Кир Булычев отзывы

Все отзывы на произведения Кира Булычева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4187

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  8  9 10 11 [12] 13 14 15 16 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»

«Хоккей Толи Гусева»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 26 августа 2018 г. в 13:40

Небольшая зарисовка о весне на чужой планете. Тема быстрого пробуждения природы после зимней спячки в фантастике отнюдь не редка, но Булычеву удалось взглянуть на такое пробуждение совершенно по-новому. Соответствующий эмоциональный фон рассказ действительно создаёт, история с фигурками хоккеистов, вырезанных из местного дерева, не то что бы эффектна, но очень неплоха, да и размер у этой вещицы оптимальный (всего 5 страниц) — больше для зарисовки такого плана было бы уже неинтересно. В общем — одно из тех произведений, которые не стыдно печатать и сегодня, спустя полвека после его первого издания.

И ещё. Конечно же, рассказ за прошедшие полвека сильно устарел технически (кинопроектор с фильмами, какой-то журнал наблюдений, в который регулярно нужно чего-то от руки записывать, да и о самом настольном хоккее скоро будут помнить только глубокие старички :)), однако это ему почему-то совсем не мешает, только наводит на грустные мысли о том, как же быстро всё в нашем мире стало меняться. И что практически невозможно предугадать, как изменится этот самый мир ещё через полвека....

Оценка : 7
«Город без памяти»
–  [ 8 ]  +

lammik, 05 апреля 2018 г. в 16:55

Атланты-криняне, спасённые Алисой и Пашкой со дна Тихого океана, отправляются на свою планету Крину на корабле «Днепр» под управлением старого знакомого Алисы капитана Полоскова. Неожиданно связь с кораблём прерывается. Известно только, что это произошло перед самой посадкой на Крину. На «Днепре» помимо Полоскова и кринян также находились механик Зелёный и Тадеуш — муж Ирии Гай. Земля своих не бросает, начата подготовка спасательной экспедиции. Но прежде к Крине полетит «Гай-до» с экипажем из Ирии, Алисы и Пашки. Друзьям предстоит разгадать тайну Крины и спасти огонёк цивилизации, тихо тлеющий там вот уже несколько столетий.

Отличная приключенческая повесть, которая сейчас читается практически как попаданческое фэнтези — огромный враждебный мир, псевдосредневековый антураж с элементами постапокалипсиса, цивилизаторы-помники, стремящиеся вернуть планету на путь Разума, опасные животные со всей Галактики, драконы, единороги и разумные белые птицы. Да из такой богатой фактуры сейчас кто-нибудь обязательно бы бросился ваять гигантский цикл на несколько десятков томов. Но Булычев аккуратно подвёл итоги экспедиции и больше, как я понимаю, на Крину не возвращался. Чем напомнил свой же роман «Последняя война», где также случилась глобальная техногенная катастрофа, а спасли положение земляне-дилетанты и инопланетяне. Напомню, что Ирия Гай не землянка.

Создаётся ощущение, что «Город без памяти» должен был стать последней книгой про «девочку с Земли». Ибо тут Алиса с Пашкой уже прямо названы подростками, а следовательно в дальнейшем стоило ждать либо окончания либо существенного взросления цикла. Чего, как я понимаю, не произошло. Подозреваю, что причиной тому начавшиеся тектонические преобразования в стране. Жаль. Думаю, не только я с радостью почитал бы про взрослую жизнь Алисы Селезнёвой.

Оценка : 8
«Белое платье Золушки»
–  [ 8 ]  +

yfnfkmz12041978, 16 марта 2018 г. в 16:29

Уже романтично. Наконец-то Павлыш, очень положительный и правильный, заинтересовался женщинами. Как то до этого момента такого накала страстей не наблюдалось, Павлыш ревнует- не может быть!!! Женщины были разные; Гражина, Снежина, Татьяна, но все это тускло и без красок. А здесь Гусар. Долго ли Марина Ким будет на горизонте нашего внимания?. Надо сказать, что автору образ удался. Без сарказма.

Но вот первая часть произведения «о некрасивом биоформе» тронула за душу. Очень сильный образ настоящего человека, его героики и готовности к самопожертвованию. Такие как Драч и Грунин достойны восхищения. Которое в моем понимании, в моей голове, переходит скорее в ступор перед ужасом выбора между жизнью и смертью. Мозг замерзает. Им надо успеть, иначе погибнут люди, что находятся на западном склоне и дальше на равнине. Да, для общества необходимы герои, для того, что бы остальные могли прозябать в райском Эдеме, герои которых манит неизведанное и опасное, новое и загадочное.

Павлыш эволюционирует, у него появились новые навыки виртуозного вождения Флайера. И ему тоже пришлось побывать в переделках и рисковать собой.

Оценка : 10
«О некрасивом биоформе»
–  [ 8 ]  +

lammik, 26 февраля 2018 г. в 16:18

Драч прошёл процесс биоформирования с целью работы на планетах, абсолютно не приспособленных для человека, даже в скафандре — с экстремальными температурами и давлением, отсутствием кислорода и убийственной радиацией. Предыдущий аналогичный биоформ Грунин погиб. А Драч выжил, выжил и вернулся на Землю для обратной трансформации. Вот только на Камчатке начал извергаться вулкан и могут пострадать люди...

Первый раз прочитал рассказ ещё в детстве, лет в 11. И тогда он меня поразил. В первую очередь смелой идеей биоформирования, об этических и психологических сторонах процесса я тогда не задумывался. Даже болезни у биоформов не человеческие, а вот сущностно биоформ остаётся человеком и Драч это доказал. Таким же самым человеком, что и до трансформации, ведь далеко не каждый на неё бы решился.

И очень красив и надолго запоминается художественный образ выплёскивающейся из жерла вулканы лавы, оранжевой как свежевыжатый апельсиновый сок.

Оценка : 10
«Трудный ребенок»
–  [ 8 ]  +

lammik, 30 января 2018 г. в 12:12

На орбите одной из планет космический корабль «Вега» обнаружил спасательную капсулу с инопланетными детёнышами. Так как было неизвестно, с какой они планеты и где их дом, малышей распределили по семьям на Земле. Так у героини рассказа Катерники появился младший брат Кер, похожий на чёртика с крыльями.

Замечательный рассказ о братстве по разуму, о том, что любовь способна пробить стену различий. Язык любви понятен всем, для него нет расстояний между звёздами и между видами.

Оценка : 8
«Тринадцать лет пути»
–  [ 8 ]  +

lammik, 26 января 2018 г. в 12:10

Межзвёздный корабль «Антей» направляется к альфе Лебедя. До цели осталось тринадцать лет пути. Молодой медик-кабинщик Вячеслав Павлыш прибывает на борт «Антея», что бы нести свою вахту следующий год. Часть предыдущего экипажа ещё на борту корабля, но через несколько дней вся команда сменится на новую. Внезапно связь с Землёй прекращается. Экипажу предстоит принять решение, нет, Решение о дальнейших действиях — возвращаться или же лететь дальше...

Повесть совсем не о космосе, поэтому и простительны некоторые ляпы типа альфы Лебедя (Денеб сравнительно молодая звезда с таким спектром что жизнь на планетах вокруг, даже если они существуют, едва ли возможна, хотя я подумал, что автор спутал Денеб с 61 Лебедя — очень популярной в то время системой, у которой предполагались планеты и расположена она недалеко от Солнечной). Ну и гравитационные волны распространяются со скоростью света, впрочем, это доказали только в прошлом году. «Тринадцать лет пути» — психологическая повесть о выборе, ответственности, любви и попытках угадать себя в будущем, далёком, но тем не менее неизбежном.

Отличное начало цикла, очень хочется узнать дальнейшую судьбу Павлыша.

Оценка : 8
«Посёлок»
–  [ 8 ]  +

Ferucil, 23 января 2018 г. в 21:59

Бок о бок с весьма многообещающим динамичным началом идет тягучее окончание, которое сильно разбавлено описаниями ландшафта (зачастую повторяющимися и как невольно вкрадывается подозрение намеренно), факультативными, мало работающими на кульминацию или развязку действами и размышлениями пополам рассказчика и героев, в меньшей степени диалогами. Однако.

Начал сразу почти полностью с минусов дабы пропустить все неприятное и не оставляющего глубокого влияния после себя, чтобы перейти к тому, из за чего следует прочитать эту книгу, а сделать это явно стоит.

Почему?

Хотя бы ради отменно избранных ролей-действующих лиц, где каждый, кто должен быть и кого желаешь увидеть, есть, а все, кого быть не должно, чье присутствие обременяло бы сюжет, а не двигало и заинтересовывало в его движении, отсутствуют. Конечно, массовка существует, но и у нее есть своя «экологическая ниша», без них текст потерял бы реалистичность. А реализм в тексте царит, происходящему веришь, нет креатива ради креатива, фантазий ради зрелищности, что часто можно встретить в жанре и чем не брезгуют искушаться авторы, не желая признавать, что грань между хорошей книгой и посредственностью проходит не на стезе эскцентричности и экстравагантности, а что последнее есть лишь приятное и привлекательное дополнение к разумности, продуманности и живости. Кир Булычев или Игорь Можейко это понимает.

Не последним плюсом книги из общего немалого числа будет, возможно, при написании стереотипная, но с годами помолодевшая и прибавившая оригинальности («парадокс моды», чем старше она становится, тем вероятней ее возрождение) тема потерпевших крушение путешественников среди звезд, колонизирующих новый и враждебный для себя мир. Фантастика с истоками в древнегреческих мифах, вообще мифах, а также цайтгайнутая на всю голову фантастика вкупе, где весь сюжет — заговоры и интриги (со всем уважением, Джордж) уже набила оскомину и порядочно опостылела.

Не буду перечислять остальные достоинства, сами прочитаете, замечу лишь, что вишенкой на торте будет уникальное явления для советской фантастики: идеология если и присутствует, то в мягком, «гуманистическом» ключе. Принудительного исполнения предписаний коммунизма здесь не встретишь, четких партийных политинститутов с мерами принуждения-послушания тоже, все на добровольно-товарищеской основе, такой коммунизм с человеческим лицом близкий к современному либерализму, учитывая, что в маленьком, еле теплющемся жизнью, поселке ни о какой, даже мало-мальской экономике нет и речи.

Оценка : 9
«Летнее утро»
–  [ 8 ]  +

lammik, 23 января 2018 г. в 12:03

Однажды тёплым летним утром главный герой рассказа проснулся и ощутил желание покинуть город на электричке, сойти на дальней тихой станции и постучаться в покосившуюся калитку уютного, утопающего в зелени домика. Вот только там его уже ждали...

Рассказ о научной этике и опасности экспериментов над человеческим мозгом. Не грустный, а именно что страшный рассказ. Концовка ощущается ударом встречного локомотива на полном ходу. При этом великолепный текст, наполненный сочными описаниями природы, не уступающий классикам позапрошлого века.

Оценка : 9
«Корона профессора Козарина»
–  [ 8 ]  +

lammik, 18 декабря 2017 г. в 19:08

Есть такое понятие как эмпатия. Это способность чувствовать эмоции окружающих людей. И вот главный герой этого рассказа в каком-то смысле инвалид, эмпатия у него отсутствует напрочь. Но, спасибо профессору Казарину, который при жизни успел подумать о трагедии таких вот людей и изобрёл свою корону. Из того, на что обратил внимание — главный герой, его мысли и поступки не соответствуют возрасту, в 21 год всё как-то проще воспринимается и уж слишком ведомым он выглядит, загоняя самого себя в какую-то параноидальную пучину.

Оценка : 9
«Миллион приключений»
–  [ 8 ]  +

lammik, 05 декабря 2017 г. в 16:25

Весела и разнообразна жизнь московских школьников конца XXI века. Генетические эксперименты, путешествия в прошлое, летняя практика на только что открытых планетах, борьба с космическими пиратами. Всё это, а так же многое другое, присутствует в повести «Миллион приключений». Фактически данная повесть состоит из сборника рассказов «Новые подвиги Геракла», в котором читатель знакомится со станцией юных биологов на Гоголевском бульваре, с друзьями Алисы — непоседливым авантюристом Пашкой Гераскиным, рассудительным и сентиментальным Аркашей Сапожковым, сёстрами-близнецами Машей и Наташей Белыми, а также с не по-южному флегматичным Джавадом Рахимовым. В повести «Заграничная принцесса» все они отправляются на полную загадок планету Пенелопа и в конце «Каникул на Пенелопе» загадок этих заметно поубавится. По окончании летней практики Алиса с Пашкой попадут на планету Брастак, захваченную космическими пиратами под руководством мамаши нашего старого знакомого Крыса.

Во-первых, нужно сказать, что книгу стоило назвать «Миллион приключений Пашки и Алисы», ибо именно Павел Гераскин фактически везде оказывается на первом плане — спасает питекантропа, выводит комгуся, отправляется к королевскому двору, где сражается на рыцарском турнире, помогает космическому проходимцу Дикарю и вводит в заблуждение пиратов, притворяясь пилагейской туристкой. Алисе отведена роль гласа разума, с которой, надо сказать, она блестяще справляется. Во-вторых, уровень частей книги заметно различается. Причём создаётся впечатление, что они рассчитаны на разный возраст читателей. Первые две и четвёртая довольно детские и лёгкие для восприятия, а вот «Каникулы на Пенелопе» — отличная подростковая фантастика, где сюжет крепко держит читателя в некотором напряжении чуть ли не до конца книги. Но, конечно, всё закончится хорошо. Это же книга про приключения Алисы.

Оценка : 9
«Гай-до»
–  [ 8 ]  +

lammik, 02 декабря 2017 г. в 14:59

Алиса со своими друзьями — прирождённым манипулятором и авантюристом Пашкой Гераскиным, а также правильным и оттого несколько скучноватым Аркашей Сапожковым намереваются принять участие в школьных гонках вокруг Луны, для этого им требуется космический корабль, которым и становится разумный и влюблённый в свою создательницу Гай-до. План капитана Гераскина прост и прям как стрела — отремонтировать корабль, стащить супертопливо на отдалённой планете 5-4, позаимствовав его у загадочных странников (так и хочется написать — Странников) и выиграть гонку. Но, как это частенько бывает, что-то пошло не так. Гай-до оказался кораблём с историей, на 5-4 обнаруживается разумная жизнь, а между вожделенным топливом и нашими друзьями появляется амбициозный тиран космического масштаба. То есть для приключений всё готово и Алиса с друзьями с честью пройдут все преграды, попутно поучаствовав в организации локальной революции на корабле, который теперь известен как «Императрица Моуд».

По-булычевски добрая и светлая книга с небольшим вкраплением жути медицинского характера, но, как сказал профессор Игорь Селезнёв маме Алисы: «С нашей дочерью опять ничего не случилось.»

Оценка : 8
«Гусляр» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

lammik, 26 августа 2017 г. в 08:05

Сказочно-инопланетный цикл о маленьком городке между Вологдой и Архангельском создавался автором очень долго. Больше 30 лет. Менялось время, менялась страна, менялся писатель и, конечно же менялся Великий Гусляр. Светлые и красочно-сказочные сюжеты сменились злой и беспощадной сатирой. Безусловно, у автора есть право развивать свой мир по своему желанию. Однако, как мне кажется, на каком-то этапе всё же стоило начать описывать некий другой город. Назовём его, допустим, «Маленький Скрипач». Тогда было бы не так больно читать поздние рассказы Гуслярского цикла. Впрочем, жить в то время было ещё хуже.

Теперь немного о конкретных рассказах и повестях. Лучшим рассказом цикла считаю «Поступили в продажу золотые рыбки» и рад, что посетители сайта со мной в этом согласны. Даже если бы из всего Гуслярского цикла Кир Булычев написал бы только этот рассказ, то и в этом случае Гусляр попал бы во все антологии и золотые фонды русской фантастики. Лучшая повесть цикла — «Марсианское зелье». В ней присутствуют все те составляющие авторского рецепта, за которые мы и любим весь цикл.

Запомнились авторские обыгрывания сказочных сюжетов — «Недостойный богатырь» и «Подоплёка сказки». Из сатирических рассказов хороши «Соблазн» и особенно «Возвышение Удалова».

Напоследок хочу написать, что прочитав все рассказы и повести о Гусляре, в этот городок невозможно не влюбиться. Да они становятся практически родными — Удалов, Минц, Грубин и даже старик и заслуженный пенсионер Николай Ложкин!

Оценка : 9
«Можно попросить Нину?»
–  [ 8 ]  +

alekscooper, 10 августа 2017 г. в 11:00

Золотой фонд не только Кира Булычёва, но и рассказа вообще как литературной формы. Понимаю противоречивость предложения, но хорошо бы, конечно, его в школьную программу.

Оценка: 10

Оценка : 10
«Тринадцать лет пути»
–  [ 8 ]  +

Crossbow, 01 августа 2017 г. в 10:30

Восхитительная повесть! Она обволакивает как августовская солнечная дымка — на душе становится тепло, хорошо и спокойно. А чтение после тяжелейшего лемовского «Осмотра на месте» лишь усилило это блаженство и превратило для меня «Тринадцать лет пути» в настоящую долгожданную усладу — мой мозг отдыхал после изнасилования интеллектуальной прозой.

Итак, первый земной звездолет «Антей» в пути на Альфу Лебедя. Полет длится уже 106-й год. Очень изящная идея: смены экипажа, которые прибывают и убывают через телепортационные кабины! Это в определенной мере исключает из повествования некоторую безысходность. Но даже, когда предсказанный когда-то ученым-провидцем Домбровским предел энергетических мощностей для телепортации начинает сбываться, экипаж стоек и непреклонен в своем желании достичь цели и исполнить мечту человечества, даже и тогда повествование вовсе не становится мрачным, по-прежнему сияя теплотой, оптимизмом и душевностью. Никакой трагедии не произошло, ведь корабль еще мог сделать разворот и вернуться. У каждого были свои причины вернуться, свои сомнения, свои слабости. Тем не менее, экипаж единогласно голосует: «Летим дальше». Но теперь уже, понятно, без ежегодных смен экипажа. Цена вопроса – 13 лет до цели и столько же – обратно. Это то, что касается глобальной линии сюжета.

Не менее глобальна и личная линия. Главный герой, студент Слава Павлыш, прибывший на корабль в качестве практиканта, сразу влюбляется в девушку из предыдущей смены Гражину, и, соответственно, все его мысли вне работы — только о ней. Та, похоже, совершенно равнодушна к воздыхателю (хотя, кто их разберет, этих женщин!). Во многом эта повесть — история взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Почти не воспринимаемый девушкой всерьез, ни как человек, ни как мужчина, Павлыш совершает Поступок (хотя и не связанный с Гражиной), где он сам мог запросто погибнуть (кстати, здесь у Булычева метко сказано: «Поступки лучше совершать тогда, когда есть кому оценить их благородство»). Так вот, совершенный поступок, основательно меняет ее к нему отношение, по крайней мере «нет» она уже не говорит, но и ничего конкретного не обещает. Что ж, она вернется к своему мужчине на Землю, с которым тоже не все так просто, а Слава Павлыш будет держаться на заметке в качестве запасного варианта, ведь как настоящий мужик он уже себя проявил и главное — видно, что основательно влюблен в нее!

Но странное дело, экипаж голосует за неизвестность и, фактически, за приговор на долгое заточение, но Павлыш рад, ибо это шанс завоевать сердце Гражины. И вроде вырисовывается новая жизнь, хоть и трудная, но сулящая нечто будоражащее и заманчивое. И все уже приготовились к этой новой жизни – экономия во всем... Но тут – словно обухом по голове! — гравиграмма с Земли «Ждите переброски»! В общем все налаживается и приходит на круги своя. Оказывается, что «предел» Домбровского был вовсе не пределом, а лишь порогом с временными помехами. На Земле спешно модернизировали оборудование, скорректировали подачу энергии и решили проблему. А весь экипаж «Антея» оказался в героях, хотя никто себя таковым не чувствал, так сказать, все геройство — в рабочем порядке. Гражина, завершив свою смену, покинула звездолет, а Павлыш остался «наедине» со своими пылкими мечтами и более прозаичной действительностью.

По вышесказанному можно подумать, что это какая-то мелодрама, действие которой перенесено, скажем, из загородного особняка в пространство космического корабля. Совсем нет. Тонкие наблюдения, замечательный добрый юмор и знание человеческой природы и характеров, простая, доходчивая и изящная подача плюс романтика звездных странствий делают повесть качественным образцом фантастической литературы, что, в общем-то, свойственно многим и многим произведениям Булычева.

Оценка : 10
«Можно попросить Нину?»
–  [ 8 ]  +

A.Ch, 14 мая 2017 г. в 19:02

Что может значить сегодня телефонный звонок? Да, решаются важные дела, люди договариваются о встречах, находясь на далёких расстояниях, находят друг друга. Только сам разговор по телефону стал слишком обыденным и привычным. Превратился в скайп, быстрый обмен сообщениями и интернет. Именно ценность и ощутимость разговора в тяжёлое время войны есть основная идея рассказа.

Автор явственно и ощутимо обрисовал главных героев. Не просто читаешь о них, но ощущаешь интонацию их разговоров, паузы и волнения, насмешливость Нины и серьёзность Вадима Николаевича, как будто их общение происходит почти рядом, за тонкой стеной, что позволяет услышать, но не увидеть. Диалог двух разных во всём людей, но связанных нитями воспоминаний и звуками в трубке.

Красивый печальный и важный рассказ.

Оценка : 9
«Посёлок»
–  [ 8 ]  +

FBook, 07 мая 2017 г. в 16:11

За литературой не слежу, поэтому ищу что почитать по рейтингам произведения. Тут люди ставят 10ки и в следствии высокая оценка. В который раз обманулся, надеясь прочесть что-то новое и фантастическое. По сути это плоский подростковый роман. Из фантастики тут мало чего есть (лишь далеко лежащее сломанное космическое судно с запасами еды и прочего и в группа новой экспедиции), в основном подростки выживают в лесу, в суровых условиях, хотят выбраться с планеты и ждут чуда. Подобные истории периодически попадаются, отличие этой — растянута на 368 страниц, когда хватило бы и 10 в форме рассказа.

5/10 максимум, читать стоит лишь тому кто жил в лесу и подобные темы не встречал в кино/книгах.

Оценка : 5
«Пропавшие гости»
–  [ 8 ]  +

Фалкон, 28 февраля 2017 г. в 07:36

Последний рассказ (или глава из повести «Девочка с которой ничего не случится»), до которого я добрался в процессе написания отзывов; есть, что сказать и здесь.

1. Снова упоминаются «посольства», причем, в этом случае — не марсианское на Земле, а вполне себе земные. Есть государства? Границы? А где «коммунистическое общественное самоуправление»? Парадокс, однако.

2. 8 марта (кстати, о том, что это праздник — не упоминается; нехорошо) лабуцильцы теряются при выходе на околоземную орбиту. Вместо них засекают потерянный два года назад спутник «Нобель-29» Совершенно невероятная, немыслимая, абсурдная ситуация. В настоящее время даже, на околоземной орбите отслеживаются все сантиметровые тела, с присвоением номеров Satellite Catalog Number, SCN. Не засечь корабль, потерять спутник, перепутать одно с другим — невероятно. Я даже скажу больше, есть нехорошая система НОРАД, и есть могучие станции СПРН в России, которые непрерывно обшаривают околоземное пространство в поисках вражеских ракет. Вся земля накрыта сплошными радиолокационными полями; кроме отдельных участков, может быть.

3. Ошибка в определении координат места посадки в 15 угловых минут, это 15 морских миль или больше 25 километров. Коль лабуцильцы ведают о земной системе координат (им сообщили, видимо), то источник ошибки непонятен. Современным пользователям GPS или ГЛОНАСС это кажется совершенно диким, так как они могут выйти в совершенно определенную точку, с ошибкой в сантиметры.

4. Загадочная земная радиация, испортившая связь лабуцильцев. В окресностях Москвы! Это при том, что в системах связи обязательно должны применяться радиационно-стойкие элементы — космос же! И при том, что все горные породы — неважно на Земле или Лабуцилле — будут иметь совершенно определенную низкую естественную радиоактивность. Неубедительная причина.

5. Городские легенды будущего (пришельцы из антивещества, невидимые инопланетяне, шутники) свидетельствуют о низком интеллектуальном уровне людей будущего. Не хочется так думать.

6. Подтверждается (из главы «Бронтя» я только предположил), что на Земле имеется наземный частный транспорт, который дополняется вертолетами, винтокрылами, орнитоптерами, вихрелетами.

7. Про возможность существования разумных существ указанных размеров имеется рассказ Циолковского «Биология карликов и великанов»; с Константином Эдуардовичем склонен согласиться.

В характере Алисы проявляется некоторая иезуитская дотошливость.

Традиционно, для сборника «Девочка с которой ничего не случится», по тем же причинам — 10 баллов.

Оценка : 10
«Я набираю номер»
–  [ 8 ]  +

Фалкон, 27 февраля 2017 г. в 08:57

Что мы видим из данного рассказа, кроме видеофона/скайпа, со статусом «онлайн»? Я заметил четыре момента:

1. «Вымывание» традиционных героев (типа Бабы-Яги) из детского сознания, и их замещение человеками-пауками и проч. (может, конечно там они какие-то иные подразумеваются, но все-таки не сказочные), что реально в настоящее время и происходит.

2. Абсолютно неудачное название «продуктопровод». Неудачное, потому, что при этом подразумевается (из названия) именно доставка продуктов, что нерационально, затратно и неразумно. В печать продуктов на 3D принтере я абсолютно верю, а в некие трубы, по которым некие продукты поставляются в дома — нет. Будем считать, что это просто неудачное название.

3. Печальное «непредсказание» прогресса компьютерной техники. Не может марсианин 3-4 часа (так по тексту) «перерывать энциклопедии и телефонные книги», поскольку все явно должно быть оцифровано, и поиск должен занимать микросекунды.

4. Общество Земли будущего не может быть признано полностью коммунистическим — хотя даже в википедии указано, что Булычев описывал коммунизм. Почему? Потому, что коммунизм отрицает государства, и никаких «марсианских посольств», соответственно, быть не может. Особенно принимая во внимание то, что ниже изложено под условным пунктом 5.

5. (Условно) Марсианин, безусловно, сугубо условен. Это явно не абориген планеты Марс, так как в 1965 году всем было прекрасно известно, что никаких высокоорганизованных марсиан в природе быть не может (из последующих рассказов об Алисе — к сожалению, следует, что это абориген). Этим словом не может быть назван переселенец с Земли, даже родившийся уже на Марсе. Почему? Потому, что повесть отодвинута в будущее на сто с небольшим лет; этого недостаточно для физиологических изменений — «глаза без ресниц» (кстати, ресницы имеют четкую физиологическую роль, почему они вдруг исчезнут на Марсе — непонятно).

Читается очень бодро; вообще — идет на «ура» в любом возрасте. Мною прочитано в детстве, в составе соответствующей повести, в 15 томе антологии советской фантастики. Особенно учитывая удачно найденный Булычевым формат — незатейливые рассказы о девочке будущего, записанные её отцом. Ставлю 10.

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 8 ]  +

nenas, 12 февраля 2017 г. в 07:55

Кир Булычев является редким — кажется, даже единственным — примером советского коммерческого автора. Писал он много, причем точно соразмерял количество вложенного труда (и качество текста) с требуемым результатом. То есть мог писать хорошо, мог писать нормально. В зависимости от места публикации, цензурных заморочек, предполагаемого гонорара и так далее.

Советскую власть он, конечно же, ненавидел, как всякий нормальный советский интеллигент. Но ненавидел умно, зряче. И очень хорошо ее понимал. Лучше, чем большинство советских литераторов. И когда хотел – умел высказаться так, что никакая цензура не могла докопаться. Хотя и чувствовала, что здесь что-то спрятано, а докопаться не могла.

«Поселок» — это книжка, которую Булычев писал гораздо лучше и качественнее, чем требовал формат журнала «Знание-Сила» (где текст впервые появился). Потому что у текста есть второе дно. Очень понятное, если вдуматься.

«Поселок» — это о крушении Российской Империи и о том, во что превратились ее бывшие поддданные, ныне советские люди.

Звездолет – это Россия. Потерпевшая страшную катастрофу в 1917 году. Звездлет не просто упал: его пришлось покинуть, бежать, потому что от него исходила радиация (большевистский террор). Люди пытались унести какие-то жалкие вещи, книги, что-то еще. Большую часть груза пришлось бросить по дороге (коммунисты сознательно уничтожали все, что было связано с убитой ими Империей – особенно книги). В конце концов они дошли до места, куда радиация не доставала, и начали налаживать убогий, жалкий, нищий быт на мерзкой планете, для человеческой жизни не приспособленной. Они даже рожали детей – и дети приспособились к этому нечеловеческому (читай — советскому) миру. Они не знали настоящей жизни и не могли даже представить себе, какой она была. Но родители учили их: вернитесь, вернитесь, найдите звездолет и свяжитесь с Землей.

И вот эти дикари идут искать звездолет. И в конце концов его находят. Но все те, кто знает, как им управлять – умерли по дороге. Дикари стоят перед пультом, откуда доносится – «говорит Земля… говорит Земля…» И не могу нажать пару кнопок, чтобы открыть канал связи. Они не знают, что это за кнопки. И они уходят из звездолета, захватив несколько книг. Может быть, уже их дети по этим книгам выучатся и смогут нажать нужную кнопку.

Булычев очень хорошо понимал, о чем пишет. В 1991 году мы все стояли у пульта. Но именно к тому времени умирали последние люди, еще что-то помнившие о настоящей правильной жизни до коммунистической катастрофы. Они совсем чуть-чуть не дожили – те, кто мог бы связать нас с собственным прошлым и восстановить утраченный дореволюционный строй. Но нет, к пульту подошли советские дебилы, которые просто не знали, на какие кнопки нажимать. И которым пришлось идти назад (в ту же самую советчину, только «рыночную» — то есть очередной советский «нэп», который сейчас как раз кончается).

Так что текст Булычева гениальный, провидческий. Возможно, лучший из всего, что Булычев написал.

Я, поставил ему девятку только за то, что слишком затянуто. Притча должна быть краткой.

Оценка : 9
«Сто лет тому вперёд»
–  [ 8 ]  +

Paganist, 23 декабря 2016 г. в 18:45

Читать книгу, фильм по которой знаешь практически наизусть — значит не избежать сравнений. К счастью, книга вполне себе интересна без привязки к фильму. Большой плюс, что сюжетная линия сразу же настраивает на лад «здесь всё иначе, чем в фильме».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
шутка ли — в книге нет никакого робота Вертера, а Коля, побывавший в будущем — вовсе не Герасимов!
Не отношусь к завзятым фанатам творчества Кира Булычёва. Тем не менее, стоит признать — писать для детей он умеет. Увлекательно, легко, живо, с обозначениями деталей и ключевых черт характеров героев. Да, «Сто лет тому вперёд» не лишена некоторых нестыковок, которые легко подметит читатель, знакомый с циклом. Тем не менее, серьёзно разбирать повесть рука не поднимается. Это ведь детская литература, где куда важнее иные категории. Ведь будущее здесь вполне интересно, пираты — опасны, ребята из 6-В такие разные, но в нужный момент поддержали Алису. И таких позитивных для читателя-ребёнка моментов очень много. Видимо, это и объясняет популярность книги.

Оценка : 9
«Наездники»
–  [ 8 ]  +

Кел-кор, 23 ноября 2016 г. в 19:13

Кир Булычев.

Писатель, за седой бородой которого всегда скрывалась добродушная и, может, чуть грустная улыбка. Алиса Селезнёва, доктор Павлыш, Великий Гусляр... Всё это — старая добрая советская фантастика.

Тем удивительнее метаморфоза, произошедшая с Булычевым в 1990-е годы. Его творчество стало злее, циничнее, мрачнее. Это была реакция на события, творившиеся в постперестроечной России. Однако, несмотря ни на что, писатель никогда не позволял себе декларировать исключительно пессимистический взгляд на мир.

В наследии Булычева можно найти немало интересных мрачных произведений, которые до того, что обычно называют хоррором, не дотягивают, но к этому званию приближаются. Например, рассказ «О страхе», написанный ещё в 1971 году и впервые опубликованный в 1992, способен доставить любителю «мрачняка» истинное удовольствие. Или вот повесть «Смерть этажом ниже» — впечатляющая катастрофа в одном отдельно взятом промышленном городке.

Между тем, повесть «Наездники», выпущенная за год до смерти писателя, — вообще может сойти за настоящий фантастический хоррор. Это произведение вышло в книжной серии для детей, но не только юных читателей оно способно напугать. Уж чего-чего, а мрачности «Наездникам» точно не занимать.

История начинается в обычный день, правда, дождливый, в обычном подмосковном посёлке. Главная героиня — девочка Верка — существо несчастное. Бабушка лежит в больнице, родители ей не помощники, а тут целое хозяйство на ней висит. И вроде в школу надо бы ходить, значит, следует уехать в Москву, но ведь бабушку одну не оставишь. Крутится Верка как белка в колесе.

Как водится, происходит судьбоносная встреча. Выбежала Верка под дождь, а тут как раз новая соседка — дама, сразу показавшаяся девочке странной, предложила ей зонтик. Ещё вокруг женщины крутился какой-то ребёночек, он тоже не понравился Верке. Объяснить она себе этой антипатии не могла, но позднее мрачные подозрения девочки подтвердились.

«Наездники» — это не только фантастика, не только почти хоррор, но ещё и детектив. Автор умело держит интригу, не давая читателю информации большей, чем собственным персонажам. Мы вместе с героями расследуем это дело, теряемся в догадках, кто же эта женщина с ребёнком.

А сюжет между тем идёт своим ходом, причём довольно динамично. Кроме постоянно льющегося с неба дождя, Булычев живописует неблагополучный подмосковный посёлок с его ветшающими домами и спивающимися жителями. Верка живёт здесь уже давно, многих знает и, что удивительно, некоторые жители оказываются связанными с тайной, которую девочка пытается разгадать. Она, как сыщик, идёт по следу и всё больше и больше крупиц знания находит. А впереди прячется нечто страшное и опасное.

Хотя особых ужасов в повести нет, но один мощный взрыв в морге с оторванными частями тел присутствует. Да и странное «хранилище» главных злодеев может произвести впечатление. Подобных вещей от Кира Булычева, кажется, и ожидать невозможно, однако писатель умеет удивлять!

Но финал «Наездников» расставляет всё по своим местам: злодеи оказываются непреднамеренными злодеями, Верка обретает маму, а работникам, которые должны защищать окружающую среду (но делают это недостаточно тщательно), по всей видимости, прибавляется хлопот. Булычев остаётся верен себе — даже когда пытается писать нечто похожее на хоррор.

Так или иначе, произведение это — явно не из удач автора. Написано неплохо, читается влёт, но до лучших вещей этой повести, как ни посмотри, не дотянуться. Старый добрый советский фантаст и должен таким оставаться для массового читателя, а подобные «Наездникам» вещи пусть пробуют на вкус гурманы.

Оценка : 7
«Девочка с Земли»
–  [ 8 ]  +

Velary, 21 октября 2016 г. в 11:58

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Планета Шелезяка. Полезных ископаемых нет. Воды нет. Растительности нет. Населена роботами.

Знаменитые повести про девочку Алису из конца XXI века... Так случилось, что они прошли мимо меня в детстве, зато мультик «Тайна третьей планеты» я обожаю до сих пор. И что же я могу сказать о книге, прочитав её впервые в 26 лет?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Птица Говорун отличается умом и сообразительностью, умом и сообразительностью!

Во-первых, и в главных: очень наивно. Я понимаю, что это детская литература, но тут опасности совсем уж картонные. Переживать за героев никак не получается, потому что очевидно, что ни один волосок с их головы не упадёт. Сюда же: совершенно инфантильное поведение окружающих Алису взрослых. Ужасно неправдоподобное даже для сказки.

С другой стороны, приключенческая составляющая весьма хороша. Весело и задорно!

При этом от повести к повести впечатление ухудшалось. Если «Девочка, с которой ничего не случится» — чудесный сборник забавных и захватывающих маленьких историй, «Путешествие Алисы» — увлекательная, хоть и обладающая вышеперечисленными недостатками, повесть, где все натяжки прощаются за замечательный сюжет и великолепную атмосферу (один индикатор чего стоит!), то «День рождения Алисы» — квинтэссенция неестественности и абсурдности. Отправить ребёнка в прошлое, где неизвестно, как её примут, что с ней может случиться (банально — сломала ногу), с заданием, выполнить которое надо «так — не знаю как», с непредсказуемыми последствиями... Мотивация героев как минимум сомнительна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А хотите, я его стукну? Он станет фиолетовым, в кра-пин-ку!

В целом сборнику ставлю оценку 7/10 (4/5), но дополнительный балл — исключительно за чудесный мультфильм, который так и стоял перед глазами в процессе чтения.

Оценка : 7
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 8 ]  +

avsergeev71, 16 сентября 2016 г. в 12:55

За сотню верст я вижу в том окне —

Смешной ладошкой дочка машет мне.

-------

Милые трогательные зарисовки, в которых перед читателями впервые появляется образ маленькой Девочки с Земли. Приступая к повести, Кир Булычёв наверное и сам не предвидел будущего ошеломительного успеха своей героини, во многом благодаря которой он навсегда вписал себя в золотой фонд отечественной фантастики. И не только отечественной.

Детская книга на деле — не такая уж и детская. Взрослым я бы тоже порекомендовал.

Папа рассказывает веселые фантастические истории из жизни своей семьи. И хотя речь идет о далеком будущем, проблемы отношений отцов и дочерей все так же актуальны. Вечная в общем-то тема. Как и эта книжка. Дети имеют свойство вырастать, но для папы его дочка всегда останется той самой маленькой девочкой из книжки — непоседой, проказницей и неслухом.

Оценка : 10
«Гусляр» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

PlatonT, 20 июля 2016 г. в 21:54

Первые рассказы из этой серии прочитал ещё в 90-е. Потом попадались в разных сборниках времён СССР которые покупал на Блошином рынке, целиком весь цикл так прочитать не удалось. О прочитанном (около 30 повестей и рассказов) могу сказать только положительные слова: интересный нестандартный мир и ситуации, интересный юмор, хорошая сатира и т.д. и т.п. Но эти повести и рассказы будут полностью понятны только тем, кто понимает и помнит как жилось в СССР, как воспримут люди родившиеся после 1986 не могу предсказать. А так как интересное чтение от классика советской фантастики однозначно рекомендую!

«Западный ветер — ясная погода (Юго-Восточная Азия во второй мировой войне)»
–  [ 8 ]  +

Podebrad, 13 июня 2016 г. в 18:44

  Игорь Всеволодович Можейко был, как известно, серьезным историком. В частности, ему принадлежит 90 процентов текста «Истории Бирмы». Многие главы этого солидного труда читаются как хороший приключенческий роман. «Западный ветер» хронологически уже и при этом шире по территориальному охвату. Речь здесь идет о событиях Второй мировой войны в Юго-Восточной Азии. На периферии повествования — бои на Хасане, Перл-Харбор и битва в Маньчжурии.

  Сильные стороны исследования — хороший язык, умение сделать любой эпизод истории увлекательным и, прежде всего, объективность. Здесь, пожалуй, достигнута, максимально возможная для историка степень объективности. Причем и в советском издании 1984, и в постсоветском переиздании почти нет идеологических отступлений и оценок, что опять же необычно и для старого, и для нового времени. Автор излагает факты, удобные и неудобные для его концепции. Рассказывает о поражениях и победах англичан и американцев, о триумфах, провалах и преступлениях японской армии, о поведении национальных лидеров Бирмы, Филиппин, Индонезии, Малайи, Вьетнама. С европейской точки зрения почти все эти деятели — коллаборационисты, сначала ставшие на сторону агрессора, затем предавшие его. В Азии все сложнее. Эти люди прежде всего боролись за освобождение своих народов, попавших под власть колонизаторов, использовали в этих целях японцев, а японцы активно использовали их. Все они говорили о демократии и все без исключения стремились к личной диктатуре.

  Основная часть книги посвящена малоизвестным в России событиям войны. Самая известная тема — Перл-Харбор. Странное поведение американской администрации в последние дни и часы перед японской атакой становится немного более понятным. Труднее понять загадку карьеры генерала Макартура. Генерал, командовавший американской армией на Филиппинах, за 10 дней сдал архипелаг вдвое меньшей американской армии, загубил при этом без всякой пользы всю свою авиацию и систему береговой обороны, загнал 110 тысяч своих солдат на небольшой полуостров Батаан, где им пришлось сдаться, а сам сбежал в Австралию. В любой армии, в том числе в американской, такого полководца ожидает трибунал, в лучшем случае тихая отставка. Макартура сделали национальным героем. Единственное разумное объяснение этого — умение генерала произносить исторические слова. Говорить их громко, с пафосом, в присутствии большого количества журналистов. Этого достаточно.

Оценка : 8
«Сто лет тому вперёд»
–  [ 8 ]  +

Mao_Ri, 26 апреля 2016 г. в 19:27

Дааа, шикарная книга! И читать ее надо обязательно всем детям. Да и взрослым тоже, чтобы вспомнить прекрасные детские годы, когда все по плечу — попасть в будущее и не растеряться, не удивляться самым неожиданным вещам, помогать товарищам и даже сразиться с космическими пиратами. Очень добрая и приятная книга.

Обычный московский школьник Коля чрезвычайно любопытен и, как всякий нормальный ребенок, не видит ничего плохо в нарушении некоторых запретов. Тем более, если об этом все-равно никто не узнает, а вреда он никакого не нанесет. Только вышло все немного не так. Самую малость. И вот Коля оказался все в той же Москве, но через сто лет. И знаете, мне кажется надо иметь хорошую смекалку, чтобы ходить по городу будущего, не зная толком что к чему там, и практически успешно скрывать свою «отсталость во времени».

И Алиса оказалась девочкой что надо, хоть Колю и раздражало сперва, что все-то ее знают, везде-то она была, много всего знает и умеет. Задавак же никто не любит. Но нет, гостья из будущего оказалась приятным человеком, смелой и верной девчонкой. Да и вообще, побольше бы вот таких детей сейчас — не тихих и прилежных, не хулиганов, а живых, преданных, отважных и сообразительных.

Еще бросилась в глаза разница. Вот раньше Булычев писал про будущее, и оно таким позитивным у него вышло. Что все будут счастливы, заниматься тем, что нравится (а не ради денег). Что будут полеты в космос. Что дети будут не по подъездам шлындаться и в гаджетах зависать, а увлекаться наукой, что-то изобретать и открывать, выводить и выращивать. Что деньги потеряют ту свою чересчур значимую роль в обществе. А если задуматься о будущем сейчас, то все чаще в голове рисуется не мир во всем мире, прогресс и чудеса техники, а какая-нибудь глобальная техногенная катастрофа, вражда между странами, милитаризированные общества, тотальный контроль и прочие «прелести» жизни. Нет уж, лучше я буду читать Булычева и надеяться на лучшее.

Оценка : 10
«Глубокоуважаемый микроб»
–  [ 8 ]  +

snovasf, 23 февраля 2016 г. в 22:00

Схема «мильона приключений», на которую растрачивался порой, к сожалению, талант Булычёва, здесь используется для повествования о том, как Удалов с ответственностью выполняет очередное возложенное на него задание — представлять Землю на Съезде обыкновенных существ.

Юмор или сатира произрастают из столкновения бюрократизмов с романтическим пафосом. Местами на ум приходили сопоставления с «Автостопом по галактике» Адамса, местами лемовскими «Звездными дневниками Йиона Тихого». Поскольку складывалось всё из кусочков, своего смысла повесть не обрела.

Восемнадцать раз уничтожить свой мир — это ж надо! Печальная и гротескная история одновременно.

Самой прописанной, на мой взгляд, получилась линия мошенника кузнечика Тори. Особенно запомнился эпизод с продажей ненужных воспоминаний и трогательный рассказ о разворачивающихся на экране переживаниях Удалова.

Оценка : 6
«Подземелье ведьм»
–  [ 8 ]  +

Сева1977, 21 января 2016 г. в 02:18

Так уж получилось, что Булычевым я заинтересовался после кинопостановки его книги «Подземелье ведьм». В 90-х этот фильм смотрелся на одном дыхании, затем добрался и до первоисточника, который оказался в разы лучше.

Историю с колонией высшей цивилизации на дикой планете нельзя назвать оригинальной, но Булычев выжал из этого сюжета максимум — лихо все закрутил, добавил жизни и реалистичности героям, немного юмора, драматизма и захватывающих приключений, и получилось одно из лучших (если не самое лучшее) его произведение.

Итог: Классная повесть, можно даже сказать короткий роман, который читается буквально за день-два. Рекомендуется для всех любителей планетарной приключенческой фантастики. Не будет преувеличением, если назвать «Подземелье ведьм» эталоном этого поджанра.

Оценка : 9
«Поломка на линии»
–  [ 8 ]  +

Gourmand, 31 мая 2015 г. в 21:41

Хороший рассказ. И светлый, и трогательный в финале. Конечно, не только у Булычёва герои не стремятся к наживе, обнаружив тайник в стене, но у Булычёва ГГ так мастерски выписан, что в него, в его бескорыстность по-настоящему веришь. И как-то даже тени сомнения не закрадывается, что можно поступить по-другому. Да, ценности, но чужие, нужны учёным, археологам — значит, надо коллегам помочь, починить аппарат, конечно. И поступок писателя не выглядит чем-то неординарным. А как же иначе — только так.

Вот это и привлекает у Булычёва — правда характеров, искренность.

Хороший рассказ. Тёплый.

Оценка : 9
«Ржавый фельдмаршал»
–  [ 8 ]  +

Gourmand, 26 марта 2015 г. в 22:02

Продолжаю пристально наблюдать за творчеством Булычёва на предмет преобразования моего родного города.

«Когда в Москве восстановили Сухаревскую башню, храм Христа Спасителя и стену Китай-города, « — очень обтекаемое слово «восстановили». Как мы знаем, ХСС — это новодел, а вовсе не реставрация-реконструкция. И зачем стену Китай-города поднимать? Чтобы землю было видно с 80-го этажа на Тверской? Не надо исторический центр Москвы трогать, от него и так уже мало что осталось.

«Машина въехала в жилой пояс. Когда-то здесь стояли довольно скучные пятиэтажные дома, потом их снесли и поставили вместо них восемнадцать игл-небоскребов, каждый из которых был не только жильем для нескольких тысяч человек, но и включал в себя несколько магазинов, мастерских, станций обслуживания, гаражей, посадочных площадок для флаеров, театр, бассейн, и клубы.» — мечта Лужкова. Не читал ли он в детстве «Алису»?

«Небоскребы стояли на широких полянах и были окружены березовыми рощами, среди которых росло множество грибов подберезовиков, семена которых и грибницы привозили каждый год с севера, так что можно было собрать за день сто корзин, но на следующее утро грибы вырастали снова. Подберезовики были гордостью жителей этого района, но сами они грибами объелись уже давно и потому всегда приглашали знакомых собирать грибы вокруг своих домов и даже посмеивались над грибниками.» — кошмар Лужкова. Столько места пропадает зря.

«У нее во дворе дома большой дельфиний бассейн,« — это Арбат, если что.

«трехсотлетие взятия Бастилии, которую парижане уже специально построили из легкого пластика.» — уже и Бастилию построили. Опять новодел.

«каждый москвич может после работы за сорок пять минут доехать в снаряде метровагона до Симферополя» (по прямой — 1227 км, скорость снаряда метро 1636 км/ч, скорость звука меньше, 1224 км/ч) и сколько билет на такой Сапсан будет стоить?

Больше ничего не заметил. История сумбурная, много всего накидано, хорошо, что хоть дельфины «выстрелили».

Оценка : 6
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 8 ]  +

Gourmand, 26 марта 2015 г. в 20:07

Забавные истории, и отзывов много. Но писатель, даже не желая этого, очень часто «проговаривается». И вот на таких «проговорках» я бы хотел заострить внимание.

В первой истории папа звонит в марсианское посольство. Там очень доброжелательный сотрудник. Живой. То есть не как сейчас на всяких ресепшенах «ту-ту-ту. Нажмите 1 если вам нужно то-то, нажмите 2, если вам нужно туда-то». А махом, сразу — живой марсианин. Сидит круглосуточно и ждёт звонков. Это приятно.

Во второй истории более грустная картина. «Нам пришлось забронировать всю восьмидесятиэтажную гостиницу «Венера» на Тверской улице.» Кто не знает, Тверская — это центр Москвы. В этом историческом центре, по мнению Булычёва, в будущем будет стоять такая вот 80-этажная «кукурузина». Сам рассказ не об этом, конечно, но «проговорка» обидная. В Гусляре, значит, мы каждую церквушку на учёт берём, а в Москве можно такую вот фиговину впендюрить.

«Да и то она всех не вместила. Восемь турецких палеонтологов спали у меня в столовой, я поместился в кухне с журналистом из Эквадора, а две корреспондентки журнала «Женщины Антарктиды» устроились в спальне Алисы».» — отличные советские представления о размерах гостиничного фонда г.Москвы.

«бананами нас снабжали фермеры из Малаховки» — вот это хорошо.

В рассказе «Пропавшие гости»: «космодром Шереметьево-4» — опять Москву притесняют. Я недалеко от Шереметьево живу. Ну нафига нам ещё тут и космодром-4? Почему не в Одинцово или Балашихе? А лучше вообще в Калужской области.

В последнем рассказе «Свой человек в прошлом»:

««Хочешь посмотреть, какая была Москва, когда твоего дедушки еще не было?» Я говорю, что хочу. И он мне показал. Очень удивительный и невысокий город.» Невысокий, а? А нужно, чтобы был высокий? Чтобы между небоскрёбов по Тверской нельзя было пройти? Мало нам сталинских высоток и Кутузовского проспекта? Очень-очень грустно, что Булычёв видел Москву будущего неким безликим высотным городом.

Оценка : 7
«Половина жизни»
–  [ 8 ]  +

Gourmand, 19 марта 2015 г. в 17:51

Автор — зверь. Дважды меня заставил разреветься. Первый раз — побег, шлюпка, робот из-за угла. Второй раз — памятник. Молодец.

Отличный рассказ о простой женщине в сложных обстоятельствах. Глупышки — да, это сильно.

Оценка : 9
«Великий дух и беглецы»
–  [ 8 ]  +

Gourmand, 18 марта 2015 г. в 21:56

Называется, хотели как лучше, а получилось не пойми что. Абсолютно две разные истории, причём обе недожаты. Первая — робинзонада, увлекательная, тревожащая, внезапно обрывается избушкой-маяком в кустах, где есть и запас кислорода, и пищи, и куча полезных вещей типа связи с Землёй.

Объём до полноценного романа не дотягивал, и тогда автор решил совместить начатую робинзонаду с прогрессорством. А чтобы другие люди не мешали задумке, туповатый ГГ никого из анабиоза не выводит. (Сначала это было логично — мало кислорода, мало ресурсов, но теперь-то что мешает оживить пару людей на помощь? Правильно. Мешает задумка автора)

Ну а раз автор запретил общество, то одинокому ГГ скучно. Телек не работает, книжку он не захватил, а тут вдруг что-то такое бегает вокруг корабля. Так чего бы не наплевать на свои обязанности, почему бы не бросить тех, ради кого парой страниц назад он рисковал жизнью, и не прогуляться по окрестностям? Логично.

А тут и туземцы. О как! Внезапнее не бывает! И страшный зверь их преследует, и пистолет под рукой. Авантюрист этот Павлыш каких мало. (Напоминаю, товарищи лежат в анабиозе БЕЗ ПРИСМОТРА).

Ну и дальше по нарастающей: руссиш туристо облико морале, невиноватая я, он сам пришёл, закрытый перелом, очнулся — гипс. (Доктор ушёл в загул)

Курсографа не изобрели, выхода Павлыш из пещер найти не может, зато у него есть чудо диагност, который запросто лечит инопланетян, и прибор-переводчик со всем языков Галактики (устаревшая модель, надо заметить. встреченный пришелец с ещё одной планеты вообще в мозг себе раствор о Земле закачал за пару часов, с русским языком, опционально, видимо). Такой перепердоц, что просто жуть. одни несуразицы и безумства.

О теме: можно ли проводить эксперименты над аборигенами этой несчастной планеты. Павлыш против, типа разум сам пробьёт себе дорогу, а направленное генетическое скрещивание — бяка. Я с ним согласен. Инопланетянин уж больно смахивает на нациста-евгеника. Почему нельзя ускорить эволюцию передачей технических знаний? Самый очевидный способ на мой взгляд. Обработка металлов, земледелие, начала медицины, домашний скот — это больше даёт прогрессу, чем изменение генов в непонятно какую сторону.

Написана вторая часть слабо, за героев не переживаешь, Павлыш — так себе, ни рыба ни мясо. А первая часть оборвалась без надрыва, без подвигов и изобретательности ГГ.

Оценка : 5
«Две капли на стакан вина»
–  [ 8 ]  +

Bizon, 27 февраля 2015 г. в 04:10

Эликсир трудолюбия, действующий от противного это вещь! Хотя есть подозрение, что некоторых современных манагеров такая пара капель убила бы желанием трудится. Чем больше раньше не любит работать, тен сильнее желание... страшно представить к чему такое средство может привести. С Минцем всегда непросто и Корнелий Удалов в очередной раз сам себе придумал проблемы.

И разумеется, как всегда, яркий авторский стиль, юмор и приподнятое настроение после прочтения.

Оценка : 9
«Фотография пришельца»
–  [ 8 ]  +

Bizon, 16 января 2015 г. в 23:50

Довольно простенький для Булычева рассказ: без скрытых смыслов, подтекстов и междустрочий. Сюжет конечно переворачивается в концовке, но не кардинально, как в его лучших вещах. Зато есть несколько любопытных моментов:

— главная героиня, девочка Мария, настоящая юная феминистка. Рассуждает о равенстве женщин полученном в 20 веке, решает с кем встречаться старшей сестре, ставит себя лидером в общение с парнями.

— забавные рассуждения об Ричарде — «наверно он был армянином, потому что у армян часто странные имена: Гамлет, Роберт...». Читалось смешно. И подумалось — хорошо что тогда и слыхом не слыхивали о толерантности. А сейчас могли бы такую фразу посчитать за пропаганду расизма.

Оценка : 7
«Люди как люди»
–  [ 8 ]  +

SAG, 04 ноября 2014 г. в 22:32

Я не люблю писать отзывы на сборники, ну как можно выразить свое отношение к сразу нескольким произведениям, обзор получится громоздким. Уж лучше высказаться о каждом, но вот решился.

Чем дорог этот сборник? А просто первым рассказом. Ну вот, такое отношение. Не раз читал, перечитывал. И вроде не плохо, а порой и завораживает. И « Половина жизни» интересна, да и другие вроде не плохи. Но все таки, как-то мимо, как-то вскользь. Как-бы дополнения к действительно удачному сюжету, затронувшему до (извините за шаблон) глубину души.

Может, поэтому и храню его, так как уже не воспринимаю его переиздания, или другие публикации. Да и небольшая гордость — у меня первое издание.

Оценка : 8
«Подземелье ведьм»
–  [ 8 ]  +

Алексей_Ше, 31 июля 2014 г. в 12:01

Интересная книга. Сюжет вроде и не нов, но видно всему виной язык. Легко читается и воспринимается. Видно такой у Булычёва стиль. А может хорошо то, что читаешь не перевод — так сказать в первозданном виде. А то у зарубежных авторов зачастую как начнёшь по нескольку раз перечитывать абзацы пока въедешь, и разберись поробуй, то ли переводчик виноват, то ли автор так косноязычен.

Но некоторые вопросы по книге всё же есть. Как то уж легко Октин Хаш отпустил Андрея, Белогурочку и Жана. Как то всё просто получилось. Учитывая недюжинную прозорливость Октина Хаша и его умение, как вождя, по максимуму использовать в свою пользу любую возможность. Хотя может в этих его талантах и кроется ответ ?

Концовка книги тоже весьма не плохая. Хотя я до последнего был уверен, что Андрей оставит Белогурочку на её родной планете. Всё-таки они люди разных эпох и пропасть между ними колоссальна. Но если есть любовь… А любовь ли ? Или просто привязанность ? Ну будем верить, что всё ж любовь и всё у них будет хорошо.

Оценка : 9
«Любимец»
–  [ 8 ]  +

starko22, 10 июля 2014 г. в 13:11

Честно признаюсь. Начинал читать с тяжелым сердцем-начитался разных отзывов: роман не окончен, последняя треть романа голивудский боевик и так далее.

Сразу оговорюсь-роман понравился. Несмотря на некоторые нестыковки (как то я их замечаю в произведениях господина Можейко). Тема интересная. И слог Булычевский.

Не буду вникать в внутреннюю, междустрочную, «фабулу» романа (противостояние Азия-Америка{Читай Россия, Китай-США}, Гринпис и кто там еще что увидел или нет). Здесь поле размышлений читателю.

Но некоторые мысли изложу.

Приходилось читать, в отзывых, о том что главный герой сначала думает по одному, потом по другому. Ну так к этому моменту вопросов нет. Главный герой в возрасте около 20 лет. Тоисть возраст сомнений, выводов, личных умозаключений (хотя уже сейчас дети этого возраста: тинейджеры-подростки; а еще 15-20 лет назад 20 летние ребята считались взрослыми — чем лучше живет общество [тоисть есть еда и развлечения] тем позже взрослеет индивидуум). И в жизнь этого подростка лавиной влетают приключения. Да не простые, а опасные для жизни. Кроме того он видит жизнь другой. К этому добавляется потребнность в принятии СОБСТВЕННЫХ решений. Это заставляет менять себя внутри. Хотя желание прижаться к спонсору часто возникает, даже если и ненависть уже есть. Здесь все нормально. Главный герой взрослеет, ломает стереотипы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Некто спрашивал откуда это ползун так образован, языки знает. Да шпион он своей расы. Вот и работает с подпольем, спасает яйца, знает языки, историю и говорит иногда загадочно.

Относительно неоконченности романа. Роман закончен, как по мне, логично. Инспекция узнала что надо. Подполье работает. Многие люди, как соседка, не понимают полностью вредности спонсоров(ведь живут так уже много десятилетий). Впереди борьба, политика, изменения мировоззрения многих людей-любимцев и так далее(не американский это боевик чтобы прилетел спецназ, пострелял спонсоров и зажили люди счастливо; не бывает так). А о последующей борьбе можно было отдельное произведение создать (возможно и не успел.........). Вывод: роман окончен логично.

Роман интересен, тема актуальна. Для любителей советской (и постсоветской) фантастики, рекомендован к прочтению. Молодежи также будет интересно и полезно прочитать «Любимца».

Оценка : 8
«Подземелье ведьм»
–  [ 8 ]  +

starko22, 03 июля 2014 г. в 18:43

Повесть интересна. Хотя первая часть (Агент КФ) мне понравилась больше. И грустный (как для меня) вывод: в итоге интеллект проигрывает грубой напористой силе. О Октин Хаше когда то, на родной планете, могли бы сложить легенды «покруче», чем о Саше Македонском у нас. Образ Белогурочки мне понравился: такая «себе на уме» девушка, прямолинейная, живучая, в чем то жестокая. Но вот что она будет делать в современном, для Андрея, мире мне сложно представить. Надо было оставить ее на родной планете(ИМХО). Кстати, Андрей немного теряется на фоне Белогурочки.

Оценка : 8
«Река Хронос» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

Peter VY, 14 марта 2014 г. в 18:30

Начало цикла бесподобно!

А потом что то случилось (именно случилось) куда то все не так пошло.

То что было дальше не воспринимаю как продолжение. Не родное.

Очень жаль.

По первоначальному замыслу и исполнению первых частей цикл мог стать один из величайших РОМАНОВ 20-го века.

Не мне судить (что там было у автора в жизни).

Всем советую прочитать первые три части. Гениально.

И честно предупреждаю.

Прочитав их и зная что дальше не будет продолжения ТАКОГО уровня , хочется завыть.

«Осечка-67»
–  [ 8 ]  +

Bizon, 24 ноября 2013 г. в 17:43

Занятная повесть, которая относится к жанру фантастики лишь в силу того, что описываемые события не происходили в действительности. А ведь наверное могли. Самое удивительное, это конечно год написания- 1968! это надо иметь незаурядный ум и смелость, чтобы написать подобное произведение в 60-е годы. У меня в голове не укладывается, как у уважаемого автора нет в биографии пункта «осужден за...».

А вообще идея и реализация заслуживают только аплодисментов. Грандиозная реставрация событий революции, с поминутным расписание. Сейчас уже многие исторические события были реконструированы в грандиозных спектаклях: Куликовская битва, Ледовое побоище, Бородино. И описание вживания актеров в свои роли, когда он уже начинает думать и действовать как свой персонаж. Сначала работники Эрмитажа защищают лишь культурные ценности, но в итоге они становятся настоящими противниками революции. Случай с выстрелом «Авроры» гениален! В итоге запланированный спектакль переворачивает привычную жизнь с ног на голову, и уже иностранные репортеры берут интервью не у актеров, а у исторических персонажей, перезагрузивших историю...

это повесть не о революции, а о русской действительности, где никогда и ни в чем нельзя быть уверенным.

Оценка : 8
«Старый год»
–  [ 8 ]  +

Bizon, 19 ноября 2013 г. в 17:05

Читал как только вышла книга, и впечатления неизгладимы до сих пор. Одна из лучших книг о принципиально ином мире. Идею иначе как гениальную назвать невозможно. Представьте, мир в который попадают только глубоко несчастные люди, которым все опостылело настолько, что в один из самых светлых праздников — Новый год они не желают перейти в следующий год. И это желание настолько глубоко, что они остаются в прошлом году. Мир без времени... где кровь холодная, не нужно спать и есть, где даже когда тебя убивают ты не умрешь, — единственный вариант отрезать голову, которая некоторое время еще будет жить, где никто не стареет и жить можно вечно, если не истлеешь

В этом мире нет детей, они слишком далеки от скорби и депрессии реального мира. И все же впервые в него попадают дети: Егор и Люся. Если в мире без времени задержаться надолго, то путь в обратный мир будет заказан. Меняется кровь, ее химический состав...

Это не фэнтази, а именно фантастика, причем необычайно реалистичная. Это совсем другой Булычев, способный поразить до глубины души. И это одна из лучших вещей прочитанных в конце 90-х. Если вы не боитесь потерять ощущение Булычева — «отца» Алисы, то это книга для вас.

Оценка : 10
«Спонсора!»
–  [ 8 ]  +

SAG, 19 августа 2013 г. в 22:02

Есть такая крылатая фраза: «Грех — смеятся над убогими.» И как это не обидно звучит для нас, но МЫ и есть те убогие, которые готовы за шмотки и еду продать и продаться богатым «пришельцам». Это не юмор, это злая сатира. Думаете, это 90-е, а что сейчас, что-то изменилось. Просто от батонов колбасы и разноцветных шмоток, запросы стали выше: элитные машины, платье от известных кутерье — а сущность то осталась та же. Примеры, включите ТВ, там этого достаточно. Так мало этого, ведь подобное вдалбливают подрастающему поколению, где главное не труд, не твои успехи в созидании, а как сумел себея подать\продать, а заодно, как сумел смошенничать\ обокрасть и не попастся, и стать богатым... Горько все это... А вот Удалов, хоть и проиграл Землю в карты, ведь как переживает, что оказался подлецом, как стремится исправить содеянное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мне нравятся ранние рассказы Булычева, и вот как-то так, уж очень не люблю его поздние, особенно политизированные. Но здесь двоякое отношение: брезгливость к содержанию и Салтыково-Щедринский тонкий сарказм над своим народом. Уж очень это тонкая грань: надсмешки и глумления.

Оценка : 5
«Смерть этажом ниже»
–  [ 8 ]  +

fathersergiy, 05 октября 2012 г. в 17:31

В свое время эта повесть меня просто убила своим мрачным реализмом и отсутствием хэппи-энда. Чем-то напоминает поздних Стругацких, совсем не Кинг. До конца прочувствует эту вещецу, наверное, только тот, кто жил в 70х — 80х и помнит те времена. Жаль, что Булычев не писал серьезную социальную фантастику, ибо видно, что мог, и очень хорошо мог.

Оценка : 8
«Космический десант»
–  [ 8 ]  +

SAG, 29 августа 2012 г. в 08:06

Вот блин, только трое друзей решили приятно расслабиться на берегу озера, пиво есть, закуска есть. На тебе -очередной пришелец, разлетались тут всякие. Так еще мало им. Ну прилетели, проанализировали, так еще какую-то гадость на головы скинули и прощай отдых, думай теперь для чего это они сделали. Благо Минц с собой носит полный чемодан всяких приборов и путем умозаключений выясняется, что «иные» просто зарождают жизнь. А на фик нам это надо. Мы уже есть. Многие наверное не поняли, что автор просто иронично высмеял всякие бытыющие в 70-е годы теории, что человек произошел от инопланетян. Вспомните Э.ф.Дэникина и других. Тем более рассказ органично вписывается в цикл « Великий Гусляр», ну где еще можно посмеяться над всякими пришельцами.

Оценка : 9
«Посёлок»
–  [ 8 ]  +

mick_ekb, 25 августа 2012 г. в 22:46

Сюжет более чем стандартен: группа людей без оборудования и надежды на помощь извне пытается выжить на чуждой планете. Философская проблема очень логична и проста: Что лучше: выжить, но стать высокорганизованным прямоходящим животным с превалирующими над разумом инстинктами или постараться сохранить человечность, понизив тем самым свою способность приспосабливаться к среде? По-моему, такие проблемы были более актуальны для 70-80-х годов, чем для нынешнего времени. Сейчас все как-то прагматично: утром деньги — вечером стулья, сначала выжить — потом уже о человечности призадумаемся.

Этим и замечательно данное произведение. В современной фантастике вопрос бы стоял не в необходимости сохранения старой морали, а в неумолимости превращения в детей леса. Ранние Стругацкие, Крапивин, Булычев, — все эти авторы писали о человечности, как необходимом аттрибуте выживания. Тогда так думали. Сейчас все стало жестко и динамично. Какая человечность, для решения каких задач она нужна?

Мир Перевала превращает людей в Маугли леса. За 30 лет, прошедшие с написания повести мы превратились в детей смысла и целей. Какой мир — такие мы.

Оценка : 8
«Перпендикулярный мир»
–  [ 8 ]  +

pava999, 05 августа 2012 г. в 20:52

Перестройка. Можно осмеивать те идеалы, которые восхвалял пять лет назад. Так поступил и Булычёв. В годы застоя писал коммунистические утопии, а как только государство пошатнулось, выдал ЭТО.

Я уважаю Стругацких за то, что писали вне зависимости от политики и написали «Сказку о тройке» и «Улитку на склоне» в застойный 70-е, за что чуть не попали за решётку, но не уважаю (именно в этом конкретном случае!) Кира Булычёва за этот сиюминутный рассказ.

Оценка : 7
«1185 год»
–  [ 8 ]  +

SAG, 05 августа 2012 г. в 12:24

Не даром автор озаглавил полное издание этой книги « Загадка 1185 года», Действительно, чем этот год стал в мировой истории таким значимым. Оказывется вокруг этого года как-бы накапливались тучи мировых потрясений. Для русской истории год знаменитого похода князя Игоря, но уже набирает силу будущий покоритель Вселенной Чингиз-хан. Идет яростная борьба за трон в Византии, которая ведет к упадку великой империи. Еще сильны крестоносцы в Святой земле, но их теснят войска Салах ад-Дина. А еще и Япония, Иран, Англия и конечно любимая автором тема,с которой он начал свою трудовую жизнь, Бирма. Автор не ограничился только одним годом ибо написать, только о том, что произошло в этом году было бы сухо и академично. Он начинает историю за несколько лет и подводит читателя к событиям произошедшим в этом году и несколько лет спустя, давая срез истории вокруг 1185 года. Изучая историю, мы идем по хронологии определенной страны, не задумываясь, что многие исторические личности оказывается жили в одно время, в книге автор объеденил истории многих стран по временному срезу- и наш князь Игорь и Ричард Львиное сердце были современниками, и не знаю, но мне кажется, автор в таком представлении истории был первым.

Оценка : 8
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 8 ]  +

Skrag, 26 июля 2012 г. в 10:20

Ностальгия, я начал собирать цикл книг об Алисе в семилетнем возрасте. Ездил с отцом за 300 км. в Краснодар на книжный рынок, чтобы купить продолжение. У меня даже был особный день в году, который я уделял только этой серии. Как недавно и давно это было.

Оценка : 8
«Гай-до»
–  [ 8 ]  +

god54, 18 марта 2012 г. в 15:45

Замечательная фантастико-приключенческая повесть для детей. Сегодня во много раз хуже подобное пишут для взрослых. В произведении есть все, что нужно молодому человеку: невероятные приключения, интриги, путешествия, принцессы и имеператоры, сражения и победы, честность и предательство и великолепная фантазия автора. Смущает только одно, конечно, может сказывается мой возраст, проходящая через всю повесть ирония автора по отношению к героям и описываемым событиям. Читаешь и не чувствуешь серьезности, нет страха, переживания, угрозы, сплошная вера в то, что наши все-равно победят.

Оценка : 7

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  8  9 10 11 [12] 13 14 15 16 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх