Агата Кристи «Почему не Эванс?»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Бобби Джонс, сын викария, играет в гольф с друзьями. Подойдя к обрыву за мячом, он замечает лежащего внизу человека. Партнер Бобби отправляется за помощью, а Бобби остается рядом с раненым. Вскоре человек умирает, но перед смертью успевает произнести: «Ответ знает Эванс». Это, и еще найденная в его кармане фотография красивой женщины — единственные ключи к разгадке тайны его личности.
Под названием «The Boomerang Clue» впервые был опубликован в журнале «Redbook Magazine» (ноябрь 1933).
Первая публикация на русском языке состоялась под названием «Почему не спросили Эванс?» в эмигрантском журнале «Для Вас» (Рига) 24 декабря 1933 г.-3 марта 1934 г.
Входит в:
— журнал «Redbook Magazine, November 1933», 1933 г.
— антологию «Если бы смерть спала...», 1990 г.
— антологию «Меня хотят убить», 1991 г.
Экранизации:
— «Почему не спросили Эванс?» / «Why Didn't They Ask Evans?» 1980, Великобритания, реж. Джон Дейвис, Тони Уормби
— «Почему не Эванс?» / «Why Didn't They Ask Evans?» 2022, Великобритания, США, реж. Хью Лори
- /языки:
- русский (36), английский (63), немецкий (18), испанский (11), французский (16), португальский (10), итальянский (8), греческий (11), шведский (6), датский (4), голландский (11), финский (5), норвежский (7), литовский (2), чешский (3), эстонский (1), украинский (1), польский (7), словенский (3), болгарский (3), венгерский (5), сербский (3), хорватский (3), иврит (2), арабский (5), тайский (4), персидский (4), вьетнамский (1), китайский (4), корейский (4), японский (5), румынский (1), бенгальский (1), турецкий (8), каталанский (2), исландский (1), индонезийский (4), сингальский (1)
- /тип:
- книги (282), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Киттияни (3), Ш. Ён-тэ (2), И. Алвеш (1), М. Анджад (2), А. Асававет (1), Э. Ассис (1), А. Биль (1), Ч. Бинь (1), Р. Бреуниг (1), Н. Брунт (1), М. Вайве (10), П. Виджевардхана (1), Й. Ган (1), Л. Грэдинару (1), П. Дадбах (2), К. Дарлинг (10), Л. Димитров (1), М. Жигульский (1), Д. Йешич (1), Т. Йованович (1), Т. Йованович (1), Д. Када (4), Ю. Казилионите (1), Э. Калокати (3), К. Кастерка (2), К. Каттелус (5), В. Комендантский (1), Э. Косман (11), А. Креснин (1), Т. Лазаридис (3), Ч. Ли (1), Л. Лорандос (1), М. Мадалиньский (4), М. Макарова (1), Ю. Максимейко (1), М. Марета (4), М. Моралес Регу (6), П. Мрдуляш Долежал (1), М. Мундхенк (1), К. Наганума (2), Р. Облонская (1), Ж. Озтекин (2), Н. Онол (1), У. Офлас (1), И.Ё. Парк (2), Ж. Пешо (8), Л. Постиф (8), В. Постников (13), И. Ребане (1), Э. Риамбау (1), C. Рики (1), В. Римкуте (1), В. Селина (1), З. Скушек-Мочникова (3), Ю.Р. Соколов (2), С. Спринцеройу (1), Д. Стойсавлевич (2), Г. Суверен (3), Р. Тамура (3), Э. Термениус (6), В. Тирдатов (1), А. Титов (1), Я. Фодор (1), Д. Фонтиколи (7), Н. Франгулис (1), Г. Хавреволд (7), Э. Цирони (1), Ч. Чанджин (2), Я. Чермак (3), А. Шаров (13), О. ван Беббер (17), М. ду Карму Писарру (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Igor_k, 20 февраля 2024 г.
Завязка этого романа Агаты Кристи очень напоминает реальный случай, известный в массовой культуре как дело «Тамам Шуд». Однажды на пляже рядом с австралийским городом Аделаида нашли труп, который до сих пор так и не опознали. Спекуляций вокруг личности умершего наплодили кучу, но делу это, конечно, не помогло. Данный инцидент вдохновил многих: так у Стивена Кинга есть повесть «Парень из Колорадо», которая явно именно про это. У Агаты Кристи же с обрыва возле моря падает мужчина. Первая версия: из-за тумана он оступился на опасной тропинке. При нем не найдено ничего, что помогло бы при опознании: ни документов, ни меток на одежде. Правда, в кармане найдена фотография красивой женщины. Разумеется, ее публикуют в газете в надежде, что женщина отзовется и поможет следствию.
На самом деле ассоциация с «Тамам Шуд» неверная. Во-первых, австралийская история случилась в 1948-ом году, через четырнадцать лет после выхода «Почему не Эванс?». Вот так порой литература опережает жизнь. Во-вторых, труп очень быстро опознают. В-третьих, перед смертью мужчина успевает кое-что сказать одному из главных героев, который как раз и нашел его: «Почему не Эванс?». В реальной жизни мы как-то не ждем столь странного предсмертного вопроса. А вот в детективах умирающие любят подкидывать сыщикам всяческие головоломки, которые с одной стороны запутывают дело, а с другой – являются важным ключом. В данном случае все именно так: если бы герои знали, кто такой/такая Эванс, то распутали бы историю гораздо быстрей. Но тогда, конечно, и детектива бы толкового не случилось бы. А вот с этим у Агаты Кристи всегда все было хорошо, умела она сочинять запутанные истории.
У каждого романа Агаты Кристи есть своя индивидуальная фишка. Порой она сводится к особенности загадки. Например, а что если преступник совершит ряд убийств, из которых только одно будет иметь для него практический смысл, а остальные нужны только для отвода глаз? Или – а что если на острове соберется компания людей, которые будут погибать один за другим, пока не останется никого, причем убийства эти будет совершать кто-то из них? Можно продолжать и дальше, но тогда список получится по-настоящему огромным. В данном случае фишка, скорее, не в самой загадке, а в том, на каком этапе в расследование вступают главные герои. «Эта история определенно необычайная, — замечает один из них. – Но я бы сказал, что мы попали в спектакль, а не в книгу. Словно вышли на сцену в середине второго действия, и на самом деле у нас нет ролей в этой пьесе, но мы должны что-то играть, и задача эта оказывается чертовски трудной, поскольку нам неизвестно, что было представлено в первом действии». Его сравнение находит понимание у собеседницы: «Я даже думаю, что мы попали не во второе действие… На мой взгляд, мы уже в третьем. Бобби, кажется, нам предстоит трудная дорога к завязке… И надлежит действовать быстро, потому что финальный занавес, как мне кажется, вот-вот опустится». По сути герои столкнулись с одним из звеньев цепи, не самым важным, кстати. И теперь им предстоит размотать целый клубок, а для этого реконструировать кучу событий, даже не имея нормальных свидетельских показаний. Задача сложная, но герои Агаты Кристи и не с таким справлялись.
Фанаты Эрклюля Пуаро и мисс Марпл могут остаться несколько разочарованными потому, что «Почему не Эванс?» не входит ни в один из циклов. Кстати говоря, пусть этот роман и не самый известный у Агаты Кристи (это, знаете ли, не «Убийство в Восточном экспрессе»), но экранизировали его несколько раз. Все четыре экранизации являются телевизионными, причем в одной из них канва была переделана, в сюжет включили мисс Марпл. Создатели этой экранизации посчитали, что зрителям будет интересней еще одна история с любимой старушкой, а не расследование каких-то там ноунеймов.
Но вернемся к самой книге. Перед нами одиночный роман, в котором «сыщиками» становятся по-настоящему случайные персонажи. Во-первых, Бобби, сын викария. Именно он как раз и нашел умирающего мужчину. А также услышал от него: «Почему не Эванс?». Для Бобби расследование становится вопросом жизни и смерти, так как уже скоро его попытаются убить. И, скорее всего, именно потому, что он услышал тот самый вопрос. Во-вторых, Фрэнки, дочь лорда. Для нее вся эта история становится лекарством от скуки. В деревне происходит так мало интересного, а тут таинственная смерть, странный вопрос, покушение на друга детства. Девушка просто не может удержаться от того, чтобы не полезть в гущу событий. Оба персонажа в чем-то милые и забавные, чем-то и раздражают, их нельзя назвать гениями, но при этом они далеко не глупы. Конечно, ошибок они наделают кучу, но тем интересней нам, читателям.
Во всем остальном перед нами типичный роман Агаты Кристи. Лаконичный, так как писательница считала, что в детективах не должно быть лишней информации и всяческой «воды», так отвлекать читателя подобным образом она считала недопустимым. Не смотря на происходящие в романе смерти, Кристи не отказывается от иронии: много точных и смешных замечаний, с чувством юмора у персонажей все в порядке. В книжке масса всяких социальных деталек, штришочков, которые очень много говорят о жизни в Англии первой половины XX века, из романов Кристи и впрямь можно собрать самую настоящую энциклопедию английской жизни. Например, а знали ли вы, что в 1930-ых в Великобритании существовало воздушное такси? Писательница не собирается копаться в психологии персонажей, тогда в детективах так не делали, но все они выписано точно и четко, мотивации ясны, основные черты характера обрисованы, одного с другим не спутаешь. Разумеется, подсказки щедро разбросаны по всему тексту, но тут, как водится, надо знать, куда смотреть, а узнаешь только в конце.
И небольшое предупреждение. На русском «Почему не Эванс?» впервые был опубликован в 1990-ом году. В те бурные книгоиздательские времена этот роман вышел далеко не в одном переводе. Потому и известен у нас под разными названиями: «Почему не позвали Уилби?», «Почему же они не попросили Эванс?», «Почему же не Иванс?», «Ответ знает Эванс». Так что, не запутайтесь, пожалуйста.
Zlata.24, 17 мая 2022 г.
Фильмам предпочитаю книги, а потому — читала.
Один из игроков в гольф слышит крик в тумане, но лишь благодаря улетевшему в ту сторону мячу, замечает упавшего с обрыва человека. Пока другой игрок спешит за помощью, первый остается на месте и слышит от упавшего странную фразу. Эта фраза до того нелепа, что практически до самого финала и читатель не может понять ее значения. Кстати, когда ее смысл становится понятен, она уже не играет особой роли. Скорее, ее задача в том и состояла, что сподвигла героя романа искать разгадку.
В отличие от многих других историй Кристи, здесь дело расследовать взялись не профессионалы, но у них получается даже интересней. А также мне импонировало то, что автор не разжевывала какие-то моменты, не ударялась в многословные пересказы и объяснения. Все просто, четко и по существу.
Maximontano, 26 апреля 2022 г.
Очередное увлекательнейшее чтиво от королевы детектива Агаты Кристи, начиная с первых страниц данного романа читатель погружается в удивительную историю с трупом, полную загадок и тайн, вердикт которой свершится в последних главах романа, настолько все запутано и интересно, что пазл слаживается буквально на последних страницах.
Konbook, 18 декабря 2019 г.
Четвертый сын приходского священника — Роберт Джонс — для своих просто Бобби, играя в гольф с доктором Томасом, отправил в полет мяч, до самого края утеса. В поисках своей находки они увидели лежащего у подножья утеса человека. Эта тропинка, по которой, судя по всему, и шел несчастный, и так была опасной, а когда опускался туман, и совсем становилась непригодной для безопасного прохождения, а власти никак не хотели огородить ее от края утеса, позаботившись тем самым о жизни и здоровье людей, избравших тропинку местом своих прогулок.
Видимо и этот бедняга в тумане подошел близко к краю утеса и сорвался вниз. Минуты его жизни были сочтены — удар при падении перебил ему позвоночник. Доктор Томас отправился вызывать скорую помощь, оставив обреченного на попечении Бобби. С виду приличный, состоятельный мужчина, красивый, лет сорока. Внезапно он открыл глаза, без поволоки, ясные, все понимающее, посмотрел на Бобби и произнес всего лишь три слова — три последних слова сказанных им при жизни: «Почему не Эванс»? И умер.
При нем не было никаких документов, ничего, что могло бы установить личность погибшего. Только фотография в нагрудном кармане очень красивой молодой девушки....
Несчастного опознали при помощи той самой фотографии.
Вердикт присяжных — несчастный случай.
Бобби, ответственный малый, все-таки не мог не сообщить об этом родственникам Причарда — сестре и деверю. Исполнив задуманное, Бобби успокоился. Но оказалось, что, то был не конец истории Алекса Причарда, но ее начало...
Чтобы разобраться в этой запутанной истории и выяснить «почему не Эванс, что-то сделал или сделала» Бобби Джонс и Фрэнсис Деруэнт пускаются в опасную авантюру, где на кону стоят их жизни и сокрытие тайны важных документов.
Увлекательный, динамичный, написанный с юмором, детективно-шпионский роман Агаты Кристи, изданный в 1934 году. Пара детективов-любителей из Бобби и Фрэнсис состоялась, я думаю, все тайны они раскрыли, сухими из воды вышли.
Название у книги интригующие (даже в имени Эванс есть нечто двойственное, прочитавшие поймут), фраза «почему не Эванс» заставляет задуматься над тем, с чем на самом деле был связан сброшенный с утеса человек и что такое знал Эванс, что заставило преступников заметать следы и убирать случайных свидетелей. Три с половиной часа интриги с этим романом — обеспечены.
Итог: 10 из 10
egor.ogyrt, 23 июля 2018 г.
Понравилось намного больше, чем известные серии Агаты Кристи. Основное отличии — в той же серии про великолепную старушку миссис Марпл р-раз — и догадалась обо всем. В сериях главные герои изначально настолько легко и великолепно идут по следу преступников, что это рано или поздно надоедает.
А в Эвансе герои обычные люди, он постоянно ошибаются и делают неправильные выводы. И поэтому за их поиском гораздо интереснее наблюдать. Они мне намного ближе. Поэтому, и преступление с ними я расследовал с гораздо большей охотой.
ant_veronque, 31 марта 2019 г.
Этот детектив напоминает истории про Томми и Тапенс, правда последняя парочка мне понравилась больше, чем здешние Бобби и Франки.
Но это ожидания. А на деле довольно динамичный сюжет, иронично-юмористический даже, читается как всё у А.Кристи легко и быстро, голова занимается разгадыванием загадки, но в этом случае в режиме «лайт»:) Никакого напряжения, к сожалению.
Парочка новоиспеченных детективов весьма изобретательна, но совершенно безбашенная. Это немного странно, если учесть, что расследованием они решили заняться как раз после того, как на одного из них было совершено покушение, и ему лишь чудом удалось выжить.
В этот раз тот, кого я подозревала с самого начала, как самого подходящего персонажа, на которого почти сразу нарисовались улики, и оказался преступником. Не похоже на А.Кристи. Его сообщник тоже в моих глазах выдал себя довольно быстро, уже при втором своем физическом появлении на сцене. Правда, Агата Кристи усиленно пыталась обратить мое внимание еще на одного персонажа, и ей это даже удалось, но всё же я была несколько разочарована тем, что настоящие преступники здесь просто бросаются в глаза и это не обман зрения. Наверно, в данном детективе, леди Агата хотела продемонстрировать следующую идею: даже при наличии довольно веских аргументов против человека, если он обладает огромным природным обаянием, мы склонны верить своему впечатлению, а не доводам разума. Да уж, человек — существо иррациональное:)
SAG, 23 марта 2018 г.
Ну, так получилось, решив перечитать, этот не слишком известный детектив Агаты Кристи и одновременно, нашёл в Интернете его известную экранизацию. И вот любимое занятие, сравнивать текст книги и сюжет фильма. И сразу хочу сказать, различий минимально.
Немного о сюжете, нет здесь не «всезнающей» старушки Марпл, нет и Пуаро, с его «серыми клеточками» и дуэта молодых сыщиков то же нет. Роман, как бы стоит в стороне от всех других, входящих в серии и циклы. Но, есть два молодых главных героя, которые действовали только в этом романе. И так перед нами уволенный из военно-морского флота Роберт Джонс и девушка с титулом: леди Френсис Дервент, а по просту-Френки, подружка по детским играм.
Редкая вещь, когда авторы фильма, не «впаривали» свою отсебятину. Респект, создателем фильма, визуальный эффект от фильма при сравнении с текстом книги высок. Это бывает редко.