Хоррор мистика и саспенс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Хоррор, мистика и саспенс» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Хоррор, мистика и саспенс


Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.

Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.

Приглашаем к сотрудничеству:

— писателей, работающих в данных направлениях;

— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;

— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.


Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.

Модераторы рубрики: sham, senoid, С.Соболев

Авторы рубрики: fox_mulder, Karnosaur123, Gorhur, kain_vega, volga, Тиань, senoid, Хельг, sham, Сноу, Кел-кор, MikeGel, vot_vot, Dr. Sammael, Колобок У, Evil Writer, NataBold, Игнир, Nexus, Cirujano, darklot, Burn_1982, maxkillstar, antilia, verydevilear, beskarss78, DeMorte, IaninaZ, Календула, Samedy, febeerovez, Vigo_san, Dr. X, Вертер де Гёте, Kuznetsov_V_A, Cerdj, bvelvet, Синяя мышь, Фотина Морозова, Pink.ME, danihnoff, lady-maika, Psevdofellini, ХельгиИнгварссон, il-pozhi-87, endermnarsky, Satalking, izubr_, Katon, Caspian, HateCore, klavir, seabird69, Roland23, tochinov, Heckel, 2_All, magister, Salladin, holodny_writer, Alex Provod, bit20, Phelan, georgkorg, Deliann, Death Mage, Антон П., stalkers, Ann Gry, maxvolotsky, Elvdo, Lunetta, С.Соболев, Гораль, mirkas64, imra, ivminin, oriddlebarker, radals, intuicia, domenges, Бедлам, MasterOfPuppets, magistr201, Rebus, alexlazer, neo smile, Viktor_Rodon, vrochek, Санскрит, Igor Geros, ZaverLast, Seidhe, sergeant, B.Rzayev, Mishel78, atgrin, Brain-o-flex, mif1959, монтажник 21, Porsankka666, Sabazios, Alex_Razor, Susan Sto Helit, PanTata



Статья написана 10 июня 2022 г. 09:41

Ведьма (Conjure Wife), Фриц Лейбер, 1943

https://fantlab.ru/work14120

***

Норман в смятении. Всё началось с того, что в комнате его жены обнаружились пряди волос, обрезки ногтей и амулеты, изготовленные в традициях афроамериканской и индейской культур. Тех самых магических культов, которые он, профессор социологии, не так давно изучал по всей Америке, используя супругу в качестве добровольного секретаря и помощника. Конечно же он не собирается класть свою Тэнси в психиатрическую больницу! Тем более что в личной беседе она признала нервное расстройство и согласилась покончить с «колдовством» и всё сжечь. Зачем ему, молодому учёному и преуспевающему преподавателю колледжа, «защита от сглаза» и прочие суеверия? Только вот удача его разом кончилась, а неприятности посыпались на голову одна за другой. Интересно, почему?..

***

Роман «Ведьма» впервые опубликован в 1943-м году, но практически неотличим от типового сценария современных фильмов в жанре мистического триллера. Профессор, преподаватель и автор монографий о социальных основах колдовства узнаёт, что его рациональный материализм не даёт полной картины окружающего мира. То, что он считал суеверием давно прошедших исторических формаций, живо до сих пор и непосредственно влияет на жизнь общества и его лично. Все ходы и неожиданные повороты сюжета предсказуемы – но это сейчас, после многочисленных повторений.

Герой полагает, что у его жены невроз, а та – что все женщины ведьмы. Мужчинам невдомёк, какие изощрённые и жестокие битвы ежедневно и ежечасно ведутся за их спиной. Они даже влюбляются, женятся, изменяют, уходят к другим и возвращаются не просто так. Карьера, удача и здоровье мужчины вообще прямое следствие и показатель уровня колдовского мастерства его жены. Профессор Норман смог всё узнать лишь потому, что его Тэнси не такая как все. Увы, она тут же поплатилась за откровенность, и теперь уже Норману предстоит исправлять содеянное и возвращать утраченное.

Казалось бы, читатель двадцать первого века на каждой странице будет встречать историзмы и архаизмы разного уровня – но в тексте Фрица Лейбера их почти нет. Не то чтобы абсолютно без упоминаний, нет. Но его герой живёт здесь и сейчас, и пиетета к вещам и явлениям окружающего не испытывает. Никакого сравнения с намеренно ретроспективным подходом «художественных мемуаров» Стивена Кинга. Кроме того, в университетах и некоторых других сообществах ничего не меняется десятилетиями, а конкуренция за место и закулисные интриги так и вовсе вечны.

Интересны модернизация магии и её половая принадлежность. Мир не стоит на месте, и вместо флейты или свистка в ритуале приходится использовать патефонную иглу. Задача современной ведьмы состоит в том, чтобы подобрать замену ныне исчезнувшим из обихода элементам таким образом, чтобы ритуал оказывал по-прежнему актуальное и желаемое воздействие на реальность. Но женщины генетически идут путём практических проб и ошибок, а Норман решил перевести колдовство в чистую теорию и математические уравнения. Пускай остальные ведьмы хранят секрет от собственных мужей, ему же легче.

Роман из тех, которым больше подходит определение «рассказ» или «повесть». Минимум персонажей, сцен и действия, много описаний и рассуждений, эротики и юмора нет вовсе. Воплощённая идея и единичный случай, не вписанные в глобальную картину мира. Короткий отрезок жизни героев без начала и конца, зато с несколькими вариантами толкования финала. Читается легко и не воспринимается устаревшим, но оригинальным не выглядит, и будто чего-то не хватает. Возможно потому, что произведение несколько раз экранизировали и за восемьдесят лет существования успели разобрать на цитаты.

Опубликовано на странице произведения: https://fantlab.ru/work14120?sort=date#re...


Статья написана 7 июня 2022 г. 17:14

Друзья, роман "Война-56. Зов Лавкрафта" теперь доступен во всех книжных сетях.

Будь счастливым. Будь радостным. Жди прихода чудовища.

О книге:

1956 год. В районе Северного полюса пропадают подводные лодки. Люди по всему миру сходят с ума от страшных снов. Древнее и ужасное существо просыпается в ледяных глубинах океана.

В происходящем пытаются разобраться советский капитан Синюгин, бывший командир роты спецназа, и Шон Коннери, агент британской разведки с правом на убийство.

Новый роман, сочетающий в себе элементы альтернативной истории, боевика и хоррора.

«Война-56. Зов Лавкрафта» — первая книга цикла.

Конец света в натуральную величину, или когда атомная бомба — наш единственный шанс на выживание.

Книгу оценят по достоинству любители творчества таких авторов, как Том Клэнси, Г.Ф. Лавкрафт и Юлиан Семенов.

Лавкрафт прав — Ктулху существует.

Оформление и обложка: К.А.Терина


Статья написана 3 июня 2022 г. 09:40

Полагаю, что это не очень патриотично, но мое отношение к русскоязычному хоррору всегда было слегка пренебрежительным. Я тупо не верил, что наши авторы могут создать что-то действительно толковое, не ударившись в вымученное копирование Западных идей и наработок. В конце концов, в той же Америке темный жанр развивался на протяжении долгих лет, тогда как в России ничего подобного не было (хотя возможно я ошибаюсь).

Но потом мне в руки попал роман Максима Кабира "Скелеты", после прочтения которого я испытал ни что иное как шок. В хорошем смысле этого слова, ибо книга произвела на меня самое сильное впечатление.

Стартует роман с того, что накануне Нового Года телеведущему Андрею Ермакову, переживающему болезненный разрыв с женой, поступает предложение приехать в город его детства, дабы присоединиться к жюри местного поэтического конкурса. Находясь в подавленном настроении, мужчина приходит к выводу, что ему не помешает развеяться и принимает неожиданное приглашение.

Прибыв в Варшавцево — заурядный провинциальный шахтерский городок — Андрей окунается в атмосферу мощной ностальгии, не сразу замечая, что с его малой родиной что-то не так. И дело не в том, что окружающий пейзаж за прошедшие годы стал еще более унылым, а в том, что в Варшавцево поселилось большое зло, избравшее его местом рождения древнего нечестивого бога.

Однако постепенно странные и мистические события начинают происходить все чаще и Ермаков понимает, что игнорировать их дальше ни в коем случае нельзя. Заручившись поддержкой двух друзей детства, Андрей пытается докопаться до сути и предотвратить надвигающийся апокалипсис.

Хотя в книге довольно много элементов уже знакомых прожженным читателям и насмотренным зрителям, все они оказались настолько грамотно подогнаны друг к другу, что вопроса об их уместности просто не возникает. Да, кто-то может заявить, что придуманные Кабиром ситуации уже не раз встречались в хоррорах, а посему выглядят вторично. Но, на мой взгляд, в этом жанре уже давно "всё было" и в нынешнее время на первый по важности план вышла не новизна, а умение писателя из привычных ингредиентов приготовить яркий и вкусный текст, который бы интриговал и удерживал твое внимание на всем своем протяжении. Собственно, именно это и сделал Максим, чьи "Скелеты" получились на редкость зубастыми и цепляющими.

Причем, цепляет в романе не только сама многослойная история, уходящая корнями в далекое прошлое, и симпатичные персонажи, за чью судьбу реально хочется переживать, но и авторская манера изложения. Слог у Кабира весьма приятный, а фантазия (с уклоном в социальные ужасы) — по-настоящему богатая. Поэтому каждый, даже незначительный, эпизод его произведения читается с интересом и вызывает целый спектр эмоций, среди которых, в прочем, нет только одной — скуки.

В общем, текст Максима во всех отношениях пришелся мне по душе и заставил вспомнить работы горячо любимого мной Бентли Литтла. Если честно, я даже не ожидал, что кто-то еще способен писать в похожей манере, придавая с виду безобидным повседневным явлениям и предметам жуткий иррациональный оттенок.

Пожалуй, поругать "Скелетов" стоит только за перебор с флешбэками, посещающими героев, за которыми в определенный момент теряется нить основного сюжета. Правда, ближе к финалу ты осознаешь, что все экскурсы в прошлое были, что называется, "в тему" и без них книга потеряла бы часть своего очарования.

Короче говоря, роман вышел крайне толковый, а посему я обязательно продолжу знакомиться с творчеством Максима Кабира. Уверен, этому парню еще есть что рассказать.

Оценка: 9/10.


Статья написана 2 июня 2022 г. 16:16

«Билли Саммерс»
2021, роман

Билли Саммерс — лучший в своем деле. Он уничтожает людей, но только тех, кто по-настоящему плох. Он был снайпером в Ираке, поэтому знает свое дело и всегда стреляет метко. На этот раз он принимает последний заказ. Пора, наконец, на заслуженную пенсию. Но, как всегда, что-то пошло не так...


Многие, и я в том числе ждали выхода нового романа Стивена Кинга. На данный момент, это последнее его официальное издание в нашей стране. Так что как бы не подскочили цены на книги, новинку я приобрела.

Завязка сюжета была очень многообещающей. Благородный киллер, а-ля Декстер Морган, который берет заказы только на плохих парней, решил закончить карательную деятельность и уйти в отставку. Взяв последний дорогостоящий заказ, он в итоге начал сомневаться в правильности своего выбора, так как его интуиция еще на стадии переговоров подавала сигналы тревоги, которые он проигнорировал.

Первая половина книги — это рассказ о том, как наш герой приезжает на место дислокации и вживается в роль обычного человека. По легенде — он писатель у которого горят сроки, и он должен выдать издателю роман. Его наниматели снимают ему офис и дом, он начинает заводить знакомства с соседями по домам и соседями по офису. Вместе с этим наш герой только строит из себя дурочка, а сам очень начитан и в глубине души вправду хочет написать книгу.

И раз уж подворачивается такая возможность, он пишет про свое детство и военную службу.

Ровно 50% книги у нас занимает это бытописание и погружение в мир главного героя. Но уже сразу после рокового выстрела, тон книги резко меняется, и мы попадаем в какой-то фейерверк событий, в которые веришь с трудом. И пусть события начинают развиваться более стремительно, у нас на горизонте появляется спутница главного героя — Элис. Но на фоне этого пропадает эмпатия к Билли Саммерсу. Изначально мы понимали, что он киллер и принимали это, но с появлением в романе его спутницы, он стал ну просто святым.

Тут видимо, надо принять все эти допущения, задумки и правила игры от старины Кинга и продолжать читать данный роман как криминальный боевик. Но я как постоянный читатель, так и хочу спросить у автора, для чего все эти клише или это опять какая-то игра в написание новых жанров?

В тексте снова не обошлось без упоминания Трампа (причем число упоминаний растет с каждой новой книгой), и даже Путину немного досталось.

В итоге могу сказать, что если брать работы Кинга за последние 10 лет, то "Позже" мне понравилось больше по своей эмоциональной симпатии к героям. А уж если брать творчество Кинга в целом, то этот роман довольно средний.

Стиль и мастерство у Кинга не отнять, а вот увлекательности я тут не нашла и героям не сопереживала, хотя автор явно делал упор на эти моменты. Увы…

Оценка 7/10


Статья написана 1 июня 2022 г. 14:22

В самой яркой и "вкусной" серии о "литературе ужасов", публикуемой сегодня на русском языке, выходит небольшое собрание одного из наиболее уникальных писателей ХХ века — Ханса Хайнца Эверса. В два тома короткой прозы в полном объеме войдут четыре авторских сборника рассказов: "Ужасы" (1907), "Одержимые" (1908), "Гротески" (1910), "Кошмары" (1922).

Инициатор и составитель собрания Григорий Шокин проделал серьезную и вдумчивую работу. Безусловно, он опирался на некоторые отечественные издания Эверса, относящиеся к началу века, но отметал всё, что почему-либо не отвечало его критериям литературности и адекватного перевода. Старые переводы, которые всё же были отобраны для настоящего собрания, прошли серьезную редактуру, лично осуществленную составителем, остальные рассказы были переведены заново, в чем преуспели замечательные мастера слова Евгения Крутова, Виктория Колыхалова и Григорий Шокин.

Вниманию поклонников серии предлагается первый том рассказов Ханса Эверса, содержащий обширную статью о трудах и днях немецкого литератора, а также два авторских сборника — "Кошмары" и "Одержимые". И если сборник 1908 года отдельным изданием издавался в России в 1911-м, то более поздний, название которого вынесено на обложку настоящего издания, — впервые представлен на русском языке как целое и в полном объеме. Важную и нужную работу по сверке изданий тактично оставляю уважаемым дотошным поклонникам писателя. :beer:

Для сомневающихся/несведущих: Эверс всегда был литератором, который "гуляет сам по себе". Формально он современник Лавкрафта, Пражской школы и экспрессионистов, фактически — не похож ни на кого. Провокатор, испытывающий на прочность систему ценностей читателя (оттого и 18+, не столько даже из-за натуралистического описания казни через четвертование или попытки внедриться в сознание могильщика, влюбляющегося с молодых покойниц). Понравится далеко не всем, особенно учитывая всеобщую для литературы неторопливость слога первой половины прошлого столетия. Если же понравится — вам стоит крепко задуматься о праве на свое место в окружающем обществе. В общем, Эверс — исследователей маргинальности, модальности существования на периферии исторически сложившихся множеств, и даже — далеко за пределами рекомой периферии. Несмотря на то, что тексты его обладают несомненными литературными достоинствами, удовольствие они дарят сомнительное. Наверное, разве что в плане "приобщиться к литературному памятнику, повлиявшему на свое столетие". Ну или если вы практикующий врач.

Запланированные два тома украшают иллюстрации Ярослава Гержедовича.

(Любопытным: "Паучиха" — в этом томе.)

Под катом — разворот обложки и содержание 448-страничного(!) издания.







  Подписка

Количество подписчиков: 691

⇑ Наверх