Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Croaker» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 августа 2011 г. 20:43

Понравился мне роман Лоуренса — "Принц терний", вот и решил я не упускать автора из вида. Не так давно он дал интервью для ресурса SFFWorld, которое я бегло и вольно перевёл, и предлагаю вашему вниманию.




Rob H. Bedford, 16 августа 2011 года




Статья написана 7 августа 2011 г. 14:23

Обложка к английскому изданию

Обложка к американскому изданию

Автор: Mark Lawrence / Марк Лоуренс

Название: Prince of Thorns / Принц терний

Серия: The Broken Empire #1 / Раздробленная империя 1

Язык: Английский

Жанр: Тёмное фэнтези

__________

Английское издание (слева)

(ISBN-10: 0007423292; ISBN-13: 978-0007423293)

Издательство: Harper Voyager (4 августа 2011)

Объём: 384 страницы

Размеры: 20.4 x 14.6 x 3.6 см (Hardcover, Формат С)

__________

Американское издание (справа)

(ISBN-10: 0441020321; ISBN-13: 978-0441020324)

Издательство: Ace Hardcover (2 августа 2011)

Объём: 336 страниц

Размеры: 9.3 x 6.3 x 1.5 дюйма

(23 x 16 x 3.8 см; Hardcover, Demy)




Аннотация: «Прежде чем тернии преподали мне свои острые уроки, у меня был всего один брат, и я любил его. Но эти дни прошли, а всё, что от них осталось, покоится в усыпальнице моей матери. Теперь у меня много братьев, умелых в обращении с ножом и мечом, и зло их абсолютно. Мы совершаем налёты по всей раздробленной империи и грабим её останки. Говорят, сейчас тяжёлые времена, конец дней, когда бродят мертвецы и чудовища охотятся в ночи. Всё это конечно правда, но есть кое-что и похуже там, в темноте. Гораздо хуже».

Королевский сын, воспитанный любящей матерью, Йорг Анкрат стал Принцем терний, внушающим симпатию и лишённым морали, возглавляющим банду беспощадных преступников в их рейдах и злодеяниях. Мир в хаосе: насилие цветёт пышным цветом, повсюду творится кошмарное. Мрачное прошлое Йорга лишило его страха перед людьми, живыми или мёртвыми, но есть ещё одна вещь, от которой у него леденеет кровь. Возвратившись в отчий замок, Йорг вынужден противостоять ужасам своего детства, чтобы прорубить себе дорогу в будущее, когда все оказываются против него.

Тернии преподали ему кровавый урок…

Отзывы и рецензии: Прежде всего, хочу предложить вам прочитать отзыв в блоге Fantasy & SciFi Lovin' News & Reviews, если после этого откровения милой дамы у вас сохранилось желание почитать о данной книге, то можно глянуть отзывы от Risingshadow, Fantasy-Faction, A Fantastical Librarian, Нила Эшера, Роберта Томпсона из Fantasy Book Critic, а также на традиционные подборки отзывов GoodReads и LibraryThing.

Отдельно хочу отметить ценимого мной Адама Уайтхеда, который сказал о главном герое следующее:

цитата The Wertzone
Йорг – протагонист со смекалкой Локки Ламоры, с обаянием и находчивостью Квоута, но с моральными устоями Грегора Клигана.

Ну и чтобы закрепить картинку с полярными мнениями — шпилька на сайте издательства Tor (проигравшего борьбу за право напечатать этот роман).




Ну, что же, приступим к расчленению романа. Как вы поняли, любительницам миракля с феечками в углу лучше даже и не браться за книжку. Аналогичный совет могу дать поклонникам детально расчерченных миров — подробного описания социальной лестницы и данных о надоях вы тут не найдёте. Ценители лихо закрученной интриги, боюсь, тоже разочаруются — мы читаем достаточно линейный квест отмщения, с парой виражей и несколькими флэшбэками. По многим компонентам — это достаточно средняя книжка. Хорошо, скажут вам критики, в романе можно выделить главного героя, но этого мало, чтобы говорить о "Принце терний", как о чём-то особенном. И будут правы. Но я, например, ставлю роману 9-ку и самое сложное в этом деле, объяснить за что.

Итак, у нас тут Dark fantasy, как я его понимаю. Главный герой в возрасте девяти лет был заброшен своим телохранителем в заросли терновника, которые приняли его в объятия своих шипов и не желают отпускать до сих пор. Ядовитые шипы проникли в его тело до костей, не давая даже пошевелиться, но глаза остались целы, и Йорг вынужден был смотреть, как напавшие на их карету люди графа Ренара, убивают его мать и маленького брата. Йорга нашли и привезли домой, полгода он находился на пороге смерти, но он встал с одра с желанием присоединиться к мести отца. Йоргу не повезло, его отец — король, одна из основных фигур в игре престолов, поэтому тот, оценив расклад, берёт за жизнь жены и сына право торговли в долине одной из принадлежащих Ренару рек и табун лошадей. Принц считает такой размен несправедливым и отправляется в собственный поход за головой графа. В качестве подручных он выбирает себе банду отчаянных головорезов.

Сейчас Йоргу почти четырнадцать, он уже четыре года возглавляет свою банду, известную кровожадностью. Месть Ренару отложена, и принц терний занимается разбоем, убивая, насилуя и совершая прочие греховные деяния. Он по-прежнему пешка в игре, но встреча с человеком из прошлого, заставляет Йорга задуматься о возвращении домой. Принц повышает ставки. Он обещает к пятнадцатилетию стать королём.

Вот такие вводные. Если поиграть в ассоциации из блёрбов (которые редко соответствуют книжкам, на обложке которых напечатаны ;): "Что было бы, если бы Джоффри Ланнистер обладал характером и мозгами", "Кто бы мог представить, что роман взросления может быть таким?".

Посмотрим на каком поле героям предстоит вести свою игру. Мы находимся в раздробленной империи, которая не пережила катастрофы, случившейся одиннадцать столетий назад. Постапокалиптический мир, в котором мы видим тень нашего. Цивилизация откатилась до средневековья, с его знатью, мечами, религиозным фанатизмом и прочим. Отголоски нашего мира прорываются в виде произведений Плутарха, Ницше и Сунь-Цзы, персов и индусов, туркменских жеребцов и прочих деталюшек. Потомкам достались идеальные дороги и подземные хранилища, возведённые Зодчими. А ещё они получили истончившуюся вуаль между миром мёртвых и живых — она не выдержала, когда в единый миг большая часть человечества перешла границу, и теперь мёртвые могут возвращаться. Мутации породили чудовищ, живущих в подземельях. Но главное, человечество получило Войну Ста — больше сотни феодальных князьков бросают его в котёл бесконечной войны за императорский престол. В одном из углов этой арены находится королевство Анкрат и его воинственные соседи, автор на своём сайте разместил карту этих мест (раньше там была карта со всей сотней государств — я на ней вообще ничего понять не мог :).

Декорации расставлены, стартовая интрига нам раскрыта, попробуем подступиться к главному герою. Йорг — самое большое разочарование и очарование этой книги. Собственно вся книга — это он. Роман написан от первого лица, и, поскольку в появившихся отзывах я наталкивался на то, что повествование идёт от имени четырнадцатилетнего психопата без каких-либо моральных принципов, то предполагал, что мне придётся столкнуться с морем крови, аттракционом бессмысленной жестокости и цирком уродов. Не то, чтобы я хотел про это читать, наоборот если бы этим книга и ограничивалась — я бы тоже отложил её. Но, к моему удивлению, в романе не оказалось и этого. Нет, разбойники, они и есть разбойники — они убивают, они калечат, они пытают. Им плевать, чьих смертей стоит их жизнь, они перешагивают через трупы женщин и детей. И во главе этого — Йорг. Но зло его не инфернально, не маниакально, нет в нём упоения чужими страданиями, и их смакования. Это рассудочное зло. Это сознательный выбор принца (насколько сознательным может быть выбор ребёнка, под воздействием его обстоятельств и открывающихся в книге внешних влияний на него). Поэтому в книге мало мира, мало описаний, но поэтому же в нём не много и красочно расписанной жестокости. Разум Йорга не считает это всё важным, он без каких-либо заигрываний говорит с читателями о том, что интересно ему. А интересна ему игра, да-да, та самая игра престолов. Эмоции в ней не нужны, более того — опасны, мальчик выдавил их из себя. Он холодное и рациональное зло. При этом зло отнюдь не самое большое в книге.

Главный герой получился правдоподобным, цельным и противоречивым одновременно, то есть живым. Ему сложно сопереживать, но ему веришь. За его победу сложно болеть, но, когда его планы срабатывают — испытываешь удовлетворение, идущее от разума, не от души. Йоргом можно даже гордиться — в конце книги у него появляется возможность списать свои грехи на других, попытаться обелить себя, но он честно говорит: всё зло сотворённое мной — моё.

Собственно, то, насколько вам понравится эта книга, зависит от того, насколько вам понравится Йорг. Если для вас это просто интересный ход — ввести в главные роли именно такого антигероя, то вы читаете среднюю книжку. Если Йорг, несмотря на все свои моральные качества, сможет внушить вам симпатию, то он затянет вас за собой. Его рефлексия на бегу, стремительность мышления и неочевидность выбора, его борьба с собой и со всеми остальными, вся эта завораживающая изнанка человеческой души, описанная очень хорошо, заставят вас высоко оценить роман. Вербально границу между этими вариантами восприятия книги я провести не смогу. В этом плане "Принц терний" напомнил мне славную "Громбелардскую легенду", где, как мне кажется, граница проходит там же — на уровне неуловимых ощущений.

Про другие составляющие книги. Сама манера повествования мне очень сильно напомнила "Друсса" (отзыв Эшера и его кивок в сторону Геммела я прочитал, когда это впечатление у меня уже сложилось :) — сухо, без лишних деталей, сюжетная канва прокладывает себе дорогу к развязке с неумолимостью атаки тяжёлой кавалерии, всё больше набирая по ходу разгон. Язык автора хороший, насыщенный, но не цветистый. Лоуренс хорошо управляет темпом текста. Саму манеру подачи информации мне проще описать, продемонстрировав вам один прием Марка: банда Йорга как будто бы состоит из штампованных болванок модели "головорез классический", и это было бы действительно так, если бы не небольшие эпиграфы к главам в два-три предложения, в которых Йорг даёт краткую характеристику своим подопечным. Потом уже в тексте мы не найдём описания каждого отдельного бандита, его мотивов, но оглядываясь на краткое резюме, всё равно будем видеть объемную фигуру, действительно персонажа. Юмор в книге присутствует, но в ограниченных количествах и, естественно, чёрный. Некоторые из прочитавших сетуют, что Йоргу не хватает самоиронии для полноты образа, видимо забывая, что перед нами мальчик. Хотя и я не уверен, что у взрослого Йорга эта самоирония появится. В книге хорошие описания боёв, хорошие диалоги. В монологах Йорга встречаются очень занятные мысли, а подача их через такого персонажа, как наш Тёмный принц, даёт им интересное оформление.

Про сюжет многого не скажешь. Как у нас тут охарактеризовали Best Served Cold Аберкромби — "фэнтезийный вариант "Я плюю на ваши могилы", так и про "Принца терний" можно сказать — история одной мести и история одного взросления. Почти весь роман развиваются две параллельные канвы — настоящее Йорга и "то, что было четыре года назад", пока в один момент воспоминания не прорываются в настоящее, и не меняют принца.

Сожалею, что так и не смог внятно написать — стоит ли читать эту книгу. Могу конечно прибегнуть к финту ушами и заявить — роман коротенький и читается очень быстро, попробуйте и решите сами, стоило оно того или нет. Могу сказать, что кроме меня книга понравилась и людям разбирающимся в фантастической литературе — Нилу Эшеру, Адаму Уайтхеду и многим другим; могу сказать, что за возможность издания этого романа в Англии в кровь дрались восемь издательств, что уже по идее должно демонстрировать его высокое качество; могу сказать, что не припомню антигероя, в котором так сильно бы укоренилось зло, что достаточно интересно; могу сказать, что в книге нет объективно слабых мест, могу... Впрочем давайте лучше по финту с ушами — вы быстренько прочитаете и расскажете мне, что же я такого смог найти в этой книжке, что поставил ей девятку, ок? :-)))

P.S. "Принц терний" — первый роман трилогии, так что Йорг к нам ещё вернётся, тем более, что он пообещал к двадцати годам стать императором.


Статья написана 26 июля 2011 г. 10:39

Подведены итоги голосования по выбору 10 лучших фантастических произведений, выходивших в Gollancz. Напомню, что к 50-ому юбилею выхода первой фантастической книги в этом импринте читателям была предоставлена возможность указать (в режиме открытого онлайн-голосования) по одному самому любимому произведению НФ и фэнтези из двух соответствующих списков в 50 наименований каждый. По итогам по пять лучших SF & F книжек образовали следующую десятку (в алфавитном порядке):

НФ

  1. "Гиперион", Дэн Симмонс

  2. "Дюна", Фрэнк Герберт

  3. "Машина времени", Герберт Уэллс

  4. "Мечтают ли андроиды об электроовцах?", Филип Дик

  5. "Цветы для Элджернона", Дэниел Киз

Фэнтези

  1. "Имя ветра", Патрик Ротфусс

  2. "Книга Нового Солнца", Джин Вулф

  3. "Обманы Локки Ламоры", Скотт Линч

  4. "Эрик", Терри Пратчетт

  5. "Я — легенда", Ричард Матесон

Голосование проводилось не только из теоретических соображений: 1 сентября 2011 года выйдут новые издания этих книг, с ретро-обложками, стилизованными под классические жёлтые голланцевские. К новым изданиям напишут свои предисловия такие авторы издательства, как Джо Аберкромби, Стивен Бакстер, Stephen Deas, Питер Гамильтон, Пол Дж. Макоули, Ричард Морган, Аластер Рейнольдс, Адам Робертс, Justina Robson и Крис Вудинг.


Статья написана 20 июля 2011 г. 21:19

Я уже писал, как фантастический импринт издательства OrionGollancz празднует в этом году условный юбилей (50 лет с момента выхода у них первой фантастической книги), раздавая щедрые подарки. Один из них уже порадовал меня безмерно — третья редакция «Энциклопедии научной фантастики» (Encyclopedia of Science Fiction) от Клюта, Лэнгфорда, Николса и компании будет находится онлайн в свободном доступе.

Прошло всего-то две недели, а у нас очередная новость — импринт запускает интернет-ресурс под названием The Science Fiction Gateway, а самая приятственность кроется в контенте, ради которого всё это и затеяно. Gollancz начнёт публикацию электронных экземпляров out-of-print книг, с целью создать самую большую цифровую фантастическую библиотеку. На момент запуска в ней будет около тысячи наименований произведений и более ста авторов (среди которых Мэрион Зиммер Брэдли, Эдгар Райс Берроуз, Артур Кларк, Филип Дик, Фрэнк Герберт, Джеймс Типтри-младший, Роберт Силверберг, Кейт Вильгельм и Конни Уиллис). К 2012 году число наименований возрастёт до 3000, а к 2014 году превысит 5000. Кроме того, предполагается нарастить на библиотеку форумы, блоги и прочие социализирующие ресурс вещи.

Что же тут такого, спросите вы — ещё один интернет-магазин по торговле книгами? Ответ кроется в заветном выражении out-of-print, которым обозначаются книги снятые с печати. В нормальном режиме английская книга с момента первой публикации находится в состоянии постоянного допечатывания. По совокупности многих экономических факторов издательство, когда у него начинает заканчиваться очередной тираж, принимает решение: печатать следующий или нет. Во втором случае книга попадает в категорию аут-оф-принт и, чем их система издания серьезно отличается от нашей, вероятность её нового издания стремится к нулю. Таким образом, из оборота уходят очень многие стоящие произведения, и для того, чтобы прочитать одно из них, приходится искать старые книги на вторичном рынке, что не всегда приводит к желаемому результату — многих вещей просто не купить.

В Gollancz уже пробовали прощупать потенциальный рынок реанимированных книг, запустив серию Masterworks, в которой стали переиздавать классические ФиФ вещи из аутофпринтных. Серия принесла ощутимые доходы. Однако в самой её концепции заложена ключевая проблема — эти книги уже один раз растеряли всех своих читателей, где гарантия, что после перезапуска они наберут новых. При этом даже минимальные тиражи весьма накладны, а риск провала в продаже старой книги, намного больше чем у новинки: рынок уже был ею однажды насыщен, и не факт, что сформировался новый — сложно оценить потенциальную ёмкость. Думается мне, что открывая данный ресурс орионовцы снижают эту составляющую рисков — им ведь фактически не придётся беспокоится о минимальном тираже/минимальных продажах при себестоимости-то электронного экземпляра, а обладая правами на тиражирование они также не лимитированы и по верхней планке.

Добрались до самого главного: а читателю-то в чём цимес? Для начала: сама возможность приобрести редкие книги, которые на бумаге почти не купишь. Далее следует углубление и развитие этой идеи — в интеграции с помянутой выше ESF собрать полные библиографии авторов, чьи произведения будут в проекте. То есть в идеале (к которому издатели обещают стремиться) читатель сможет купить в одном месте вообще любые вещи этих писателей.

Идея красивая, осталось дождаться реализации.

Желающие оценить серьёзность намерений Gollanсz могут посмотреть на последней странице официального пресс-релиза (pdf) полный список авторов, чьи произведения планируются к включению в проект, по состоянию на 20 июля 2011 года.


Статья написана 19 июля 2011 г. 20:30

До того мне понравился цикл Tales of Ketty Jay Криса Вудинга, что я стал горячим поклонником его творчества (хотя зацепил он меня ещё Элайзабел Крэй). Теперь приходится потихоньку следить за новостями от Криса. В процессе слежения набрёл на его кратенькое свежее интервью для SFFWorld, бегло и вольно перевёл, и предлагаю прочитать вам.

Те, кто ещё не знают, что это за замечательный цикл про "Кэтти-Джей", могут посетить его карточку на ФантЛабе, а также прочитать развёрнутое мнение о книгах Verveine (Retribution Falls, The Black Lung Captain) и Aleks_MacLeod'a (Retribution Falls, The Black Lung Captain).




Марк Йон, 18 июля 2011 года







  Подписка

Количество подписчиков: 147

⇑ Наверх