Кир Булычев отзывы

Все отзывы на произведения Кира Булычева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4187

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12 13 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»

«Река Хронос» [Роман-эпопея]
–  [ 10 ]  +

saddlefast, 03 августа 2010 г. в 08:06

«Река Хронос» — это роман о взрослении и становлении человеческого характера. Был такой жанр в литературе «Bildungsroman»: описание взросления герой. Разные приключения, выпадающие на долю героя – это только вешки, отмечающие его взросление.

Мы видим главных героев в самом начале пути – совсем-совсем юными. Главным героям по семнадцать лет, и они живут, думая, что мир, к которому они привыкли – будет вечен, а жизнь их – заранее расписана: университет, карьера, женитьба. На дворе – 1913 год.

Скоро ничего не останется от того, что представляется людям в 1913 году вечным и неизменным. И их родители, и все взрослые люди вокруг – не могут в это поверить. Ведут себя, как дети, как подростки, не понимая, что такое – бег Времени. Их мелкие страсти — словно ничтожные игры. Именно из этих ничтожных игр и творится история.

Мелочи, невероятно глупые и жестокие, в которые не хочется погружаться. А хочется, разинув рот, восхищаться, бесконечностью и величием истории. Но автор показывает гегелевскую мысль о том что всё величие истории и состоит из бесконечного количества мелочей честной обыденной жизни. Бег времени — в каждодневной деятельности, отчужденной от человека. Это то, что Гегель назвал «хитростью истории».

Даже самые отчаянные революционеры не могут представить, какие катастрофические изменения, затронувшие жизнь каждого человека, последуют буквально через несколько лет.

Но время – это не неподвижный континент, а бесконечная река, неумолимо текущая все дальше и дальше, и увлекающая за собой массы в неведомое и пугающее будущее.

Роман написан ироничным человеком с очень проницательным взором. Автор смело снимает маски с людей, показывая неприглядные механизмы, которые правят человеческими поступками. Корысть и секс, тоска по хорошей жизни и эскапизм, бытовая жестокость и политический цинизм – автор рисует неприглядную картину, соперничая с самыми выдающимися сатириками человечества.

Мы видим, как в течение времени характеры людей совершенно не меняются – они готовы новь и вновь повторять заученные схемы. Меньше всего люди могут представить неведомое. Но сам ход времен обманывает людей, заставляя их творить нечто совершенно новое.

Роман Кира Булычева – это философское исследование о природе истории. Перед глазами историка-писателя: молодая пара в 1913 году получает возможность плыть в реке Хроноса самостоятельно, не как все люди – день за днем. А на машине времени, о которой они читали в романе о чудесах английского фантаста Герберта Уэллса. И вот они бегут из времени во время, пробегая весь 20 век, и каждый раз не находят себе окончательно пристанища.

Писатель дает своим любимым героям шанс – заглянуть немного дальше, чем остальные люди, немного обхитрить историю. И оказывается, что историю обхитрить невозможно. А хранители времени, люди, давшее героям машину времени, сами полны тщеславия, предрассудков и иллюзий. Захваченные возможностью передвигаться по времени, как наркотиком, они вновь и вновь пускаются в плавание по реке Хронос, не в силах побороть время.


Людям хочется оседлать бег времени. Найти путь, которым они могут уверенно проплыть по этому бесконечному океану. Найти свой маршрут в этом пути. И неведомое подхватывает наши утлые корабли, которые мы построили, чтобы спокойно проплыть океан Времени, и несет нас прямо в сердце стихии невероятного.

Оценка : 10
«Повесть о контакте»
–  [ 10 ]  +

god54, 24 октября 2009 г. в 13:10

В советское время мы очень гордились тем, что у нас нет безработицы. Очень гордились, хотя придя на работу костерили всех направо и налево понимая сколько бесполезных людей сидит рядом, себя мы к ним конечно не причисляли. И эта тема вечного сражения: весь мир мы до основания разрушим, и наш новый мир построим. Наша жизнь борьба... Автор точно показал, что было бы, если бы нам дали возможность быстро вскочить в светлое завтра... Поэтому мы наверное и не построили светлое завтра, потому что все осознавали, а что же мы там будем делать...

Оценка : 8
«Снегурочка»
–  [ 10 ]  +

Vargnatt, 26 июля 2009 г. в 01:57

Довольно необычно читать столь серьёзные, задумчивые рассказы после юмора Гусляра и жизнерадостия Павлыша. Рассказ этот на тему жестокости любви, о том как не могут порой встретиться небо с землёй, Луна с Солнцем.

Он Огонь, она Лёд, познать друг друга они смогут лишь путём гибели одного из них. Здесь к счастью, разум взял верх раньше.

За финал же, можно дать оценку и в двадцать, и в тридцать баллов. Мощщный, эмоциональный, заставляющий на мгновения задуматься о редком чувстве под названием «любовь».

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

vassa4563, 22 июля 2009 г. в 14:39

Выбрала данную книгу по рейтингу и по отзывам. Прочитала за один вечер. Никогда не думала, что я такая впечатлительная. В определенный момент я возненавидела Булычева. Зная его только по Алисе Селезневой, ждала только положительные эмоции. Но в процессе чтения получила такой заряд драйва и тревоги, что испугала своих родных. Плакала как первоклашка. Я на полном серьезе думала, что он убил Казика. И если это было бы так, я бы его никогда не простила. Кого угодно, но только не его. И я рада, что все закончилось на хорошей ноте. Правда в голове одна заноза — но почему, почему так мало???

Оценка : 10
«Половина жизни»
–  [ 10 ]  +

saddlefast, 24 марта 2009 г. в 14:12

Настолько трогательный, берущий за душу рассказ, что становится непонятным, как кто-то может говорить о том, что сюжет заимствован из повести «Извне». Я почти плакал, когда дочитывал повесть «Половина жизни». И немножко полегчало, когда все-такие узнал, что на планете «трепангов» стоит памятник Надежде...

А от «Извне» — ничего, кроме общей идеи. Не говоря о том, что сюжет то вообще бродячий.

Оценка : 10
«Агент КФ»
–  [ 10 ]  +

glupec, 25 февраля 2009 г. в 01:40

Почти идеальный образец приключенческой НФ. Реалистичные, но в меру, описания чужих планет (в меру — т.е., столько, сколько нужно, чтобы приключения оставались приключениями, и не начиналась сугубая НФ. А реалистичные — потому, что на других планетах всё ж таки не феодальное общество с мечами наголо... Тут Булычёву, слава Богу, хватило такта — в отличие от многих его собратьев по перу). Много интриг, а значит, есть чем занять мозг читателю (практически до последней строчки) — при этом развиваются эти интриги не со «скоростью бешеного драйва», а, как и положено в хорошем триллере, постепенно, практически поступательно. Ну что ещё нужно, чтобы получить от книги удовольствие?..

(Нет, ну, разумеется, это удовольствие — не того рода, какое бывает при чтении интеллектуальной прозы. Это удовольствие сродни тому, какое бывает при чтении захватывающего детектива (хоть «Агент КФ» и не детектив — но и не банальное стрелялово, тем не менее...8-)) Например, при чтении Чейза, или Макбейна, или Ле Карре... массовая литература — но, если разобраться, не такая уж плохая).

А почему «почти»? — спросите вы. А вот почему. Имена типа ефремовского «Дар Ветра» давно уж набили оскомину. Над ними ещё Н. Богословский в своей пародии издевался («Сап Гир, Сап Фир, Бок Сер»... и т.п.) К сожалению, Булычёв последовал этой моде... и ничего хорошего у него, конечно же, не получилось.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Имя героини ассоциируется с горой Ай-Петри и чашкой Петри; имя же «Восень (!) У» — это просто o_Oo_Oo_O

Оценка : 9
«Путешествие Алисы»
–  [ 10 ]  +

Darinella, 18 февраля 2009 г. в 17:21

Первая в моей жизни настоящая научная фантастика! Правда, прочитанная после «Хоббита», что послужило причиной постоянного приоритета фэнтези, но все-таки... Детская книга, увлекательная, захватывающая, совершенно ни на что не похожая. Она гораздо полнее и интереснее мультика, который, конечно, по-своему хорош, но обрезано там все, что только можно. Куча интересных придумок автора — типа человечков с пилюлями времени, похищавших ананасы из холодильника, которые призваны донести до молодого читателя важные мысли, которые не всегда объяснишь в обычной жизни... Хорошо, что есть такие книги, которые можно подсунуть для чтения ребенку, когда не можешь ответить на его вопросы своими словами...

Оценка : 9
«Последняя война»
–  [ 10 ]  +

Кисейная Барышня, 10 января 2009 г. в 17:51

Насколько я поняла, эта повесть является первым фантастически романом автора. Что ж, первый блин оказался отнюдь не комом. Что бывает редко характерно для первых работ — повесть многогранная, глубокая, затрагивает многие вопросы морали, этики. Достоин ли человек, предавший дважды, повторного воскрешения? Что является определяющим в человеке — его собственные качества или окружающая обстановка? Что сильнее? Достойна ли цивилизация, сама уничтожившая себя, получить второй шанс, возродиться? Не будет ли эта цивилизация представлять угрозу для других миров, не вернётся ли она к старому? Является ли правомерным вмешательство извне?

Всё это передано очень живо, ярко, красочно, и при том тонко, персонажи получились выразительными и характерными. Чтение действительно захватывало.

Повесть по-булычёвски добрая, немного наивная, в то же время светлая несмотря на постапокалептический мотив. Хочется верить, что наша цивилизация минует то критическое время в своей истории, которое погубило жителей Муны

Оценка : 10
«О страхе»
–  [ 10 ]  +

Ladynelly, 14 октября 2008 г. в 18:59

Необычный для автора жестокий рассказ! Очень хорошо передана атмосфера страха, того страха который держал в тисках людей в те далекие страшные годы. А концовка убивает! Просто убивает на месте! Очень жестокая и безжалостная, до слез жалко беглецов, а главный герой ничего кроме отвращения не вызывает... Ему поверили, а он так холодно и расчетливо предал, отдал несчастных на растерзание...

А ведь пришельцы из прошлого никак на ход истории повлиять не могли!

Оценка : 10
«Тайна Урулгана»
–  [ 10 ]  +

zarya, 27 июня 2008 г. в 19:26

В первом издании романа (обложка тёмно-синего цвета) был использован оригинальный и удачный приём оформления: текст сопровождали иллюстрации, стилизованные под старинные фотографии; а может быть, настоящие старые фотографии, специально подобранные так, чтобы соответствовать тексту. Это впечатляло и добавляло книге достоверности. Сегодня можно увидеть нечто подобное в некоторых книгах Акунина, но ни одно из последующих изданий «Тайны Урулгана» не воспроизвело иллюстраций, а жаль.

Оценка : 7
«Горилла в бронежилете»
–  [ 10 ]  +

Vargnatt, 15 июня 2008 г. в 21:21

2002 год, Россия давно погребена лавиной западной фантастики, отечественному писателю, мэтру, приходится несладко...

В который раз пытается он объеденить проблему насущную, — в нашем случае экологию, — юмор и фантастику. И с каждым разом итог всё хуже.

Вроде бы неплохая идея, — спасение окружающей среды от цепких рук человечества, но какое исполнение...

О, боги...

Неужели это тот Булычёв, написавший «Посёлок» и массу других, всеми любимых произведений? Нет, я отказываюсь в это верить. Если вы представите себе совершенно дурацкий язык, отсутствие чувства юмора и бредовый сюжет, то получите как раз этот рассказ.

Оценка : 5
«Домашний пленник»
–  [ 10 ]  +

Kriptozoy, 30 мая 2008 г. в 19:17

Прочитал из «Великого Гусляра» не так уж и много, на данный момент всего семь, или восемь рассказов и одну повесть. А цикл начинает нравиться просто невероятно. Какой он весь разносторонний, разноплановый, бесконечно оригинальный и неизменно интересный. Вот как в детстве мне нравилось читать о приключениях Алисы (да и сейчас нравится), так теперь я зачитываюсь великолепными историями из «Чудес в Гусляре».

Этот рассказ мало того, что веселый и интересный, он ещё и очень жизненный. Прекрасно показывает семейный уклад простой советской семьи. А ещё очень хорошо отображает женские недостатки. Даже не недостатки, а, не знаю, как это назвать, темные грани женской натуры :-) Дорогие девушки и женщины! Пожалуйста, не будьте такими ни до, ни после свадьбы. Мир станет лучше! Мы вас любим!

Оценка : 6
«Шум за стеной»
–  [ 10 ]  +

K_Serg, 31 января 2008 г. в 16:04

Соседа жалко. Он доверился, а его предали.

«Можно попросить Нину?»
–  [ 10 ]  +

Nina, 27 июля 2007 г. в 12:36

Я читала рассказ очень давно, но помню до сих пор то щемяще-грустное чувство...

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

creator, 28 октября 2006 г. в 22:10

Очень понравилось. Книга не детская, но определённые аллюзии возникают — уверен, в детстве она понравилась бы мне ещё больше. Написано простейшим языком, но как!

Люди доказали своё главенство над природой. Даже в такой трагичной и безнадёжной ситуации они сохранили человеческий дух, сохранили веру, что когда-нибудь они вернутся домой, сохранили знания, любовь к ближнему, они вместе растили детей — несмотря ни на что. Да, их лица заросли и грязны, а Казик выглядел обезьяной в глазах Клавдии. Суровая природа оставила шрам на телах поселенцев, но не более того. Ведь вовсе не выбритое чистое лицо и не выбеленный ворот рубахи отличает человека от примата.

Оценка : 9
«Встреча тиранов»
–  [ 9 ]  +

artem-sailer, 23 апреля 2023 г. в 22:22

Очень неровный авторский сборник. Произведения разных лет, объединённые темой отечественной истории.

Сборник датирован 1992-м годом — и это всё объясняет: есть несколько сильных вещей из 70-х, есть произведения, написанные в непонятные перестроечные времена и отражающие муть тех лет, и всё это крепко разбавлено злобной однодневной конъюнктурщиной о том, как мы неправильно жили в течение 70 лет.

К числу сильных произведений я отношу:

— едкую, ироническую и остроумную «Другую поляну»,

— знаменитый и один из самых лучших у Булычева рассказ «Можно попросить Нину?»,

— зашкаливающую по степени реализма повесть-катастрофу «Смерть этажом ниже»,

— и отражающий дух поздней Перестройки, но всё же внушающий оптимизм рассказ «Показания Оли Н.»

Неплохие, вполне читабельные середнячки:

— повесть «Похищение чародея» — привет из безмятежных светлых 70-х,

— рассказ «О страхе» — хотя и явная дань антисоветской моде начала 90-х, но написано весьма крепко,

— «Выбор» с очень интересной, но, к сожалению, не до конца раскрытой темой,

— сатирический, пародийно-сталкерский рассказ «Спасите Галю!»

Оставшиеся четыре рассказа — это, увы, махровая конъюнктурная чепуха и чернуха, постперестроечный бред, который сегодня вызывает недоумение и который я вообще не советую читать.

Оценка : 8
«Похищение чародея»
–  [ 9 ]  +

artem-sailer, 16 апреля 2023 г. в 21:14

Молодая и смелая, бесшабашная аспирантка, уехавшей из душного города заниматься научной работой в летнюю деревенскую глухомань. Но внезапно оказалось, что тёткин дом уже занят какими-то двумя странными субъектами, которые тоже занимаются некими изысканиями. Типичная русская равнина плавно перетекает в средневековье...

Классное, интригующее, многообещающее начало плавно перетекает в, увы, банальное попаданчество. Кажется, АНС как-то раз сказал, что Булычев — хороший писатель... когда не торопится. Вот и здесь мне показалось, что он, к сожалению, не дожал сюжет, не дожал идею. Ну, всем знакомо это ощущение: вроде бы всё гладко, вроде и сюжет затягивает, вроде и герои хороши, вроде и интрига имеется, но чего-то не хватает... На мой скромный взгляд, если бы поинтереснее развить идею с противостоянием Романа и шута, вывести из этой истории мораль — получилось бы как-то гармоничнее и целостнее. А так — ну, приключения, ну, хроноисследователи, ну, сражение с тевтонцами...

Булычев однозначно мог и получше. Хотя, с другой стороны, если изначально не возлагать слишком уж больших ожиданий — читается на ура, захватывает.

Оценка : 8
«Перевал»
–  [ 9 ]  +

Baskk, 07 марта 2023 г. в 11:18

Из больших произведений Булычёва, это наверное самое лучшее, а в 1983 году маленькая книжка в серии «БСФ» была как глоток коньяка в детском кафе. Перечитав на склоне жизни не перестаю восхищаться, особенно когда сравниваю выдуманную деградацию потомков членов экипажа космического корабля «Полюс». с реальной деградацией потомков homo soveticus, автор нам льстил, мы оказались ещё хуже чем он думал...

Оценка : 10
«Царицын ключ»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 22 мая 2022 г. в 20:06

Оказывается даже про «живую» воду можно написать так, чтобы это было интересно современному читателю. Только писать надо легко, весело, увлекательно — то есть так, как это умеет Кир Булычев, если старается и не торопится. Тогда и явных нелепостей в тексте нет. Здесь читателям повезло :).

И хотя многое в этой повести автор умышленно «упростил» по сравнению с нашей реальной жизнью — здесь и опереточные злодеи с черной икрой, выкрашенной тушью, и спокойно-равнодушное отношение местных жителей к чудесам, и какие-то скорее театральные, чем похожие на реальные, речи-разговоры — всё это, как не удивительно, сыграло на руку читателю: получилось необычно и просто здорово. Поэтому и история с нездоровьем Елизаветы I и секунд-майором Полуехтовым оказалась вполне органично вписанной в весь этот почти реальный, но всё-таки чуть-чуть сказочный мир.

Как итог — одна из наиболее удачных повестей Булычева. Кстати, держащая читателя в напряжении буквально до самых последних страниц, хотя в том, каким будет финал произведения, вопросов не возникает уже с середины книги. И не надо забывать про улыбку, которая часто будет появляться на губах читающего :)

Оценка : 8
«Корона профессора Козарина»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 19 апреля 2022 г. в 10:38

Вот в этом весь Булычев: если он не торопится и не халтурит, то способен практически из ничего сделать отличную вещь. Что мы имеем в качестве фантастической основы для этого рассказа? — Да в принципе и ничего, всего лишь давно затертую до дыр идею об аппарате для чтения мыслей.

Но... отличная сюжетная задумка плюс писательский талант, умение писать легко и увлекательно — и вот перед нами рассказ, который запоминается на всю жизнь. Отдельное спасибо автору за за обращение к теме параноидальных измышлений, не имеющих ничего общего с реальной жизнью. Тема действительно острая и неприятная и, наверное, мало кто из нас за свою жизнь ни разу не сталкивался с такими вот измышлениями знакомых нам людей. И, к сожалению, далеко не каждому из них в конце концов попадает в руки такая вот «корона профессора Казарина».

И ещё. Этот рассказ для Булычева некоторым образом уникален. У него вообще не так много произведений, в которых эмоциональная составляющая играет сколь-нибудь заметную роль. А уж таких чисто психологических, эмоционально-перенасыщенных вещей и вообще практически нет: этот рассказ, да еще, наверное, «Глаз», написанный чуть позже.

Оценка : 9
«Путешествие Алисы»
–  [ 9 ]  +

strannik102, 07 сентября 2021 г. в 19:13

Ах, Алиса, как бы нам встретиться, как поболтать обо всём…

В принципе, те, кто смотрел полнометражный мультфильм про Алису Селезнёву и про эти её космические приключения с космическим зоопарком и космическими пиратами («Тайна третьей планеты», 1981 г.), имеют полное представление о сюжете этой повести.

Авторы мультика не поленились и отразили в своём рисованном творении все сюжетные перипетии нашей героини и всех остальных персонажей.

И при этом сохранили сам авторский булычовский стиль.

Однако вот это знание сюжета вовсе не умаляет интереса при чтении текста повести.

Во-первых, всё-таки в мультике текст повести ведь не приводится полностью, а только диалоги героев, а книгу ты не смотришь, а всё-таки читаешь.

Во-вторых, всё-таки мультик был достаточно давно, и ты спустя несколько десятилетий как бы возвращаешь себя на эти прошедшие годы, и заодно погружаешься и в состояние подростковой радости от чтения качественной детской фантастики.

В общем, интерес был двойной — был наконец прочитан текст легендарной повести Кира Булычова, ну и удовольствие от чтения нельзя сбрасывать со счетов.

Всё-таки полезно бывает иногда возвращаться в прошлое.

Оценка : 9
«День рождения Алисы»
–  [ 9 ]  +

Каролина Мира, 12 мая 2021 г. в 22:38

Алиса Селезнева не боялась и не плакала? Да я самого детства помнила, что читала одну небольшую повестюшку из многочисленных томов Булычева, где она вела себя как обыкновенный ребенок на непростом задании. И плакала, и беспокоилась, и боялась, что не справится, а потом шла и делала. Потому что важно. Потому что была не одна. Потому что это живые люди, которых надо спасать, а не играть ими.

Огромной лавине критики «Дня рождения Алисы» я не удивилась – ожидаемо. Детство нынче продлевают до «первых сорока годиков».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А на вмешательство в прошлое Колеиды могли послать только человеческую девочку из-за ее гуманоидности и схожестью с юными девушками планеты. У ученых не было вариантов.
Понимали же дети прошлых лет, что или они — или никто. Без взрослых за спиной. А Алису контролировали, были в режиме повышенной готовности: ребенок мог провалить операцию в любую минуту.

Археолога Ррр вполне можно считать взрослым – мудрым советчиком, умеющим успокоить, подбодрить, рассказать о реалиях мира. И самое главное – любимые дети справляются, находят в себе силы. А что Алиса любима – без сомнения, пусть даже неумело, как это делал Громозека. Он тот еще манипулятор и «Карлсон», но за Алису переживает по-отцовски. Теоретикам «эффекта бабочки» тоже хочется сказать: нет, не деградируют. И не нападут. И пойдут собственным конструктивным путем. И ничего существенно не изменят.

Если ситуацию можно спасти – надо спасать. Этим Булычев перекликается с Энде, которого я нежно полюбила: Космическая Чума – тот же Эргамуль, всевозможные инопланетяне – те же жители Фантазии. А ребенок оказался сильнее, умнее и отважнее, чем сам о себе думал, плюс с друзьями повезло.

Оценка : 7
«1185 год»
–  [ 9 ]  +

tarasovich09, 18 июня 2020 г. в 15:35

Блестящая книга для поклонников истории. К тому же она написана автором, который является и историком (И. Можейко), и писателем (К. Булычёв) в одном лице. Поэтому — красивый слог, интересное изложение сухих исторических фактов обеспечено.

Игорь Можейко в основном описывает события ХІІ века и примыкающих к нему столетий, исследуя государства по Великому Шёлковому пути. Поэтому не обошлось без любимого автором загадочного Пагана и удивительной державы кхмеров Ангкор. Мы попадём в Китай, заглянем и в Японию, а также в блистательный, очаровательный, культурнейший мир ислама, который переживал тогда расцвет. Утончённый придворный этикет, султаны и наложницы, свободные и гордые женщины... Ирано-азербайджанская, грузинская поэзия представлена в книге просто волшебно. Пришлось, после прочтения книги Можейко, перелистать страницы поэм и стихов Низами, Руставели, Хайяма. Красивейший Дамаск, старинный Тбилиси, древние Антиохия, Гянджа — где только не пришлось побывать.

А дальше будут храбрые рыцари, крестовые походы, госпитальеры и храмовники, князья Руси и кочевники.

И личности в книге представлены неординарные, величайшие: царица Тамара, Чингиз-хан, султан Салах -ад-Дин, король Ричард Львиное Сердце, князь Игорь, император Фридрих Барбаросса — не имена, но музыка!

Под конец книги, конечно, начинаешь уставать от бесконечных межгосударственных столкновений, усобиц, интриг, предательств, религиозных войн, крестовых походов и прочего. Увы, такова история человечества.

Лично мне читать о философах, писателях, учёных, поэтах было даже интереснее, чем о политиках.

Но книга расширяет знания, оставляет хорошее послевкусие, а это уже немало!

Оценка : 10
«Подземелье ведьм»
–  [ 9 ]  +

yfnfkmz12041978, 22 ноября 2019 г. в 17:08

Повесть «Подземелье ведьм» есть продолжение истории «Агента КФ», но мне показалось слабее последней. Много угловатых мелочей, которые сильно портят впечатления, главный герой проигрывает по всем позициям; вождь из Андрея у автора получился некудышний; на фоне Белогурочки вообще не хватает мужественности; в вопросах симпатий к женщинам не убедителен (не верю) не так уж много времени прошло от потери ПетриА. Да и как-то любовь этих женщин не была им завоевана, а наоборот, они навязали ему свою любовь сами. От этих угловатостей мне было не интересно.

Но основная идея подчеркнута правильно и, как всегда у Булычева, оставляет некоторые вопросы. А именно.

Почему готовые технологии оказались в первую очередь оружием, а не семенами или производственными станками?. Почему творцы по собственной воли вложили это оружие в руки дикарей- своих созданий?. Почему творцы не препятствовали знакомству человека с искусством войны?.

Творцов погубило человеколюбие и гуманизм, и конечно же их уверенность в своем могуществе. Дикари пришли к своим создателям и убили их. Основное ремесло поджидало своего основного исполнителя?. Дальше эволюция пошла своим путем — убийства и насилия.

В общем, анализируя всю нашу историю, это не прекращалось никогда.

Оценка : 6
«Глаз»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 12 июня 2019 г. в 10:32

Для многих читателей, не очень хорошо знакомых с творчеством Кира Булычева, рассказ может оказаться неожиданным. Здесь автор выступает перед нами отнюдь не добрым сказочником, придумавшим Алису Селезнёву и не остроумным шутником — творцом «Гуслярского цикла», а совершенно серьёзным писателем, тонким психологом и моралистом.

И главное в этом рассказе, конечно же, не его интрига, которая совершенно прозрачна, а финал произведения просматривается чуть ли не с первой страницы. А главное — прекрасно выписанная, психологически точная картинка семьи, в которой один из ее членов (в нашем случае жена) беззастенчиво паразитирует на другом. Конечно же в литературе такие семьи описываются достаточно часто — тема очень популярная, но вот Булычев, честь ему и хвала, сумел найти такие слова, так (всего на двадцати страничках) изобразить весь процесс создания, существования и распада такой семьи, что за душу цепляет. И, что в фантастике бывает отнюдь не часто, читая эту вещицу, действительно начинаешь переживать за её героя и мысленно твердить: «Разуй глаза, приятель!» :).

Оценка : 7
«ИнтерГпол» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

lammik, 03 мая 2019 г. в 20:35

Очень сложно писать отзыв на цикл, который не оставляет впечатление чего-то целостного. При чтении «ИнтерГпол» сознанием довольно легко разбивается на несколько частей. Поэтому коротко выскажусь о каждой из них.

1. «Детский остров» и «На полпути с обрыва». Сложно поверить, что это написал создатель «Павлыша» и «Алисы». Такое ощущение, что писатель постоянно испытывает читательское терпение, сколько же этот читатель способен проглотить откровенного трэша и не бросить чтение. Сюр, абсурд, женщина-стрекоза, порнокассеты в детдоме, Сталин, Берия, Гулаг, чучело акробатки и вечно заголяющаяся и подчёркнуто недалёкая Кора. Кто-то назовёт эти повести антивоенными, это вряд ли так и вот почему. В тексте постоянно упоминаются генералы, которые спят и видят с кем бы повоевать, ведь не им же гибнуть и не их детям.

«Так сильные мира сего удовлетворяют свои страсти за счет простого народа. Ведь генералы сидят в надежных укрытиях, тогда как солдаты ждут под дождем, в грязи, своей бесславной гибели.»

«Ведь когда идут бои, то гибнут не генералы, а солдаты. Для генерала всегда найдется бомбоубежище с теплым сортиром.»

На самом же деле военные как никто другой знают цену миру и пусть от войны не бегут, но и войны не жаждут. И генералы тут не исключение. Во время КТО в Чечне погибло более десятка генералов, погибли сыновья Константина Пуликовского и Георгия Шпака, других генералов, в позапрошлом году в Сирии под Дэйр-эз-Зойром погиб генерал Валерий Асапов. И если сегодняшняя молодёжь не всегда сможет вспомнить имена генералов Великой Отечественной, то уж сам Булычев наверняка знал и Карбышева и Ватутина и многих других.

При этом и сам текст у этих повестей заставляет временами спотыкаться о стилистические кочки, чего у Булычева-то и не припомнить. Рекомендовать к прочтению никак не могу.

2.«Похищение Тесея». Затянутый роман, представляющий собой пересказ греческих мифов. Тут однозначно стоит обратиться к творчеству Куна или Плутарха. У них хоть к мифам Сталин не пристёгнут. Ну или посмотреть еще раз прекрасные советские мультфильмы об аргонавтах и Тесее.

3. «В куриной шкуре», «Предсказатель прошлого», «Последние драконы». Эти три повести действительно похожи на части единого цикла — немного хулиганского, немного детективного, в целом доброго и позитивного.

4. «Исчезновение профессора Лу Фу». Совсем детская вещь, эмигрировавшая из «Алисы» с лучами доброты, простая и наивная, сильнейшим образом выбивается из цикла.

5. «Зеркало зла». Лучшая часть «Коры Орват», историко-приключенческий роман с фантастическими элементами, заставляющая вспоминать ранние и удачные произведения автора.

Оценка : 7
«Детский остров»
–  [ 9 ]  +

lammik, 14 апреля 2019 г. в 18:59

На Детском острове Интергалактическая полиция собрала загадочных сирот со всей Галактики, этаких «жуков в муравейнике», где их усиленно исследуют, а то как бы чего не вышло. Однажды ночью одна из воспитанниц пропадает. Поисками занят комиссар Милодар, курирующий остров.

Не думаю, что Кир Булычев разочаровался в жанре фантастики. В ком он разочаровался, так это в читателе. В одной из своих статей он прямо пишет, что в пору перестройки писатели-фантасты думали, что вот теперь, в отсутствие цензуры, они развернутся, завоёвывая прилавки милионными тиражами. А читатель взял и стал сносить с развалов весь западный трэш с полуголыми девицами на обложке. Разочарование понять можно. А вот можно ли понять появление «Детского острова»? Тут каждый решает сам. Написана книга довольно простым языком, небольшими предложениями, но если в «Алисе» подобный стиль был оправдан возрастом аудитории, то «Детский остров» явно не для детей, постоянно поминаются лишение невинности, аборты, выкидыши, из девушки-акробатки делают чучело и это не фигура речи. Но и эротика описана как-то нелепо и неказисто. Для примера

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ангельская улыбка играла на алых губах князя Вольфганга дю Вольфа. Розовые щечки блестели, словно намазанные кремом. Голубая шевелюра была тщательно завита. Князь задумчиво гладил актрису по попке, размазывая мед. Все в комнате пропахло хорошим цветочным медом. Князь дю Вольф был лжецом, равного которому еще не рождала Галактика. С ним надо было быть настороже.

При этом в этот сюр писателю удалось вставить ещё и триаду «Сталин, Берия, Гулаг». Непонятно для кого всё это писалось. Детям — рано, подросткам — скучно, взрослым — удивительно, в том плане, что непонятно, что же случилось с любимым писателем. Хотя для них он оставил маячки из предыдущих книг — Галактический центр, Паталипутру и даже Великий Гусляр. Но этим слабым лучикам ностальгии никак не пробиться сквозь густую мглу разочарования.

Оценка : 5
«Тринадцать лет пути»
–  [ 9 ]  +

dimon1979, 24 февраля 2019 г. в 19:52

Если верить составителям сборника «Последняя война», а не верить им нельзя, это первая история о знаменитом докторе Павлыше.

Назвать эту повесть можно было бы по-разному, потому что небольшая по объёму история рассказывает сразу о нескольких важнейших событиях в жизни коллектива космонавтов. По сути, фантастическая линия вполне могла бы быть заменена на путешествие в Арктику или Африку, может в джунгли Амазонии, в любое место откуда довольно сложно выбраться, но и попасть тоже тяжело. Временной интервал, который автор выбрал для путешествия составляет 106 лет, то есть, проделан огромный пласт работы предыдущими людьми, пройдено 90% заданного и конец пути довольно близок.

Вот тут и появляется первая развилка, когда ограниченный круг людей должен сделать самый сложный выбор в своей жизни. Риск и вероятность никогда не вернуться домой, но зато вполне реально стать мучениками от науки, стать в один ряд с Галилео Галилеем и Джордано Бруно. Что в итоге перевесит, станет ли страх тормозом для всех или жажда новых знаний толкнет на подвиг? Стоит ли человеческая жизнь величайших открытий? Преодоление собственного страха всегда проще, когда ты знаешь, что твой вклад будет оценен по достоинству и жертвы не напрасны.

Конечно, сегодня читать книги подобные этой, когда многие вещи в будущем писатель не смог предугадать или предсказать, наверное, фантастикой от этого они не перестают быть. И кассеты, которые главный герой использует для просмотра, выглядят настоящим атавизмом уже в сегодняшней реальности. Но от этого повесть не становится глупой или чересчур устаревшей.

На мой взгляд, это отличное начало цикла. Автор показал настоящих, живых людей, наделенных чувствами и эмоциями, умеющих любить и жертвовать многим для достижения важных задач.

Оценка : 8
«Излучатель доброты»
–  [ 9 ]  +

reptile86, 18 февраля 2019 г. в 19:39

В детстве перечитал все книжки про Алису, часами просиживал в библиотеке. Как сейчас помню, что идея будущего, обрисованная Игорем Можейко весьма и весьма вдохновляла мою наивную детскую уверенность, что так и будет, что человечество к этому придёт... Сейчас эти идеи чем-то напоминают идею проекта Венера, которую продвигал Жак Фреско, но речь не об этом. В 2012 я совершенно случайно узнал, что автор сих произведений уж лет почти 10 как скончался, стало грустно, решил вспомнить детство, перечитать весь цикл. И вот я добрался до тех произведений, которые, в то время, как я поглощал рассказы конца 70х, начала восьмидесятых, только только писались. Незнаю почему, но именно прочитав этот рассказ про излучатель доброты, я осознал насколько поменялась вселенная Алисы, ну и сама Алиса (не так сильно, к счастью). В мире будущего появились атрибуты от которых (исходя из предыдущих произведений цикла) человечество сумело таки избавиться окончательно и бесповоротно. Наркотики, преступность, деньги (не помню откуда такая во мне уверенность, но помню, что раньше в будущем они были не нужны), стали упоминаться бренды... Я понимаю, что львиная доля всего вышеупомянутого — это результат развала СССР и лихих 90х, которые повлияли на автора, но это как-то сразу срезало тот светлый образ будущего, который я помню из детства. Дальше читать я всё-равно буду, но теперь буду представлять, что читаю про одну из параллельных вселенных, где мир Алисы свернул куда-то не туда.

P.S. Шальным делом, когда Алиса оказалась в такси без денег, у меня в голове даже пронеслась мысль — «только бы ей не предложили оплатить проезд известными интересными способами», но слава Игорю до этого не дошло.

Оценка : 7
«Можно попросить Нину?»
–  [ 9 ]  +

kronen, 29 июля 2018 г. в 18:59

Есть рассказы, которые поднимают в душе самые чистые эмоции, и этот — один из них, и впечатление не меняется, сколько ни перечитывай. И без разницы — нова идея, или нет. Просто представляешь себя на месте одного из героев, и проваливаешься из современности... Теперь уже оба героя для нас в прошлом — и прошлом героическом. Кстати, это прекрасный спектакль для двоих, если его поставить....

Оценка : 10
«Алиса и чудовище»
–  [ 9 ]  +

tolstyi1010, 18 июля 2018 г. в 08:37

Алисе снова предстоит отправиться в Эпоху Легенд, чтобы помочь Герасику. Там она познакомится с новыми друзьями и врагами, но так ли все на самом деле.

По моему скромному мнению самые сильные книги про Алису Булычев написал еще при СССР, дальше он только зарабатывал деньги. И это видно по этому произведению. Оно написано кое-как, забыв или наплевав на события предыдущих произведений про Алису.

Почему Алиса отправляется в Эпоху Легенд из Института Времени, когда она все предыдущие разы отправлялась туда из Заповедника Сказок. И сотрудник Института Времени Ричард не может помнить, как Алиса с козликом Иван Ивановичем отправлялась в прошлое, его там и близко не было.

Откуда взялся робот Вертер? Его не было в книгах, он появлялся только в фильме. И он не мог погибнуть от рук пиратов в Институте Времени, так как его там не было, как и Алиса там не встречалась с пиратами, они проникли в прошлое по отдельность, вслед за Колей.

И кто написал книжку про Алису? Она настолько знаменитая, что про не ее уже пишут книги? Или это Булычев на себя намекает, так же как в рассказе «Алиса в Гусляре».

И почему при разговоре про Герасика упоминается, что у него нет матери, только отец, забывая, что его отца убил людоед, в произведении «Лиловый шар». И почему Несси называют подругой дракона Долгожевателя, когда она его племянница.

И как работает перемещение во времени? Разве не нужно точно знать время, в которое ты отправляешься? Как Алиса при путешествии в Эпоху Легенд всегда точно знает, когда по времени ей надо (то прямо за несколько часов до прилета инопланетян с лиловым шаром, то за несколько часов до казни Герасика).

И хочется особо отметить диалоги в данном произведении, в ранних книжках Булычева такого не было. «А у Снегурочки есть мама? — удивилась Алиса». «Ну, ты, оказывается мыслитель! — воскликнула Дурында. — Ну, я тебя уважаю».

Вернуться к любимым героям эта книга помогает, но полностью окунутся в атмосферу детства уже не получается.

Оценка : 7
«Город без памяти»
–  [ 9 ]  +

tolstyi1010, 22 мая 2018 г. в 21:55

Прямое продолжение книги «Конец Атлантиды». Спасенные атланты летят на свою родную планету на корабле «Днепр». С ними также летят капитан Полосков, механик Зеленый и Тадеуш, муж Ирии Гай. Внезапно связь с кораблем прерывается по прибытии на Крину. И вот Алиса, Пашка и Ирия на кораблике Гай-до отправляются на Крину, чтобы выяснить, что же там случилось. Впереди их ждут приключения, опасности, тайны и встречи с новыми друзьями.

Крина прописана хорошо. Показано запустение, регресс цивилизации. Помники, вкушецы и поклоны все на своих местах, у всех есть свои мотивы и принципы. Кто-то хочет докопаться до истины, а кого-то все устраивает. Страшные и опасные звери не просто так существуют на планете, нам объяснили, что это сбежавшие инопланетные животные. Особенно впечатлила сама катастрофа произошедшая на планете.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот так в один миг вся планета потеряла память. Самолеты падали с небес, корабли тонули, родные не узнавали друг друга. Возможно были убийства. А потом самые ушлые начали активно приспосабливаться к новой жизни, подавляя остальных.
Только если Крина была развитая планета, неужели за 250 лет к ней не прилетали другие корабли? И не кто раньше не догадался что там происходит?

Оценка : 10
«Путешествие Алисы»
–  [ 9 ]  +

AlisterOrm, 03 апреля 2018 г. в 16:50

Да уж, ну и будущее... Неужели космос настолько безопасен, что папа-биолог может взять в экспедицию свою невеликого возраста дочу? В принципе, так он и думал. Однако оказалось, что мир светлого будущего не так уж и безопасен...

Эта повесть Булычёва-Можейко, получившая популярность благодаря совершенно гениальному мультику о «Тайне третьей планеты», переполнена совсем даже не коммунистическим духом, не духом возвышенной восторженности строителей Лучшего мира. Это авантюрная приключенческая фантастика в стиле «Sargasso in Space». Космические полёты и таинственные планеты, неведомые трассы и злобные пираты... Дух лёгкой авантюрной сумасшедшинки хорошо сочетается с глубоким оптимизмом автора и с его даже местами наивной верой в светлое, доброе и хорошее. Даже злые пираты кажутся просто клоунами по сравнению с отважными капитанами, флегматичным профессором Селезнёвым или находчивой и сообразительной Алисой. Да и сам автор даже не пытается делать вид, что пишет серьёзную НФ: вот вам и птица Говорун, порхающая от одного края галактики к другому на своих крыльях, и космические корабли, к полётам на которых люди относятся как к поездке на автобусе.

В общем, добрая и светлая сказочная повесть, в которой нет ничего лишнего.

Оценка : 9
«Журавль в руках»
–  [ 9 ]  +

lammik, 18 марта 2018 г. в 13:21

Николай Тихонов, учёный из Москвы, приехал в гости к своей тётке Алёне в небольшой южный городок. В один из дней Николай отправился на местный рынок и встретил там необычную женщину, торговавшую необычным товаром. Почувствовав загадку, настоящий учёный не пройдёт мимо. И вот уже Николай оказывается в чужом мире, полном несправедливости и страданий. Но можно ли вмешаться или стоит оставить всё как есть? Или же обратиться куда следует и там разберутся?

Повесть о том, что два человека столкнулись с неизведанным, но подходы у них радикально отличаются. Лесник Сергей — человек действия и поэтому немедля начал вмешиваться в дела чужого мира, пусть по мелочи, но регулярно. Николай понимает, что всё не так просто. И если бы люди воевали с гигантскими муравьями, то это одно — к чёрту муравьёв. А вот, очертя голову, влезать в чужой конфликт не стоит — можно скорее навредить, такая вот дилемма прогрессора. Булычев не даёт окончательного ответа, как же надо действовать, но мыслит тонко, показывает проблему на мелком масштабе. Какой-нибудь современный молодой и талантливый быстро бы расписал уничтожение гарнизона горы партизанами с кустарно изготовленными в лесу автоматами Калашникова. Причём материалы для производства в этой же горе бы и добывались. А там, глядишь, пала бы и столица сукров после многодневных бомбардировок партизанскими аэропланами эскадрильи имени лесника Сергея.

Оценка : 7
«Посёлок»
–  [ 9 ]  +

s_Yasu, 16 марта 2018 г. в 00:29

Стыдно признаться, но это мое первое знакомство с Булычевом.

Первое впечатление оказалось вполне радужным, была дана довольно хорошая картина нового мира и как люди старались вписаться в него без достижений техники, с голыми руками.

Кир Булычев постарался расписать в небольшом поселке наиболее разные архетипы характеров. Нам дано старое поколение, избалованное технологиями и вырванное из привычной среды и новое поколение, выросшее на планете. Автор показал достаточно различий.

Однако он был еще тот шовинист. Все мужики красавчики, а бабоньки: одна озабоченная сплетница, другие две истерички. Из бабонек нормальные только Марьяна и Луиза.

С характерами бабонек в фантастике вообще все плохо.

Дик — тип охотника, он живет сегодняшним днем и в этом смысле приспособленее всех, Олег — мечтателя, все в поселке их противопоставляют. Однако зачем? Ведь именно то что наш вид так разнообразен и позволяет нам жить более успешно. Старик- учитель, наставник, не позволяет себе унывать, осознавая, что во многом дух поселка зависит от него. Сергеев — лидер, прагматичный и принимающий решения. Томас явный типаж Христа, самопожертвование во имя ближнего своего. А Вайткуса было достаточно мало, он все отходил от травм.

А дальше пойдут мои заметки, которые написано по пути прочтения. Они оказались довольно забавны и мне жалко их стирать. Но осторожно, возможны спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я поражена тем насколько тупы Павлыш и Клавдия. Павлыш не смог опознать ручной работы корзину и шар, а также то что консервы запросто могут открыть животные. Консервы!!! Металл!!!  И это биолог! Уже за это можно ему вручить медаль дебила! А Клавдия настолько торопилась уничтожить корабль, что ей и в голову не пришло что люди могли выжить! Им и в голову не пришло, что трупы никто не погрыз, значит животных не было, разве что металлоежек. Хоть бы пересчитали количество трупов и число общее пассажиров. Не дай бог таким профессионалам попасться в руки. Никто блин не выживет. Итак продолжаю читать и медаль дебила уверенно забирает Клавдия, как она капитаном смогла стать если не умеет управлять эмоциями? И у нее на глазах загоняли Казика шакалы, моего любимчика Казика! То есть понятно, что у нее начался бред от снежной блохи, ведь это же мозг надо иметь, чтоб понять что нельзя открывать шлем на незнакомой планете, где все пытается сожрать друг друга? Я понять не могу, это необходимость сюжета или Булычев реально считает что все бабы непроходимые дуры? О, Павлыш сдает позиции дебила, он дагадался что маловато трупов. Поразительный прогресс для него, даже про шар догадался
!

И еще пара заметок. Я не понимаю почему Булычев в конце так подчеркивал убогость поселка. Безусловно, у них практически нет инструментов (кстати утащили ли они что либо с корабля?). Но ладно, это мои ощущения не совсем справедливости по отношению к поселку.

В общем итоге, довольно неоднозначные итоги от книги. С одной стороны первая половина хороша, читается на одном дыхании и затягивает, а с другой стороны персонажи экспедиции вызывают желание посворачивать им шеи.

Оценка : 8
«Звездолёт в лесу»
–  [ 9 ]  +

lammik, 10 марта 2018 г. в 20:35

Олег и Сева — простые советские шестиклассники, живущие в небольшом городке Крутояр. Однажды летом ребята гуляли по лесу, точнее гулял Олег, а Сева проводил палеонтологические изыскания в одной из местных пещер. Именно Сева и заметил как с неба спустился некий объект, похожий очертаниями на чечевицу. По дороге к нему друзья встретили девочку на лошади. Девочку звали Мариной, а лошадь Тамарой. И скоро все трое услышали зов о помощи, причём зов тот был телепатическим. На помощь звал пришелец, по следу которого шли или скорее летели агрессивные и безжалостные биороботы кренги, уже успевшие истребить своих создателей.

Как мне кажется, Кир Булычев прочитал «Главный полдень» Мирера и создал по её мотивам «Звездолёт в лесу». Тут тоже дети против пришельцев, никому нельзя верить, ведь пришельцем может оказаться кто угодно и даже радиотелескоп задействован, правда совсем в другом качестве. Так вот — «Главный полдень» заметно лучше, серьёзнее как-то, тамошние «полигоны» вызывают неслабую такую оторопь, а здесь повесть, явно рассчитанная на сверстников главных героев. Но читается, как обычно у Булычева, легко, герои живые и разные, добро торжествует. Что еще нужно от книги для школьников среднего возраста?

Оценка : 8
«Последняя война»
–  [ 9 ]  +

lammik, 25 февраля 2018 г. в 19:01

Космический корабль «Сегежа» (порт приписки Земля-14, Г/П 304089) выполнял рутинный рейс к Титану, когда радист Цыганков, более известный как Малыш, получил радиограмму с требованием принять на борт двух инопланетян — корон и новый груз, а затем отправиться к далёкой, аж 93 парсека, планете Синей. На Синей произошла катастрофа глобального масштаба — ядерная война, и технологии Галактического центра могут помочь восстановить местную цивилизацию. Доктором на «Сегеже» служил Владислав Павлыш...

Антивоенный роман, показывающий всю абсурдность войны как способа решения конфликтов, губительность милитаристской истерии в СМИ и необходимость искать общий язык. Так уж получилось, что земляне и жутковатые внешне короны оказываются ближе друг другу, чем представители одного вида — мунцы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Показалось забавным. что корона Аро говорит что-то о невмешательстве в дела планеты, когда сам прилетел массово оживлять погибших. Какое уж тут невмешательство. Тем более, что в итоге оживление стало выборочным.

P.S. Капитан Загребин не собирался обследовать какие бы то ни было планеты Галактики. Собственно, и на Муне-то «Сегежа» оказалось только из-за того, что мунцы сильно напоминали землян внешне. А уж сколько планетных систем может контролировать Галактический центр, мы вообще не имеем понятия, ибо о его возможностях Булычев упоминает весьма неконкретно. Да и звёздная система не эквивалентна планетной, хотя последние открытия показывают, что соответствующий коэффициент в формуле Дрейка гораздо выше, чем предполагалось на момент написания романа.

Оценка : 8
«Подземелье ведьм»
–  [ 9 ]  +

lammik, 18 января 2018 г. в 20:03

Андрей Брюс больше не агент Космофлота, а полноправный капитан, он преодолел свой страх открытого космоса и отправился на Землю за новым кораблём. По пути Андрей попал на странную планету Эвур, где перепутались все эволюционные эпохи — питекантропы и трицератопсы, хвощи и хвойные, мегалодоны и сельдь иваси. И вот на этой самой планете капитана Брюса похищает племя дикарей во главе с Октином Хашем. Первобытный харизматик переигрывает слишком беспечных земных учёных. И не только земных, как окажется впоследствии. Андрею предстоит разгадать тайны Эвура, завоевать новую любовь и вернуться в лоно цивилизации.

Динамичная приключенческая повесть. Пожалуй, воспринимается несколько банальной, но тут стоит учитывать время издания — в 1987 году книжные магазины отнюдь не были завалены тоннами подобной литературы. Да и булычевский живой язык несколько компенсирует эту вторичность.

Оценка : 8
«Заповедник сказок»
–  [ 9 ]  +

lammik, 10 декабря 2017 г. в 14:17

Всё началось с того, что папе Алисы, профессору Селезнёву, позвонил козлик, а так как козлики не должны пользоваться видеофонами, профессор посчитал этот звонок неуместной шуткой, ведь он в этот момент работал над очередной книгой об обитателях разных планет. Затем дом профессора посетил странный товарищ в пожарной каске, который представился заместителем директора Заповедника сказок Кусандрой. Кусандра привёл к Селезнёву дракона Змея Гордыныча с многочисленными жалобами на здоровье. А в кармане пальто Кусандры обнаружился гном, самый обыкновенный гном Свен, для друзей просто Веня. Веня и рассказал Алисе, что в Заповеднике сказок созрел заговор по свержению директора, который бесследно исчез. Алиса не отказалась помочь гному, это же Алиса Селезнёва! Так она оказалась в Заповеднике сказок.

В отзывах на повести из цикла об Алисе Селезнёвой часто можно прочитать что-то типа: «Читал в детстве — шло на ура, перечитал позже — не пошло, всё какое-то детское. Всему, мол, своё время.» Так вот цикл про Алису нужно читать дважды — в возрасте Алисы и после 30. Тут каждая повесть как глыба айсберга и детская надводная часть, безусловно, сияет и блестит, но это хорошо если 10% смысла произведения. «Заповедник сказок» как раз об этом. Сверху — история о том, как Алиса попадает в мир героев разных сказок, проходит через разные передряги и свергает злого Кусандру. А внизу — острая как нож и яркая как Солнце социальная сатира. А какие вкусные типажи! Подлец и карьерист Кусандра, двуличный Волк-«вегетарьянец», старый развратник Кот в сапогах, желающий защекотать то Спящую царевну, то Алису, могучий, но трусливый и недалёкий Змей Гордыныч, ленивый тунеядец и арендодатель половины замка Король, и, наконец, послушные и безынициативные сказочные «экспонаты».

Оценка : 9
«Паровоз для царя»
–  [ 9 ]  +

vorpol, 08 декабря 2017 г. в 06:58

Прародитель всех рассказов про впопуданцов, очень просто, но понятно объясняющий, почему все творения в стиле «Пионер попадает к Сталину в май 1941го и за месяц производит 100500 «Армат» или «Студент проваливается в 12й век и помогает русичам отразить натиск монголов с помощью Калашниковых» — бред сивой кобылы.

Оценка : 8
«Ржавый фельдмаршал»
–  [ 9 ]  +

lammik, 26 ноября 2017 г. в 08:34

Антивоенная сатира от Кира Булычева. Мастерски показана вся бессмысленность и неуместность милитаризма в обществе будущего, где даже люди и дельфины в состоянии найти общий язык, что уж говорить о людях разных народов и рас.

Алиса, как обычно, притянула к себе очередное приключение, ведь именно недалеко от того берега, где она решила отдохнуть, появляется баржа с секретными достижениями европейской техники.

Оценка : 8
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 9 ]  +

lammik, 25 ноября 2017 г. в 20:19

Девочка, с которой ничего не случится, но с которой много чего происходит. Вступительная повесть в мир Алисы несёт в себе заряд настроения, присущего всему циклу. Умная и смелая Алиса попадает в истории и выходит из них победительницей, вселяя в читателей веру в будущее нашего мира и в своих не столь отдалённых потомков. Можно было бы дотошно разбирать по пунктам предсказания Булычева — (о, видеофон!), узнаваемо, марсиан не обнаружили, что же, бывает. Но не хочется, книга ведь не об этом и в целом, вообще не для взрослой аудитории, и если уж не довелось прочитать её в детстве и знакомство состоялось гораздо позже, то для получения удовольствия стоит включить в себе внутреннего ребёнка, не утратившего способность удивляться и смотреть в будущее с надеждой и интересом.

Оценка : 9
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 23 марта 2017 г. в 10:27

Думается, эта маленькая повестюшка проживет еще очень долгую и успешную жизнь — ее будут читать, читать и читать. Прошло уже более полувека со дня ее создания, а популярность повести не снижается — ее читают не только дети, но и взрослые.

Хотя, если задуматься, истории там уж очень простенькие — для детского сада, ну, может быть, для учеников 1 — 2 классов, да и то с большой натяжкой.... В чем же секрет успеха книги? Понятно, что цикл об Алисе Селезневой был в свое время, как это теперь говорится, сильно распиарен — массовые тиражи книг, великолепный мультик «Тайна третьей планеты», не менее великолепный пятисерийный фильм «Гостья из будущего».... Но другую вещь пиарь — не пиарь, толку будет чуть.

Вероятнее всего причина успеха повести — как и о чем написал в ней Булычев. Вещь получилась очень доброй, очень просто написанной, очень легко читающейся и какой-то доверительной, домашней, своей. Ну и, конечно же, она очень удачно заняла ту пустую нишу в нашей детской литературе, которая уже давно просилась, чтобы ее заполнили.

А самое интересное, заметьте, в том, что за прошедшие после этого 50 лет ничего похожего по качеству в нашей детской литературе больше так и не появилось :).

Оценка : 7
«Об одном привидении»
–  [ 9 ]  +

Фалкон, 28 февраля 2017 г. в 07:05

Данная глава из «Девочки с которой ничего не случится» публиковалась и в виде отдельного рассказа; посему, опишу свои наблюдения здесь, отдельно от прочих глав указанной повести.

1. К 208х-м годам сохраняется такое чисто советское изобретение, как дача — хотя ничто в рассказе не говорит о том, что она используется для выращивания овощей и фруктов; напротив, в следующем рассказе ясно сказано, что Алиса собирает землянику в лесу, а не на даче. Справедливо ли утверждать, что к указанному времени дачи, как места отдыха, да еще имеющие индивидуальный (не коллективный) характер, сохранятся — это вопрос не ко мне; Булычев решил, что — да.

2. Монорельс, как вид транспорта. Считаю перспективным, хотя он и до настоящего момента недооценен.

3. Вообще, сохранение природы в первозданном виде и Земля отнюдь не превращается в «повсеместный сад» — отличное предсказание! То, что благородных грибов в лесу меньше, чем грибников, напоминает не будущее, а настоящее любого года — что 1965, что 1975, что 208х-го.

4. Предлагаемое читателю кардинальное изменение характера человека, в которое я не очень верю — мальчик Коля, «отбирающий у детей игрушки» является уникумом, которого изучают специально приглашенные специалисты. Хоть и не хочется упоминать об этом здесь, но реальные дети отбирают, причем — не игрушки, а деньги.

5. Некоторое безобразие с экспериментом Кураки. Утверждается, что в далеком будущем автомат защиты цепи будет включать в себя плавкие (!!) предохранители. Без комментариев.

6. Этот же указанный Кураки — просит Селезнева телеграфировать в Токио о замене пробок. Насчет телеграммы — даже не знаю, что и сказать; авторский недосмотр.

7. Далее — слава Богу, проясняется, что Селезнев не отправлял телеграмму, а провидеофонил. Но, опять-таки, обнаруживается, что видеофона нет на даче; есть только коллективный на станции монорельса. А внезапные заболевания? А несчастные случаи с жильцами?

8. Есть элемент сатиры — Селезневы ругаются по поводу некачественного кухонного робота, производства Щелковской фабрики, который дважды перегорал. В чьей огород это камень — сказать не берусь, однако предполагаю, что с соответствующими проблемами Булычев знаком не понаслышке.

9. В этом рассказе акцентируется внимание на роде занятий Селезнева; больше нигде такого нет — упоминаются и марсианские огнедышащие гадюки и неведомые укусамы, по которых известно только то, что они щеголяют в панцирях, и какие-то красные крумсы.

10. Некоторое противоречие с главой «Я набираю номер». Про Бабу-Ягу Алиса не слышала, но вот про привидения, рыцарей, волшебников, великанов — да.

Алиса в данном рассказе непосредственна, егозлива, капризна — нормальный ребенок. По причинам, которые изложил в других отзывах на «Алису» — 10 баллов.

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 9 ]  +

breez, 30 января 2017 г. в 21:15

Отличное произведение. Другая планета , но люди остаются людьми. Читая переживаеш за героев , проживаеш вместе с ними их жизнь в поселке и их трудный путь . Произведение «цепляет», заставляет поволноваться за героев и не оставляет равнодушным. Автор создал шедевр.

  Солидарен с теми кто считает , что к прочтению обязательно.

Оценка : 10
«Алиса Селезнёва» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Дмитррр, 22 января 2017 г. в 12:27

Хорошие книги. Добрые. Для детей и подростков.

Но почему их так много?

Вернее даже не так. почему они столь похожи и в них отсутствует взросление той самой Алисы? Да, в первых книгах она была совсем маленькой, но в 95% книг она застыла «где-то на 14 годах». При этом даже психологически она не очень-то взрослеет.

Почему бы не сделать эту серию с взрослением героя от 7 до ХХ лет? Например, до возраста Павлыша. Было бы красиво.

Вторая претензия. Чем дальше по серии, тем больше «шуток» в стиле «это написано Кир Булычевым, значит всё будет хорошо и Алиса это знает». Ну, зачем? Даже детская книга должна погружать в себя, а не выталкивать. А с таким подходом читателя именно выталкивают из сюжета, заставляя видеть не мир внутри книги, а бумагу с буковками. Мир в книге становится неинтересным. Хочется пролистать для «узнать» и закрыть.

Третья претензия — книги очень одинаковые. Сюжет разных, но такое впечатление, что читаешь одно и тоже.

Но в целом, при фактически полном отсутствии конкуренции в детской литературе, эти книги всё ещё очень актуальны. Особенно ранние.

«Посёлок»
–  [ 9 ]  +

vfilatov, 16 декабря 2016 г. в 23:36

Прочитал роман из-за высокого рейтинга на сайте. Очень понравилась первая часть, но вторая ушла, по-моему, куда-то не туда. И уже после прочтения, читая другие отзывы, узнал, что оказывается первая часть раньше была отдельным произведением, под названием «Перевал». И тогда всё стало на свои места. За первую часть — 9, за вторую — 5. Ну а в среднем — 7.

Оценка : 7
«Марсианское зелье»
–  [ 9 ]  +

Graf., 28 октября 2016 г. в 03:00

Одна из самых сильных повестей цикла «Великий Гусляр», в начале, конечно, есть некоторые скучноватые и затянутые главы с описанием жизни старой Милицы Фёдоровны, но потом начинается самое интересное, особенно понравились золотые слова Алмаза в конце: «Бывают люди, которым молодость не нужна. Ни к чему она им, они уже с юных лет внутри состарились. И нечего им со второй молодостью делать. А другие... другие всегда молоды, сколько бы лет ни прожили.», лишь осталось непонятным, как помолодевшие Александр Грубин и Елена Сергеевна в других произведениях вернулись к своим возрастам...

Оценка : 9
«Поминальник ХХ века»
–  [ 9 ]  +

StasKr, 19 октября 2016 г. в 15:47

Весьма неоднозначное произведение. Написано оно довольно сильно и заставляет задуматься о том, сколько талантливых людей так и не сумело реализовать дарованных им возможностей. Однако сразу возникает вопрос, а почему Булычёв ограничил свой «Поминальник» только Россией и только XX веком? При малейшем желании можно было составить список несостоявшихся гениев от времён египетских фараонов до современности.

Итальянские государства, XVI век:

Фабио Грассо (великий живописец) – в возрасте 7 лет попал в плен к алжирским пиратам, продан в рабство, где вскоре и умер.

Лоренцо Гвидиче (выдающийся философ эпохи Возрождения) – в 14 лет убит немецкими ландскнехтами во время штурма и разграбления Рима.

Великобритания, XVIII век:

Джон Милтон (мореплаватель, совершивший два кругосветных плавания и открывший Антарктиду) – умер от оспы в 9 лет;

Томас Чандлер (математик) – умер в работном доме в возрасте 17 лет.

Гарри Оллсфорд (химик, первым описавший молибден) – повешен за кражу в 15 лет.

XXI век:

Лю Дэшэн, Китай (лауреат Нобелевской премии по медицине) – в 21 год погиб под колёсами автомобиля, которым управлял пьяный водитель.

Лусиан Жильберту, Бразилия (программист) – в 17 лет умер от передозировки наркотиков.

Петра Нодь, Венгрия – могла стать талантливым биологом. В итоге стала проституткой.

Оливер Дане, Франция (астрофизик) – не родился, так как его мать сделала аборт.

Вне зависимости от ответа на поставленный мною вопрос необходимо констатировать, что ограничив рамки «Поминальника» только Россией и только XX веком автор обесценил собственную задумку. Ведь при желании всю историю человечества можно представить себе как кладбище несостоявшихся гениев и бесконечную цепь упущенных возможностей. Это, конечно, предельно мрачная и мизантропическая точка зрения, но она имеет право на существование, тем более, что подобный «Поминальник» в мировом масштабе смотрелся бы гораздо интереснее и драматичнее, чем тот, который написал Булычёв.

Итог: хорошая идея оказалась испорчена авторским исполнением. Больше пяти баллов я этому произведению поставить не могу.

Оценка : 5
«Посёлок»
–  [ 9 ]  +

kronen, 20 сентября 2016 г. в 20:55

Читал несколько раз, будучи в разном возрасте. Не удивлюсь, если когда-нибудь ещё прочитаю. Не потому что память подводит: наоборот в памяти навсегда осталось, что потрясающая книга. И каждый раз внимание обращаешь на что-то новое. А автору неизменно поражаешься: всё в фантастике умеет делать на высоком уровне! А ведь он ещё и известный историк, доктор наук, и не менее известный серьезный коллекционер, оставивший всем известные каталоги...

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12 13 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх