Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 мая 2018 г. 00:39

От звезды современного хоррора перейдём к хоррору раритетному:

  • Дореволюционный русский писатель еврейского происхождения с ярким именем Максим Асс (1874-1941) писал в основном под не менее ярким псевдонимом Михаил Раскатов и прославился многочисленными приключенческими романами. После революции он иммигрировал в Латвию, где в 1941 году погиб в рижском гетто.

    В 1917 году Раскатов опубликовал сборник рассказов "Кошмары", переизданный издательством Salamandra P.V.V. в 2016 году в расширенном виде как электронное издание. Название немного вводит в заблуждение, большинство произведений сборника не относятся к хоррору, в книге представлен и детектив, и "жестокий рассказ". Наибольшее впечатление произвёл рассказ "Девять пальцев". Это и в самом деле "хоррор". Причём хоррор сюжетно очень сильный. С атмосферой неотвратимости рока в духе "Янычаров из Эмиллиона" Коппера или "Двойной тени" Смита (хотя и не столь высокого уровня, как перечисленные рассказы). И с шокирующим финалом.

  • Русский писатель и археолог Сергей Минцлов (1870-1933) написал рассказ "Нежить" уже в эмиграции, в Париже. А опубликован рассказ — в авторском сборнике "Чернокнижник" в Риге в 1928 г.

    Произведение написано под впечатлением от жизни в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев, а точнее — в Сербии, где писатель провёл три года в 20-х гг., заведуя русской гимназией в городе Нови Сад, и слышал легенды об оживших кровососущих мертвецах. Описанная в рассказе Македония входила тогда в состав Сербии. Балканский колорит, своеобразная атмосфера — главные достоинства рассказа. Сочетание балканской и вампирической тем сразу заставляет вспомнить о ключевом для русского хоррора рассказе — "Семье вурдалака" А. К. Толстого. Хотя эти два произведения имеют не так много общего.

    цитата
    …Возвращался из Струмицы Душан Проданович в село под Джевджелией, да засиделся по дороге со знакомым в свратиште (постоялый двор) за фляшицей ракии и собрался уходить уже под вечер.

    Уговаривали его заночевать, напоминали, что коль ночь захватит в лесу, будет худо: зверя встретит — это еще полбеды, а ведь по дорогам мертвецы — упыри — бродят, прохожих ждут, чтобы кровь у них высосать: от этих спастись можно разве чудом!

    В 2018 г. рассказ включён в электронное издание антологии русской вампирической прозы "Красногубая гостья".

    цитата
    Стал всходить месяц; пепельно-синий свет залил вершины гор и все ущелье. Речка начала дымиться; среди деревьев расползался туман — будто мертвецы в саванах перебегали от ствола к стволу, от черной глыбы к другой… в ветвях над головой сверкали огненные глаза, тянулись посыпанные сине-зеленой чешуей длинные руки.

    Спотыкаясь о камни, торопливо шел Душан дальше. Лес, наконец, как отсекло — впереди раскинулось темное поле; тропка сделалась шире, стала полого забирать в гору — значит, близко находилось селение.

    Долго ли, коротко ли — завиделось впереди что-то обширное, белое; всмотрелся Душан — хаты рассыпались по скату горы. Позднее время стояло — ни огоньков не видать было, ни лаю собачьего не слышалось. Из последних сил прибавил хода Душан, почти побежал к селению...




  • Статья написана 4 мая 2018 г. 18:24

    В списке русскоязычных авторов я решил отказаться от деления на места и напишу о 222-х рассказах в произвольном порядке.

  • Рассказ современного автора из Подмосковья Александра Подольского (1985 г.р) -

    "Забытые чёртом" (2010)

    Не буду скрывать — творчество Александра Подольского, которого я считаю одним из лучших рассказчиков в современной русской «тёмной литературе», вызывает у меня особый интерес. Импонирует широта интересов автора. Вот и здесь, несмотря на внешнюю простоту сюжета — «зомби-хоррор» во времена позднего социализма в районе строительства БАМа — рассказ, несомненно, имеет «двойное дно» и за приключенческим фасадом скрываются серьёзные социальные темы. В сущности, «живые мертвецы» являются здесь сильной метафорой, показывающей как брошенные, забытые своей страной люди превращаются в неуправляемую, сокрушающую всю стихию. Это история разложения принципов, идей, лозунгов, которые выглядели живыми уже только внешне. На нескольких страницах автор рассказывает нам об умирании великой стройки, великой некогда страны, всего социального строя «эзоповым языком». Только вместо лисички, нацелившейся на виноград, мы читаем о «зомбаках» вгрызающихся в живую плоть. Писатель не обличает, не вступает в дискуссию, он задаётся вопросом: есть ли шанс выжить у общества, забывшего не только о своих живых, но и своих мёртвых. И сам же даёт однозначный ответ — для такого общества спасения нет!




  • Статья написана 30 апреля 2018 г. 13:00
    Понимаю, что всем надоел со стихами, но вот ещё один мой пересказ стихотворения болгарского классика Атанаса Далчева.


    Стареют люди и растения,
    Осенний дождь сменяет снег,
    Лишь ты не знаешь изменения
    Из года в год, из века в век.


    Не знаешь ни любви, ни муки,
    В тебе нет нервов или жил.
    И черви совести и скуки
    Бессильны, ты лежишь — как был.


    Ты безупречен, выше рока,
    Ты вечен, в высшем смысле — свят,
    Недаром с древности глубокой
    Богов ваяли из тебя.


    Как ты ни свят, могучий камень,
    Ты всё же не сильнее тех,
    Кто из тебя добудет пламень.
    Ты мёртв, а жизнь, по сути, грех.


    ©А. Грибанов/Вертер де Гёте. 2018

    Статья написана 29 апреля 2018 г. 18:23



    В самом сердце болотного ада

    Древо мрака произрастает,

    И кикиморы, не дриады,

    На ветвях его в прятки играют.


    Ветви-змеи у Древа Медузы

    Вечно движутся. Злая кАмедь

    На коре блестит заскорузлой,

    На ветру превращаясь в камень.



    В том аду побывал я тоже,

    Равнодушно окинув взглядом

    Древо смерти с шипастой кожей,

    В паутине засохшего яда.


    ©А. Грибанов, Вертер де Гёте, 2018

    Статья написана 21 апреля 2018 г. 17:09
    экспромт в духе "Танелорна" времён расцвета.



    Вот книга "Танцоры на Краю Времени"

    О всесильных тусовщиках одного племени,

    Написал англичанин Майкл Муркок.

    Пишущий в строчку и между строк.

    Хороший парень, хиппарь и пьяница,

    Живёт до сих пор, не фига не старится,

    Кумир металлистов*, приятель Лемми*...

    Ну, впрочем, вернёмся к нашей теме.

    Вы станете свидетелями редкостной драмы

    Лучшей со времён Ромео и Джульетты, Ситы и Рамы.

    Расскажу о ней в стиле "балаганный раёк".

    Нравится — читайте, не нравится — ёк.

    Всему в романе найдётся место —

    Здесь есть (о боже!) немного инцеста,

    Машина времени, Герберт Уэллс,

    Полеты во множество разных мест,

    Конец времён и Викторианская эпоха

    (по ней прошёлся Муркок неплохо),

    Монгров, Ли Пао, Вертер де Гёте

    (поэт-романтик — ну, вы поймёте)

    И самый странный Вечный герой —

    Избалованный мальчик с чистой душой,

    Перетрахавший всех, с кем был знаком —

    Уж такие традиции в мире том.

    Несмотря на количество откровенного стёба,

    Книга о любви, фактически — до гроба.

    Засада там, где и не ждали —

    У влюблённых разные понятия о морали.

    Как из ситуации выйдет Муркок?

    Читайте, не забывая читать между строк.


    * песни по мотивам произведений Муркока писали многие — от Blind Guardian до Эпидемии и Summoning, а лидер Blue Oyster Cult Эрик Блюм и вовсе фанат его творчества.
    * Из автобиографии Лемми Килмистера:
    "Майкл Муркок время от времени выступал и записывался с нами, — он участвовал в записи «Warrior on the Edge of Time». Впрочем, чаще его стихи декламировал Боб. Его творчество вдохновляло Hawkwind — само название группы было взято из книжной серии Муркока Hawkmoon. Это был замечательный человек. Периодически мы заходили к нему домой подкормиться и порой видели записки на его двери: «Если я не отвечаю на первый звонок, не трезвоньте, или я выйду и убью вас. Это не значит, что меня нет дома, это значит, что я не хочу вас видеть. Пошли все на хрен. Я работаю. Оставьте, мать вашу, меня в покое».




      Подписка

    Количество подписчиков: 297

    ⇑ Наверх