Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Проснись!, или Memento под сенью путеводного жучка/Корабельная петля в духе классики
Огромный лайнер «Цербер», стремящийся в Нью-Йорк. Сотни пассажиров разных наций со своими скелетами в шкафах.
Встреча с исчезнувшим четыре месяца назад пассажирским судном такого же класса. С таинственно пропавшим, и столь же загадочно обнаруженным кораблем-призраком. Кораблем, с которым определенно что-то не так.
Что эта встреча принесет тем, кто рискнул подняться на борт летучего голландца. И тем, кто не покидал борт Цербера?
Это ведомо лишь богу. Но прежним после этой встречи не останется никто.
Новую работу создателей отличной Тьмы ждали, пожалуй, даже с большим интересом, чем свеженький хоррор от Флэнегана.
1899 оставил более неоднозначное впечатление, чем Dark, но в целом репутацию Янтье Фризе и Барана бо Одара поддержал на уровне.
Начинается сериал как первая часть незабвенного Титаника. Шикарный 4-трубный лайнер. Огромная столовая, где чинно заседают элитные пассажиры первого класса. Просторные каюты (у капитана и вовсе двухуровневые хоромы). Ютящиеся в глубине судна пассажиры третьего класса (второй, кажись, не завезли) — в подвесных койках, тесно висящих в трогательном единении. Им, бедолагам, даже выход на палубу закрыт, что не путались под ногами у богатеев. А поскольку заводного ДиКаприо где-то потеряли, быт у третьеклассных скучноват. Ни танцев тебе, ни застолий. Плюс контингент не располагает – сверхрелигиозные датчане.
Любовных шашней с элитой, кстати, это не отменяет. Шашни, правда, скорее напоминающие не о 19-м а, о толерантном 21 веке. Поскольку Кейт потерялась там же, где Лео, приходится суровым мужчинам обходиться без дам. Справляются.
И вот в такой благостной обстановке начинается сущая чертовщина. Пропавшее судно-близнец. Визит туда бравого капитана. И понеслось.
Шутки шутками, а дальнейшая атмосфера удалась ребятам на славу. Гнетущая, полная ожидания неприятностей. Тревожная, гнетущая, рваная музыка, навевающая воспоминания о саунде Тьмы (или прямо использующая тамошние мотивы?). Свинцовое, тяжелое море Атлантики. Дни пути до суши, километры воды под тобой. Антураж проклятого корабля. Странноватые галлюцинации/ воспоминания героев.
Сперва кажется, что нам покажут кондовую мистику в духе Оверлука и Корабля-призрака. Затем сериал делает оммаж Броненосцу Потемкин, и менее или более известным классическим порождениям 1999 года, раскланяется с Атласом, Доводом и Началом. В результате сводясь, как и большинство хороших фантастических проектов — к психологии, разуму и внутреннему миру человека. Да, узнаваемых моментов хватает, но с этим можно смириться.
В процессе постановщики зацепят и используют максимум фантдопущений и приемов Страны Фантазии: паранойя и теория заговора, зловещие эксперименты и девайсы, телепортация, перемещение и остановка времени, хронопутешествия, управление мозгом, корабли-призраки, пропавшие пассажиры, игры разума. Кажись, ничего не пропустил?
Причем это не просто хвастовство графикой или демонстрация знаний в фантастике. А приемы дающие возможность поразмышлять о весьма важных вещах.
Создатели 1899 поговорят со зрителем о религиозном фанатизме. Свойстве человека впадать в панику при виде непонятного. Вестись на простые решения, верить тем, кто предложит агрессивные, привычные действия. Склонности не думать головой, стадном инстинкте. Снижает накал морального посыла лишь то, что у объекта травли рыльце все-таки в пушку.
Зацепят постановщики тему аморальных богачей, уверенных в своем превосходстве, праве проводить эксперименты над толпой и низшими по рангу рады благой/высшей цели.
Но лейтмотивом сериала станут размышления о людском сознании, памяти и мозге. Том, «что обширнее неба и глубже моря, хранящем все тайны вселенной». О реальности и маре. О том, что гомо сапиенс не всегда может отличить одно от другого. О том, где находится реальность: в мозгу или снаружи? Формирует ли окружающая действительность наше сознание или создается им? О том, существует ли вообще такая штука, как объективная реальность? Или при наличии определенных технологий мозг примет за реальность, что бы ему не показали?
И, конечно, как же без эмоций, становящихся то слабостью, то силой людей. Чувствах, затмевающих разум? Или дающих возможность примату стать Человеком?
Любопытным, хотя и спорным приемом стал подход сериала к языкам. На корабле плывут представители самых разных национальностей. И общаются они отнюдь не на интернациональном английском, а каждый на своем собственном. Немцы, датчане, французы, испанцы, японцы, поляк. Переводится речь субтитрами, что добавляет антуража, но изрядно напрягает глаза зрителя. Плюс, поскольку полиглотов на Цербере немного, на общении людей, не понимающих друг друга, строится изрядный событийный пласт. Герои пользуются жестами, открывают душу во время разговора, несмотря (или благодаря?) на то, что их монологи остаются непонятыми собеседником. А порой создается впечатление, что, невзирая на незнание языков, некоторые персонажи все равно достигают взаимопонимания.
Обстановка нагнетается постепенно, с каждой серией повышая градус фантасмагории и безумия. Ситуация вызывает ассоциации с многослойным калейдоскопом, где смешиваются на диво реальные галлюцинации, зловещие устройства, обладающие невообразимыми свойствами, заразные субстанции, тайные комнаты, коварные магнаты, игра в леммингов, подсадные утки и всевидящие очи. На экваторе создатели подбавляют экшена, вставляя героям дополнительные палки в колеса. Не обойдется без знатного нежданчика, и он будет не единственным.
Кажется, что побудительные мотивы антагониста (?), сидящего подобно пауку в центре паутины, и общие контуры подоплеки событий вскрываются по истечении двух третей сериала. Не торопитесь с выводами. Ведь истинная картина, и каким именно образом стало возможным увиденное нами, частично проясняется лишь в последних кадрах. Частично. Да, по всей вероятности, парни, нас ждет вторая серия/сезон.
Еще одной фирменной фишкой постановщиков, кроме приятной философской базы, интриги, игр с Хроносом, запутанных сюжетных ходов, становятся качественно проработанные персонажи.
Основных протагонистов примерно с десяток. Практически у каждого в наличии зловещая тайна или детская психотравма. Зачастую не одна. Раскрываются персонажи постепенно, подобно цветам поутру. Часто отправляются в поиск внутри себя, в глубины памяти. Вновь и вновь переживают травмирующие моменты, пытаются кое-что переосмыслить, завершить гештальты. Часть протагонистов получат дополнительные минуты славы и флеш-беки – погружения в прошлое с послезнанием.
Мора Франклин (Бичем) – сильная, независимая рыжеволосая женщина, вызывающая кривотолки и молву среди сограждан. Путешествующая в одиночку, не принимающая правил, избравшая врачебную стезю, несмотря на то, что англичанкам запрещено оперировать. Занимавшаяся исследованием мозга. Убеждающая себя в здравости собственного рассудка, но частенько сомневающаяся в нем. Имеющая знатный шлейф роли, запутанное прошлое. Готовая бороться за свое место в патриархальном обществе.
Бравый немецкий капитан Айк Ларсен (Пичман) регулярно закладывающий за воротник. Но не просто так, а по поводу большого горя, связанного с безумием близкого человека. Эта тема является в сериале одной из сюжетообразующих. Кэп одолеваем видениями и готов на все, чтобы разобраться в происходящем на кораблях. Даже на прямое нарушение приказа и гнев со всех сторон. Со временем начинает томно поглядывать в сторону рыженькой эмансипе, составляя с ней недурную команду.
Новобрачные французы – Люсьен (Блоке) и Клеманс (Олливье). Их союз не похож на счастливый, и строился на расчете. Который оказался неверным. Люсьен приподнесет немало сюрпризов, его половинка на первый взгляд пассивна, как трепетная лань, но по некоторым признакам способна удивить.
Испанские братья – Анхель (Бернардо) и Рамиро (Пиментан). Похотливый мачо, чьи сексуальные интересы далеки от женского пола. Считающий себя волком, не знающим страха. И священник, которого брат обзывает трусливой овцой.
Семья датчан, плывущих третьим классом. Отец-священник, его жена – лидер семейства, вдобавок, слышащая голос бога. Беременная на поздних сроках старшая сестра – умная и пробивная девица. Сын со шрамом на щеке (капитан также отличается этим украшением мужчин) – блондинчик, неспособный сдерживать свои порывы. Достаточно подлый и слабый тип. Младшая девочка-подросток.
Японцы/ки – мать с дочерью. Явно зависимые от сильной леди в зеленом.
Та самая леди в зеленом (не удостоившаяся проработанной предыстории, наравне с поляком и членами команды). Ведущая на судне свой не самый высокоморальный бизнес, предлагая скучающим богатеньким самцам экзотическую птичку.
Поляк-кочегар, стремящийся в Америку к живущему там брату. На диво хороший и привлекательный человек.
Негр-безбилетник, проникший на лайнер в поисках одного из пассажиров. Повар, готовящий изрядно остывшее блюдо.
Таинственный гость с корабля-близнеца, явно связанный с докторшей.
Интеллигентный старпом, играющий более важную роль, чем кажется сперва.
Амбалистый и порывистый матрос (или боцман?), плавающий с капитаном 12 лет, но считающий его слабаком.
Юный безмолвный найденыш, ставший спусковым крючком бурных событий.
Они пересекаются, взаимодействуют, любят и ненавидят, совершают глупости и открытия, помогают и мешают друг другу. Всеми силами стараются уцелеть после встречи с неведомым. Получится не у всех. Опять.
Эрго. Приятный коктейль из массы фантэлементов, уважительно взбалтывающий классические ингредиенты и поднимающий вечные моральные темы. Как на меня, послабее Тьмы, но в целом достойно.
Режиссер: Баран бо Одар
В ролях: Эмили Бичем, Анейрин Барнард, Андреас Питшман, Мацей Мусял, Энтон Лессер, Мигель Бернардо, Жозе Пиментау, Жонас Блоке, Александр Виллауме, Клара Росагер, Матильда Олливье, Тино Мьюз, Лукас Люнгорд Тённесен, Ричард Хоуп, Янн Гаэль, Мария Эрвольтер, Александра Готшлих, Изабелла Вэй, Розали Крэйг, Бэн Эшенден, Мартин Грейс-Розенталь, Хейди Тоини, Хлоя Генрих, Исаак Дентлер
РИПОЛ классик продолжает работу над серией Библиотека Лавкрафта, и как всегда, прежде чем говорить о книгах, ушедших теперь в типографию, выражаю признательность всем, кто участвует в создании линейки.
Виват профессору Александру Сорочану, составителю и переводчику львиной доли нашей серии. Спасибо всем блистательным переводчикам команды Александра Юрьевича — в данном случае Екатерине Абросимовой! Поклон профессору Ларисе Григорьевне Михайловой! Я благодарю шеф-редактора Татьяну Соловьёву и ее любимого художника Арабо Саргсяна. Огромное спасибо моей жене Татьяне Моисеевой за оформительские идеи. Спасибо верстальщику Александре Костиной, редактору Татьяне Варламовой, корректору Олегу Пономарёву, дизайнерам Максиму Костенко и Марии Львовой, вспомнившей о юбилее, а также всей редакции РИПОЛ классик.
Издательская аннотация.Выдающийся исследователь запредельного и любимый автор «отца Ктулху» Артур Мейчен (1863—1947) всегда интересовался удивительными происшествиями и загадками прошлого. Громкое дело о пропаже девушки из Лондона, взволновавшее в XVIII веке всю Англию, заинтересовало писателя своей противоречивостью, неожиданными поворотами и колоритностью персонажей. Вспоминая этапы судебного процесса, Мейчен исследует странности человеческого поведения, которые во все времена формировали общественное мнение и влияли на портрет эпохи…
Редактор серии влюбился в этого автора, стоило ему познакомиться с переводами, полученными от А. Ю. Сорочана. Поэтому к 160-летию гениального валлийца, которое мы будем отмечать в следующем году, РИПОЛ подготовит минимум четыре тома его удивительной, ни на что не похожей прозы. Впрочем, для себя я определил стиль, в котором работал Мейчен. Это был самый настоящий магический реализм — задолго до того, как данная манера письма была названа таким именем. Ибо Мейчен говорит о магии жизни, он не называет "сверхъестественные" силы какими-то известными именами (хотя читателю не возбраняется решить для себя, что в происходящем здесь-то задействованы призраки, а там-то повинны фейри и так далее). В текстах Мейчена масса недосказанности, и порой Тайна, которая, кажется, вот-вот разрешится, в последний момент может так и остаться Тайной.
Этот закон действует и в нехудожественных произведениях Мейчена: в документальном (снова привет, Другая литература!) детективе "Тайна Элизабет Каннинг" речь идет о деле, в котором, казалось бы, всё ясно, однако ж мы наблюдаем, сколько возникает нелепых сложностей. Их количество растет как снежный ком, запутывая умнейших людей Англии, и в образе Просвещенного Века возникает ряд неожиданностей, ибо во все времена на портрет эпохи влияли странности и нелепости, остающиеся за кадром официальной истории. Вот и здесь — идет ли речь о коллективном помешательстве или о силе невежества, с которым не (сразу) смогли справиться образованные слуги Закона?
* * *
Элджернон Блэквуд. Кентавр. 7БЦ, КБС, офсет 65 гр, 412 с.
Издательская аннотация.Один из трех (наравне с Эдгаром По и Артуром Мейченом) любимых писателей «затворника из провиденса». Аскет, поклонявшийся первозданным стихиям Природы. Первый автор «странных историй», с успехом выступавший на радио и телевидении. Создатель удивительных сказок и притч, подаривших второе дыхание британскому и американскому фольклору… Всё это — Элджернон Блэквуд, один из самых одиноких и самых известных литераторов Туманного Альбиона.
Роман «Кентавр», проникнутый страстным поиском единства с Прамиром Земли — квинтэссенция философии Блэквуда, верившего, что людям под силу одолеть путь через Храм Минувшего и открыть для себя утраченные живительные связи со Вселенной.
Задумчивый, медитативный и внутренне грандиозный роман Блэквуда объясняет откуда "растут ноги" у современных НРД (новых религиозных движений), влияние которых, в свою очередь, распространилось практически на все области современной жизни, чего не станут отрицать люди, агитирующие за экологию, здоровое питание и раздельный сбор мусора, с одной стороны, и увлекающиеся неоархаикой и кельтским орнаментом — с другой. Не говоря уже о бесчисленных направлениях в практической психологии, обрывки которых используют всевозможные "тренеры личного роста". Попытка англо-американского писателя всмотреться в сущность планетарных явлений в этом смысле более чем похвальна: подобного рода стихийный пантеизм никогда прежде не был артикулирован с такой страстью и такой системностью. И если Мейчен ищет Тайну в явлениях исключительных, то Блэквуд утверждает: Тайна вокруг нас, и стоит сделать некоторое усилие над собой, чтобы стать ее частью... и чтобы спали завесы, мешающие людям осознать свое единство со Вселенной. Другое дело, что для этого до сих пор нет универсального рецепта...
Под катом — обложки в развороте и содержание томов.
Содержание
Александр Сорочан. Артур Мейчен и дело Элизабет Каннинг (статья) С. 5-10
Артур Мейчен. Тайна Элизабет Каннинг (роман, пер. Е. И. Абросимовой) С. 13-280
Александр Сорочан. Примечания. С. 283-290
Содержание
Лариса Михайлова. Создатель "Кентавра" Элжернон Блэквуд (статья) С. 5-42
Элджернон Блэквуд. Кентавр (роман, пер. Л. Г. Михайловой) С. 45-409
Триптих Ведьма Такияша и скелет-призрак , ок. 1844 г., Утагава Куниёси (1797–1861), Музей Виктории и Альберта (Triptych of Takiyasha the Witch and the Skeleton Spectre, c. 1844, Utagawa Kuniyoshi (1797–1861), V&A Museum no. E.1333:1 to 3-1922)
Что делать, если повстречал ёкая? Не стоит паниковать: давайте рассмотрим его внимательнее и выработаем стратегию. Японский фольклор может предложить интересующимся демонологам целый ассортимент чертей на любой вкус и цвет: в болоте резвится плотоядный каппа, а в давно забытом и неубранном храме завёлся нури-ботокэ… Как себя правильно вести — узнаем на лекции япониста-культуролога Нины Ворониной.
Нина Воронина — популяризатор науки, культуролог, преподаватель английского и японского языка, выпускница кафедры международных экономических отношений ИСАА МГУ (язык специализации — японский), студентка курса подготовки и повышения квалификации по специальности «История Религий» (РГГУ). Обучалась японскому языку на факультете CJL в университете Васэда (Токио).
Тема месяца: Ночная жизнь Всем узникам бессонницы посвящается
Читайте в номере:
— Обзоры темы ночной жизни в кино, видеоиграх и живописи; — Статьи о философском аспекте фильмов-нуар, о темной стороне джаза, об искусстве Аяме Кодзимы и Здислава Бексиньского; — Рецензии на фильмы «Сверхъестественное. Знаки», «Дурной глаз», — Обзоры антологий «Кабинет редкостей Гильермо Дель Торо» и «Самая страшная книга 2023», — Эксклюзивное интервью с музыкантами из московской стоунер-команды «Топь» — Обзоры игр A Plague Tale: Requiem и The Chant; — Рассказы Корнелла Вулрича, Тима Каррэна, Веры А. Гадд, Евгения Абрамовича и других; — Рецензии на романы «Группа поддержки для выживших девушек» и «Ночные страхи» — Эксклюзив! «Темные материи: Манифест ночного города» — философская рефлексия британского профессора городского дизайна Ника Данна
Читать номер — здесь Номер в базе Фантлаба — здесь
Начат приём материалов в новый проект литературного объединения «Новый Коммориом» — альманах тёмной и химерной поэзии «Печать Небулы».
В каждый номер (в том числе, в первый) происходит отбор определённого количества поэтических произведений русскоязычных авторов, написанных на русском языке. Это могут быть стихотворения мистической либо готической тематики, эзотерической либо философской направленности; стихотворения, выдержанные в настроениях декадентства и Серебряного века, мистического анархизма, космизма и космицизма; стихотворения, отдающие дань уважения Эдгару Алану По и Шарлю Бодлеру, Джорджу Стерлингу и Кларку Эштону Смиту, Валерию Яковлевичу Брюсову и Николаю Степановичу Гумилёву.
Главный редактор альманаха — Мари Вальтер.
Требования к присылаемым материалам и иная информация — здесь.