Якоб Гримм, Вильгельм Гримм «Гензель и Гретель»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Гензель и Гретель оказываются в лесу одни, потому что отец и мачеха не могут их прокормить. Дети пытаются найти дорогу домой и оказываются у съедобного домика.
Входит в:
— цикл «Чернильный мир и Зазеркалье» > цикл «Бесшабашный» > антологию «Mein Reckless Märchenbuch», 2012 г.
— антологию «Дюймовочка и другие сказки»
— сборник «Kinder- und Hausmärchen. Erster band. Große Ausgabe», 1857 г.
— журнал «Чиж 1934'07», 1934 г.
— антологию «Fantastic Worlds: Myths, Tales, and Stories», 1979 г.
— антологию «Сказки братьев Гримм», 1980 г.
— антологию «Поющая косточка», 1992 г.
— антологию «Сказки бабушек и дедушек», 1992 г.
— антологию «Заколдованная принцесса», 1993 г.
— антологию «Немецкие сказки», 1996 г.
— антологию «Сказки Германии», 2001 г.
— антологию «Золотые сказки», 2004 г.
— антологию «Лучшие зарубежные сказки», 2004 г.
— антологию «Любимые сказки для самых маленьких», 2005 г.
— антологию «Золотая книга лучших сказок мира», 2006 г.
— антологию «Лучшие сказки на ночь», 2006 г.
— антологию «Все лучшие сказки мира», 2007 г.
— антологию «Энциклопедия детства», 2008 г.
— антологию «Большая книга любимых сказок», 2009 г.
— антологию «Заколдованное королевство», 2009 г.
— антологию «Новогодняя шкатулка сказок», 2009 г.
— антологию «Снежная королева», 2009 г.
— антологию «Самые любимые сказки», 2013 г.
— антологию «Страшные сказки. Истории полные ужаса и жути», 2013 г.
— антологию «Немецкие волшебные сказки», 2014 г.
— антологию «Старые добрые сказки», 2014 г.
— антологию «Все лучшие сказки для детей», 2015 г.
— антологию «Сказки с большими картинками», 2015 г.
— антологию «Удивительные сказки», 2015 г.
— антологию «The Grimm Future», 2016 г.
— антологию «Великие сказки мира», 2017 г.
— антологию «Сказки. Карл Офтердингер», 2017 г.
— антологию «Сказки со всего Света», 2018 г.
Экранизации:
— «Гензель и Гретель» / «Henjel gwa Geuretel» 2007, Корея Южная, реж. Им Пхиль-Сон
— «Гензель и Гретель» / «Hänsel und Gretel» 2012, Германия, реж. Уве Янсон
— «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» / «Secret Magic Control Agency» 2021, Россия, реж. Алексей Цицилин
- /языки:
- русский (225), английский (5), немецкий (4), украинский (2)
- /тип:
- книги (226), периодика (1), аудиокниги (9)
- /перевод:
- К. Азадовский (1), В. Вальдман (4), А. Васильева (4), А. Введенский (3), Н. Гернет (1), Э. Иванова (3), М. Канарская (1), Н. Конча (1), А. Коротков (1), С. Кузьмин (2), С. Маршак (1), Р. Матиев (1), М. Мельниченко (1), Е. Мигунова (3), Г. Петников (65), П. Полевой (18), С. Прокофьева (7), Г. Сергеева (6), Г. Снежинская (1), И. Шустова (2), Л. Яхнин (3)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 4 марта 2020 г.
Прекрасная, чудесная, замечательная сказка.
Теперь о минусах.
1. Ведьма живёт в глухом лесу. В избушке хранит в сундуках драгоценные камни. Драгоценные камни не растут в лесу. Нет никаких объяснений тому, что у лесной жительницы обнаружены груды горных минералов. Грабить в глухом лесу некого. Да и если бы бабка занялась разбоем, то в сундуках были бы и золото и украшения, а не голые камни. Наркоторговля? О таком в немецких лесах и не слышали.
2. Пряничный домик. Шикарная идея. Хотелось бы, чтобы он продержался больше недели. Лучше — год или два. Что для этого надо? Правильно, специальное покрытие. То есть домик-то пряничный, но покрыт водоотталкивающей противоплесневой краской. В первый день герметичность покрытия нарушают оба ребёнка, причём один кусает от крыши. От крыши!!! Всё, хана домику. И тем не менее спустя месяц мы видим не развалины, не гниющий остов, а всё тот же весёленький домик. Конечно, бабка могла подремонтировать крышу. Но! В рассказе нигде об этом ни слова.
Оценку я поставил высокую, потому что указанные минусы не сюжетные, а технические. При желании авторы легко их исправят, если добавят разъяснения, откуда у бабки жемчуг и драг.камни, и как была отремонтирована крыша.
Oreon, 11 сентября 2020 г.
--- Ты ел мой дом, теперь я съем тебя! ---
Эту цитату из сказки можно было бы вынести эпиграфом :).
Похожий сюжет есть у Шарля Перро в сказке про мальчика с пальчика, там тоже был голод и бедный лесоруб с женой (не мачехой), отправившие детей погибать в тёмном лесу; главный герой тоже первый раз вернулся из лесу по камешкам, а второй раз хлебные крошки склевали птицы. Правда вместо сестры у него было шесть старших братьев, а в хижене в лесу жил людоед с доброй женой и семью дочками-людоедками, а не злая ведьма. Хотя исход всё равно ждал героев тот же — быть съеденными. У Перро ещё в сюжете присутствовали сапоги скороходы, это они дали источник пропитания семье дровосека, а не драгоценные камни и жемчуга из ведьмовских сундуков, как у Гримм. Людоед же жил в обычной хижине, а не в пряничном домике как здесь.
Кстати попадалась мне ещё современная адаптация под названием «Пряничный домик», там всё также как и у Гензель с Гретель, та же ведьма, желающая откормить и съесть детей, но дети там хоть и из бедной семьи, но не были брошены родителями, а просто заблудились, и зовут их Жан и Мари. Также там не было ни слова про сундуки с богатствами,
jamuxa, 23 апреля 2011 г.
Сказка страшна своей ужасающей правдой. Документ эпохи (к сожалению не везде эти «эпохи» закончились: эпохи гражданских и не гражданских войн, смуты, разрухи и Голода...).
Это почти сказочная (а сказка в том, что дети вопреки всему остались живы) истории о локальной победе над непобедимым драконом Голод....
Средние Века беспрерывных войн разного масштаба и значения: сюзерен с вассалами, вассалы с сюзереном, вассалы с вассалами, сюзерены с сюзеренами, война всех против всех, война за гроб Господень, когда стотысячные орды крестового похода опустошали и разоряли всех и вся в своём медленном течении к Иерусалиму, разбиваясь на ручейки и реки «бандформирований».... Отсюда и вдовство героев «сказки» (мужчины гибли защищаясь/нападая, а женщины..., — об это жестоко и страшно написал Лоуренс Норфолк в одном из эпизодов романа «Носорог для папы римского» — роман как раз об этих временах).
А войны требуют не малых средств: на бранную амуницию господ, на наём солдат-наёмников, на пропитание и войска, и обитателей из Замка-крепости, и на постройку и новых стен, и новых башен.... Поборы, поборы, поборы.... И вот, кормящим это всё — ни медного грошика на хлеб — на троне дракон Голодомор: «...кормящимся с земли — пусть землю ту и жрут...»
Безумно трудно сложить ли (но сказывается сама — и придумывать-то ничего не надо: хроника веков голодных и культивируемых, паразитирующих на этом зверств), написать ли (но должен же быть и летописец — написанные буква не страшны..., до их прочтения) сказку о Голоде, ещё труднее жить под ним и с ним...
Свидетельство обыденных зверств, — дабы на впасть в зверство ещё более ужасающее, как та старуха из пряничного домика: ведь Голод гложет разум, обостряя инстинкт самосохранение: пожертвуй малым (и что страшнее — что яко бы возобновляемым ресурсом), малыми своими, насыть плоть свою и воздастся тебе и сытостью и плодородием (ведь жив же где-то, уже на генном уровне, в глубинах подсознания, червячок языческого жертвоприношения)....
Дракон Голодомор насиживает яйца, порочно, да и прочно утвердив свое гузно на кладках затуманенного, изгложенного, изгаженного гладом разума....
И заповедный королевский лес, где даже собирать плоды нельзя, не то что охотиться: смерть — отступникам. Из леса лишь валежник, для очага, для очага пустого.... И в этот лес детей — подальше от греха....
В этой сказке лишь два сказочных элемента — съедобный домик сумасшедшей ведьмы (...молочные реки, кисельные берега — рай для голодных...), и — полный карман бриллиантов, дабы откупиться, пусть на время от Дракона Голодомора...
А бедная своим скорбным и злым разумом мачеху умерла, скорей всего от голода.
Anastasia2012, 13 октября 2010 г.
Сказка про детей, но не совсем детская. Избавиться от чад, причём дважды, это не совсем для юных читателей. А также заманивающая и пожирающая детей ведьма. Возможно, история просто несовременна. А может я не так кровожадна. Впрочем сказка учит находчивости и...оптимизму в самой безвыходной ситуации. А также служит хорошей иллюстрацией отношений брата и сестры. Надо поддерживать друг друга, заботиться и помогать. И с бедностью вопрос решился сам собой. Только вот мачеха не дожила до счастливого финала, так сказать, «расплатилась» сполна за свой злой умысел
Ishamael, 2 января 2013 г.
Просто отличная сказка. Что в детстве, что сейчас воспринимается и читается с большим удовольствием и, конечно, с довольно глубоким смыслом. Народная сказка и ценностям научит, и порок накажет, и благое дело вознаградит, а повествовать будет в любимом с детства простым, немного наивным, но таким родным словом.