Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: С.Соболев, DeMorte

Авторы рубрики: bakumur, artem-sailer, swgold, polak22, isaev, versta, sanbar, inyanna, breg, visto, Barros, ceh, cat_ruadh, Claviceps P., denshorin, glupec, Kons, mastino, WiNchiK, Petro Gulak, sferoidi, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Календула, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим, Ny, magister, Green_Bear, Толкователь, 2_All, 240580, darkseed, =Д=Евгений, Кибренетик, Thy Tabor, БорЧ, DeMorte, Pirx, Алекс65, Ведьмак Герасим, Иар Эльтеррус, mif1959, JimR, bellka8, chert999, kmk54, Zangezi, Fyodor, Леонид Смирнов, kenrube, Алексей121, keellorenz, Death Mage, shawshin, khripkovnikolai, amarkov, EllenRipley007, rvv



Статья написана позавчера в 13:21

Георгий Сергеевич Мартынов (15.10.1906 — 26.10.1983).


У нас есть повод в очередной раз вспомнить ленинградского фантаста Георгия Мартынова (1906-1983): 15 октября исполнилось 118 лет со дня его рождения. Многие отечественные любители фантастики старшего поколения в детстве зачитывались его романами "Каллисто" (1957), "Каллистяне" (1960), "Звездоплаватели" (1960), "Гость из бездны" (1962), "Гианэя"(1965), "Спираль времени" (1966). Кстати, первая часть объёмной трилогии "Звездоплаватели" под названием "220 дней на звездолёте", рассказывающая о наполненном приключениями полёте на Марс советской космической экспедиции, вышла отдельной книгой в культовой серии Детгиза "Библиотека приключений и научной фантастики" ещё в 1955 году.


Георгий Мартынов. 220 дней на звездолёте. — Л.: Детгиз, 1955 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики.


Хочу заметить, что социально-философский роман Ивана Ефремова "Туманность Андромеды", который принято считать поворотным пунктом в развитии советской фантастической литературы и переходом от фантастики близкого прицела к литературе грандиозной мечты и прогнозирования будущих великих достижений (в том числе — космических) был впервые опубликован в журнале "Техника-молодёжи" на два года позже, в 1957 году. Считаю, что наряду с коллегой Иваном Ефремовым писатель Георгий Мартынов внёс своим творчеством в расширение существующего на тот момент привычного диапазона фантастических тем вклад, достойный всяческого уважения. Ведь он создал в своих книгах замечательный мир, в котором человеку подвластно всё, наполнил свои произведения верой в то, что люди могут сами построить для себя светлое будущее...


Некоторые книги Георгия Мартынова из моей библиотеки.


В своё время, прочитав переписку братьев Стругацких 1963-66 гг., я спросил Бориса Стругацкого: "Хотелось бы услышать от вас несколько слов о ленинградском писателе Георгии Мартынове, авторе романов "Гость из бездны", "Каллисто", "Каллистяне", "Гианэя", "Спираль времени". Его фамилия вскользь упоминается в Ваших письмах. Какой он был человек?" Вот что ответил Борис Натанович: "По-моему, он был добряк. Он любил повторять: "Мечтать! Надо мечтать!" Это звучало у него как лозунг, как призыв. И он, безусловно, был романтик, — типичный Романтик с большой буквы, которые и тогда встречались не часто, а сегодня, к началу 21-го века, совсем повывелись. Впрочем, мы редко общались с ним, разве что на заседаниях в Доме писателей. По-моему, он поддерживал дружеские отношения с Иваном Антоновичем Ефремовым, они были чем-то похожи". Да, эту похожесть Мартынова и Ефремова невозможно не увидеть, она заметна и в характерах писателей, и в их ранних произведениях. Писателей роднит как круг исследуемых тем, так и подход к изображению людей будущего и их характеров.


Многие произведения Георгия Мартынова иллюстрировал художник Лев Рубинштейн. Обложка 5-го выпуска альманаха "Мир приключений" (1959) с рисунком Л. Рубинштейна к повести Г. Мартынова "Сестра Земли", которая была в этом выпуске напечатана.


В 6 — 10 лет, младшим школьником (пошёл в школу с шести лет) я, конечно же, страстно поглощал фантастику Георгия Мартынова: затрёпанные до предела книжки "Каллисто" и "Каллистяне" с замечательными иллюстрациями Льва Рубинштейна (подробнее о художнике я писал здесь) нашёл в поселковой библиотеке; роман "Гость из бездны" читал в разрозненных номерах журнала "Смена" за 1961-62 гг., он печатался там под названием "Встреча через века" (отдельную лениздатовскую книжку "Гость из бездны" 62-го года приобрёл значительно позже). А вот книгу "Спираль времени" (1966) купил самолично в год выхода на почте посёлка Комарово за 95 копеек вместе с романом Георгия Гуревича "Мы из Солнечной системы". Подробнее см. здесь. Эти две книги (Мартынов и Гуревич), пожалуй, окончательно тогда утвердили меня в непрошедшей до сих пор любви к фантастике. Много раз перечитывал их в детстве, всегда возил с собой при переездах, они и сегодня со мной. Жаль, без автографов... С Георгием Мартыновым я никогда не встречался, хоть приехал в Ленинград в 1973-м и теоретически это было возможно (Георгий Сергеевич умер в 1983-м). Георгия Гуревича встречал всего несколько раз: в Москве, в 1989 году — на вторых "Ефремовских чтениях", в Ленинграде в 1990-м — на третьих "Ефремовских чтениях" и в 1991-м — на похоронах Аркадия Стругацкого.


Рисунок Л. Рубинштейна к повести Г. Мартынова "Сестра Земли".


Процитирую слова Сергея Плетнева из его статьи о Мартынове "Путешествие в мечту": "Георгий Мартынов из тех кто вел. Он вел в мир-мечту. В мир, устремленный к идеальному и, в тоже время, далекий от совершенства. Вел, а за ним шли. Шли и строили города, штурмовали космос, открывали секреты атомного ядра, стремились к звездам. Мир-мечта. Тем примечательней он, что в нем живут и действуют люди, во всем подобные нам. Они тоже далеко не идеальны. У них наши мечты и желания. Единственное отличие их в том, что все они заняты творческим трудом. Быть может, наша главная Мечта — найти себя, свой смысл жизни. Герои Мартынова делают то, что составляет смысл всей их жизни. Они создают свое будущее. Мир для себя и своих детей. И пусть у них есть проблемы, пусть у них появляются противники. Ерунда. Проблемы решаются. Противники терпят поражение. "Per aspera ad astra" (Через тернии к звездам) — вот основа книг Мартынова. И он стремился, чтобы эти слова стали девизом всего человечества. Заражал своей мечтой. Мы живем в страшное время. С экранов телевизоров, из газет, со страниц многочисленных книг на нас катит гигантская волна из крови и слез. Убийство является настолько обыденной вещью, что сообщение о нем не вызывает абсолютно никаких эмоций (иногда слабый интерес к нездоровой сенсации). Именно сейчас, как никогда, люди нуждаются в чем-то светлом. Именно это светлое, а именно рассказ о светлом будущем дают книги Мартынова".


Форзац романа Г. Мартынова "Гианэя" работы художника Льва Рубинштейна


О Георгии Мартынове и его произведениях написано много хороших слов. О творчестве Георгия Сергеевича писали историки фантастики и критики Анатолий Бритиков, Александр Шалимов, Андрей Балабуха, Евгений Харитонов, Сергей Чебаненко и др. При желании некоторые из этих текстов можно найти в сети. Да я и сам руку приложил. Читайте, например, мою статью "Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!". Этот материал опубликован и в петербургском фантастическом альманахе "Полдень". Кстати, несколько лет назад мне удалось раздобыть одну из первых статей о ленинградском мечтателе — любопытный материал Ольги Хузе "Георгий Мартынов — писатель-фантаст". Этой статьи с интересными сведениями о писателе, напечатанной в 1973 году в сборнике "О литературе для детей", в сети я не нашёл и выложил в материалах о Г. Мартынове в своём канале на Дзене "Владимир Ларионов о книгах, фильмах и не только..." (см. ссылки ниже). Переносить их все в мою колонку на Фантлабе сейчас, к сожалению, совершенно нет времени...


Ещё мои материалы о Георгии Мартынове:

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ — ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-1

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ — ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-2

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ — ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-3

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ — ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-4

Что написал фантаст Георгий Мартынов, кроме романов

Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!" (О романе "Гость из бездны")

Два финала «Гианэи» фантаста Георгия Мартынова

Два Георгия: Георгий Мартынов и Георгий Гуревич

Фантаст Георгий Мартынов — романтик с большой буквы (эпопея "Каллисто")


Статья написана позавчера в 11:42

Обложка книги У Яня "История китайской научной фантастики в 20 веке"

Статья "Краткая история китайской научной фантастики", автор: У Янь. Перевод Артура Лю. Первоначально опубликовано в Alternate Worlds: The Illustrated History of Science Fiction , Simplified Chinese Edition, Shanghai People's Press, сентябрь 2020 г.

Краткое содержание:

Первая оригинальная научная фантастика в Китае появилась в 1904 году. Период с основания Китая в 1949 году по 1966 год, который называется литературой 17-летнего периода, был первой волной научно-фантастической литературы. Во время Культурной революции 1966-1976 годов научная фантастика не публиковалась. Вторая волна была с 1976 по 1983 год, когда научная фантастика пропагандировалась национальными СМИ. Но некоторые ученые считают, что сюжеты в научной фантастике вводят общественность в заблуждение в контексте популяризации науки, они считают, что научная фантастика должна использоваться для популяризации науки. В 1983 году была инициированная с самого верха КПК компания "против духовного загрязнения", и снова наступило затишье в издании фантастики. В конце 1980-х наступил подъем в издании НФ, и эта третья волна продолжается по сей день.

Об авторе: профессор У Янь (Wu Yan, 1962 г.р.) — один из первых исследователей НФ в Китае. 30 июня 2020 года Ассоциация исследований научной фантастики (SFRA) наградила его премией Томаса Д. Кларсона за выдающиеся заслуги. Премия Томаса Д. Кларсона часто считается высшей формой признания для людей, занимающихся педагогической деятельностью, связанной с НФ, и профессор У Янь стал первым китайцем, удостоенным такой чести. История У Яня как непреклонного поклонника НФ насчитывает несколько десятилетий. Он был первым ученым, разработавшим курс по научной фантастике в Китае, который он преподавал в Пекинском педагогическом университете в 1991 году. С тех пор он участвовал в издании SF-фэнзина Nebula (1988-2007), первого SF-фэнзина в Китае. Написал книгу «История китайской научной фантастики в 20 веке» (History of Chinese science Fiction in the 20th Century), составитель ряда антологий НФ, изданных в Китае, например https://fantlab.ru/work1822504

• • • •

1. Почва китайской научно-фантастической литературы

Научная фантастика — литературный жанр, исследующий уникальные отношения между человечеством и природой через человеческие возможности. Жанр имеет глубокие культурные корни в Китае.

«Классика гор и морей» (山海经) несомненно является одним из самых ранних и самых образных произведений о природе, наполненных повествованиями и легендами. В истории «Яростный удар Гун Гуна на горе Бучжоу» (共工怒触不周之山) Бог Воды и Бог Огня боролись за превосходство, и Гун Гун ударил гору Бучжоу головой, заставив столп, поддерживающий небеса, сломаться. Этот дисбаланс в мире привел к тому, что солнце и луна двинулись на запад, реки потекли на восток и воцарился вечный хаос. Эта история включает в себя элементы случайности и необходимости, взаимодействие природы и человечества и даже намекает на что-то похожее на «первую движущую силу» Ньютона. Если действия Гун Гуна представляют собой «провокационный вызов» природе со стороны людей, то «Нюйва, чинящая небо» (女娲补天) представляет собой стремление к выживанию среди потрясений природы. Столкнувшись с надвигающейся катастрофой, как выжившие могут перестроить свое пространство для существования и обеспечить преемственность своего рода? В «Классике гор и морей» мы видим не только героев, формирующих историю, но и простых людей, обеспечивающих будущее. Такие истории, как «Цзинвэй, заполняющий море» (精卫填海) и «Куа Фу, преследующий солнце» (夸父逐日), изображают борьбу маленьких существ с судьбой. Благодаря мужеству и решимости они установили совершенно новые отношения с природой. Возможно, это самый ранний прототип научной фантастики в китайском стиле?




Статья написана позавчера в 09:38

Встречайте сорок второй выпуск «ФантКаста» на общедоступных площадках!


цитата
Существует множество теорий происхождения фантастики, академических, научных и квазинаучных, – и у каждой свои слабые и сильные стороны. Но это предмет отдельного долгого разговора. Но мы поговорим на другую близкую тему, где разночтений и противоречий гораздо меньше. В этом выпуске «ФантКаста» книжный обозреватель Василий Владимирский пробует разобраться, с чего началась фантастика как часть массовой литературы и благодаря каким изданиям она со временем превратилась в один из главных столпов, на которых держится грандиозное здание современной поп-культуры.


Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:

Telegram

Apple Podcasts

Яндекс.Музыка

ВКонтакте

Castbox

SoundStream

Spotify

Podcast Addict

YouTube

YouTube.Music

Mave

ЛитРес

RSS


Реквизиты для тех, кто готов финансово поддержать Петербургскую фантастическую ассамблею и ФантКаст:

ЮMoney

— Карта Сбербанка 2202206210159153

— И подписывайтесь на нашу страничку на Бусти!


Статья написана 14 октября 12:11

Издательство ЭКСМО готовит переиздание романа Марины и Сергея Дяченко «Луч». Книга выйдет в октябре этого года в рамках новой серии «Сны Оруэлла». Предзаказ уже доступен

Аннотация :

Четверо подростков, которых собрали в изолированном коттедже для участия в странном эксперименте. Пятьсот человек, которые летят на борту космического корабля к далёкой звезде уже несколько поколений. Условия программы «Луч» просты: испытуемые должны придумать для колонистов новый смысл жизни, если, конечно, сами хотят вернуться домой...

Роман стал лауреатом премии «Итоги года» журнала «Мир фантастики» в номинации «Лучшая отечественная книга» за 2019 год

Предзаказ BOOK24 тут

Источник тут


Статья написана 13 октября 20:34

Открыта для ознакомления книжная серия «Дети XXI века» — персональная серия Андрея Саломатова, в которой впервые был полностью издан цикл фантастических повестей для детей "Приключения Цицерона". Так же в серии были впервые опубликованы повести "Всё наоборот" и "Чёрный Камень".

Оформление книг серии:

От себя добавлю, что произведений этого автора не читал.





  Подписка

Количество подписчиков: 706

⇑ Наверх