Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Когда фильм называют классикой, подразумевают разное. Может быть «если вы кинофил, вы обязаны это увидеть». Или «неустаревающий шедевр». Или даже «понравится всем!»
Правда в том, что нет никакого титула, чтобы заставить посмотреть ту или иную картину. Каждый год новых фильмов выходит столько, что и в пределах одного жанра трудно угнаться. Да ещё сериалы, правильно? И не будем забывать про технический прогресс, особенно значимый для жанра фантастики. Хватит Википедии или какого-нибудь отзыва, чтобы знать, о чём эта история.
…Парадоксально, потому что «о чём» не имеет никакого отношения к тому, зачем смотрят фильмы, и тем более, почему их пересматривают. Самое важное — «как», а вот этого никакая наиподробнейшая статья не передаст.
КАК фильм заставляет нас себя чувствовать. ЧТО происходит с нами во время и О ЧЁМ мы думаем после просмотра. Это-то и главное, а не то, почему Сара Коннор попала в психушку или чего надо принцессе Лее.
И если рекомендовать фильмы, имеет смысл спрашивать не «Что вам нравится смотреть?» и даже не «Какие эмоции вам нравится испытывать?», а «Как вы любите взаимодействовать с тем, что происходит на экране?»
Не знаю, что будет считаться киноклассикой лет через пятьдесят, возможно, «то, что посмотрело максимальное чисто зрителей» или «собравшее лучшую кассу». Пока что у кинофантастики другие критерии.
И я не рекомендую вам «Near Dark».
Это скучный фильм, где ничего не объясняется и ничего особенного не показывается. Как принято писать в комментариях: «Ни о чём».
Кэтрин Бигелоу сняла вампирскую историю, в которой не произносится слово «вампир».
Здесь нет ни острых клыков, ни ужасных превращений, как, например, у вампиров из «Баффи» или в «От заката до рассвета». Нет ни охотников на вампиров в стиле Карпентера, «Ван-Хелсинга» или «Легиона», ни изучающих их учёных, как в «Другом мире», и даже какой-либо вампирской философии не подразумевается. Ни романтического флёра «Сумерек», ни особых способностей как в новомодном «Дракуле», да и на Дракулу в исполнении Гэри Олдмана местные вампиры в принципе не похожи. Поклонникам «Интервью с вампиром» или «Настоящей крови» тоже просьба не беспокоиться.
В «семейке» во главе с шрамированным Джесси (Лэнс Хенриксен) есть и нежная Мае (Дженни Райт), и красавчик Северин (Билл Пэкстон), и даже взрослый в теле подростка Гомер (Джошуа Миллер), — строго по канону! Но объединяет их скорее страх перед солнечным светом, чем какие-то особые отношения или «далёкие звезды», как иногда мечтает Мае. Всё обыденнее: сообща удобнее заклеивать окна и сжигать улики.
Этот фильм не о том, как страшна и при этом притягательна ночная тьма. И в нем не предпринимается попыток найти «что-то человеческое» в кровососах. Тем более в «Near Dark» нет популярного напева об особом виде сверхлюдей или возни с потерей души.
Это проклятая классика, созданная до того, как на вампирской тематике стали спекулировать все, кому не лень, ублажая пресыщенного зрителя новыми оттенками красного. Кружева, латекс, кожаные плащи в стиле Блейда, готические распятья — что угодно, лишь бы не вспоминать, что в основе кровопийства-ради-вечности лежит бездумное бытие ради бытия, с набором простых правил выживания — и обесцениванием всего, что остаётся позади.
А стоит уцепиться за что-то, стоит привязаться к кому-то, как ты немедленно очеловечиваешься. И проигрываешь. Или наоборот.
Так что, пожалуйста, не смотрите этот фильм! Он снят по старым правилам, здесь фантдопущения лучше воспринимать как метафоры — и не вестись на жанровое определение «ужастик». «Near Dark» требует внимания и привычки размышлять — и самим искать ответа. И это не ответ на вопросы «Что хотела сказать режиссёрка?» или «Что подразумевалось в сценарии?» Скорее, это вопрос к себе самому: что с тобой будет, если тьма окажется где-то рядом? Станешь колебаться, как Калеб? Но не потому ли Мае и выбрала его, потому что он неспособен убивать, но умеет спасать? И не потому ли Калеб способен помогать тем, кто рядом, потому что родные не бросают его?..
Под ровной гладью простого, как ковбойский сапог, сюжета скрывается кое-что, имеющее отношение к людям и только к ним. Любовь к другому, любовь к сыну, любовь к сестре — или любовь к куражу, к смертельному веселью, ради которого и вечной жизни не жалко, иначе зачем вообще жить! И неспособность полюбить ослепительно яркую ночь, потому что никакая вечность не стоит отказа от самого себя.
В этом смысле вампиры ничем не отличаются от людей. В этом смысле только люди отличаются друг от друга.
Недавно стали известны лауреаты "вампирской" премии, которую вручают ежегодно в конце марта в Орландо на конвенте ICFA.
Номинаций основных, как всегда две: фикшен и нон-фикшен.
В первой победила известная российскому читателю Энн Райс, которая вампирскую тематику благодатно окучивает с 70-х годов прошлого века.
Второй лауреат мене известен в России, Дэвид Дж. Скал эту премию получает уже 3-й раз, что является показателем стабильной любви автора к вампирской тематике. К слову, одну из его книг у нас издавали: "Книга ужаса. История хоррора в кино".
В 2012-м году, впервые прочитав аннотацию романа Адама Нэвилла "Last Days" и увидев его мрачную обложку, выдержанную в красных тонах, я понял, что очень хочу познакомиться с данным произведением.
Мое желание было настолько сильным, что я даже приобрел оригинальный томик, хотя и понимал, что вряд ли когда-либо стану читать столь объемный текст на английском языке.
Поэтому невозможно описать мою радость, когда сейчас, спустя пять лет, я все-таки дождался российского издания романа, вышедшего под названием "Судные дни".
Поскольку краткое содержание книги, представленное на ее обороте, получилось достаточно подробным, я не стану лишний раз пересказывать его и вместо этого попытаюсь изложить свои впечатления от работы Нэвилла, которые оказались по большей части положительными.
И первое, что хочется отметить — это сама история. Сложная, полная тайн и недосказанностей, насилия и жестокости. Повествующая о разрушительной силе, пришедшей в наш мир из глубины веков. Цепляющая и погружающая в себя без остатка.
"Судные дни" — первое за долгое время произведение, которое заставило меня почувствовать себя по-настоящему неуютно.
А все потому, что ужас в романе не ограничивается только внешними проявлениями, но и серьезным образом влияет на психологическое состояние героев и читателей.
Пожалуй, ничто не пугает больше, чем зло, неотступно преследующее человека. Постоянно изматывающее его и днем и ночью. Доводящее его до безумия, с тем чтобы в момент неизбежной слабости впиться гнилыми зубами в его податливую плоть.
Именно такое зло Нэвилл показал в своей книге и сделал это просто блестяще: напряженный сюжет со множеством интересных подробностей не дает расслабиться буквально ни на минуту!
Причем, вышел он еще и на удивление логичным и последовательным (а подобные качества не часто можно встретить у произведений, написанных в жанре хоррор).
И хотя многие сочтут финал романа не слишком уместным, для меня он стал своеобразной "вишенкой на торте".
На мой взгляд, только так и могла закончится история о съемках фильма о "Храме Судных дней": стремительно, грязно и кроваво.
Ну а если же говорить о недостатках произведения, то их у него два: это слабая проработка характеров некоторых персонажей (правда, это почему-то совсем не мешало сопереживать им) и отсутствие пояснений о дальнейшей судьбе героев и их документальной картины после кульминации.
Впрочем, вышеперечисленные минусы не слишком критичны и вряд ли смогут испортить удовольствие от книги.
Мне так точно не смогли.
Оценка: 9/10.
P.S. Хочется отдельно похвалить издание романа в новой серии "Мастера ужасов" — его реально приятно держать в руках.
И особенно радует тот факт, что обложка в кои-то веки имеет прямое отношение к содержанию произведения.
Кстати говоря, это же отметил и сам Адам Нэвилл в своем сообщении в facebook.
Здесь на земле чужих богов нам Один не поможет, или Не сотвори себе кумира
Парень по имени Тень, выходит на свободу после трехлетнего заключения. Его ждет любящая жена, хорошая работа у старого знакомого, и счастливая размеренная жизнь. Однако все идет наперекосяк. И с женой, и с работой, и, похоже, с самой жизнью.
Вдобавок Тень получает предложение поработать на загадочного господина, назвавшегося Средой. Господина, привлекающего к себе очень странных существ. Существ, тут же обративших пристальное внимание и на нового сотрудника господина Среды.
Сотрудника, вдруг обнаружившего, что реальность далеко не так реальна, как казалась.
Англичанин Нил Ричард МакКиннон Гейман начинал как журналист. Причем не особо удачливый журналист. Потом переключился на комиксы, где достиг уже более значительных успехов. А в 1990-м Нил попробовал себя на писательской ниве, вместе с Терри Пратчеттом написав роман «Добрые предзнаменования». Кстати весьма тепло встреченного критикой.
Если вы думаете, что Гейман позабыв обо всем, тут же бросился в писательский океан, то ошибаетесь.
Сперва, в 1996-м, случилось «Задверье», новелизация собственного сценария Нила для одноимённого сериала. Затем ««Звёздная пыль». И, наконец, в 2001 году, грянуло.
«Американские боги» собрали фактически все награды, до которых смогли дотянуться. Хьюго,
Локус, Небьюла, Премия Брэма Стокера, SFinks.
Это была бомба. Заставившая по другому взглянуть на, казалось бы, пустынную, лишенную мифо-истории, Америку. Америку, где в каждом доме своя секта, а религия и вера невозможна без шоу. Америку, для которой высшим существом всегда был его Величество Доллар. Всегда?
Гейман думает иначе. И с удовольствием делится своими мыслями с читателем.
Причем, невзирая на свою британское происхождение, Нил рассказывает историю, насквозь пронизанную американским духом. Навевающую воспоминания о работах позднего Кинга и забавных кинопроектах типа «Трассы 60» (также нельзя не отметить аллюзии на романы Желязны). Поэтичную и антуражную. Неторопливую, с множеством подробностей, описаний и боковых ответвлений. При этом нагнетающую обстановку практически с каждой страницей, погружая читателя в cуровый, жесткий, меланхоличный мир мифической Америки.
Земли не для богов.
А насколько вкусными вышли у Геймана атмосферные рассказы о прибытии в Америку! Без преувеличения каждая история достойна минимум совей повести.
А уж какая работа была проведена по изучению древних культов! На страницах романа буквально оживают те, без кого была немыслима жизнь человечества на протяжении веков. Как там у Олдей: «Сова моя, олива и крепость». Те, с кем мы знакомы давно и плотно. А также те, о существовании которых и не подозревали.
Шоб все авторы так усердно работали над материалом, фантастическая литература без проблем взлетела бы на новый уровень.
Но что еще более радостно, помимо хорошего языка и приятного для восприятия текста, «Американские боги» способны поделится с читателями рядом небезынтересных размышлений и идей.
Идей, которые для американцев и вовсе могут стать божественным откровением. Но и для нас способных если не открыть что-то абсолютно новое, то, по крайней мере, побаловать довольно продуманным взглядом на духовные вопросы.
Кто был раньше, курица или яйцо? Люди или Боги? Что такое вера, пища или потребность? Возможно ли прекращение борьбы старого с новым? Необходимы ли посредники между человеком и Творцом, или их уже давно пора отставить за ненадобностью? Что делать с кумирами, которых мы с упорством достойным лучшего применения, возвышаем раз за разом? И когда, наконец, мы поймем, что же является для нас истинной ценностью, и истинным храмом?
Эрго. Вкусный мифопоэтичный роман, позволяющий поглубже узнать Америку и лишний раз подумать о весьма важных вещах.
Этот новостной листок будет не совсем обычный. В смысле не столько новостной и не столько про хоррор. прежде чем начать, просто напомню, что все еще идет отбор в сборники СК/70 и "Крамничка жахітть, том 2".Если кто-то вдруг не слышал — еще можете успеть. А "Крамничка жахітть" — она, к слову, билингварная.
Но давайте уже к новостям.
I. Закончен конкурсный отбор комиксных сценариев для сборника «Рипли», который в ноябре этого года планирует выпустить фэнзин «Підвал». Победитель – Андрей Головко (г. Днепр) со сценарием «Крысиный лабиринт», которому – мои искренние поздравления. Но это еще не все. Составители сборника интригуют, обещая, что в мае, сразу после выхода сплаттер-антологии «Свиньи», будет объявлен конкурс рассказов для второй части сборника «Рипли». Если кто не догадался по названию – сборник посвящен вселенной Чужих и Элен Рипли персонально.
II. Теперь, про то, что не совсем новость. Сегодня я заполучил наконец в свои руки первый том хоррор-альманаха «Крамничка жахітть». Оный том я не только планирую прочитать, но и дать ему развернутую рецензию. В последующих моих планах – подобные рецензии на украиноязычные хоррор-антологии, которых только на данный момент, как мне известно, с 2015-го года вышло (от разных составителей) уже пять томов.
III. А вот теперь про «не совсем хоррор». Событие в украинской литературе достаточно заметное, чтобы его проигнорировать – посему, вот оно.
Совсем скоро в в издательстве Laurus выходит роман известного украинского поэта и писателя Александра Ирванця «Харків 1938». Жанр: альтернативная история, с несколькими важными «поворотными точками», главная из которых (в контексте романа) – сохранение Украиной независимости от Советской России. Прежде чем волна гнева захлестнет меня, хочу отметить, что роман в большей мере фокусируется на украинской классической литературе того периода, на героях-авторах, абсолютное большинство которых – исторические персонажи. Пока очень трудно судить о том, каким будет роман, но мастерство автора и его вдумчивый подход к своим работам оставляет немалые надежды на интересное и нетривиальное, многослойное повествование. И перспектива погрузится в нео-ретро версию столь любимого многими Харькова, с его неповторимой атмосферой – уже хороший стимул для прочтения.
Ті ж з читачів, кому кортить скласти власне враження, можуть вже зараз ознайомитися з невеличким фрагментом, який опублікувало видавництво, а також з доволі цікавим інтерв’ю автора.