Хоррор мистика и саспенс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Хоррор, мистика и саспенс» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Хоррор, мистика и саспенс


Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.

Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.

Приглашаем к сотрудничеству:

— писателей, работающих в данных направлениях;

— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;

— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.


Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.

Модераторы рубрики: sham, senoid, С.Соболев

Авторы рубрики: fox_mulder, Karnosaur123, Gorhur, kain_vega, volga, Тиань, senoid, Хельг, sham, Сноу, Кел-кор, MikeGel, vot_vot, Dr. Sammael, Колобок У, Evil Writer, NataBold, Игнир, Nexus, Cirujano, darklot, Burn_1982, maxkillstar, antilia, verydevilear, beskarss78, DeMorte, IaninaZ, Календула, Samedy, febeerovez, Vigo_san, Dr. X, Вертер де Гёте, Kuznetsov_V_A, Cerdj, bvelvet, Синяя мышь, Фотина Морозова, Pink.ME, danihnoff, lady-maika, Psevdofellini, ХельгиИнгварссон, il-pozhi-87, endermnarsky, Satalking, izubr_, Katon, Caspian, HateCore, klavir, seabird69, Roland23, tochinov, Heckel, 2_All, magister, Salladin, holodny_writer, Alex Provod, bit20, Phelan, georgkorg, Deliann, Death Mage, Антон П., stalkers, Ann Gry, maxvolotsky, Elvdo, Lunetta, С.Соболев, Гораль, mirkas64, imra, ivminin, oriddlebarker, radals, intuicia, domenges, Бедлам, MasterOfPuppets, magistr201, Rebus, alexlazer, neo smile, Viktor_Rodon, vrochek, Санскрит, Igor Geros, ZaverLast, Seidhe, sergeant, B.Rzayev, Mishel78, atgrin, Brain-o-flex, mif1959, монтажник 21, Porsankka666, Sabazios, Alex_Razor, Susan Sto Helit, PanTata



Статья написана 31 октября 2021 г. 11:30

Клуб «Крик» заинтересован в развитии русского хоррора.

Авторы Крика уверены, что мощные факторы роста мрачного жанра в любой культурной среде – это время, помогающее сформироваться мрачной традиции, опыт отдельных мастеров и огонь в глазах новичков, только пришедших в жанр. Поэтому, изучая темные направления русской литературы и кино, Крик анализирует как классические мрачные произведения, так и следит за развивающимися авторами, недавно вступившими на стезю русского мрака. Соответственно, задачи Крика понять и рассказать вам, как зародился Русский Ужас и чем он живет сегодня. Также, отыскав новые имена среди русскоязычных авторов, дать им зеленый свет посредством критики, рецензий и публикаций на различных интернет-площадках.

В связи с этим Крик поддерживает жанровые конкурсы нескольких сетевых площадок, выступает на этапах жюри в выборе финалистов. Рецензирует прошедшие в финал истории, а также публикует победителей на своих ресурсах. Поддержав, например, конкурс «Бумажного Слона», мы публикуем ряд рецензий на рассказы, набравшие максимум голосов в финале.

Ради справедливости честно отметим: нашими авторами было принято решение отрецензировать два рассказа-финалиста вместо трех. Потому что третью работу («На орбите Юпитера…») к хоррору можно отнести с большим трудом. Это, конечно, фантастика, но таких жанровых штампов, как оторванная рука, по нашему мнению, не достаточно, чтобы назвать произведение причастным к ужасу или триллеру. Для этого история должна пугать или, как минимум, держать в напряжении как тщательно соблюденным саспенсом, так и усиливающими его жанровыми приемами.

На высоком уровне жанровые приемы раскрываются и дополняют друг друга в «Болезни куклы». Такие распространенные в западном хоррор-кинематографе штампы как проникновение героев в мрачный дом, встреча с ожившей куклой, маниакальная одержимость этой игрушкой и зловещая тайна вокруг нее могут, на первый взгляд, показаться избитыми клише, на которых трудно построить оригинальное произведение.

Но «Болезнь куклы» органично совмещает перечисленные жанровые элементы, превращаясь в цельный, проработанный рассказ с многоуровневой фабулой. Отдельные сцены и детали здесь отражают атмосферу и, в ряде неожиданных моментов, оказываются сюжетообразующими. Примечательно, что благодаря такому универсализму в рассказе нет фрагментов, лишних для действия. Благодаря чему оно не стопориться и, выдерживая темп, накаляет конфликт серией взвинчивающих настроение сцен. Так, если представить действие в виде голографической модели, то оно развивается не столько в ширину (из точки А в точку В), сколько в глубь, высекая каждой деталью скрытое дно из, как могло показаться изначально, простой, исчерпавшей себя сцены.

Возможно, успех такого эффекта кроется в том, что внимание читателя не успевает рассмотреть сложных деталей и, не задерживаясь на конкретном эпизоде, перемещается к другому. Это происходит из-за живости образов, что предстают перед нами с первых строк, и действию, в которое герои вовлекают читателя при первом своем появлении. К ярким образам относится престарелая кукольница, чахнущая над пыльными игрушками в нищенской конуре. Если судить поверхностно, то фигура отшельницы-старухи из-за своей распространенности может быть отнесена к числу штампов в мрачных сюжетах. Но, так как пугающих образов в принципе немного, и все упираются в небольшое кол-во общих архетипов, то называть старуху-отшельницу штампованной трудно. Как минимум потому, что специфика ее странности — помешанность на куклах – здесь оригинальна.

Обратная ситуация с отношением к куклам у главного героя. Страх Михаила перед ожившими игрушками описывается внятно, но почувствовать его трудновато. Ситуация, обрушившаяся на парня — триггер и возврат к психической травме из прошлого, которая в реальном времени обнажает брешь в психике и травмирует ее еще сильнее – имеет сильный драматический заряд. Он мог сработать, если бы читатель осознавал все с героем, а не наблюдал происходящее со стороны.

Конкретно в этой точке нарушено правило «показывай, а не рассказывай», успешно применяемое автором с самого начала истории. То же касается и спектра других ощущений, могущих глубже погрузить читателя в произведение, которые не исчерпываются зрительными образами, хотя акцент здесь поставлен на последних. В результате связь с описываемой реальностью не так прочна, как могла бы быть, потому что при контакте героя с потусторонним не хватает сенсуализма.

Тем не менее, связь присутствует и, как плотная ниточка, ведет нас от одного события к другому, периодически закручиваясь в спираль, которая углубляется, обнажая скрытое дно у знакомых сцен. Брешь этой продуманной конструкции спрятана в маленькой логической детали. Несмотря на то, что легкость, с которой девушка доверилась герою, передана внятно, нет объяснения появившейся у нее мании к куклам. Как в случае с образом старухи, это оправдывает частный случай рассказа — но лишь впоследствии, когда события сворачиваются в единую, замыкающуюся в себе спираль. Тогда четкость мотивов конкретного героя уступает заданости, к которой должны прийти все герои. Только такой сюжет, превративший действующих лиц в статистов, что подчиняются высшей неумолимой воле, оправдывает отсутствие мотивов у большинства из них.

Как было отмечено выше, частный случай рассказа внес корректировку в то, что можно было посчитать его слабостью. Грамотно проработанное кольцо времени с завязанными в цикл событиями и оригинальное использование знакомых всем жанровых образов типа куклы и старухи органично встроились в другие жанровые «клише», благодаря чему превратились в качественный триллер. В котором есть игра со смыслами, когда одни и те же словосочетания приобретают иное значение в зависимости от контекста. Что, безусловно, придется по вкусу ценителям сложной литературы.

Более грамотно мотивы и внутренний мир героя проработаны в рассказе «Сиринкс». Так как эта история тяготеет к лирическим легендам, объясняющим происхождение и поведение животных, которые, по поверьям, ранее были людьми, акцент на внутренней трансформации здесь просто обязан быть. И выделять его как нечто особое в данном произведении не хочется. Но, тем не менее, он есть. Что, безусловно, делает конфликт более объемным в сравнении с предыдущей работой.

Тем более интересно наблюдать, как лирическая история о человеке, чьи чувства обрекли его на внутреннюю метаморфозу и заставили принять внешность зверя, раскрывается в жанровой форме. Несмотря на зависимость большинства триллеров от внешней жанровой атрибутики, акцент «Сиринкс» поставлен на психологизме. Парадоксально, но уход рассказа от одной жанровой формы привязывает его к другой. Потому как сюжет, отдаляясь от старинных сказок о человеке, ставшем зверем из-за неразделенной любви, больше привязывается к историям о маньяках.

Маньяк здесь более чем живой. Процесс его метаморфозы в животное раскрыт исчерпывающе. Емко выдержано возрастание отчаяния, которое привело героя к тупому желанию причинять страдания другим. В этом смысле превращение трудяги-парня в убийцу имеет мотив. Но, к сожалению, логики нет в событиях, последующих за превращением: осознав связь между жизнью человека и птицы, парень с головой погружается в охоту – но читателю какое-то время сложно понять, чем охотник живет и обеспечивает себя. Этот вопрос стоит ребром и бросается в глаза из-за акцента на том, что ранее герой с трудом выживал из-за безденежья.

Да, тяжелые жизненные обстоятельства выступили мотивом превращения в убийцу, но сама метаморфоза их не отменила. Вопрос, как герой, оказавшись в изменившихся условиях, справляется с тем, что ранее его тяготило, кажется нелогичным пятном долго, пока автор не объясняет, что охотник устроился на новую работу. Хотя связи между новыми обстоятельствами внешней среды и тем, что происходит внутри героя, нет. Или она попросту не показана. Такая деталь бросится в глаза критику. Читатель же, скорее всего, будет поглощен лирическим сюжетом, который грамотно выстроен вокруг душевного конфликта охотника.

Лирики здесь, несомненно, больше, чем жанра. Упомянутая же привязанность истории к сюжетам про маньяков не делает ее одной из них. Принадлежность к жанру здесь по-прежнему условна и держится только на связи героя с фигурой садиста, которая был выдержана не до конца. Вероятно потому, что во второй половине повествования не завинчиваются гайки жестокости или безумия, хотя это необходимо в жанровой литературе о маргиналах. Она предполагает контраст чувств и ощущений у героя, который возможен благодаря черно-белой передаче его мировосприятия. Последнее же здесь неоднозначно, сложно и, несомненно, более изящное, чем требует жанр. Поэтому «Сиринкс» трудно оценивать в системе координат хоррора или триллера. Он, скорее, напоминает сложную, изящную сказку с элементами притчи.

Резюмируя, хотелось бы отметить исключительность «Сиринкс». Безусловно, эта работа заслуживает высокой оценки за свою поэтичность и изящно переданный душевный конфликт. Но она не соответствует жанровым рамкам так же, как и рассказ, занявший третье место, который мы не отрецензировали. Если бы литературный уровень «Сиринкса» был таким же, как у упомянутой работы, она бы также не прошла сквозь сито Крика, и рецензия была бы дана только на рассказ-победитель. Но качественный слог и достойное исполнение лирического сюжета оставило «Сиринкс» в числе отрецензированных работ.

Возможно, в списке других рассказов, не дошедших до тройки, есть достойные представители жанра. Не исключено, что они могли занять второе место по версии Крика, если бы наши авторы могли ознакомиться с этими текстами. Но мы судим только тройку победителей! А значит, говорим о произведениях, попавших в финал – при условии, что жанровые элементы в них работают, как часы.


Статья написана 29 октября 2021 г. 13:33




Статья написана 26 октября 2021 г. 19:39

На русском языке вышел мистический триллер Энди Дэвидсона "Дочь лодочника".

Первые две недели книга будет продаваться эксклюзивно в "Лабиринте", а затем появится в и других магазинах.

Аннотация:

Когда Миранды Крабтри была еще ребенком, ее отец погиб в болотах. С тех пор она возит контрабанду харизматичному проповеднику Коттону и группе его последователей — лишь бы свести концы с концами и защитить старую ведьму и маленького найденыша.

Но в глубине байу действуют темные силы, как человеческие, так и сверхъестественные. Жизнь Миранды вот-вот перевернется, ведь безумный проповедник даст невообразимое задание и девушка узнает, как далеко придется зайти и чем придется пожертвовать в этом последнем путешествии.

Из отзывов на роман:

NPR: «Печальная история о любви, самопожертвовании и о том, как плохие люди могут создавать сообщество и направлять жизни других на путь Тьмы».

This is Horror: «Это странная, чудесная сказка, история о привидениях, готический триллер. Рассказ о семьях, которые мы находим в самых странных, самых ужасных местах — как они формируют нас, а иногда даже ломают, и как мы собираем осколки».

Memphis Flyer: «Роман напоминает работы Джо Хилла и Нила Геймана… Но поэтика прозы и некоторые мотивы ближе к другому писателю с Юга — Кормаку Маккарти».

Пол Тремблей: «Великолепно написанный роман, в котором смешались Фланнери О'Коннор, нуар из захолустья и мифическое воображение Клайва Баркера».

Карта, которая украсила форзацы книги:


Статья написана 26 октября 2021 г. 18:09

Лицом серии "Самая страшная книга" являются одноименные ежегодники, тиражи которых разлетаются со складов издательства за пару месяцев. Не все читатели успевают их купить, поэтому лучшие рассказы из этих сборников решили публиковать отдельно — в подарочном формате с иллюстрациями. И новая подборка избранного уже в продаже.

Книга с подзаголовком "Лучшее. Страшное. Дрожь" прямо сейчас доступна для заказа в официальном интернет-магазине издательства, а скоро появится и на других площадках.



Аннотация:

цитата
Перед вами – новая «антология антологий», второе собрание лучших рассказов из ставших бестселлерами антологий серии «Самая страшная книга». На этот раз в него попали незабываемые истории из сборников 2018, 2019, 2020 и 2021 годов. Каждая из них хороша по-своему – и каждая по-своему пугает. Такие авторы, как Максим Кабир, Парфенов М. С., Дмитрий Тихонов, Елена Щетинина, уже не нуждаются в представлении, но в книгу также вошли рассказы от восходящих звезд жанра ужасов и мистики (Богдан Гонтарь, Оксана Ветловская, Герман Шендеров и другие).

«Лучшее. Страшное. Дрожь» не только отлично подойдет для читателей, желающих познакомиться с современным русским хоррором, но и станет прекрасным подарком для уже опытных ценителей жанра.

Содержание:

Предисловие (М. С. Парфенов)

Папа придет (Александр Матюхин)

Корабль живых (Дмитрий Тихонов)

Виртуальная машина (Герман Шендеров)

Хулиганка (Станислав Минин)

Зов высокой травы (Алан Кранк)

Висельник и ведьма (Богдан Гонтарь)

Земля медузы (Оксана Ветловская)

Гран-Гиньоль (Анатолий Уманский)

Домофон (Сергей Цветков)

Дрожь (Дмитрий Костюкевич)

Вешки (Юрий Погуляй)

Ванькина любовь (Иван Белов)

Сюрприз (М. С. Парфенов)

Мать Сырой Земли (Елена Щетинина)

Ползущий (Максим Кабир)

Большая и маленькая (Лариса Львова)

Вызов (Дмитрий Козлов)

Идущие в Рай (Кирилл Малеев, Иван Белов)

Пустоты (Александр Матюхин, Александр Подольский)

Боженька (Майк Гелприн)



Статья написана 25 октября 2021 г. 13:00

Скорее всего я не упоминал об этом ранее, но ваш покорный слуга уже давно является поклонником франшизы "Хэллоуин". Точнее с тех самых пор как однажды в детстве, благодаря стараниям режиссера Джона Карпентера, перенесся в тихий маленький городок Хэддонфилд и стал свидетелем жуткой резни, учиненной сбежавшим из психиатрической лечебницы опасным пациентом Майклом Майерсом.

Поэтому каждый новый фильм о бессмертном маньяке в белой маске автоматически попадает в мой список картин для обязательного просмотра. Вот и "Хэллоуин убивает" (Halloween Kills) не избежал этой участи, даже с учетом того, что от его предшественника я остался не в восторге.

Второй фильм заявленной трилогии стартует там же, где завершился первый. Лори вместе дочкой и внучкой держат курс в больницу, встречая по пути команду пожарных, спешащих к охваченному пламенем дому Строуд. Прибыв на место, борцы с огнем натыкаются на Майкла, который без особого труда вырезает всю бригаду, после чего отправляется на поиски сбежавшей от него дичи.

Но жители Хэддонфилда, среди которых постаревшие Томми и Линдси (дети из оригинальной картины Карпентера) и медсестра Мэрион и шериф Брэкетт (оттуда же), оказываются тоже не лыком шиты и решают сами поймать душегуба, дабы раз и навсегда покончить со злом.

Собственно, вся картина и посвящена тому как кипящие от праведного гнева горожане ищут Майерса (и нелепо гибнут от его рук). Все, больше творению Дэвида Гордона Грина предложить нечего. Лишь откровенно дурацкую беготню за психопатом обделенных интеллектом людей.

И да, я осознаю, что "Хэллоуин убивает" — это слэшер и у него есть свои жанровые законы. Но, ей-богу, должна же быть в фильме хотя бы парочка адекватных персонажей! Иначе мне, как зрителю, просто не за кого будет переживать. Именно это и происходит в сиквеле: герои, придуманные усилиями аж трех сценаристов, умирают со стремительной скоростью, словно они попали на конвейер мясокомбината, а мне ровным счетом плевать на их судьбу. Даже как-то становиться неудобно за Майкла. Все-таки человек уже в возрасте, а ему постоянно досаждает толпа идиотов, которые сами же бросаются на его нож. Нет покоя грешной душе...

Ну ладно, это все лирика. Я думаю, что вы и так уже поняли, насколько меня взбесила недалекость персонажей. Зато по части насилия и натуралистичных подробностей "Хэллоуин убивает" вполне затыкает за пояс прошлые ленты франшизы, по уровню жестокости вплотную приближаясь к ремейку Роба Зомби. Только от хлещущей направо и налево кровищи тоже мало толку, поскольку ни один из жителей Хэддонфилда... А хотя ладно, не важно.

Короче говоря, если хоррор для вас — это прежде всего мочилово, ради которого вы готовы почти на два часа отключить мозг, то свежая работа Гордона Грина вас определенно порадует.

Однако если вы обратитесь к фильму за атмосферой и саспенсом (которыми, к слову, славился шедевр 1978-го года), то на сто процентов будете разочарованы: в картину не завезли ни того, ни другого. И даже несмотря на то, что весь хронометраж сопровождает знакомый тревожный саундтрек, он не способен ни нагнать страх, ни хотя бы чуть-чуть заставить тебя почувствовать себя не в своей тарелке. Культовые мелодии Карпентера нужны в фильме лишь в качестве фан-сервиса. Точно так же как и "воскрешенные" Томми, Линдси и прочие, которые абсолютно никак не повлияли на развитие истории.

Что ж, теперь будем ждать финал трилогии. Возможно он получится лучше, чем "Хэллоуин убивает", который вышел максимально бессмысленным и беспощадным. Хотя требовать чего-то стоящего от промежуточного продолжения, наверное, тоже было крайне глупо с моей стороны.

Оценка: 4/10.





  Подписка

Количество подписчиков: 691

⇑ Наверх