Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 февраля 2011 г. 21:06

В числе других авторов, я курирую на на сайте библиографию А. К. Толстого. Из интереса к творчеству писателя и из желания делать свои лабораторные обязанности максимально добросовестно я ознакомился с экранизациями толстовских произведений. А затем решил записать полученную информацию и собственные впечатления — возможно, ценителям "русской готики" это будет интересно.

Конечно, на Фантлабе нет смысла лишний раз объяснять что классик русской литературы 19 века Алексей Константинович Толстой является ещё и одним из основоположников русского хоррора. Повесть Упырь и рассказы Семья вурдалака и Встреча через 300 лет (рассказы косвенно связаны между собой, поэтому их можно объединить в условный мини-цикл о маркизе д`Юрфе) прочно вошли в "золотой фонд" русских литературных ужасов. Эти произведения хорошо известны любителям готики и "классических" ужасов не только в России, они неоднократно издавались за рубежом, переводились на многие европейские языки. Рассказы, правда, изначально написаны на французском и знакомы русскому читателю в переводе. "Страшные истории" Толстого выгодно отличаются не только хорошим "знанием предмета" (он объясняет, например, как изобличить упыря, как прикончить вурдалака), но и смелой, по-настоящему "ужасной" фантазией (чего стоит сцена из "Семьи вурдалака, где старик-вурдалак насаживает на кол, торчащий у него из груди, мальчишку-вурдалака и размахнувшись — как из пращи — швыряет злобное маленькое существо на главного героя!). Естественно, мировой кинематограф не мог пройти мимо творений русского графа .

На сегодняшний день существует одна экранизация повести "Упырь" («Пьющие кровь» (1991, Россия, реж: Евгений Татарский) и пять (!) экранизаций "Семьи вурдалака" — «Черная суббота, или Три лица страха» / I tre volti della paura (1963, США, Франция, Италия, реж: Марио БАва)

;«La notte dei diavoli» (1972, Италия, Испания, реж: Джорджио Феррони); «La familia Vourdalak» (1975, Испания; одна из серий телесериала «El quinto jinete», реж. Хосе Антонио Парамо); «Семья вурдалаков» (1990, СССР, реж: Геннадий Климов, Игорь Шавлак) и «Папа, умер Дед Мороз» (1992, Россия, реж: Евгений Юфит, Владимир Маслов).

Поговорим о западных экранизациях, ибо они, увы, почти не знакомы русскому зрителю.

Три лица страха (1963) — фильм "культового" итальянского режиссёра Марио БАвы, одного из создателей итальянской школы кинохоррора. У Бавы уже был опыт экранизации русской классики — нашумевший и до сих пор изрядно "доставляющий" фильм о вампирах "Маска Сатаны" ("La maschera del demonio", 1960), запрещённый в Великобритании до 1968 года — вольная импровизация по мотивам "рассказа Гоголя" (созданная ещё и под влиянием "Дракулы"). Вероятно, под "рассказом" подразумевался "Вий", но от Гоголя здесь, пожалуй, только стереотипный восточнославянский колорит и Миргород , где и происходит действие. Фильм на "русскую тему" просто не мог обойтись без "развесистой клюквы" — Миргород располагается почему-то в Молдавии и недалеко от Москвы, непременная vodka пьётся фужерами и т. д. Но в целом кино оказалось успешным и через некоторое время Бава обратил своё внимание на другого русского классика. Как можно догадаться из названия, фильм "Три лика страха" состоит из трёх новелл, чередующихся с мини-комментариями своеобразного ведущего этого киновечера — легендарного английского актёра, "короля ужасов" Бориса Карлоффа. Новелла снятая по рассказу А. К. Толстого называется "Вурдалак" и занимает в картине центральное место — в прямом и переносном смысле, она и по хронометражу побольше двух других и главная звёзда фильма — Борис Карлофф — играет здесь харизматичную роль старика Горчи. Киноновелла весьма точно следует букве книжного первоисточника, лишь концовка немного изменена. Напомню как развивалась история в рассказе: молодой французский дипломат д`Юрфе отправляется в дальний путь с поручением к господарю молдавскому; остановившись по пути в одном из домов в глухой части Сербии, он узнаёт, что всё семейство с минуты на минуту ожидает возвращения старика Горчи, который ушёл на поиски местного разбойника, если старик вернётся позже заранее оговоренного времени, то стало быть вернётся он уже ожившим покойником — вурдалаком и ему надо вбить осиновый кол в спину; старик возвращается вроде бы вовремя, но ведёт себя странно, вот тут и начинается кошмар... И всё это на фоне трагической любви героя и девушки Зденки.

Справедливости ради, надо сказать, что не уступают "Вурдалаку" и другие новеллы: "Телефон" — триллер, рассказывающий о преследующем девушку телефонном маньяке (в главной роли — французская красавица Мишель Мерсье, будущая знаменитая Анжелика); "Капля" — жуткая история о медсестре, не побрезговавшей прикарманить перстень с пальца умершей старухи (зря! старуха была медиумом и месть духов не заставит себя долго ждать). Уверенная режиссура, мастерское применение саспенса, нагнетания ощущения тревоги — всё это выдвигает "Три лица страха" в число лучших фильмов ужасов 60-х годов, хотя тут нет сцен с "кровищщщей". Борис Карлофф, которому уже далеко за семьдесят, держится бодрячком и очень органично смотрится в образе вурдалака. Заканчивается фильм забавной сценкой с участием Карлоффа-Горчи, высмеивающей процесс киносъёмок. Замечательно, когда люди не только хорошо делают свою работу, но и умеют относиться к ней с должной иронией!

Вдохновлённый "Вурдалаком" Бавы, другой довольно известный итальянский режиссёр Джорджио Феррони, работавший в самых разных жанрах — от ужасов до вестерна, в 1972 году выпустил свою версию рассказа Толстого — La Notte dei Diavoli ("Ночь дьяволов"). Википедия утверждает

(ссылаясь на книжку Луиса Поля об итальянском хорроре), что "фильм наполнен "обнажёнкой" и кровью", но это только если по меркам 70-х. Сейчас фильм выглядит почти "семейным": парочка очень скромных эротических сцен и несколько жёстких, но наивных, трэш-эпизодов кровопускания, мгновенного гниения и других истязаний плоти. Впрочем, несмотря на "бутафорные" (по нынешнему времени) спецэффекты и некоторую наивность фильма, сделан он добротно; опытному режиссёру удалось приоткрыть зрителю вход в отрезанный от цивилизации мир, живущий по своим законам — законам древнего колдовства, создать атмосферу мрачноватой обречённости и не опуститься до совсем уж дешёвых приёмов. Фильму присуща даже своеобразная эстетика: кровь и насилие среди пейзажей глухих горных лесов и в интерьере деревенского дома с глиняно-деревянной утварью. Большой плюс "Ночи дьяволов" — красивая музыкальная тема Джорджио Гаслини. Теперь, собственно, о сюжете картины: действие перенесено в 70-е годы XX века, фильм начинается с того, что главный герой, измождённый и невменяемый попадает в сумасшедший дом. Здесь к нему начинает возвращаться память. Воспоминания о кошмарных событиях и составляют основу фильма, который, кстати, отличается от рассказа-первоисточника наличием ещё и дополнительной сюжетной линии, рассказывающей, как стал вурдалаком глава семейства. Опять же — немного изменён финал истории. Сейчас этот фильм изрядно подзабыт, но для любителей "старого доброго" хоррора он, несомненно, представляет интерес. Ах да, в главных ролях — Джанни Гарко (Гаркович), звезда спагетти-вестернов (уроженец Югославии, кстати), миловидная Агостина Белли и Билл Вэндерс (в роли Горчи).

Наконец 20 октября 1975 состоялась телепремьера одного из эпизодов испанского телесериала "El quinto jinete" по названием La familia Vourdalak. Да-да, это всё та же история о несчастном семействе вурдалака.

Создатели телефильма справедливо рассудили, что "от добра добра не ищут" и не стали далеко отклоняться от толстовского рассказа, но... сделали слишком уж большой акцент на романтических отношениях главгера и Зденки, очень сильно сократив "вурдулакскую" линию сюжета. То ли пресловутая страстность испанцев сыграла здесь свою роль, то ли (скорее всего) невозможность применить спецэффекты, которые не выглядели бы нелепо.

И всё же ни одна из экранизаций (даже Бавы) не смогла передать очарования первоисточника. А некоторые сильные сцены, придуманные Толстым, трудно было бы снять технически. Будем надеяться, что лучшие фильмы по мотивам произведений русского классика ещё впереди.

Об отечественных фильмах по мотивам "Упыря" и "Семьи вурдалака" (если тема будет интересна почтенной публике) я расскажу в другой раз.


Статья написана 20 января 2011 г. 21:54
Только сегодня я узнал, что в ноябре прошлого года умер Олди (Сергей Белоусов), "отец и основатель русского регги". Вокалист и лидер калининградской группы "Комитет охраны тепла", одной из самых первых русских регги-групп (ещё с конца 80-х) и одной из немногих, что смогла играть регги в России и не выглядеть при этом глупо и фальшиво. Я не был никогда большим поклонником "КОТа", но всегда относился к ним с уважением, а самую известную песню группы — "Африку" — включал в число любимых. После перестройки многие русские рокеры перебрались на телеэкраны и в огромные концертные залы. Олди, несмотря на всеобщее признание в рок-н-ролльных кругах, умудрился оставаться в андеграунде на протяжении всей своей карьеры. Да он и сам, как я понимаю, не слишком стремился к успеху в "Вавилоне". Исполнял жёсткие, неформатные песни. Даже качественных записей осталось немного. Олди было 48 лет


Африка


Неизбежность войны предвкушает крах.
Если я говорю, значит, он прав.
Армагеддон — это больше чем страх,
Это любовь, это слёзы и кровь
Твоих сыновей


Твои волосы как прутья,
Твои мысли белый мел.
Я однажды не проснулся,
Оттого что я висел.


Африка на твоих руках.
Твоё солнце в моих глазах,
Африка


Чёрное на белом — кто-то был неправ.
Я неплановый сын африканских трав -
Я танцую регги на грязном снегу,
Моя тень на твоем берегу,


Моя милая Африка.

Статья написана 17 января 2011 г. 23:21

Рисуночки-виньетки: Великий Змей Уроборос


Статья написана 16 января 2011 г. 18:21


Статья написана 16 января 2011 г. 16:36

  • Эта статья является небольшим дополнением к открытой suhan_ilich теме о необычных и странных скульптурах.

    Давид Черный (David Černý) — чешский скульптор и художник, один из наиболее интересных скульпторов современной Европы. Широкую известность принесли ему откровенно провокационные, скандальные работы, выполненные тем не менее с неизменным чувством юмора. Интересно, что многие эпатажные работы Черного выставлены в историческом центре Праги: городские власти чешской столицы проявили здесь достойную уважения широту взглядов, мне, например, до сих пор трудновато представить что-то подобное работам Чёрного в Москве, самоирония в скульптуре — у нас не в чести)). Конечно, протесты поборников нравственности, чистоты искусства и "сохранения исторического облика" сопровождают многие работы скульптора и некоторым произведениям Черного пришлось сменить из-за этого место расположения, так скульптура князя Вацлава на перевёрнутом коне переместилась с Вацлавской же площади (где стояла напротив "сёрьезного" памятника Святому Вацлову) в пассаж "Луцерна". В любом случае у туристов произведения Черного вызывают огромный интерес и столица Чехии становится городом интересным не только своей изумительной исторической застройкой, но и современными арт-проектами, которые в большинстве случаев смотрятся вполне органично.

    Вот некоторые работы Давида Черного, что мне довелось видеть в Праге прошлым летом:

    1. — Работа, имеющая название — «Piss-Кирпичный завод Гергета» (2004). Два писающих мужичка у музея Кафки (в бывшем здании этого самого кирпичного завода, как я понимаю) на Малой Стране, причём писают они в водоём,напоминающий очертаниями территорию Чехии. Фигуры могут выписывать на воде различные буквы, в том числе и по заказу зрителей.

    2. Князь Вацлав на перевёрнутом коне (1999). Как я уже рассказал, из-за многочисленных протестов ироничная скульптура покровителя Чехии убрана с глаз долой — в помещение крупного пассажа, расположенного неподалёку от Вацлавской площади.

    3. Младенцы-голиафы (2000), которых скульптор-Давид разместил на Жижковской телевизионной башне. У многих эти безликие существа вызывают неприязнь, но башня с ними смотрится интересно. Подобные младенцы ползают ещё и по пражскому острову Кампа.

    4. Эмбрион (1996) на водосточной трубе на здании театра Na Zábradlí

    5. "Подвешенная" фигура Зигмунда Фрейда (1996)

    Вот ещё парочка фотографий с официального сайта художника http://www.davidcerny.cz/ :

    Автобусная остановка в чешском городе Либерец и инсталляция "Метаморфозы" (постоянно трансформирующаяся голова из нержавеющей стали в американском городе Шарлотт (Северная Каролина)





  •   Подписка

    Количество подписчиков: 296

    ⇑ Наверх