Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Vladimir Puziy» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 января 2016 г. 17:49

Буду краток:

Издательство "Клуб семейного досуга".

Арт на обложке -- лицензионный (а то уже были вопросы).

Перевёл Сергей Легеза. В книге будут комментарии и проч.

Весна 2016 г.

Остальные тома в работе.


Статья написана 23 января 2016 г. 21:50

Закончился 2015 год -- и самое время подводить литературные итоги. Встречаемся в воскресенье в 14.00 в киевской Голосеевской библиотеке. Запланированы несколько тематических лекций/выступлений. Поговорим о том, сколько фантастики издано в Украине за прошлый год, каким он был в сравнении с предыдущими. Поговорим, разумеется, и о международной антологии "Век волков", и о новинках в польской фантастике последних лет. Откроем некоторые издательские планы 2016-го...

На фото ниже -- пара диаграмм, которые ежегодно составляет Олег Силин (ТО "Зоряна фортеця"), чтобы наглядней показать тенденции в украинском книгоиздании.

Вот здесь -- страничка мероприятия на Фейсбуке.

Вот карта, которая поможет киевлянам и гостям столицы добраться до Голосеевской библиотеки.

На встрече можно будет приобрести антологию "Век волков" и по паре экземпляров "Душниці"/"Пороха із драконових кісток".


Статья написана 21 января 2016 г. 12:27

Коротко о главном.

Львовская "Астролябия" анонсировала выход на украинском "Льда" Яцека Дукая в переводе Андрия Павлишина. С опционом на дальнейшее сотрудничество с автором.


Статья написана 19 января 2016 г. 00:52

Как я уже писал в прошлом году, в питерской "Астрели" готовится к выходу цикл польского писателя Роберта М.Вегнера "Легенды с Меекханского порубежья". Ориентировочно два первых тома должны выйти весной 2016 г. По первому тому уже завершена редактура, по второму идёт согласование правок. Непременно должна быть карта, взятая из польского издания; как раз на днях решили вопрос с правами. Обложки будут НЕ родные (имхо, оно и к лучшему).

Переводил цикл Сергей Легеза, редактировала Наталья Витько.

Ну а теперь пару слов о самом цикле и о его авторе.

Начнём с того, что в современной польской фантастике не так уж много фэнтези, написанного "в традиции". Скорее там можно обнаружить нечто совсем необычное и нестандартное, какие-нибудь внезапные сочетания, смесь исторического детектива, мистики, технофэнтези и т.п. "Меекхан" в этом смысле выделяется: это как бы типичный средневековый мир с богатым прошлым, непростым настоящим и явно мрачным будущим. Здесь некогда происходили войны богов, сюда являлись демоны (да и сейчас являются); Меекханская империя и соседние с ней страны пережили немало кровавых страниц истории -- и судя по отдельным намёкам, грядёт очередная серьёзная беда.

Вместе с тем Вегнер не пытается напрямую заимствовать что-либо у тех или иных известных нам цивилизаций. Он создаёт свой мир, причём чем дальше, тем больше убеждаешься, что это богатая, проработанная и продуманная история: как на уровне миропостроения, так и на уровне отдельных персонажей. Собственно, с них -- с отдельных персонажей -- Вегнер и начинает наше знакомство с Меекханом.

Первые два тома -- это сборники крупных рассказов, по четыре на каждую сторону света. "Север-Юг" и "Восток-Запад", Горная Стража и древнее племя, искупающее свою вину; воители из ватаги-чаардана опального генерала Ласкольника и юный вор, оказавшийся в центре древних многоходовых интриг... Каждая история, в принципе, может читаться самостоятельно, однако же постепенно Вегнер переплетает их друг с другом. Становится ясно, что у всех этих рассказов есть и общая канва: внутренняя и внешняя разведка империи соперничают, древние силы пытаются завершить то, что не сумели сделать века назад, пришельцы из других миров вновь ступают на земли Меекхана... По сути, в каждом рассказе, кроме локальной истории, мы узнаём чуть-чуть и о мире -- и чем дальше, тем сильнее эта над-история начинает играть свою роль.

Я не буду здесь детально рассказывать о том, какие премии получал Вегнер за свои тексты: обо всём этом я написал в биографии автора, которую сегодня открыли на "Фантлабе". Скажу только, что -- да, на мой взгляд, награды эти вполне заслуженные. Прежде чем взяться за этот анонс, я решил наконец-то познакомиться с "Меекханом" поглубже: в итоге без особых пауз проглотил в оригинале два тома и сейчас заканчиваю третий, а потом сразу же планирую взяться за четвёртый (пока -- последний в цикле). Третья и четвёртая книги, к слову, это уже не сборники, а полновесные романы. В "Небе из стали" пересекаются линии Севера и Востока, в "Памяти всех слов" -- Юга и Запада.

Чем подкупает Вегнер: для него главное в первую очередь отдельные судьбы. Персонажи у него живые и убедительные, за них переживаешь, с интересом следишь за тем, что с ними происходит. У каждого своя история, причём чувствуется, что "бэкграунд" проработан автором на славу. При этом -- да, в целом Вегнером задумана масштабная, мощнейшая эпопея, но этот масштаб проявляется постепенно. "Меекхан" не зря сравнивают с "Малазаном" Эриксона, хотя сам Вегнер признался, что дальше четвёртого тома у Эриксона не пробился: "я не люблю, когда героев убивают, а потом оживляют". Ещё "Меекхан" напомнил мне "Архив Штормсвета" Брендона Сандерсона: по тому, как аккуратно подаётся информация читателю, и по умению автора преподносить сюрпризы. Почти все персонажи Вегнера имеют немало тёмных пятен в своей биографии, они могут казаться "простыми", но в нужный момент обнаруживают, что -- именно казались таковыми. Здесь нет детальных до утомительности описаний, но дано ровно столько информации, чтобы вы могли почувстовать холод горных вершин, раскалённую жару пустыни, ветер, бьющий вам в лицо во время дикой скачки, ароматы приморского города, свист стрел во время атаки кочевников... Здесь есть о чём задуматься, есть за кого переживать, здесь хватает неожиданных сюжетных поворотов. И да, Вегнер умеет быть ироничным, что для эпического фэнтези скорее редкость.

В Польше "Меекхан" -- один из самых популярных циклов. О нём спорят, его читают и перечитывают, третий том был награждён премиями как по итогам читательского голосования, так и профессиональным жюри. На встречах с Вегнером аудитории всегда полны -- и нужно было видеть, как ликовал зал на "Полконе", когда Роберт получил "двойного" Зайделя за "Небо из стали" и "Ещё одного героя".

Сам Вегнер не является профессиональным писателем -- в том смысле, что у него есть другая постоянная работа, а пишет он в свободное время. Однако и на другие масштабные проекты Роберт не отвлекается: как он не раз говорил на встречах с читателями, их доверие имеет для него огромное значение, и он не хочет их разочаровывать.

При этом внецикловые рассказы Вегнера бывают весьма любопытны, а повесть "Ещё один герой" (та самая, отмеченная премией Зайделя) -- так и просто прекрасна, но это уже совсем другая история...

PS. Автор обоих фото -- Michal Źigota Birkowski.


Статья написана 10 января 2016 г. 01:43

В ноябре прошлого года на сайте "Allegro" стартовал проект, который по ряду причин был мне особенно интересен. Называется он "Польские легенды" и посвящён переосмыслению известных историй в новом антураже.

Напишу-ка здесь пару слов о нём и о собственных впечатлениях от сборника.

В рамках проекта были выпущены межавторский сборник, а также две короткометражки Томаша Багинского. (Напомню, именно Багинский, среди прочего, снимал короткометражный мультфильм по мотивам "Собора" Яцека Дукая, а сейчас работает над поднометражным игровым фильмом по "Ведьмаку").

В сборник вошли следующие рассказы:

Jakub Małecki: Zwyczajny gigant [Обычный гигант] (в основу легла легенда о Пане Твардовском).

Elżbieta Cherezińska: Spójrz mi w oczy [Посмотри мне в глаза] (в основу легла легенда о василиске).

Radosław Rak: Kwiaty paproci [Цветы папоротника] (в основу легла легенда о цвете папоротника).

Rafał Kosik: Śnięci rycerze [Снящие рыцари] (в основу легла легенда о спящих рыцарях).

Robert M. Wegner: Milczenie owcy [Молчание овцы] (в основу легла легенда о драконе, поселившемся в Кракове).

Łukasz Orbitowski: Niewidzialne [Незримое] (в основу легла легенда о живой воде).

Бесплатно скачать сборник, а также посмотреть две короткометражки, по мотивам рассказов Малецкого и Вегнера, можно здесь: http://legendy.allegro.pl .

Интересно, что над сборником работали авторы, отметившиеся в разных жанрах: Херезинская в основном известна благодаря историческим романам, Орбитовский сейчас скорее пишет то, что у нас называют магическим реализмом, Косик знаменит в первую очередь своим циклом подростковой фантастики...

Читать сборник было интересно, но есть один момент, который стоит учесть. Читайте его ДО того, как посмотрите фильмы (по крайней мере -- не читайте до фильмов соответствующие рассказы Малецкого и Вегнера).

В целом по текстам. Знакомство с "первоисточниками" желательно, однако ж не обязательно (за вычетом, может, легенды о Твардовском, но тогда -- парадокс! -- и пара сюжетных ходов будет вами угадана заранее). Вообще после чтения возникло сильное желание познакомиться подробнее с творчеством всех авторов.

Из них лучше всего я знаю и больше всего читал Вегнера. "Молчание овцы" не лучший его рассказ (если не считать меекханских, то лучший из читанных пока "Ещё один герой", хотя фактически это повесть). Опять любимый приём Вегнера: монтаж нескольких линий, но на сей раз такого мощного столкновения как в "ЕОГ" или в лучших меекханских рассказах нет; скорее это вещица "от ума". (Но, опять же, и здесь мне подпортил впечатление фильм -- проспойлерил). Попытка изобразить ИИ у Вегнера интересна, однако это не твёрдая НФ. Кажется, автор скорее разрабатывает некие приёмы, которые планирует использовать в меекханском цикле (память и преемственность воспоминаний -- ср.с линией, начатой в истории вора Альтсина).

Точно так же не возьмусь оценивать текст Малецкого: финальный финт в короткометражке "сдан", а в целом -- ну что ж, хорошо выписанный, психологически достоверный рассказ. История о любви и о том, какую цену порой приходится за неё платить. Чувствую, не зря в своё время приобрёт авторский сборник от "Powergraph"...

"Грезящие рыцари" Косика предсказуемы (и в этом ещё одна ловушка игры с известными сюжетами), но первая часть -- собственно, до встречи с рыцарями, написана очень славно, с доброй иронией. Симпатичный главный герой (снова подросток), в меру находчивый, в меру решительный; свою любовь к компьютерам ему как-то приходится совмещать с семейным бизнесом. А если твоя семья живёт в горах и разводит овец, это особенно непросто!.. Я у Косика пока читал только "взрослые" рассказы, и то не все; попадаются весьма и весьма интересные. На очереди же романы "Марс", "Хамелеон" и "Вертикаль".

Херезинская в этот раз написала фантастику, причём даже не НФ, как кажется поначалу, а чистую фэнтези. Польша будущего, мир, в котором наследников правящих династий можно воссоздать благодаря генной инженерии. И -- таинственный гость из Китая, влюблённый в Польшу и готовый переполячить любого из потомственных поляков... Сделано увлекательно и профессионально, однако ж, на мой вкус, использовано слишком много фантастических допущений. Ещё один повод взяться наконец за её исторические романы -- для начала за "Легион" и "Корону". Их многие коллеги хвалили, и не раз.

Орбитовский пишет от лица 12-летнего мальчишки, который ведёт монолог-трансляцию во время своих приключений в поисках живой воды. Так уж получилось, что отец потерял сознание, а рядом в городке живёт за высоким забором толстосум, торгующий вот как раз ею, живой водой. Челлендж? Челлендж принят! Мальчишке страшно, и чтобы хоть как-то перебороть страх он стримит обо всех своих приключениях... Трогательно, убедительно, язык яркий, с огромным количеством англицизмов и жаргонизмов; не завидую переводчику, который за него возьмётся. Что слегка разочаровало -- финал. Не хватило кульминации, мощной ноты в конце. Но может, я и придираюсь. Орбитовский давно уже играет в "большой лиге", пишет нежанровые романы, издаётся в солидных издательствах; два последних романа давно стоят на полке -- пора к ним приступать!..

Ну и рассказ Радослава Рака -- на мой вкус, лучший в сборнике. История о простачке Ясе, который работает пастухом в скансене, расставляет там накануне Иванова дня деревянные цветы папоротника и мечтает об искренней любви...

Как оказалось, Радослав Рак -- автор молодой, не так давно у него вышла дебютная книга, до этого были только публикации в журналах. Надо присмотреться и почитать то, что смогу добыть. А "Цветы папоротника" очень и очень надеюсь вставить в какую-нибудь из международных антологий наподобие "Века волков"...

---

В общем-то, этот пост -- одновременно некий план действий, упрёк самому себе и зарок почаще писать о прочитанных новинках. (Вот где хотя бы пара слов о "Чёрных батальонах" Гоцека?! Где хоть полслова о "Последней Речи Посполитой" Колодзейчака?! Shame on me!)

Ну и тем, кто ждёт более развёрнутой информации и отзывов по Меекхану: второй том дочитан, третий уже начат. Вместе с коллегой Sham-ом доводим до ума библиографию и, надеюсь, скоро откроем.

Как-то так. :-)





  Подписка

Количество подписчиков: 686

⇑ Наверх