Хоррор мистика и саспенс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Хоррор, мистика и саспенс» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Хоррор, мистика и саспенс


Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.

Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.

Приглашаем к сотрудничеству:

— писателей, работающих в данных направлениях;

— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;

— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.


Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.

Модераторы рубрики: sham, senoid, С.Соболев

Авторы рубрики: fox_mulder, Karnosaur123, Gorhur, kain_vega, volga, Тиань, senoid, Хельг, sham, Сноу, Кел-кор, MikeGel, vot_vot, Dr. Sammael, Колобок У, visionshock, NataBold, Игнир, Nexus, Cirujano, darklot, Burn_1982, maxkillstar, antilia, verydevilear, beskarss78, DeMorte, IaninaZ, Календула, Samedy, febeerovez, Vigo_san, Dr. X, Вертер де Гёте, Kuznetsov_V_A, Cerdj, bvelvet, Синяя мышь, Фотина Морозова, Pink.ME, danihnoff, lady-maika, Psevdofellini, ХельгиИнгварссон, il-pozhi-87, endermnarsky, Satalking, izubr_, Katon, Caspian, HateCore, klavir, seabird69, Roland23, tochinov, Heckel, 2_All, magister, Salladin, holodny_writer, Alex Provod, bit20, Phelan, georgkorg, Deliann, Death Mage, Антон П., stalkers, Ann Gry, maxvolotsky, Elvdo, Lunetta, С.Соболев, Гораль, mirkas64, imra, ivminin, oriddlebarker, radals, intuicia, domenges, Бедлам, MasterOfPuppets, magistr201, Rebus, alexlazer, neo smile, Viktor_Rodon, vrochek, Санскрит, Igor Geros, ZaverLast, Seidhe, sergeant, B.Rzayev, Mishel78, atgrin, Brain-o-flex, mif1959, монтажник 21, Porsankka666, Sabazios, Alex_Razor, Susan Sto Helit, PanTata, Korol.R, Нифонт, Rogal_Dorn, Yernar, Nero Caesar, Fenixbooks



Статья написана 10 ноября 12:10

Гимн изменениям, или «Кадавры, неудовлетворенные желудочно»

molitva_k_prozerpine

62 год до н.э. Рим.

Юный Марк Туллий Цицерон, первенец того самого Цицерона, после разгрома мятежа Катилины, получает от отца задание. Отправиться в провинцию Проконсульская Африка, где было замечено легендарное чудище мантикора – появляющееся перед гибелью великих империй.

Марк не слишком доволен поручением. Мало того, что юнец трусоват, не дружит с мечом и не выносит вида ран, а в Африке, по слухам, орудуют шайки безжалостных разбойников.

Вдобавок идея покинуть Вечный Город как раз в то время, когда есть возможность пожинать плоды славы своего знаменитого отца! Ну куда это годится!

Но все еще хуже, чем казалось с холмов великого Рима. В Африке возникает непредставимая опасность, которая может не просто нанести жуткий урон Республике, но и стать концом человечества.


Своеобразная книга, принадлежащая перу каталонского антрополога и писателя Пиньоля, где автор погружает нас в реалии альтернативного Древнего Рима. Написан роман от первого лица в виде послания к некой таинственной Прозерпине. Со старта цепляет на крючок любопытства, постулируя уже свершившийся Конец Света (прием противоречивый, с одной стороны убивает интригу, не оставляет сомнений, что для человеков все плохо кончится, с другой -- заставляет с нетерпением ждать подробностей апокалипсиса). Не чужд стилизации под старинные тексты, поначалу огорчает сухостью и дидактичной нарочитостью языка (переводчика традиционно попинаем?).

Четко разделен на две части. В первой половине регулярно отвлекается на описание римской действительности, но не забывает о приключениях, родом из африканских романов пера Рида, Буссенара, фильмов типа Хищника, Призрака, совмещенных с назидательно-поучительными моралитэ и сдержанно-менторским описательным подходом, прямиком из учебной литературы. Вызывает ассоциации с работой Кестлера, но не с полными жизни образцами «машины времени», по примеру Спартака, Мальчика или Императора. Требует немало времени на погружение и привыкание к стилю, раскрываясь лишь ближе к экватору.

Вторая половина ближе по духу к описаниям похождений Марко Поло, читается увлекательнее, посвящает больше времени голодным подземным жителям и глобальной картине падения Рима.

Любопытно: спуски под Землю, что первый, что второй, остаются за кадром, лишь изредка герой бросает пару слов о своих безумных эскападах под поверхностью. То, что другой автор растянул бы на пару томов, Пиньоль просто пропускает. Лишь третья прогулка удостоилась краткого и скупого описания. Но даже те огрызки информации, что получает читатель о подземном мире – интригуют, жаль автор зажал подробности — жадина. Вспомним хотя бы очаровательных огодикусов, или Капустный луг.




Статья написана 3 ноября 02:28

Ко дню Рождения Жана Роллена (03.11.1938 – 15.12.2010) – перевод рецензии Дэвида Хайндса, посвященной культовому фильму режиссёра «La rose de fer» (1973) – «Железная роза». В рецензии много спойлеров, поэтому прочтение настоятельно рекомендуется после просмотра самого фильма.

Умирая, видя сон, он жил в сновидении.

Его сновидением была накатывающая волна на пляжном берегу,

И волна отходящая.

Твои глаза – в этих глазах,

Твои уста на этой губе.

Только тебе я сказал, что прощаюсь с жизнью,

Тебе – кто плакала обо мне,

Пока из ревности я тоже не стал оплакивать себя сам.

(1) Тристан Корбьер



«Железная роза» – самый личный фильм Роллена, он же и его самое большое коммерческое поражение. Фильм посвящён темам жизни, любви и смерти, каждая сопровождается богатыми визуальными метафорами. На протяжении всего фильма мы наблюдаем попеременное чередование объектов и мест, в которых когда-то теплилась жизнь, и которые со временем превратились всего-навсего в статические конструкции, измождённые временем. Смысл этих объектов и мест со временем сильно изменился. Гигантских размеров поезд, пляж, кладбище и оставленная роза – когда-то жили своей жизнью, но время сыграло своё. Предметы и вещи, которым когда-то придавалось большое значение, — таковое потеряли, пройдя путь от жизни к смерти.

Трагизм и романтическая мрачность пронизывают весь фильм. Прекрасное прошлое столь же призрачно, как и давняя личная история, поскольку те волшебные воспоминания, которыми оно богато, — их невозможно воскресить, они растворяются во времени.

После небольшого вступления нас вводят в концепцию сюжета: обнимающуюся любовную пару постепенно окутывает туман на фоне безмолвного, неподвижного паровоза, находящегося на заброшенной железнодорожной станции. Романтическое свидание этой пары происходит на фоне контраста: заброшенный паровоз и медленно расползающийся туман, — что, в свою очередь, придаёт зловещее, жуткое настроение фильму, оно сохраняется до самого его конца. Одна эта сцена является выражением ключевой идеи всего фильма и его наваждения; тема жизни и смерти здесь фундаментальна.

Весь фильм проходит, словно сон во сне, а вступительная заставка и замыкающая сцена незабываемы, они отпечатком остаются в памяти. Герои фильма тоже сами не свои. В начале фильма, когда на свадьбе главному герою задают вопросы, он отвечает бессодержательно и его ответы кажутся неуместными. Он оторван от реальности и ни на кого не обращает особого внимания, за исключением красивой девушки, от которой он не может оторвать глаз. Всё остальное – неважно, абстрактно. В этом ряду кадров он цитирует одну поэму, реакция на которую встречается смехом и аплодисментами – реакция странная и волнительная, поскольку она находится в диссонансе с его грустной речью.* Подобные сцены насыщают фильм сомнамбулической атмосферой, а в мире Роллена столь особенные моменты никогда не кажутся выходящими за рамки контекста.

Дневные сцены часто окутаны дымкой, что, в свою очередь, усиливает присутствие потустороннего. Жуткий саундтрек задействуется местами. Мужской и женский голоса смешиваются, и в режиссерской обработке звука создаётся удачный приём наведения жути. Весьма наглядная тому сцена – когда в заключительных кадрах на пляже в Дьепп Франсуаза Паскаль опрокидывает железное распятие наземь.

Кадр, где Франсуаза стоит над открытой могилой, пока её любимый сидит запертый внизу, чередуется от «реального» до откровенно странного благодаря умелой операторской работе. Камера вращается по кругу несколько секунд с позиции каждого из героев, контрастируя с предыдущими статичными сценами и следящей съемкой. Затем пара обнимается в вырытой могиле так, словно они никогда не ссорились. Камера вращается против часовой стрелки, время движется вспять, — идёт намеренное воздействие на чувства героев и восприятие зрителем причины и следствия, прошлого и настоящего.

В основе фильма – романтика и чувства. Сюжет и его основа – очень просты, но сам фильм наслоен типично богатым ролленовским символизмом и двусмысленностью. «Железная роза» обещает зрителю насыщенную образами загадку и богатое на эмоции путешествие, и с каждым просмотром эта награда только возрастает.

Места, в которых проводятся съемки, составляют жизненно важную часть фильма, от них зависит буквально всё. Заброшенная железнодорожная станция, окутанная дымкой, покоится в мире. Хоть поезда и стоят недвижно на своих рельсах, мы можем отчётливо услышать их движение, так, создаётся жуткая атмосфера – словно старинные вагоны, почти что, стали рассказывать о своём прошлом. Идея проходящего времени выражается ясно, когда девушка подносит череп к своему лицу, закрывая, таким образом, свои черты лица – красота трагична, однажды это красивое личико превратится не более чем в кость, и в будущем обретёт совсем другой смысл.

Каждая локация – в ней красота и печаль. Интересно отметить, что все места (море, железнодорожная станция, кладбище) – часто служат настоящим классическим фоном для традиционных любовных историй. В этих местах пары часто расстаются и в жизни, и в смерти. Не важно, в какое место нас ведут наши герои, суть одна – прошлое наполняет настоящее, и вокруг них – смерть и рок. Может и прозвучит странно, но красота, которой так богаты фильмы Роллена такова, что, даже если она и выглядит трагичной, то не вводит в состояние депрессии или уныния. Возможности пляжа в Дьеппе задействуются по максимуму, и здесь его эмоциональная экспрессия гораздо сильнее, по сравнению с другими фильмами, где этот же пляж также был задействован. Деревянные волнорезы, торчащие в воздухе, уж очень напоминают кладбищенские надгробные камни.

В красивых локациях фильма — конфликт и ирония. Скорбящий клоун с нарисованной улыбкой на лице зашёл приукрасить могилу цветами. Шумные, грязные улицы современного Парижа контрастируют со сценами тихого кладбища. Кладбище выглядит куда более привлекательным и не столь пугающим, по сравнению с городом, находящимся за его железными воротами. В конечном счёте – среда мёртвых становится местом живых – как нам показали, кладбище — единственное место во всём фильме, где есть растительность и деревья. Мир мёртвых – самая прекрасная сторона современной жизни. Чем больше времени и герои, и зритель проводят на кладбище, тем более далёким и абстрактным кажется реальный мир.

Многоуровнево можно трактовать то, как герои, места и предметы взаимодействуют между собой. Железная роза сама по себе – сильный предмет, который, опять-таки, подчёркивает важную идею фильма – прошлое и настоящее. Яркий, красивый предмет, классический символ любви превратился не более чем в жёсткое, тусклое, обесцвеченное украшение. Железная роза – повторяющееся звено на протяжении всего фильма. Герои относятся к ней как к хрустальной розе, несмотря на то, что она сделана из железа. Может быть потому, что они сохранили в тайне некий забытый сон, о котором нам нельзя знать?

Схожим образом — часы, которые главный герой оставил в склепе, — могут быть наделены большим смыслом, а может, его и вовсе нет. Время очень важно в фильме, но за ним никто не следит. По мере просмотра фильма можно заметить, как прошлое, настоящее и будущее постепенно растворяются.

Ролленовский диалог выделяется своей силой. Поэтические строки, философские размышления о жизни и смерти, даже об астрологии – весь диалог несёт в себе большой смысл по отношению к событиям и идеям, на которые даётся намек на протяжении всего сюжета.

В самом начале фильма сложившиеся отношения внутри пары кажутся детскими и несерьёзными. С наступлением ночи детскость в поведении приобретает всё более мрачные оттенки и выливается в жуткие споры, появляются угрозы. Хороший тому пример — сцена, где Кестер обманывает Паскаль**, когда она позволяет ему вести ее с закрытыми глазами предположительно к выходу с кладбища. Невинная игра неожиданно становится взрослой. Учитывая всё вышесказанное, фильм можно расценить как метафору жизненного пути. Явление женщины из тумана в начале фильма можно интерпретировать как рождение. И после, герои становятся на тропу познания жизни, которая постепенно становится серьёзной. К концу фильма пара остаётся в склепе, затем приходит скорбящая женщина и оставляет сверху красивый горшок с розами. Сцены в Дьеппе можно расценивать как сны или выражение загробной жизни. Невинность молодости разрушается гниением времени. Впоследствии к кладбищу часто относились как к саду, так что, может у этой безымянной пары всё же есть имена – Адам и Ева?*** Ясных ответов нет, как и в фильмах «Окровавленные губы», «Гроздья смерти» — у героев всё повторяется по кругу, и они часто возвращаются к тому, с чего начали.

К сожалению, у «Железной розы» был ограниченный театральный прокат, и он был плохо принят. Во Франции получил сертификат «13+», а фанаты хоррор-жанра его гнушались в поиске более жестоких фильмов. В 2005 году английская компания Redemption выпустила полную версию на DVD с сертификатом «15+» . Полная версия в Blu-ray – лучшее, что можно найти, чтобы насладиться этим завораживающим фильмом сполна. Если вы еще не смотрели ни один фильм Роллена, выбирайте этот.

(1) Отрывок из стихотворения «Непокорный поэт» Тристана Корбьера – французский поэт-символист конца 19 века, представитель группы «проклятых поэтов». Его стихи полны гротеска, сюрреализма и черного юмора, поэтому перевод предоставлен нами дословный. Этот отрывок зачитывается на свадьбе в начале фильма.

* на самом деле, если пересмотреть конкретную сцену, то можно заметить, что после прочтения героем поэмы, он тут же сам начинает смеяться.

** фамилии актёров, исполняющих главные роли – Гюг Кестер и Франсуаза Паскаль.

*** на самом деле Гюг обращается к Франсуазе один единственный раз, произнося «Carine» — «Карина» в одной из последних сцен.

Перевод с английского Sabazios. При переводе было опущено вступительное полное описание сюжета фильма. Текст оригинальной рецензии был взят из книги «Киносны Жана Роллена» Дэвида Хайндса.


Статья написана 31 октября 18:30

На подходе очередная ночь нечистой силы, а значит самое время выбрать фильм для того чтобы не скучно скоротать Канун Дня всех святых.

Для тех, у кого данная задача вызовет затруднения, могу по традиции предложить свой отличный вариант. И сегодня им станет картина 2016-го года выпуска под названием "Пустота" (The Void, 2016).

Однако не стоит думать, что оно говорящее, ибо ленту Джереми Гиллеспи и Стивена Костански можно окрестить какой угодно, но только не пустой или тем более простой. А все потому, что начинается она с не самого обычного происшествия где-то на просторах провинциальной Америки, которое запускает цепочку жутких событий, завершающихся столкновением главных героев с ужасом поистине вселенских масштабов.

Но обо всем, как водится, по порядку.

Итак, фильм стартует со сцены расправы двух вооруженных людей над обитателями старинного дома, расположенного в сельской глуши. Воспользовавшись замешательством палачей, одному из местных парней удается вырваться из особняка и убежать в лес. Добравшись до шоссе несостоявшаяся жертва натыкается на скучающего патрульного Дэниела Картера. Тот, заметив на молодом человеке следы крови, отвозит его в ближайшую больницу.

Казалось бы, ничего такого уж фантастического. Вот только вскоре после прибытия полицейской машины в "Мемориальный госпиталь округа Марш" в его стенах, пострадавших от недавнего пожара, пробуждается самое настоящее зло, встреча с которым оказывается куда страшнее пары мужчин с охотничьими ружьями в руках.

И первое, за что хотелось бы похвалить ленту, это за царящую в ней мрачную и тревожную атмосферу. Во время просмотра ты прямо-таки кожей чувствуешь отчаяние загнанных в угол людей, для которых больница в одночасье стала своего рода капканом, за пределами которого их ждет верная смерть. Но проблема в том, что оставаясь внутри здания персонажи тоже находятся под ударом, ибо дверь в бездну космического ужаса, воспетого когда-то Г. Ф. Лавкрафтом, распахнулась у них прямо под ногами.

И что самое приятное: визуализация этого крадущегося кошмара получилась весьма достойной. Не смотря на отсутствие большого бюджета, создатели фильма завезли в него массу практических спецэффектов, выглядящих получше иной компьютерной графики и отсылающих к огромному количеству классических хорроров с "Нечто" Джона Карпентера во главе. Да, не все пугающие элементы удалось показать идеально, но итоговый результат тем не менее производит впечатление. Особенно если вспомнить, что съемочная команда трудилась почти на голом энтузиазме.

В прочие плюсы можно записать органичное музыкальное сопровождение и приличные актерские работы, среди которых выделяется инфернальный Кеннет Уэлш (он же Уиндом Эрл из сериала "Твин Пикс").

Правда, если подумать, то это все лирика, за которой легко упустить из виду еще одну цепляющую сторону ленты — ее недосказанность. Какие перипетии привели парочку убийц в округ Марш? Что за незнакомцы в странных белых балахонах окружили территорию больницы? Как именно был открыт портал в неизведанное?... Одним словом, вопросов, повисших в воздухе, хватает.

Конечно вы спросите, а что хорошего в том, что авторы оставили за кадром множество важных для понимая истории подробностей? На что я отвечу: так в этом же и есть вся соль! Благодаря тому, что от зрителя утаили некоторые части пазла, он будет снова и снова возвращаться к уже просмотренному материалу в поисках новых намеков и подсказок в надежде наконец-то сложить правильную картину "Пустоты". И это реально здорово!

Что ж, засим буду закругляться.

Желаю всем вдоволь пощекотать нервишки грядущей ночью!

Ну а я в свою очередь продолжу поиски других качественных страшилок, подходящих для встречи Хэллоуина.

Как говорится, до встречи в эфире!


Статья написана 31 октября 17:55

Мы просто не могли оставить вас без хоррор-анонсов в этот особенный день, поэтому расскажем о двух книгах этого жанра, которые в скором времени пополнят серию «Короли ночи» ➡️

📓 «ГЛУБИНА» НИКА КАТТЕРА




Статья написана 27 октября 17:49

В этом году издательство Fanzon выпустит роман «Влияние» Бентли Литтла! Роман для фанатов Стивена Кинга и сериала «Полуночная месса», про небольшой городок, в котором неудачникам начинает везти во всех начинаниях. Однако это божественное чудо очень скоро оборачивается чудовищным кошмаром.

Обложка
Обложка

Аннотация:

Кажется, после новогоднего загула вернуться к обычной жизни не получится. Жители городка Магдалена, штат Аризона, начинают меняться, дети исчезают, зато повсюду появляются странные создания. Но все это лишь первые признаки грядущего столкновения с мрачной силой, которая может навсегда уничтожить мир. И только Росс Лоури, перебравшийся в гостевой дом своей кузины, осознает приближающуюся угрозу.

Обложка
Обложка

Отзывы:

«История развивается медленно, и от этого становится лишь более жуткой, держит в напряжении. Финал абсолютно непредсказуем». — Audible

«Автору удается создать особую атмосферу маленького городка, в котором повседневность постепенно превращается в нечто чудовищное, а персонажи невероятно хороши». — Fantasy Book Review





  Подписка

Количество подписчиков: 747

⇑ Наверх