Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 января 2020 г. 11:24

По случаю открытия Андреем Мешавкиным ameshavkin и Андреем sham библиографии Дирка Уили на главной странице сайта, помещаем фрагмент мемуаров писателя и редактора журналов Фредерика Пола, где он тепло вспоминает своего друга Дирка




Фредерик Пол

Да будет фэндом

(глава из книги мемуаров)

https://fantlab.ru/edition164398

В начале был Хьюго Гернсбек, и Хьюго сотворил «Удивительные истории».

В полноту времени, года за три, Депрессия опустошила страну, а «Удивительные истории» одним махом лишились хозяина; тогда сотворил он «Захватывающие истории о чудесах неба» (Air Wonder Stories) и «Захватывающие истории о чудесах науки» (Science Wonder Stories), посмотрел на них и понял, что чего-то не хватает; тогда объединил он их единой плотью и нарёк «Захватывающие истории». И посмотрел Хьюго на доходы от продаж и долго дивился их ничтожности. И явился ему Глас Свыше и рёк: «Хьюго, забей себе читателей»; тогда сотворил он «Лигу научной фантастики». Так возник Фэндом.

Не будь Лиги, её непременно стоило выдумать. Час пробил. На заре тридцатых любители фантастики томились в одиночестве. Нас было мало, и каждый сам по себе. Нашлись, правда, активисты, которые не сидели сложа руки: выискивали адреса товарищей по разуму в колонках «Письма читателей» и устраивали мини-клубы по переписке, но самые крупные из них насчитывали максимум десяток участников. В основной же массе мы чувствовали себя песчинками в холодном, враждебном мире. Толпы непосвященных не просто игнорировали научную фантастику, а презирали её.

Перед Гернсбеком стояла непростая задача — продать товар, который интересен лишь единицам, а большинству не нужен и задаром. Если нельзя привлечь новых читателей, всегда можно рассчитывать на случайных, кто будет изредка покупать выпуск-другой. Другое дело, что Гернсбек хотел ежемесячных продаж, руководствуясь элементарной арифметикой. Если семьдесят процентов читателей, которые берут по три журнала в год, заставить покупать каждый номер, выручка увеличится втрое. Хьюго уже мысленно снимал сливки. Оставалось придумать что-то действительно этакое, поскольку к началу тридцатых Депрессия добралась и до журналов. Даже научно-фантастических. Кризис пережили всего трое, но и они стремительно сокращали тиражи, снижали цены и периодичность изданий. В 1933 прекратили свое существование «Поразительные истории» (Astounding stories), и на какое-то время НФ-журналов осталось всего два. (Спустя несколько месяцев «Стрит и Смит» выкупили «Поразительных» у издательской группы Клейтона и возобновили тираж). Гернсбеку Лига сулила верный источник дохода и возможность поддерживать читательский интерес.

Футурианцы, 1938

Нижний ряд: Дирк Уайли, Джон Мичел, Айзек Азимов, Дональд Уоллхейм, Герман Левентман.

Средний ряд: Честер Коэн, Уолтер Кубилиус, Ф.Пол, Ричард Уилсон.

Верхний ряд: Сирил Корнблат, Джек Гиллеспи, Джек Робинс.

Снимок сделан у Ф.Пола дома, незадолго до Рождества. Картину на стене нарисовал Джонни Мичел





Статья написана 13 января 2020 г. 17:41

Patti Perret "The Faces of Fantasy", New York: Tor Books, 1996.

https://fantlab.ru/work422206

В 1996 году фотограф Патти Перре выпустила альбом с фотографиями писателей жанра фэнтези.

Русский перевод тоже существует, в отдельной книжке

Построена книжка просто: фотоснимок, краткий перечень знаковых фэнтезийных книг персоны, и эссе или заметка писателя о своем творчестве.

Ответы на такое спонтанное мероприятие весьма интересны, а некоторые писатели ответили стихами

Грир Айлин Гилман




Статья написана 6 января 2020 г. 20:50


"Заповедник гоблинов" — М., Таменунд, 2020, 432 стр, ляссе, тв.переплет.

Любопытный эксперимент: собрать книгу не по тематике, не по автору, а по ... иллюстратору. Геннадий Дмитриевич Новожилов работал в журнале Смена и сотрудничал с Искателем, Юным Техником, Человеком и законом, Юностью, Вокруг Света, и иллюстрировал художественную прозу, в том числе и фантастику. Собрать сборник отменных рассказов, да еще и с картинками прекрасного художника — затея уникальная, посему я и поспешил приобрести результат трудов "Таменунда".

Оказалось это книжка стандартного размера. Ожидал всё-таки что для картинок, в оригинале печатавшихся в журнале размером 20х30 см, выберут формат книги не меньше. Очень хорошо сделано тиснение на переплете внутри картинки, теперь у рамочников три цвета — черный, золотой, и цвет переплетного покрытия. Палитру увеличили с двух до трёх, стало наряднее.

Первая цветная вклейка под калькой:

и как эта же картинка играет в журнале:

Обратите внимание что в журнале она слева, а не справа. Оптический центр композиции в журнальном развороте проходит по сгибу, а в книге он попал на внешний обрез.




Статья написана 30 декабря 2019 г. 21:21

29 декабря умер Аласдер Грей, шотландский писатель. (Alasdair James Gray, 28 декабря 1934 г. — 29 декабря 2019).

цитата
Аласдер Грей получил художественное образование в Школе искусств в Глазго, работал учителем рисования, художником-оформителем, театральным художником, а потом стал «свободным художником» и драматургом. В 1965- 1976 годах на радио и телевидении были поставлены 17 его пьес; на театральной сцене позже с успехом шли постановки по другим его пьесам. Впоследствии Грэй обратился к художественной литературе, причем многие свои книги он иллюстрировал сам. Его картины хранятся в различных коллекциях, музеях и галереях.

Первая его высоко оцененная книга была опубликована в 1981 году — роман «Lanark» был отмечен несколькими национальными премиями. Среди других книг Аласдара Грэя — «1982 Джанин» (1984), «Падение Келвина Уолкера: история шестидесятых» (1985), сборник «Нечто кожаное» (1990), «Мак-Гротти и Людмила» (1990). Роман «Бедные-несчастные» (1992) был отмечен престижной премией «Уитбред» и газеты «Гардиан». Среди сборников рассказов писателя наибольшую известность снискали — «Из истории одного мира» (1983), удостоенной Челтенхэмовской премией, и «Ten Tales Tall and True» (1993). В 2003 году была опубликована новая книга Аласдара Грэя — «The Ends of Our Tethers: 13 Sorry Stories» (2003). В 2001 году писатель был приглашен в качестве преподавателя на писательские курсы в Глазго и в университет Стратклайда.

В работах Грея смешаны элементы реализма, фэнтези и научной фантастики плюс разумное использование типографии и собственных иллюстраций. Писатель Вилл Сэлф так описывает Аласдара: «творческий эрудит с интегрированным политико-философским видением», также «великий писатель, возможно, величайший на сегодняшний день из живущих на этом архипелаге». Сам Грей говорит о себе следующее: «жирный, лысеющий и становящийся все более старым пешеход-житель Глазго».

(цитата из Википедии)

На русском издано несколько его книжек, и больше всего мне нравится его роман «Бедные-несчастные» — история жизни искусственно оживленной красавицы Беллы Бакстер с пересаженным мозгом младенца. Роман стилизован под дневник шотландского врача конца XIX века, напичкан всевозможными историческими комментариями и нашпигован иллюстративным материалом. Портреты персонажей, виды природы, схемы Глазго и т.му подобные приятные мелочи украшают книжку, оживляя фантастическую историю гениального хирурга, уже в девятнадцатом веке пересаживающего живые органы. Уэллс и Беляев неплохо проэксплуатировали выдумки о врачах-кудесниках, шотландец Аласдер Грей продолжает плодить слухи о мастерах в белы халатах.

Однако задача автора — отнюдь не выдумать новый сорт разумных животных или заставить человека плавать аки рыба. Аласдер Грей создает условия (для отдельно взятого человека), при которых взрослый человек смог бы взглянуть на окружающий бардак, называемый цивилизацией, незашоренным взглядом: «Вновь познавать мир в возрасте достаточно зрелом, чтобы сразу осмысливать познаваемое, чего люди, всю жизнь находящиеся во власти детских впечатлений, обычно не делают».

Путешествуя по миру, повидав высший свет и изнанку общества, научившись презирать богатство и славу, наша героиня становится крайне циничной особой а, как писал еще Диоген Лаэртский, «цинизм — кратчайшая дорога к добродетели».

Медики — самый циничный народ, поэтому и роман — о врачах. Главные герои — студенты-эскулапы, искусственная женщина, созданная одним из них, хочет посвятить свою жизнь спасению бедных от эпидемий и болезней, а для этого ей надо всенепременно стать медиком и получить соответствующее образование. Которого нет у читателя, и поэтому основная масса авторских комментариев как раз и направлена на просвещение в этой области знания, — то есть, опять же, преследуя цель сделать читателя — хотя бы на время — циничным медиком.

Ведь выводы, скрытые под шуточным покрывалом сатирической повести, очень даже нешуточные: например, за пацифистские настроения в Англии времен Мировой войны можно было надолго попасть за решетку. Аласдер Грей протаскивает гипотезу, согласно которой войны начинаются и не прекращаются только из-за жестокого и неумелого воспитания детей, из-за подавления подростковой сексуальной энергии, каковая непременно вырвется в извращенной — милитаристской — форме. Неоднократно автор устами персонажей озвучивает мысль, что «война — болезнь человеческого рода», и «важнее заниматься профилактикой, нежели лечить запущенные болячки». Лечить болезнь под названием «жестокость» бесполезно, куда как важнее для пациента — профилактика заболевания. Методы профилактики, нарисованные А.Греем, могут показаться странными (вытеснить один инстинкт — другим), но недаром ведь хиппи предпочитали заниматься любовью, а не войной.




Статья написана 27 декабря 2019 г. 13:01

Лучшие сборники НФ, очередной выпуск. Приобретая книгу Дозуа, можно не покупать больше ничего из фантастики

«Лучшая зарубежная научная фантастика: После апокалипсиса»
Издательство: СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2019 год, 2000 экз.
Формат: 70x100/16, твёрдая обложка, 736 стр.
ISBN: 978-5-91878-320-7
Серия: Best Science Fiction

Аннотация: Какие секреты лежат в дальних просторах Вселенной? Какие тайны скрывают истины, которые мы считали неоспоримыми? Мир научной фантастики всегда был окном в реальность завтрашнего дня, смазывая границы между реальностью и искусством. В “The Year's Best Science Fiction: Twenty-Ninth Annual Collection”, лучшие авторы научной фантастики изучают новый мир. Эта антология собрала рассказы известнейших писателей, таких как Роберт Рид, Аластер Рейнольдс, Дэмиен Бродерик, Элизабет Бир, Пол Макоули и Джон Барнс. Добавьте сюда внушительный список рекомендованного чтения, и подведение итогов года в научной фантастике, и этот ежегодный сборник превращается в обязательное чтение, для всех фанатов НФ и читателей, заинтересованных в знакомстве с жанром.

(перевод аннотации: geralt9999)

Комментарий: Двадцать девятый выпуск ежегодной антологии «Лучшая научная фантастика».
Иллюстрация на обложке Д. Салливана.

ЖЗЛ о легендарном человеке, фэне № 1 в СССР.

«Сказание о Завгаре: О фантастической судьбе реального гражданина Вселенной»
Издательство: Екатеринбург: Издательские решения, 2019 год,
Формат: другой, мягкая обложка, 348 стр.
ISBN: 978-5-4496-3126-8

Комментарий: Сборник о Б. Завгороднем.
Художник не указан.

С новыми иллюстрациями. Не Мигуновым единым :)

«Понедельник начинается в субботу»
Аркадий и Борис Стругацкие
Понедельник начинается в субботу
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 3000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр.
ISBN: 978-5-17-110003-2
Серия: Стругацкие с комментариями

Аннотация: В один прекрасный вечер молодой программист Александр Привалов, возвращаясь из отпуска, прямо посреди дремучего леса встретил двух приятных молодых людей. И подпав под их обаяние, поступил на работу в один загадочный и престижный НИИ, где не терпят лодырей и бездельников, где правит энтузиазм и оптимизм, а сказка становится былью. Повесть братьев Стругацких по праву считается одной из вершин их творчества. Прошедшая испытание временем, наполненная юмором и добротой, история будней сказочного НИИ не оставит равнодушными никого из читателей.

Комментарий: Самостоятельная повесть из цикла "НИИЧАВО".
Внутренние иллюстрации Д. Никулушкина.

«Обитаемый остров»
Аркадий и Борис Стругацкие
Обитаемый остров
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 448 стр.
ISBN: 978-5-17-111907-2
Серия: Стругацкие с комментариями

Аннотация: Землянин Максим Каммерер, попав на планету Саракш, сталкивается с апокалиптической жестокостью, подлостью, цинизмом. Ему предстоит сделать непростой выбор между правдой и ложью, долгом и предательством, честью и бесчестьем.

Комментарий: Первая книга трилогии о Максиме Каммерере.
Внутренние иллюстрации Д. Никулушкина.

В этой книге очень любопытен не заглавный роман, давший название сборнику, а второе произведение — Пауль Розенгайн "Радиограмма из иного мира". Это одно из первых в фантастике описание ни много ни мало — технологии подселения мозговых слизней! Завоевание землян с помощью телепатии, на солидном расстоянии. Книга дала толчок к появлению таких знаковых для жанра произведений как "Кукловоды" Р.Э.Хайнлайна и "Чужие среди нас" Д.Карпентера.

«С того света»
Издательство: Ярославль: Издатель ИП Мамонов В. В., 2019 год,
Формат: 70x108/32, твёрдая обложка, 336 стр.
ISBN: 978-5-00096-234-3
Серия: More fантастики

Комментарий: Два внецикловых романа.
Иллюстрация на обложке Т. Придчиной.

Вершина польской фантастики после С.Лема

«Идеальное несовершенство»
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2500 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 512 стр.
ISBN: 978-5-17-099904-0
Серия: Звёзды научной фантастики

Аннотация: В конце XXI века Земля отправляет к странной астрофизической аномалии исследовательскую экспедицию, но, не добравшись до цели, корабль исчезает. Его находят спустя несколько столетий, в XXIX веке, и на борту погибшего судна оказывается лишь один астронавт, Адам Замойский. Он не помнит, что произошло, не понимает, как выжил, и к тому же не значится в списке экипажа, но не это тревожит его в первую очередь. Адам попал в мир, где изменилось само значение слова «человек», где модифицировался язык, где реальность воссоздается, где она изменяема, а само понятие личности трансформировалось до неузнаваемости. Здесь конкуренция является двигателем эволюции, и побеждает тот, кто лучше контролирует ресурсы планеты и сами законы физики. Здесь идет сложная борьба за власть между людьми, инопланетными цивилизациями и постчеловеческими созданиями. Это мир, которому грозит непредставимая опасность, и, как не парадоксально, какое-то отношение к ней имеет таинственный и примитивный пришелец из прошлого, оказавшийся ключевой фигурой игры, ставки в которой он не может даже представить.

Комментарий: Внецикловый роман.
Иллюстрация на суперобложке Т. Багиньского.

И еще немножко под катом:







  Подписка

Количество подписчиков: 614

⇑ Наверх