Кир Булычев отзывы

Все отзывы на произведения Кира Булычева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4143

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12 13 . . . 79 80 81 82 83   (+10)»   (+25)»»

«Разум для кота»
–  [ 9 ]  +

Тимолеонт, 03 июля 2024 г. в 04:04

Никогда не понимал тех, кто даже в шутку завидовал котам — их беззаботности и незамороченности. Ведь цена за это — ОЧЕНЬ скромный досуг и возможности. Даже у деревенских котов максимальный ареал — пять-шесть квадратных километров, количество приключений на которых весьма ограниченно. Вот и каково было бы разумному созданию осозновать невозможность полноценной реализации и свободы воли? Вот мой домашний кот — необыкновенно умён, он легко научился самостоятельно открывать двери (закрывать не хочет категорически), искренне пытается мне что-то объяснить и рассказать, очень точно считывает любые эмоции и легко поддаётся любой дрессировке. Но даже на природу его возможно вывезти не более чем на месяц в год, всё остальное время — на 53 квадратных метрах при постоянном общении буквально с тремя-четырьмя человеками. Вижу же, как ему порой скучно, хоть и стараюсь разнообразить коту досуг и новыми игрушками, запахами и впечатлениями. Так что легко понимаю героя ГГ — он прежде всего сочувствует своему питомцу, как говрится, не даёт ему осознать всю тщетность бытия. Очень душевный, добрый и глубокий рассказ.

А ещё впервые прочитал эту историю в 10 лет, польстившись на книжку с названием «Разум для кота». Тогда не понял, считал, что это было бы круто — иметь говорящего и разумного питомца.

Оценка : 8
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 9 ]  +

Тимолеонт, 18 апреля 2024 г. в 18:52

Прекрасные маленькие сказки про детей для любителей хороших историй всех возрастов. Ни в коем случае не глупые и не наивные истории о самых невероятных приключениях маленькой смышлённой девочки. Великие силы, как же счастлив был я в раннем детстве, читая всё это.

Оценка : 9
«Встреча тиранов»
–  [ 9 ]  +

artem-sailer, 23 апреля 2023 г. в 22:22

Очень неровный авторский сборник. Произведения разных лет, объединённые темой отечественной истории.

Сборник датирован 1992-м годом — и это всё объясняет: есть несколько сильных вещей из 70-х, есть произведения, написанные в непонятные перестроечные времена и отражающие муть тех лет, и всё это крепко разбавлено злобной однодневной конъюнктурщиной о том, как мы неправильно жили в течение 70 лет.

К числу сильных произведений я отношу:

— едкую, ироническую и остроумную «Другую поляну»,

— знаменитый и один из самых лучших у Булычева рассказ «Можно попросить Нину?»,

— зашкаливающую по степени реализма повесть-катастрофу «Смерть этажом ниже»,

— и отражающий дух поздней Перестройки, но всё же внушающий оптимизм рассказ «Показания Оли Н.»

Неплохие, вполне читабельные середнячки:

— повесть «Похищение чародея» — привет из безмятежных светлых 70-х,

— рассказ «О страхе» — хотя и явная дань антисоветской моде начала 90-х, но написано весьма крепко,

— «Выбор» с очень интересной, но, к сожалению, не до конца раскрытой темой,

— сатирический, пародийно-сталкерский рассказ «Спасите Галю!»

Оставшиеся четыре рассказа — это, увы, махровая конъюнктурная чепуха и чернуха, постперестроечный бред, который сегодня вызывает недоумение и который я вообще не советую читать.

Оценка : 8
«Перевал»
–  [ 9 ]  +

Baskk, 07 марта 2023 г. в 11:18

Из больших произведений Булычёва, это наверное самое лучшее, а в 1983 году маленькая книжка в серии «БСФ» была как глоток коньяка в детском кафе. Перечитав на склоне жизни не перестаю восхищаться, особенно когда сравниваю выдуманную деградацию потомков членов экипажа космического корабля «Полюс». с реальной деградацией потомков homo soveticus, автор нам льстил, мы оказались ещё хуже чем он думал...

Оценка : 10
«Корона профессора Козарина»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 19 апреля 2022 г. в 10:38

Вот в этом весь Булычев: если он не торопится и не халтурит, то способен практически из ничего сделать отличную вещь. Что мы имеем в качестве фантастической основы для этого рассказа? — Да в принципе и ничего, всего лишь давно затертую до дыр идею об аппарате для чтения мыслей.

Но... отличная сюжетная задумка плюс писательский талант, умение писать легко и увлекательно — и вот перед нами рассказ, который запоминается на всю жизнь. Отдельное спасибо автору за за обращение к теме параноидальных измышлений, не имеющих ничего общего с реальной жизнью. Тема действительно острая и неприятная и, наверное, мало кто из нас за свою жизнь ни разу не сталкивался с такими вот измышлениями знакомых нам людей. И, к сожалению, далеко не каждому из них в конце концов попадает в руки такая вот «корона профессора Казарина».

И ещё. Этот рассказ для Булычева некоторым образом уникален. У него вообще не так много произведений, в которых эмоциональная составляющая играет сколь-нибудь заметную роль. А уж таких чисто психологических, эмоционально-перенасыщенных вещей и вообще практически нет: этот рассказ, да еще, наверное, «Глаз», написанный чуть позже.

Оценка : 9
«Путешествие Алисы»
–  [ 9 ]  +

strannik102, 07 сентября 2021 г. в 19:13

Ах, Алиса, как бы нам встретиться, как поболтать обо всём…

В принципе, те, кто смотрел полнометражный мультфильм про Алису Селезнёву и про эти её космические приключения с космическим зоопарком и космическими пиратами («Тайна третьей планеты», 1981 г.), имеют полное представление о сюжете этой повести.

Авторы мультика не поленились и отразили в своём рисованном творении все сюжетные перипетии нашей героини и всех остальных персонажей.

И при этом сохранили сам авторский булычовский стиль.

Однако вот это знание сюжета вовсе не умаляет интереса при чтении текста повести.

Во-первых, всё-таки в мультике текст повести ведь не приводится полностью, а только диалоги героев, а книгу ты не смотришь, а всё-таки читаешь.

Во-вторых, всё-таки мультик был достаточно давно, и ты спустя несколько десятилетий как бы возвращаешь себя на эти прошедшие годы, и заодно погружаешься и в состояние подростковой радости от чтения качественной детской фантастики.

В общем, интерес был двойной — был наконец прочитан текст легендарной повести Кира Булычова, ну и удовольствие от чтения нельзя сбрасывать со счетов.

Всё-таки полезно бывает иногда возвращаться в прошлое.

Оценка : 9
«1185 год»
–  [ 9 ]  +

tarasovich09, 18 июня 2020 г. в 15:35

Блестящая книга для поклонников истории. К тому же она написана автором, который является и историком (И. Можейко), и писателем (К. Булычёв) в одном лице. Поэтому — красивый слог, интересное изложение сухих исторических фактов обеспечено.

Игорь Можейко в основном описывает события ХІІ века и примыкающих к нему столетий, исследуя государства по Великому Шёлковому пути. Поэтому не обошлось без любимого автором загадочного Пагана и удивительной державы кхмеров Ангкор. Мы попадём в Китай, заглянем и в Японию, а также в блистательный, очаровательный, культурнейший мир ислама, который переживал тогда расцвет. Утончённый придворный этикет, султаны и наложницы, свободные и гордые женщины... Ирано-азербайджанская, грузинская поэзия представлена в книге просто волшебно. Пришлось, после прочтения книги Можейко, перелистать страницы поэм и стихов Низами, Руставели, Хайяма. Красивейший Дамаск, старинный Тбилиси, древние Антиохия, Гянджа — где только не пришлось побывать.

А дальше будут храбрые рыцари, крестовые походы, госпитальеры и храмовники, князья Руси и кочевники.

И личности в книге представлены неординарные, величайшие: царица Тамара, Чингиз-хан, султан Салах -ад-Дин, король Ричард Львиное Сердце, князь Игорь, император Фридрих Барбаросса — не имена, но музыка!

Под конец книги, конечно, начинаешь уставать от бесконечных межгосударственных столкновений, усобиц, интриг, предательств, религиозных войн, крестовых походов и прочего. Увы, такова история человечества.

Лично мне читать о философах, писателях, учёных, поэтах было даже интереснее, чем о политиках.

Но книга расширяет знания, оставляет хорошее послевкусие, а это уже немало!

Оценка : 10
«Подземелье ведьм»
–  [ 9 ]  +

yfnfkmz12041978, 22 ноября 2019 г. в 17:08

Повесть «Подземелье ведьм» есть продолжение истории «Агента КФ», но мне показалось слабее последней. Много угловатых мелочей, которые сильно портят впечатления, главный герой проигрывает по всем позициям; вождь из Андрея у автора получился некудышний; на фоне Белогурочки вообще не хватает мужественности; в вопросах симпатий к женщинам не убедителен (не верю) не так уж много времени прошло от потери ПетриА. Да и как-то любовь этих женщин не была им завоевана, а наоборот, они навязали ему свою любовь сами. От этих угловатостей мне было не интересно.

Но основная идея подчеркнута правильно и, как всегда у Булычева, оставляет некоторые вопросы. А именно.

Почему готовые технологии оказались в первую очередь оружием, а не семенами или производственными станками?. Почему творцы по собственной воли вложили это оружие в руки дикарей- своих созданий?. Почему творцы не препятствовали знакомству человека с искусством войны?.

Творцов погубило человеколюбие и гуманизм, и конечно же их уверенность в своем могуществе. Дикари пришли к своим создателям и убили их. Основное ремесло поджидало своего основного исполнителя?. Дальше эволюция пошла своим путем — убийства и насилия.

В общем, анализируя всю нашу историю, это не прекращалось никогда.

Оценка : 6
«Связи личного характера»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 17 августа 2019 г. в 10:40

Один из первых рассказов Гуслярского цикла, написанный в то прекрасное время, когда уважаемый Игорь Всеволодович ещё не гнался за количеством написанного в ущерб его качеству. Вещица совершенно простенькая, где-то на уровне побасенки или даже анекдота, но читается при этом с большим удовольствием. Правда выезжает она исключительно на лёгкости пера автора и простеньком, но обильно разбросанном по всему тексту юморе, спровоцированным отношением обыденно-бытового (жильцы дома, во дворе которого происходит действие) к фантастическому (пришельцы из космоса). Ну и за счёт своей краткости, естественно — был бы рассказ хоть чуть подлиннее, получилось бы явно хуже.

Кстати, юмор-то в произведении простенький-простенький, а некоторые места в тексте почему-то врезаются в память на всю жизнь. Кто, например, не помнит вот этот диалог:

                            «- Крупные они, пришельцы?» — спросил Василь Василич

                              — Нет, не крупные, с третьеклассника.

                              — Я так и думал — сказал Василь Василич — откуда им крупными быть.»

Оценка : 7
«ИнтерГпол» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

lammik, 03 мая 2019 г. в 20:35

Очень сложно писать отзыв на цикл, который не оставляет впечатление чего-то целостного. При чтении «ИнтерГпол» сознанием довольно легко разбивается на несколько частей. Поэтому коротко выскажусь о каждой из них.

1. «Детский остров» и «На полпути с обрыва». Сложно поверить, что это написал создатель «Павлыша» и «Алисы». Такое ощущение, что писатель постоянно испытывает читательское терпение, сколько же этот читатель способен проглотить откровенного трэша и не бросить чтение. Сюр, абсурд, женщина-стрекоза, порнокассеты в детдоме, Сталин, Берия, Гулаг, чучело акробатки и вечно заголяющаяся и подчёркнуто недалёкая Кора. Кто-то назовёт эти повести антивоенными, это вряд ли так и вот почему. В тексте постоянно упоминаются генералы, которые спят и видят с кем бы повоевать, ведь не им же гибнуть и не их детям.

«Так сильные мира сего удовлетворяют свои страсти за счет простого народа. Ведь генералы сидят в надежных укрытиях, тогда как солдаты ждут под дождем, в грязи, своей бесславной гибели.»

«Ведь когда идут бои, то гибнут не генералы, а солдаты. Для генерала всегда найдется бомбоубежище с теплым сортиром.»

На самом же деле военные как никто другой знают цену миру и пусть от войны не бегут, но и войны не жаждут. И генералы тут не исключение. Во время КТО в Чечне погибло более десятка генералов, погибли сыновья Константина Пуликовского и Георгия Шпака, других генералов, в позапрошлом году в Сирии под Дэйр-эз-Зойром погиб генерал Валерий Асапов. И если сегодняшняя молодёжь не всегда сможет вспомнить имена генералов Великой Отечественной, то уж сам Булычев наверняка знал и Карбышева и Ватутина и многих других.

При этом и сам текст у этих повестей заставляет временами спотыкаться о стилистические кочки, чего у Булычева-то и не припомнить. Рекомендовать к прочтению никак не могу.

2.«Похищение Тесея». Затянутый роман, представляющий собой пересказ греческих мифов. Тут однозначно стоит обратиться к творчеству Куна или Плутарха. У них хоть к мифам Сталин не пристёгнут. Ну или посмотреть еще раз прекрасные советские мультфильмы об аргонавтах и Тесее.

3. «В куриной шкуре», «Предсказатель прошлого», «Последние драконы». Эти три повести действительно похожи на части единого цикла — немного хулиганского, немного детективного, в целом доброго и позитивного.

4. «Исчезновение профессора Лу Фу». Совсем детская вещь, эмигрировавшая из «Алисы» с лучами доброты, простая и наивная, сильнейшим образом выбивается из цикла.

5. «Зеркало зла». Лучшая часть «Коры Орват», историко-приключенческий роман с фантастическими элементами, заставляющая вспоминать ранние и удачные произведения автора.

Оценка : 7
«Детский остров»
–  [ 9 ]  +

lammik, 14 апреля 2019 г. в 18:59

На Детском острове Интергалактическая полиция собрала загадочных сирот со всей Галактики, этаких «жуков в муравейнике», где их усиленно исследуют, а то как бы чего не вышло. Однажды ночью одна из воспитанниц пропадает. Поисками занят комиссар Милодар, курирующий остров.

Не думаю, что Кир Булычев разочаровался в жанре фантастики. В ком он разочаровался, так это в читателе. В одной из своих статей он прямо пишет, что в пору перестройки писатели-фантасты думали, что вот теперь, в отсутствие цензуры, они развернутся, завоёвывая прилавки милионными тиражами. А читатель взял и стал сносить с развалов весь западный трэш с полуголыми девицами на обложке. Разочарование понять можно. А вот можно ли понять появление «Детского острова»? Тут каждый решает сам. Написана книга довольно простым языком, небольшими предложениями, но если в «Алисе» подобный стиль был оправдан возрастом аудитории, то «Детский остров» явно не для детей, постоянно поминаются лишение невинности, аборты, выкидыши, из девушки-акробатки делают чучело и это не фигура речи. Но и эротика описана как-то нелепо и неказисто. Для примера

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ангельская улыбка играла на алых губах князя Вольфганга дю Вольфа. Розовые щечки блестели, словно намазанные кремом. Голубая шевелюра была тщательно завита. Князь задумчиво гладил актрису по попке, размазывая мед. Все в комнате пропахло хорошим цветочным медом. Князь дю Вольф был лжецом, равного которому еще не рождала Галактика. С ним надо было быть настороже.

При этом в этот сюр писателю удалось вставить ещё и триаду «Сталин, Берия, Гулаг». Непонятно для кого всё это писалось. Детям — рано, подросткам — скучно, взрослым — удивительно, в том плане, что непонятно, что же случилось с любимым писателем. Хотя для них он оставил маячки из предыдущих книг — Галактический центр, Паталипутру и даже Великий Гусляр. Но этим слабым лучикам ностальгии никак не пробиться сквозь густую мглу разочарования.

Оценка : 5
«Тринадцать лет пути»
–  [ 9 ]  +

dimon1979, 24 февраля 2019 г. в 19:52

Если верить составителям сборника «Последняя война», а не верить им нельзя, это первая история о знаменитом докторе Павлыше.

Назвать эту повесть можно было бы по-разному, потому что небольшая по объёму история рассказывает сразу о нескольких важнейших событиях в жизни коллектива космонавтов. По сути, фантастическая линия вполне могла бы быть заменена на путешествие в Арктику или Африку, может в джунгли Амазонии, в любое место откуда довольно сложно выбраться, но и попасть тоже тяжело. Временной интервал, который автор выбрал для путешествия составляет 106 лет, то есть, проделан огромный пласт работы предыдущими людьми, пройдено 90% заданного и конец пути довольно близок.

Вот тут и появляется первая развилка, когда ограниченный круг людей должен сделать самый сложный выбор в своей жизни. Риск и вероятность никогда не вернуться домой, но зато вполне реально стать мучениками от науки, стать в один ряд с Галилео Галилеем и Джордано Бруно. Что в итоге перевесит, станет ли страх тормозом для всех или жажда новых знаний толкнет на подвиг? Стоит ли человеческая жизнь величайших открытий? Преодоление собственного страха всегда проще, когда ты знаешь, что твой вклад будет оценен по достоинству и жертвы не напрасны.

Конечно, сегодня читать книги подобные этой, когда многие вещи в будущем писатель не смог предугадать или предсказать, наверное, фантастикой от этого они не перестают быть. И кассеты, которые главный герой использует для просмотра, выглядят настоящим атавизмом уже в сегодняшней реальности. Но от этого повесть не становится глупой или чересчур устаревшей.

На мой взгляд, это отличное начало цикла. Автор показал настоящих, живых людей, наделенных чувствами и эмоциями, умеющих любить и жертвовать многим для достижения важных задач.

Оценка : 8
«Излучатель доброты»
–  [ 9 ]  +

reptile86, 18 февраля 2019 г. в 19:39

В детстве перечитал все книжки про Алису, часами просиживал в библиотеке. Как сейчас помню, что идея будущего, обрисованная Игорем Можейко весьма и весьма вдохновляла мою наивную детскую уверенность, что так и будет, что человечество к этому придёт... Сейчас эти идеи чем-то напоминают идею проекта Венера, которую продвигал Жак Фреско, но речь не об этом. В 2012 я совершенно случайно узнал, что автор сих произведений уж лет почти 10 как скончался, стало грустно, решил вспомнить детство, перечитать весь цикл. И вот я добрался до тех произведений, которые, в то время, как я поглощал рассказы конца 70х, начала восьмидесятых, только только писались. Незнаю почему, но именно прочитав этот рассказ про излучатель доброты, я осознал насколько поменялась вселенная Алисы, ну и сама Алиса (не так сильно, к счастью). В мире будущего появились атрибуты от которых (исходя из предыдущих произведений цикла) человечество сумело таки избавиться окончательно и бесповоротно. Наркотики, преступность, деньги (не помню откуда такая во мне уверенность, но помню, что раньше в будущем они были не нужны), стали упоминаться бренды... Я понимаю, что львиная доля всего вышеупомянутого — это результат развала СССР и лихих 90х, которые повлияли на автора, но это как-то сразу срезало тот светлый образ будущего, который я помню из детства. Дальше читать я всё-равно буду, но теперь буду представлять, что читаю про одну из параллельных вселенных, где мир Алисы свернул куда-то не туда.

P.S. Шальным делом, когда Алиса оказалась в такси без денег, у меня в голове даже пронеслась мысль — «только бы ей не предложили оплатить проезд известными интересными способами», но слава Игорю до этого не дошло.

Оценка : 7
«Алиса и крестоносцы»
–  [ 9 ]  +

tolstyi1010, 16 августа 2018 г. в 08:20

После звонка Громозеки Алиса выезжает к нему на раскопки к разрушенному замку недалеко от Иерусалима. Там знаменитый космический археолог показывает Алисе фотографии, на которых запечатлена она. Но все дело в том, что фотографии сделаны в двенадцатом веке. Алиса вместе с научным сотрудником Института времени Ричардом и археологическим роботом отправляются в 1190 год.

Есть произведения Кира Булычева о Алисе которые в детстве мне безумно нравились, а есть которые в детстве меня разочаровывали. И что удивительно на данный момент ничего не изменилось. Как нравились мне «Путешествие Алисы» и «Конец Атлантиды» так нравятся и сейчас. Как бесили меня «Алиса и чудовище» и «Алиса и крестоносцы» так бесят и сейчас.

В чем главная проблема цикла о Алисе? Тут не чувствуется единой вселенной, как например в «Гарри Поттер» или «Хроники Нарнии». Сначала Алиса отправляется в Эпоху Легенд через Заповедник Сказок, а затем, забывая про предыдущие приключения, Алиса отправляется через Институт Времени. Или упоминается, что излечены все болезни, кроме простуды и отменены деньги, а затем покупаются билеты на футбол и Алиса пьет таблетку от простуды. И таких мелочей много, которые мешают погрузиться полностью в фантастический мир будущего, и чем больше книг прочитано, тем больше разочарований.

Теперь насчет данного произведения, завязка которого напоминает вышедшие ранее «День рождения Алисы» и «Лиловый шар». Громозека проводит раскопки, обнаруживает, что-то интересное и вот Алиса уже отправляется в прошлое, будто она одна такая во всей вселенной. У Института времени есть подготовленные люди, спасательная служба, а в прошлое всегда отправляется Алиса. Также при каждом путешествии Алисы в прошлое происходит масса изменений в этом самом прошлом, которые ну никак не влияют на будущее. И почему у «ричардоискателя» радиус действия 1 километр, а он показывает нахождение Ричарда за 4 километра 760 метров. И как Елена Сергеевна могла спасти Мириам, находясь на таком расстоянии от нее. И кстати по поводу самой Мириам. Немного из истории. При нападении Рено де Шатильона в караване не было племянницы Салах ад-Дина, только его сестра. И Рено де Шатильон погиб 04 июля 1187 года после битвы при Хаттине (его жена Констанция, княгиня Антиохии погибла в 1163 году), а действие книги происходит в 1190 году. И таких мелких косяков опять же много.

Как это часто бывает в любом цикле начало хорошее, а последующие книги писались, чтобы были (в том числе и деньги).

Оценка : 6
«Можно попросить Нину?»
–  [ 9 ]  +

kronen, 29 июля 2018 г. в 18:59

Есть рассказы, которые поднимают в душе самые чистые эмоции, и этот — один из них, и впечатление не меняется, сколько ни перечитывай. И без разницы — нова идея, или нет. Просто представляешь себя на месте одного из героев, и проваливаешься из современности... Теперь уже оба героя для нас в прошлом — и прошлом героическом. Кстати, это прекрасный спектакль для двоих, если его поставить....

Оценка : 10
«Город без памяти»
–  [ 9 ]  +

tolstyi1010, 22 мая 2018 г. в 21:55

Прямое продолжение книги «Конец Атлантиды». Спасенные атланты летят на свою родную планету на корабле «Днепр». С ними также летят капитан Полосков, механик Зеленый и Тадеуш, муж Ирии Гай. Внезапно связь с кораблем прерывается по прибытии на Крину. И вот Алиса, Пашка и Ирия на кораблике Гай-до отправляются на Крину, чтобы выяснить, что же там случилось. Впереди их ждут приключения, опасности, тайны и встречи с новыми друзьями.

Крина прописана хорошо. Показано запустение, регресс цивилизации. Помники, вкушецы и поклоны все на своих местах, у всех есть свои мотивы и принципы. Кто-то хочет докопаться до истины, а кого-то все устраивает. Страшные и опасные звери не просто так существуют на планете, нам объяснили, что это сбежавшие инопланетные животные. Особенно впечатлила сама катастрофа произошедшая на планете.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот так в один миг вся планета потеряла память. Самолеты падали с небес, корабли тонули, родные не узнавали друг друга. Возможно были убийства. А потом самые ушлые начали активно приспосабливаться к новой жизни, подавляя остальных.
Только если Крина была развитая планета, неужели за 250 лет к ней не прилетали другие корабли? И не кто раньше не догадался что там происходит?

Оценка : 10
«Путешествие Алисы»
–  [ 9 ]  +

AlisterOrm, 03 апреля 2018 г. в 16:50

Да уж, ну и будущее... Неужели космос настолько безопасен, что папа-биолог может взять в экспедицию свою невеликого возраста дочу? В принципе, так он и думал. Однако оказалось, что мир светлого будущего не так уж и безопасен...

Эта повесть Булычёва-Можейко, получившая популярность благодаря совершенно гениальному мультику о «Тайне третьей планеты», переполнена совсем даже не коммунистическим духом, не духом возвышенной восторженности строителей Лучшего мира. Это авантюрная приключенческая фантастика в стиле «Sargasso in Space». Космические полёты и таинственные планеты, неведомые трассы и злобные пираты... Дух лёгкой авантюрной сумасшедшинки хорошо сочетается с глубоким оптимизмом автора и с его даже местами наивной верой в светлое, доброе и хорошее. Даже злые пираты кажутся просто клоунами по сравнению с отважными капитанами, флегматичным профессором Селезнёвым или находчивой и сообразительной Алисой. Да и сам автор даже не пытается делать вид, что пишет серьёзную НФ: вот вам и птица Говорун, порхающая от одного края галактики к другому на своих крыльях, и космические корабли, к полётам на которых люди относятся как к поездке на автобусе.

В общем, добрая и светлая сказочная повесть, в которой нет ничего лишнего.

Оценка : 9
«Ржавый фельдмаршал»
–  [ 9 ]  +

AlisterOrm, 31 марта 2018 г. в 22:30

Быть может, не лучшая повесть в серии, но, пожалуй, она берёт именно своей необычностью. Или, ещё точнее, неоднозначностью трактовки, которую, быть может, автор и не собирался вплетать в повесть, но которая прозрачно читается.

С одного взгляда, роботы — ошмётки прошлого, осколки мира воин и жутких потрясений. Недоверие, воинственность, паранойя — всё это свойственно сознанию человека войны, он без этого не способен жить, без наступлений, разрушений... и воинской этикой, часто принимающей самые абсурдные формы.

С другой стороны... Несчастные и всеми брошенные роботы, легко отправленные на переплавку, пытаются воплотить в жизнь хотя бы то, для чего они созданы. Они обладают некоторой степенью самосознания, и не столько страшны, сколько нелепы и жалки. Само их существование на этом острове — сплошная случайность, вызванная к жизни нелепой безответственностью жителей этого коммунистического мира. Даже старик-киноробот и тот, скорее всего, после окончания съёмок будет отправлен твёрдой рукой на переплавку, безо всяких забот...

Так что... занятная повесть.

Оценка : 8
«Журавль в руках»
–  [ 9 ]  +

lammik, 18 марта 2018 г. в 13:21

Николай Тихонов, учёный из Москвы, приехал в гости к своей тётке Алёне в небольшой южный городок. В один из дней Николай отправился на местный рынок и встретил там необычную женщину, торговавшую необычным товаром. Почувствовав загадку, настоящий учёный не пройдёт мимо. И вот уже Николай оказывается в чужом мире, полном несправедливости и страданий. Но можно ли вмешаться или стоит оставить всё как есть? Или же обратиться куда следует и там разберутся?

Повесть о том, что два человека столкнулись с неизведанным, но подходы у них радикально отличаются. Лесник Сергей — человек действия и поэтому немедля начал вмешиваться в дела чужого мира, пусть по мелочи, но регулярно. Николай понимает, что всё не так просто. И если бы люди воевали с гигантскими муравьями, то это одно — к чёрту муравьёв. А вот, очертя голову, влезать в чужой конфликт не стоит — можно скорее навредить, такая вот дилемма прогрессора. Булычев не даёт окончательного ответа, как же надо действовать, но мыслит тонко, показывает проблему на мелком масштабе. Какой-нибудь современный молодой и талантливый быстро бы расписал уничтожение гарнизона горы партизанами с кустарно изготовленными в лесу автоматами Калашникова. Причём материалы для производства в этой же горе бы и добывались. А там, глядишь, пала бы и столица сукров после многодневных бомбардировок партизанскими аэропланами эскадрильи имени лесника Сергея.

Оценка : 7
«Посёлок»
–  [ 9 ]  +

s_Yasu, 16 марта 2018 г. в 00:29

Стыдно признаться, но это мое первое знакомство с Булычевом.

Первое впечатление оказалось вполне радужным, была дана довольно хорошая картина нового мира и как люди старались вписаться в него без достижений техники, с голыми руками.

Кир Булычев постарался расписать в небольшом поселке наиболее разные архетипы характеров. Нам дано старое поколение, избалованное технологиями и вырванное из привычной среды и новое поколение, выросшее на планете. Автор показал достаточно различий.

Однако он был еще тот шовинист. Все мужики красавчики, а бабоньки: одна озабоченная сплетница, другие две истерички. Из бабонек нормальные только Марьяна и Луиза.

С характерами бабонек в фантастике вообще все плохо.

Дик — тип охотника, он живет сегодняшним днем и в этом смысле приспособленее всех, Олег — мечтателя, все в поселке их противопоставляют. Однако зачем? Ведь именно то что наш вид так разнообразен и позволяет нам жить более успешно. Старик- учитель, наставник, не позволяет себе унывать, осознавая, что во многом дух поселка зависит от него. Сергеев — лидер, прагматичный и принимающий решения. Томас явный типаж Христа, самопожертвование во имя ближнего своего. А Вайткуса было достаточно мало, он все отходил от травм.

А дальше пойдут мои заметки, которые написано по пути прочтения. Они оказались довольно забавны и мне жалко их стирать. Но осторожно, возможны спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я поражена тем насколько тупы Павлыш и Клавдия. Павлыш не смог опознать ручной работы корзину и шар, а также то что консервы запросто могут открыть животные. Консервы!!! Металл!!!  И это биолог! Уже за это можно ему вручить медаль дебила! А Клавдия настолько торопилась уничтожить корабль, что ей и в голову не пришло что люди могли выжить! Им и в голову не пришло, что трупы никто не погрыз, значит животных не было, разве что металлоежек. Хоть бы пересчитали количество трупов и число общее пассажиров. Не дай бог таким профессионалам попасться в руки. Никто блин не выживет. Итак продолжаю читать и медаль дебила уверенно забирает Клавдия, как она капитаном смогла стать если не умеет управлять эмоциями? И у нее на глазах загоняли Казика шакалы, моего любимчика Казика! То есть понятно, что у нее начался бред от снежной блохи, ведь это же мозг надо иметь, чтоб понять что нельзя открывать шлем на незнакомой планете, где все пытается сожрать друг друга? Я понять не могу, это необходимость сюжета или Булычев реально считает что все бабы непроходимые дуры? О, Павлыш сдает позиции дебила, он дагадался что маловато трупов. Поразительный прогресс для него, даже про шар догадался
!

И еще пара заметок. Я не понимаю почему Булычев в конце так подчеркивал убогость поселка. Безусловно, у них практически нет инструментов (кстати утащили ли они что либо с корабля?). Но ладно, это мои ощущения не совсем справедливости по отношению к поселку.

В общем итоге, довольно неоднозначные итоги от книги. С одной стороны первая половина хороша, читается на одном дыхании и затягивает, а с другой стороны персонажи экспедиции вызывают желание посворачивать им шеи.

Оценка : 8
«Звездолёт в лесу»
–  [ 9 ]  +

lammik, 10 марта 2018 г. в 20:35

Олег и Сева — простые советские шестиклассники, живущие в небольшом городке Крутояр. Однажды летом ребята гуляли по лесу, точнее гулял Олег, а Сева проводил палеонтологические изыскания в одной из местных пещер. Именно Сева и заметил как с неба спустился некий объект, похожий очертаниями на чечевицу. По дороге к нему друзья встретили девочку на лошади. Девочку звали Мариной, а лошадь Тамарой. И скоро все трое услышали зов о помощи, причём зов тот был телепатическим. На помощь звал пришелец, по следу которого шли или скорее летели агрессивные и безжалостные биороботы кренги, уже успевшие истребить своих создателей.

Как мне кажется, Кир Булычев прочитал «Главный полдень» Мирера и создал по её мотивам «Звездолёт в лесу». Тут тоже дети против пришельцев, никому нельзя верить, ведь пришельцем может оказаться кто угодно и даже радиотелескоп задействован, правда совсем в другом качестве. Так вот — «Главный полдень» заметно лучше, серьёзнее как-то, тамошние «полигоны» вызывают неслабую такую оторопь, а здесь повесть, явно рассчитанная на сверстников главных героев. Но читается, как обычно у Булычева, легко, герои живые и разные, добро торжествует. Что еще нужно от книги для школьников среднего возраста?

Оценка : 8
«Последняя война»
–  [ 9 ]  +

lammik, 25 февраля 2018 г. в 19:01

Космический корабль «Сегежа» (порт приписки Земля-14, Г/П 304089) выполнял рутинный рейс к Титану, когда радист Цыганков, более известный как Малыш, получил радиограмму с требованием принять на борт двух инопланетян — корон и новый груз, а затем отправиться к далёкой, аж 93 парсека, планете Синей. На Синей произошла катастрофа глобального масштаба — ядерная война, и технологии Галактического центра могут помочь восстановить местную цивилизацию. Доктором на «Сегеже» служил Владислав Павлыш...

Антивоенный роман, показывающий всю абсурдность войны как способа решения конфликтов, губительность милитаристской истерии в СМИ и необходимость искать общий язык. Так уж получилось, что земляне и жутковатые внешне короны оказываются ближе друг другу, чем представители одного вида — мунцы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Показалось забавным. что корона Аро говорит что-то о невмешательстве в дела планеты, когда сам прилетел массово оживлять погибших. Какое уж тут невмешательство. Тем более, что в итоге оживление стало выборочным.

P.S. Капитан Загребин не собирался обследовать какие бы то ни было планеты Галактики. Собственно, и на Муне-то «Сегежа» оказалось только из-за того, что мунцы сильно напоминали землян внешне. А уж сколько планетных систем может контролировать Галактический центр, мы вообще не имеем понятия, ибо о его возможностях Булычев упоминает весьма неконкретно. Да и звёздная система не эквивалентна планетной, хотя последние открытия показывают, что соответствующий коэффициент в формуле Дрейка гораздо выше, чем предполагалось на момент написания романа.

Оценка : 8
«Встреча тиранов под Ровно»
–  [ 9 ]  +

lammik, 29 января 2018 г. в 13:15

Некая развитая цивилизация расставляет по Земле диктаторов, президентов, генералов и императоров, с тем чтобы тянуть её к прогрессу через войны, кровь и гибель миллионов.

Во-первых, не совсем понятно, зачем это «братьям по разуму», в смысле такие сложности. Во-вторых, во все времена человечество справлялось с самоистреблением самостоятельно, насилие в человеческой природе, на эту тему написано предостаточно, не нужно изобретать сущностей. Читая рассказы Булычева, несложно угадать год написания не глядя. Тут сразу видно, что рассказ написан в апогее перестроечной вакханалии, когда возбуждённый вседозволенностью гласности народ проглатывал ещё и не такое. Чувство вкуса и меры отказывали у многих. Булычев тут не исключение.

Прошли годы и с высоты этих лет отчётливо засияло парадоксальное, но вместе с тем объяснимое явление — лучшие свои произведения, те самые, что будут читать и перечитывать ещё не одно десятилетие, Кир Булычев (а вместе с ним и множество других писателей, режиссёров, сценаристов и прочих творческих работников) создал именно в годы в советские годы. Получается, что безвестных цензоров можно назвать соавторами множества шедевров.

Оценка : 5
«Подземелье ведьм»
–  [ 9 ]  +

lammik, 18 января 2018 г. в 20:03

Андрей Брюс больше не агент Космофлота, а полноправный капитан, он преодолел свой страх открытого космоса и отправился на Землю за новым кораблём. По пути Андрей попал на странную планету Эвур, где перепутались все эволюционные эпохи — питекантропы и трицератопсы, хвощи и хвойные, мегалодоны и сельдь иваси. И вот на этой самой планете капитана Брюса похищает племя дикарей во главе с Октином Хашем. Первобытный харизматик переигрывает слишком беспечных земных учёных. И не только земных, как окажется впоследствии. Андрею предстоит разгадать тайны Эвура, завоевать новую любовь и вернуться в лоно цивилизации.

Динамичная приключенческая повесть. Пожалуй, воспринимается несколько банальной, но тут стоит учитывать время издания — в 1987 году книжные магазины отнюдь не были завалены тоннами подобной литературы. Да и булычевский живой язык несколько компенсирует эту вторичность.

Оценка : 8
«Заповедник сказок»
–  [ 9 ]  +

lammik, 10 декабря 2017 г. в 14:17

Всё началось с того, что папе Алисы, профессору Селезнёву, позвонил козлик, а так как козлики не должны пользоваться видеофонами, профессор посчитал этот звонок неуместной шуткой, ведь он в этот момент работал над очередной книгой об обитателях разных планет. Затем дом профессора посетил странный товарищ в пожарной каске, который представился заместителем директора Заповедника сказок Кусандрой. Кусандра привёл к Селезнёву дракона Змея Гордыныча с многочисленными жалобами на здоровье. А в кармане пальто Кусандры обнаружился гном, самый обыкновенный гном Свен, для друзей просто Веня. Веня и рассказал Алисе, что в Заповеднике сказок созрел заговор по свержению директора, который бесследно исчез. Алиса не отказалась помочь гному, это же Алиса Селезнёва! Так она оказалась в Заповеднике сказок.

В отзывах на повести из цикла об Алисе Селезнёвой часто можно прочитать что-то типа: «Читал в детстве — шло на ура, перечитал позже — не пошло, всё какое-то детское. Всему, мол, своё время.» Так вот цикл про Алису нужно читать дважды — в возрасте Алисы и после 30. Тут каждая повесть как глыба айсберга и детская надводная часть, безусловно, сияет и блестит, но это хорошо если 10% смысла произведения. «Заповедник сказок» как раз об этом. Сверху — история о том, как Алиса попадает в мир героев разных сказок, проходит через разные передряги и свергает злого Кусандру. А внизу — острая как нож и яркая как Солнце социальная сатира. А какие вкусные типажи! Подлец и карьерист Кусандра, двуличный Волк-«вегетарьянец», старый развратник Кот в сапогах, желающий защекотать то Спящую царевну, то Алису, могучий, но трусливый и недалёкий Змей Гордыныч, ленивый тунеядец и арендодатель половины замка Король, и, наконец, послушные и безынициативные сказочные «экспонаты».

Оценка : 9
«Паровоз для царя»
–  [ 9 ]  +

vorpol, 08 декабря 2017 г. в 06:58

Прародитель всех рассказов про впопуданцов, очень просто, но понятно объясняющий, почему все творения в стиле «Пионер попадает к Сталину в май 1941го и за месяц производит 100500 «Армат» или «Студент проваливается в 12й век и помогает русичам отразить натиск монголов с помощью Калашниковых» — бред сивой кобылы.

Оценка : 8
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 9 ]  +

lammik, 25 ноября 2017 г. в 20:19

Девочка, с которой ничего не случится, но с которой много чего происходит. Вступительная повесть в мир Алисы несёт в себе заряд настроения, присущего всему циклу. Умная и смелая Алиса попадает в истории и выходит из них победительницей, вселяя в читателей веру в будущее нашего мира и в своих не столь отдалённых потомков. Можно было бы дотошно разбирать по пунктам предсказания Булычева — (о, видеофон!), узнаваемо, марсиан не обнаружили, что же, бывает. Но не хочется, книга ведь не об этом и в целом, вообще не для взрослой аудитории, и если уж не довелось прочитать её в детстве и знакомство состоялось гораздо позже, то для получения удовольствия стоит включить в себе внутреннего ребёнка, не утратившего способность удивляться и смотреть в будущее с надеждой и интересом.

Оценка : 9
«Об одном привидении»
–  [ 9 ]  +

Фалкон, 28 февраля 2017 г. в 07:05

Данная глава из «Девочки с которой ничего не случится» публиковалась и в виде отдельного рассказа; посему, опишу свои наблюдения здесь, отдельно от прочих глав указанной повести.

1. К 208х-м годам сохраняется такое чисто советское изобретение, как дача — хотя ничто в рассказе не говорит о том, что она используется для выращивания овощей и фруктов; напротив, в следующем рассказе ясно сказано, что Алиса собирает землянику в лесу, а не на даче. Справедливо ли утверждать, что к указанному времени дачи, как места отдыха, да еще имеющие индивидуальный (не коллективный) характер, сохранятся — это вопрос не ко мне; Булычев решил, что — да.

2. Монорельс, как вид транспорта. Считаю перспективным, хотя он и до настоящего момента недооценен.

3. Вообще, сохранение природы в первозданном виде и Земля отнюдь не превращается в «повсеместный сад» — отличное предсказание! То, что благородных грибов в лесу меньше, чем грибников, напоминает не будущее, а настоящее любого года — что 1965, что 1975, что 208х-го.

4. Предлагаемое читателю кардинальное изменение характера человека, в которое я не очень верю — мальчик Коля, «отбирающий у детей игрушки» является уникумом, которого изучают специально приглашенные специалисты. Хоть и не хочется упоминать об этом здесь, но реальные дети отбирают, причем — не игрушки, а деньги.

5. Некоторое безобразие с экспериментом Кураки. Утверждается, что в далеком будущем автомат защиты цепи будет включать в себя плавкие (!!) предохранители. Без комментариев.

6. Этот же указанный Кураки — просит Селезнева телеграфировать в Токио о замене пробок. Насчет телеграммы — даже не знаю, что и сказать; авторский недосмотр.

7. Далее — слава Богу, проясняется, что Селезнев не отправлял телеграмму, а провидеофонил. Но, опять-таки, обнаруживается, что видеофона нет на даче; есть только коллективный на станции монорельса. А внезапные заболевания? А несчастные случаи с жильцами?

8. Есть элемент сатиры — Селезневы ругаются по поводу некачественного кухонного робота, производства Щелковской фабрики, который дважды перегорал. В чьей огород это камень — сказать не берусь, однако предполагаю, что с соответствующими проблемами Булычев знаком не понаслышке.

9. В этом рассказе акцентируется внимание на роде занятий Селезнева; больше нигде такого нет — упоминаются и марсианские огнедышащие гадюки и неведомые укусамы, по которых известно только то, что они щеголяют в панцирях, и какие-то красные крумсы.

10. Некоторое противоречие с главой «Я набираю номер». Про Бабу-Ягу Алиса не слышала, но вот про привидения, рыцарей, волшебников, великанов — да.

Алиса в данном рассказе непосредственна, егозлива, капризна — нормальный ребенок. По причинам, которые изложил в других отзывах на «Алису» — 10 баллов.

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 9 ]  +

breez, 30 января 2017 г. в 21:15

Отличное произведение. Другая планета , но люди остаются людьми. Читая переживаеш за героев , проживаеш вместе с ними их жизнь в поселке и их трудный путь . Произведение «цепляет», заставляет поволноваться за героев и не оставляет равнодушным. Автор создал шедевр.

  Солидарен с теми кто считает , что к прочтению обязательно.

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 9 ]  +

vfilatov, 16 декабря 2016 г. в 23:36

Прочитал роман из-за высокого рейтинга на сайте. Очень понравилась первая часть, но вторая ушла, по-моему, куда-то не туда. И уже после прочтения, читая другие отзывы, узнал, что оказывается первая часть раньше была отдельным произведением, под названием «Перевал». И тогда всё стало на свои места. За первую часть — 9, за вторую — 5. Ну а в среднем — 7.

Оценка : 7
«Марсианское зелье»
–  [ 9 ]  +

Graf., 28 октября 2016 г. в 03:00

Одна из самых сильных повестей цикла «Великий Гусляр», в начале, конечно, есть некоторые скучноватые и затянутые главы с описанием жизни старой Милицы Фёдоровны, но потом начинается самое интересное, особенно понравились золотые слова Алмаза в конце: «Бывают люди, которым молодость не нужна. Ни к чему она им, они уже с юных лет внутри состарились. И нечего им со второй молодостью делать. А другие... другие всегда молоды, сколько бы лет ни прожили.», лишь осталось непонятным, как помолодевшие Александр Грубин и Елена Сергеевна в других произведениях вернулись к своим возрастам...

Оценка : 9
«Поминальник ХХ века»
–  [ 9 ]  +

StasKr, 19 октября 2016 г. в 15:47

Весьма неоднозначное произведение. Написано оно довольно сильно и заставляет задуматься о том, сколько талантливых людей так и не сумело реализовать дарованных им возможностей. Однако сразу возникает вопрос, а почему Булычёв ограничил свой «Поминальник» только Россией и только XX веком? При малейшем желании можно было составить список несостоявшихся гениев от времён египетских фараонов до современности.

Итальянские государства, XVI век:

Фабио Грассо (великий живописец) – в возрасте 7 лет попал в плен к алжирским пиратам, продан в рабство, где вскоре и умер.

Лоренцо Гвидиче (выдающийся философ эпохи Возрождения) – в 14 лет убит немецкими ландскнехтами во время штурма и разграбления Рима.

Великобритания, XVIII век:

Джон Милтон (мореплаватель, совершивший два кругосветных плавания и открывший Антарктиду) – умер от оспы в 9 лет;

Томас Чандлер (математик) – умер в работном доме в возрасте 17 лет.

Гарри Оллсфорд (химик, первым описавший молибден) – повешен за кражу в 15 лет.

XXI век:

Лю Дэшэн, Китай (лауреат Нобелевской премии по медицине) – в 21 год погиб под колёсами автомобиля, которым управлял пьяный водитель.

Лусиан Жильберту, Бразилия (программист) – в 17 лет умер от передозировки наркотиков.

Петра Нодь, Венгрия – могла стать талантливым биологом. В итоге стала проституткой.

Оливер Дане, Франция (астрофизик) – не родился, так как его мать сделала аборт.

Вне зависимости от ответа на поставленный мною вопрос необходимо констатировать, что ограничив рамки «Поминальника» только Россией и только XX веком автор обесценил собственную задумку. Ведь при желании всю историю человечества можно представить себе как кладбище несостоявшихся гениев и бесконечную цепь упущенных возможностей. Это, конечно, предельно мрачная и мизантропическая точка зрения, но она имеет право на существование, тем более, что подобный «Поминальник» в мировом масштабе смотрелся бы гораздо интереснее и драматичнее, чем тот, который написал Булычёв.

Итог: хорошая идея оказалась испорчена авторским исполнением. Больше пяти баллов я этому произведению поставить не могу.

Оценка : 5
«Встреча тиранов под Ровно»
–  [ 9 ]  +

Прокопий Антемий, 14 октября 2016 г. в 17:10

На мой взгляд, вся соль тут в следующем:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мы катастрофически ослабляем Россию, понимая, что в ином случае она станет угрозой дальнейшему развитию земной цивилизации, что она сожрет западные демократии

Есть подозрение, что рассказ писался именно ради этой фразы, и что автор подобные мысли разделял. Всё, что представляет угрозу «западной цивилизации», должно быть уничтожено — это вполне в духе перестроечного самоуничижения и саморазрушения...

А больше в рассказе ничего и нет.

Оценка : 3
«Посёлок»
–  [ 9 ]  +

kronen, 20 сентября 2016 г. в 20:55

Читал несколько раз, будучи в разном возрасте. Не удивлюсь, если когда-нибудь ещё прочитаю. Не потому что память подводит: наоборот в памяти навсегда осталось, что потрясающая книга. И каждый раз внимание обращаешь на что-то новое. А автору неизменно поражаешься: всё в фантастике умеет делать на высоком уровне! А ведь он ещё и известный историк, доктор наук, и не менее известный серьезный коллекционер, оставивший всем известные каталоги...

Оценка : 10
«Смерть этажом ниже»
–  [ 9 ]  +

Шербетун, 14 января 2016 г. в 13:13

Эта повесть-катастрофа до жути правдоподобна и злободневна. Она представляет собой воплощение всех ужасов, возможных в период кризиса цивилизации.

Деспотия бюрократии, промышленный прогресс, непрерывный бег вперед ради самого бега, — все это выжигает души людей, превращает их в равнодушных пустых кукол, вяло бредущих в матрице своей системы и умирающих на перекрестках от губительного страха при необходимости сделать самостоятельный выбор. И только когда гнойник лопается, будь он вызревшей экологической катастрофой или чем-либо иным, лишь тогда начинается копошение в попытке найти выход, только выхода нет – куклы сами выбросили ключи от дверей. Безнадега заполняет все вокруг… И лишь тот кто выжил, выцарапал себе шанс выбраться из ада, находит в себе силы отстаивать правду, которая обречена отбывать свой срок в застенках тайных архивов, прежде чем попасть на страницы газет…

P.S. Повесть, написанная в 1989 году, словно отражает события в безмолвной, истекающей кровью и страданиями Припяти.

Оценка : 9
«Вячик, не двигай вещи!»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 18 декабря 2015 г. в 19:29

Инфантилизм в позднесоветском обществе превращался в настоящую антропологическую катастрофу: деспотичные мамы, потерявшие мужей на фронте, опекали своих сыночков, не давая им взрослеть. Обычно советские авторы сокрушонно разводили руками по поводу этой проблемы, а Кир Булычев пошёл против тенденции и показал бунт маменькиного сынка против любящей матери. И даже дал ему возможность победить, стать мужчиной.

В этом смысле, в оптимистическом, пассионарном посыле рассказа мне видится противостояние Кира Булычева общему настроению «ничего не поделаешь», к 1979 году всё сильнее овладевавшему массами советского народа.

Так что я так скажу: и рассказ прекрасно написан (что для Кира Булычева скорее правило, чем исключение), и идеологический посыл замечателен. А фантастическая идея... ну, выглядит иронической виньеткой, условностью, вроде летящих над лугом счастливых влюблённых на картине Марка Шагала.

Оценка : 9
«Младенец Фрей»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 01 декабря 2015 г. в 18:49

Просто ужасно. Примитивный памфлет, направленный непонятно против кого. Идея с перерождением перед смертью в младенца — просто глупость. Человеческая личность это прежде всего память, если стирается память, человек умирает, даже если его тело продолжает жить в виде «овоща» или — как в этом романе — в виде новорожденного.

Герои либо бесцветны либо гротескны, действие ничем внятным не мотивировано, в общем, полный провал.

Помимо всего прочего, на романе лежит печать тогдашней моды изображать Ленина сущим исчадием Ада, монстром, перешагнувшим всё человеческие и обрётшим диавольские силы. Этой моде отдали дань практически все тогдашние литераторы, но антиленинские тенденции Кира Булычева выглядят более идиотскими, чем даже рассказы Виктора Пелевина. Вероятно, это худшее из написанного Киром Булычевым.

Оценка : 2
«Наследник (Река Хронос. 1914)»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 01 декабря 2015 г. в 17:31

Хорошо придуманный роман был испорчен традиционным преклонением советских интеллигентов перед Иваном Буниным. Бунин, как известно, писал раздумчивые рассказы ни о чём и однажды даже написал довольно толстый роман ни о чём — «Жизнь Арсеньева». И эта «Жизнь» серьёзно шандарахнула по мозгам писателей поколения Кира Булычева. У него во многих текстах есть влияние и даже реминисценции текстов Бунина, но тут, при попытке написать роман из той эпохи, про которую писал Бунин, у Кира Булычева буквально тормоза сорвало. Пока речь шла о первой влюблённости, автора выручало то обстоятельство, что он, кроме Бунина, ещё и Валентина Катаева читал, но потом... книга забуксовала. Переливание из пустого в порожнее, приперченное криминальной интригой и громким хрустом фрацузских булок, у непредубеждённого читателя вызывает раздражение. Единственное, что помогает дочитать роман, это надежда, что во втором и третьем романах с обаятельными, хоть и одномерными, героями всё-таки что-то случится.

Оценка : 5
«Заповедник для академиков»
–  [ 9 ]  +

Грустный гость, 16 октября 2015 г. в 12:57

Попытался прочитать данное произведение — бросил, не стоит терять время. Не ожидал от Булычева такой ненависти к коммунистам. Штамп на штампе. Ну не он первый, не он последний. Может быть было бы честнее, в свое время, встать в ряды диссидентов, а не шептаться втихаря на кухне.

Книга нудная, не красящая его творчество.

«Корона профессора Козарина»
–  [ 9 ]  +

Модест122, 13 октября 2015 г. в 11:40

Вот за такие вещи я и люблю Булычева. Которые цепляют что-то в душе, заставляя задуматься о том, как ты живешь и зачем... И ведь фабула рассказа не есть что-то из ряда вон. Обычная зарисовка об отношениях двух людей, вместе идущих по жизни. В которой, к сожалению, светлых, солнечных страниц пока меньше, чем серых и дождливых. Да и не фантастика это вообще. Ведь это рассказ о том, что по настоящему любящие люди могут легко прочесть в душах друг друга все, что захотят. Правда, порой, какая-то сила мешает им это сделать... А Корона профессора-это только образ, метафора, олицетворение чуда, которое так часто дарит нам Любовь... Ранний рассказ Кира Булычева, в котором уже отчетливо чувствуется рука Мастера. Браво!

Оценка : 9
«Белое платье Золушки»
–  [ 9 ]  +

Модест122, 18 сентября 2015 г. в 21:25

«Белое платье Золушки»- очень лирично, очень тонко, немного сентиментально. Отличная работа Мастера! Неожиданно возникшая любовь Павлыша к Марине-птице, чем не поэма? Одно меня покоробило-глава первая о Драче. От этого фрагмента за версту тянет специфическим «советским» героизмом. Человек (ну, или биоформ, но все равно — человек), жертвует собой ради спасения груды железок (завод и станция) у подножия вулкана. Не ради спасения жизни других людей, но ради «материальных ценностей«! Этот нонсенс в теперешней жизни, в той жизни нонсенсом не был. Люди гибли спасая дорогостоящую (и не очень) технику и это считалось подвигом! Человеческая жизнь за неодушевленную вещь!!! А ведь вещь можно построить или сделать заново, жизнь- никогда... Надеюсь, времена эти остались в прошлом и жизнь человеческая теперь бесценна и уникальна. Надеюсь...

Оценка : 9
«Юбилей-200»
–  [ 9 ]  +

Gourmand, 31 мая 2015 г. в 03:28

Я рад, что прочитал рассказ. Потому что он добрый. А я устал читать про суперрасу, которая вытеснит людей, или про роботов, которые низведут людей до уровня животных, или про ещё каких-либо соперников человечества. А почему соперников, а не друзей? Ведь отправляемся в космос мы искать именно друзей, а не врагов.

Да, биологически затея исполнима. Изменения, если они будут у шимпанзе, приведут к тем же физиологическим следствиям, что и у эволюции людей: прямохождение, изменение речевого аппарата и т.д. — копия людей. Потому что слишком похожи, один корень, один предок. Да и с психологической точки зрения — почти люди. Хотя Булычёв отмечает, что неошимпы (гомо-шимпы) не утратили навыков лазания, но тут же оговаривается, что это из-за малого срока эволюционного развития, всего 200 лет.

Но при всём при том рассказ добрый, о настоящих людях и об отважных подопечных. Смелость, отстаивание чести и понимание, сочувствие — что может быть лучше?

Отличный рассказ.

Оценка : 9
«Павлыш» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Gourmand, 21 марта 2015 г. в 15:57

Лучше всего в цикле те произведения, где Павлыша либо совсем нет или почти нет (Посёлок), либо он является наблюдателем.

Сам Павлыш — какой-то влюбчивый дурачок-романтик. Так что цикл — это в огромной степени условность. Каждая вещь самостоятельна и по большому счёту от Павлыша мало зависит.

Оценка : 6
«Аун Сан»
–  [ 9 ]  +

Кунгурцев, 10 октября 2014 г. в 07:33

Эта биография национального героя Бирмы, судя по всему, самая первая книга Можейко-Булычёва, написанная ещё тогда, когда автор не то что доктором, но даже и кандидатом наук не был, да и фантастику ещё не писал (не публиковал во всяком случае).

Тем не менее литературный талант уже и здесь заметен. Хорошо книга написана, легко (для научной литературы «легко» это, пожалуй, не комплимент, но для научно-популярной – вполне), в полубеллетризованной форме. Кроме собственно биографических сведений немало и информации о малознакомой для нас даже сейчас Бирме.

Есть, конечно, определённые моменты о которых приходилось по политическим соображениям умалчивать. Так Аун Сан представляется лишь человеком, сочувствовавшим коммунистам и не говорится о том, что он собственно был одним из основателей Компартии Бирмы и её первым генеральным секретарём. Ведь впоследствии он вышел из Компартии, что с точки зрения советской идеологии было бы серьёзным недостатком.

Но случилось и ещё одно умолчание, уже по другим причинам. Автор упоминает о рождении двух сыновей Аун Сана, о его младшей дочери, которая прожила всего четыре дня. Но ни слова не говорит о том что в июне 1945 года родилась его старшая дочь. Видимо счёл малозначащим событием. Кто мог тогда, в 1963 году, когда писалась книга, подумать, что эта девушка станет впоследствии известна в мире гораздо больше своего знаменитого отца.

В общем для тех, кто не собирается углубляться в перипетии бирманской истории, а лишь в общих чертах узнать о периоде борьбы за независимость в 1930-40-е, вполне подойдёт.

Оценка : 8
«Поделись со мной...»
–  [ 9 ]  +

L I T L, 24 апреля 2014 г. в 21:07

Это нифига не фантастика вообще! Это самая настоящая жизнь.

Недавно у меня так болел зуб, что я просто на стенку лезла. А меня укачивал на руках мой человек. И не спал, и пел мне песни под гитару, чтоб мне не так сильно болело. И со мной к стоматологу наутро пошёл, чтоб я не боялась. И потом дома читал мне в слух именно ЭТОТ рассказ. А потом поехал на работу — и каждые десять минут мне звонил) И говорил, что любой свой зуб отдаст, лиш бы у меня не болело... А я подумала вот что: как мне повезло! Это же не какая-то абстрактная жертвенность, это реальная штука, когда хочешь подставить самого себя за любимого человека. Может, это и есть любовь?

Кир Булычев потрясающ! Он простыми словами говорит о самом чистом, самом светлом, что есть в глубине человеческой души. Я тоже хочу ТАК! Пусть будет больно, пусть даже совсем больно! Но это же прекрасно — взять на себя боль любимых людей!.. Все мы этого хотим, разве не так?

Оценка : 10
«Каникулы на Пенелопе»
–  [ 9 ]  +

Синяя выдра, 24 января 2014 г. в 09:06

Отчего-то именно эта история из приключений Алисы произвела на меня когда-то самое сильное впечатление. А ведь впервые я читала ее несколько позже, чем положено — лет в 16 что ли... Кстати, когда смотрела Аватара, вдруг почувствовала смутное узнавание идеи. Покопалась в памяти — точно, Кир Булычев, Каникулы на Пенелопе. Все-таки удивительно, сколько взрослых, объемных, мощных идей ему удалось вложить в детские книги.

Оценка : 10
«Последняя война»
–  [ 9 ]  +

mogzonec, 21 июня 2013 г. в 17:35

Когда взялся за роман, ожидал, что это будет фантастический боевик. Ан нет, не обломилось. Все оказалось запутанней и серьезней. Да есть борьба, привычные социальные антиподы и классовые враги, перенесенные в дальний космос. Налицо попытка малыми силами предотвратить и уничтожить войну как способ разрешения политико-этническо-экономико-социальных противоречий. Но тема романа — борьба за мир во всем мире — была подана настолько с неожиданной стороны, что как то сразу забылись традиционные, с точки зрения классической классовой борьбы, романы Дашкиева, Винника, Лагина, Казанцева и многих других писателей старшего по сравнению с Можейко поколения. Булычев (он же Можйеко) потихонечку расчищал путь для новой фантастики.

Оценка : 7
«Я набираю номер»
–  [ 9 ]  +

mac_mac, 22 апреля 2013 г. в 22:44

Очень смешная история и интереснаЯ, я ещё в школе читала, мне понравилось! Про девочку с Земли, которая не боится Бабы-яги, и про марсианина, который перерыл все словари, справочник, и ээнциклопедии, но так и не нашёл, кто такая баба-яга! :-d

Оценка : 10
«Перевал»
–  [ 9 ]  +

gorvzavodru, 14 февраля 2013 г. в 23:10

Очень хорошее произведение.

Даже удивительно почему оно мне не попалось ранее. Почему то думал что советскую фантастику я почти всю прочитал...

Очень хорошее описание жизни людей, дичающих но приспосабливающихся к неожиданному окружению.

И очень хорошее описание взаимоотношений людей разной степени «одичалости».

В общем, сильно понравилось.

Оценка : 10
«Вид на битву с высоты»
–  [ 9 ]  +

Bizon, 09 февраля 2013 г. в 23:36

Прочитал отзывы и решил свою каплю внести. Я не согласен с тем, что это произведение уступает раннему Булычеву. Наоборот, уровень его так же высок. Но изменился сам Булычев, и самое главное это произведение рассчитано на взрослую аудиторию. Неужели вы дадите читать эту книгу ребенку? Это цикл для взрослых сотоявшихся людей, и соответственно поднятые вопросы касаются только взрослых, наделенных определенным опытом людей. Проблематика отчетливая, она касается и военных на которых государство по большей степени забило и самих людей, которые не хотят жить в существующем мире, поэтому по своей воле переходят в другой мир: без красок, без запахов, без смерти, — где человеку не нужна ни еда, ни сон, где он не способен на воспроизводство, и просто истончается превращаясь в пыль. Кровь становится холодной как во времена написания цикла, когда продукты были по талонам и куча людей не задумываясь бы ушла в такой мир. А какие развлечения могут быть в мире без времени, без эмоций, без страсти? Вот и придумывают игру где ставка жизнь, и длится вечный бой. Пока не попадает туда Гарик, который кстати не землянин вовсе, хоть и очень похож.

Книга конечно мрачновата и пессимистична, но она и должна быть такой. Если вы увидев фамилию Булычев на обложке рассчитываете получить порцию здорово юмора и сногсшибательных приключений и не получаете этого, то проблема в том, что нужно принимать и другого Булычева — того, что пишет для взрослых, заставляя задуматься о настоящем, происходящем вокруг.

Однозначные 10 баллов и читать только взрослым.

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12 13 . . . 79 80 81 82 83   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх