Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Приветствую всех авторов, принявших участие в отборе в «лавкрафтовскую» антологию «Йог-Сотот, это врата!».
Прежде чем подвести Итоги Первого Этапа хотелось бы сказать Спасибо всем авторам, приславшим свои рассказы на отбор. Ниже приведены: общая статистика, список авторов и список рассказов.
Итоги Второго Этапа — авторы и рассказы, прошедшие в антологию — станут известны в августе.
Йог-Сотот, это врата!
— Общая Статистика —
1) Авторы: 52.
2) Принято рассказов: 104.
3) Отклонено рассказов: 6.
— Список Авторов —
Александр Богданов
Александр Вихляев
Александр Гуляев
Александр Лещенко
Александр Хорунжий
Алексей Барышников
Алексей Ефимов
Алексей Звягинцев
Алиса Горислав
Анастасия Снигирь
*
Андрей Лакро
Андрей Скорпио
Анна Рэйвен
Антон Коненков
Антон Темхагин
Антон Филипович
Арсений Сохов
Артём Кельманов
Артём Толмачёв
Вадим Вербицкий
*
Василий Курочкин
Виталий Воловиков
Влад Волков
Даниил Лукьянченко
Даниил Шестов
Дж. Р. Кроу
Дмитрий Лазарев
Дмитрий Николов
Дмитрий Передонов
Евгения Пампура
*
Евгения Юрова
Екатерина Белозерова
Екатерина Жорж
Екатерина Харитонова
Игорь Лосев
Кирилл Берендеев
Кирилл Свидельский
Лайла Вет
Максим Горенский
Максим Кабир
*
Марина Беляева
Марина Румянцева
Матвей Юджиновский
Николай Романов
Павел Рязанцев
Роман Макаров
Сайлас Фогель-Шерман
Сергей Нечаев
Сергей Резников
Станислав Романов
*
Татьяна Сараева
Тимур Патеев
*
— Список Рассказов —
Deja vu
In tremor regii insaniae
V404 Cygni
Академик-3
Бездна, улица Гоголя, дом 39
В ночи
В оставление всего неверного
Введение в суккубологию
Вдоль граней миров
Весенним вечером в аду
*
Вопрос веры
Все оттенки безумия
Вспышки
Вызов
Глаз Бездны
Гончие
Гость
Гость
Гофман
Девочка Лида
*
Девушка в берете
Древние пришли
Единение
Жабий лорд
Желтая дверь
Живая мертвая плоть
Журнал первой Трансантарктической экспедиции экипажа вездехода «Крусайдерс Айсбрейкер»
Опять же, слегка запоздало, но в мои слоупочьи сети угодил дебютный сборник А. Подольского. Нет, не так... (голосом боксёрского конферансье) Повелитель мелков! Властелин Слякоти! Человек банан! Александр Поооодольскиииий! В общем, да, снова долго запрягал, так что будем считать, что этот отзыв к переизданию сборника. Да-да, второй тираж, вот так-то!
Подольский — тяжеловес в мире хоррора. Стоял у всех возможных истоков, писал хоррор, когда это ещё не было мейнстримом, и вообще написал "Слякоть", рассказ, считающийся в сети эталоном русского сплаттерпанка. В общем, если кто и заслужил авторский сборник в ССК, так это он. И радует безмерно, что читатели сборник оценили по достоинству, сметя первый тираж с полок магазинов.
В первую очередь сборник ценен, конечно, как срез творчества автора. Эксклюзивов тут, пожалуй, и нет. Рассказы Подольского всегда находят дорогу к читателю, будь то межавторский ежегодник ССК или малотиражная периодика. Однако собрать так много Подольского в одном томе, это следовало сделать давно.
Говорить про каждый рассказ не буду. Долго, да и ни к чему. Сборники тем хороши, что каждый найдёт что-то своё. Тоску по детству в рассказах "Повелители мелков" и "Зов страны невидимок". Жутких тварей в "Ветках" и "Земляном". Отвязную жесть в "Пазле" и "Свиньях". Тёмное безумие в "Подколодных" и "В коробке". Разный Подольский, многогранный, умеющий и в щемящую атмосферу, и в километры кишок.
Да, несколько неровный сборник. Рассказы из разного времени, от автора с разным опытом. Но лично мне тем интереснее было сравнивать годы написания, и прослеживать (я слежу за тобой, Подольский! слежуууу!) рост автора, смотреть, как вместе с ним взрослеют его герои, меняется стиль и выбор тем.
Не стану делать громких заявлений, что этот сборник должен быть у каждого уважающего себя любителя хоррора. Люди разные, и нет такой книги, которая однозначно должна быть в каждой библиотеке. Но если вы, как автор, наблюдали за ростом такого литературного явления, как русский хоррор, видели, как зарождается "тёмная волна", с нетерпением ждали очередного ежегодника "Самой страшной книги", то вот тут я, пожалуй, буду категоричен — маст рид, маст хэв. Заведите себе собственный "Колумбарий". Пригодится. Как минимум — скоротать вечерок другой, за чтением страшных историй. Развеяться, так сказать. Ха-ха, развеяться! Ну, вы поняли...
За сим всё. Приятного чтения всем, кто ещё читает!
Экспресс-выпуск "Избы-читальни" индахаус! Надо было бы пораньше, когда только вышла книга, было б больше пользы, но уж как есть, извините. Слоупок на марше. И сегодня он обозревает сборник коллеги Алекса Провоторова "Костяной".
Начну издали, потому как с Алексеем "Проводом" Провоторовым мы знакомы, страшно подумать, лет этак пятнадцать. Ещё с тех времён, когда мы, молодые и борзые пришли рубиться со олдами на "Золотую чашу", и довольно легко заняли финал. Я играл с "Кракеном", Провод — с "Волк, всадник и цветок". И вот с этого самого "Волка" я понял, что Провоторов — мой автор. Что есть в его текстах настоящее зримое волшебство, способное переносить туда, где заповедные дремучие леса, говорящие звери, магия, не отличимая от технологий, и погоня, погоня, погоня, погоня, в горяяяячееей крови!
Я не знаю, как из стандартного набора: Лес, Магия, Конь, Погоня, Меч, Ведьма, можно сделать столько разноплановых рассказов. А ведь по сути, преимущественно этот набор автор и использует. И получается здорово. Волшебство, не иначе. А, да, иногда приходит курящий лось или лось с клыками. Но ведь лось, это почти что конь, да?
В сборнике "Костяной" собраны фэнтези-рассказы Провоторова. О том, что автор ещё и хоррор пишет, прямо напомнит, разве что, "Молоко", в котором, кстати, тоже есть и ведьма, и Лес, и страшная древняя магия. В остальном это сборник фэнтези на границе с тьмой. Не дарк, ни в коем случае. В текстах Провоторова всегда живёт надежда. Но будет темно, возьмите фонарь или свечку.
Девятнадцать рассказов, все, как один увлекательные, динамичные, жуткие. Все, как один, написанные мастером. А, нет, вру! Один в соавторстве с мастерицей. Но суть не в этом. Суть в том, что если вы ещё не, то знайте — многое упускаете. Если хочется, чтобы ветер свистел в ушах, и земля содрогалась под копытами верного коня, и меч, с именем или без, оттягивал перевязь, и лес, нет — Лес, хлестал ветвями по лицу, норовя выбить из седла, то вам сюда. Открывайте книгу.
PS: Да, спасибо автору за подзабытое удовольствие читать бумагу. Пятна от борща сами себя не поставят.
Альтернативная Земля, где ядерная война все же случилась.
Спустя две сотни лет по матушке-Терре бродят остатки человечества в виде различных бандитов, обитателей вольных городков, жителей антиутопических анклавов, представителей воинствующих братств. Гули – слабоубиваемые экс-люди, подвергнувшиеся воздействию радиации. До чертиков опасные мутанты, огромные насекомые и прочие чудища. Под землей, в умеренно комфортных убежищах кукуют инфантильные потомки богачей и их обслуги, ждущие момента возродить цивилизацию.
Пока в один из дней из очередного Анклава не бежит ученый, унесший с собой нечто, способное всерьез изменить ситуацию на планете и даже само будущее.
За беглецом отправляются циничный гуль-охотник за головами. Рыцарь в силовой броне и его оруженосец из Братства Стали. Под ногами у которых путается девица из Убежища, сбежавшая на поверхность, чтобы отыскать похищенного бандитами отца.
Вскоре их пути пересекутся. Но к чему приведут эти встречи – неведомо никому из живущих.
Дождался своего киновоплощения и Fallout — одна из самых известных игр в этом жанре. В мире Фоллаута мы видим альтернативную Землю, где техническое развитие (до апокалипсиса) пошло несколько иначе, чем у нас. Сделав акцент на развитии ядерных технологий, и напрочь позабыв о многих привычных современному человеку изобретениях. Тут нет мобилок, в загоне транзисторы и компактные ПК, зато имеются силовая броня, домашние роботы, а ядерные источники энергии для чего угодно миниатюрны и безотказны. При этом в культурном плане мир игр завис примерно в районе середины 50-х годов 20 века.
Но основной проблемой этой альтернативной реальности стала война 2077 года, уничтожившая цивилизацию и раскинувшая на ее месте Пустошь.
Игры серии Fallout (их далеко не одна штука) прошли мимо моего внимания, что позволяет взглянуть на сериал незамутненным взглядом.
Перед нами постап, щедро сдобренный черным юмором и сатирой (не самый распространенный подход, если не брать во внимание откровенные комедии типа Шона). В отличие от ряда коллег, подающих сюжет полностью на «серьезных щах», как тот же Корабль или Last of Us, Фоллаут позволяет себе регулярные шуточки, подмигивания и прочие смехуечки. Что по слухам обусловлено наличием черноюморного элемента в большинстве игр серии.
Выглядит забавно. То в очередной раз сверкнет махровой наивностью беженка из Убежища. То простебутся над ситуацией разухабистые жители пограничного городка. То порадует соленым юморком встреченный правонарушитель. То появится оригинальная профессия. То выдаст убойный перл местный трикстер – бесцеремонный Гуль. То сверкнет натуральным бриллиантом убойная перестрелка в духе Дикого Запада. То ошарашит зрителя особенностями подхода послушников Братства к сексу и удобствам.
Пафос тоже в наличии, но отвечают за него исключительно Братство стали, да руководители Убежищ. Первые щеголяют фразами типа «Наш долг защищать пустошь!», вторые настаивают на своем долге: «не дать угаснуть огню цивилизации».
Однако комедийные элементы не означают целомудренности в отношении кровищи и прочего трэша. С расчлененкой, отстреленными конечностями и сочными смертями в Fallout, как и полагается постапу, все в порядке. Хитом выглядит раздавленная всмятку тяжкой рукой голова случайного злодея.
Сериал дарит зрителю две временные линии. Тяжелое настоящее, и прошлое накануне ядерного армагеддона. Альтернативная Америка хороша, хотя изрядно бюджетно сделана: даже жаль, что особенностей этой альтернативки с домашними роботами, маленькими телевизорами и ядерными источниками энергии для всего включая кофеварку, нам откровенно жалеют.
Постапокалиптическую современность выделят с чуть большей охотой. Джентльменский набор постапа: скелеты высоток, людские черепа, кости и окаменевшие мумии, заржавевшие роботы и ретро-автомобили (для нас ретро, тут, если вы помните, по стилю был аналог 50-х). Бескрайние пески Пустоши. Крышки от бутылок из-под лимонада в качестве денег. Дома на побережье, занесенные песком по самое не балуйся. Скелеты в комнате за обеденным столом (в качестве последней трапезы – цианид со вкусом банана). Огромные кратеры от взрыва. Жители Пустоши, совмещающие стиль Безумного Макса и американского фронтира (оммажи вестерну преследуют нас на каждом шагу). Городки, где жильем выступает что угодно, от корпусов машин и автобусов до кусков авиалайнеров. Старые зубы в качестве боеприпасов.
Оригинальные атрибуты альтернативки: силовая броня – очень похожая на глубоководный скафандр, не слишком впечатляюще показывающий себя в бою с верткими противниками. И непременный Пип-бой — увесистый наручный комп, единственный, похоже, признак мобильных компьютерных технологий в здешней реальности.
Различные последствия радиационного загрязнения, от двухголовых коров, безносых гулей, до громадных, с собаку тараканов и прочих мутантов. Особенно впечатлил заглот с пальчиками в пасти.
Социальные отношения, от вольницы Дикого Запада в небольших городках до различных вариантов антиутопий: в одних на щит поднята железобетонная военная диктатура, в других — долгая психологическая обработка населения.
Противопоставлению разных социальных моделей уделяется немало внимания. Сюда же примыкают условно неожиданные повороты сюжета, когда выясняется, что даже устроители цивилизованных убежищ руководствовались отнюдь не ангельскими побуждениями и стандартами (Бункером веет все сильнее). И даже спустя сотни лет все не так благостно, как виделось обитателям бункеров. Теория заговора рулит!
Не забудут постановщики поговорить о проблемах людской расы, вечно норовящей затеять войнушку и порешать вопросы силовым методом. Подгонят в достатке ретро-музыки.
А вот мораль сериала нарочита и подана откровенно в лоб, по-детски (возможно, это не баг, а фича). Хотя поспорить с ней сложновато: всегда, по возможности, оставайтесь Человеком. Золотое правило Люси всю дорогу входит в противоречие с цинизмом и эгоцентризмом Гуля. Стремление обманом урвать свой кусочек пожирнее – с младенческим обаянием наивной великовозрастной девицы. Коварные планы разнообразного начальства – с искренним подходом обычных людей.
Что же победит?
Главных героев ровно три штуки. Их линии то соединяются, порой надолго, то расходятся.
Гуль (Гоггинс ). Лучший персонаж сериала, которого мы будем иметь честь лицезреть в двух ипостасях. Причем постаповская версия, по наполнению как бык овцу кроет предвоенную. Не знающий пощады охотник за головами – смертоносный антигерой из вестернов. Аморальный и эгоистичный мачо, использующий людей, не считающийся с их интересами, настаивающий на верности собственной жизненной позиции. Сидящий на наркоте, не дающей ему стать безмозглым зверем (без ампул эта участь рано или поздно ждет всех гулей). Тщательно скрывающий под спудом доброе сердце и серьезную цель – добраться до кукловода.
В довоенной арке перед нами актер, играющий героев-ковбоев. Ветеран войны. Не великого ума мужик, поддающийся на манипуляции с любой стороны. При этом приятный человек, живущий сам и дающий жить другим. Не лишенный моральных ориентиров и заботы о близких.
Как он превратился из неплохого человека в убийцу и сволочь — становится одним из самых интригующих моментов сериала.
В линии флеш-бэков нас попугают спорными научными экспериментами (имеющими долгоиграющие последствия), звериным оскалом капитализма, коварными, беспринципными корпорациями, зарабатывающими на конце света, стремящимся к глобальной, почти божественной власти, управлению людьми, и прочими непременными элементами конспирологических теорий.
Люси (Пернелл). Высокоморальная и поразительно простодушная девица с огромными глазами, которую даже испытания Пустошью не сделали беспринципной скотиной. С любимой присказкой: «Ладушки». Продукт утопии, столкнувшийся с обычным миром. Способная к обучению, жестким действиям, некоторому приятию сволочной реальности. Но в сложных ситуациях все равно склонная к правильным поступкам. Хорошее воспитание это вещь!
Максимус (Мотен) Ребенок, родившийся в одном из немногих мест, где после Конца света пытались создать безопасную гавань. Неудачно. Мальцом-сиротой попавший в Братство Стали, к парням, под идеологической накачкой собирающим и использующим довоенные технологии, традиционно стремящимся к еще большей власти. Максимус демонстрирует недурное развитие образа: из озлобленного, запуганного, эгоцентричного юноши в человека, принимающего решения, думающего не только о себе. Любовь, она такая.
Отдельное спасибо за Маклахлена и Эмерсона. Всегда приятно встретится с заслуженными ребятами. У одного из которых еще и довольно значимый образ.
Боевки в проекте минимум, помимо уже упомянутой перестрелки, ставшей лучшей экшен-сценой сезона, вспоминается разве что ободранный медведь, беготня с заглотом да финальное чукалово. Да и то, будем честными, шедевральными эти сцены не назовешь.
Эрго. Постапокалиптика по игровому миру, с непременными признаками жанра, вменяемыми актерскими работами, акцентом на конспирологию, нарочитой моралью и уместным черноюморным подходом. А вот движухи поддать не мешало бы.
Я прочёл этот роман ещё в рукописи, параллельно с кучей какого-то невнятного олдового отечественного хоррора. Что примечательно, хоррор, прочтённый мною в тот заход, оказался просто невыразимо хуже бодрого и современного Кабира. И это заставило меня задуматься. Может, быть русский хоррор не взлетел в нулевых не потому, что народ не был готов? Не потому, что Стивенкинг забил все полки? Может, он просто был хреново написан?
Но к делу! У нас тут свежий роман Макса Кабира, а это всегда событие. Тем более, что в "Гидре" автор играется не только с названием, но и с сеттингом, населяя Советский союз Древними Лавкрафта. Лавкрафт в моде по жизни, а Союз — тема модная в последнее время . У моего поколения (и старше) проснулась ностальгия. У молодого поколения проснулся интерес к стране, ставшей уже во многом мифологической. На вскидку вспоминается "Пищеблок", "Метрономикон", "Атомик харт", да и старенький проект "Дизельпанк" не стоит сбрасывать со счетов. Короче, многие в такое смешение уже успели поиграться. И я в том числе.
В новом романе Кабир не выдумывает ничего нового, а бережно собирает кирпичики хоррор-тропов, чтобы из них построить что-то своё, Кабировское. И тогда уже получается что-то новое. По мне наибольшую ценность представляют детали, позволяющие складывать картину советской эпохи заново. Когда знаменитые советские режиссёры снимают неизвестные тебе фильмы в духе своего мира и времени, а Владимир Ильич толкает речугу о вреде не просто древних культов, но культов Древних.
При этом Кабир обходится со своим миром без излишнего пиетета, но и без тотальной грязи. Как и в реальном Советском союзе в мире "Гидры" есть плохое и хорошее, герои и подлецы, трудовые подвиги и зэчий труд, титанические проекты и местечковая чиновничья мелочность. И это делает мир живым, разным и действительно интересным. Получилась занятная штука, которая должна угодить практически любому хоррор-фэну. Тут вам и кровища, и любовь на трупах, и облечённый властью людоед, и зомби, и Древние боги, и превозмогание, и пафос, и секс, и отвращение, и вера, и безбожие, и много чего ещё.
А, да! Ещё внутри замечены истории из паблика КЛНК. Ничего не пропадает у рачительного хозяина. Всячески рекомендую фанатам жанра, да и не фанатам тоже можно попробовать. При всём моём ровном отношении к Лавкрафту, мне такое смешение крайне понравилось.
PS: Издание симпатичное. От полувымышленного био — орал, как мандрагора!