Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 августа 2016 г. 00:01

Ну вот, можно выдохнуть наконец после Фантассамблеи. А вот вам официальный краткий пост-релиз:

цитата

Завершилась шестая Ассамблея, собравшая множество писателей, издателей, критиков, книготорговцев, киносценаристов и любителей фантастики.

Гостями и участниками в 2016 году были писатели Андрей Балабуха, Мария Галина, Алан Кубатиев, Кирилл Еськов, Леонид Каганов, Дмитрий Вересов, футуролог Константин Фрумкин, основатель и главный редактор интернет-ресурса «Самиздат.ру» Максим Мошков, писатель и сценарист Ольга Никифорова, редакторы научно-популярных журналов «Химия и жизнь», «Наука и жизнь» и многие другие. В конвенте приняли участие представители издательств «Астрель-СПб», «Эксмо», «Fanzon», «Азбука-Аттикус» и «Книжный Клуб Фантастика».

Почетным иностранным гостем Ассамблеи в этом году стал британский писатель Ким Ньюман, кинокритик, редактор киноведческого журнала «Empire», соавтор Нила Геймана и Пола Макоули, эксперт по хоррору в литературе и кино. Ньюман принял участие во встречах с читателями и круглых столах, ответил на вопросы журналистов, прочитал рассказ, ранее не публиковавшийся на русском языке.

На Ассамблее была вручена Специальная премия оргкомитета: Максиму Мошкову (за расширение представления о том, что такое литература) и переводчице Екатерине Доброхотовой-Майковой (за стирание границ между языками и странами). Премии «Бегущая по волнам» за лучший женский образ в отечественной фантастике удостоилось авторское трио: Яна Горшкова, Людмила Астахова и Екатерина Рысь (образ Люси в романе «Печать богини Нюйвы»). Спецпремию «Бегущей по волнам» «за фантастический подход к воспитанию» получила Юлия Гусева за произведение «Нежные мальчики и сильные девочки».


Статья написана 16 августа 2016 г. 12:19

В перерывах между хлопотами по подготовке Петербургской фантастической ассамблеи и бесконечными дедлайнами по другим проектам успел начать сотрудничество с интернет-стартапом wasabitv.ru. Планирую писать для него в основном рецензии на переводную фантастику — то, что по разным причинам не вмещается на странцы "МФ", "Питербука" и прочих изданий, с которыми я работаю.

Пока опубликовано два материала:

Рецензия на сборник Питера Уоттса "По ту сторону рифта":

цитата
Когда в 2009 году в России вышел роман малоизвестного канадского фантаста Питера Уоттса «Ложная слепота», многие сомневались, что книга будет иметь успех. Не слишком ли сложно для нашего читателя? Ему бы что попроще, поразвесистее... С тех пор много воды утекло. «Ложная слепота» неоднократно допечатывалась и переиздавалась. Было опубликовано продолжение, «Эхопраксия». В России появилась трилогия «Рифтеры» и новеллизация компьютерной игры «Crysis 2». Сам Уоттс побывал на Петербургской фантастической ассамблее... Но точку в этой дискуссии поставил сборник «По ту сторону рифта»: если уж у издателей дошли руки до «малой формы», что на нашем «жанровом» рынке случается крайне редко, значит, спрос на книги Уоттса заметно превысил предложение, а скептики и маловеры оказались в подавляющем меньшинстве...

Читать полностью ---------------------------------- >>>

Рецензия на сборник Иэна М.Бэнкса "Выбор оружия. Последнее слово техники":

цитата
Роман «Выбор оружия» (изданный на сей раз в новом переводе), как ни банально, ставит больше вопросов, чем дает ответов. Бэнкс с его психоаналитическими заходами шокирует читателя, прогоняет по запутанному этическому лабиринту, выталкивает за пределы зоны персонального психологического комфорта (это один из его любимых приемов), зато не разговаривает как с умственно отсталым ребенком. Космическая опера для взрослых — явление редкое, штучное. И здесь Иэн Бэнкс с его Культурой, несомненно, «автор номер один». Некоторые произведения из цикла, кстати, до сих пор ждут своих переводчиков — а другие выходили в таких кошмарных подстрочниках, что их смело можно вычеркнуть из библиографии автора. Так что поле деятельности перед издателями лежит необъятное — хватит на несколько лет кропотливой работы...

Читать полностью ---------------------------------- >>>

Больше площадок, хороших и разных!


Статья написана 11 августа 2016 г. 10:32

Через пару часов выезжаем в "Райволу", готовить место для участников Петербургской фантастической ассамблеи. Ну а пока — о книжке Евгения Лукина. Самого его на Ассамблее не будет, зато будет альбом с его песнями и замечательный Андрей Ермолаев, который об этом альбоме в подробностях расскажет каждому желающему. 8-)

Всех вылечим!


Евгений Лукин. Бытиё наше дырчатое: Сборник. — М.: АСТ. АСТ-Москва. Владимир: ВКТ, 2008. — 320 с. — (Звездный лабиринт). Тир. 3000. — ISBN 978-5-17-051061-0. ISBN 978-5-9713-8170-9. ISBN 978-5-226-00597-8.

«Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры...» — сказал Великий Бард. «Весь мир — психушка, а люди в нем — пациенты» — уточнил Евгений Лукин. Если взглянуть на нашу жизнь с точки зрения практикующего психиатра, диагноз здесь сидит на диагнозе и диагнозом погоняет. Тот спичечные этикетки собирает, этот личный автомобиль с утра до ночи полирует, кто-то и вовсе книжки пописывает... Какие чудесные клинические картины вырисовываются, какие истории болезни!

Примерно так воспринимают окружающее герои новой повести Евгения Лукина «Лечиться будем» из «баклужинского» цикла. Предыстория знакома нам еще по роману «Алая аура протопарторга». После распада Сусловской области на множество независимых государств в одних городах к власти пришли православные патриоты, в других — экстрасенсы и «светлые маги», в третьих — фанатичные собаководы... В Сызаново же после первых демократических выборов президентом стал психиатр доктор Безуглый — и, разумеется, начал строить государство по привычному образцу. Без карательной психиатрии и ущемления прав меньшинств, правда, обошлось, все очень мягко и добродушно — однако на прием к участковому психиатру явиться изволь, особенно если поставлен на учет как личность психически нестабильная. Именно во время такого приема мы впервые знакомимся с главным героем повести, поэтом Артемом Стратополохом. Врача он, однако, посещает с другим диагнозом: «некропатриотизм», верность несуществующему ныне государству. Лукин несколько идеализировует образ современного литератора: Стратоплох мало того, что знает термин «тропы», так еще и может в двух словах объяснить, чем метафора отличается от метонимии, а метонимия — от синекдохи. Лишнее знание, безусловно, несколько затрудняет ему жизнь. Но настоящие неприятности у Артема начинаются, как ни странно, только после неожиданной встречи в патриотическом ресторане «Последнее прибежище»: главного героя снимают с психиатрического учета и выдвигают на государственную премию — вот это и впрямь удар!.. Лукин, как всегда, виртуозно играет словами, остроумно обыгрывает расхожие цитаты — кроме того, чувствуется, что обе темы, и литературная и патриотическая, ему самому чрезвычайно близки. Говорите, фантастика — не литература? Читайте Лукина! Вот где настоящий глоток свежего воздуха...

Вторая повесть из нового «баклужинского» сборника, «Бытиё наш дырчатое», выдержана в более традиционном ключе. На сей раз писатель иронизирует над классическими парадоксами, связанными с путешествиями во времени. Народные умельцы из Баклужино, как известно, способны буквально «на коленке» собрать любое устройство, от самогонного аппарата до вечного двигателя. Особенно такие самородки, как Андрон Дьяковатый. Машину времени желаете заказать? Да запросто! Темные замыслы, которые могут лелеять потенциальные хронотеррористы, ничуть не волнуют мастера. Посудите сами: ну, вернулся ты в палеолит, кокнул, скажем, прародителя человечества, — значит, в новом варианте истории нужда в изменении прошлого отпала, машину времени ты не построил, первопредка не убил... И так далее, по кругу. Так что за подобные заказы Андрон берется охотно — об одном из них и рассказывает Евгений Лукин. Прекрасный образец авторского стиля — хотя сюжет, мягко говоря, оригинальностью не поражает.

Помимо двух больших повестей в сборник вошло несколько рассказов, каждый из которых сделал бы честь любому отечественному фантасту, и несколько эссе, откровенно провоцирующих на дискуссию. Вот, скажем, гвоздит Лукин литературоведов: мол, считают «фантастику» бранным словом, а сами ни ухом ни рылом в предмете, Лема от жанра отлучают, Брэдбери именуют «ли-и-ириком»... Так ведь, извините, и Юлий Иосифович Кагарлицкий, лауреат премии «Пилигрим», был литературоведом, и Анатолий Федорович Бритиков, и Михаил Назаренко давным-давно кандидатскую защитил, и Владимир Пузий в университете, чай, не матанализ преподает... Зачем же грести всех под одну гребенку? Впрочем, не сомневаюсь, что все это и самому Лукину прекрасно известно — однако жанр статьи-провокации диктует определенный тон.

«Бытиё наше дырчатое» — книга из категории «читать обязательно!» Одна беда: оформлена так, что серьезный взрослый человек, не принадлежащий к числу любителей фантастики, к ней на пушечный выстрел не подойдет. Между тем, именно такому читателю, а не подростку, жаждущему «приключений тела» и однозначных ответов на все вопросы бытия, в первую очередь адресованы сочинения Евгения Лукина.


И прекрасная цитата из книги — специально для товарищей писателей:

цитата

— Что с вами? — ахнул Валерий Львович.

— Навязчивости, — прохрипел Стратополох, оседая на стул.

Участковый всмотрелся и понял, что дело, кажется, и впрямь серьезное.

— В чем это выражается?

— Я все переделываю, доктор!!!

— Что именно?

— Текст! — вздрогнув, признался Стратополох. — Переписываю каждый абзац по сто раз...

Далее оба понизили голоса, подались через стол друг к другу, беседа пошла напряженно, тревожно, стремительно.

— По сто раз, вы говорите?

— Ну не по сто... По десять, по двадцать раз! Ничего не могу с собой поделать. И боюсь, боюсь...

— Чего боитесь?

— Боюсь, как бы какое слово не повторилось.

— А если повторится?

— Плохо...

— Почему? Дурная примета?

— Нет. Просто боюсь. Перечитываешь, что написал, вроде нет повторов. А потом опять появляются. Сами...

Евгений Лукин, «Лечиться будем»






Источник:

«Мир фантастики»

Предыдущие рецензии в колонке:

(ссылки на рецензии кроме трех последних убраны под кат)

— на книгу Чайны Мьевиля «Железный Совет»

— на книгу Антонии Байетт «Обладать»

— на книгу Ольги Онойко «Сфера-17»




Статья написана 4 августа 2016 г. 13:32

Друзья, мы знаем, что вы долго этого ждали: организаторам пришлось изрядно попотеть, чтобы свести воедино все эти мероприятия и выстроить удобную сетку. Встречайте почасовую программу шестой Петербургской фантастической ассамблеи, самого рабочего российского конвента!

Пятница, 12 августа

12:00. Отправление автобусов из Санкт-Петербурга, от ст. м. «Черная речка».

13:00–15:00. Регистрация участников, размещение в пансионате.

14:00–15:00. Обед.

15:00–16:00. Торжественное открытие Петербургской фантастической ассамблеи – 2016. Большой зал.

16:00–17:30. Круглый стол «Сатира в фантастике». Дальний зал.

16:00–17:30. Доклад «Книжный замок Хаяо: Миядзаки и литература». Н. Караев. Малый зал.

16:00–17:30. Ток-шоу «Хочу читать!» 10 главных книг 2015 года. Верхний зал.

17:00–21:00. Ярмарка и игротека. Нижний зал.

17:30–19:00. Круглый стол «Писатель-переводчик: плюсы и минусы». Дальний зал.

17:30–19:00.Публичный разбор готового сценария по литературному произведению. Д. Вересов. Верхний зал.

17:30–19:00. Доклад «Введение во вселенную настольных игр». М. Холодняк. Малый зал.

19:00–20:00. Ужин.

20:00–21:30. Авторское чтение стихов Леонида Каганова. Дальний зал.

С 21:30. Байки от Балабухи. Дальний зал.

Суббота, 13 августа

9:00–10:00. Завтрак.

10:00–11:30. Рассказный мастер-класс Леонида Каганова, начало. Дальний зал.

10:00–11:30. Круглый стол «Хороший, плохой, невнятный. О качестве переводов фантастики». Малый зал.

10:00–11:30. Доклад «Устраняем посредников, или Нужны ли издательства в эпоху интернета?» Алина Лис. Верхний зал.

11:30–13:00. Творческая встреча с Кимом Ньюманом. Большой зал.

12:00–20:00. Ярмарка и игротека. Нижний зал.

13:00–14:00. Рассказный мастер-класс Леонида Каганова, продолжение. Дальний зал.

13:00–14:00. Доклад «Как написать сценарий фантастической короткометражки». О. Никифорова. Малый зал.

13:00–14:00. Доклад «Как переводить поэзию?». Т. Сурганова. Верхний зал.

14:00–15:00. Обед.

15:00–16:30. Круглый стол «Что такое самиздат в современных условиях?». Дальний зал.

15:00–16:30. Доклад «Ду ю шпрехен на всеобщем? Выдуманные языки в фэнтези и фантастике и зачем они нам нужны». Ина Голдин. Малый зал.

15:00–16:30. Круглый стол «Фантастические рассказы в непрофильных изданиях». Верхний зал.

16:30–18:00. Круглый стол «Кто из советских фантастов «мертв» для современного читателя, а кто нет — и почему?». Дальний зал.

16:30–18:00. «Апокрифы от Еськова». Публичное интервью. Малый зал.

16:30–18:00. Круглый стол «Мистер Х, «вечно живой» с Бейкер-стрит, 221 Б». Верхний зал.

18:00–19:00. Авторское чтение Кима Ньюмана. Рассказ «Город Грядущего». Дальний зал.

18:00–19:00. Доклад «Глориана, или Анатомия фантастического перевода». Н. Караев. Малый зал.

18:00–19:00. Доклад «Вампиры и религия: противостояние, родство, перспективы». Ф. Морозова. Верхний зал.

19:00–20:00. Ужин.

20:00–21:00. Доклад «О литературных семинарах в советскую эпоху». А. Балабуха. Дальний зал.

20:00–21:00. Показ советских фантастических мультфильмов. Малый зал.

20:00–21:00. Доклад «Как устроен книжный магазин?». В. Владимирский, Е. Бойцова. Верхний зал.

С 21:00. Фантастическая игра «Что? Где? Когда?». Дальний зал.

Воскресенье, 14 августа

9:00–10:00. Завтрак.

10:00–12:00. Клуб фантастического перевода. Дальний зал.

10:00–11:30. Круглый стол «Нужно ли автору общаться с читателями?». Малый зал.

10:00–11:30. Круглый стол «Биологическая» фантастика и почему ее нет в России». Верхний зал.

11:30–13:00. Показ фантастических короткометражек. Вступительное слово О. Никифоровой. Малый зал.

11:30–12:30. Доклад «Поэтика цитаты». А. Кубатиев. Верхний зал.

12:00–14:00. Ноу-хау «Как создать монстра Франкенштейна». Ким Ньюман. Дальний зал.

12:00–19:00. Ярмарка и игротека. Нижний зал.

12:30–14:00. Круглый стол «Многостаночник или универсал?». Верхний зал.

13:00–14:00. Круглый стол «Книга лучше: способствует ли близость к первоисточнику успеху экранизации?». Малый зал, тезисы 28.

14:00–15:00. Обед.

15:00–16:30. Круглый стол «Эксперимент есть Эксперимент, или Чего ради мы пишем экспериментальную прозу?». Дальний зал.

15:00–16:30. Доклад «Великое переселение супергероев». А. Чекулаев. Малый зал.

15:00–16:30. Дискуссия о жанре романтического фэнтези. Верхний зал.

16:30–18:00. Дискуссия о переосмыслении «ячейки общества» у Роберта Хайнлайна. Дальний зал.

16:30–18:00. Доклад «Писатели и деньги. Что полезного можно перенять творческому человеку из бизнес-моделей cмежных сфер?» М. Кочакова. Малый зал.

16:30–18:00. Круглый стол «Может ли автор сделать себе имя на публикации рассказов?». Верхний зал.

18:00–19:00. Ужин.

19:00–20:00. Вручение премий оргкомитета Ассамблеи и «Бегущая по волнам». Торжественное закрытие Петербургской фантастической ассамблеи –

2016. Большой зал.

С 20:30. Шашлыки, дискотека. Площадка для шашлыков.

Понедельник, 15 августа

9:00–10:00. Завтрак.

10:00–12:00. Сборы, освобождение номеров.

12:00. Отъезд оргкомитетовским автобусом в Санкт-Петербург.

Для тех, кто не успел получить аккредитацию — такая возможность еще есть. Заглядывайте на страничку регистрации нашего официального сайта.


Статья написана 4 августа 2016 г. 09:37

К нынешним выборам наши писатели-фантасты начали активно баллотироваться в Госдуму — Роман Арбитман в Саратове, Леонид Каганов в Москве и т.д., и т.п. Но "активной жизненной позицией" маются не только наши соотечественники. Вот, например, британец Чайна Мьевиль, предельно четко заявляющий о своих политических взглядах в романах Нью-Кробюзонского цикла...

Оружие пролетариата


Чайна Мьевиль. Железный Совет: Роман. / China Mievill. Iron Council, 2004. Пер. с англ. Н.Масловой. — СПб.: Домино. М.: Эксмо, 2011. — 640 с. — (New Fiction). Тир. 3000. — ISBN 978-5-699-46378-7.

Группа путников из Нью-Кробюзона пробирается через горы и пустыни, леса и охваченные войной равнины, с маниакальным упорством преследуя человека, недавно покинувшего город верхом на гигантском големе. Кто они, ради чего пустились в путь — а главное, что ищет тот, по чьему следу они идут? Как и в других романах Мьевиля, читатель далеко не сразу получит ответы на эти простенькие вопросы...

Британский писатиель Чайна Мьевиль происходит из семьи троцкистов-маоистов, которые и наградили его экзотическим «китайским» именем. Революция у него в крови. Левая, марксистская риторика неизбежно звучит на страницах каждого его романа, но только в «Железном Совете» революция становится главным содержанием и смыслом всего повествования. Один из лидеров движения «новых странных» и член Социалистической рабочей партии Британии, он рассказывает эпическую историю о великой стройке и великом восстании, о гражданской войне, пришедшей на улицы города Нью-Кробюзона, о титаническом поезде, прошедшем полсвета и ставшем легендой, о войне и дипломатии, предательстве и мести. «Железный Совет» — сложнейшая барочная конструкция, складывающаяся из множества деталей. В этой книге переплетаются истории Иуды Лёва, гениального создателя големов, и простого рабочего парня Ори, мечтавшего изменить мир, Торо, быкоголового предводителя банды радикалов-анархистов, и нищего по прозвищу Спиральный Джейкобс, странника-шептуна Дрогона и служащего Мгновению Сокровенного монаха Курбина, а также десятков других людей и нелюдей, каждый со своими мотивами и целями.

Говоря об этом романе то и дело приходится обращаться к перечислениям: текст Мьевиля плотно насыщен событиями, именами, детальными описаниями и выразительными портретами. Но вот к чему писатель точно не стремится, так это «сделать нам красиво». Напротив, Мьевиль старается выбить почву из-под ног у читателя, зачарованного изящными жанровыми штампами. Провокация, эпатаж — оружие грубое, но эффективное, как булыжник на баррикадах. Автор «Железного Совета» деконструирует фэнтези, по кирпичику разбирает клише, крушит уютный мещанский мирок. Причудливая, необузданная фантазия бьет ключом, шокирует ханжей и бесит лицемеров. Картины, которые рисует британский писатель, достойны кисти Босха: «А вот человек-рыба, закованный в металлический панцирь, из-под которого валит дым. Или женщина — ибо и они попадаются среди переделанных, — превращенная в подобие водосточного желоба, в который... добавили органические части. А вот мужчина — или тоже женщина? — чья плоть колышется в воде, выбрасывая чернильные пятна, точно осьминог. Люди с лицами в неожиданных местах, с телами из металла и резиновых трубок, с паровыми механизмами и лапами животных. У одного вместо рук — поршни во всю длину тела, служащие для ходьбы, у другого обезьяньи лапы ниже пояса». Это основа художественного метода автора: чтобы заставить читателя выслушать, надо сперва растормошить его, пробудить ото «сна золотого», какой ценой — не важно. Как настоящий революционер, Мьевиль нетерпелив: он не может ждать, пока люди, погруженные в сладкие грезы об эльфах и драконах, дозреют до серьезного разговора. И его несложно понять: освобождение от добровольных оков без дополнительного толчка может никогда не произойти, недаром Морфей — младший брат Смерти. Мьевиль контрабандой проникает в это царство убогих фантазий — и разносит вдребезги, протягивая доверчивому обывателю вместо утешительной чаши сомы бутыль с «коктейлем Молотова».

При всем своем радикализме Мьевиль неисправимый романтик. Он мифологизирует мятежников — всех этих осужденных преступников, шлюх, попрошаек и малограмотных работяг, которым хватило отваги бросить вызов Системе. Не важно, кем были герои раньше: приобщившись к стихии революции, создав Железный Совет или вступив в боевую группу Торо, они вошли в легенду, пугающую одних и воодушевляющую других. Очень точное описание процесса мифотворчества, кстати: знамя — всего лишь символ, не обязательно пускать на него лучший шелк, иногда вполне достаточно вымоченной в крови солдатской портянки.

Мьевиль растрачивает свой талант не впустую: «Железный Совет» во всем его блеске попав в нужные руки способен произвести в голове читателя не менее серьезный переворот, чем кропотливо составленный и исторически точный каталог всех стачек и забастовок, прошедших на землях Соединенного Королевства за последние двести лет.





Источник:

«Мир фантастики» №5, май 2011. Том 93

Предыдущие рецензии в колонке:

(ссылки на рецензии кроме трех последних убраны под кат)

— на книгу Антонии Байетт «Обладать»

— на книгу Ольги Онойко «Сфера-17»

— на книгу Макса Барри «Лексикон»







  Подписка

Количество подписчиков: 360

⇑ Наверх