Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: С.Соболев, DeMorte

Авторы рубрики: bakumur, artem-sailer, swgold, polak22, isaev, versta, sanbar, inyanna, breg, visto, Barros, ceh, cat_ruadh, Claviceps P., denshorin, glupec, Kons, mastino, WiNchiK, Petro Gulak, sferoidi, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Календула, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим, Ny, magister, Green_Bear, Толкователь, 2_All, 240580, darkseed, =Д=Евгений, Кибренетик, Thy Tabor, БорЧ, DeMorte, Pirx, Алекс65, Ведьмак Герасим, Иар Эльтеррус, mif1959, JimR, bellka8, chert999, kmk54, Zangezi, Fyodor, Леонид Смирнов, kenrube, Алексей121, keellorenz, Death Mage, shawshin, khripkovnikolai, amarkov, EllenRipley007, rvv



Статья написана 4 сентября 21:45

Дискуссию о фантастике 1964 года в «Литературной газете» под рубрикой «Споры, размышления» начала широко известная и часто цитируемая статья Ариадны ГРОМОВОЙ.


Ариадна ГРОМОВА. Золушка


Судьба нашей научной фантастики таит в себе немало загадочного. С одной стороны, книги молодых писателей-фантастов — А. и Б. Стругацких, А. Днепрова, С. Гансовского и других — издаются массовыми тиражами и все же немедленно исчезают с прилавков книжных магазинов; они пользуются, без преувеличения, мировой известностью (например, произведения Стругацких изданы в Чехословакии, Польше, Румынии, ГДР, Франции, Италии, Японии, Англии, США, Канаде). С другой стороны, фантастика продолжает числиться, по меткому выражению И. Ефремова, падчерицей литературы: «серьезная» критика ее не замечает, «солидные» журналы считают ниже своего достоинства не то что печатать фантастику, но даже знакомиться с ней; доступ в члены союза писателей для тех, кто работает в этом жанре, фактически закрыт...

Нет и какого-либо периодического издания, посвященного специально фантастике. В самом деле, почему это так? Читателям что ли неинтересно? Да изданию такого рода обеспечен поистине фантастический спрос, широкий контингент подписчиков! Писателям не нужно? Позарез нужно — негде печататься и уж тем более негде разрабатывать теорию жанра, нет трибуны для серьезной, квалифицированной критики.

За это крайне необходимое дело — выпуск альманаха — взялось издательство «Знание». Вообще-то следовало ожидать, что инициативу тут проявит «Молодая гвардия»: ведь именно при этом издательстве работает творческое объединение писателей-фантастов, здесь выходят ежегодники – «Фантастика, 1962 год», «Фантастика, 1963 год». Однако что ж, и для «Знания» такое предприятие вполне естественно. Но издательство пока так робеет с непривычки перед фантастикой, что вместо намеченных (и подготовленных уже!) шести номеров альманаха выпустило два непериодических сборника – «Новая сигнальная» и «Черный столб».

Да и то перестраховалось — дало «научные комментарии» к повестям и рассказам... Представьте себе, что какой-нибудь журнал сопровождает роман комментариями военного специалиста на тему о том, как пользуются оружием герои данного романа или, допустим, к повести о любви добавляет комментарии консультанта по вопросам семьи и брака... А с фантастикой можно делать что угодно. Вот и получается, что кандидат




Статья написана 1 сентября 16:14

ТЕАТР и КИНО

НА МАРС ЧЕРЕЗ АМЕРИКУ

„Аэлита"

Коллектив «Музыкальной комедии», рассчитанный на «передвижку» по районным сценам, не обещает каких-либо откровений по части новой «советской» оперетты. Но силы — приличные, имеется свой балет и небольшой оркестр, а со стороны режиссера Валерьянова видна попытка поставить дело хотя и «без фокусов», но и без халтуры.

Для первого выступления выбрана оперетта «Аэлита», знакомая провинции, но еще не шедшая в Mocквe. Оперетта «отечественного» производства. хотя, конечно, ни красноармеец Гусев, ни бутафорская революция на Марсе не делают «Аэлиту» подлинной советской опереттой. Скорее, на примере этого спектакля, можно видеть, как трудно и автору и режиссеру отделаться от старых штампов, мешающих созданию нового типа музыкальной комедии.

Прежде всего — о пьесе. По роману и фильме инженер Лось и красноармеец Гусев летят на Марс прямо из Ленинграда. По автору оперетты понадобилось по пути завернуть в Америку—на бал к банкиру Аткинсон и К0. Как же можно обойтись без разлагающейся буржуазии, без обязательных в оперетте фраков, фокстротов и чарльстона? Как обойтись без традиционных опереточных фигур подагрического банкира, его смешной жены и т. д.

Шаблонность сценария толкнула и режиссера к шаблонным постановочным приемам. Традиция требует «роскошных костюмов», но в прокатных складах которыми пользуется коллектив, роскошь оказалась весьма убогой. Поэтому на балу у банкира Аткинсона получилась невероятная мешанина шелковых модных туалетов с маскарадными пейзанскими платьями, захудалыми вдовьими капотами и т. д. Эту окрошку легко можно было устранить при более свежем подходе к оформлению спектакля. Ведь оказалась же возможность изготовить костюмы для марсиан своими силами и примитивными средствами, при чем впечатление получилось гораздо более художественное.

Марсианские сцены удачнее и в других отношениях. Декорация даже неожиданно эффектна для передвижного коллектива. В тех сценах, где режиссер преодолел старые традиции, много интересного (например, начало 3 акта, дуэт Гусева и Ихошки).

Коллективу следует подтянуться еще в одном отношении: точнее начинать спектакль и своевременно его заканчивать. В саду совторгслужащих начало задержалось ровно на час. Потом немилосердно долго тянулись антракты, так что часть публики, торопясь около часу ночи на последние трамваи, сбежала с середины 3 акта.

Николай ЛЬВОВ.


(Вечерняя Москва, 1928, № 171, 25 июля)


Файлы: 000199_000009_011628167_01.jpg (3842 Кб)
Статья написана 31 августа 12:32
Размещена:

Алгис Будрис

Алгис Будрис (1931-2008), как и ранее кратко рассмотренная мною Кэтрин Маклин, почти не знаком русскоязычным читателям. В самиздате переведен ряд его крупных вещей, но массовым тиражом издано буквально три или четыре рассказика. Как и Маклин он не относится к звездам первой и даже второй величины. Он опубликовал относительно немного (по меркам современных авторов НФ) — если я чего-то не упустил — 9 романов, 3 или 4 повести и около 100 рассказов. Однако многие его произведения отмечены критиками и любителями фантастики, хотя лауреатами Хьюго или Небьюлы они не становились.




Статья написана 28 августа 15:52

Семён Кирсанов

Изменяющаяся планета


Предположим, что Марс населен марсианами,

а Земля — синеватой звездой высоко,

и с Марса протянут, сверкая сияньями —

к Земле удивительный телескоп.

Земля в телескопе кружится мячиком,

и наша страна снеговеет на нем.

В сферическом зале учащимся — мальчикам

планету показывает астроном:

— Что жизнь на Земле — сомнений нету,

там отблеск войн свинцово-зловещ...

Но здесь, на шестой частице планеты,

необычайная видится вещь.

Известно даже дошкольным марсийцам,

что эта частица полями ворсится.

Усеяна мелкими селами-точками,

покрыта мелких полей лоскуточками.

Я вас удивлю сообщением кратким:

я видел четыре года под ряд,

как летом ложился на эти заплатки

один за другим зеленый квадрат.

В море вползает извив реки,

так вот, за четыре года

возникла дуга реке вопреки —

и груды большого города.

У нас, марсиан, у самих чудеса

повсюду, канал на канале —

но эти земляне, холмы обтесав,

догнали нас, и... перегнали.

Вот тут, где хвостится горный хребет,

где солнце блестит у горы на горбе —

поднялись дома и вышки

и к Марсу доходят вспышки,

и из огромных железных штук

лава клокочет кратером;

мы уловили даже стук

точными аппаратами.

И дальше к востоку, к степям и полям,

где гуще снегов россыпь —

пятном, мигающим сотнями ламп,

невиданный город разросся.

На наших глазах изменяется мир.

Разверните Землю на парте —

меняется так что не в силах мы

все занести на карту!

И там. где белеют полярные льды,

где жизни как будто нет —

заметили мы протянувшийся дым

и пенный по морю след.

Мы видели тысячи новых существ,

с мордой прямой и короткой,

ползущих земле расчесывать шерсть

гусеничной походкой.

Вот город розой расцвел сейчас,

знамен-лепестков полыханье.

Да... Населяют шестую часть

какие-то великаны.

Мне задают вопрос такой:

— А что на других частях планеты?

— Там не видать новизны никакой —

ни новых пятен, ни блесков нету!

Наоборот — в пяти шестых

гаснут светы, бледнеют пятна,

рост городов сократился и стих.

а почему — непонятно...

Гипотеза есть, (результат

исследований простых) —

что это сиянье с одной шестой

хлынет на пять шестых...

Марс от Земли далеко-далеко,

верст миллионных бездушная масса..

Но то, что делается у большевиков,

можно увидеть даже с Марса.

А есть на земле людишек скоп,

они на стройку в обиде.

Хоть их посади живьем в телескоп -

ни черта не увидят!

Укрывшись в окопах комнатных дыр,

забили окна фанерой,

чтобы свет не проник

ярчайшей звезды

социалистической эры.


(Красная звезда, 1933, №1, 1 января)


Файлы: 2024-08-23_18-16-41.png (432 Кб)
Статья написана 28 августа 13:45

Дискуссия о фантастике 1960 года в «Литературе и жизни» не ограничилась только страницами этой газеты. Я уже сообщал, что писатель Николай ТОМАН продолжил эту полемику в выступлении на объединенном пленуме правлений Союза писателей РСФСР, московского и ленинградского отделений СП РСФСР по вопросам детской и юношеской литературы, состоявшемся 7 – 9 декабря 1960 года. И не только он это сделал. Откликнулся на дискуссию в своем выступлении и Александр КАЗАНЦЕВ.

Это его выступление в постсоветское время было опубликовано в сборнике «Секрет бессмертия» издательства «Тардис» (2019 год), но в сети отсутствовало.


Александр КАЗАНЦЕВ. Против абстрактности в научной фантастике

Тяга к мечте – примета, радость, гордость детства и юности. Иногда у нас принято, захлебываясь от восторга перед каким-нибудь достижением современности, которым мы по праву гордимся, кричать, что действительность обогнала мечту. Было бы страшно, если б мечта оказалась позади действительности. Но этого никогда не может быть, потому что мечта всегда идет и будет идти впереди действительности, прокладывая путь прогрессу. Мечта подобна прожектору двигающегося автомобиля. Прогресс несет на себе мечту; он может достигнуть лишь того, что мгновение назад было освещено мечтой. Чем дальше продвинется прогресс, тем дальше будет освещать путь места.

Вместе с тем мечта никогда не подменит и не определит во всех деталях будущего, но она, если она







  Подписка

Количество подписчиков: 707

⇑ Наверх