Кир Булычев отзывы

Все отзывы на произведения Кира Булычева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4183

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 [8] 9 10 11 12 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»

«Половина жизни»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 09 июня 2017 г. в 10:59

Как многими отмечено, Кир Булычев явно испытал при прочтении неудачной повести Стругацких «Извне» такое же раздражение, как большинство читателей, и потому взялся рассказать эту историю ещё раз – на новый лад. «Половина жизни» намного более осмысленна, чем «Извне», причём не только сюжетно. История женщины, землянки, не самозабвенной героини в духе ранних 60-х, поэтизировавших смерть учёных-атомщиков от лучевой болезни, а самой обычной заурядной мещанки откуда-то с окраины, неинтеллигентной, неумной, однако оказавшейся способной отдать жизнь не за абстрактную идею, а ради спасения жалких представителей чужой разумной расы, чуждой, совсем чуждой... Это трогательно, человечно и совершенно не пафосно.

Конечно, современным россиянам, наперебой уверяющим друг друга, что ксенофобия является врождённым инстинктом, подобный поворот сюжета неприятен и, полагаю, кажется неправдоподобным, но я, будучи человеком глубоко советским, считаю, что Кир Булычев и его героиня правы.

Оценка : 7
«Мой пес Полкан»
–  [ 10 ]  +

Алексей121, 21 мая 2017 г. в 15:17

Чем больше читаю Булычева, тем больше понимаю, что мне с этим автором не по пути. В своей прозе (за исключением юмористической и детской) он прежде всего старается надавить на чувства читателя, выдавить из него слезу. Он готов забыть ради этой цели обо всем: о логике, о здравом смысле, о достоверности происходящего. Рассказ «Мой пес Полкан» — один из ярчайших примеров подобных ошибок. Чтобы понять, что не так в этом рассказе придется кратко пересказать сюжет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Действие происходит на развалинах Советского Союза. Отгремела большая гражданская война и от страны осталась лишь горстка враждующих микрогосударств. Спецслужбы из одного такого государства посылают в другое отряд детей, чтобы спасти из приюта хоть сколько-нибудь собачек (из них хотят сделать котлеты). Естественно, все идет не по плану, часть детей в процессе гибнет, но несколько собак удается спасти. Главный герой берет себе пса, называет его Полканом, и учит бегать за палкой. Длительное время, не один месяц. Потом вешает ему на плечи рюкзак со взрывчаткой и кидает палку в ближайшее минное поле. Пес бежит, взрывается, конец. Но он послужил великой цели. Теперь мы еще на 50 метров приблизились к заминированному складу с оружием, чтоб продолжить воевать. Это лучше, чем если бы его на котлетки разделали.

В общем-то идея повести понятна и проста. Это и сатира на известный лозунг «цель оправдывает средство», и критика человеческого общества, склонного к саморазрушению. Вечные темы, на которые были и будут написаны десятки произведений. Кроме того, смотрите какие там все бедные и несчастные: детишки, которым запудрили голову пропагандой и отправили на убой, собачки, которых режут на котлетки и взрывают в минных полях, главный герой, который вынужден пожертвовать единственным другом ради высшей (как ему внушили) цели.

А вот нет. Я не Станиславский, но не верю. Картина настолько неубедительная, что ничего кроме раздражения не вызывает.

Давайте еще раз. Мы имеем общество, которое пропагандой способно внушить любые идеи. Стоит задача: расчистить дорогу к складу с вооружением. Зачем огород городить и эти авантюры с собачками проворачивать? Найти десяток-другой «врагов народа» и отправить их под дулом автомата минное поле топтать — дорога за час расчищена будет. Жестоко, эффективно и куда более реалистично, чем та туфта, которой пытается нас накормить автор.

Но тогда не будет ни бедненьких детишек, которых ловят и насилуют, ни одноногих собачек. Кого жалеть-то?

Да, Булычев хорош как рассказчик, у него очень легкий и живой слог. Да, он умеет оживлять своих персонажей. Но когда вокруг картонные декорации, жалости к ним не больше, чем к обвешенной золотом, но просящей милостыню цыганке.

Оценка : 5
«Сто лет тому вперёд»
–  [ 10 ]  +

Линдабрида, 09 апреля 2017 г. в 12:24

Легкая сказка о симпатичном и уютном будущем. Будущее, которое мы видим глазами 12-летнего мальчика. Славный мир детства, когда мечта — это наесться мороженого (и шоколадного, и яблочного, и клубничного, и ананасово-мятного!), а потом слетать на Луну туристом. Для Коли XXI век оказывается огромным красочным парком атракционов. Сам он, наверное, был бы доволен и космозоопарком. Но чтобы читателю не заскучать в этакой идиллии, весьма кстати на сцене появляются бравые космические пираты Весельчак У и Крыс, и начинается охота за редким прибором миелофоном. Теперь уже любимая героиня автора — Алиса — перемещается в 1982 год, оказываясь среди обычных московских школьников. Кир Булычев создает обаятельную стилизацию под детское восприятие, когда дверь родной квартиры с наброшенной цепочкой кажется защитой от любых зол, а любые авантюры непременно кончатся хорошо. Такую историю мог бы рассказать кто-то из учеников 6 «Б».

На мой взгляд, она могла быть еще лучше, если бы поменьше было описаний того, как хорошо Алиса прыгает в высоту/говорит по-английски/знает высшую математику. Забавный момент: в «Сто лет тому вперед» Алиса уверяет, что знает восемь языков, в том числе японский, но уже в следующей повести цикла не может прочесть японскую надпись.

Оценка : 7
«Половина жизни»
–  [ 10 ]  +

=Д=Евгений, 21 февраля 2017 г. в 06:38

Прекрасное произведение о поколении очень сильных женщин, закалённых Великой Отечественной войной, женщин с огромной Душой.

Оказавшись казалось бы в безвыходной ситуации, где в завершении тебя ждёт банка с формалином, Надежда всё-же не потеряла надежду на лучшее, проявив при этом твёрдость духа и сохранив человеческие ценности.

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

Вулер, 22 января 2017 г. в 12:45

Ох и заставил меня автор понервничать на последних страницах, когда все чуть не закончилось плачевно. Есть такое интересное выражение: «Подлинное Искусство заставляет нас нервничать.» По мне так 100 процентов эти слова о «Поселке» Булычева. В глубине души я не верил что может быть плохой конец, и очень благодарен автору что именно так и случилось.

Велика вещь.   Спасибо!

Оценка : 10
«Падчерица эпохи»
–  [ 10 ]  +

ArtTrapeza, 09 января 2017 г. в 23:51

Данное произведение оставила у меня двойственное впечатление. С одной стороны, читать об истории отечественной фантастики всегда интересно, но от антисоветского пафоса временами подташнивало. Сейчас уже как-то не к месту весь этот яд. Заинтересовала периодизация фантастики 1930—1941 годов, с выделением периодов «военной утопии» и «чистой научной фантастики». «Падчерицу эпохи» необходимо читать и сопоставлять с «Мифами о советской фантастике» Первушина.

P. S. Я читал 150-страничную статью в сборнике «Путешествие Алисы» 2011 года.

Оценка : 6
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

ab46, 27 декабря 2016 г. в 12:51

Удивительно много написал Кир Булычёв. Даже если забыть про его научные и научно-популярные труды и только фантастику считать. Чаще всего, услышав это имя, мы вспоминаем девочку из будущего – Алису Селезнёву или Великий Гусляр. И я их с удовольствием вспоминаю. Но, согласитесь, большинство своих книжек Булычёв писал несколько нарочито. Или нарочито по-детски, или нарочито юмористично. А вот в «Посёлке» писатель серьёзен, как нигде. И получилась не хорошая юмористическая, не хорошая детская, а просто хорошая фантастика. Может быть, стоит добавить — хорошая советская фантастика. Чем она была хороша, хорошая советская? Читая её, мы можем вконец испереживаться за героев, но при этом совершенно уверены в судьбе всего человечества. Его ждёт светлое будущее. Без вариантов.

А уж в этом романе автор заставляет поволноваться за героев. Они и живут-то там, где жить невозможно, и всё время балансируют на краю гибели. Наверное, поэтому и сюжет без напряга захватывает. Но при всей увлекательности, это не триллер, скорее, роман-размышление. Любители подумать о серьёзном не будут разочарованы.

Одна из часто повторяющихся в фантастике ситуаций: покинутый загадочный космолёт, куда герои вступают с замиранием сердца, ожидая опасностей и открытий. Такое происходит и в этом романе, только вот покинутый корабль — свой собственный, человеческий. Мне это представляется символичным. Лейтмотив романа – встреча человечества с самим собой. При этом, оказывается, люди могут себя не узнать и не признать, недооценить и переоценить, себя испугать и себя испугаться. Все коллизии, возможные при встрече с чужаками-инопланетянами, могут случиться и при встрече людей с людьми.

Оценка : 9
«Поступили в продажу золотые рыбки»
–  [ 10 ]  +

Al_cluw, 17 октября 2016 г. в 21:15

Чудесная история про Советский Союз. Вот что ностальгия делает — читал и практически поверил, что так оно все и происходило.

И ведь как замечательно все Булычев описал, даже про немощеную площадь, или товарища с Востока в «аэродроме», желающего «Волгу». И люди в рассказе (а рассказик то небольшой совсем) прям ожили, и думаешь — где ж я их встречал то? И еще задумался — а наши современники из нулевых и десятых, как и что стали б загадывать они?

П.С. Я бы, вернувшись туда, в 70-е, загадал бы во-первых велосипед (себе), во-вторых — магнитофон катушечный, а вот в-третьих — ...

Оценка : 10
«Встреча тиранов под Ровно»
–  [ 10 ]  +

Прокопий Антемий, 14 октября 2016 г. в 17:10

На мой взгляд, вся соль тут в следующем:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мы катастрофически ослабляем Россию, понимая, что в ином случае она станет угрозой дальнейшему развитию земной цивилизации, что она сожрет западные демократии

Есть подозрение, что рассказ писался именно ради этой фразы, и что автор подобные мысли разделял. Всё, что представляет угрозу «западной цивилизации», должно быть уничтожено — это вполне в духе перестроечного самоуничижения и саморазрушения...

А больше в рассказе ничего и нет.

Оценка : 3
«Сто лет тому вперёд»
–  [ 10 ]  +

avsergeev71, 30 сентября 2016 г. в 12:19

В грядущем, через сто лет от наставшего ныне дня,

Кем ты будешь,

Читатель стихов, оставшихся от меня?

---

Давно замечено, что про хорошую книжку и писать то особо нечего. Что понравилось? Да все: и сюжет, и главные герои, и стиль, и все-все-все. Слабых мест, даже после долгого раздумья, назвать не могу: наверное их просто нет. Хорошая приключенческая фантастика на все времена. Её, наверное, и через 100 лет читать будут. И восхищаться.

Я отношусь к поколению читателей, которые прочли эту замечательную книгу до того, как по ней был снят не менее замечательный фильм. Я читал ее в самом первом издании 1978 года. Книгу я брал в библиотеке, и, несмотря на то, что с момента выхода в печать прошло совсем немного времени, она была зачитана буквально до дыр. Вышедший через несколько лет фильм внес некую сумятицу в восприятие произведения: книжные и киношные моменты основательно перепутались, и с какого-то момента я перестал отделять одно от другого. Но впечатления от первого прочтения книги я запомнил очень хорошо: непередаваемое восхищение. В процессе чтения сливаешься с героями, начинаешь мыслить как они, переживать за них, проживать с ними эпизод за эпизодом. И конечно в финале страшно не хочется расставаться, прямо до слёз. Да ты и не расстаешься с ними: они мысленно идут с тобой через всю жизнь.

В общем, читать всем: и взрослым и детям. Однозначно.

10 баллов.

Оценка : 10
«Лиловый шар»
–  [ 10 ]  +

avsergeev71, 30 сентября 2016 г. в 00:27

Нас приглашает встретиться с юностью

Вечер школьных друзей.

---

Заключительная часть трилогии об Эпохе Легенд, в которую входят также повести «Заповедник сказок» и «Козлик Иван Иванович». Первый раз читал повесть в детстве в газете «Пионерская правда», где она начала публиковаться в 1983 году в несколько урезанном виде. Почему-то первой была опубликована именно последняя часть трилогии. О существовании «Заповедника» и «Козлика» на тот момент ничего известно не было, хотя написаны они были раньше.

Помню, повесть мне тогда ужасно не понравилась. Особенно вторая часть, где действие происходит в Эпохе Легенд. На тот момент я уже был в некоторой степени знаком с творчеством Кира Булычева (за плечами были: «Перевал», «Путешествие Алисы», «Миллион приключений», «Сто лет тому вперед» и пр.) и, хоть был еще совсем пацаном, понимал, что автор может писать намного лучше. Для меня это было тогда суровым откровением: оказывается даже гениальный писатель не всегда пишет только гениальные вещи. Этот негатив детских впечатлений владел мною до такой степени, что я даже не стал смотреть фильм «Лиловый шар», снятый по этой повести. Хотя ту же «Гостью из будущего» пересматривал много раз.

Впоследствии, будучи уже в гораздо более зрелом возрасте, я предпринял героическую попытку реабилитировать повесть в своих глазах. Тогда я был уже знаком с первыми частями трилогии и нашел их очень даже неплохими. А «Заповедник» так вообще счел почти гениальным. Но меня опять ждало разочарование. Я понял, что впечатления детства меня не обманывали: повесть действительно оказалось самой слабой из всех трех.

Произведение состоит из двух совершенно самостоятельных частей, связанных друг с другом достаточно условно. Совершенно непонятно, зачем автору понадобилось помещать их под одну обложку. Первая часть вполне могла быть отдельной повестью, тем более, что к Эпохе Легенд она, как говориться, — никаким боком. Хотя даже в этом случае она смотрелась бы довольно слабовато. Невнятный затянутый сюжет, представляющий собой некую смесь из «Дня рождения Алисы» и «Смертоносной планеты» Г.Гаррисона, очевидно должен был служить прологом к основному повествованию, а на деле разорвал повесть надвое, и сюжетно и логически.

Вторая часть хоть и смотрится несколько лучше, но только при условии, что перед этим прочитаны две первые повести трилогии. В противном случае остается ощущение недосказанности. Сюжет прямо-таки разит искусственностью: многие повороты служат лишь для того, что задействовать очередного героя. Что называется: галопом по Европам. Невесть откуда и зачем возникающие, мелькающие как в калейдоскопе персонажи не вызывают никаких чувств, кроме недоумения: зачем вообще их вставили в повествование? Только лишь потому, что они были в первых частях? Прямо какой-то «вечер встреч» Алисы со старыми друзьями. Концовка вообще, иначе как высосанной из пальца, не назовёшь: русский Емеля (которого автор почему-то называет Иваном), живущий в Гималаях со Снегурочкой (sic!), на печи заезжает на пики гор. Даже для сказки — это явный перебор. Тут даже рояль в кустах выглядит апофеозом случайности.

В общем, по прочтении остается стойкое убеждение, что трилогию нужно было ограничить двумя частями: Эпоха Легенд изжила себя окончательно и бесповоротно. Пусть покоится с миром подо льдами четвертого ледникового периода.

6 баллов.

Оценка : 6
«Поминальник ХХ века»
–  [ 10 ]  +

Seidhe, 29 августа 2016 г. в 13:16

Повёлся на восторженные отзывы и высокую оценку. В итоге...

Помните, когда-то в 90-х был такой сатирик — Андрей Кнышев? Даже если не помните, была у него такая зарисовка:

«1592 год... Уже написана «Тайная вечеря», но нет «Капричос» Гойи и «Алассионаты», мир ещё не знает Рембрандта, и фамилия Толстой никому ничего не говорит. Творит Лопе де Вега, не подозревая о предстоящем существовавший Мольера, и в своих «Опытах» Монтень упоминает Овидия, Плиния, Горация но не цитирует Пушкина, Байрона, Гёте, и никто из ныне живущих никогда не увидит Фрейда, Набокова, Наполеона, Ленина, Пикассо, Опенгеймера, Стравинского... Шёл 1592 год...

1990 год... Ещё не заявил о себе в полный голос 14-летний Митя Фокин, ещё не родился Лукинский Н. М., не взялся за кисть юный Меркель и не написана «Ватага гонцов» Фрезо, из хаоса звуков не извлечена гармония 9-й сонаты Томсона. Лишь через 19 лет родится Чарлз Принстон, через 47 лет — Ивашечкин, и 232 года отделяет нас от прихода в этот мир Франца Калля... Идет 1990 год...»

Вот и в этом рассказе (если можно назвать так эти пару страниц текста) безмерно уважаемый мною господин Можейко пытается написать биографии гениев, которых не случилось. И всё это с такой претензией на серьёзность и даже трагизм... А смысл? Я, например, не увидел. Хотя некоторые вон считают, что это про «советскую мясорубку, которая рубила лучших», хотя можно подумать, что в истории любой страны мира не могли случиться эти истории, а какой-нибудь Мексике досталось в XX веке меньше, чем России. Да и вообще — жалеть, получается, нужно только не удавшихся гениев? А если бы парень всю жизнь трактористом, а девушка дояркой в колхозе проработали — это уже, получается, не трагедия что-ли?

Не впечатлило. Без оценки.

«Тринадцать лет пути»
–  [ 10 ]  +

Нескорений, 25 августа 2016 г. в 10:17

Каждому из нас за время жизни хотя бы раз приходится делать судьбоносный выбор, и осуществить это, как правило, очень непросто. Повесть К. Булычева «Тринадцать лет пути», открывающая цикл, посвященный доктору Славе Павлышу, затрагивает именно эту проблему — ставит героев перед необходимостью принимать важное решение, заставляя реализовывать свое право решать. Космические декорации, огромный «корабль поколений», окруженный холодным пространством бесконечности — всё это просто вспомогательные декорации, в первую очередь автора интересуют человеческие характеры, различное поведение и реакции на критическую ситуацию. Несмотря на небольшой объем произведения, автору удалось показать напряжение и психологизм, затронуть философские вопросы, добавить нотки лиризма и меланхолии, ну и, конечно, дело не обошлось без Любви.

На протяжении вот уже 106-и лет огромный корабль «Антей» летит по направлению к Альфе Лебедя. Этот грандиозный проект может даровать всему человечеству дорогу к звёздам, открыть дальний космос. Несмотря на все ухищрения, людям не удалось преодолеть барьер скорости света, поэтому путешествия к дальним мирам занимают значительное время. Автор предложил своё решение проблемы звёздного ковчега. Как правило, в фантастике описываются два варианта этой схемы — либо астронавты погружаются в анабиоз на все время полета, либо корабль превращается в замкнутый социум, где за время полета рождается и умирает не один десяток поколений. К. Булычев предложил более гуманный способ — с помощью передатчика материи между Землей и «Антеем» налажена связь, и экипаж постоянно меняется, вместо одной вахты приходит следующая и так много лет.

В конечной точке полета будет установлен экран передатчика, который станет окном в далёкий космос. Красивая схема, но авторское фантдопущение содержит явный изъян — по мере удаления от Земли количество энергии для передачи материи увеличивается и представляется сомнительным, что в конечной точке ресурсов всей Земли хватит, чтобы построить планетарную базу — это будет экономически невозможно, проще говоря — ведь даже передача небольшой гравиграммы оказывается крайне накладной, что уж говорить о массе техники и стройматериалов, которые нужно будет перебросить сквозь «игольное ушко» передатчика в завершении миссии «Антея». Хотя не нужно слишком строго относиться к технической стороне вопроса, автора волнуют совершенно иные проблемы — в центре внимания писателя — человек, а сверхзадача, которая перед ним ставится не так важна.

Команда «Антея» предельно интернациональна, здесь можно найти специалистов и учёных из многих стран, но главный героем стал молодой доктор Слава Павлыш, которому вместе со своими коллегами предстоит провести на вахте один год. Помимо самого Павлыша раскрыть получилось только двух персонажей — девушек из предыдущей смены — Гражину и Армине. Несмотря на то, что они считаются подругами, эти девушки являют собой полную противоположность друг другу. Гражина — волевая, язвительная красавица со сложным характером, Армине же напротив — чувствительная, робкая и очень ранимая натура. Кроме этих троих больше из экипажа никто не запоминается, но для небольшого формата повести большего не нужно. На примере этих трёх молодых людей автор и раскрывает различные модели поведения в критической ситуации, заставляет их выбирать.

Не столь очевидной является метафорическая линия повести, «Антей» — аллегория великой страны, идущей к светлому будущему. На этом пути некогда передовой корабль постепенно устаревает, ветшает, закрываются исчерпавшие себя отсеки. Какой же выбор примут люди в период идеологического кризиса — продолжать движение к великой цели или же остановиться и крепче держать оставшуюся в руках синицу? Авторское определение демократии выглядит довольно спорно, скорее здесь имеет место маскировка привычного коллективизма демократическим фантомом, но не надо забывать про год написания повести. Романтическая линия строится по классической схеме «от ненависти до любви» и выглядит вторичной, несколько непроработанной. Финал произведения скомканный, но для «открывашки» цикла такое простительно — ведь приключения Павлыша только начинаются и мы, наверняка, еще узнаем, чем закончилась история Славика и Гражины. Несмотря на минусы, повесть вполне читабельна, в общем, для начала годится.

Оценка : 8
«Город Наверху»
–  [ 10 ]  +

Petr K., 12 июля 2016 г. в 22:44

Наверное, я бы рекомендовал это произведение к прочтению школьникам среднего возраста. Язык простой, есть экшен, загадки, скромная любовная линия, и общественно-политическая (правда, слегка устаревшая) мораль. В общем, можно легко проглотить все это за один вечер.

Людей же боле искушенным в фантастике эта история вряд ли, если не увлечет, то впечатлит. Все достаточно вторично и схематично.

Кстати, не будет забывать, что Булычов был все-таки автором именно для детей и подростков.

P.S. Лично у меня это произведение вызывает крайне теплые ностальгические чувства. Лето 1986 года, журнал «Вокруг свете», чердак дома в садоводстве под Ленинградом, и невероятно увлекательная будоражащая воображение история с прекрасными иллюстрациями...

Оценка : 9
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

anti-q, 10 мая 2016 г. в 15:39

Не думал, что меня так затянет им, что я так прочувствуюсь его атмосферой. На мой взгляд произведение очень глубокое и насыщенное актуальными проблемами, перенесенными туда, где они обострились до невозможности, где их удалось преподнести так, что они глубоко задели за живое. Проблема отцов и детей, конфликт поколений, перенесенный в чужой мир другой планеты, где в жутких условиях нужно было не только выжить, но и остаться людьми. Конфликт, где выживание и сохранение жизни вдали от цивилизации заставляют героев произведения играть по непростым законам, где очень остро встают вопрос о продолжении рода, и вопрос о сохранении знаний, сохранении человека как человека разумного, а не как дикаря.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Продолжение рода дикарей приспособленцев или продолжение рода людей, передача и сохранение знаний от старших младшим. Конфликт, в котором казалось бы выигрывают молодые, те кто родился уже после крушения корабля, те, кто смогли приспособится к жизни в чужом мире, кто может своими умениями и знаниями не дать погибнуть другим. И как горько было осознавать, что это вживание в чужой мир — тупик и деградация, это деэволюци, потеря человека в человеке, потеря разумности, превращение в первобытных людей, в обезьян, цели которых в итоге сводятся только к борьбе за выживание. Горечью понимания всего этого пропитаны умы старшего поколения – тех людей, которые выжили после крушения, которые сохранили знания и память о цивилизации. На них одних держится идея вернуться в мир людей и не одичать. И эту идею вместе со знаниями они пытаются передать младшему поколению, которое с трудом верит в то, что есть что то за пределами мира вокруг них, а единственной опорой и надеждой для стариков, и в то же время живым мифом для младшего поколения, тем что не дает всем им сдаться и опустить руки, тем единственным, что не дает им смирится и одичать — являются остатки корабля — последнего оплота цивилизации и единственного, что может связать их Поселок с Большим миром. И есть только одно средство выбраться отсюда, это Поход туда к кораблю, чтобы подать сигнал бедствия и вырваться из чужого мира, обратно к людям. Очень жалко было Казика, когда он был уже почти у цели, так жалко, что я просто рыдал и не мог успокоится.

Оценка : 10
«Белое платье Золушки»
–  [ 10 ]  +

Alice.cooper, 06 марта 2016 г. в 22:51

Сильно впечатлила первая глава, которая вполне могла бы стать самостоятельным произведением. Печальная пронзительная история о молодости, самоотверженности и любви... Безумно жаль Драча... Конечно, приятно и интересно было читать и вторую часть книги, в которой появляется уже знакомый и полюбившийся доктор. Повесть закручена как легкий детектив, Павлыш идёт по следам возлюбленной и ему постепенно открывается её тайна... Для меня сама идея биоформ стала шокирующим откровением. Не встречала в других книгах. Тем интересней было читать «Белое платье Золушки».

Оценка : 9
«Последняя война»
–  [ 10 ]  +

Alice.cooper, 04 марта 2016 г. в 12:42

На мой взгляд, «Последняя война» такая же сильная книга как и «Посёлок»: захватывающий сюжет, прорисованные герои, вопросы для размышления. Вот только «Война» более жуткое произведение... И дело не только в оживление мертвецов. Синяя планета — возможное будущее сегодняшней Земли. Почти пол столетия прошло со времени написания романа, а наша планета так и не прошла этот опасный этам, человечество еще не переросло войны, они разгораются то тут, то там, все ещё грозят страны друг другу атомным оружием. А сможем ли мы справиться? Вряд ли нам придёт на помощь Галактический центр. Уродливое, тупое лицо войны показал Булычев, её жуткие, катастрофические последствия. Да и в отличие от предыдущих книг цикла Булычев не спас всех своих героев... Но это и логично, в войне всегда есть жертвы...

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

Alice.cooper, 28 февраля 2016 г. в 19:57

Давно я не читала с таким упоением... Просто не оторваться от книги. Обожаю произведения, герои которых становятся тебе родными и близкими, и когда читаешь последнюю страницу становится невыносимо грустно. Спасибо fantlab за рейтинг, благодаря которому я открыла для себя «Поселок», и спасибо Булычеву за хороший финал.

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

Oleh_Gladky, 21 февраля 2016 г. в 14:14

Впервые прочитал «Поселок» еще в середине 2000-х и никогда не забуду тех впечатления от романа — словно холодный душ, волна новых несравнимых эмоций, особенно по сравнению с очень некачественной фантастикой того времени.

Сейчас тяжело вспомнить «планетарную робинзонаду», которая была лучше продумана, с неожиданными сюжетными ходами, необычной природой, инопланетной живностью и растительностью, исследованиями, развитием героев и моментами «RPG», никто из авторов раньше подобного не использовал.

Да, иногда присутствует определенная затянутость повествования — как, например, в описании внешности героев или родственных связей, также тяжело дается начало, но это все мелочи, совсем несущественные, которые не помешали роману «Поселок» стать яркой жемчужиной мировой фантастики.

Отмечу также, что второй раз перечитывал эту книгу недавно и на украинском языке в переводе Павлюка, случайно нашел ее на распродаже и купил за копейки, очень качественно и все также непревзойденно, как и оригинал. Теперь этот замечательный шедевр пополнит мою коллекцию.

Оценка : 10
«Умение кидать мяч»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 19 января 2016 г. в 14:41

Повесть тончайшая, одна из жемчужин советской литературы. Конечно, исходным вариантом для «Уменя кидать мяч» послужил рассказ (позже переделанный в роман) Киза «Цветы для Элджернона», но для Кира Булычева это типично — по чужой канве вышивать свои узоры, и тут он очень быстро уходит от Киза в сторону, в чисто советскую проблематику.

Прекрасно разработаны психологические реакции героев, очень экономные описания создают живую и убедительную картину, насыщенную деталями эпохи начала семидесятых, а главное — сама аура повести, овеянная меланхолией ранней осени, преждевременного старения, слишком раннего прихода на финиш жизни.

Его отношения с юной девушкой описаны деликатно и нежно, с оттенком горечи, понимания, что ничего не будет. Герой. считавший, что жизнь уже прожита, вдруг вырвался в никогда не бывшую у него юность, испытал и мгновения счастья и боль разочарования, всё то, в чём себе отказывал — и отстранился, мужественно выбрав свой настоящий возраст, став, наконец, не постаревшим мальчиком, а взрослым мужчиной. Герой движется от трусливого конформизма к взлёту в манере «полёт курицы», а затем к мудрому принятию жизни такой, как она есть, без конформизма, без самообмана, с достоинством.

Великолепная повесть о мужестве взросления, о принятии ответственности за свою жизнь. Настоящая, большая литература.

Оценка : 9
«Тринадцать лет пути»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 19 января 2016 г. в 10:35

Эталонная повесть семидесятнической советской НФ. То, что она опубликована в середине 80-х, только подчёркивает её «итоговость» и «закруглённость» для целого направления советской литературы. Конечно, это не литературный шедевр (у Кира Булычева есть вещи более сильные), но это замечательная повесть, заслуживающая похвал с любых возможных точек зрения. «Тринадцать лет пути» виртуозно написана и замечательная скомпонована. Финальный хэппи-энд откровенно ироничен. Герои замечательно убедительны в самых мелких своих реакциях на происходящее.

Конечно, есть люди, которых эта повесть чем-то неуловимо раздражает. Они подыскивают вымученные псевдоаргументы для своего раздражения, лишь бы не выражаться прямо — кстати, и это тоже черта советской литературы семидесятых годов, критиковать «неправильные», раздражающие книги и фильмы не за то, что в них кажется неправильным, а за неверно завязанные шнурки на ботинках героя.

В сущности, «Тринадцать лет пути» — метафора семидесятых годов. Люди вышли в путь, имея в виду быстро-быстро построить коммунизм и жить счастливо и весело. Но вдруг выяснилось, что коммунизма не будет, коммунизм отменён, вместо него длинная скучная жизнь с унылой, нетрудной и скучной работой в замкнутом мирке, в окружении осточертевших знакомых лиц. И — инфантильная реакция людей на подобный поворот. Такая ситуация чуть-чуть прикрыта, примаскирована в характерном для семидесятых годов стиле «фиги в кармане», но обмануться при прочтении может только тот, кто хочет обмануться.

Можно сказать, что «Тринадцать лет пути» — своего рода семидесятническая инверсия шестидесятнической «Далёкой Радуги» Стругацких. Кир Булычев любил подобные скрытые полемики и всегда очень обаятельно возражал тем, кому хотел возразить.

Мне эта повесть очень нравится не только потому что она попросту хорошо написана, но и из-за точно затронутого нерва времени. Читая её, я мысленно погрузился в эпоху 1979 года — как на машине времени, честное слово! Я вспомнил себя и книги и мир тех времён с поразительной отчётливостью, и я благодарен Киру Булычеву эа этот эффект.

Оценка : 8
«Как стать фантастом: Записки семидесятника»
–  [ 10 ]  +

amarkov, 15 января 2016 г. в 18:13

Это самые лучшие, самые светлые мемуары из тех, какие я читал. Когда на душе кошки скребут, возьмешь в руки эту книжку, откроешь на любой странице, прочитаешь немного и сразу становится гораздо лучше и в очередной раз вспомнишь каким же хорошим человеком был Игорь Всеволодович, отзывчивым, добрым и позитивным. И еще он был счастливым человеком. Добрая энергия просто лучилась из него и она идет со страниц этой книги. Жаль, что ушел он так рано. Не хватает его. Сильно не хватает.

Оценка : 10
«Половина жизни»
–  [ 10 ]  +

Модест122, 13 сентября 2015 г. в 10:54

«Половина жизни» для меня-одна из вершин творчества Кира Булычева. Небольшая по объему повесть написана просто и ясно, фирменным авторским стилем. Сложные проблемы ксеноконтакта передаются здесь через восприятие простой, не очень образованной женщины средних лет. Когда я читал «Половину жизни», временами буквально перехватывало дыхание-настолько пронзительно и вдохновенно передана писателем тоска человека по дому, его одиночество в бескрайнем космосе. Всепобеждающий гуманизм -вот, на мой взгляд, главная особенность этого небольшого шедевра Кира Булычева. К прочтению обязательно.

Оценка : 10
«Алиса» [Цикл]
–  [ 10 ]  +

dempic, 29 июня 2015 г. в 09:12

— Алиса! Алиса! — кричал Колька Герасимов.

А мне хочется также кричать:

— Детство! Детство!

Что лучше подойдет для школьника? Так это Алиса. Это не только детская научная фантастика со своими видеофонами и летающими машинами, космическими пиратами и машинами времени. Это еще и фэнтези, и мифология и сказка.

Оценка : 10
«Последняя война»
–  [ 10 ]  +

Ev.Genia, 21 апреля 2015 г. в 12:32

Автор переложил на страницы своего романа серьёзные вопросы и их последствия, которые в полной мере касаются нашей планеты – это видно невооружённым глазом и понятно каждому. Он перенёс экипаж к/к ,,Сегежа'' на далёкую Синюю планету, которая так здорово похожа на Землю, где было всё, что нужно для жизни и развития, но её жители не справились со своей цевилизацией. Классовое неравенство, ,,промывка мозгов'', религиозная непримиримость, накопление оружия и попытка решать конфликты военным путём привели к ядерной катастрофе. И вот земляне, как представители Галактического центра спешат с миссией возрождения планеты Муна. И ничего, что это технический корабль и он не совсем пригоден к данной миссии – как–то будут справляться.

То, что Автор хотел передать в романе, конечно заслуживает внимания и рассмотрения. Особо задело, что планирующие своё спасение в бункерах и оставшиеся, буквально горстка, в живых лигонцы остаются непримиримы. И большинство из этой горстки до сих пор держит страх перед власть имущими и этот страх сильнее страха разрушения – хотя о какой уже власти может идти речь. Больные, харакающие кровью, грязные, в залатанной одежде, отравленные, выживающие под землёй, потихоньку сходящие с ума, но продолжают искать врагов, пытаются восстановить былой строй и вновь грозят ядерным оружием – фанатическое безумие. Да и вновь спасённые тоже ведут себя по–разному – очень трудно изменить то, что вкладывалось в головы с самого рождения, ведь проснулись то они ,,сразу же после катастрофы'' и только считанные единицы из них готовы к возрождению новой, иной, жизни на своей планете.

Особо важный вопрос – кто заслуживает жизни и насколько личные симпатии и склонности перевешивают в этом решении. Автор, словами короны Аро говорит, что основное требование галактических экспедиций – никогда не вмешиваться во внутренние дела других миров. Любое вмешательство чревато нарушением естественного хода развития цивилизации. Но тогда получается, что решение спасать и возвращать к жизни жителей Муны – это уже вмешательство. А при наличии и применении оживительного аппарата теряется ценность человеческой, и не только, жизни – что бы ни случилось теперь на Муне корона Вас всех оживит. Какое уж тут развитие.

Несмотря на остроту вопросов и гибель некоторых персонажей, роман не выглядит особо жёстким, наоборот, он какой–то мягкий, очень сглаженный – образцово–показательный, я бы сказала: персонажи, их поступки, общение друг с другом – всё выглядит ну очень правильно. Почему–то они не вызвали у меня переживаний и волнений за их судьбу. Ну может только лигонец Кори – в нём, по крайней мере, чувствуется некая страсть и к своему делу и к своему дому. Мне не хватило сопричастности, погружения в ситуацию, соприкосновения с их миссией – того, что, как говорится, трогает за живое. Острота ситуации нивелируется некими мягкими, чуть ли ни домашними моментами: тётя Миля с её выпечкой и фарфоровым сервизом такая вся домашняя, тёплая, уютная – прямо как из фильма ,,Добро пожаловать'', робот Гришка в кружевном фартуке, снисходительные и всё понимающие короны, да и люди ну очень положительные, правда курят, как–будто они на мостике морского корабля… А рассказы, написанные для альманаха в самой последней главе, и вовсе уводят далеко от недавно случившихся событий и здесь совсем не чувствуется пережитое экипажем ,,Сегежи'' – как–будто не было Кори и Антипина.

В целом роман интересен, у него своя позиция – он позволяет в чём–то соглашаться с ним, в чём–то не соглашаться, позволяет ставить себя под сомнение или принять как желаемое. То, что Автор преподносит землян такой прогрессивно–миролюбивой цевилизацией очень примичательно. Да, наверное, именно такими и хотел видеть нас Автор, но было бы ещё лучше, если бы люди выглядели более характерными.

Оценка : 7
«Миллион приключений»
–  [ 10 ]  +

Gourmand, 28 марта 2015 г. в 02:37

Можно было бы сказать, что это 4 разных, в сущности не связанных между собой историй, если бы не центральная фигура Пашки Гераскина.

Кто будет строить проказы и попадать в неприятные приключения? — это первый вопрос для любого сюжета детской книги. В первых книгах про Алису — это была сама Алиса. В «Сто лет тому вперёд» — это Коля Наумов, Алиса стала играть роль дополнительного персонажа, она и не мотор событий, но и не сообщает взрослым, Юля Грибкова — самый рассудительный участник, хорошо ориентирующийся в жизни.

А вот в повести «Миллион приключений» расклад окончательно поменялся в пользу любознательных мальчишек, романтиков-авантюристов. Это Пашка Гераскин. В меру ленив, но увлечённый. Хороший парнишка, но может и приврать, чтобы куда-нибудь пролезть. Одним словом, ранняя Алиса. Именно с Пашкой случаются всякие приключения, в этой повести (во всех 4-х частях) он — начало, исток и мотор приключений. Алиса же перешла в разряд «спасительницы», которая, конечно, тоже может попасть впросак, но исключительно в процессе «догонки» Пашки.

Не знаю пока, что будет дальше, в следующих книгах, но мне такая Алиса тоже нравится. Эдакая Маша Старцева из «Приключений Петрова и Васечкина». Да и мальчишка 11-13 лет больше подходит на роль попадающего из-за любопытства и доверчивости ГГ, чем девочка того же возраста (в первой повести, напомню, Алиса только-только пошла в первый класс, а тут-то уже шестиклассница).

Однако на одних Пашке и Алиске сюжет не вытянешь. Вот и получилось, на мой взгляд, 4 разных истории очень разного качества. Самая лучшая, безусловно, «Каникулы на Пенелопе» (можно читать отдельно, там есть в начале объяснялка всех предыдущих событий), чуть попроще «Новые подвиги Геракла» (первая часть — можно читать отдельно), а вот 2-я и 4-я части — очень слабые, примитивные и сюжетно неинтересные. Если бы не Пашка-Алиса, вообще не стал бы читать, сразу влепил бы по 3.

Такой вот салат-винегрет получился у Булычёва.

Оценка : 7
«Паровоз для царя»
–  [ 10 ]  +

Gourmand, 25 марта 2015 г. в 02:13

Один из тех рассказов, которые заставили меня подзаняться техникой. Хотя бы лампочку вкручивать. :)

Очень понравился образ механика-интуитива Мишутина. Да и сама мысль о возможности среднего человека объяснить устройство окружающих его механизмов интересна и дискуссионна. К сожалению, гуслярцам попался самый бесполезный пришелец — чиновник. Хотя, думаю, и в этом бюрократическом деле он многое мог бы посоветовать земным собратьям. :)

Оценка : 8
«Домашний пленник»
–  [ 10 ]  +

Bizon, 08 ноября 2014 г. в 22:35

У Кира Булычева много произведений на тему семейной жизни, эдакой психолого-бытовой фантастики. Этот рассказ посвящен старой как мир проблеме противоположности мнений мужа и жены на выходные дни: жена всегда «за» совместные посиделки. хождение в гости к различным родственникам. На это у мужа есть контраргумент в виде рыбалки, посиделок в пабе и т.д.

А если жена настолько ревнивая, как Ксения Удалова? а рядом так кстати проживает Лев Христофорович Минц, который не откажет в скромной просьбе. Все это приводит к возникновения «карманного мужа».

Отметим, что на все возражения жена Удалова отвечает фразой, которая проходит рефреном сквозь весь рассказ «все это ради любви», «я забочусь о нас, дорогой». Только никто ее не понимает, даже родная тетка.

Как всегда у раннего Булычева ярко и сочно. Хотя не сравниться с великолепной «Короной профессора Козарина» в семейно-пихологической тематике.

Оценка : 9
«Спасите Галю!»
–  [ 10 ]  +

Bizon, 03 августа 2014 г. в 11:48

Мнения по рассказу противоречивы. Это конечно пародия, но мне показалось, не на оригинальный «Пикник на обочине», а на фанфики по теме. Слишком много народу «прониклось» и почувствовало себя писателями. С этим связана и «Зона» вот так — с большой буквы. А насчет смертей и психоделики в рассказе, это преднамеренная утрированная концентрация заданной темы. Потому как написано так, что читаешь и не страшно, понимаешь — автор откровенно смеется над постоянством вариаций (о как сказал!) фанатов-писателей. Поэтому и кормит сумасшедший бедную девочку сгущенкой и составляет из банок Великую стену.

Заодно Булычев прошелся по традициям руководства предприятий: директору-то два года до пенсии... к чему нужны проблемы?

Занятная пародия, любителям серии СТАЛКЕР читать не стоит. А то вдруг почувствуют себя обманутыми.

Оценка : 8
«Корона профессора Козарина»
–  [ 10 ]  +

Bizon, 22 июля 2014 г. в 11:08

Мощный рассказ о векторе развития семейных отношений обремененных бытовухой. Все указывает на то, что семья изжила себя, сломалось под грузом проблем. Мыслеоборот главного героя — мужа — от имени которого идет повествование совершил морально-психологическую трансформацию от виню себя-казню себя-презираю себя до подозреваю ее-виновата она. Любая фраза, любой жест интерпретируется по-своему и из такой ситуации есть только один выход — поговорить начистоту, но даже разговор не поможет, подозрения слишком глубоки. А значит все. Конец.

Но происходит неожиданный виток, не укладывающийся в стандартную программу. Это как при перезагрузке компьютера автоматически обновить систему.

Семья конечно не компьютер, да и человеческие отношения не набор символов на экране, но...

Рассказ обязателен к прочтению всем переживающим семейный кризис.

Семейным психологам рекомендуется как настольная книга.

Оценка : 10
«Беседы о фалеристике»
–  [ 10 ]  +

БорЧ, 11 ноября 2013 г. в 03:19

«Фалерой называлась нагрудная бляха римского легионера, фалера — была наградой за доблесть. Наука о наградах называется фалеристика.» — вот таким простым, понятным, но красивым и насыщенным языком написана эта книга о боевых наградах всех времён и народов. И эта лёгкость языка не удивительна, ибо под указанным на обложке книги псевдонимом И.В.Всеволодов, скрывается никто иной, как Игорь Можейко — известный у нас и взрослым, и детям как писатель-фантаст Кир Булычёв.

Удивительно, но ещё в 1990 году (и не где-нибудь, а в академическом издательстве «Наука») им была выпущена книга, где в главе «Награды гражданской войны» описаны не только многочисленные республиканские Ордена Красного Знамени, но и первый белогвардейский орден — корниловский Знак Ледяного похода, и чёрный свинцовый Галлиполийский крест, и многие другие награды Белой армии.

И вся эта информация дана с живыми и яркими историческими примерами человеком увлечённым и любящим эту интереснейшую науку — фалеристику. Полезнейшая книга для всех любителей как реальной, так и альтернативной истории.

Оценка : 10
«Юбилей-200»
–  [ 10 ]  +

Orm Irian, 03 ноября 2013 г. в 00:20

Приближается 200-летний юбилей большого эксперимента — искусственного выведения из шимпанзе человекоподобного разумного существа. Пришло время подвести итоги за эти 200 лет...

В целом рассказ не так уж фантастичен: недавние данные показывают, что шимпанзе и бонобо генетически гораздо ближе к человеку, чем к любым другим обезьяньим родственникам. Эксперименты показывают так же, что их интеллект довольно таки высок, возможно гораздо выше, чем нам представляется. Как и социальная жизнь. Вероятно, единственной причиной, почему у них нет своего языка, является тот факт, что он им не нужен. Потому что человеческие языки не только шимпанзе, но и например гориллы схватывают довольно легко, способны даже различать простые грамматические структуры и строить свои слова для предметов и явлений, для которых они правильного названия не знают. А так же способны учить языку своих малышей. Единственное, чего они не могут — это говорить, в следствие строения гортани, их учат языку жестов. Поэтому здесь автор возможно немного оплошал. Хотя учитывая другие мутации, и этот аппарат вполне мог развиться. Можно привести еще много других моментов проявления их смекалки, но здесь не стану, интересующиеся да погуглят сами. Но в целом за двести лет направленной селекции может возможно было бы обойтись даже без генной инженерии (которую, как я поняла, исследователи в рассказе иногда использовали) и достичь значительных результатов.

Этот кратенький рассказ поэтому ставит очень интересный вопрос: до какой границы еще морально проводить эксперименты над живым существом? И где те критерии разумности, после которых существу должна быть предоставлена свобода воли? С какого момента иной вид живых существ перестает быть «братом нашим меньшим» и становится с нами на равных? Вопрос этот очень сложен и неоднозначен — еще сто с копейками лет назад представители других рас считались низшими существами. Сейчас все больше намечается тенденция ставить шимпанзе почти на равных с человеком. Все больше веских причин считать то, что ранее воспринималось как пропасть между человеком и животными, плавным переходом. И в рассказе Булычева граница эта проходит незаметно. И что мы должны делать в таком случае?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если забежать наперед, то здесь люди поступили очень благородно. Не уверена, что это было бы достаточно вероятным ходом событий в реальности, но здесь все уже очень сильно зависело от руководителя научной институции, проводившей эксперимент, поэтому ответов может быть великое множество.

Рассказ так же довольно динамичен, есть два довольно внезапных поворота, хотя может и не самых неожиданных, но определенно добавляющих динамики. Так же между прочим высветлен ряд интересных нюансов психологических различий между людьми и гомошимпами, что является бонусом к главным вопросам произведения.

Оценка : 9
«Царицын ключ»
–  [ 10 ]  +

Marian, 13 июля 2013 г. в 07:09

Говорящий ворон Гриша)))

Видела я однажды, как шли дети биологов по деревенской дороге от биостанции, и на плече у одного из них сидел такой вот Гриша. Сразу вспомнила и «Царицын ключ», и «Понедельник начинается в субботу», атмосферу околонаучной суматохи и северной сказки.

Короче, «Царицын ключ» — это не очень серьезная, но добрая повесть о таком... затерянном уголке... где жизнь течет чуть-чуть параллельно настоящей, по-особенному. И приключаются там представители фольклорной экспедиции, сами по себе довольно фриковатые — в хорошем смысле слова. Хотите отдохнуть и напозитивиться — читайте.

Оценка : 7
«Перевал»
–  [ 10 ]  +

Gynny, 07 апреля 2013 г. в 12:41

«В начале было...»

А вот и не слово. Для меня вначале был синтез изумительной графики, стихов Саши Черного, исполнения Градского, голосов Ливанова и Кайдановского и, конечно, авторского сюжета в основе сценария. Мультфильм «Перевал» для меня по сей день — лучший отечественный фантастический фильм. Дальше уже было слово: сборник Черного, «Перевал» и «Поселок».

Полная версия романа меня не сказать, что впечатлила — добротно, но достаточно кондово. А вот «Перевал» — это вещь, в которой Булычев умудрился «прыгнуть выше собственной головы» — то есть гораздо выше основной массы своих сочинений.

«В жизни так мало красивых минут,

В жизни так много безверья и черной работы,

Мысли о прошлом — морщины на бледные лица кладут,

Мысли о будущем полны свинцовой заботы,

А настоящего — нет... Так между двух берегов

Бьемся без смеха, без счастья, надежд и богов» (c) Саша Черный

Оценка : 10
«Марсианское зелье»
–  [ 10 ]  +

vladimir66, 21 января 2013 г. в 17:01

     Впервые прочитано в далеком уже детстве,в затрепанном и зачитанном до дыр « Мире приключений» за 1971 год.Осмысленно много позже. Только недавно с радостью узнал,что есть и второй вариант произведения. А потом оказалось успели снять и фильм. Мистическим образом «М.З.» всегда шагает рядом.

   Книга с простым сюжетом ,написанная вроде бы детским языком, пропитана глубокой философией. Вечная молодость,как и богатство,данное просто так,не может осчастливить. И далеко не всем она нужна.Сколько приходилось видеть немолодых людей с огнем в глазах, бешеной энергией , по настоящему счастливых именно в своем возрасте, и молодых 20-летних стариков,уже успевших разочароваться во всем. Зачем им второй шанс ? Что они будут с ним делать ? Как сказал на страницах повести Степан Степанович: « Меня абсолютно устраивает мой возраст, вот только бы немного похудеть...» А какие типажи! Старуха Бакшт с неизменной разноглазой кошкой. Тихий, трусливый семейный бунтарь Удалов! Тучный провизор Савич , всю жизнь разрывающийся между любимой женщиной и мещанским счастьем. Бывший казак Стеньки Разина, а ныне трудящийся рыбинспекции Алмаз Битый! А вся эта атмосфера ,утопающего в яблонях старинного русского города ,пронизанного подземными ходами,застроенного церквями переделанными под советские учреждения !Одновременно смешно и немного грустно.И как все это ммм...вкусно прописано!

Оценка : 10
«Две капли на стакан вина»
–  [ 10 ]  +

Alex Kolz, 31 октября 2012 г. в 16:07

В предыдущих отзывах очень верно написано, что этот рассказ Булычева такой мирный и социалистический, гуманистический и простой. Он таков и есть по идее, и по своему сюжету. На мой вкус, этим он и очаровывает. Такие милые старомодные ученые, которые придумывают лекарство против лени, опасаются, что их открытие будет использовано во зло. Великий ученый борется с бытовыми проблемами, помогает великими изобретениями своей соседке. Что ни говорите, есть в это что-то очень доброе и позитивное.

К тому же, Булычев все-таки написал не агитку, а иронический рассказ, с интересными подробностями, великолепными комическими сценами, с тонкими наблюдениями.

«Умение кидать мяч»
–  [ 10 ]  +

vladimir66, 01 октября 2012 г. в 19:48

   Эта Повесть- надежда для всех нас 40- летних мужиков, с тоской наблюдающих каждое утро в зеркале стареющее лицо( а годы летят...), рост пивного животика( все кабинет,кабинет...),утративших способность самостоятельного передвижения на расстояния более 100 метров( все автомобиль,автомобиль...).Но в душе то мы остаемся , в основном, прежними-юными,спортивными.Нам кажется,что нас по прежнему любят за силу и красоту,- остришь без устали с какой нибудь молоденькой дурочкой,она тебе льстиво и уважительно подхихикивает, и все прекрасно,пока не замечаешь ее заинтересованного взгляда в сторону какого нибудь накаченного молодого дебила.Тут и понимаешь,что интерес то к тебе уже совсем другой.А хочется то выглядеть стройным молодцом,длинноногим и политически грамотным.И производить впечатление не престижной должностью, крутой тачкой и бабками,а упругой походкой,атлетической фигурой и умением кидать мяч...

Вот такие мы -«германы коленкины», безропотно , или даже иногда пытаясь сопротивляться,но все равно старимся — старимся и ждем доброго, или пусть недоброго волшебника(ученого) , который подарит нам ЧУДО ОЩУЩЕНИЯ МОЛОДОСТИ, или хотя бы научит попадать в кольцо.

(Ну наплел,ну и наплел...Последняя бутылка пива была явно лишняя).Долой комплексы! Мы- молоды! Веселы! Талантливы!

:beer:

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

tohendiy, 01 октября 2012 г. в 10:07

Меня лично роман не впечатлил. По ходу чтения не отпускала мысль, что книга похожа на пересказ приключений в таёжной глубинке, неумело переделанный под фантастический антураж. Да и язык самого повествования больше детско-юношеской направленностью отдавал. Сама идея выживания в окружении дикой природы хороша, но способ её подачи в «Поселке» не понравился. Может нужно мне было прочесть такую книгу, когда мне было 14-16 лет. Возможно, я просто ожидал несколько другого или настроение у меня в этот период просило чего-то более динамичного и «твердо-фантастического», но что есть, то есть. Вот уж действительно: ИМХО.

Оценка : 6
«Снегурочка»
–  [ 10 ]  +

Франсуа, 19 августа 2012 г. в 23:27

Гениальный рассказ. Писатели изображают инопланетян то в виде осьминогов то в виде муравьев то в виде ящеров то в виде разумных растений. Но почти всегда показывают что между этими расами и людьми нет никаких барьеров. Здесь же инопланетяне хоть и выглядят как люди и культурно и психологические тождественны. Ан нет ! Все равно непреодолимый барьер. Вспоминается Ефремов

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

Kobold-wizard, 17 июля 2012 г. в 23:38

http://kobold-wizard.livejournal.com/5127...

Книга, первая часть которой «Перевал» знакома еще с детства. Был и мультфильм, отмеченный участием Фоменко(который теперь больше известен как новохронолог), и вышедший в 95-ом единственный номер комикс-журнала «Blaster» с подписью «Приключения на планете динозавров». Я часто встречал потом упоминания, что Булычев зря переработал повесть в роман. Мне же показалось, что продолжение интересно сместило акценты.

«Перевал» — это по большому счету история о Маугли, которые приспосабливаются к жизни на новом месте гораздо лучше, чем их родители. Продолжение углубляет конфликт между людьми, борющимися за выживание разными методами: устав, сохранение остатков цивилизации и слияние с окружающей средой. Тема, которая все актуальнее в мире, где происходит столкновение разных культур. Причем, если вспомнить нашу проблему иммигрантов и внутренних мигрантов, то те отстаивают как раз версию Олега и Старого, сохраняя остатки своей культуры несмотря на перемену окружения.

Наивность некоторых деталей с лихвой окупается глубиной конфликта. В эпоху дауншифтинга и разрушения старых идеалов проблемы главных героев смотрятся, наверно, совсем иначе, чем на момент написания. Как оказалось, для перерождения культуры нет нужды в изоляции общества, достаточно ощутить крах привычной системы. И с такой точки зрения наиболее быстрая адаптация к условиям уже не кажется вырождением. Просто у многих еще сохраняется надежда, что все вернется на круги своя.

Итого: Борьба человека с природой — извечная тема: «Робинзон Крузо» Дефо, «Таинственный остров» Верна, «Планета изгнания» Ле Гуин, «Беспокойство» Струнацких, «Саботажник» Дивова, список можно продолжать. Булычев создал достаточно добрый роман, показав, что выживание человека — это главное, и лишь трусость и глупость могут все испортить.

Оценка : 9
«Единая воля советского народа»
–  [ 10 ]  +

ii00429935, 11 мая 2012 г. в 13:59

При беглом взгляде рассказ этот может показаться фантастикой позавчерашнего дня. Кого, скажите, сейчас по-настоящему рассмешат анекдоты про Брежнева? А он у Булычева именно такой — из анекдотов. Путает Лихтенштейн с Люксембургом, выдает перлы вроде «Знаю товарища Линкольна», разве что «сиськи-масиськи» не говорит. Но давайте оставим в покое «дорогого Леонида Ильича». В начале 21-го века «Единая воля советского народа» читается неожиданно современно. Дело ведь не в фамилиях политических деятелей и не в лозунгах. Руководящая роль одной партии, несменяемость руководства страны, «выборы без выбора»... Так получилось, что Кир Булычев предсказал новейшую российскую реальность. До чего же верно заметил другой классик: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...»

Оценка : 7
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 10 ]  +

Vlada24, 01 ноября 2011 г. в 17:04

Мне тяжело даются детские книжки. Того же Крапивина одолеть уже не могу, слишком много прописных истин и эссенция морали.

Здесь же совсем другое дело — написано с юмором, настолько легким, что и ребёнок посмеётся и взрослый. А уж насколько интересен и неожиданен сюжет, я была удивлена, что в детстве так и не прочитала. Много потеряла.

Оценка : 9
«Перевал»
–  [ 10 ]  +

fan2mas, 20 января 2011 г. в 11:17

Это было давно. Скучая, я перелистывал номера журнала «Знание-сила», и вдруг наткнулся на повесть «Перевал». Булычева я люблю, хотя и очень выборочно, вот и стал читать придирчиво — и зачитался. Ве-ли-ко-леп-но! После «Робинзонов космоса» ничего подобного не читал, но у Булычева вышло лучше, чем у Карсака. Какой мир, фауна, какие люди, какова чисто булычевская ирония! Вспоминаю последние страницы романа, где маленькая экспедиция все-таки дошла до корабля — и мурашки по телу. Десятка.

Оценка : 10
«Трудный ребенок»
–  [ 10 ]  +

Yazewa, 08 ноября 2010 г. в 07:20

История о инопланетном звереныше? — нет, о людях. О доверии и любви. О том, что на настоящую любовь и заботу нельзя не откликнуться. Настоящее — оно всегда настоящее. Мы видим и чувствуем, читая этот рассказ, как искренне переживают люди за взятого под свою опеку «чертенка». И не только взрослые, профессиональные биологи и педагоги.

И невозможно не позавидовать такому обществу, в котором это возможно. И как не задуматься о нашей жизни, где столько сирот при живых родителях, брошенных стариков, запертых в четырех стенах инвалидов...

Оценка : 9
«Белое платье Золушки»
–  [ 10 ]  +

Yazewa, 06 ноября 2010 г. в 07:51

Во время чтения ни на минуту не оставляло ощущения... нет, не вторичности, но — безусловной схожести с Миром Полудня АБС. Именно эта вещь, остальные из цикла о Павлыше — нет. А здесь — абсолютная схожесть, и стилистическая, и сюжетная. И те же чудесные, разные — но такие замечательные люди, все как один фанаты своего дела, трудоголики и подвижники. Полностью вписывающиеся в компанию героев, например «Возвращения». Это картинки из того же мира. И нарисованные правтически в том же стиле, и очень похожим языком.

  Читалось с большим удовольствием, и именно по причиным, указанным выше. Это же просто большая радость — читать о таком мире, о таких людях.

Оценка : 9
«Красный олень — белый олень»
–  [ 10 ]  +

Yazewa, 02 ноября 2010 г. в 07:55

Ситуация, конечно, очень надуманная: чтобы исследователь присутствовал при первом проявлении разумной деятельности... Да и эта стадия развития — наскальная живопись — далеко (очень далеко!) не начальная, так что плуги должны были вовсю демонстрировать исследователям свою разумность. Да и не могло такое животное не учуять рдом стоящего человека, это уж абсурд полный!

  Но! Этим эпизодом автор переводит свой рассказ как бы в иное качество; это уже некий символ, символическое запечатление глобальной проблемы. И допустимости вмешательства в развитие чужой цивилизации, и недопустимость в этом деле поверхностных оценок... Крсивый символ, очень художественный. И весьма сильный на эмоциональном уровне.

Оценка : 8
«Выбор»
–  [ 10 ]  +

Zaporojec, 19 октября 2010 г. в 07:14

Рассказ еще примечателен тем, что послужил поводом для наезда.

«...В те дни в «Знании-силе» был напечатан один из первых моих рассказов «Выбор». Я не знал тогда, что он сюжетно схож с американским рассказом (хотя, не боюсь вашего гнева, потому что надут как индюк от собственной значимости — мой рассказ мне нравится больше). Тогда я еще не знал, что произошел случай конвергенции, в фантастике далеко не уникальный. Но вдруг мне звонит добрейший Роман Подольный и с грустью сообщает, что в редакцию пришло письмо Альтова, в котором тот обвиняет меня в плагиате и требует запретить мне впредь печататься. Письмо грубое и злое. Я пережил этот казус, продолжал печататься. Больше того, игнорирую таблицу Альтова, потому что она, как и любой такой плод раздумий стремящегося внести организацию в искусство ума, крайне вредна для искусства...»

Кстати, рассказ действительно лучше американского. И с Булычевым у Альтова ничего не получилось, из-за чего он (Альтов) очень переживал.

Оценка : 8
«Тайна Урулгана»
–  [ 10 ]  +

AlisterOrm, 06 октября 2010 г. в 02:09

Одна из самых грустных и печальных вещей у Булычёва. В начале 90-х это уже не тот человек, который писал добрые, светлые произведения о Гусляре и книги про Алису Селезнёву. Это новый Булычёв — постаревший, разуверившийся в людях. Это видно и по роману «Любимец», и цикле рассказов о городе Верёвкине... Но именно в этом романе Булычёв проявил свою печаль и неверие.

С первых страниц повесть напомнила начало романа Казанцева «Пылающий остров»: питерский профессор со своим верным учеником ищут в тайге упавший метеорит. Но перед нами и другие герои: английская дама, ищущая своего отца, её спутник-журналист с замашками денди. его таинственный слуга-китаец, местный купец, ссыльная революционерка... Каждый персонаж тщательно прописан, их внутренние мотивировки нам как будто-бы ясны, они кажутся нам ожившими персонажами из фотографического альбома, как верно замечает saddlefast. Яркими красками описана Восточная Сибирь с её маленькими городками и полноводными полудикими реками, загадочная и сумрачная тайга...

Сама судьба собирает героев на месте падения метеорита, который оказывается космическим кораблём, потерпевшим крушение. Инопланетянин Рон, надеясь на цивилизованность людей, показывает им некоторые инопланетные артефакты, в том числе — дубликатор, способный создавать атомарные копии любого предмета. Возможность обладать этим сокровищем сводит людей с ума, заставляя обнажиться самым низменным и подлым чертам их сути. Рон в ужасе понимает, что все люди, даже лучшие из них, движимы только эгоистическими побуждениями, и способны уничтожить всё, что стоит у них на пути ради достижения своих мелких ничтожных целей, под какими бы они не скрывались лозунгами. После нескольких покушений на убийство смертельно больной инопланетянин улетает с Земли, обуреваемый ненавистью к её обитателям...

Это очень грустное произведение о человеческой сути, об эгоизме, о низменности стремлений. Новый Булычёв, автор-философ, подарил нам бесподобную повесть. Браво.

Оценка : 9
«Река Хронос» [Роман-эпопея]
–  [ 10 ]  +

saddlefast, 03 августа 2010 г. в 08:06

«Река Хронос» — это роман о взрослении и становлении человеческого характера. Был такой жанр в литературе «Bildungsroman»: описание взросления герой. Разные приключения, выпадающие на долю героя – это только вешки, отмечающие его взросление.

Мы видим главных героев в самом начале пути – совсем-совсем юными. Главным героям по семнадцать лет, и они живут, думая, что мир, к которому они привыкли – будет вечен, а жизнь их – заранее расписана: университет, карьера, женитьба. На дворе – 1913 год.

Скоро ничего не останется от того, что представляется людям в 1913 году вечным и неизменным. И их родители, и все взрослые люди вокруг – не могут в это поверить. Ведут себя, как дети, как подростки, не понимая, что такое – бег Времени. Их мелкие страсти — словно ничтожные игры. Именно из этих ничтожных игр и творится история.

Мелочи, невероятно глупые и жестокие, в которые не хочется погружаться. А хочется, разинув рот, восхищаться, бесконечностью и величием истории. Но автор показывает гегелевскую мысль о том что всё величие истории и состоит из бесконечного количества мелочей честной обыденной жизни. Бег времени — в каждодневной деятельности, отчужденной от человека. Это то, что Гегель назвал «хитростью истории».

Даже самые отчаянные революционеры не могут представить, какие катастрофические изменения, затронувшие жизнь каждого человека, последуют буквально через несколько лет.

Но время – это не неподвижный континент, а бесконечная река, неумолимо текущая все дальше и дальше, и увлекающая за собой массы в неведомое и пугающее будущее.

Роман написан ироничным человеком с очень проницательным взором. Автор смело снимает маски с людей, показывая неприглядные механизмы, которые правят человеческими поступками. Корысть и секс, тоска по хорошей жизни и эскапизм, бытовая жестокость и политический цинизм – автор рисует неприглядную картину, соперничая с самыми выдающимися сатириками человечества.

Мы видим, как в течение времени характеры людей совершенно не меняются – они готовы новь и вновь повторять заученные схемы. Меньше всего люди могут представить неведомое. Но сам ход времен обманывает людей, заставляя их творить нечто совершенно новое.

Роман Кира Булычева – это философское исследование о природе истории. Перед глазами историка-писателя: молодая пара в 1913 году получает возможность плыть в реке Хроноса самостоятельно, не как все люди – день за днем. А на машине времени, о которой они читали в романе о чудесах английского фантаста Герберта Уэллса. И вот они бегут из времени во время, пробегая весь 20 век, и каждый раз не находят себе окончательно пристанища.

Писатель дает своим любимым героям шанс – заглянуть немного дальше, чем остальные люди, немного обхитрить историю. И оказывается, что историю обхитрить невозможно. А хранители времени, люди, давшее героям машину времени, сами полны тщеславия, предрассудков и иллюзий. Захваченные возможностью передвигаться по времени, как наркотиком, они вновь и вновь пускаются в плавание по реке Хронос, не в силах побороть время.


Людям хочется оседлать бег времени. Найти путь, которым они могут уверенно проплыть по этому бесконечному океану. Найти свой маршрут в этом пути. И неведомое подхватывает наши утлые корабли, которые мы построили, чтобы спокойно проплыть океан Времени, и несет нас прямо в сердце стихии невероятного.

Оценка : 10
«Повесть о контакте»
–  [ 10 ]  +

god54, 24 октября 2009 г. в 13:10

В советское время мы очень гордились тем, что у нас нет безработицы. Очень гордились, хотя придя на работу костерили всех направо и налево понимая сколько бесполезных людей сидит рядом, себя мы к ним конечно не причисляли. И эта тема вечного сражения: весь мир мы до основания разрушим, и наш новый мир построим. Наша жизнь борьба... Автор точно показал, что было бы, если бы нам дали возможность быстро вскочить в светлое завтра... Поэтому мы наверное и не построили светлое завтра, потому что все осознавали, а что же мы там будем делать...

Оценка : 8

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 [8] 9 10 11 12 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх