Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 марта 2016 г. 21:12

Червоний Шлях №2,3/1926


Статья написана 26 марта 2016 г. 23:58

http://fantlab.ru/art4998

График. Род. 18 октября 1904 г. в г. Ровно — ум. 17 февраля 1983 г. в г. Харькрв. Участник боевых действий в годы Великой Отечественной войны. Закончил Харьковский художественный институт (1924-29), где обучался у С.Прохорова, М.Шаронова, А.Кокеля. Член Объединения слвременных художников Украины, ХО СХУ с 1974. Участник республиканских и международных выставок с 1939. Персональная выставка: Киев —1965.


http://kharkov.vbelous.net/artists/shtaye...


Штаерман Михаил Яковлевич

(1904–1983) — график. Участник Великой Отечественной войны. В 1929 окончил Харьк. художественный институт (у С.М. Прохорова, М.А. Шаронова, А.А. Кокеля). Член Объединения современных художников Украины, член Харьк. отделения Союза художников УССР с 1974. Участник республиканских и международных выставок с 1939. Персональная выставка: Киев — 1965. Произведения: серия рисунков — «Жизнь А. Пушкина» (1937), «Первая Конная» (1939–1940); иллюстрации к книгам «Петр Первый» А. Толстого (1947), «Огонь» А. Барбюса (1948), «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго (1952), «Буковина. Избранные сочинения» Ю. Федьковича (1957), «Векша» Б. Комара (1960) и др.

http://interpretive.ru/dictionary/1019479...

Михаил Яковлевич Штаерман родился в городе Ровно в 1904 году и, к сожалению, о его детстве ничего не известно. Все, что мы знаем из общедоступных источников, касается его профессиональной деятельности, а вот о семье — ничего нет.

Известно, что в 1929 году Штаерман окончил Харьковский художественный институт, а среди его учителей были такие художники, как портретист и коллекционер живописи Михаил Шаронов и маститый украинский живописец Алексей Кокель. Карьера у Штаермана складывалась неплохо — с 1939 года он принимал участие в республиканских и международных выставках, а его персональная выставка прошла уже после войны — в 1965 году в Киеве.


В годы Великой Отечественной войны художник Штаерман пошел в армию и участвовал в боевых действиях. Кем именно он был на фронте — был ли он только в рядах солдат или же работал и в штабах, касалась ли его деятельность искусства, — тоже неизвестно, но с такой профессиональной подготовкой он вполне мог стать членом редакции фронтовой газеты или заниматься оформлением плакатов.

После войны он вернулся в Харьков. Штаерман был членом Харьковской организации Союза художников Украины с 1974 года. Он занимался и живописью и делал иллюстрации — в частности, к детским изданиям. С его потрясающими рисунками вышли украинские переводы таких книг, как «Принц и нищий» Марка Твена, «Плавучий остров» Жюля Верна и «Летающие блюдца» Фридриха Вольфа.

http://jewishnews.com.ua/ru/publication/e...


Статья написана 24 марта 2016 г. 18:26

Вадим Миколайович Нєвський (1885 -...вскоре после 1938)

http://fantlab.ru/art10715

Знання та праця №20-21/1933

В.М. Нєвський працював художником у "Дитвидаві".

"К читателю. Прочитав этот роман, запиши свои впечатления от него, отметь, что именно тебе наиболее понравилось, отметь непонятные места и т.д. Обо всём этом напиши письмо автору, который будет тебе очень благодарен за это. Письмо адресуй так: Харьков, Госпром, 4й подъезд, 10й этаж, Детиздат, кабинет массовой работы, для В. Владко."

Там же издавались детско-юношеские журналы "Пионерия", "Знання та Праця"... В них так же были иллюстрации В. Невского, И. Дайца, М. Штаермана, В. Довгаля...


"Після закінчення п’ятого класу Сергія прийняли в щойно відкриту Запорізьку художньо-професійна школу, очолювану педагогом і книжковим графіком Вадимом Невським. Тут Сергій отримав перші уроки з композиції, навчався малювати з натури, писати аквареллю. Чотири роки здобував Сергій Григор’єв освіту у профшколі. Серед його вчителів були: Вадим Миколайович Невський, клас малюнку, організовував учнівські виставки та поїздки на етюди на Дніпро, Хортицю, дніпровські пороги; Серафіма Кочергіна, учениця Івана Білібіна та Миколи Реріха; скульп-тор – італієць Томмазо Сальваторе Чікетті, викладав ліплення та малюнок, познайомив Григор’єва з творчістю Мікеланджело."

http://www.hetman.tv/nomera/2015/2015-4-6...



https://artchive.ru/artists/2087~Vadim_Ni...


Статья написана 22 марта 2016 г. 18:30

1939 г.

" И вот мы считаем, что наш воображаемый пока что инфрарадий — это один из самых могучих источников энергии. Да! Инфрарадий должен выделять энергию в миллионы раз медленнее, чем разрушенное атомное ядро, но в сотни тысяч раз бурнее, чем радий. Мы высчитали: одной десятой части грамма инфрарадия хватит на то, чтобы снабжать энергией большой завод на протяжении десяти лет!

Глубокая напряженная тишина была ответом на смелые утверждения академика Рындина.

— Но и этот элемент, к величайшему сожалению, нам до сих пор не удалось найти. Есть ли вообще он на земле? Мы не знаем. Возможно, что он уже полностью успел разложиться за миллионы лет существования нашей старой планеты. Но возможно, что он, как и ультразолото, тоже скрыт глубоко в раскаленных недрах нашей Земли. Не он ли и подогревает эти недра?.. Мы не знаем. Однако, — вот факты. Если мы предположим, что воображаемые нами элементы номер девяносто семь и сто шесть скрыты от нас в глубинах земного шара, то мы принуждены признать: современная техника бессильна достать их оттуда. И от такой мысли можно было бы впасть в отчаяние. Ведь нам недоступны, таким образом, самые драгоценные элементы: один из них дал бы нам окончательное освобождение от необходимости платить громадную ежегодную дань нашему врагу — коррозии, а другой явился бы новым могущественнейшим источником энергии.

Академик Рындин выпил воды. Его гигантский силуэт заколебался. Глаза всего мира следили за его движениями на экранах телевизоров.

— Но не такова наша советская наука, чтобы отступить и сложить оружие. Ладно, мы не можем пока что найти эти элементы в глубинах нашей Земли. Но — почему бы не поискать их во вселенной? Ведь есть планеты моложе Земли. На их поверхности инфрарадий, возможно, не успел еще разложиться как на Земле, возможно, он не скрылся так глубоко. Ведь все планеты нашей солнечной системы зародились из одного первичного гигантского огненного шара. Химический состав их должен быть одинаковым — или почти одинаковым, пропорционально возрасту планеты и связанному с ним процессу разложения элементов. Лучше всего элементы должны были бы сохраниться на Солнце, нашем раскаленном сияющем светиле.

Новое полотнище опустилось с потолка. Теперь на нем красочно заиграли спектры — длинные, пестрые полосы, на которых яркие цвета как в радуге переходили один в другой.

— Прежде всего наша советская наука решила проверить свои предположения на Солнце. Новый спектральный анализ открыл нам, что эти элементы — и ультразолото, и инфрарадий — на Солнце имеются. Это произошло совершенно так же, как в свое время с элементом гелием. Ведь вы знаете, что наука с помощью спектрального анализа нашла сначала этот элемент на Солнце и уже затем на Земле. Потому и назван этот элемент гелием, — ибо древнее греческое название Солнца — Гелиос. Вот таким же образом, при помощи усовершенствованных спектроскопов, мы установили, что ультразолото и инфрарадий есть на Солнце. Но разве мы можем хотя бы мечтать о том, чтобы когда-нибудь добыть их с бурно-клокочущего огнем центрального светила нашей системы? Мысль об этом была бы безумной фантазией. Мы же с вами — люди реалистические, мы мечтаем лишь о том, что можно сделать, чего можно достигнуть. И вот мы задумались над новой проблемой. Наши драгоценные элементы могут быть на других планетах; что ж, есть ли они там?

Во время паузы было слышно, как кто-то нервно закашлял.

— Мы установили, что они есть на других планетах! Прежде всего, на ближайшей нашей соседке — Венере. Она моложе Земли, она сохранила эти элементы во внешних своих слоях. Все вы слышали про загадочное голубоватое сияние, которое окружает время от времени Венеру. В течение столетий ученые не могли разгадать загадку этого сияния. Но мы знаем спектр инфрарадия. И мы установили, что сияние Венеры является следствием бурных излучений инфрарадия. Мы раскрыли эту тайну нашими советскими спектроскопами при помощи мощных трехсотдюймовых рефлекторов. Мы нашли в таинственном до сих пор излучении также и следы газоподобных соединений ультразолота. Мы с полной уверенностью говорим: да, наши воображаемые элементы есть на Венере! Мы продолжили нашу мысль: если они там есть, — мы, советские ученые, должны их достать!.."

Владко "Аргонавты вселенной". 1939




Статья написана 22 марта 2016 г. 14:57

Некоторые писатели получают от Провидения не только художественный талант, но и пророческий дар. Наиболее выразительное подтверждение, которое мне приходит в голову- письма Льва Николаевича Толстого к двум последним российским самодержцам, поразительные по мощи и глубине высказывания, в которых, кажется, скорбь плача Иеремии сплетается с гневом обличений Исайи. Содержащиеся в них предсказания о бедствиях, которые обрушатся на империю, погружённую в сумрак государственного террора, в официальное лицемерие, скрывающее безбожие, и официальное раболепие, скрывающее тлеющую ненависть к властям и духовную апатию- обрушатся, если власть предержащие немедленно не одумаются, ради собственного же блага, и, в первую очередь, не перестанут со всё возрастающей жестокостью подавлять требования предоставления гражданских свобод, -исполнились самым чудовищным образом. Как мы знаем теперь, уроки Толстого не выучили не только русские цари.

Конечно, можно вспомнить примеры куда меньшего масштаба, однако, быть может, ещё более удивительные, учитывая совпадения конкретных деталей. Хорошо известна повесть Моргана Робертсона «Тщетность, или Гибель «Титана»», рассказывающая о круизном лайнере «Титан», который, пересекая Атлантику, сталкивается с айсбергом и гибнет с большей частью своих пассажиров, поскольку на судне, из-за самоуверенности владельцев, считавших его непотопляемым, не оказалось необходимого количества шлюпок. Русскоязычное издание «Тщетности» почти невозможно найти, однако в Сети мне встречалась сравнительная таблица технических характеристик «Титана» и «Титаника» (затонувшего, стоит напомнить, через 14 лет после того, как произведение Робертсона увидело свет)- их совпадение вызывает оторопь.

Есть ещё одна весьма любопытная история. В 1974-м году Артур Кёстлер, выдающийся британский писатель, автор «Слепящей тьмы» (речь, впрочем, не о его творчестве), объявил в газете The Sunday Times конкурс на самое удивительное совпадение. Победил читатель, написавший в своём письме о трагедии, случившейся в 1884-м году- трое матросов, потерпевших кораблекрушение и оказавшихся в открытом океане перед лицом голодной смерти, убили и съели четвёртого, носившего имя Ричард Паркер.

Вообще говоря, этот случай является общеизвестным и, более того, вошедшим в историю в качестве юридического прецедента о каннибализме как средстве спасения (если не путаю, моряков оправдали, поскольку было установлено, что Паркер был болен и умер бы в любом случае). Но только внимательный читатель The Sunday Times обратил внимание, что нечто весьма похожее было описано почти за полвека до происшествия- в великом романе Эдгара Алана По «Сообщение Артура Гордона Пима», где трое потерпевших кораблекрушение героев вынуждены (как и в реальном отражении, один из них был категорически против убийства, однако не смог воспротивиться искушению воспользоваться его плодами) съесть четвёртого- беднягу по имени Ричард Паркер.

Я вспомнил обо всём этом сейчас, поскольку в группе https://www.facebook.com/groups/820592251... которую я всячески рекомендую в качестве занимательного чтения, Вячеслав Настецкий выложил ссылку на спасённый его усилиями от забвения роман Владимира Владко, одного из основоположников украинской фантастики, ныне, к сожалению, практически у нас не публикуемого (мне известно издание лишь одного его романа за весь период независимости, в то время как в России, в русских переводах, основные произведения Владко выходят постоянно, пускай и небольшими тиражами для поклонников приключенческой классики).

Так вот, указанный роман, «Аероторпеди повертають назад», вышел в свет в 1934-м м рассказывает о нападении на СССР содружества фашистских государств. Поводом для эскалации конфликта служит провокация, описанная в пропагандистских газетах: «Більшовики застрелили закордонних туристів.

На Чорному морі вбито 2 швабців, 1 великосакця і 2 остерійців.

Чи може культурний світ терпіти далі?»- случай, весьма напоминающий те старательно подготовленные «приграничные инциденты», которые вскоре станут отправной точкой для нападения СССР на Финляндию и Третьего Рейха- на Польшу.

При этом фашистское вторжение у Владко начинается в четыре утра, как и то, что произошло через семь лет после публикации романа- и в тот же месяц: «у червні світає рано, ніч проходить швидко й непомітно».

Я прочитал на Фантлабе, что практически весь 10-тысячный тираж романа был уничтожен, вероятно, из-за подготовки пакта о ненападении- чьё нарушение столь пророчески предсказывал Владко.





  Подписка

Количество подписчиков: 93

⇑ Наверх