Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Если взглянуть на мои отзывы на романы Бентли Литтла, то можно легко заметить, что я просто обожаю социальный хоррор в его исполнении. Автор всегда весьма точно подмечает шероховатости нашей повседневной жизни и доводит их до такого абсурда, что невольно становится страшно, ведь ты понимаешь, что подобные ужасы вполне могут произойти на самом деле.
Одной из подобных книг является "Консультант", совсем недавно получивший экранизацию в формате мини-сериала. Поскольку представители Литтла показали себя не с лучшей стороны, мы так и не увидели упомянутый роман на русском языке. Поэтому далее я буду оценивать его адаптацию, вышедшую на стриминговом сервисе "Amazon Prime Video", без оглядки на оригинальный текст.
Итак, "Консультант" рассказывает историю компании по разработке компьютерных игр "CompWare", куда после смерти ее основателя Санга прибывает самый обычный на вид мужчина с экзотическим именем Регус Патофф, заявляющий, что покойный заключил с ним контракт на оказание консультационных услуг в сфере бизнеса. И что его главной целью является "наблюдать, упорядочивать и улучшать", дабы привести компанию к светлому будущему.
И уже очень скоро сотрудникам "CompWare" предстоит узнать, что мистер Патофф не пускает слова на ветер и реально готов добиваться поставленных перед ним задач любыми доступными ему способами, даже если они далеки от понятий совести и морали.
Больше всего новые порядки тревожат Элейн (бывшую помощницу Санга) и Крейга (одного из кодеров). Вдвоем они попытаются узнать откуда взялся этот консультант-социопат и каким образом можно было бы от него избавиться. И ответы, которые они впоследствии обнаружат, им совсем не понравятся.
А вот мне мини-сериал пришелся по душе. В первую очередь хотелось бы похвалить его создателей за сохранение безумного духа книг Бентли. Я, конечно, подозреваю, что не все выбивающие из колеи сцены вошли в экранизацию (а некоторые вполне вероятно были смягчены), но тем не менее, при просмотре ты четко ощущаешь, что перед тобой действительно плод фантазии Литтла, а не какого-то другого автора.
Также на пользу сюжету пошел и выбранный формат повествования в виде коротких получасовых эпизодов. Благодаря этому история не успевает утомить и постоянно держит тебя в напряжении, не забывая в финале каждой части подкинуть очередной интригующий клиффхэнгер.
Хотя не могу не отметить, что из-за такого варианта изложения в сериале не нашлось места для многих важных объяснений. Полагаю, в планах продюсеров есть и второй сезон шоу, но мне его идея представляется крайне сомнительной. Потому как вряд ли сиквелу удастся предложить что-либо иное, кроме освещения деятельности Регуса Патоффа теперь уже в другой компании. В связи с чем возникает закономерный вопрос: а зачем нам тратить время на то, что мы и так уже видели?
Правда, в продолжении можно было бы сосредоточиться на мести Крейга, у которого к консультанту остались личные претензии. Но и этот путь не вселяет особого оптимизма. Все-таки произведения Литтла обычно имеют законченную форму (пускай их развязки и далеки от идеала) и попытка превратить их в долгоиграющие проекты выглядит странно.
Что ж, как бы там ни было в будущем, посмотреть первый сезон "Консультанта" определенно стоит. Ведь его сюжет, персонажи и их злоключения сложились в весьма цепляющую картину. Да и актеров в кои-то веки подобрали приятных. Особенно хорош Кристоф Вальц в титульной роли. Пожалуй, лучшего мистера Патоффа было бы грех желать.
"ВЕРИЛ ЛИ Г.Ф. ЛАВКРАФТ В СУЩЕСТВОВАНИЕ ВЕДЬМ?" (2017)
"Did H.P. Lovecraft Believe In Witches?"
.
Автор: Питер Мюйз (Peter Muise) — уроженец Новой Англии, родился и проживает в Бостоне, штат Массачусетс. Магистр антропологии, окончил Массачусетский исследовательский Университет Брандейса. Писатель, независимый исследователь, лектор и страстный поклонник Ново-английского фольклора. Автор книг: "Ведьмы и колдуны Массачусетса: легенды, жертвы и зловещие заклинатели" (2021) и "Легенды и предания Северного побережья" (2014), а так же один из со-авторов фундаментального сборника научно-исторических очерков "Сказочный народ: британские и ирландские феи от 500-го года до наших дней" (Gibson Square Books Ltd, 2018), выпущенного под редакцией английского профессора истории и фольклора Саймона Янга; книги Эллен Эверт Хопман "Настоящие ведьмы Новой Англии: история, предания и современная практика" (2018); и книги известного бостонского эксперта по паранормальным явлениям Сэма Балтрусиса "13 наиболее посещаемых призраками мест преступлений за пределами Бостона" (2016). Частый участник различных радиоподкастов и телепередач, увлекается народным фольклором, легендами, паранормальными явлениями и загадочными традициями Новой Англии.
Новая Англия произвела на свет трёх самых известных в мире писателей ужасов: Эдгара Аллана По, Стивена Кинга и Говарда Филлипса Лавкрафта. Все они великолепны по-своему, но я ловлю себя на мысли, что перечитываю истории Лавкрафта гораздо чаще, чем что-либо, написанное двумя другими авторами. Может быть, всё дело в его перегруженной деталями прозе, или же во всех этих отвратительных монстрах со щупальцами, а может в том, что он использовал в своих произведениях множество аутентичных Ново-английских преданий. Народные поверья, легендарные места и удивительные истории — всё это проявляется в творчестве Лавкрафта.
Он также включил колдовскую историю Новой Англии в несколько своих литературных сочинений. В романе "Дело Чарльза Декстера Уорда" (1927) состоятельный молодой учёный из Провиденса узнаёт, что один из его предков был зловещим алхимиком, бежавшим из Салема в 1692-ом году, спасаясь от судебных процессов над ведьмами, а в рассказе "Заброшенный дом" (1924) человек из колониального Провиденса подозревается в занятии Чёрной магией:
"Сын Этьена Поль, неприятный угрюмый малый, чьё сумасбродное поведение, вероятно, и спровоцировало тот бунт, сгубивший семью, вызывал особый интерес; и хотя Провиденс никогда не разделял страхов перед Чёрной магией со своими пуританскими соседями, старые кумушки-сплетницы откровенно намекали на то, что Руле-младший произносил свои молитвы в неподобающее время и направлял их вовсе не по тому адресу...".
В одном из своих писем Лавкрафт пишет о предыстории создания этого рассказа:
"[В городе Элизабет, штат Нью-Джерси]... На северо-восточном углу Бридж-стрит и Элизабет-авеню стоит жуткий старый дом — адское место, где, должно быть, в начале 17-го века, ночами творились тёмные дела, — с почерневшими некрашенными стенами, неестественно крутой крышей и наружным лестничным пролётом, ведущим на второй этаж, удушающе увитый зарослями плюща, столь густыми, что невольно представляешь их проклятыми или питающимися трупами. Это напомнило мне дом Бэббитов на Бенефит-стрит в Провиденсе... Позднее его образ опять возник в ярких красках, что в конце концов побудило меня написать новую историю ужасов с местом действия в Провиденсе и домом Бэббитов в качестве основы...". (Г.Ф. Лавкрафт — Избранные письма, том-1: 1911-1924, редакторы Август Дерлет и Дональд Вандрей, 1965).
На фото слева: реально существующий дом в Провиденсе, построенный около 1763 года и до сих пор стоящий на Бенефит-стрит 135, который упоминается Лавкрафтом в рассказе "Заброшенный дом". Лавкрафт был хорошо знаком с этим домом, поскольку его родная тётя Лилиан Кларк жила здесь в 1919-1920 годах как соседка-компаньонка миссис Х.К. Бэббит. Тем не менее, на написание истории Лавкрафта вдохновил другой дом, находившийся в городе Элизабет, штат Нью-Джерси (Новая Англия). К сожалению, тот чрезвычайно "жуткий дом", который видел писатель, давно исчез.
К слову, известный американский автор, признанный эксперт и популяризатор научной фантастики и ужасов, владелец журнала "Weird Tales" (с 1976-го года), редактор более ста фантастических антологий и издатель популярного фэнзина "Pulp" — Роберт Эдвард Вайнберг (1946-2016), выпустивший в 1988-ом году свой знаменитый "Биографический словарь художников Научной фантастики и Фэнтези" (получивший "Премию Хьюго" и "Всемирную Премию Фэнтези"), называл рассказ "Заброшенный дом" Лавкрафта "одной из самых лучших коротких новелл писателя" (см. Роберт Вайнберг, "История странных рассказов", коллекционные издания FAX, 1977).
И, конечно, необходимо упомянуть историю "Сны в ведьмином доме" (1932), которая тоже полна колдовства, как можно догадаться из самого названия. Этот рассказ повествует о студенте колледжа Уолтере Гилмане, увлекающемся изучением многомерных пространств, который снимает комнату в старинном доме, где когда-то жила ведьма по имени Кезия Мейсон. В 1692-ом году, во время Салемских процессов Мейсон избежала смертной казни, начертав на стене своей тюремной камеры загадочные оккультно-математические диаграммы, после чего таинственным образом исчезла; легенда гласит, что она и её мерзкий крысоподобный дух-фамильяр Бурый Дженкин теперь преследуют дом, где остановился Гилман.
На фото справа: Ведьминский дом 1642-го года в городе Салем, штат Массачусетс. Единственный на сегодня уцелевший дом, непосредственно связанный с судебными процессами над Салемскими ведьмами.
Далее выясняется, что эта легенда правдива, и вскоре ведьма пытается заставить самого Уолтера Гилмана стать колдуном:
"Выражение её лица было полно омерзительнейшей злобы и ликования, и когда Гилман очнулся, то вспомнил её скрипучий каркающий голос, угрозами убеждавший в том, что он должен встретиться с Чёрным Человеком* и вместе со всеми отправиться в центр Абсолютного Хаоса, к трону Азатота. Так она говорила. Гилман должен своей собственной кровью подписать Книгу Азатота и взять себе новое тайное имя...". (*прим., — "Чёрный Человек" — имя, данное Сатане, исполняющему роль Великого Магистра в традиционном Ведьминском Шабаше; так же, "Чёрный Человек" — одно из тысяч воплощений бога Ньярлатхотепа, посланца Древних, сил Зла и Хаоса, инициатора мистерий Тёмного Пути).
Многое из этого повествования является историей подлинных классических преданий о колдовстве Новой Англии (хотя имя Азатот, как известно, — собственное Лавкрафтовское творение). Лавкрафт включал в свои рассказы и другие разновидности Ново-английских преданий, так что в этом нет ничего удивительного.
Удивительно то, что Лавкрафт считал существование ведьм вполне реальным — во всяком случае, до определённой степени. Лавкрафт был материалистом и не верил в магию и сверхъестественное, но он действительно полагал, что за этими легендами скрывается нечто правдоподобное:
"Что-то действительно происходило под поверхностью, так что люди, время от времени, на самом деле натыкались на конкретные чувственные переживания, подтверждавшие всё, что они когда-либо слышали о видах ведьмовства. Короче говоря, теперь учёные признают, что на протяжении всей истории на северо-западе Европы существовал тайный культ дегенеративных (вырождающихся) природо-поклонников, тайком привлечённых из рядов крестьянства, а иногда и из декадентских личностей более избранного происхождения...". ("Г.Ф. Лавкрафт, Избранные письма: 1929 — 1931", редакторы Август Дерлет и Дональд Вандрей, 1971).
Согласно Лавкрафту, этот культ когда-то являлся господствующей религией в Европе, но позднее был вытеснен в подполье "более изысканным, эволюционировавшим и поэтичным политеизмом", системой верований в пантеон множественных божеств, практиковавшейся такими языческими группами, как друиды, древние римляне и скандинавы. В ответ на нападки этих доминирующих религиозных групп, Культ обратился к недоброжелательной, злонамеренной Магии и, в итоге, стал идентифицироваться как Ведьминский.
Лавкрафт не считал, что многие из этих настоящих ведьм приехали в Новую Англию в качестве поселенцев, однако он подозревал, что некоторые из них всё же смогли добраться до Салема.
Справа: Маргарет Элис Мюррей, автор книги "Культ ведьм в Западной Европе" (Oxford, 1921); фото 1928 года.
"Со своей стороны — я сомневаюсь, что существовал какой-то компактный ведьминский ковен или шабаш, но, считаю, что в Салем безусловно приезжали люди, непосредственно лично знавшие о культе и, которые, вполне возможно, были его посвящёнными членами. Я полагаю, что некоторые ритуалы и формулы культа, должно быть, тайно обсуждались среди определённых элементов, и, возможно, украдкой практиковались немногочисленными причастными вырожденцами, вовлечёнными в него... Большинство повешенных людей, вероятно, были невиновны, но я всё-таки думаю, что здесь имела место какая-то конкретная, грязная подоплёка, которой не было ни в одном другом деле о ведьмах Новой Англии...". ("Г.Ф. Лавкрафт, Избранные письма: 1929 — 1931", редакторы Август Дерлет и Дональд Вандрей, 1971).
Хотя сейчас данная теория может показаться странной, в то время Лавкрафт был далеко не единственным человеком, думавшим подобным образом. Такие суждения были широко распространены в начале XX века. В письме, излагающем его теорию, Лавкрафт ссылается на влиятельную книгу Маргарет Элис Мюррей (1863-1963) — "Культ ведьм в Западной Европе", изданную в 1921-ом году в Великобритании. Мюррей была выдающимся британским египтологом, интересовавшимся фольклором и колдовством. В её книге "Культ ведьм" утверждалось, что люди, обвинённые в колдовстве в Европе, на самом деле являлись приверженцами древней языческой религии, которая тайно смогла пережить христианизацию Европы.
Лавкрафт прочёл "Культ ведьм в Западной Европе" вскоре после публикации, скорее всего, где-то в конце 1923-го года — критик и писатель Роберт Х. Во, один из ведущих сегодняшних специалистов по творчеству Лавкрафта, в своей исследовательской работе под названием "Доктор Маргарет Мюррей и Говард Филлипс Лавкрафт: Ведьминский культ в Новой Англии" (см. журнал "Исследования Лавкрафта" №31, 1991) предполагает, что первым произведением, демонстрирующим тезисы Маргарет Мюррей, является Лавкрафтовский рассказ "Фестиваль" (1923), а так же указывает на влияние работы Мюррей на такие рассказы, как "Кошмар в Ред-Хуке" (1925), "Зов Ктулху" (1926) и "Сны в ведьмином доме" (1932). Определённое влияние книги Маргарет Мюррей можно увидеть и в рассказе "Тварь на пороге" (1933), где колдун Эфраим Уэйт из приморского городка Иннсмут, вселившийся в тело своей дочери, а затем отравивший её, принадлежит к ведьмовскому ковену, который называет его тайным именем "Камог", особым именем, получаемым ведьмами и колдунами во время прохождения шабаша.
Ниже: рисунок Г.Ф. Лавкрафта, в котором писатель попытался изобразить "Гуля" (упыря) из рассказа "Модель Пикмана". 1934 год.
Одну любопытную Лавкрафтовскую историю Роберт Х. Во не упоминает, из "Модели Пикмана" (1926):
"Я полагаю — вы слышали стародавний миф о том, как некие таинственные люди оставляют своих подкидышей в детских колыбелях в обмен на похищенных ими человеческих младенцев. Так вот, на своей картине Пикман изобразил, что происходит с этими украденными детьми — кем они вырастают, — и тогда я начал замечать ужасающее сходство между человеческими лицами и этими омерзительными мордами. Через все гнусные и тошнотворные градации перехода он устанавливал сардоническую и эволюционную связь, от откровенно нечеловеческих рыл к ещё сохранившим в себе нечто людское, хотя и явно деградировавшим физиономиям. Получалось, что эти псовидные твари были выведены из людей!..".
Принимая во внимание вышеприведённую цитату (среди прочих), кажется довольно вероятным, что на самом деле некоторые элементы Лавкрафтовских "гулей" (упырей) также были вдохновлены упоминаниями Маргарет Мюррей о "карликовой расе, некогда населявшей Северную и Западную Европу", и связью этих древних людей с верованиями в волшебство. Лавкрафт связал "гномов" Мюррей с некой воображаемой "весьма подлинной карликовой или пигмейской расой людей" в своём очерке "Некоторые предыстории Cказочной cтраны", впервые опубликованном в раритетном сборнике Лавкрафтовских эссе, рассказов и биографических воспоминаний — "Маргиналия" ("Заметки на полях"), выпущенном малым тиражом 2035 экземпляров в издательстве "Аркхэм Хаус" в 1944-ом году. (*прим., — сборник "Маргиналия" — был третьим официальным изданием Лавкрафта в "Аркхэм Хаус". Позже выяснилось, что так называемое "эссе" Лавкрафта "Некоторые предыстории Сказочной страны" представляет собой текст письма Уилфреду Бланчу Талману (1904-1986), написанного писателем во второй половине 1935-го года. По всей вероятности, это объясняет, почему столь длительное время оно не появлялось в собраниях сочинений ГФЛ. Сегодня с этим Лавкрафтовским "эссе" можно ознакомиться в книге "Г.Ф. Лавкрафт — Собрание очерков, том-3: Наука" от изд-ва "Гиппокампус Пресс", выпущенного под редакцией С.Т. Джоши в 2005-ом году. К сожалению, в сборниках "Избранных писем" Лавкрафта, нет писем к Уилфреду Б. Талману того периода. Кто знает, какую ещё плодотворную информацию они могут содержать...).
.
Справа: "Шаман в оленьей маске" — одно из названий загадочного наскального рисунка эпохи позднего Палеолита (около 13.000 лет до н.э.) из пещеры "Труа-Фрер" в Пиринеях, на юго-западе Франции (коммуна Монтескьё-Аванте). Увидев опубликованный эскиз этого рисунка, Маргерет Мюррей назвала его "первым изображением (рогатого) божества на Земле".
.
Смешивая тезисы Маргарет Мюррей, "маленьких человечков" из произведений Артура Мейчена и свои собственные расовые представления, Лавкрафт (исходя из тогдашних взглядов на историю) предположил, что легенды о гномах были основаны на древнем "Арийском" покорении Европы восточно-индоевропейскими полукочевыми народами, сместившими предыдущую и уже обитавшую там ранее низкорослую "монголоидную" расу; гномы были "вытеснены и загнаны в подземные укрытия, и... впоследствии продолжали скрытно и мстительно расправляться со своими завоевателями".
После выхода в свет книга "Культ ведьм в Западной Европе" вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Критики считали, что Маргарет Мюррей слишком буквально восприняла признания предполагаемых ведьм и исказила исторические записи, дабы соответствовать собственной теории, однако широкая читающая публика была более благосклонна к этой работе, а известная старейшая "Британская энциклопедия" (энциклопедия "Британника") даже попросила Мюррей стать автором энциклопедической статьи о колдовстве. Так что Лавкрафт всего лишь повторил общепринятую теорию своего времени. Стоит добавить, что сегодняшние историки отвергают гипотезу Маргарет Мюррей и не считают, что в Западной Европе или Ново-английском Салеме когда-то существовал тайный ведьмовский культ.
Таким образом, даже если в Салеме и не существовало тайного Культа Ведьм, Говард Лавкрафт считал, что он вполне мог там быть. И, это только дополняет ту самую причудливую фольклорную смесь, делающую Новую Англию столь интереснейшим местом для читателей и исследователей.
Сайт был создан двумя журналистами, которые любят читать криминальные истории. Целью портала было предоставить читателям полезные и краткие статьи, охватывающие как можно больше из криминального жанра. Сайт приобрел популярность и вскоре к нему присоединились ряд экспертов-единомышленников, которые освещают новинки и вносят вклад в развитие веб-сайта.
В 2021 году сайт впервые подвел итоги года. Премия вручается в шести категориях. Номинация, голосование и формирование шорт-листа осуществляется читателями сайта в онлайн-опросе. По каждой номинации называется победитель по версии пользователей портала, а также озвучивается «Выбор редакции».
Не глобальному потеплению, резвой комете, высокотехнологичным пришельцам или смертельному вирусу.
Людей уничтожил грибок. Поселяющийся в мозгу носителя, превращающий его в куклу, заставляющий нести заразу дальше.
Цивилизация уцелела лишь в карантинных зонах, за крепкими стенами, под пятой военной диктатуры.
У жителя бостонской зоны Джоэла Миллера остался лишь один родственник, живущий в далеком поселении. И когда тот не выходит на связь, Джо начинает искать возможности добраться до Томми. Благо подворачивается предложение доставить на дикую территорию, полную зараженных и бандитов, девочку-подростка, чем-то жутко важную для местной организации борцов за свободу.
И, возможно, это путешествие станет определяющим для судеб человечества.
Одной из самых известных игр этого жанра слывет The Last of Us 2013 года.
Которая ровно через десятилетие дошла до голубых экранов.
Перед нами классический постап с элементами антиутопии, созданный в форме излюбленного американцами роад-муви. Многоэтапное путешествие, во время которого мы вплотную знакомимся с миром после апокалипсиса. Квест, длящийся несколько природных сезонов, включая заснеженную зиму. Идущий через величественные природные просторы, не заметившие огромных проблем у своих «царей». Просторы, поражающие безмятежностью и вековечной красотой.
Через просторы природы и трупы городов.
Картинка умершего общества на уровне. Пустые поселения, заполненные битыми автомобилями, полуразрушенными высотками, высохшими телами. Черепа под ногами. Скелеты домов, плотно увитых растениями. Оставленные на обочинах танки, рухнувшие наземь самолеты. Сериал переполнен мелочами «дивного нового мира». Вот заброшенный отель с жабой, прыгающей по клавишам рояля. Вот музей с кучей мумифицированных трупов на лестнице и сухостоем грибных нитей. Вот воронки от бомб, сброшенных в попытках приостановить распространение заразы. Вот яркое платье на месте массового убийства. А вот его еще живой обладатель, которого мы видим в одном из флеш-беков. Вот стада расплодившихся бизонов. А вот река с кучей полузатонувших катеров.
Внушает.
Дополнительной изюминкой становятся флеш-беки из 2003-го. Особенно открывающая сериал получасовая арка мирной жизни Джоэла с дочерью, и впечатляющее завершение этой самой жизни. Жаль, погружений в 2003 откровенно мало, а вот обширные флеши из постаповой жизни персонажей смотрятся затянутыми. Особенно арка Фрэнки и Билла, нежная, добрая и домашняя. Но вызывающая определенную неловкость, несмотря на целомудренность демонстрации отношений двух бородатых мужиков. Да и часовая история Элли в торговом центре не отличается увлекательностью.
За элементы антиутопии отвечают людские анклавы за высокими стенами. Увешанные плакатами, напоминающими о сроках полного инфицирования. С патрулями на улицах и снайперами на крышах. Комендантским часом для борьбы с инфекцией и смутой. Жестоким обращением с населением. Казнью за самовольный выход за стену. Безжалостным убийством инфицированных. Огромными очередями к радиопередатчику. Поденной работой по уборке улиц или сжиганию трупов. Гордыми борцами за свободу.
Если верить постановщикам, военным власть в руки лучше не давать. Диктатура силовиков может быть пострашнее невинных зараженных, жаждущих лишь сделать тебя таким как они. А люди чертовски изобретательны в издевательствах над себе подобными.
Впрочем, разве это касается только военных? В людской природе, получив влияние и силу, выпускать наружу самые темные стороны своей натуры. И те же повстанцы, когда им повезет, в полной мере отыгрываются над ослабевшими оппонентами.
Любопытно: товарищей, идущих на сотрудничество с диктаторским режимом, постановщики не поддерживают. Мол, ничего хорошего вам это не принесет, а судьба все равно отыграется за предательство.
Но и бестрепетные бунтари, устанавливающие у себя железную дисциплину, не моргнув глазом убивающие соседей и неугодных, тоже не выглядят панацеей для социума.
И лишь первобытная демократия, очередная версия коммунизма, с ее храмом всех религий, выборным советом и общей собственностью, принимается создателями сериала с одобрением.
Герои «Одних из нас» хороши.
Джоэл Миллер (Паскаль). Пожилой мужик на грани старости (почти 60 годков все-таки) с пошаливающим сердечком, сбоящими коленями и слабым слухом. Потасканный, но все равно крепкий. Напрочь скрывающий эмоции. Не слишком умный, не особо образованный, эдакий становой хребет кондовой Америки. Хмурый, немногословный тип, знающий «что делать по обе стороны от мушки».
Вот только с меткостью картина противоречивая, в некоторых сценах глаза на месте, а после других (особенно в музее) так и хочется отправить Джоэла постажироваться у бравого Кравцова со товарищи. Забавно – Джо время от времени обвиняют в убийстве людей, мол выживали как могли. Интересно, среди уцелевших после апокалипсиса, остался хоть кто-нибудь с чистыми руками?
Джоэл, после трагедии 2003, живет по инерции, крепко-накрепко закрывшись от окружающего мира. Приоткрыв свою броню лишь для Тесс и младшего брата Томми. Тем сложнее Миллеру привыкнуть к его новой подопечной. Столь похожей и столь непохожей на его кровинушку.
Элли (Рамзи ). 14-летняя матерщинница, не лезущая за словом в карман, отрицающая авторитеты. Умная, жесткая, много читавшая, четко подмечающая нюансы отношений. Мечтающая о небе, фанатеющая от астронавтов, любящая смотреть на звезды.
Сирота. Воспитанница училища, с детства готовящего солдат. В сознательном возрасте не покидавшая стен карантинной зоны. Грубый, бунтующий подросток, пробующий границы. Непосредственный ребенок со спорным чувством юмора. Девочка, с широко открытыми глазами и огромным удивлением воспринимающая внешний мир. Для которой внове все, от поездок на автомобиле до увиденных обезьян. С недоумением читающая дневники инфантильных девчонок умершего мира.
Отношения этой парочки активно развиваются, постепенно превращаясь из вооруженного нейтралитета в фактически семейные. Актерские работы становятся одним из преимуществ проекта.
Теперь о слабых местах.
Тема с иммунитетом чертовски избита. От «одной из самых известных» хотелось бы чуток больше оригинальности. Хотя, учитывая время выхода игры, рассчитывать на это не стоит.
С динамикой откровенно «не сады». Б-м. крупные экшен-сцены можно без труда пересчитать по пальцам одной руки. По классической традиции постапа, отношениям среди людей уделяется гораздо больше времени и внимания, чем противостоянию с зомби. Постановщики покажут несколько вариантов организации выживших, от стандартных антиутопичных карантинных зон, до городов находящихся под контролем повстанцев, коммунистической идиллии и благостной общины, скрывающей жуткие тайны.
Темп сериала вялый. Две серии посвящены прошлому, причем не зарождению эпидемии, на что посмотреть было бы интересно, а раскрытию былого персонажей, и выглядят откровенными филлерами.
Несмотря на попытки постановщиков (а точнее создателей игры) соригинальничать, обвинив в апокалипсисе грибок-кордицепс, зараженные изрядно напоминают до боли привычных зомби (неясно, если грибок стремиться лишь к распространению, зачем инфицированные порой норовят порвать человека на кусочки?). С другой стороны – некоторое количество вариаций и особенностей нам обеспечат. Зараза передается через укус (плотные кожаные куртки и штаны, типа байкерских почему-то героями не используются) и через еду. Грибо-зомби могут обмениваться информацией благодаря нитям грибницы. Кроме обычных, недоразвитых зомбаков имеются слепые, но чутко слышащие щелкуны, использующие эхолокацию. А один раз нам и вовсе покажут откровенного и слабоуязвимого босса уровня (таких зовут «топляк» — правда, жутко важная информация?). Ходят также слухи о суперзараженных, стреляющих спорами.
Бедненько, но чистенько.
Эрго. Классический постап с элементами антиутопии. Неплохие актерские работы и картина погибшей цивилизации, а вот экшена и оригинальности не хватает.
Режиссер: Крэйг Мэйзин, Нил Дракманн, Питер Хор, Джереми Уэбб, Ясмила Жбанич, Лиза Джонсон, Али Аббаси
Маунт-Плезант — город в округе Чарлстон, что в Южной Каролине. Симпатичные улицы, красивые дома и ухоженные участки вокруг них. Спокойное тихое место, идеально подходящее для семей с детьми. Место, в котором жизнь идет своим чередом, свободная от ужасов большого мира. Трудно даже представить себе, что зло может вторгнуться в здешнюю идиллию и укорениться здесь, пустив кровь местным обывателям.
Поэтому когда в Маунт-Плезант приезжает Джеймс Харрис (с виду адекватный и дружелюбный парень), чтобы заботиться о своей захворавшей тетушке, а в расположенном неподалеку трейлерном парке кто-то или что-то начинает нападать на детей, никому даже в голову не приходит связать оба этих факта между собой. Тем более, что Джеймс всегда готов протянуть руку помощи соседям и в том числе вложиться в крупный инвестиционный проект, сулящий огромную прибыль его новым друзьям.
Однако Патриция Кэмпбелл чувствует, что вокруг происходит нечто странное и неправильное. Нечто настолько опасное, что оно способно в перспективе уничтожить не только ее семью, но и весь Маунт-Плезант. Стремясь докопаться до правды, она случайно выясняет жуткую природу Харриса. Но вот беда — никто из ее окружения ей не верит. А значит рассчитывать можно лишь на клуб любителей книг, членом которого является Патриция. Удастся ли горстке домохозяек справиться с древним и сильным противником? И какую цену им придется заплатить для победы над ним?
Прежде всего хотелось бы отметить тщательно выстроенное повествование, с каждой главой все глубже погружающее нас в хитросплетения борьбы центральной героини с кошмарным порождением ночи. История вышла настолько продуманной и цепляющей, что отвлечься от нее на посторонние дела просто не реально. Естественно, этого было не случилось, если бы Грейди не уделил особое внимание проработке характеров своих персонажей. Все они получились на редкость живыми и, что самое приятное, разными и интересными, а не слились в какую-то аморфную серую массу как в том же романе Хендрикса про последних девушек.
Плюс автору удалось создать в романе отличную мрачную атмосферу, периодически прерываемую напряженными экшен-эпизодами. Пускай последних набралось не слишком много, но, на мой взгляд, все они были, как говорится, в тему и исправно нагоняли жути. Что опять-таки, не давало скучать в процессе чтения.
В зачет книге идет также и то, что ее действие развивается в конце 1980-х и начале 1990-х годов, что добавляет сюжету налет стареньких фильмов ужасов, которые можно было посмотреть либо поздно вечером по ТВ, либо взяв напрокат потертую VHS-кассету. Иногда я ловил себя на мысли, что держу в руках нереализованный сценарий, написанный в духе культовой картины "Ночь страха" (Fright Night, 1985). Было бы здорово увидеть экранизацию "Руководства", снятую в стиле шедевра Тома Холланда. Хотя это имело бы смысл лет эдак 40 назад, так как нынешние киноделы наверняка испортят работу Хендрикса (особенно, если она попадет в загребущие толерантные лапы стримингового сервиса Netflix).
Короче, роман Грейди весьма меня порадовал и я даже не исключаю вероятности того, что вернусь к нему в будущем. Правда, взглянув на мою итоговую оценку, вы можете спросить, почему я не поставил книге 10 баллов и 10? В ответ я назову парочку несущественных, но все-таки бросающихся в глаза огрехов, которые допустил автор. Во-первых, как мне кажется, ему не стоило разбивать историю на три временных отрезка, из-за чего она вышла несколько затянутой. А во-вторых, когда помимо вампира на огонек заглядывает еще и призрак, это придает тексту излишнюю фантастичность.
Ну а в целом, "Руководство" — прекрасный, в чем-то старомодный хоррор, которого на самом деле очень не хватает в наши дни, отличающиеся засильем произведений, лишь отдаленно относящихся к темному жанру. Вот уж никак не ожидал от Хендрикса такого подарка после его слабенькой "Группы поддержки".