Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
Предлагаю вашему вниманию список рекомендованных книг и других произведений, опубликованный в февральском номере Локуса за 2011 год. Этот список является плодом консенсуса обширного коллектива редакторов и рецензентов журнала (романы: Liza Groen Trombi, Gary K. Wolfe, Jonathan Strahan, Faren C. Miller, Russell Letson, Paul Witcover, Graham Sleight, Carolyn Cushman, Adrienne Martini, Tim Pratt, искусство: Karen Haber, малая форма: Jonathan Strahan, Ellen Datlow, Gardner Dozois, David G. Hartwell, Rich Horton, Tansy Rayner Roberts, Lois Tilton, и др.). Кроме этого, в февральском номере Локуса публикуются эссе многих из этих рецензентов, в которых они рассматривают лучшие по их мнению книги и рассказы.
Одновременно список является лонглистом номинаций на премию Локуса за 2010 год, которая присуждается читателями журнала. Любой желающий может проголосовать на сайте Локуса: http://www.locusmag.com/Magazine/2011/Iss... до 15го апреля 2011 года. Через одну-две недели после окончания голосования будут объявлены финалисты – по 5 позиций в каждой номинации, набравших наибольшее число голосов. Победители будут объявлены на специальной церемонии в рамках Уикэнда Фантастических Премий в Сиэтле 24-26 июня 2011 года.
Чтобы не загромождать и без того огромный пост обложками, я привожу только по три в каждой категории. Среди антологий – шесть, потому что они разноплановые.
• "Lost Things", Angela Slatter (Sourdough and Other Stories)
• "All the Love in the World", Cat Sparks (Sprawl)
• "The Exterminator's Want-Ad", Bruce Sterling (Shareable 6/22/10)
• "The Word of Azrael", Matthew David Surridge (Black Gate Winter '10)
• "Libertarian Russia", Michael Swanwick (Asimov's 12/10)
• "The Monster's Million Faces", Rachel Swirsky (Tor.com 9/8/10)
• "The Stable Master's Tale", Rachel Swirsky (Fantasy 7/5/10)
• "A Letter from the Emperor", Steve Rasnic Tem (Asimov's 1/10)
• "The Night Train", Lavie Tidhar (Strange Horizons 6/14/10)
• "The Spontaneous Knotting of an Agitated String", Lavie Tidhar (Fantasy 5/17/10)
• "Still Life (A Sexagesimal Fairy Tale)", Ian Tregillis (Apex 10/4/10)
• "What Doctor Gottlieb Saw", Ian Tregillis (Tor.com 6/8/10)
• "How to Become a Mars Overlord", Catherynne M. Valente (Lightspeed 8/10)
• "Thirteen Ways of Looking at Space/Time", Catherynne M. Valente (Clarkesworld 8/10)
• "The Zeppelin Conductors' Society Annual Gentlemen's Ball", Genevieve Valentine (Lightspeed 7/10)
• "Amarylis", Carrie Vaughn (Lightspeed 6/10)
• "The Things", Peter Watts (Clarkesworld 1/10)
• "The Children of Main Street", A.C. Wise (Clarkesworld 12/10)
• "Standard Loneliness Package", Charlie Yu (Lightspeed 11/10)
Вот мы и дождались списка лучшего за год от Локуса. Гадать, попадет та или иная книга в этот список или нет, приходится нечасто. Явные фавориты попадают в него непременно, однако с дебютантами полной ясности не бывает никогда. Впрочем, обо всём по порядку.
Даже с первого взгляда становится очевидно, что списки слишком обширны для того, чтобы обозревать все произведения, хотя бы книги. В этом обзоре я попытаюсь определить, какие из номинантов станут финалистами премии Локуса, и какие из них способны будут побороться за наиболее значительные премии, а более подробно буду рассказывать уже о финалистах, когда они станут известны в конце апреля.
В разделе НФ один из фаворитов наметился ещё год назад, когда вышел первый том огромного двухтомного романа Конни Уиллис. Уже тогда стало ясно, что это будет одна из лучших книг года, а сейчас я не побоюсь назвать её самой лучшей. Вторая половина романа вышла осенью того же года, так что роман выдвигается на премии целиком. Это уже третий роман из цикла об оксфордских историках, исследующих прошлое «на натуре». На этот раз героями романа являются сразу несколько людей из будущего, направленных в Британию времен Второй Мировой войны. Прежнее обращение к подобной теме, знаменитая «Пожарная охрана», было довольно локальным. В новом романе автор рисует широкую панораму военной Британии, а её герои внедрены во все слои общества. Другой серьёзный претендент в этой категории – Иэн МакДональд, о романе которого я уже писал в своих недавних обзорах. Эти два романа безусловно войдут в пятёрку финалистов и будут номинированы на все основные НФ премии. В отношении других книг из номинации полной уверенности у меня нет. Новый роман Иэна М. Бэнкса из цикла о Культуре получил очень хорошую прессу. На основе этих восторженных отзывов у меня сложилось впечатление, что здесь присутствует некая закономерность: лучшие романы о Культуре получаются у Бэнкса в годы, кратные 10. Роман вполне способен стать финалистом здесь, а также войти в номинации нескольких крупнейших премий. Напротив, долгожданный роман Лоис МакМастер Буджолд из цикла о Майлзе Форкосигане, вышедший после восьмилетнего перерыва, непременно попадёт в номинацию на Хьюго, но в пятерку финалистов Локуса может и не попасть. Подобно Бэнксу, определённые шансы попасть в заветную пятерку есть также у умных и захватывающих романов Аластера Рейнольдса и Грега Игана, но на остальные премии они смогут претендовать похоже, только у себя дома, в Британии и в Австралии. Примерно такие же шансы попасть в число финалистов есть и у тройки властителей дум прошлого – Холдемана, Гибсона и Грега Бира, только шансы попасть в номинации на прочие премии у них побольше будут. Я особо интересовался Гибсоном. Рецензенты отмечают, что его новый роман будет получше, чем Страна призраков, но до Распознавания образов всё равно не дотягивает… Свое веское слово могут сказать и новые авторы. Дебютных романов в категории НФ я не вижу, но есть как минимум два вторых романа: Армстронга я уже упоминал в своём недавнем посте, а Миру Грант кто-то даже рецензировал на Фантлабе. Сюрпризом для меня стало отсутствие в лонглисте НФ Дредноута Чери Прист, продолжения прошлогоднего призёра Костотряса, а также Кена МакЛауда.
Категория фэнтези, как всегда, видится мне эдаким разноцветным лоскутным одеялом с немногочисленными лоскутами разных оттенков чёрного. (Это я о том, что после стремительного падения популярности ужастиков в 90е годы и резкого сокращения количества новых книг жанра отдельная категория ужастиков была ликвидирована и их присоединили к фэнтези. А то наполнять такую категорию всякими Лорел Гамильтон и Стефани Майер было бы слишком много чести!) Явными фаворитами здесь будут трое – Чарли Стросс, Г. Г. Кей и прошлогодний лауреат Чайна Мьевиль. У Стросса это третий роман из цикла о британской королевской спецслужбе по борьбе с ктулхической угрозой. В теме, посвященной Строссу, коллега Кшиштоф о романе уже рассказывал, осталось упросить его написать рецензию. Роман Кея я уже упоминал в своих обзорах; он написан в привычном для автора квазиисторическом ключе, а место его действия – типа Китай. Роман Мьевиля – это не просто очередная городская фэнтези. Накопив немалый опыт в конструировании очень странных миров в бас-лаговских романах, Мьевиль теперь приложил его к Лондону. Рецензенты поют ему такие дифирамбы, что номинации на все жанровые премии ему просто обеспечены. Так что, основная борьба пойдёт между двумя британцами. Не стоит сбрасывать со счетов Джина Вулфа, чьи романы неизменно попадают в число финалистов (каждый из трех предыдущих романов финишировал на третьем месте, а Рыцарь + Чародей – на втором). Также шансы есть у Кейдж Бейкер с третьим романом из цикла, начатого Наковальней мира, и у Джаспера Ффорде с неожиданной абсурдистской дистопией. Своё веское слово могут сказать просочившиеся в номинацию авторы слипстрима (Дэвид Митчелл) и магического реализма (Михал Айваз). Новую поросль, способную побороться с корифеями за свою долю славы, представляет здесь Лорен Бьюкс. Что же касается явных ужастиков, то их здесь трое – Хилл, Страуб и Пинборо; и что-то мне подсказывает, что шансы их призрачны.
В прошлом году в детско-юношеском разделе в отсутствие британских корифеев (Роулинг/Пратчетт/Джонс) удалось пробиться американо-австралийскому Вестерфельду. А сейчас он снова в номинации с продолжением. Стимпанк неизменно в почете, и если его меньше в НФ номинации, то по-прежнему немало в д/ю, в дебютах и в малой прозе. Шансы Вестерфельда попасть в пятерку довольно велики. Обязательно попадут в пятерку и новый роман Бачигалупи (который с одинаковым интересом прочтут и взрослые, и тинейждеры), и книги вернувшихся Пратчетта (снова Плоский мир для детей) и Джонс (внецикловая книга, которая может стать началом новой серии); определенные шансы есть и у Никса (седьмая книга его звёздной серии). Кроме них, серьёзным претендентом на ближайшие годы становится Орсон Скотт Кард: несколько его новых проектов, как серийных, так и несерийных, ориентированы на д/ю аудиторию. Кроме них, рецензенты нахваливают Сюзан Коллинз (продолжение прошлогоднего финалиста) и Филипа Рива (еще один стимпанк).
Категория дебютных романов приготовила нам два сюрприза. В последнее время в моих обзорах шла речь о нескольких интересных и, на мой взгляд, перспективных дебютантах. Половины из них в списке Локуса я так и не обнаружил. Другой сюрприз заключается в расширении географического разнообразия авторов – помимо неизменных Штатов/Канады/Британии и уже привычной Австралии в игру вступают Южная Африка (Бьюкс технически дебютантом не является), Барбадос, Финляндия и Израиль. Гости издалека сразу мощно заявили о себе: Лорен Бьюкс номинирована уже на две значительные премии и имеет шанс стать финалистом в разделе фэнтези; Карен Лорд уже получила одну из премий для дебютантов (Кроуфорд, см. мой предыдущий пост), первый роман Ханну Раяниеми многие критики считают лучшим дебютом года, а Лави Тидхара называют восходящей звездой, и его стимпанковый роман является мощным прорывом израильской НФ в мировую фантастику. Отдадим должное двум последним авторам: помимо английского, они пишут фантастику и на своем родном языке. Не стоит сбрасывать со счетов многоопытного австралийца Терри Даулинга: рссказы он пишет уже более 20 лет, но свой первый роман выпустил только сейчас. Кроме экзотических дебютантов есть тройка более привычных: дебют Мэри Робинетт Коваль – это такой роман, который могла бы написать Джейн Остин, если бы писала фэнтези; Н. К. Джемисин в прошлом году успела выпустить сразу два первых романа эпической фэнтезийной трилогии; а руководство Чарльза Ю по безопасной жизни в фантастической вселенной вызвало полярную реакцию критиков: одни хвалят его за ироничный постмодернизм, а другие ругают за отсутствие меры: дескать, слишком ироничный и слишком постмодернистский. (Эта последняя тройка являет собою характерный срез нового поколения американских НФ+Ф писателей: первая с польскими корнями, вторая чёрная, а третий вообще китаец. Прямо «Ex Pluribus Unum”!)
Категория авторских сборников на этот раз необычайно обширна, в основном за счет большого количества очередных сборников малой прозы, хотя тома избранного лучшего и тома из собраний рассказов тоже представлены хорошо. Оценить первую из этих групп сложнее всего за счет неизбежно разношёрстного состава книг. В ней я бы выделил сборники таких авторов как Иэн Р. МакЛауд, Аластер Рейнольдс, Ким Ньюман, Карен Джой Фаулер, Джефф Вандермеер и Уолтер Джон Уильямс. Не берусь предсказать, кто из них станет финалистами, хотя болеть буду за британцев. В группе избранного лучшего внимание привлекают сразу четыре автора: Питер С. Бигл, Фриц Лейбер, Лари Нивен и Ким Стенли Робинсон. (Исследуя состав тома Лейбера я сразу подумал о том, что он мог бы стать основой для тома рассказов Лейбера в ШФ как дополнения к обещанным двум томам романов. Эх, мечты, мечты…) Что-то мне подсказывает, что и большинство финалистов, и лауреат, будут из этой группы. Ну и группа томов из собраний рассказов представлена очередными томами Андерсона и Старджона, а также двумя последними томами Желязного. В пятерку финалистов, похоже, способен попасть только последний.
В подкатегории оригинальных антологий наиболее вероятными претендентами на успех мне представляются три последних: недавно отрецензированная на Фантлабе Мечи и черная магия Стрейхана и Андерса, Воины Мартина и Дозуа, а также Богоподобные машины Стрейхана. Именно они дали много номинантов в категориях малой прозы. Для любителей Ктулху будет интересна антология новой лавкрафтианы от главного в мире специалиста по этому автору. В подкатегории репринтных антологий наиболее примечательным будет обзор ужастиков за последние 20 лет от Эллен Дэтлоу. Ну а в подкатегории лучшего за год неизбежным лидером будет Дозуа, а за выход в финал с ним поборются Стрейхан и Хартвелл. Как бы ни был хорош 21й ежегодник ужастиков от Стивена Джонса, до пятерки финалистов ему не допрыгнуть. А нам его дожидаться от Азбуки предстоит ещё долго…
В нехудожественном разделе книг хороших много, но немного явных фаворитов. Очень интересна, на мой взгляд, книга Пола Кинкейда и Найалла Харрисона о британской фантастике за последние 20 лет: в ней происходило так много нового и хорошего, что изучать её будут еще долго. Неизменный интерес вызывают работы о творчестве старых мастеров – книги Паттерсона о Хайнлайне и Рича о Корнблате. Литературоведам будет интересен сборник рецензий Гарри К. Вулфа – ведущего рецензента Локуса, и не только его. Все эти четыре книги вполне могут выйти в финал. Еще одна интересная книга – сборник эссе, посвященных творчеству Урсулы К. Ле Гуин, выпущенный к её 80-летию, – до финала вряд ли доберётся.
В разделе альбомов по искусству ясности больше. Выход нового альбома известного художника всегда привлекает внимание. При всех художественных достоинствах Боба Эгглтона, от его беззастенчивой саморекламы толку не много – до Уэйлана ему далеко – но обратить внимание на его новый альбом она поможет. Каждое обращение хороших художников к миру Толкина – это событие. В прошлом году своё видение Средиземья представил на суд публики ныне очень популярный Донато Джанкола. Также в этой категории определённый интерес представляет сказка Нила Геймана, обильно проиллюстрированная Чарльзом Весом (мало текста, много картинок). Альбомы до финала доберутся точно, а Гейман/Весс – не знаю.
А теперь перед нами открывается безграничная равнина малой прозы. И если некоторые особо выступающие холмы (повести) разглядеть и обозреть ещё можно, то чем дальше, тем неизведаннее (и возможно, тем интереснее). В разделе повестей много известных имен и несколько долгожданных текстов. Во-первых, Люциус Шепард вернулся в мир Дракона Гриауля, о чем я уже и не мечтал. Во-вторых, у Теда Чана отдельной книжкой вышла новая повесть – пока что самый крупный из его опубликованных текстов. Этим двум повестям место среди финалистов обеспечено. Также место обеспечено там и повести Джорджа Р. Р. Мартина из его антологии Воины. Слишком редко он балует нас новыми произведениями. Эти же три повести способны будут потягаться и за другие крупные премии. Кроме них, на мой взгляд, шансы попасть в финал есть у повестей Аластера Рейнольдса, Кори Доктороу, Лави Тидхара и Пола Парка. Время покажет, насколько мои рассуждения оказались правильными. Несколько разочаровало меня отсутствие в номинации стимпанковой повести Кейдж Бейкер Nell Gwynne's Scarlet Spy, продолжающей цикл, начатый прошлогодним призёром.
Среди новелл (novelette) всегда много хороших произведений, а незнакомые имена могут принести приятные сюрпризы. На мой взгляд, хорошие шансы пройти в финал есть у Джо Аберкромби, Питера С. Бигля ("Trinity County, CA"), Стивена Эриксона, Нила Геймана, Тома Холта, Танит Ли ("Under/Above the Water") и Аластера Рейнольдса. Однако, незнакомцы возможно смогут потеснить их.
В категории рассказов неизведанного еще больше. Шансы попасть в число финалистов есть, по моему мнению, у Иэна Р. МакЛауда, Дэвида Лэнгфорда, Нила Геймана, Ханну Райаниеми, Питера Уоттса и, возможно, Кори Доктороу. Не стоит сбрасывать со счетов властителей дум прежних и недавних лет – Пэт Кэдиган, Карен Джой Фаулер, Джо Холдемана, Иэна МакДональда, Брюса Стерлинга и Майкла Суэнвика (в чьем рассказе главгером является писатель Пелевин!). Также свое веское слово могут сказать молодые – Юн Ха Ли, Иэн Трегиллис, Кэтрин М. Валенте.
Теперь остается дождаться конца апреля и станет ясно, насколько хорошо я вижу картину англоязычной фантастики. Если пятерки финалистов в книжных категориях совпадут с моими прогнозами примерно наполовину (три из пяти), я буду рад безмерно. С малой прозой сложнее – тут я буду рад даже при совпадении двух из пяти.
И я буду рад гораздо больше, если мои обзоры помогут кому-то сориентироваться в море новинок.
Я намеренно не вдавался глубоко в анализ книг, ибо нельзя объять необъятное. Я лишь оценивал их шансы пробиться в финал. Более подробно я рассмотрю финалистов. Надеюсь, что на майские праздники как раз будет время на это.
На чешском фантастическом сайте Сарден не так давно было опубликовано достаточно большое и очень интересное интервью с Дэном Симмонсом данное им специально для этого сайта. С любезного разрешения главного редактора Сардена Яна Пеханце я перевёл это интервью и с удовольствием публикую его у нас на сайте.
Вы хотели стать писателем с детства? Если нет, то о чем Вы мечтали, о какой профессии?
Это странно, но я действительно хотел быть писателем с самого раннего возраста. В этом я в какой-то степени похож на моего большого друга, Харлана Эллисона. Харлан, по его словам, когда ему было всего-навсего лет пять, уже твёрдо знал, причем с уверенностью, как будто посланной самим небом, что обязательно когда-либо прославится — как художник или писатель. Как мы знаем, с живописью у него не вышло...
Я же всегда умел рисовать. Мой старший брат даже одно время работал как профессиональный художник, наверное это у нас в генах. Когда я заканчивал среднюю школу, мне предложили место в лучшем художественном университете Среднего Запада, где мы тогда жили. Но я отказался и пошел в гуманитарный, потому что знал — если хочу стать профессиональным писателем, необходимы хорошие знания литературы и английского языка.
Многие в молодости представляют себе, что у них обязательно будет прекрасная красивая жизнь и интересная работа, но реальность же такова, что для осуществления своих снов или чего-либо подобного, надо активно работать уже с самого раннего детства. Сами по себе, без постоянной работы над самим собой, ни одни сны не станут реальностью. Уже в третьем классе, когда мне было семь или восемь, я карандашом в обычной тетради, сочинял истории о Тимми МакБрауне, детском частном детективе, и их тайком читал целый наш класс. Они имели определённый успех, и я писал продолжения.
Я знал уже тогда, даже можно сказать — инстинктивно чувствовал, что сочиняю и пишу свои истории не для того, чтобы потом с бахвальством читать их вслух перед всем классом, или — не дай Боже — чтобы меня перед всем классом хвалила за них учительница. Меня интересовали критика и комментарии других детей — единственных тогда моих читателей. Даже когда мне было восемь лет, я знал, или как я уже говорил выше — инстинктивно чувствовал, что литература должна быть скорее провокационной, чем официально приглаженной законами рынка или что ещё хуже — законами государства.
В четвертом классе, уже в другой школе (мы часто переезжали с места на место), мне было девять или десять, и я помню, что написал продолжение фильма «Волшебник из страны Оз». Это было большое сочинение на 25-ти рукописных страницах, которые ходили по рукам всей школы. Я был тогда слишком молод и глуп, и поэтому совершенно не догадывался, что фильм оказывается был снят по книге некоего Л. Фрэнка Баума, который написал свои собственные продолжения, причем, намного лучше чем я. Но тем не менее, моё продолжение стало, как сейчас говорится, настоящим хитом среди детей. До сих пор помню — какую радость я испытывал при написании некоторых сцен — например, когда Дороти, Тото, Страшила и Железный Дровосек (Трусливый Лев в это время попал в собственную неприятную историю) попали в страну оживших фарфоровых кукол...
В то время у меня было ощущение, что двадцать пять страниц, написанных от руки — это целый полновесный роман. И в конце концов случилось нечто ужасное... Наша учительница, г-жа Шивес заметила как-то, как эти помятые странички передают из рук в руки. Несколько дней я провёл в страшном нервном напряжении, ожидая наказания за такую излишнюю самодеятельность. Но прошло пару дней, и г-жа Шивес неожиданно похвалила меня, и даже прочла вслух несколько страниц на одном из уроков литературы.
Но если честно, я почувствовал себя очень неуютно. От всеобщего внимания и так сказать... официального признания. И около года не мог написать ни строчки. Только потом, собравшись с духом, и вытащив старую, чудом сохранившуюся печатную машинку моей мамы (в бытность её работы секретаршей) фирмы «Underwood», я написал рассказ. Это была история первого полёта на Луну (шёл 1958 год). Я прекрасно помню, как мои астронавты были удивлены, долетев на обратную сторону Луны и обнаружив, что она состоит из одной единственной гигантской горы. В пещерах же той горы было полным-полно замёрзшего кислорода, и жители Луны должны были соскалывать его и растапливать. А выглядели они как троглодиты (я как раз узнал тогда это новое для себя слово, и ждал, когда же, наконец, смогу его где-нибудь использовать).
И чуть позже, смотря на свой первый, напечатанный на домашней машинке рассказ, со всеми ошибками, исправлениями и перечёркиваниями, я вдруг понял, это пришло откуда-то свыше — что обязательно когда-нибудь стану профессиональным писателем.
Потом, в средней школе у меня уже была собственная печатная машинка (поставленная на шатающийся журнальный столик), и я как проклятый строчил на ней рассказы, начала многочисленных романов и сценарии к моим любимым сериалам.
Общеизвестно, что у Вас огромный кругозор, и что Вы прекрасно разбираетесь во многих отраслях науки и литературы — поэтому очень интересно — как долго Вы собираете материал, готовясь к написанию очередного романа? Можете, пожалуйста, нашим читателям, если это возможно, хоть как-то этот процесс приблизить, или хотя бы посоветовать — как лучше всего быть "в теме"?
На самом деле — открою один из моих секретов — тему для очередного романа я выбираю исключительно в силу того, о ком или о чём мне интересно узнать что-либо новое в первую очередь самому. Перед тем, как написать, например, «Фабрику», я пять лет во всех подробностях изучал жизнь Хемингуэя.
Огромный научно-фантастический эпос — «Илион» и «Олимп» я написал, потому что изучал Гомера. Нашёл все существующие его переводы, какие только возможно, всю критику, тематические работы с различными интерпретациями, и на три года с головой погрузился в работу. Это было упоительное время.
Обычно перед тем, как сесть за роман, я какое-то время, обычно совсем недолго, несколько месяцев, изучаю собранный материал, и сразу начинаю писать. Основное погружение в тему, на самую, так сказать, глубину, происходит уже во время, собственно, самой работы над книгой. Например, при работе над «Друдом» я провёл восхитительных 14 месяцев абсолютно поглощённый Лондоном середины девятнадцатого столетия и жизнью и мечтами Уилки Коллинза и Чарльза Диккенса, насквозь прокуренных опием. Написать книгу о Диккенсе я решил ещё лет десять назад, прочитав однажды отличнейшую его биографию от Питера Акройда. И втечении всех десяти лет по кусочкам собирал материал, из которого в конце концов и вырос «Друд».
Иногда, конечно, бывает, что какая-нибудь "мелочь" собьёт вас с пути. Джордж Мартин как-то мне однажды признался, что был вынужден остановить на время работу над «Грёзами Февра», потому что один из его героев прохаживался темными улочками и салонами одного Луизианского городка, а так как дело было в конце позапрошлого века, то Мартин совершенно не был уверен — применялись ли уже тогда на улицах газовые лампы.
Сейчас, конечно, достаточно просто навести нужные справки в интернете, но нужно помнить, что мы с Джорджем писали свои книги ещё в восемьдесятые, когда единственным выходом был поход в публичную библиотеку. Да и сейчас часто бывает так, что и Google вам не помощник.
В моём последнем романе «Black Hills» одна из сцен происходит на первом в мире Гигантском Колесе Обозрения (тогда это было одно из чудес света, поэтому писалось с большой буквы), которое было торжественно открыто на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Постепенно я узнал всё — высоту Колеса (83,8 метра), количество кабинок, количество мест в кабинках (38), какой материал использовали для обивки, и даже то, что оказывается, все сиденья в кабинках для удобства пассажиров вращались на каждую сторону (хотя все равно на них почти никто не сидел, все толпились прямо у окон)... Я даже знал все мало-мальские детали одежды "стражи" у дверей кабинок (а нужны они были для того, чтобы помешать самоубийцам всех мастей "испробовать" таким образом самое высокое американское сооружение своего времени). Кстати, именно поэтому на работу стражников набирали людей в совершенстве владеющими приёмами джиу-джитсу...
Всё это я знал. Но вот в какую сторону это Колесо вращалось?
Очень важная сцена романа разыгрывалась прямо в кабинке, и мне нужно было точно описать, что видят мои герои из её окон. Так на какую сторону оно крутилось? Что же могли видеть Паха Сапа и миссис Раян ДеПлакетт — Белый город, поставленный специально для Всемирной выставки и озеро Мичиган? Или Турецкий павильон, железную дорогу и необъятные степи Великой Равнины?
Практически все современные колёса обозрения крутятся по часовой стрелке, но крутилось ли так то моё конкретное в 1893 году?
Я просил помощи и у своих поклонников на форуме и у своих друзей, как сыщики из Скотленд-Ярда мы две недели исследовали эту проблему. Мы нашли чудом сохранившееся газетные вырезки 1893 года, и даже старые и редкие записи с впечатлениями от посещения Всемирной Выставки, оставленные многочисленными посетителями. Между прочим, самыми лучшими были записи из личного дневника некоего начинающего тогда писателя Эдгара Райса Берроуза, посетившего выставку совместно с женой. Одни свидетели писали, что колесо крутилось по часовой стрелке, другие же — наоборот, против. Что, естественно, ещё больше запутывало дело. В конце концов, пришлось даже докапываться до инженерных чертежей и подробно исследовать все эти ремни, колёсики и шестерёнки. Две важные недели я копался в чертежах (обычно я отвожу на роман 12 месяцев работы, так что каждая неделя на счету)...
Итог? Первое на свете Гигантское Колесо Обозрения, было сконструировано так, что могло крутиться в обе стороны!
Проблема, наконец, была решена, и я мог продолжать писать. И исследовать следующие возникающие проблемы. А их, должен сказать, было ещё не мало — чего только стоят язык, воинское искусство и культура индейцев племени Оглала...
Какая, если это не секрет, из ваших книг у Вас самая любимая и почему? А с какой Вы, наоборот, больше всего намучились? На нас в редакции самое большое впечатление произвёл «Илион». Откуда у Вас вообще взялась идея объединить две такие совершенно разные исторические эпохи?
Я написал много книг, но я так же и отец, и поэтому хорошо знаю — никогда нельзя говорить кого из своих детей вы любите больше остальных. Конечно, у меня всего один ребёнок, дочь Джейн, и я не испытываю проблем когда решаю, кого же я люблю больше, поэтому такую осторожность я проявляю только на литературном поприще. Но если серьёзно, это правило действительно очень важно. Книги, они ведь всё чувствуют, понимаете? И часто обижаются, если получают что-то меньше, чем бескорыстная любовь своего автора.
Я совсем не уверен, что когда писатель выделяет какую-либо свою книгу как самую лучшую, ему обязательно можно верить. В конце жизни Хемингуэй называл своей лучшей вещью «Старика и море» (в конце, концов именно за неё он получил Нобелевку), но в глубине души он наверняка знал, что во многих отношениях эта книга была далека от идеала, и совершенно не могла равняться с его ранними вещами, особенно с «И восходит солнце (Фиеста)» или «По ком звонит колокол».
Скорее всего я бы мог, пролистав свои романы, посоветовать отдельные главы или пассажи, где с чистой совестью можно сказать — это действительно хорошая работа. Я часто так думаю, особенно когда вспоминаю «Фазы гравитации» (это очень личный роман), «The Hollow Man» (который, к сожалению, большинство читателей так и не смогли понять до конца), или «Лето ночи» (которое я писал вскрыв собственные вены и обмакивая перо в тёплых воспоминаниях своего детства). Так же, как и большинство писателей, и я хотел бы, чтобы мои самые лучшие работы были как раз те последние, над которыми я работал. Этого синдрома я стараюсь по возможности избегать, хотя, конечно, за отдельные страницы «Террора» и «Друда» мне совсем не стыдно. Кажется, они действительно получились. В той же мере это относится и к «Black Hills». Писать его было очень сложно, но в тоже время и очень увлекательно, и я получил огромное удовольствие от работы над этим романом.
«Flashback» — мой последний роман, который этим летом выйдет в Америке, и ещё очень свеж в моей памяти, чтобы давать ему какую-либо оценку. Остаётся только надеяться нa лучшее.
Мне очень приятно, что вам так понравился «Илион». С ним связаны очень трудные, но и не менее интересные исследования. И «Илион» и «Олимп» я решил написать просто потому, что давно хотел провести пару-тройку лет исследованием всех существующих разборов и переводов Гомера и сравнить в них отличия. Теоретически связать две столь различные эпохи (времена Античной Греции и депрессивное будущее человечества несколько тысячелетий спустя) было довольно просто, но вот сделать это на практике, причем так, чтобы выглядело всё это просто и естественно, оказалось очень и очень сложно.
Если задумываться над тем, над какой же книгой мне пришлось больше всего потрудиться, то не уверен, что смогу ответить ясно и утвердительно. Практически при работе над всеми своими книгами я сталкивался с большими трудностями и непростыми исследованиями. Но никогда ещё не стало, чтобы какой-либо свой начатый роман я потом не докончил. Может здесь срабатывает некий писательский инстинкт, но я всегда твёрдо знаю — какая книга, что называется "пойдёт", а какая нет (хотя допускаю, что тут многие читатели со мной не согласятся).
Я был ещё молодой, по сути начинающий писатель, когда взвалил на свои плечи груз «Утехи падали». В романе было столько персонажей и сюжетных линий, что я был вынужден на стенах своего рабочего кабинета развесить повсюду страницы с начерченными временными осями, сюжетными линиями, действиями персонажей и развитием основных героев — как некую сумашедшую мозаику. Но я многому научился. В чем я точно намучился с «Утехой падали» больше всего — это прежде всего в том, чтобы на то что бы издать этот 999 страничный роман именно так, как я это представлял, ушло несколько лет. За это время я даже успел получить свою первую литературную премию за совсем другую книгу (Всемирную премию фэнтези-86 за «Песнь Кали»). Ну и, конечно, нельзя не упомянуть, что изданию «Утехи» очень помогло любезное вмешательство Дина Кунца. Но это уже совсем другая история.
Есть ли у Вас ещё какая-либо чисто литературная мечта? Или Вы все свои писательские мечты уже осуществили?
Что касается написания книг, то моей самой главной мечтой всегда было стать профессиональным писателем. По статистике, в Америке с населением в 302 млн. человек, всего около 500 писателей, зарабатывающих на хлеб исключительно своим писательским трудом. Для меня это был, без сомнения, очень большой вызов, и я рад, что смог этого достичь, с 1987 года став профессиональным писателем. И пока ни на что не жалуюсь.
Ваша самая любимая историческая эпоха? Из Ваших книг может показаться, что скорее всего это Античный мир и викторианская Англия. Как Вы вообще относитесь, например, к Шэкспиру, персонажи которого часто используете в своих книгах?
Я вообще люблю историю. И всегда, когда не провожу исследований на тему очередного романа, с большим удовольствием читаю именно историческую литературу фактов. Любимая историческая эпоха? Однозначно ответить невозможно. Любимая, потому что там хочется жить или любимая, потому что именно об этой эпохе мне больше всего нравится, например, читать?
Очень люблю и всегда возвращаюсь к Пелопоннесской войне — предательству Алкивиада и спорным решениям Афинской демократии, которые вели к её уничтожению (один мой близкий друг — возможно один из лучших в мире специалистов по Диалектике Платона, Фукидиду, Пелопоннесской войне и Милосскому диалогу; жалко, что эти исторические периоды не изучаются во всех университетах, а только в военных академиях). Я пока не задумывался над использованием этих тем в своих романах, за исключением времён Гомеровских мифов.
Ещё я люблю период Средневековья. Думаю, это очень недооценённое нашими современниками время, и поэтому не пользующееся большой популярностью. Возможно в этом виноват прилепившийся ярлык — Тёмные века. К счастью, некоторые научные работы (например блестящая «Осень Средневековья» Йохана Хёйзинга) помогают лучше понять все сложности того времени и приближают его к обычным читателям.
Ни один из своих романов я не поместил в Средневековье, хотя это сейчас и довольно модно, и многие известные авторы этим не брезгуют. Хотя меня всегда восхищало, как всего-навсего одна книга — например, роман-трилогия Роберта Краули «Морская Империя: Осада Мальты, Битва при Лепанто, Война за центр мира» — способна поднять волну интереса к какой-нибудь определённой исторической эпохе. (Перед перечитыванием «Дон Кихота» не мешало бы вспомнить, что двадцатичетырёхлетний ещё тогда Сервантес 7 октября 1571 года в битве при Лепанто был тяжело ранен двумя зарядами с аркебузы, в грудь и левую руку (которая впоследствии так и не заработала у него до конца жизни) и позже об этой битве написал так: "Это самое большое событие, которое видело наше прошлое, настоящее и возможно увидит будущее".)
Ещё два периода, которые я люблю с самого раннего детства — Американская революция и Гражданская война. Первый период (с упором на отцов-основателей Американского государства — Джефферсона, Франклина, Адамса, Гамильтона, Вашингтона и других) хорошо объясняет нам — почему моя страна была основана на высших принципах просветителей-философов тех лет и имеет в этом смысле достаточно уникальную историю, институт власти и демократические законы. Хотя есть такое впечатление, что последние президенты не совсем это понимают. Прекрасное представление об этом дают книги Питера Гайя об американских просветителях и отцах-основателях: «The Enlightenment: The Rise of Modern Paganism» и «The Enlightenment: The Science of Freedom». Декларация Независимости и Билль о правах — это вершины в истории гражданской свободы и демократии. Для меня, как американца, выше этого нет ничего в мире.
И на конец, вместе с моими извинениями за такой длинный и скучный ответ, хочу упомянуть ещё один период истории, который мне безумно интересен, и который я последние сорок лет, ещё со времен учебы в университете, изучал наиболее внимательно: возрождение национал-социализма в Германии и Европе в период между двумя мировыми войнами. Я свободно читаю на немецком, что мне очень помогало в понимании того, как могло случиться, что интеллигентные образованные, просвещённые люди, например учителя (что мне ближе всего, я сам преподавал восемнадцать лет) с такой лёгкостью поддавались фашистской идеологии и с большой охотой вербовались в отряды СС, чтобы превращаться потом в самых жестоких убийц в человеческой истории.
В промежуток между 1967 и 2000 годом, я уделял этой теме столько внимания, что даже серьёзно собирался написать историческую документальную книгу. К счастью меня опередил знаменитый Ричард Родес со своей великолепной «Господа над смертью: СС и начало Холокоста».
Уверен, что до конца всей своей жизни я буду пытаться понять Холокост и причины его возникновения, а так же понять и прочувствовать судьбы людей, которым посчастливилось его пережить, как и тех, у которых этого не получилось. Этой темы я всего лишь слегка коснулся, введя как одну из побочных сюжетных линий в «Утехе падали».
Ваши последние романы «Террор» и «Друд» достаточно далеки от классической фантастики или романов-ужасов, Вашими любимыми жанрами в прошлом. Это было так и задумано или "так совпали обстоятельства"?
Конечно, так было задумано. Совершенно осознанно. Знаете, профессиональный писатель, имеющий за плечами 28 романов (говорю о себе), никогда не пишет книги случайно, просто потому, что так сложились обстоятельства.
Если же говорить конкретно, то последние романы («Террор», «Друд», «Black Hills», и выходящий вскоре «Flashback») привлекли к моему творчеству новый круг читателей, которых я вряд ли бы нашёл, оставаясь в узких рамках классической фантастики. К чему я, собственно, и стремился.
Откуда Вы черпаете вдохновение для своих книг? Это тяжёлый, болезненный процесс, или же наоборот, идей у Вас так много, что Вы не успеваете их использовать? В какой мере Вы используете свой собственный жизненный опыт? Могли бы Вы привести какой-нибудь пример на эту тему?
Один старый, и хотя не очень смешной, но зато правдивый писательский анекдот правит, что настоящие писатели не ждут и не верят в вдохновение, а только лишь своему поту. (игра слов: вдохновение и пот по англ. будут соответственно — inspiration и perspiration)
Ещё одна ситуация, с которой, уверен, сталкивались все профессиональные писатели: на какой-нибудь вечеринке к вам начнёт приставать человек со словами — "У меня есть прекрасная тема для будущей книги, но нет времени её писать, что если я дам тебе супер идею, ты напишешь книгу, а деньги и славу мы потом разделим пополам!". В таких ситуациях я неизменно отвечаю: идея — совсем не самое главное (каждодневная работа за письменным столом — вот самая трудная часть), у меня у самого идей столько, что я до смерти не успею их все использовать. Я был убеждён в этом даже тогда, когда был молод и мне было 27, а сейчас, когда мне 62, я верю в это ещё больше.
Не поделитесь с нами, над чем Вы работаете сейчас?
Конкретно сейчас я корректирую «Flashback», который в апреле выходит в Англии, а летом и в США. А пока, между корректурой и переговорами с издателями, я начал работу над быстрым, зловещим, и на мой вкус, очень коротком романе «Vastation» (это будет для меня некое "просветление" в жанре ужасов, момент, когда "мир вокруг сойдёт с ума" и главный герой поймёт, что все зловещие вещи вокруг на самом деле очень реальны). Девиз новой книги пока таков: когда зеркала в твоём доме окрасятся в ониксовый чёрный цвет, начнётся твоё внутреннее просветление.
Вот и пришло время нашего основного вопроса — посетит ли нас ещё когда-нибудь Шрайк?
Да, Шрайк вернётся.
Я обещал когда-то, что больше никогда не напишу роман из мира «Гипериона», и своё обещание сдержу. Я не люблю многосериальные саги, потому что при этом в любом случае рано или поздно неизбежен общий упадок качества и новизны впечатлений. Но я никогда не говорил, что не могу вернуться в мир «Гипериона» с каким-нибудь рассказом или повестью. Я ещё не вёл по этому поводу никаких переговоров с издателями, но уже давно задумываю написать книгу из 5 связанных между собой историй из Вселенной «Гипериона». Рабочее название — «Shrike Quincunx» (Шрайк Пятикратный).
Перед Рождеством в Чешской республике вышел Ваш последний роман «Black Hills». Как Вы работали с практически неизвестным теперь языком Лакота, учили его сам или работали с консультантом?
Языку Лакота я научился так хорошо, как только это возможно из книг. Но естественно, нескольких коренных индейцев, свободно говорящих на этом языке, я пригласил и в качестве консультантов. Включая, например, моего хорошего друга — Жака Л. Кондора Мака Таи Меха и двух докторов наук лакотского происхождения.
Поговорим о генерале Кастере. Откуда Вы черпали информацию о его личной жизни?
Из книг, документов и писем, которые после себя оставила его жена. А так же своей фантазии. Конечно, я не могу со стопроцентной уверенностью знать, были ли Джордж Армстронг Кастер и его жена Либби такие жизнелюбы, так витальны и эротически набиты, как я описываю это в своей книге, но что-то мне подсказывает, что я недалёк от истины.
Либби Кастер прожила 14 лет как жена молодого, но уже знаменитого генерала, и следующих 57 лет, как его верная вдова. И всё это время она защищала его имя, и его место в истории против ревизионистских историков, которые пытались всячески генерала Кастера очернить и запятнать. Кроме того, она никогда уже не вышла замуж. Все её воспоминания прямо-таки сквозят нежностью и любовью по отношению к мужу. И когда ей было уже за восемьдесят, то есть более 50 лет назад, когда она в последний раз спала со своим убитым мужем, Либби Кастер всё так же говорила и писала о том, как её тело помнит тепло его тела, лежащего рядом в постели, и как она не способна представить чтобы "на соседней подушке видела голову иного мужчины".
То, что я попытался приблизить Кастера своим читателям посредством его огромной и чувственной любви к своей жене, предлагает несколько новый взгляд на генерала Кастера (которого коренные индейцы называли "Длинные Волосы"), как историческую личность, которая втечении многих лет была погребена под грудой лжи, карикатур, ошибочных догадок и ревизионистского перекручивания истории в угоду сиюминутных политических игр (например, карикатура Кастера, как кровожадного идиота в фильме «Маленький большой человек», снятого во времена Вьетнамской войны). Об этом мой близкий друг, ныне уже покойный писатель и поэт Джеймс Уэлш, его ж отец происходил из индейской резервации Blackfeet, написал книгу «Killing Custer» (Убийство Кастера). В определённом смысле, от битвы при Литтл-Бигхорнн, когда он погиб, на Джорджа Армстронга Кастера постоянно нападали и убивали снова и снова. Мы как будто перекладывали на него все свои грехи, наделанные в американской истории по отношению к индейцам. Я всего лишь попытался представить Кастера комплексным, живым и страстным человеком.
Искренне надеюсь, что читатели в Чешской республике примут «Black Hills» и в полной мере насладятся не только чтением о генерале Кастере, поданым под таким необычным углом, и жизнью лакотских Сиу конца 19 века, но и срезом целой эпохи американской истории... Истории, во время которой, например, на Горе Рашмор были вытесаны знаменитые головы четырёх президентов..., и которые мой лакотский герой Паха Сапа, ныне семидесятилетний старик, задумал взорвать в тот день, когда на их открытие прибыл сам Франклин Делано Рузвельт...
Спасибо вам за очень интересные вопросы и за ваше понимание и терпеливость при долгих ожиданиях, когда я же наконец найду время на них ответить, и особенно за ваше терпение при чтении моих длинных ответов. Вопросы были действительно очень интересны.
Я в свою очередь, хочу выразить признательность чешским коллегам за любезное разрешение публикования данного материала.
Карен Лорд была объявлена лауреатом премии Уильяма Л. Кроуфорда за 2011 год (William L. Crawford Award) за свой первый роман Redemption in Indigo (Small Beer Press). Премия, вручаемая ежегодно на Международной конференции по фантастике в искусстве (The International Conference on the Fantastic in the Arts), присуждается новому автору фэнтези, чья первая книга вышла в прошлом году. В этом году конференция пройдёт 16-20 марта в Орландо, Флорида, США.
Её соперницами были
o Zoo City, Lauren Beukes (Angry Robot),
o The Hundred Thousand Kingdoms, N.K. Jemisin (Orbit),
o Crossing Over, Anna Kendall (Gollancz/Viking Juvenile)
Жюри также хотело номинировать книги двух других авторов: Robert Jackson Bennett за Mr. Shivers (Orbit) и Amelia Beamer за The Loving Dead (Night Shade), но некоторые члены жюри посчитали их чем угодно (хоррор или НФ), но только не фэнтези, что противоречит условиям учредителя премии, Андре Нортон.
В процессе выдвижения и отбора участвовали писатели и критики с обоих берегов Атлантики: Niall Harrison, Cheryl Morgan, Graham Sleight, Paul Witcover, John Clute, Jonathan Strahan, Liza Trombi, Farah Mendlesohn, Ellen Klages, и Kelly Link (которая как издатель Small Beer Press взяла самоотвод при финальном голосовании).
В этом году я узнаЮ так много нового об интересных дебютантах, и их, мне кажется, стало больше. Также поразительно широкой становится география номинантов и лауреатов жанровых премий. В последнее десятилетие американцев с канадцами изрядно потеснили британцы, к ним периодически присоединяются ирландцы и австралийцы, а в этом году уже на вторую (надеюсь, не последнюю) премию выдвигается южноафриканка Лорен Бьюкс, о которой я писал в своём прошлом посте. Однако же, победителем стала жительница карибского острова Барбадос Карен Лорд. Дебютировать в литературе в 42 – не так уж и поздно, Варшавский начинал в 54. Карен Лорд имеет ученую степень в области социологии и считает, что литературное творчество уравновешивает её научную работу. Роман, принесший ей победу, является фэнтезийным переосмыслением сенегальской народной сказки. В книге есть колдуны, духи, магия и бездна африканского колорита.
Ещё одна интересная чёрная дебютантка Н.К. Джемисин выпустила в прошлом году первые два тома трилогии «Наследство», а на эту премию, естественно, номинирован только первый. Его главная героиня вынуждена вступить в борьбу с многочисленными кузенами и кузинами за право унаследовать трон варварского королевства, и, к её удивлению, её союзниками становятся не только некоторые родственники, но и боги, вынужденные жить среди людей после поражения в древней битве. Рецензенты отмечают влияние Желязного в этом захватывающем хитросплетении политики, убийств, расизма и божественного влияния на жизнь простых смертных.
Роман Анны Кендалл тоже повествует о борьбе за трон, только для среднего школьного возраста. Главный герой 14-летний Роджер имеет редкий дар переходить из мира живых в мир мёртвых и обратно. Это атмосферный роман взросления, переплетающий обреченную рыцарскую любовь и непростые странствия Роджера, когда он пытается понять этот мир.
«Некондиционные» романы по-своему тоже хороши. Действие романа Роберта Джексона Беннетта происходит в Америке во время Великой Депрессии. Такой роман смогли бы написать совместно Стивен Кинг и Джон Стейнбек, если бы их не разделяли два поколения. Это роман о том, на что можно пойти ради мести; о том, что иные люди готовы ради этого отказаться от человеческого облика.
А последняя дебютантка из обоймы – персона совсем неожиданная. Амелия Бимер работает в редакции журнала Локус редактором и рецензентом. Главные герои её романа – соседи по общажной комнате. Завязка трэшевая: на вечеринке прямо в этой комнате все их гости постепенно превращаются в злобных зомбей. Потом оказывается, что это не только у них, это по всей Калифорнии, и это эпидемия, которая разносится половым путем и поцелуями. Чтобы остаться в живых героям нужно добраться до единственного зомбоупорного места на всю округу – до Алькатраса.
***
Шон Тан номинирован на Оскар
Короткий анимационный фильм австралийского художника Шона Тана The Lost Thing (Passion Pictures) стал одним из пяти финалистов на премию Оскар в категории коротких анимационных фильмов. Его режиссерами являются Шон Тан и Эндрю Руэман, и он снят по иллюстрированной книге самого Тана. Художник/режиссер/«и швец и жнец…» Тан уже собирается на церемонию. Говорит, пора, дескать, и смокингом обзавестись…
Локус спросил у Тана, как он себя чувствует в качестве финалиста такой престижной премии: «Обалденно, изумительно, это просто какой-то странный сдвиг реальности!» – ответил тот. – «Конкуренция была очень жёсткой – стандарты коротких анимационных фильмов ныне очень высоки, и насчет наших шансов я испытывал одновременно и оптимизм, и пессимизм, исходя из того, как всё это делалось. Наша команда совсем маленькая (над визуальной стороной трудились всего четверо), и мы горбатились над фильмом в крошечной студии на задворках Мельбурна над автоматической прачечной. Мы с моим продюсером Софи Бирн работали над проектом в течении девяти лет с перерывами, с тех пор как первые наброски были сделаны в 2001 году. Еще тогда мы прикалывались насчет номинации на Оскар, а теперь так странно осознавать, что это на самом деле. Самое хорошее в этом – привлечение внимания к нашему фильму, в противном случае его ожидало бы быстрое забвение, как это часто бывает с короткими анимационными фильмами.»
Хотите узнать о фильме больше – посетите его официальный вебсайт. Церемония вручения Оскаров (83rd Academy Awards) состоится 27 февраля в Театре Кодака в Голливуде.
ИHФОРМАЦИОHHЫЙ ЛИСТОК УКРАИHСКОЙ ФАHТАСТИКИ N 2/2011 (316) ______________________________________________________ _________________
O L D N E W S
От 28 января 2011 г. (с) ТМ «Второй блин» (г. Харьков).
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ:
Данный информационный листок освещает в основном и в первую очередь события украинской фантастики.
Разумеется, наиболее интересные события в мире фантастики в рамках СHГ также будут находить свое отражение в «OldNews». Мы освещаем только русско- и украиноязычную фантастику. О фантастике «дальнего зарубежья» пишут достаточно и без нас.
Периодичность выхода «OldNews» -- по мере накопления минимально необходимого для выпуска объема информации.
Дмитрий Громов, Олег Ладыженский, январь 2010 г.
____________________________________________________ | 21 января 2011 г. умер замечательный писатель | | и просто хороший человек Николай Трофимович Чадович. | | Светлая ему память. | |____________________________________________________|
В HОМЕРЕ:
_________
* Книжные новинки. ** Конкурс видеоклипов по произведениям отечественной фантастики. *** Всеукраинское объединение любителей фантастики: итоги голосования. **** "Басткон-2011": итоги. ***** "Фантасты современной Украины" на сайте фестиваля "Звездный Мост". ****** Новые номера журналов и альманахов.
* КHИЖHЫЕ HОВИHКИ.
Издательство "ЭКСМО" (Москва), серия "Легенды":
ОЛДИ Генри Лайон: "Герой должен быть один" (роман, переиздание), 2011.* ______________________________________________________ _________________
Издательство "ЭКСМО" (Москва), серия "Русская фантастика":
** КОНКУРС ВИДЕОКЛИПОВ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАНТАСТИКИ.
Оргкомитет Харьковского Международного фестиваля фантастики "Звездный Мост" объявляет КОНКУРС ВИДЕОКЛИПОВ по произведениям отечественной фантастики. Сайт "Звездного Моста": http://www.star-bridge.org/ Требования к работам: Формат видео: AVI, WMV или MPG. Алгоритм сжатия: XViD, DivX, MPEG-2, Microsoft DV. Продолжительность ролика: до 5 минут (минимум не ограничен). Размер кадра: 720x576px (4:3) или аналогичный широкий (5:4, 3:2, 16:9). Использование чужих видеоматериалов (видеоколлажи, видеоцитаты) -- не более 30% по времени от длительности ролика. Использование чужих звуковых (музыкальных) дорожек -- допускается без ограничений. Использование компьютерных (видео) спецэффектов -- допускается без ограничений, и в разумных количествах -- приветствуется. Тематика: произведения отечественной фантастики. Рассматриваются как игровые, так и анимационные, и комбинированные работы. Работы принимаются до 15 августа 2011 года включительно. Как прислать видеоклип на конкурс: Для участия в конкурсе надо отправить письмо-заявку администратору сайта "Звездного Моста" Алексу Крафту с сайта "Звездного Моста": http://www.star-bridge.org/?section=reg&s... В заявке должны быть указаны следующие данные: Автор клипа (фамилия и имя, а также, по желанию, псевдоним). Если клип сделан авторским коллективом -- указать название и/или перечислить состав коллектива. Город и страна, где проживет автор клипа. Электронный адрес (e-mail) для связи с автором клипа. По какому произведению отечественной фантастики сделан клип (название и автор произведения). Объем клипа (в мегабайтах). Длительность клипа (в минутах и секундах). В каком формате будет представлен клип. По получении Вашей заявки мы свяжется с Вами по электронной почте, адрес которой Вы указали, и согласуем с Вами способ пересылки Вашего клипа на конкурс "Звездного Моста". Итоги конкурса будут подведены специальным жюри непосредственно на фестивале фантастики "Звездный Мост-2011", который пройдет в городе Харькове (Украина) в середине сентября 2011 года. Клипы, вышедшие в финал конкурса, будут продемонстрированы участникам фестиваля на большом экране через проектор. Посему убедительная просьба: присылайте клипы в хорошем разрешении, как минимум, достаточном для возможной демонстрации через проектор на большом экране. Победителей конкурса ожидают призы и дипломы "Звездного Моста" и овации участников, среди которых -- известные писатели, издатели, критики, журналисты, представители телевидения и других СМИ; информация о победителях будет представлена в средствах массовой информации. [Оргкомитет фестиваля фантастики "Звездный Мост", г. Харьков.]
*** ВСЕУКРАИНСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ: ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ.
После обсуждения проекта Устава и кандидатур на посты президента, вице-президента и членов Совета Всеукраинского объединения любителей фантастики (ВОЛФ), 21-23.01.2011 состоялось голосование. Выборы руководства ВОЛФ и утверждение его Устава прошли успешно. В голосовании приняли участие 76,3% имеющих право голоса индивидуальных членов ВОЛФ. *===============================================* ! Результаты голосования !================================================ ! Вопрос За Против !================================================ ! ! Поддерживаете ли Вы предложенный 98,4% 1,6% ! проект Устава ВОО "ВОЛФ"? !----------------------------------------------------- --------------------------------- ! Поддерживаете ли Вы избрание ! Макаровского Николая Александровича 100% 0% ! на пост президента ВОО "ВОЛФ"? !----------------------------------------------------- -------------------------------- ! Поддерживаете ли Вы избрание ! Вахтангишвили Ираклия Николаевича 100% 0% ! на пост вице-президента ВОО "ВОЛФ"? !----------------------------------------------------- -------------------------------- ! Поддерживаете ли Вы избрание ! Совета ВОО "ВОЛФ" в составе: ! Березина Федора Дмитриевича ! Ешкилева Владимира Львовича 90,6% 9,4% ! Козловского Олега Евгеньевича ! Лапача Сергея Николаевича ! Пальцуна Сергея Владимировича ! *===============================================* С 24.01.2011 инициативная группа по созданию ВОЛФ распускается. Все полномочия по управлению Объединением передаются избранному руководству ВОЛФ: президенту, вице-президенту и Совету. [Инициативная группа по созданию ВОЛФ.]
**** "БАСТКОН-2011": ИТОГИ.
21-23 января 2011 года под Москвой прошла XI литературно-практическая конференция (конвент) "Басткон". По итогам "Басткона-2011" были вручены следующие премии: "МЕЧ БАСТИОНА" (вручается по решению Коллегии ЛФГ "Бастион", финансовый бонус 10.000 руб.): Г. Прашкевич (традиционные дипломы к "Мечу Бастиона" на этот раз не вручались). "КАРАМЗИНСКИЙ КРЕСТ" (первые 2 номинации вручаются по результатам голосования действительных членов Карамзинского Клуба, 3-я номинация вручается по результатам голосования участников "Басткона", финансовый бонус не разглашается): -- С. Алексеев, А. Инков, монография "Скифы: исчезнувшие владыки степей". -- Н. Иртенина, роман "Нестор-летописец". -- Е. Хаецкая, роман "Падение Софии". "ЧАША БАСТИОНА" (вручается по результатам голосования участников "Басткона", финансовый бонус 10.000 руб.): -- И. Минаков, Я. Веров, повесть "Операция "Вирус". Дипломы: -- Вячеслав Рыбаков, роман "Се, творю". -- Д. Трускиновская, повесть "Сиамский ангел". "ИВАН КАЛИТА" -- коммерческая премия, вручается по результатам ПЛАТНОГО голосования участников "Басткона", по номинационному списку "Чаши Бастиона" (финансовый бонус 13.300 руб.): Р. Злотников, роман "Царь Федор: Орел взмывает ввысь". "ДВА СЕРДЦА" -- вручается за создание яркого художественного образа Москвы или Санкт-Петербурга, по результатам голосования особого жюри (финансовый бонус 35.000 руб.): Р. Злотников, цикл "Царь Федор". ПРЕМИЯ ИМЕНИ В. ОДОЕВСКОГО (за поддержание традиций интеллектуальной фантастики), вручается по решению особого жюри: Анна Семироль, рассказ "Мари". "БЕСОБОЙ" (за достижения в мистической (сакральной) фантастике), вручается по решению малой Коллегии ЛФГ "Бастион": Д. Трускиновская, повесть "Сиамский ангел". "ЗЕРКАЛО" (за достижения в переводе фантастических произведений): Е. Романова. Результаты конкурса ретрорецензий (на Ф-тексты, опубликованные до 2000 года): 1-е место: С. Волков ("Град обреченный" А. и Б. Стругацких). 2-е место: Г. Жиляков ("Обездоленный" У. ле Гуин). 3-е место Алекс Бор ("Выбраковка" О. Дивова). [Дмитрий Володихин, г. Москва.]
***** "ФАНТАСТЫ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ" НА САЙТЕ ФЕСТИВАЛЯ "ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ".
На сайте Харьковского Международного фестиваля фантастики "Звездный Мост": http://www.star-bridge.org/ началось выкладывание материалов энциклопедического справочника "ФАНТАСТЫ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ", выпущенного в Харькове в 2007 году: http://www.star-bridge.org/?section=library Материалы выкладываются в том виде, в каком они вошли в упомянутое выше издание справочника: информационные статьи об авторах, фотографии, текстографии, библиографии по состоянию на момент выхода справочника "Фантасты современной Украины" (2007 год). Апдейтами и обновлениями библиографий, текстографий и статей оргкомитет фестиваля "Звездный Мост" не занимается. В настоящее время выложены еще не все материалы справочника -- следите за обновлениями на сайте. Кроме информации об украинских писателях-фантастах, на сайте появилась также краткая информация о ряде украинских художников, работающих в "фантастической" манере и иллюстрирующих книги фантастики. [Оргкомитет фестиваля фантастики "Звездный Мост", г. Харьков.]
****** HОВЫЕ HОМЕРА ЖУРHАЛОВ И АЛЬМАНАХОВ.
Вышел в свет 12-й выпуск альманаха "ПОРОГ-АК" (Украина, г. Кировоград). Содержание выпуска: Нереал: Алекс БОР (Россия, г. Тверь): "Кленовый лист"; Александр ВИНОГРАДОВ (Commander Хэлл) (Россия, г. Нижний Новгород): "Веревка"; Сергей КАЗИНИК (Россия, г. Сергиев Посад): "Пробуждение", "Недоброе утро"; Евгения РОМАНОВА (Россия, г. Санкт-Петербург): "Философское "беспокойство" и ветер времени"; Евгения УЛЬЯНИЧЕВА (РФ, Чувашия, Чебоксарский р-н, д. Сятракасы): "Стражи Тумана"; Лана ДЕЛЬ (Россия, г. Санкт-Петербург): "Избранный", "Пешеход", "Колыбель"; Андрей ФЕДОРОВ (Россия, г. Москва): "Дом на холме"; Сергей ШИНКАРУК (Украина, г. Киев): "Мешок рассказов" ("Фокусник", "Пусть всегда будет солнце!", "Креатив", "Специалисты", "Не оставляйте детей без присмотра!", "У, параллельные...", "Изгой", "Первый тайм мы уже проиграли", "Телепортачия", "Три закона", "Подкидыш"); Сергей СЕМЕНОВ (Россия, г. Бор): "Суеверия"; Ай РИН (Казахстан): "ОМУ"; Алексей ШОЛОХОВ (Россия, г. Москва): "Тринадцатый раздел"; Андрей ВОЛКОВ (Россия, г. Ростов-на-Дону): "Во имя Господа", "Метановые облака любви"; Рашид ПОЛУХИН (Россия, г. Сергиев Посад): "Суицид до родов"; Ирина СИДОРЕНКО (Украина, г. Киев): "Цена игры"; Ирина СИДОРЕНКО: "Союз ненависти"; Виталий ВИНТЕР (Германия, г. Цойленрода-Трибес): "Остров Крым"; Алексей КОРЕПАНОВ (Украина, г. Кировоград); "Тайна "Урала". Поэзия: Николай ПРОЦЕНКО (Украина, г. Киев): "Реминисценции" ("Алые паруса", "Всплеск", "Танец эльфов"); Владимир РАДУТНЫЙ (Украина, г. Кременчуг): "История изгнания из Рая". Реал-нереал: Алина НЕБОРСКАЯ (Беларусь, г. Червень): "Закрывая глаза". Размышления: Константин ГАБРИЕЛОВ (Украина, Крым, г. Ялта): "О цели и смысле Человеческой жизни". Авторы о себе. Для публикации в альманахе принимаются любые литературные произведения: как прозаические ("нереал" и "реал", "реал-нереал"), так и поэтические, а также документалистика, статьи на любые интересные темы, критика и рецензии (все на русском языке). Публикации платные. Все подробности можно узнать по e-mail: porog-anturage@yandex.ru Это адрес учредителя-издателя-редактора альманаха Алексея Корепанова. Объем 12-го выпуска -- 152 стр. формата А5. [Алексей Корепанов, г. Кировоград.]
* Подписаться на "OldNews" можно через интернет-сервис subscribe.ru Прямой адрес раздела "OldNews": http://subscribe.ru/catalog/lit.book.news... * Архив выпусков "OldNews" на сайте subscribe.ru (начиная с сентября 2007 г.): http://subscribe.ru/archive/lit.book.news... * Подписка на альтернативную адресную рассылку oldnews@rusf.net: письмом на адрес: oldnews-subscribe@rusf.net с произвольным текстом и темой. Также подписаться на альтернативную рассылку, отписаться от нее или изменить ее параметры можно по адресу: http://rusf.net/mailman/listinfo/oldnews_... * Архивы альтернативной рассылки доступны по адресу: http://mail.rusf.net/pipermail/oldnews_ru... * При перепечатке материалов ссылка на "OldNews" обязательна. * После сообщения в квадратных скобках указан источник информации. * Редакция будет признательна издателям, авторам и читателям фантастики за любую предоставленную ими информацию. * Свежий выпуск "OldNews" всегда можно найти в сети на харьковском сайте фестиваля фантастики "Звездный Мост" по адресу: http://www.star-bridge.org/?section=news * С полной "подшивкой" "OldNews" можно ознакомиться в сети Internet по адресу: http://www.rusf.ru/oldnews/ плюс "зеркала".
Ще не вмерла Украина! (с) Гимн Украины.
Составители: Дмитрий Громов, Олег Ладыженский (Генри Лайон Олди). Техническая поддержка: Константин Бояндин. Адрес редакции (E-Mail): oldie@oldie.kharkov.ua (с) ТМ "Второй блин" (г. Харьков), 2011 г.
Литературный проект «Зоряна Фортеця» объявляет набор на VI конкурс фантастического рассказа на украинском языке. На конкурс принимаются рассказы любого направления фантастики, отвечающие теме конкурса «Экскурсия» и имеющие объем от 10 до 25 тыс. знаков с пробелами. Призёры конкурса будут рекомендованы к публикации в журналах «У.Ф.О.» и «Реальность фантастики». Кроме того, представители редакций журналов «У.Ф.О.» и «Дніпро» планируют отслеживать все рассказы конкурса, таким образом, шанс на публикацию есть у каждого.
Награждение призёров состоится в Киеве во время Международной ассамблеи фантастики «Портал» в апреле. Также во время ассамблеи будет проведен мастер-класс для авторов конкурса, который проведет Мария Галина.