но другого дома у них нет. И эти двое окажутся важнее для будущего, чем кто-либо может вообразить. И, наконец кодеры, временные жильцы на крыше. С их исчезновения начнется цепочка событий, которые станут угрозой для всех и вся, включая давно скрывшееся под водой основание города.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке, суперобложке и внутренние иллюстрации Н. Плутахина.
Аннотация: Маскалл от любопытства и скуки соглашается сопровождать товарищей в их путешествии на планету Арктур. Очнувшись в одиночестве и не обнаружив друзей, он самостоятельно начинает исследовать неведомый край. Первые обитатели преисполнены мира и доброты. Оказывается, на Арктуре боги до сих пор живут вместе с людьми и часто показываются им. Маскалл решает во что бы то ни было служить такому доброму божеству — Суртуру, Создателю, Кристалмену и отправляется на его поиски. Будто Данте, ведомый Вергилием, Маскалл проходит по кругам арктурианского мира, ведомый каждый раз новым провожатым...
Комментарий: Внецикловый роман. Художник не указан.
Аннотация: Сборник разделён автором на две части. Первую составляют две повести, объединённые темой древних божеств, того, что могло в действительности скрываться за их культами и как эти культы могли видоизмениться в наши дни. Во вторую часть вошёл лишь один рассказ, продолжающий одну из линий романа "Тайные виды на гору Фудзи".
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 448 стр. ISBN: 978-5-17-111847-1 Серия: Звёзды научной фантастики
Аннотация: 2066 год, Нигерия. Роузуотер — город, построенный вокруг Звезды Полынь. Такое прозвище получил огромный инопланетный объект, доступ к которому преграждает биокупол, непроницаемый для человеческих технологий. Его прибытие изменило Землю: в воздухе теперь парят ксеноспоры, человечество начинает меняться, а США стали закрытой зоной, уйдя в полную изоляцию. В Роузуотере собираются ученые, военные и представители почти всех стран мира, а также отчаявшиеся и смертельно больные люди. Кто-то из них хочет заглянуть за непреодолимую стену. Кто-то жаждет исцеления, ведь Полынь способна вылечить любую болезнь на свете и даже оживить мертвых. Все ждут, что иная жизнь, наконец, ответит на многочисленные вопросы людей. Но она молчит.
Кааро — правительственный агент с криминальным прошлым. Он – последний человек, который был внутри биокупола, и возвращаться туда не желает. Но когда что-то начинает убивать таких же агентов, как он, Кааро придется лицом к лицу столкнуться с собственной мрачной историей и понять, что контакт с внеземным разумом может произойти вне зависимости от того, хотим мы того или нет.
Комментарий: Первый роман трилогии «Полынь». Иллюстрация на суперобложке М. Емельянова.
В серии уже пять книг вышло, если сомневаетесь что купить — берите эту, она пока лучшая
Издательство: СПб.: АураИнфо, Группа МИД, 2019 год, 1000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 336 стр. ISBN: 978-5-6040839-9-4 Серия: Лезвие бритвы
Аннотация: Культуролог, литературный критик, экономист и футуролог Константин Фрумкин известен читателям фантастики по многочисленным аналитическим статьям, публиковавшимся в самых разных изданиях, от «Нового мира» и «Дружбы народов» до альманаха «Полдень, XXI век», а так же по капитальной монографии «Философия и психология фантастики», выдержавшей два издания. В новую книгу автора вошли статьи и эссе, объединенные общей темой: отражению в фантастической литературе современного общества во всем многообразии его проявлений. К. Фрумкин сопоставляет на первый взгляд несопоставимое, проводит неожиданные и шокирующие параллели между книгами А. и Б. Стругацких и Алистера Кроули, Владимира Савченко и Максима Горького, Мишеля Уэльбека и Роберта Хайнлайна, исследует инструментарий и эволюцию российской интеллектуальной фантастики, раскрывает неявные подтексты романов Виктора Пелевина и Густава Майринка. И, разумеется, размышляет о будущем: фантастики, литературы и человеческого рода вообще.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2019 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-04-102016-3 Серия: Большая фантастика
Аннотация: Будущее, где люди живут на грани двух миров — реального и виртуального. Но, как выясняется, человечеству грозит большая опасность — банда мерзавцев, используя огрехи супертехнологии, пытается подчинить себе весь мир. А противостоит им 75-летний поэт Роберт Гу, который провел долгие годы на пороге смерти и вернулся к жизни лишь недавно. Его омолодили и отправили в специальную школу для таких же новичков, вынужденных в зрелом возрасте вживаться в непривычный им мир. Именно этим "чужакам в чужой стране" и предстоит спасти человечество...
Аннотация: Первый роман трилогии, официально продолжающий культовый фантастический ТВ-сериал «Светлячок» — Firefly. Роман написан под контролем Джосса Уидона, создателя сериала. Капитан «Серенити», неизменный Мэл Рейнольдс, и команда — Зои, Уош, Кейли и громила Джейн Кобб пытаются сводить концы с концами, берясь за самую опасную работу, которую подбрасывает им пройдоха Бэджер. Альянс по-прежнему ищет Ривер Тэм и ее брата Саймона. Кажется, что все и так не радужно, но в День Альянса Мэл попадает в передрягу, которая может стоить жизни. Ошибки прошлого смываются только кровью, а спасение — в руках верных друзей.
Комментарий: Первый роман цикла "Firefly" из межавторского цикла "Серенити". Художник не указан.
Аннотация: Канадский автор научной фантастики оказывается похищенной НЛО прямо с улиц Виктории, провинция Британская Колумбия. Мир пожал плечами и решил, что это Интернет-розыгрыш. Но днями позже таинственные силовые поля начинают появляться в опасной близости от человеческой инфраструктуры. Промышленные раскопки уничтожены, нарушенные цивилизацией пути миграции животных восстановлены, рыболовные суда не могут забрасывать сети. Затем люди обнаруживают, что их лишили возможности наносить вред друг другу. Вторжение состоялось. Высоко над Землей обнаруживается присутствие инопланетян. Их миссия: восстановить биосферу планеты. Однако неясно, что делать с человечеством, которое провалило свою роль хранителя земного благоденствия. К счастью, для людей нашлась другая работа, которая всего лишь требует от них полностью изменить саму суть своего существования навсегда...
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Н. Плутахина.
Издательство: М.: Эксмо, 2019 год, 3000 экз. Формат: 80x100/16, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-04-103886-1 Серия: Кинофантастика (альбомы)
Аннотация: Перед вами иллюстрированная книга о создании нашумевшего сериала "Черное Зеркало". Вы заглянете за кулисы производства фильмов и каждым нервом прочувствуете, как на самом деле сложно воплотить в жизнь идеи сериала, который уже успел стать культовым. Создатели "Черного Зеркала" Чарли Брукер и Аннабель Джонс поделятся подробностями, сдобренными черным юмором и неиссякаемой фантазией.
Комментарий: Документальное произведение. Художник не указан.
Аннотация: Джек Торранс со своей семьей нанимается смотрителем на зимний период в отель «Оверлук». Предвкушая хороший отдых, превосходную еду, да и приличное пополнение семейного бюджета, взрослые члены семьи даже не догадываются о тайнах, хранимых фешенебельным ОТЕЛЕМ…
Комментарий: Самостоятельный роман, первый в цикле Дэнни Торранс. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Чонга.
Огромный кирпич рассказов и повестей, и хорошее, и плохое, и замечательное, и изумительное — всё в одном томе, квинтессенция творчества
Издательство: М.: Снежный Ком М, 2019 год, 1000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-6042584-8-4 Серия: Настоящая фантастика
Аннотация: «Тёмные небеса» – это мемуары эксперта, участника Первого Контакта с инопланетным разумом.
Спецслужбы. Секретность. Ночные заседания Совбеза ООН. Утечки в СМИ. Митинги, перерастающие в погромы. Секты, вырастающие как грибы, после дождя. Террористические атаки на Центр Переговоров. Кажется, Первый Контакт обернулся вовсе не тем, о чем мечтало человечество. Закончится ли это чем-то хорошим?
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке М. Олина.
Очень увлекательный альбом, можно воспринимать даже без сопроводительного текста
Издательство: М.: Эксмо, 2020 год, 4000 экз. Формат: другой, твёрдая обложка, 128 стр. ISBN: 978-5-04-105881-4 Серия: Графический бестселлер
Аннотация: 1954 год. Шведское правительство принимает беспрецедентное решение – объявлен старт строительства крупнейшего в мире ускорителя частиц. Объект, завершенный в 1969 году и расположенный глубоко под землей пасторальной сельской местности, одновременно и пугает, и завораживает. Люди называют это чудо техники Петлей. И эта книга – истории из нее.
Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации С. Столенхага.
Говард Джейкобсон
Издательство: М.: Книжники, 2019 год, 3000 экз. твёрдая обложка, 344 стр. ISBN: 978-5-906999-27-6 Серия: Художественная литература
Аннотация: Новый роман лауреата Букеровской премии Говарда Джейкобсона "J [джей]" — антиутопия о жизни в постапокалиптическом обществе. Неназванная катастрофа стерла с лица земли целую нацию. О ней нельзя вспоминать.
Табуировано не только имя исчезнувшего народа, но и другие слова на букву j. Прошлое запрещено законом, а настоящее — под жестким контролем.
В этом странном мире встретились и полюбили друг друга Эйлинн и Кеверн.
Но так ли случайна была их встреча?
Спорная книга, когда реальность объявляется мифом, но в процессе опровержения доказывается именно опровергаемый тезис. Для истории изучения развития жанра фантастики в СССР — очень важное издание.
Издательство: СПб.: АураИнфо, Группа МИД, 2019 год, 1000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-6040839-3-2 Серия: Лезвие бритвы
Аннотация: Четвертая книга серии «Лезвие бритвы». Представляет собой дополненную и доработанную версию сборника этого же автора, известного российского фантастиковеда, выходившего в 2013 году. В данном издании добавлены два «мифа», а также большой объем приложений, которые заняли около половины объема книги.
Автор разрушает ряд стереотипов и предубеждений, сложившихся вокруг советской фантастики. Для многих читателей, очевидно, станут открытием некоторые названия фантастических произведений советского периода. Около половины объема издания занимают источники 1930-х — 1970-х годов — критические статьи и рецензии.
Книга информативна в качестве иллюстрации исторического фона, на котором сложился феномен советской фантастики.
Издательство: М.: Миллиорк, 2020 год, 300 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-904482-19-0 Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (Миллиорк)
Аннотация: Сборник составили фантастические рассказы трёх отечественных авторов, разных по стилю, по-разному решающих творческие задачи, но объединённых общей темой — Человек и Вселенная. Их взаимодействие и взаимозависимость, вторжение непознанного в повседневную жизнь человека, порождающее яркие ситуации, то торжественные, то комические, то трагические.
Герман Максимов (1932–1998) жил в Алма-Ате и многие годы работал в редакциях местных газет. Мировую известность приобрёл его «Последний порог», однако другие рассказы, опубликованные в середине 1960-х в республиканской периодике, только сейчас нашли своё место в книжном издании. Рассказы Евгения Закладного (1924 – 2004), представленные в настоящем издании, созданы в 1960-е — 1980-е годы и всё это время лежали в архиве писателя, дожидаясь своей первой публикации. Александр Горбовский (1930 – 2003), единственный из авторов сборника много и активно издававшийся при жизни, сделал себе имя в научно-популярной области, однако его фантастические рассказы, разбросанные по различным антологиям и периодике, также оказались обойдены вниманием издателей.
Издательство: Челябинск: ИзЛиТ, 2019 год, 100 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 576 стр. ISBN: 978-5-906606-15-0 Серия: Для узкого круга
Аннотация: Выходящий в год 85-летия со дня рождения, а также 70-летия начала творческой деятельности классика отечественной фантастики Кира Булычева (Игоря Всеволодовича Можейко, 1934 — 2003) сборник знакомит читателей с поэтической составляющей его разнообразного художественного творчества и включает в себя более 700 избранных стихотворений, написанных на протяжении более полувека, с 1949 по 2003 гг. Большинство произведений публиковалось ранее в авторских книгах Кира Булычева, а некоторые тексты печатаются в этом издании впервые, открывая доселе неизвестные страницы в богатом литературном наследии замечательного писателя и поэта.
Издательство: М.: Вече, 2019 год, 1000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-4484-1539-5 Серия: Новая библиотека приключений и научной фантастики
Комментарий: Сборник избранных произведений. Иллюстрация на обложке Н. А. Васильева.
Четвертый серии, показывающей советскую (и постсоветскую) фантастику в развитии, от 1960-х до середины 1990-х
Аннотация: В предыдущем томе антологии отечественной фантастики упоминалось, что книга эта «как бы водораздел между поколениями — поколением тех, кто начинал ещё при Ефремове, и поколением новой волны, молодых на ту пору авторов, вышедших из „шинели“ братьев Стругацких». Эту новую волну друзья и ценители фантастики между собой назвали «четвёртой». По преимуществу это авторы на ту пору (начало 1980-х — начало 1990-х) относительно молодые, возраст большинства едва перевалил тридцатилетний рубеж, а некоторые были ещё моложе. Это были люди амбициозные, верили в свою литературную правоту, остро воспринимали переменчивую действительность и откликались на перемены оперативно. Киевлянин Борис Штерн, волгоградцы Евгений и Любовь Лукины, петербуржцы Вячеслав Рыбаков и Андрей Столяров, москвич Владимир Покровский, красноярцы Андрей Лазарчук и Михаил Успенский, начинавший в те годы молодой писатель-алмаатинец Сергей Лукьяненко... Мы видим: география охватывает почти всю страну, тогда ещё цельную. Ныне имена эти прочно закрепились на литературной карте фантастики, и мы рады вам представить в нынешнем томе выборку из их лучших произведений той эпохи бури и натиска.
Издательство: М.: Альпина нон-фикшн, 2020 год, 5000 экз. Формат: 70x100/16, твёрдая обложка, 704 стр. ISBN: 978-5-00139-178-4
Аннотация: О чем: впервые публикуемые на русском языке дневники Джорджа Оруэлла раскрывают перед нами неизвестную, скрытую от глаз читателей его великих произведений историю обыкновенной жизни необыкновенного человека. Одиннадцать сохранившихся дневников, написанных им в период с 1931 по 1939 год, описывают его юношеские скитания среди шахтеров и странствующих рабочих, подъем тоталитаризма и ужасную драму Второй мировой войны.Он записывал все — свои мысли, наброски стихов, наблюдения за погодой, вырезки из газет с рецептами и советами садоводу. Эти ежедневные записи сохранили бесценные «семена» событий и размышлений, из которых впоследствии выросли его литературные шедевры. В них также отразились и трагические моменты его личной жизни, такие как смерть первой жены и его собственное угасание в мучительной борьбе с туберкулезом. Стилистически безупречные, дневники Оруэлла впитали в себя всю полноту его жизни и мысли на протяжении многих лет, являясь опытом автобиографии, которую он так никогда и не напишет.
Комментарий: Дневники писателя за 1931-1949 гг., подготовленные к печати Питером Дэвисоном. Художник не указан.
Сборник повестей и рассказов. 502 стр., тираж 30 экз, твердый шитый переплет, размер 22х15 см.
В книгу включены повести и рассказы с иллюстрациями Александра Филиппова, Евгения Мельникова, Андрея Есина.
Алексей Шведов лет 15 назад.
С о д е р ж а н и е :
• Клиника и механизмыpsychiatric fiction
C самого утра день у Бехтерева не задался, поскольку ночью его подменили. К обеду он замечает за собой слежку и всё быстрее и быстрее сползает в психоз.
• Поврежденный городabsurd science fiction
C городом, в который случайно попадает главный герой, что-то явно не так, равно как и с его жителями. Но при этом сами жители считают, что с городом всё в порядке, а "что-то не так" именно с главным героем. Кто прав?
Продолжение под катом:
• Вечеринка с Горгонойabsurd horror fiction
Странную вечеринку внезапно прерывает странное, или даже страшное событие.
• Игра на краю времениabsurd fiction
Две команды противостоят другу другу в футуристической игре, правила которой словно генерируются в её процессе.
Исходящие / Входящие
• absurd fiction
Несколько людей целеустремлённо пробираются через изменяющуюся реальность, иногда вместе, иногда раздельно.
• Нелегальный транзит absurd fiction
Трое мужчин прилетают на важную встречу в незнакомый им город, но нужный человек их не встречает, зато встречает сотрудник госбезопасности...
• Пыльнаяabsurd fiction
Несколько героев пытаются функционировать в слоящемся мире.
• День изнуренияabsurd fiction
Сугубо экспериментальный текст. Все виды услуг к вашим услугам и пр.
• Вперёд и с тетеревом, Последний баллон, Несинхронная королева — absurd science fiction
Небольшой цикл про группу людей, принимающих участие в какой-то сюрреалистической многослойной игре.
и другие рассказы:
• Штормabsurd fiction
Собственно, рассказ про корабль, попавший в шторм.
Рассказчик собирается в гости к другу, не подозревая о том, с чем ему придётся столкнуться...
• Не лучшее место для снаabsurd fiction
В результате космической катастрофы часть людей оказалась подвержена синдрому полусомнамбулической тяги к безостановочным странствиям.
• Недостоверное путешествие с Земли на Плутон и обратноabsurd fiction
То ли состоялась, то ли не состоялась частная экспедиция на Плутон. Непонятно, вернулась она на Землю или нет. Возможно, ответ удастся получить нескольким журналистам, ожидающим таинственного информатора.
Посетите древнейший в рунете сайт с другими произведениями.
В газете "Книжное Обозрение" от 10 января 1995 года на стр. 2 было написано немного
цитата
«Полная заправка на Иссоре» была впервые издана в 1994 году отдельным изданием. Весь ее тираж – 99 экземпляров – за один день 20 декабря 1994 года выпустило издательство «Гном» с помощью настольной издательской системы. Тираж книги был пронумерован и предназначался фэнам-коллекционерам.
но фотографии там не было, и в сети ничего пока не находится, в базе у нас тоже немного сведений:
По сути, в постсоветской России это первое задуманное и исполненное лимитированное малотиражное издание фантастики, целиком подписанное автором. Следующий подобный эксперимент был сделан только лет через пятнадцать наверное.
Соотечественник Уэллса, Олаф Стэплдон, через тридцать лет уже не имел никаких шансов получить оценку криитки по своим лучшим произведениям. Воображением и глубиной идей он по меньшей мере двукратно, то есть двумя оригинальными сочинениями, превосходил Уэллса (ФиФ, I-480)
.
.
КОСМОГОНИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА
.
.
Один из величайших отцов современной научной фантастики, Олаф Стэплдон, создал, кроме двух романов, которые мы серьезно разбираем в других разделах этой книги, произведение, которому предстояло стать чем-то вроде суммы космической фантастики. Это «Создатель звезд», вещь, написанная в 1937 году, то есть одно из последних «детищ» Стэплдона. Будучи сокровищницей идей, которыми научная фантастика может питаться многие годы, это эссе (потому что трудно назвать «Создателя звезд» романом) представляет собою скорее чудовищный (но импонирующий) холостой заряд. Повествователь, покидающий свое английское жилище по ночам, чтобы смотреть на звезды, однажды вечером возносится духом в космические просторы и начинает свою одиссею среди звезд. Научившись со временем вселяться в инопланетных существ, он, пользуясь их мозгами и глазами, знакомится с неисчислимыми цивилизациями Млечного Пути, равно как мирами человекообразных существ, так и «людей-растений», «подводных людей», «летающих», разумных насекомых, ракообразных, мирами рас птицеподобных, мирами существ, наделенных «групповым разумом», и т. п., причем по мере продолжения путешествия увеличивается и поле зрения героя. Уже не единичные миры, но целые их классы, категории описывает он: например, противопоставляет цивилизациям «здоровым» пораженные «психозом»; показывает такие, в которых наличие других органов чувств — перцептуально ведущих — позволяет обретающим там существам создавать иные образы Божества («Бог как Бытие, имеющее Вкус Совершенства» — поскольку речь идет о созданиях, обладающих могуче развитым всемозговым аппаратом), но это еще не все. Когда Космос заселится цивилизациями, звезды начнут взрываться, образуя Новые и уничтожая жизнь в своей экзосфере и даже выбрасывая из хромосферы ужасающе длинные протуберанцы, коими сотрут живую оболочку с поверхности своих планет. Что это может значить? Оказывается, звезды — тоже «существа», наделенные духовной жизнью. Они рождаются, дозревают и стареют, ибо они — организмы, к тому же мыслящие; и когда повествователь сможет, как он проделывал это в пространстве, путешествовать и во времени, когда отойдет в далекое прошлое Космоса, то поймет, что сознание пробуждалось даже в первоначальных галактических туманностях еще до того, как в них возникли звезды! Но и этого мало: описанные ступени космогонической лестницы все явнее доказывают существование Того, кто их сотворяет, — а это и есть как раз Создатель звезд, изображению которого Стэплдон посвящает последние страницы книги. «Создатель звезд» — это ультимативное путешествие; как из корзины взлетающего воздушного шара раскрывается все более обширное поле зрения, так с позиции рассказываемого все более монументально открывается панорама космических проблем и работ. У этой космопсихогонии есть и свои прелестные и просто странные места (например, картина звезд, гневно сдирающих протуберанцами жизнь с поверхности планет, гротескна и напоминает смахивание пыли перышком). Продуцирует Стэплдон и множество психозоичных уродцев, потому что не учитывает того закона эволюции, который постулирует, что разум, будучи органом адаптации, чрезвычайно ускоряющим процессы приспособления, связанные с игрой естественного отбора, единожды возникнув, делает невозможным, например, вырастание крыльев, ибо эволюции на такие дела требуются по меньшей мере миллионы лет, технически же овладеть искусством полета можно в тысячи раз быстрее. Но такие упущения нельзя считать самыми существенными, потому что они представляют собою лишь шаги на дороге, ведущей вверх, к образу Создателя звезд. У этого Высшего Существа была своя молодость, то есть эра недозрелости, и тогда оно, как бы забавляясь, натворило множество неудачных Универсумов. В различные эпохи существования Создателя в нем по-разному происходило стирание элементов добра и зла и в то же время активное вмешательство в им же созданное либо только любовное наблюдение за его процессами. Мы имеем дело с концепцией Эволюционирующего Бога, которая неизбежно предполагает его начальное несовершенство — кое влечет за собой наличие законов, которым Создатель Космосов подчинялся, ибо ежели мог взрослеть и созревать, то не потому, что сам себе придал такие свойства. Таким образом, Стэплдон оказывается мистическим системотворцем, плоды которого логически небезупречны. Теперешний Космос — дело рук Создателя уже окрепшего, это полыхание гигантских сил, порождающих и попеременно уничтожающих цивилизации; количество падений, руин, повреждений, эволюционных и социальных аберраций не уступает огромностью размера самой Вселенной с ее скоплениями галактик и звездных облаков. Звездостроитель стремится творимому им придавать психику, однако не напрямую, а только давая ему соответствующую развитийную способность. Поэтому сознание возникало и в протопланетарных системах, и в гигантских солнцах, в биосфере холодных тел и на поверхности солнц, которых постигала тепловая смерть. Все эти сознания, если они не исказились в ходе существования, не погибли и не были уничтожены другими, подстерегающими на каждом повороте формами, выходят наконец на такой уровень понимания, на котором уже могут контактировать с другими, вследствие чего постепенно в результате таких столкновений возникает как бы единый Космический Разум. О чем Он думает — неведомо.
В плане логичном особое сомнение вызывает двойной психизм Бытия: ведь Стэплдон не удовольствовался воплощением сознания в материальные системы — начиная с насекомых, через людей и до туманностей, но сверх всей материи поставил Звездостроителя, действия которого можно толковать двояко. Поскольку Он создает миры и, создав их, лишь созерцательно покровительствует им, постольку, хотя Стэплдон и не желает такой интерпретации Его действий и всячески стремится закрыть к ней читателям доступ, упорно подчеркивая, что мотивировка активности Создателя недоступна человеку, тем не менее должно быть одно из двух:
1. Либо отношение Создателя к Создаваемому детерминировано исключительно Его решениями, то есть в этих решениях проявляется Его аксиология (ведь Он не делает того, чего делать не хочет, — вероятность «спятившего» Создателя я исключаю как тривиальную), и это аксиология довольно странная, ибо получается, что Он обрекает свои творения на неисчислимые мучения, хотя и опосредованно. Он лишь однажды «сварил» им теперешнее бытие, когда создал Троицу Связанных Миров, подсоединив Бренность к Раю и Аду, но это был лишь локальный прототип, который распространению не подлежит. То есть «генерализованная трансцендентность» не предполагает сознательных бытий Космоса: не будет внеплановых балансов, учетов или расчетов. Так Создатель решил без какого-либо принуждения.
2. Либо же Создатель сам не вполне свободен, но действует под нажимом, возможно, таинственной силы, возможно, воплощенных в нее (религийных) аксиоматик и поэтому вынужден поступать так, а не иначе.
Первое толкование ведет к такой «бихевиористической теологии», тезисы которой звучат достаточно жутковато. Под «бихевиористической теологией» мы попросту подразумеваем воспроизведение решений аксиоматики до их исходной значимости, исходя из поведения Звездостроителя. Правда, не известно, что Он имеет в виду, но по крайней мере мы знаем, что Он делает. Так вот явно превыше Добра, Сотворяемого как Сознание, Он ставит разнородностную максимализацию создаваемых панпсихических феноменов, то есть Его отношение к креации заранее детерминировано не этично, а развлекательно либо эстетично. Ибо Он действует так, словно считает, будто лучше творить как можно больше, а в действительности такая сбалансированность обоих этих разнородных Универсумов, когда в одном главенствует только Добро, а в другом сверх того еще может появляться и Зло, показывает, что с точки зрения разнородности первый Космос феноменалистически гораздо более убог, нежели второй, так что если даже Звездостроитель и не является Креатором-Садистом, то уж, во всяком случае, моральные критерии деяний он подчиняет таким, которым моральное качество чуждо. Ибо для него гораздо важнее разнообразность действий, нежели их удачность. Так что Он выглядит не всеведущим экспериментатором. Воистину, обитать в мире с таким покровителем невелико удовольствие.
Другое толкование приводит к иерархии богов, то есть к regressus ad infinitum (движение назад до бесконечности, лат.), поскольку ставит вопрос: кто сотворил законы, правящие поведением самого Творца? Кто установил его аксиоматику? Кто воплотил в нем элементы Добра и Зла? Если сделавшая это высшая инстанция сама также не была ни свободной, ни идеальной, то должна быть категория, стоящая еще выше, и т. д. Стэплдон, чувствуя наличие такой интерпретационной западни, старается выбраться из нее путем замыкания элементов толкования в круг. Например, показывает, что обреченный на уничтожение, если только он достаточно одухотворен, в таком конце никого не обвиняет, не боится его и от мысли о нем не страдает. Получается, что высшие цивилизации в преддверии физической гибели — например, вызванной вторжением «скверных», «спятивших» миров — даже не пытаются бороться с опасностью, а отправляются в небытие со спокойным удовлетворением. Такая цивилизация, способная уже на духовное общение со всеми сознаниями Космоса, рассматривает себя как лейтмотив гигантской симфонии Вселенной. Решаясь на отстранение от себя самой, она понимает, что является всего лишь единичной нотой этой изумительной музыки, мелким звуком, хотя в то же время и конструктивным в отношении целого. Это прекрасно как метафора, но не как метафизика. Такая позиция — есть придание эстетическому элементу величайшей значимости: правда, эстетична не сама гибель, но согласие на нее. Почему? В чем ее ценность? Кажется, в том, что:
а) таким образом побеждаешь самого себя (то есть — инстинкт самосохранения);
б) так возникает понимание высших черт Онтичного Порядка.
Но почему сразу так вот победа над желанием собственного существования лучше, нежели победа над «наивысшими признаками Онтичного Порядка»? Если даже Создатель устроил себе Вселенную как музыку, то чего ради мы должны Ему помогать постоянно поддерживать ее максимальную гармоничность в соответствии с установленным им контрапунктом вместо того, чтобы эту музыку подпортить, а при оказии и самих себя спасти? В теодицее Стэплдона отсутствует элемент любви Создателя, поскольку это был интравертный шизотимик; поэтому типичным для шизотимии образом он хладные эстетические качества предпочитает огню чувств. Но ведь характерологическая формула, поясняющая, почему Стэплдон написал свое произведение именно так, не снимает его нелогичности.
Концепция «Строителя звезд» в основе поражена такой вот логической ошибкой: либо высшая ценность придает существованию санкции, которые изначально в этом существовании отсутствуют, то есть являются трансцендентными, и тогда интеллект, ищущий эти санкции, вынужден выходить за границы бренности, но для того чтобы без сопротивления принять Наивысшую Инстанцию, она должна быть идеальной. Ибо для познающего разума Идеальность означает окончание поисков. Меж тем как только мы скажем, что Наивысшее не идеально, так тут же возникает вопрос, что же его ограничивает, что нарушает совершенство, вопрос, тем самым ставящий под сомнение гипотезу наличия Инстанции еще более высшего порядка. И тогда система, которой предстояло замкнуться в целое в виде кольца, размыкается.
Либо же существованию смысл придает оно само. Но тогда все, что пытается его опекать извне, что его создало, не будучи игрой слепых сил природы, а именно сознательным созидательным деянием, становится единственным основанием имманентных ценностей бытия. Так как в действительности свободным и в свободе этой суверенным может быть только тот, кто сам себе устанавливает цели; если он создан сознательно, то сознательность эта не могла быть абсолютно ателеологичной по отношению к нему. Поскольку акт сотворения сознательного существа сам должен сопровождаться осознанием осмысленности. Если же этого не происходит, значит, и Создатель действовал бездумно, то есть случайно, и тем самым — неаксиологично. Первое решение наводит на идею ущербных богов (которую полусерьезно я излагал в нескольких произведениях, например в «Солярис» и в «Дневнике»). Ущербные боги в духовном отношении более или менее человекообразны. Их ущербность означает прежде всего ограничение творческой потенции. Это ограничение необходимо обязательно где-то поместить, либо в метафизической системе иерархии (тогда существуют божества «все менее ущербные» либо «все более высшие» — их ряд же аппроксимирует совершенство Всесилия и Всезнания), либо в системе чисто материальной (тогда первым является Космос, зачинающий в свойственной ему игре слепых сил существ, которые постепенно могут становиться Богами для других существ, — и это, собственно, есть антителеологическая «теология», ибо ведь тогда Наивысшей Инстанцией становится материальный Космос, никакими имманентными смыслами не обладающий).
Логически корректными путями теодицея из системы названных интерпретационных дихотомий выбраться не может. Поэтому концепция Звездосоздателя антиномна, так как Стэплдон пытается прийти к компромиссу там, где tertium non datur (общество вседозволенности, англ.).
Анализ всей этой проблематики можно проделывать либо в имманентно-системной плоскости, то есть исследуя верховенствующую идею «эволюционной теодицеи», либо в плоскости семантической.
Эволюционизм пытался в последнее время инъецировать теологические идеи Тейяра де Шардена, о котором мы говорим в разделе, посвященном метафизике научной фантастики, здесь же лишь заметим, что любая эволюция предполагает наличие субстрата и окружения и тем самым граничные и краевые условия процесса. Говорить, что Добро и Зло сосуществуют, поскольку иначе вообще быть не может, и ссылаться при этом на точку зрения термодинамики, как это делает Тейяр, — ребячество. Он говорит, что как двигатель выделяет отработанные газы, то есть как определенное уменьшение энтропии в одном месте влечет за собой ее повышение в другом, так и в бытовых процессах Зло играет роль «продуктов сгорания», то есть растущей энтропии. Но обойденной молчанием, хотя и логически неизбежной посылкой таких утверждений является суждение, будто иного типа эволюции, нежели та, которая происходит на наших глазах, быть не могло. Какой нонсенс с позиций теодицеи, если в соответствии с нею Высочайший сотворил все, а стало быть, и законы, которым подчиняется каждый эволюционный процесс! Почему, собственно, Он должен был сотворить Космос эволюционно несовершенным, а именно таким, который вроде заводной гоночной машинки будет каждый раз за счет поворота эволюционной спирали приближаться к своему идеальному финалу? Или Господь Бог — это что-то вроде огромного ребенка, заводящего механические железные дороги и находящего удовольствие в самом факте их движения к цели? Продолжить исследование совпадений (несомненных!) космопсихической мистики Стэплдона с теологическим эволюционизмом Тейяра мы себе позволить, увы, не можем.
У Стэплдона равно и сам Звездосоздатель, и Его творения способны к эволюционированию. Его созревание гарантируется возникновением — в Нем — такой гармонии, манифестацией коей является целостная гармония Создаваемого, понимаемая чисто эстетически. Сотворяемое должно в свою очередь путем величайшего усилия додуматься до того, какое место занимает в названной гармонии, и в соответствии с этим поступать дальше. Заметим, что мысль человека в этом пространстве рассуждений проявляет склонность именно к такой крайней осцилляции: либо утверждает, что сознание есть миниатюрная, чисто локальная аномалия в Космосе, составленном из апсихического и абсолютно мертвого субстрата, и тогда этот «психический эксцесс» не знает, словно это осталось у него позади, то есть в окружающей материи, как отыскать бытийные и аксиологические целесообразности, либо же объявляет панпсихичность космических явлений — и тогда цивилизация оказывается частицей единого гигантского потока таких преобразований, которые в конечном итоге превратят весь Космос в единый Суперразум. Но обе эти позиции крайние, поскольку одинаково отказываются от признания существования источником автономных ценностей, не дают ответа на вопрос о сути бытия. Ибо не известно ни почему Космос «должен быть» совершенно мертвой системой с единственной освещенной мыслью точкой, ни почему он «должен быть» единым гигантским суперразумом. Что, собственно, должен этот Суперразум делать и почему его возникновение — столь идеальное явление, к которому надобно стремиться изо всех сил? Анализ этой онтологической проблематики показывает семантическую натуру ее истинного характера. Истинность она может представлять лишь в том случае, если имеет смысл. Смыслы же всегда системно обусловлены. Если весь мир имманентно никакого смысла не имеет, а лишь существует физически, тогда человек либо другое разумное существо, выбирая себе в нем конкретный путь существования, то, что было чисто физическим бытом, наделяет смыслом собственной деятельностью, сводит к себе и тем самым осваивает культурно. Лишь тогда ценности начинают существовать благодаря тем содержаниям, которые им системно придает культура. Вне же ее пределов нет ничего — то есть ни Добра, ни Красоты, ни Зла. При абсолютном безлюдье звезды и атомы продолжают существовать, но ничего не обозначают, не являются репрезентантами чего-либо, не отражают ни красоты, ни уродства, ни благородства, ни чудовищности.
Если же Вселенная — результат сознательного акта, то есть тем самым намеренного, то она означает абсолютно то, что содержится в сути этого акта. Придать ему мысль и в то же время не придать аксиологических градиентов Создатель просто не может; при этом никакая наша болтовня касательно неприводимости нашего мышления к мышлению Создателя проблемы не спасет, ибо если логика действий Создателя действительно неприводима к логике человека, то такое положение также должно быть следствием созидательного акта! Тем самым получается, что акт этот поражен по отношению к созданным им существам имманентной бестактностью; так как выходит, что нас-то Бог создал, но логику этого акта от нас заслонил, сделал ее недоступной для нас, коли мы — нашей логикой — ее постичь, коснуться, отразить в принципе не умеем и никогда не сумеем этого сделать. Вот и получается, что мир оказывается для Создателя чем-то значимым, но мы значениями этими овладеть, пользуясь своей логикой, не можем.
Следует заметить, что логика даже в большей степени, чем эмпирия, представляет собою бомбу замедленного действия, заложенную в фундаменты любой системы трансцендентной метафизики, оперирующей высшим понятием персонального творца. Чтобы избежать этого, как раз и необходимо время от времени рассуждать логично, а потом логические операции отложить в сторону, иначе проявятся неуничтожимые антиномии, содержащиеся в системе. Говоря иначе: логическая реконструкция системы метафизики, оперирующей понятием своеобразного Бога, при уточнении семантических аспектов проблемы исправлению не поддается. Пробелы и логические противоречия, с которыми мы сталкиваемся при попытке такого воспроизведения, традиционно заполняются любовью. Ибо утверждается, что в Бога мы верить должны, что доверие, положенное ему, должно превышать тревогу, вызванную обнаружением доктринальных антиномий. Поэтому рано или поздно мы неизбежно приходим в процессе мышления к такой точке, в которой знаменитое credo quia absurdum est (постоянный, неизменный, лат.) уже должно неизбежно пасть.
Выходит, что доверием, которым мы одаряем Создателя, необходимо преодолеть все нарушения логической реконструкции системы, которую спаять невозможно. Традиционной картине Космоса, физически почти совершенно мертвого, в котором одиноко прозябают искорки планетарных сознаний, Стэплдон противопоставил панораму панпсихозоичного Космоса, в котором пратуманности, звезды, галактики, планетарные мыслящие сообщества — все представляют собою одухотворенные бытия. Телепатическая взаимосвязь миллиардов цивилизаций, звезд, туманностей, которые объединяются в духовном контакте, возвышаясь над бытовыми, обычными работами, живо напоминает общение святых. Но о том, какова, собственно, суть этих панкосмических контактов, к чему они ведут, чему служат, Стэплдон умалчивает, безапелляционно заявляя, что как раз этого-то человеческим языком не выразить. Таким образом, перед нами ортоэволюционная концепция панпсихизма, в соответствии с которой положительным, желаемым, ценным градиентом общевселенского развития является «всеконтакт» всех наличествующих в нем сознаний со всеми. И это-то и должно быть тем самым высочайшим качеством, тем изумительным продуктом, который в тягчайших трудах и муках медленно, мириадами звездных потуг рожает Космос и к кульминации которого стремится. Но чего ради именно какой-то Панкосмический Йог должен быть желанным конечным состоянием тяжелейшей космогонической эволюции, почему этот прогресс начинается с низших стадий; почему Звездостроитель вместо того, чтобы сразу и непосредственно не создать панпсихическую гармонию, берется за ее творение такими окольными, сизифовыми, чудовищными методами — неизвестно. Желание им руководило или же неизбежность? Ответ — молчание. То есть типичные для каждой веры дилеммы и антиномии Стэплдон раздул до космических размеров, перенес с земного уровня и земной шкалы размеров в круг фиктивной Вселенной, и таким образом традиционный спектакль разыграл перемещениями не совсем традиционных фигур и символов? Несмотря на то что «Строитель звезд» являет собою художественное и интеллектуальное фиаско, речь все же идет о поражении, понесенном в титанической битве. Четко видна дорога вверх, по которой Стэплдон шел от романа о «сверхчеловеке» — через историю человечества — к произведению о «повседневных историях Космоса». Нам придется спуститься с высот на несколько ступеней, чтобы рассмотреть некоторые, принципиально не увлекшиеся метафизической проблематикой произведения, репрезентативные для современной научной фантастики. Ибо книга Стэплдона — истинный изолят: других, написанных с таких позиций, в фантастике нет. Поэтому она может служить крайним ограничителем всяких шевелений, на которые способно воображение фантастов.
Попытку инверсии онтичных категорий мира, понимаемого физически, мы находим в «Призраке» Реймонда Э. Бэнкса.
Унус — планета, онтологически отличная от Земли. Если у нас что-то происходит, то тем самым исключаются все альтернативы, которые до того момента пробабилистически (то есть как возможные) существовали. Там же все обстоит совсем не так. Там сосуществуют различные «направления» экзистентных возможностей; и они осуществляются как бы поочередно, а то и перемещаясь попеременно из одного в другое. Герой прибыл с Земли, о чем припоминает довольно туманно (впрочем, не всегда). В данный момент он исполняет роль судьи и осуждает человека, который когда-то на звездном корабле был его спутником, однако на Унусе сейчас оказывается кем-то совершенно иным. «Подсудимый» пытается напомнить «судье» о связывающем их земном происхождении, но тщетно. В конце концов Верховный Совет изгоняет землян с Унуса. Рассказ полон авторской нерешительности, вызванной логическими противоречиями исходных положений. Антиномия здесь такова: если экзистенциальные ситуации изменяются так, что можно быть то королем, то подданным, то женщиной, если свойства окружения, как и свойства организма, подвергаются соответствующим изменениям (герой, будучи судьей, знает, что сейчас двух полов не бывает, однако помнит то время, когда они были, и даже что существовали сексуальные контакты, но при этом вспоминает, что было и такое, когда полы существовали, но половые контакты отсутствовали), если все это реализуется, то либо в «наступающих перемещениях» судьбы он помнит то, что происходило в «предыдущих», либо же не помнит. Если не помнит, следовательно, уничтожается непрерывность жизни, но тогда нельзя говорить, что тот же самый индивид был вначале королем, затем подданным, потом женщиной и т. д., ибо с каждой новой ролью возникает новое существование. Коли некто забывает все, что делалось с ним ранее, то тем самым он не может знать, кем был тогда, а следовательно, начинает жизнь заново и не обогащает своего опыта, а просто при каждом новом «житии» обладает его единственностью и ничем сверх того. Значит, чтобы один индивид мог испытать ряд различных судеб, надо сохранить память. Именно так автор и поступает с героями. Но сохранение памяти позволяет не только сопоставлять прошлые «направления жизни», но и исключает многоисполнимость судьбы. Поскольку то, что случилось, тем самым реально и бесповоротно произошло. Нельзя заменять альтернативу на совыполнимость, очередные роли должны быть хронологически упорядочены. И совсем не одно и то же, был ли ты вначале судьей, а потом подсудимым или вначале королем, а затем женщиной и т. д. После перевода «стрелок случайностной судьбы» ты будешь вести себя либо инерционно, то есть становясь женщиной, будешь еще в какой-то степени реагировать как король, которым был до того, либо новоустановленная роль должна будет вытеснить установленную ранее «суть» — королевственности. А это ведет к путанице психических состояний, а не к выполнимости альтернативных полей. Автор из капкана не выкарабкался (чему я нисколько не удивляюсь). Такую проблему можно преодолеть только «мнимо», применяя операции, напоминающие скоростной слаломный спуск по полосе препятствий. Это предпринял Борхес в «Лотерее в Вавилоне» очень метким и хитроумным способом, о чем мы еще будем говорить. В таких случаях, как описанный, перед нами нормальная игра с внутренне противоречивой аксиоматикой, но и такая игра тоже может оперировать непротиворечивыми исходными положениями, будучи впредь изолированной от какой бы то ни было реальности. Тогда «космичность» проблематики превращается лишь в видимость. Так, например, в новелле из «Кибериады» «Как уцелела Вселенная» Конструктор Трурль строит машину, которая умеет делать все, что начинается на букву «н». Во время экспериментов Клапауций, друг Трурля, требует, чтобы машина создала «Ничто». Машина принимается за работу, уничтожая поочередно все объекты и феномены. Перепуганный возможностью уничтожения Клапауций приказывает машине остановиться, после чего она воспроизводит все уничтоженные объекты, названия которых начинаются с буквы «н», но не может восстановить всего, что начинается с другой буквы. В результате мир оказывается «дырчатым»: на небе видны уже «только» звезды, зато ни следа не осталось от «гаральниц», каковые, надо думать, ранее на нем пребывали. Произведение выдержано в шутливой тональности. Если же, однако, об этом забыть, то рассказ получается логически слитным на принципе, свойственном дедуктивным работам, которые начинают свой труд с установления элементов, составляющих некий универсум. В рассказе заложены два принципиальных положения, позволяющих реконструировать, исходя из текста: во-первых, мир, который существовал до запуска машины, был богаче известного нам на множество явлений, то бишь объектов, именуемых «муравки», «кломпы», «гаральницы» и т. д. Во-вторых, машина с ограниченной возможностью действовать уничтожила больше явлений, нежели смогла вновь воссоздать. О мире, в котором все это происходит, можно сказать, что он построен исключительно из языка, то есть заселен объектами, размещенными в плоскости лингвистических значений, поэтому вычеркивание из словаря некоего названия равноценно уничтожению всех признаков этого названия, а тем самым превращению его в пустоту. Машина в определенной степени представляет собою «инструментальное издание» волшебства с той разницей в отношении языкового прототипа, что в сказке волшебство обычно имеет особые последствия, например, превращает кого-либо в камень, приносит богатство, убивает дракона, но в то же время в сказках не встречаются чары «генерального типа», который мог бы, например, привести к исчезновению «из всего мира» неприязни, ненависти, немощи, недоедания, что машина Трурля, кстати, сделать может. Такого рода операция возможна, разумеется, лишь языково, но не предметно, и именно в этом проявляется «лингвистическая онтологичность» созидания.
Следовательно, совершенно однозначно можно сказать, что система, которую конструирует это произведение, невероятно похожа на системы, конструируемые дедуктивно. Речь идет о некоем автономном мире, который лишь тем напоминает реальный, что местами перекрывается с ним «названиями», так же как местами перекрываются (назывательно) — шар, прямая линия, круг, точка, эмпирически понимаемые как вещи, а математически как идеальные объекты. Мы задержались на этом произведении, поскольку оно свою онтичную природу представляет явно, то есть вовсе не прикидывается, будто относится к реальному миру. Поэтому было бы нонсенсом назвать мою новеллу произведением с астроинженерной тематикой (потому лишь, что машина, делающая все, начинающееся с буквы «н», попутно в ходе эксперимента переделала весь Космос).