Страница этой литературной премии не открыта — и едва ли будет открыта в обозримом будущем, — поэтому позвольте для начала сказать несколько слов о её истории.
Не будет ошибкой утверждать, что Национальная книжная премия — одна из старейших литературных наград США, ведь в первый раз она вручалась в далёком 1936 году. И всё же собственную историю премии принято отсчитывать от 1950 года, когда её стал присуждать Национальный книжный комитет (с 1989 года — Национальный книжный фонд). С тех пор премия претерпела немало изменений, были взлёты и падения. Например, в начале восьмидесятых годов появлялись отдельные номинации для книг в твёрдой и мягкой обложке и даже для жанровой литературы, включая научную фантастику (тогда ещё награду получил Фредерик Пол за довольно спорный роман "Сын Кунга"). Надо ли говорить, что эксперимент признали неудачным. Время от времени решения жюри вызывают скандалы в американских литературных кругах. Вместе с тем, лауреатами премии становились такие видные писатели как Джон Апдайк, Сол Беллоу, Филип Рот и Джойс Кэрол Оутс, что не могло не способствовать поддержанию её авторитета.
Последние 28 лет в знак высшего признания также вручается Медаль за выдающийся вклад в американскую литературу (Medal for Distinguished Contribution to American Letters). Постоянные подписчики моей колонки знают, что в прошлом году этой медалью наградили Урсулу Ле Гуин, а чуть раньше — других писателей-фантастов, Рэя Брэдбери и Стивена Кинга.
Русскоязычные читатели недавно смогли познакомиться с творчеством Адама Джонсона благодаря роману "Сын повелителя сирот", отмеченному Пулитцеровской премией. Газета.ru описывает новую книгу писателя как "сборник комических и абсурдных рассказов о природных катаклизмах, технологиях и политике".
Библиография Нила Шустермана готовится к открытию на Фантлабе. На русский язык переводились первые две книги из его фантастической трилогии "Страна затерянных душ", а также роман "Беглецы" из другого подросткового цикла.
Публицистическая книга Та-Нехаси Коутса посвящена теме расизма и полицейского произвола в современном американском обществе.
Дон Делилло в представлениях не нуждается, тем более что его библиография давно доступна для всех посетителей сайта.
Два года назад Феликс Пальма уже удостаивался премии "Игнотус" за предыдущий роман из "Викторианской трилогии" под названием "Карта неба". Книги писателя были переведены на основные европейские языки, включая русский. На сегодняшний день Феликс Пальма не только самый известный испанский писатель-фантаст, но и один из главных претендентов на премию Еврокона, который пройдёт почти ровно через год в Барселоне.
Хавьер Негрете представляет среднее поколение испанских фантастов, он дебютировал ещё в начале 1990-х годов и быстро получил признание на родине. Также книги Негрете пользуются определённой популярностью во Франции и Бельгии: в числе его наград премия "Боб Моран" (2004) и Европейская премия "Страна Луары" (2008).
Ньевес Дельгадо — молодая испанская писательница, её рассказы публиковались в нескольких антологиях. Художник Алехандро Колуччи родом из Уругвая, он иллюстрирует книги и комиксы.
Паоло Бачигалупи и Энди Вейер в представлениях не нуждаются.
Не все знают, но в Соединённых Штатах на официальном уровне началась подготовка к первому межзвёздному перелёту. Ну, если точнее, подготовка к подготовке перелёта. Речь о совместном проекте Национального аэрокосмического агентства (NASA) и Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) под названием "100 Year Starship", что можно вольно перевести как "Через сто лет к звёздам" или "Звездолёт через сто лет". Проект стартовал в 2010 году.
Можно по-разному оценивать реалистичность всего мероприятия или рассуждать об истинных целях проекта, но одно доброе дело функционеры от науки всё же совершили, а именно учредили новую награду в области фантастики.
Премия "Канопус" (Canopus Award) присуждается за лучшие художественные и нехудожественные произведения произведения, популяризирующие идею пилотируемых межзвёздных путешествий. Жюри, состоящее из учёных, писателей, деятелей культуры и прочих экспертов, рассматривало научно-фантастические произведения, опубликованные за последние годы, а также рукописи. Лауреатов назвали во время четвёртого общественного симпозиума "100 Year Starship", прошедшего на территории Кремниевой долины. Премию планируется сделать ежегодной.
Канопус / (Canopus Award for Interstellar Writing) 2015
Science Fiction Stories Night, Санта-Клара, штат Калифорния, 30 октября 2015 г.
Robert Buckalew “Everett’s Awakening» (writing as Ry Yelcho)
Неопубликованное нехудожественное произведение:
Louis D. Friedman & Slava G. Turyshev “Finding Earth 2.0 from the Focus of the Solar Gravitational Lens”
Единственный минус — денежное вознаграждение, кажется, не предусмотрено. Так почему бы Роскосмосу, в пику американцам, не раскошелиться и не учредить у нас свою премию за лучшую научно-фантастическую книгу?
На 16-м международном фестивале фантастики Utopiales, проходящем во французском городе Нант с 29 октября по 2 ноября, помимо премии Жюли Верланже вручаются следующие литературные награды:
Фраза "Страна Луары" указывает на регион, в котором находится французский город Нант, а прилагательное "европейский" — на то, в шорт-лист премии попадают книги из разных стран Европы, французские наравне с переводными. Примечательно, что в прошлом году лауреатом этой премии стал российский писатель Дмитрий Глуховский за роман "Сумерки".
Как явствует из названия, премия присуждается сообществом французских блогеров, пишущих о фантастике. Учреждена сайтом www.planete-sf.org в 2011 году, среди лауреатов прошлых лет Паоло Бачигалупи и Йен Макдональд. Судя по аннотации, книга "Je suis ton ombre" написана в жанре "вампирского хоррора".
В прошлом году фестиваль Utopiales собрал 65 000 участников, что делает его крупнейшим мероприятием такого рода не только в Европе, но и во всём мире. Сколько людей посетило фестиваль в этом году, пока неизвестно, но в числе почётных гостей ожидались Роберт Силверберг, Кристофер Прист, Жерар Клейн, Альетт де Бодар и многие другие писатели, художники и любители фантастики с разных концов света.
Марк Сулье, более известный под псевдонимом Айердаль (Ayerdhal), скончался 27 октября в Брюсселе, после долгой борьбы с раком.
Будущий писатель родился 26 января 1959 года во французском городе Леон, в окрестностях которого и прожил большую часть жизни. Опубликовав свой дебютный роман "La Bohème et l'Ivraie" в 1990 году, Айердаль быстро стал одним из лидеров молодого поколения фантастов. Впоследствии обращался к различным поджанрам научной фантастики: от космической оперы ("Étoiles mourantes") до сатирического триллера ("Rainbow Warriors"). Всего из-под его пера вышло порядка 30 романов — и в большинстве из них заметен особый интерес к политическим и социальным вопросам.
О том, какое важное место в современной французской фантастике занимает Айердаль, свидетельствует хотя бы тот факт, что на протяжении трёх последних лет он трижды становился лауреатом главной читательской награды французского фэндома, премии Рони-младшего.
На русском языке совсем немного информации о писателе, единственный биографический очерк доступен на сайте www.tarranova.lib.ru. В Сети можно найти переводы двух произведений Айердаля: фантастического детектива "Прозрачности" (2004; Большая премия Воображения, премия Мишеля Лебрана) и "посткиберпанковского" рассказа "Конец недели" (1998).