Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
На прошлой неделе на экраны российских кинотеатров вышел триллер "Не дыши" (Don't Breathe).
Это вторая полнометражная работа Федерико Альвареса, три года назад подарившего миру свою версию истории Зловещих мертвецов (Evil Dead).
Многие из специалистов, трудившихся над той картиной, были привлечены и для создания нового фильма, в том числе и актриса Джейн Леви, которой в "Не дыши" досталась роль матери-одиночки по имени Роки, в свободное от воспитания ребенка время промышляющей грабежами в компании двух парней — Алекса и Мани.
Однажды троица узнает, что в доме одинокого слепого ветерана войны в Ираке спрятана крупная сумма денег, которую тот получил в качестве компенсации от девушки, насмерть сбившей на автомобиле его дочь.
Не долго думая, подельники решают под покровом ночи пробраться в жилище старика, чтобы сорвать самый крупный в своей криминальной карьере куш.
Однако позже оказывается, что владелец дома не так-то прост и несмотря на инвалидность ему есть чем ответить вторгшимся в его владения грабителям.
У вас сразу же может возникнуть вопрос "почему домушники захотели провернуть свое грязное дело после захода солнца, если ветеран живет в забытом Богом и другими людьми районе Детройта, где на многие мили вокруг нет ни одной живой души (в том числе и носящей полицейскую форму), и троица вполне могла бы залезть в дом при свете дня, пока старик выгуливает собаку?", но при желании этот сюжетный поворот можно оправдать тем, что Роки, Алекс и Мани захотели перестраховаться и лишний раз не рисковать перед тем как покончить с воровством раз и навсегда.
Тем более справиться со спящим человеком намного проще, чем с бодрствующим, даже при условии, что он ничего не видит.
Хотя возможно, что кто-то все же сочтет это сценарной натяжкой.
Но сразу замечу, что она будет единственной, потому что в остальном скрипт, написанный режиссером фильма в соавторстве с Родольфо Саягесом, вышел весьма стройным и логичным.
И при всем желании я не смог разглядеть в нем каких-либо вопиющих глупостей.
Очень порадовало, что в картине нашлось время не только для безостановочного экшена, но и для раскрытия персонажей.
Причем, каждая из сторон конфликта была нарисована одинаково темными красками, поэтому и осуждаешь их, и сопереживаешь им в равной степени.
Также отдельно стоит отметить отлично получившуюся на экране вязкую атмосферу саспенса, пропитавшую не только дом, но и полуразрушенные окрестности.
При этом напряжение в кадре достигается не демонстрацией натуралистичного насилия или бу-эффектами (хотя парочка их все же есть в фильме), а простыми шорохами и скрипами половиц старого дома. Ведь именно по ним обезумевший хозяин и его пес могут найти захватчиков и перегрызть им глотки.
Игра всех актеров в картине, за исключением Стивена Лэнга, находится на вполне достойном уровне, тогда как звезда "Аватара" — шикарен в роли слепого, но далеко не немощного, ветерана.
Ну и саундтрек у ленты тоже хорош, пускай иногда его и не было слышно.
Таким образом, "Не дыши" — это яркий пример того, как надо грамотно снимать триллеры в относительно замкнутом пространстве.
Поэтому если вам нравятся подобные фильмы (и особенно если вы поклонник хоррора Уэса Крэйвена "Люди под лестницей" (The People Under the Stairs, 1991), то новая работа Федерико Альвареса просто обязательна к просмотру!
Издательство: М.: Э, 2016 год, 8000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-699-90114-2 Серия: Город в Нигде. Кинообложка
Аннотация: Рождественским днем 1893 года все население небольшого шахтерского городка Абандон в горах Колорадо бесследно исчезло. Все мужчины, женщины и дети словно испарились, бросив накрытыми праздничные столы в своих остывших домишках. Поисковая группа, отправленная на поиски людей, назад не вернулась. Загадка Абандона так и осталась нераскрытой, а люди нарекли его проклятым городом. И вот, через сто тридцать лет, в те края собралась новая группа, которую возглавили профессор истории и его дочь-журналистка. Теперь, среди брошенных руин и снежного безмолвия гор, они пытаются найти хоть какой-нибудь след, ведущий к разгадке. Им пока еще невдомек, что они здесь не одни. И что прошлое мертвого города более чем живо…
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке В. Коробейникова.
Издательство: М.: АСТ, 2016 год, 4000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-17-099117-4 Серия: Ходячие мертвецы
Аннотация: Вудбери пал. Под землей, в лабиринте древних шахт и тоннелей, Лилли Коул во главе группы стариков, неудачников и детей борется за то, чтобы построить новую жизнь. Но в душе Лилли все еще горит тайное стремление освободить любимый город от кровожадных орд. А где-то далеко, в самом центре растущей волны ходячих, которые стекаются отовсюду, безумный проповедник Иеремия Гарлиц перестраивает армию своих последователей, используя дьявольское секретное оружие. Он планирует сокрушить Лилли и ее команду — тех самых людей, что уничтожили его предыдущий культ. И теперь у Иеремии впервые есть возможность выжечь на коже подземных жителей адское клеймо...
Издательство: М.: Э, 2016 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 352 стр. ISBN: 978-5-699-89873-2 Серия: DETECTED. Тайна, покорившая мир
Аннотация: Съемки реалити-шоу о выживании в условиях дикой природы затянулись. Последняя из участниц уже плохо помнит, как долго она бредет по безлюдной местности и когда в последний раз видела камеры, операторов или ведущего. Зато на декорации организаторы не поскупились: специально для нее на пути возвели целые пустые города, по которым живописно разложили бутафорские трупы жителей. Она не уверена, куда идет и когда кончатся съемки. Но в одном сомнений нет: она не сдастся. Даже когда поймет, что трупы людей настоящие, а мертвые города больше никогда не заполнятся людьми – потому что она последняя, кто остался в живых…
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на суперобложке и обложке В. Коробейникова.
Издательство: М.: АСТ, 2016 год, 5000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-17-097606-5 Серия: Мастера магического реализма
Аннотация: «Зеленый человек» — первая антология Эллен Датлоу и Терри Виндлинг, открывшая серию фэнтезийно-мифологических антологий для подростково-юношеской аудитории. Свои вариации на темы известных сказочных и фольклорных сюжетов о созданиях леса — зеленых людях, лесовиках и леших — предлагают завсегдатаи других антологий этих редакторов-составителей.
В книгу вошли рассказы Делии Шерман, Чарльза Де Линта, Танит Ли, Патрисии Маккиллип, Мидори Снайдер, Нины Кирики Хоффман, Кэрол Эмшуиллер, Грегори Магвайра, М. Шейна Белла, Джеффри Форда; а также стихотворения Нила Геймана, Джейн Йолен и Билла Льюиса.
Комментарий: Антология на темы сказочных и фольклорных сюжетов о созданиях леса — зеленых людях, лесовиках и т.п. Иллюстрация на обложке В. Половцева.
Издательство: М.: Центрполиграф, 2016 год, 7000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 352 стр. ISBN: 978-5-227-07064-7 Серия: Иностранный детектив
Аннотация: Когда Олли и Каро Хэркурт увидели дом своей мечты — огромный красивый особняк в георгианском стиле, — они не смогли устоять перед его очарованием. И, хотя дом был старым и очень запущенным, супруги купили его, продав дом в Брайтоне, и потратив все свои средства. Однако в первый же день приезда Олли, Каро и их двенадцатилетней дочери Джейд стало ясно, что в особняке обитает кто-то еще. С ними стали происходить странные пугающие истории, казалось, кто-то настроен против семьи. Вскоре Олли и Каро узнают ужасное прошлое дома на Холодном холме и понимают, что им всем грозит страшная опасность…
Комментарий: Внецикловый роман. Художник не указан.
Издательство: М.: АСТ, 2016 год, 7000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 544 стр. ISBN: 978-5-17-098786-3 Серия: Эксклюзивная классика
Аннотация: Легенда о докторе Фаусте, вершина немецкой поэзии, главный труд Иоганна Вольфганга Гёте, над которым автор работал на протяжении 60 лет своей жизни.
Между Богом и Дьяволом заключается пари. Предметом спора является доктор Фауст. Господь полностью уверен в этом человеке и даже предлагает Мефистофелю испытать его всевозможными земными искушениями. Фаусту возвращена молодость и красота, он полон сил и желаний, и вместе с Мефистофелем они отправляются в путешествие, где доктору будут предложены различные соблазны.
Комментарий: Внецикловая поэма. Иллюстрация на обложке — картина Дж. Тиссо.
Издательство: М.: АСТ, 2016 год, 10000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 576 стр. ISBN: 978-5-17-099557-8 Серия: Король на все времена
Аннотация: После событий "Сияния" прошло несколько десятилетий. Дэнни Торранс вырос, превратился в Дэна и заполучил проблемы с алкоголем. Ничем не примечательный человек средних лет, далеко ушедший от мальчика, выжившего в занесенном метелями отеле "Обзор". Единственное применение, найденное им слабеющему дару Сияния — облегчать безнадежно больным уход из жизни. Однако все изменится, когда в жизнь Дэна войдет двенадцатилетняя Сияющая по имени Абра — и на шее Торранса туго затянется Истинный Узел...
Издательство: Гельзенкирхен: Edita gelsen, 2016 год, Формат: 60x84/16, мягкая обложка, 308 стр. ISBN: 978-3-945965-56-6 Серия: Созвездие Эдиты
Аннотация: Антология современной сатиры, написанная в жанрах мистики и фэнтези.
Люди по-разному относятся к страху, который не в состоянии одолеть. Одни пытаются подладиться под него, сакрализируют, заклинают, исполняя те или иные ритуалы, способные его утишить. Но немногие ядреной шуткой пытаются развенчать пышные одежды, выставляя напоказ тщедушное тело всемогущего властителя. В этом сборнике и собраны произведения, высмеивающие современные и извечные страхи рода людского.
Комментарий: Выпуск третий. Иронические рассказы российских писателей-фантастов. Иллюстрация на обложке — картина П. Брейгеля-старшего; внутренние иллюстрации П. Брейгеля-старшего
Издательство: М.: АСТ, 2016 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-17-096242-6 Серия: Легенды героев и магии
Аннотация: Месть и смерть, как неразлучные сестры, следуют за Оларсом Забытым, наполовину живым, наполовину мертвым посредником между двумя мирами. Его давний враг, властелин бурь и штормов, покинул свое логово и творит зло на северных землях. Чтобы его отыскать, Оларсу придется побывать в пределах вечного холода, найти спрятанный во льдах древний город и заключить договор с морским богом. В странствиях его помощниками станут волшебница Рангрид по прозвищу Всегда Предающая и капитан корабля мертвецов. При этом Оларс еще не знает, кого стоит опасаться больше: старого врага или таких друзей?
Издательство: М.: Э, 2016 год, 8000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-699-90451-8 Серия: Тайна старого поместья. Романы Татьяны Корсаковой
Аннотация: Этот дом скрывает в себе множество тайн. Даже человек, который построил его, не знает их все. Тайные переходы, подвалы, а главное – лежащая в его основании пещера, где бьется серебряное сердце… сердце зверя.
В этот дом не попадают случайные люди. Архитектор Август Берг, учительница Софья, далеко не такая простая, как кажется на первый взгляд, Илья – мальчишка, похожий на волчонка, – все они собрались здесь не зря. Дом сам выбрал их и готовит для каждого свое испытание.
Издательство: San Francisco & Portland: Night Shade Books, 2016 год, мягкая обложка, 256 стр. ISBN: 978-1-59780-835-4
Аннотация: Начинающая писательница в жанре ужасов Коллин Данциг не знает, с кем ей придётся столкнуться на конференции, посвященной Лавкрафту: то ли с литературоведами, то ли с реальными отморозками, коллекционирующими книги в переплёте из человеческой кожи, а возможно, с теми, кто истинно верит в приход Старшего Бога Ктулху, одного из самых ужасающих вымышленных созданий своего кумира. Но поездка Коллин превращается в кошмар, когда её соседа, несносного романиста Паносяна, обнаруживают мёртвым и без лица. Все участники конференции становятся подозреваемыми, но похоже только Коллин заинтересована в раскрытии преступления. Сможет ли она докапаться до истины?
Издательство: Petaluma, (CA): Word Horde, 2016 год, мягкая обложка, 300 стр. ISBN: 1939905257, 978-1939905253
Аннотация: Все слышали о Джеке Потрошителе, серийном убийце, который терроризировал Лондон и провёл полицию в конце XIX века. Но что мы знаем о его жертвах? Первая жертва — Мэри Энн "Полли" Николс — оживает на страницах этого романа, где представлена её жизнь, начиная от неудачного замужества, нищеты, алкоголизма, тяжёлой работы и, наконец, проституции. А закончилась она на улицах Лондона, где её нашёл убийца. Это жуткая история одного из самых сенсационных преступлений в истории. И эти ужасные события произошли на самом деле.
Аннотация: Последнее, что холодной ночью ждёт Зак Вестлэнд — это очередной вызов на проведение сеанса экзорцизма. Однако одержимость — не самая большая проблема Зака. Отец Фрэнк, бывший солдат, а теперь священник, убеждён, что Зак — ангел, бессмертное существо Анаким. Вместе они должны помочь одержимой девочке Хэйли. Но Хэйли каким-то образом связана с древним заговором и может пробудить вековое зло. Зак должен её помочь, иначе он потеряет не только своё бессмертие, но и не сможет предотвратить повторения Войн Крови.
Издательство: New York: Scholastic Press, 2016 год, мягкая обложка, 192 стр. ISBN: 0545825458, 9780545825450 Серия: Goosebumps Most Wanted Special Edition
Аннотация: Сэмми Бейкер — тихий ребёнок, который хочет доказать, что он может быть смелым. В ночь на Хэллоуин он и его друзья отправляются к дому Марпл, заброшенному особняку на другом конце города...
Издательство: North Charleston (SC): CreateSpace, 2016 год, мягкая обложка, 438 стр. ISBN: 1535332530, 978-1535332538
Аннотация: Несколько лет назад Брэндон Фрай был укушен, и с тех пор в полнолуние превращается в первобытную машину для убийства... Так было до тех пор, пока он не встретил Селин, которая привнесла в его жизнь не только любовь, но и лекарство подавляющее трансформацию. Но страшная трагедия унесла жизнь женщины, и Брэндон решает на круизном лайнере отправится на Аляску, подальше от людей. На корабле Брэндон встречает Джинни и получает второй шанс на любовь. Однако, обстоятельства складываются против него: начинается шторм, его преследует охотник, а лекарство, которое должно предотвращать трансформацию... вызывает его.
Аннотация: Даемортис — древнее существо, похищающее детей. Но это — только миф. После серии странных исчезновений детей в небольшом городе Алиса Гранд выясняет, что Даемортис — реален. Чтобы найти способ остановить этот ужас, Алиса должна узнать всю правду не только о древнем существе, но и о самой себе. Получится ли у Алисы спасти себя и жителей города, или она будет обречена на вечность во тьме?
Издательство: Seattle: Thomas & Mercer, 2016 год, мягкая обложка, 330 стр. ISBN: 1503938069, 978-1503938069
Аннотация: Молодая вдова Раиса Джеймс знает о призраках не понаслышке. Но, получив приглашение погостить в доме своего дяди, она наконец-то готова отбросить тени печального прошлого. И самый лучший способ сделать это — закатить грандиозную вечеринку. Но в разгар веселья один из гостей совершает смертельный прыжок. Ко всему прочему оказывается, что это не единственная странная смерть в этом доме. Раиса во что бы то ни стало решает добраться до истины. Заручившись помощью Реджинальда Проктора, медиума, она проводит спиритический сеанс, чтобы пролить свет на старые тайны...
Второй сезон сериала "Очень странные дела", состоящий из девяти эпизодов, выйдет в следующем году!
Судя по тизеру, в котором перечислены названия будущих серий, события сиквела будут разворачиваться спустя год после истории Одиннадцать, а точнее осенью 1984-го.
Как известно, всё новое — это хорошо забытое старое. К сборнику, о котором пойдёт речь ниже, эта максима подходит как нельзя более кстати. Ведь всё это мы уже читали, знаем, слышали... И тем не менее, книга получилась долгожданная и своевременная, ведь ничего подобного на русском не было года этак с 2004-го.
Итак, «Безымянные культы» Роберта И. Говарда.
Имя Роберта И. Говарда связано прежде всего с жанром героического фэнтези, также известного как «меч и магия». Но техасский писатель оставил огромное наследие, в котором Конан и другие герои занимают, конечно, самое заметное, но не единственное место. Если мы расположим жанры, в которых работал автор, по степени популярности и востребованности читателем, то хоррор займёт вторую строчку после «меча и магии».
Но прежде чем определять, чем же хороша/плоха новая книга, сначала окунёмся в историю.
На русском языке «чистых» сборников хоррора Говарда, считайте, и не было. Впрочем, можно ли составить такой «чистый» сборник, чтобы он достаточно хорошо представлял творчество «техасского мечтателя»? Мне представляется, что нет. Зачастую у Говарда хоррор неотделим от фэнтези, а без некоторых особенно удачных мрачных фэнтези-историй подобная книга была бы ущербна.
Как бы то ни было, хоррор автора стал известен с первых же его книг на русском языке. Известный сборник «Час Дракона» содержал такие вещи как «Пламень Ашшурбанипала», «Тварь на крыше», «Крылья в ночи» и «Голуби из ада» — не только одни из лучших «страшных» историй Говарда, но — вообще жемчужины в его творчестве! Пару лет спустя в четырёхтомнике издательства «Эридан» вышел сборник «Голуби преисподней», куда также вошли вышеперечисленные рассказы, а также добавился условный «Пиктский цикл», весьма мрачный и атмосферный.
Следующие книги, в которых в основном были ужасы, вышли уже в рамках пятнадцатитомного собрания сочинений Говарда от «Северо-Запада». Первый же том «Чёрный камень» представил как уже ранее публиковавшиеся на русском, так и новые рассказы в жанре хоррор. Эта подборка была повторена почти полностью в серии «Имена ЗФ» в книге под названием «Чёрный Канаан» в 2001 году. Второй «северо-западный» том, «Ночь волка», тоже оказался достаточно мрачным: многие истории, вошедшие в него, представляют собой смесь ужасов и мистики с историко-приключенческой прозой и фэнтези. Заключительным мощным ударом по хоррору стал сборник «Гончие смерти», собравший под одной обложкой малоизвестные «ужасы» техасца.
В рамках восьмитомного собрания сочинений Роберта И. Говарда, предпринятого тем же «Северо-Западом» в 2003‒2004 годах, два заключительных сборника тоже «прошлись» по «мрачняку». В седьмой том «Воин снегов» вошла небольшая, но представительная подборка хоррор-рассказов, а восьмой том «Хозяин судьбы» представил истории так называемого жанра «сверхъестественной угрозы» и мрачные детективы.
И вот, с 2004 года хоррор Говарда не переиздавался массовыми тиражами.
Когда появилась новость о сборнике под названием «Безымянные культы», первым же предположением стало то, что это будет издание на русском оригинального сборника «Nameless Cults: The Cthulhu Mythos Fiction of Robert E. Howard» под редакцией Роберта М. Прайса. Однако эти надежды не оправдались. Кто-то (в том числе и я) мечтал об издании на русском книги «The Horror Stories of Robert E. Howard» под редакцией Расти Бёрка, но продолжает мечтать до сих пор. А «Безымянные культы» собрали под одной обложкой много хоррор-рассказов Говарда, как самых известных, так и нечасто упоминаемых — но уже известных русскоязычному читателю.
Теперь давайте взглянем на наполнение сборника. Открывают книгу хоррор- и мистические фэнтези-рассказы, как то: «Долина червя», «...Delenda Est», «Черви земли», «Долина сгинувших», «Дети тьмы»... Эти произведения сразу представляют фирменный приём Говарда: фэнтези + хоррор. Кроме того, три последние из вышеперечисленных обращаются к теме «маленьких людей», так любимой «техасским мечтателем». Начатые в «Детях тьмы» сказания об ужасах далёкого прошлого, прорывающихся в настоящее, продолжают следующие два рассказа: «Погибель Дермода» и «Каирн на мысу». Не раз переиздававшаяся у нас история «В лесу Виллефэр» служит своеобразным переходом к следующему корпусу текстов.
Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу «Перестук костей».
Соломон Кейн, известный путешественник и пуританин, Бич Божий, способный истоптать в поисках справедливости полсвета, вступает на книжные страницы. «Перестук костей» и «Десница судьбы» представляют нам два «европейских» приключения Кейна, не самых захватывающих, где герой становится, в общем-то, всего лишь пассивным наблюдателем творящихся ужасов. Но уж в «Крыльях в ночи», где действие разворачивается в Африке, пуританин представлен во всей красе.
Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу «Из глубины».
Далее следует небольшой цикл «морского» хоррора: «Проклятие моря» и «Из глубины». Это хоть и ранние рассказы ужасов Говарда, но в них уже чувствуется рука будущего мастера. Сюжет «Народа Чёрного побережья» тоже связан с океаном, притом в произведении ощущаются лавкрафтовские мотивы (правда, без Дагона и Глубоководных). Незатейливая «Последняя песнь Казонетто» стоит несколько особняком — источник ужаса в ней довольно оригинален, у Говарда больше ничего подобного нет.
Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу «Дети Ночи».
Цикл о Джоне Кироване и его друзьях представлен в книге почти полностью. «Дети Ночи», «Не рой мне могилу», «Повелитель кольца», «Дом, окружённый дубами» (в «посмертном соавторстве» с Августом Дерлетом) и «Живущие под усыпальницами» — это одни из лучших мрачных рассказов Роберта И. Говарда. И если первый рассказ в цикле вряд ли можно назвать отличным (это была первая попытка техасца писать «Мифы Ктулху», в которой, однако, больше подражания Джеку Лондону и собственных размышлений Говарда, чем Лавкрафта), то с течением времени автору удалось привнести в цикл замечательную мрачную атмосферу и мотивы Космического Ужаса (менее всего это заметно, пожалуй, в «Повелителе кольца»). Неудивительно поэтому, что далее в книге идут «Мифы Ктулху» Говарда.
Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу «Пламя Ашшурбанипала».
«Пламя Ашшурбанипала», «Чёрный камень» и «Тварь на крыше» — пожалуй, эти вещи техасца, написанные под бесспорным влиянием старшего коллеги Лавкрафта, стали самыми известным его вкладом в «ктулхиану». Стоит отметить, что бытует мнение, согласно которому «Чёрный камень» является лучшим нелавкрафтовским «Мифом Ктулху». Также интересно, что первоначально «Пламя Ашшурбанипала» было написано как чисто приключенческий рассказ, и никаких Тварей в этом тексте не было.
Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу «Чёрный Канаан».
Подхватывают эстафету страха истории, написанные в так называемом жанре «сверхъестественной угрозы»: «Пришелец из Тьмы», «Чёрный Канаан», «Луна Замбибве»... Первая посвящена египетской теме, действие остальных двух разворачивается среди тёмных сосновых лесов южных штатов Америки. О «Чёрном Канаане» восхищённо отзывался Лавкрафт — и вполне заслуженно! Жаль, что он не читал следующих далее в книге «Голубей ада» — это явный фаворит среди всего хоррора, написанного «техасским мечтателем». А по мнению автора этих строк, это вообще лучшее произведение, вышедшее из-под пера Говарда.
Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу «Голуби из ада».
Закрывающие книгу рассказы оказываются довольно-таки разными и по стилю, и по сюжетам. Первые два принадлежат к раннему этапу творческой биографии автора: «Тень Зверя» рассказывает ещё об одном ужасе, таящемся где-то среди тёмных сосновых лесов, а «Змея из ночного кошмара» переносит нас в африканское поместье белых. «Сердце старого Гарфилда» и «От любви к Барбаре Аллен» написаны позже и представляют собой своеобразные легенды Дикого Запада с налётом мистики.
Действительно, большая часть лучшего хоррора в «Безымянных культах» есть. Но за бортом остались не менее интересные истории. Например, коли уж есть «Долина червя», то неплохо было бы вспомнить и ещё один «страшный» рассказ о Джеймсе Эллисоне — «Сад страха» (в нём хоррора даже больше). «В лесу Виллефэр» «добить» бы вторым рассказом о де Монтуре «Когда восходит полная луна», а к двум историям о городе Фаринге присовокупить «Беспокойные воды». Забыты и детективы Говарда, а между тем в цикле о Стиве Харрисоне есть чем поживиться (хотя бы лучшим произведением под названием «Кладбищенские крысы»). Кроме того, без внимания остались не входящие в циклы интересные жуткие рассказы писателя, как то: «Прикосновение смерти» и «Голос Эль-Лила», «Ужас из кургана» и «Чёрные когти», «Человек на земле» и «Гончие смерти», «Мёртвые помнят» и «Дом Арабу»... Будем надеяться, что в будущем у нас будет возможность увидеть и эти произведения в подобном же сборнике.
Остаётся ещё только сказать о переводах. Некоторые тексты переведены заново, и, надо сказать, достаточно хорошо. Отдельные произведения вновь пересмотрены переводчиками и улучшены. Как самый яркий пример — «Голуби ада», во всех прежних изданиях которых (возможно, за исключением одного — один перевод я пока не нашёл и не сверил с оригиналом) был опущен один диалог персонажей; в данном издании он восстановлен. С другой стороны, перепроверка велась не слишком тщательно: в «Червях земли», переведённых Владимиром Карчевским, как и в начале 1990-х, до сих пор пять глав вместо шести. Но это, впрочем, мелочь — текст рассказа представлен всё-таки весь.
Так что сборник хоррор- и мистических рассказов Роберта И. Говарда «Безымянные культы: Мифы Ктулху и другие истории ужаса» можно охарактеризовать так — книга, которую давно ждали. И это отлично, что она вышла! Надеюсь, она заинтересует читателей, ибо «техасский мечтатель» совершенно точно достоин того, чтобы его знали не только как автора Конана.
Завершим же мы цитатой ещё одного известного техасского писателя, который очень любит и восхищается творчеством своего земляка и старшего коллеги:
У него [Роберта И. Говарда] всегда получалось лучше, когда он писал о... невидимых ужасах; вещи, которых мы боимся, могут находиться под кроватью, или в темноте, или за пределами нашего понимания. Хоррор-рассказы — мои абсолютные фавориты среди его работ... он привнёс элементы ужаса во многие другие истории, включая и самое известное своё творение — Конана. Его способность писать ужасы придала очень много другим его произведениям.
Джо Р. Лансдейл
В оформлении статьи использованы иллюстрации Грега Стэйплза, созданные для сборника «The Horror Stories of Robert E. Howard».