Кир Булычев отзывы

Все отзывы на произведения Кира Булычева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4187

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»

«Любимый ученик факира»
–  [ 11 ]  +

Bizon, 02 августа 2014 г. в 22:46

Рассказ подтверждает старую истину: каким бы ты ни был супергероем, главное не позволять использовать себя. Первый это смекнул ребенок, что тоже верно подмечено. Дети легко замечают, когда видят слабину у взрослого и тогда держись — раскрутят на подарки только дай волю. А мистификатор то оказался не так прост: к чему такие упреки, что он только скрыл недоделки? он же поставил реальные краны. Т.е. получается сэкономил деньги и трудозатраты. А заодно исправил свою первоначальную мистификацию, т.к. понял, что после приемки ничего в этих домах переделывать не будут. Лично мне вообще безразлично каким образом все было построено в квартире, главное, чтобы работало и не требовало ремонта.

Оценка : 8
«Агент КФ»
–  [ 11 ]  +

Алексей_Ше, 31 июля 2014 г. в 11:28

Эта повесть – моё знакомство с творчеством Кира Булычёва. До этого я полагал, что Булычёв, возможно, отечественный вариант Хайнлайна. А творчество последнего вызывает у меня стойкую неприязнь. Но всё решил случай. Так пришлось, что на распродаже в ККСД томик в серии Отцы основатели продавался по весьма приемлемой цене и я рискнул.

В итоге я не разочаровался. Это не Хайнлайн. И если сравнивать с фантастикой, что была прочитана совсем не давно – а это Нортон, то наш автор заметно выигрывает у последней. У Булычева не тупой нортоновский экшн. Есть место для внутреннего мира героя, его окружения, политической и экономической составляющих общества. В общем всего того, что в сумме даёт колорит и насыщенность произведения – его изнанку, душу. В итоге получается целостная картинка — произведение, а не комикс (как в случае с той же Нортон).

Да, если рассматривать дилогию об агенте космофлота, то вторая книга безусловно ярче. Повесть “Агент КФ” я бы сказал немножко серовата, но тем не менее по ходу чтения ни разу не возникала мысль бросить. И я с радостью брался за чтение новой главы – а что там, что же будет дальше ?

Итог – советую всем, кто любит настоящую фантастику. В этой книге вы не найдёте пошлости, бездумной стрельбы и погонь. В книге есть увлекательный, изложенный в прекрасном стиле сюжет. Повесть читается легко и на душе после прочтения остаётся светлый след и даже как-то не важно о чём книга. Мастерство как говорится не пропьёшь.

Оценка : 8
«Глаз»
–  [ 11 ]  +

L I T L, 17 апреля 2014 г. в 14:59

Очень потряс меня этот рассказ. Мне не совсем понятны (видимо по молодости лет) все эти институтские-научные интриги, преследующие главного героя. Да и плевать мне на них! Меня полностью захватила тема возвращения зрения незрячим людям. И вобще их проблема. Как здорово и четко Булычев прописал то отличие их от нас, нормально видящих! Вернее, как здорово он обратил наше внимание на них! Ведь мы же видим, и никогда не задумываемся, каково это НЕ видеть!(((

У меня была почти слепая прабабушка... (Она давно умерла). А я была маленькая и все время воровала у нее палочку... и смеялась, когда она сидела на скамейке и уговаривала меня палочку вернуть. Я же не зна-а-ла-а-а......

И сейчас не ЗНАЮ — у меня ведь хорошее зрение. А вот у моего близкого человека, с которым мы не так давно вместе, «всего лишь» -5, и я только сейчас поняла, ЧТО это такое: я вижу какой он другой утром, пока не надел очки или линзы. Знаете, у близоруких беззащитные глаза. И еще они низко наклоняются над столом, чтобы сделать кофе в чашке, и еще подносят мобильник прямо к носу... и это нифига не смешно.

Конец рассказа настолько замечателен, что у меня нету слов. Всё больше читая Булычева, я всё больше понимаю, почему мой человек, к которому я прислушиваюсь, постоянно по любому почти поводу советует мне тот или иной рассказ Булычева. Да потому что у Булычева любовь и доброта. Всегда. Везде. Причем не воинственные — с флагами и пистолетами. А спокойные, уютные. Вся борьба, как и положено, происходит именно в душе человека: именно там главное поле битвы добра и зла. И если ты выбрал сторону добра, то и делаешь его спокойно и без парадов — как некий инженер Коткин, ранним утром прицепивший искусственный глаз на лоб незрячей бабушке, сотворив для неё обыкновенное чудо:)

Ну а когда были «ломанные дорожки слез» — я сама ревела только так, хотя вобще-то не плакса. Но у Булычева есть какая-то неуловимая грустинка между строк. Может, это то, что некоторые любят называть «атмосферой»? Мой, кстати, говорит, что нифига это не «атмосфера», а честность и душевная смелость, смешанные с «реалистическим романтизмом» — во это как вабще?!?

Десятка.

И второй мой отзыв я посвящаю тебе, S..А.....:) Ты говорил мне, что отзывы писать трудно, а я вот два уже написала:) Так что я талантливей тебя;))) Хотя за запятые спасибо конечно:)

Оценка : 10
«Покушение»
–  [ 11 ]  +

vladimir66, 10 февраля 2013 г. в 16:11

Безмерно грустно и обидно.Роман который должен был стать главным в творчестве Булычева, остался незаконченным.Роман,к созданию которого он относился крайне серьезно , который он не хотел писать   впопыхах, между делом, с самого начала поставив перед собой очень высокую планку. Остается только представить каков бы это был бриллиант,если бы Игорь Всеволодович успел бы отшлифовать его грани.Даже в том виде каком мы увидели эту книгу,восстановленная черновая рукопись-она впечатляет.Очень серьезный исторический труд.По масштабности произведения, я бы не побоялся сравнить его с великим «Красным Колесом» Солженицына,которое так же осталось незаконченным,мистическим образом оборвавшись на том же самом узле- рубеже 1917-1918 год.

Оценка : 10
«Привидений не бывает»
–  [ 11 ]  +

Robin Pack, 08 января 2013 г. в 00:24

Неожиданно слабая поздняя повесть для в целом очень сильного цикла. Она выглядит как отписка, в которой автор махнул рукой и на интригу, и на убедительность, и на собственный канон. Здесь есть недостатки, которые невозможно представить в ранних книгах про Алису. К сожалению, когда в «Алисе» чаша детской сказки перевешивает чашу научной фантастики, реальность мира начинает трещать по швам.

Злодеи ведут себя неожиданно глупо и наивно. Наивный Дракула выкладывает наивной Алисе все свои планы, не опасаясь, что она расскажет об этом наивному Пашке и наивному профессору Гоцу. И что бы вы думали, наивная Алиса толком и не рассказывает! Наивная «маркиза» орёт об этих планах вслух при героях, от которых их надо скрывать, но эти герои вообще не воспринимают её слова.

Фантастические допущения работают, как бог на душу положит. Жертвы, получившие способности привидений и драконов, почему-то служат своим мучителям, а не разбегаются от них. Волшебные таблетки превращают детей в то, что нужно злодеям, но Алису — в то, что она захотела сама. Дракуле зачем-то позарез нужен Пашка, хотя для вторжения на Землю у него есть всё необходимое — армия и сундук. При этом Дракула надеется покорить многомиллиардную планету с армией из полусотни заколдованных детей, которая даже плохо его слушается.

Чувствуется, что это повесть из разряда «для самого младшего возраста». Об этом говорит даже сама Алиса! Ломая «четвёртую стену», она заявляет, что у нас тут детская повесть и никого убивать не будут. Это неожиданный, совершенно нехарактерный ни для Алисы, ни для Булычёва приём — когда герой ЗНАЕТ, что он в книжке, что здесь действуют законы жанра, и можно разговаривать напрямую с читателем. И этот маленький эпизод окончательно рушит реальность истории. Мы не в жизни, детки, мы в сказке. Здесь всё ненастоящее, всё понарошку, не бойтесь. Этот страшный дядя с вами просто играет.

Оценка : 6
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 11 ]  +

lawyer.1979, 18 августа 2012 г. в 04:06

Прекрасная повесть, состоящая из небольших рассказов, каждый из которых является повествованием о невероятных приключениях маленькой Алисы.

В этом произведении Мастер знакомит нас с дочерью профессора Селезнева, которая умудряется, благодаря своей любознательности, а в основном и просто детской беспечности, попадать в крайне забавные ситуациях, некоторые из которых ставят в тупик не только папу главной героини, но иногда и весь научный мир. Казалось бы произведение написано для детей, но если посмотреть немного глубже, то мы с Вами увидим волшебное и светлое будущее, о котором так мечтали жители нашей страны, в таком уже далеком ХХ-ом веке. Конечно же сейчас, в нашем «новом» будущем, другие проблемы и совсем иная жизнь, и эта книга кажется очень наивной, но то, что доносит нам Автор будет актуально всегда.

Итог: это Творение Кира Булычева, по моему мнению, должно найти свое место на книжных полках в каждой российской семье, ведь оно учит детей и взрослых быть хотя бы немного добрее.

Оценка : 8
«Половина жизни»
–  [ 11 ]  +

ashas, 25 июля 2012 г. в 05:50

Похожа повесть на Извне Стругацких , но гораздо, гораздо сильнее. Там ГГ сам влез в корабль, искренне веря, что быстро встретится с инопланетными людьми, наладит с ними отношения ради блага всего человечества. Заметьте непросто с инопланетянами, а ЛЮДЬМИ(это меня особенно коробило). Конец в Извне явная работа «Бога из машины» . А тут гораздо реалистичнее и гораздо трагичнее. Очень хорошо показана тема, что не важно какого ты вида и как выглядишь. «Разумные существа всегда помогут друг другу» и «Горе сближает». Но тем не менее показано, что разумные и даже высокоразвитые существа могут быть жестокими и бездушными в противовес всей остальной советской фантастике.

Оценка : 10
«Путешествие Алисы»
–  [ 11 ]  +

god54, 16 июля 2012 г. в 15:46

В свое время это была книга-книг. С большой буквы. Опубликована в 1974 году, а мультипликационный фильм появился в 1981 году. И, как мне кажется, именно он стал событием в фантастике СССР. Впервые такой большой фильм, пираты, приключения — это было так необычно, вернее так непривычно, без лозунгов, политики и побед.

Из всех произведений об Алисе это стоит особняком, мне так кажется, оно насыщено фантастическими идеями, приключениями и, самое главное, добротой. Даже пираты не вызывают отторжения. Такие книги и относятся к классике фантастики, их читали и будут читать, и будут перечитывать

Оценка : 10
«Две капли на стакан вина»
–  [ 11 ]  +

george1109, 04 июня 2012 г. в 18:16

Очень и очень жаль, что сейчас такой фантастики не пишут. Понятно, что все творчество Булычева, а тем более Гуслярский цикл, пропитано духом гуманизма. Что ж, этому духу, по большому счету, не чужды и многие современные авторы. Но гуманизм Булычева особенный — он сугубо мирный и социалистический, согласно временам, стоявшим на дворе. Скажите, разве сегодня придет кому-то в голову написать о профессоре, изобретшем средство от лени? А если и придет, то это будет в лучшем случае футуристический боевик с десятком постельных сцен и массовыми убийствами в финале.

А у Булычева это добрая оптимистичная новелла.

Оценка : 6
«Другая поляна»
–  [ 11 ]  +

ii00429935, 08 мая 2012 г. в 14:40

Когда историк Игорь Можейко стал писателем Киром Булычевым, литература, безусловно, выиграла, а вот наука, я уверен, много потеряла. В этом лишний раз убеждает рассказ «Другая поляна». Как обычно бывает у Булычева, здесь легкий стиль изложения, тонкий юмор и очень симпатичная идея. Ну а фантастика (в данном случае — путешествие в параллельный мир) нужна, чтобы автор интереснее мог рассказать о наболевшем.

Наука ради науки, где человек выносится «за скобки», никому не нужна, уверен автор. Не хотел наш любимый писатель стать похожим на своего героя, пушкиниста Мориса Долинина. Тот, конечно, ради высокой цели готов на подвиги, вот только заучить наизусть всего (!) Пушкина — шаг эффектный, но по большому счету бессмысленный. Герой «Другой поляны» мимо настоящего открытия пройдет бодрым шагом и с гордо поднятой головой.

Оценка : 8
«Кладезь мудрости»
–  [ 11 ]  +

amak2508, 03 февраля 2012 г. в 16:54

Трудно найти второго такого автора, который писал бы также легко, как Булычев. А рассказы гуслярского цикла — верх этой легкости. Здесь нет ничего лишнего — только некая ситуация и ее разрешение. И все это на простейшем, каком-то бытовом уровне и языке. Можно было бы говорить даже о некой легковестности, но в большинстве своем эти рассказы отлично читаются.

Так и «Кладезь мудрости» — описываемая в нем произошедшая с Корнелием Удаловым ситуация на сегодня выглядит достаточно наивной, но вот окаймление этой ситуации Булычевым настолько хорошо и так весело, что вещь и спустя сорок лет радует своих читателей.

Оценка : 8
«Похищение чародея»
–  [ 11 ]  +

AlisterOrm, 10 января 2012 г. в 15:01

Заглавная повесть сборника заставляет серьёзно задуматься о роли личности в истории, в частности — о роли гениев. Немало копий сломано о том, какое влияние оказали на цивилизацию Пушкин, Ломоносов, Леонардо, Эйнштейн. И лишь немногие задумывались: а сколько их, подобных людей, теряется в общей волне истории? Сколько из них погибает, или идёт не тем путём? Вопрос... Главная проблема путешественников во времени, которые изымают перспективных гениев — убедится, что они действительно являются таковыми, так как часто истинные таланты скрываются за спинами более ярких внешне личностей. Видно, что Можейко немало посвятил времени изучению этого непростого вопроса.

Оценка : 8
«Ржавый фельдмаршал»
–  [ 11 ]  +

ii00429935, 09 июля 2011 г. в 17:22

Целевая аудитория этой повести, конечно, ровесники Алисы Селезневой, ребята лет до 12. Но ведь иногда приятно бывает вернуться в детство. И должен сказать, что и в более зрелом возрасте «Ржавый фельдмаршал» отторжения не вызывает. Интересно не столько за сюжетом следить, сколько увидеть конец 21-го века глазами Кира Булычева. В этом будущем отменили деньги, провели метро из Москвы в Крым и научились вживлять людям жабры. Наивно? Может быть, но когда рекордными тиражами издаются постапокалиптические истории, порой хочется такой доброй сказки. Тем более что Булычев, четко представляя свою аудиторию, с читателем не заигрывает, и Алиса действительно рискует жизнью. Сюжет повеcти располагал к тому, чтобы обличать «пентагоновских ястребов» и вообще удариться в идеологию, но автор счастливо

избежал крайностей, и в своем рассказе о будущем ни разу не упоминает ни «Советский Союз», ни «коммунизм». Отчасти поэтому повесть и сейчас читается неплохо.

Экранизация повести под названием «Остров ржавого генерала» не стала таким хитом, как другие истории про Алису — «Тайна 3-й планеты» и «Гостья из будущего». По уровню спецэффектов конкурировать с современной фантастикой «Остров...» не может, но посмотреть его стоит ради фееричного Александра Ленькова в роли биоробота Бабы Яги.

Оценка : 8
«Часть третья. Каникулы на Пенелопе»
–  [ 11 ]  +

Sawwin, 19 февраля 2011 г. в 21:52

Перечитал не без удовольствия, хотя, с точки зрения взрослого читателя, никакими особыми достоинствами повесть не блещет. Космические пираты у Кира Булычёва уже встречались (и каждый раз, непременно, последние). Фантастическая идея полностью скалькирована с рассказа Брэдбери «Здесь водятся тигры». Тем не менее, написано легко, весело; а дети, которым адресована повесть, так и просто приходят в восторг. У нас так мало солнечных книг, что все перечисленные недостатки можно простить.

Оценка : 7
«Посёлок»
–  [ 11 ]  +

rumpelsteelskin, 01 февраля 2011 г. в 13:09

Пронзительная, печальная и удивительно сильная книга. Творчество Булычева нельзя назвать ровным. Есть вещи вызывающие скуку, а есть вещи повергающие в трепет. И есть «Поселок».

Оценка : 10
«Котёл»
–  [ 11 ]  +

Yazewa, 15 ноября 2010 г. в 21:50

    Конечно, ради сиюминутных благ вполне можно убедить даже самого себя в благородстве работы хоть на самого черта! И вообще, виноват тот, кто дрова подкидывает, а кто котел клепает — ни при чем. Действительно, если не мы, то другие согласятся — и сделают-таки! Ситуация совершенно реальная, невзирая на нереальные обстоятельства!

Оценка : 8
«Город Наверху»
–  [ 11 ]  +

DeniSky, 06 июня 2010 г. в 21:05

В книгах Кира Булычева, на мой взгляд, главное не мораль, а замысел и его реализация. Писатель скрупулезно продумывает ход повествования, уделяя много внимания даже самым незначительным деталям. Именно по этому из под его пера вышло много добротных произведений, к числу которых, несомненно, можно причислить и «Город наверху». Повесть таит в себе немало замечательных эпизодов, а лихо закрученный сюжет не отпускает до последней строчки. Не соглашусь с тем, что, концовка все портит, по моему мнению, она напротив получилась весьма интересной. Для того, чтобы коренным образом изменить свою жизнь нужно все начать с чистого листа, поэтому Город в конце произведения погибает. В этом повесть перекликается с романом Рэя Бредбери «451 градус по фаренгейту». Сходство усиливается благодаря тому, что Крони подобно Гаю Монтэгу вступил в борьбу с системой, и вышел из нее победителем.

Оценка : 9
«Две капли на стакан вина»
–  [ 11 ]  +

evridik, 22 февраля 2010 г. в 14:21

Достойный рассказ достойного цикла. Все в нем хорошо — и желание матери нерадивого сына увидеть его трудолюбивым, и добросердечие профессора Минца, и подозрительность Удалова (а затем и его же ошибка, вследствии которой Гусляр получил неплохой хор), и исправление алкоголиков, тунеядцев и прочая, прочая. Этот рассказ — о нас, о каждом человеке, который хоть раз в жизни позволил себе расслабиться на работе (незаконно расслабиться, заметьте!), и о том, что могло бы случиться с таким человеком, если бы профессор Минц существовал.

Лень — это один из семи страшных грехов. Я думаю, Булычев написал этот рассказ не с целью показать, как люди могут работать, а чтобы подтолкнуть нас начать работать безо всяких там «двух капель на стакан вина».

Оценка : 10
«Пленники астероида»
–  [ 11 ]  +

Sawwin, 15 февраля 2010 г. в 12:14

Тяжело писать отрицательный отзыв на повесть любимого автора, но иногда приходится делать и такое. Кир Булычёв писал очень много, и порой его произведения оказывались не вполне самостоятельными. Вот и в этой повести корабль, на котором летела Алиса, попадает в ловушку, один в один списанную с «Саргассов в космосе» Эндрю Нортон. А ситуация на звёздном ковчеге копирует повесть «Войскунского и Лукодьянова «Формула невозможного». Те же выродившиеся инопланетяне и роботы, которые их кормят, поят и развлекают кровавыми зрелищами.

Но главное, не в этом. Меня неприятно удивило, что в далёком будущем, когда дети летают на каникулы на другой конец галактики, в Солнечной системе бесследно пропадают корабли, и никого это не волнует. А ведь книга адресована детям. Есть в повести один момент, который резанул особенно больно. Среди погибших звездолётов упоминается корабль под странным названием «Громкий смех». На нём летали музыкальные эксцентрики, выступавшие с концертами на окраинах Солнечной системы. Они попали в плен и были хладнокровно скормлены ледяным драконам. Их-то никто не спас! Ребёнок, читающий книгу, прекрасно представляет этих весёлых людей, от которых осталась только надпись, нацарапанная на стенке и помятая труба. Зачем писатель, известный своим гуманизмом, придумал эту людоедскую сцену? Только для того, чтобы героиня могла надеть трубу на голову одного из роботов? Не смешно, а очень печально. Я бы не хотел, чтобы мои внуки читали эту повесть.

Оценка : 3
«Подземелье ведьм»
–  [ 11 ]  +

saddlefast, 01 декабря 2009 г. в 20:25

Повесть Булычева «Подземелье ведьм» только на первый взгляд — фантастический боевик. На самом деле, главной проблемой повести является вопрос о смысле человеческой истории. Вопрос решен в рамках гегелевско-марксистской модели.

На далекой планете экспериментаторы-чудотворцы творят «Дивный новый мир». Они ускоренными темпами гонят эволюцию вперед и творят под конец и человека. Все под контролем. Вся планета — огромный испытательный стенд.

Цель — построить цивилизацию, избежав всех ошибок, которые неизбежно должны проходить все разумные существа на пути развития. Но, прекрасного мира утопии не получается. Тщетно пришельцы всучивают своим подопечным зерна генетически совершенных растений. Тщетно они предлагают им готовые технологии.

«Человек прекрасный», только что выйдя волей своих творцов из животного состояния, требует ни искусства земледелия, и нb сортов пшеницы и картошки, чтобы накормить всех страждущих. Человеку нужно оружие.

«Homo novus» требует власти. Он требует вождя. Ему нужен диктатор, который поставит всех под свои знамена и укажет, где враг. Ему мало мудрых учителей-экспериментаторов, дарующих знания. И если учителя начинают корить за жестокость, то горе учителям. Эксперимент с треском проваливается. Человек требует истории, а не даров с небес.

История не идет иным путем, чем путем прохождения всех этапов своего самопроявления. Для чего нужно варварство и рабство, горе и войны? Неужели Господь не мог обойтись без них, ведя род людской по пути истории? Оказывается, не мог. Они нужны для действительности прогресса.

Только, когда человечество пойдет горнило диктатур и войн, оно придет к осуществлению идеи гражданского мира и свободы. И горе утопистам, задумавшим обходные пути к совершенству, задумавшим поставить себя на место Бога. Пусть их помыслы благородны, но жернова истории неизбежно смелют их. Они окажутся лишь очередными пешками в действительном движении истории.

Оценка : 10
«Поступили в продажу золотые рыбки»
–  [ 11 ]  +

god54, 24 октября 2009 г. в 16:18

Сразу видно, что автор очень любит своих героев и сам город Великий Гусляр. Он часто смеется и иронизирует над ними, приписывает им все пороки человечества, какие только есть в нашем обществе. Но в то же время он верит в них, в их человечность, что они в принципе хорошие люди и всегда способны на добрые поступки. Нет людей плохих или хороших. В каждом намешано и от черта и от бога, просто соотношение разное. Но доброе в каждом есть...

Оценка : 10
«Тайна третьей планеты»
–  [ 11 ]  +

Сказочник, 27 июля 2009 г. в 01:44

Леди и джентльмены,

Считаю данный мультфильм лучшим фантастическим кинопроизведением советского периода. Вот действительно шедевр так шедевр. Гениально все — от персонажей, до отдельных реплик, которые в свое время быстро разошлись на цитаты. В детстве больше всего жалел, что все никак не мог посмотреть мультик полностью — смотрел урывками — но, в итоге, цельная картина была-таки получена:-)

Такие дела.

Оценка : 10
«Белое платье Золушки»
–  [ 11 ]  +

Кисейная Барышня, 27 февраля 2009 г. в 21:01

Если честно, как-то не очень впечатлило.

Во-первых, как отмечалось ранее, нет ощущения целостности произведения. Его можно смело разбить на две части — про Драча и про Павлыша. Конечно, всё понятно, что история первого заканчивается его гибелью, а дальше уже следует продолжение, главным героем которого выступает доктор Павлыш. Всё понятно. Но именно ощущения того, что это не два разных рассказа, что это всё — одна большая история, нет. Как пазл, в котором не хватает какой-то крупной и важной детали — вроде бы, всё на месте и понятно, что из чего проистекает, но не складываются кусочки в единое целое.

Во-вторых, на мой взгляд, образы героев, их чувства, эмоции, поступки недостаточно тонко и психологично прописаны. Не получилось погрузиться в книгу, прочувствовать то, что они чувствоавли, увидеть мир их глазами. Не получается сопереживать героям, нет эффекта присутствия на месте действий. Хотя, учитывая тематику (биоформия), простора для полёта фантазии сколько угодно. В конце концов, должен же что-то чувствовать человек, меняющий своё человеческое обличье. А получается, что он практически ничего не чувствует. Первые несколько страниц я вообще не могла понять, кто есть Драч — человек? робот? Понятия биоформа в начале не было. То же касается и романтической тематики — отношения Марины и Павлыша. Понятно, что они — отношения, чувства — есть, но читатель их не видит. Он о них только догадывается по поступкам героев. От этого всё это выглядит несколько суховато и даже схематично.

В-третьих, сама тема романтических отношений мне показалась какой-то неестественной, практически высосанной из ничего. Она не оставила каких-то тёплых впечатлений, светлой радости осознания того, что два человека нашли друг друга (а концовка определённо указывает на то, что продолжение следует, неважно, в рамках цикла про Павлыша или вне их), как это бывает после прочтения романтических историй. Она оставила какое-то непонятное ощущение недосказанности с одной стороны, нелогичности — с другой, и ощущение того, что это здесь, скорее всего, лишнее — с третьей.

Но есть, конечно, и много положительных моментов. Сама идея биоформии мне показалась очень интересной. Было бы приятно увидеть эту тему ещё где-нибудь, только шире, глубже. Булычевский оптимистичный взгляд на светлое будущее человечества не может не вселять оптимизм. Ну, и, конечно же, доблестный и благородный Павлыш, как всегда, на высоте. А вот героическая смерть Драча очень даже тронула.

Оценка : 7
«Последняя война»
–  [ 11 ]  +

Alexandre, 10 декабря 2008 г. в 09:55

Очень хорошая и оптимистичная книга. Я читал ее в молодости, прочел и совсем недавно — случайно подвернулась под руку. Оторваться не смог, перечитал всю заново. Все равно хорошо, так что роман годится и для молодых, и для людей постарше.

Очень жизненно выглядят персонажи — и земляне на КК «Сегежа», и Короны — хотя реально их трудно различить, получается вроде бы одна личность, и аборигены — мне вот очень понравились Кори и Девкали, хотя не так уж и много про них написано. А вот мерзкий Ранмакан вызвал очень неприятное чувство, но ведь именно этого и хотел, я полагаю, автор.

Во всяком случае, со мной Булычев добился своего, как я понимаю, эффект был именно тот, на который роман был рассчитан. И хороший эффект. Несмотря на то, что картины коммунистического будущего сейчас несколько устарели, картины жизни наших соотечественников в «Последней войне» весьма привлекательны. Да и, собственно, а чего хотеть от будущего? Вряд ли нескончаемая борьба за существование, характерная для этапов раннего капитализма привлечет множество сторонников. Занятно читать про Галактические империи, абсолютные оружия и прочее. А жить хочется среди таких людей, которые составляют экипаж «Сегежи».

И вот такой реализм (в фантастике!) более всего подкупает и нравится. И, думаю, еще много лет эта нестандартная книга будет находить своих читателей, как она нашла когда-то меня.

Оценка : 10
«Соблазн»
–  [ 11 ]  +

Kriptozoy, 27 августа 2008 г. в 14:28

Очень стоящая вещь. А какая в рассказе идея! А каким языком это всё написано! Когда читал, боялся даже дышать, чтобы не спугнуть мгновение. В очень непростой ситуации оказались герои этого рассказа. Ситуация неоднозначная даже для людей нашего времени, переживших смутную эпоху девяностых, а для 80-го года, именно в этом году написан рассказ, и подавно. Чувствуется рука Мастера. Как несколькими штрихами он раскрыл всю сущность и все душевные терзания Иванова, Ложкина и Удалова, как в нескольких словах описал демоническую сущность инопланетянина-Искусителя. А он сразу показался мне подозрительным. Тем более, раз уж он пишет научную работу, то под ней должен быть весомый фундамент, хоть какая-то основа, а не этот сомнительный эксперимент. Хм... Подумаешь, подсунул людям копировальную машину и думает, что сейчас произойдет Откровение! А Откровения не будет!

Я вот что подумал. Если у этой инопланетной расы есть такие замечательные устройства, позволяющие копировать разные предметы на уровне вплоть до атомарного, то на их родной планете давно уже установилось полное изобилие, какая-то минимальная часть населения занята слежением за электронными устройствами, а все остальные занимаются чем хотят, например могут посвятить свою жизнь интеллектуальному труду, каким-то научным изысканиям, в том числе и вот таким вот экспериментам по исследованию инопланетных рас.

Оценка : 9
«Как стать фантастом: Записки семидесятника»
–  [ 11 ]  +

kkk72, 14 августа 2008 г. в 11:58

Потрясающая автобиография великого писателя. Оказывается, из жизни самого Можейко и из жизни его родственников можно без труда набрать материал на десяток увлекательнейших романов. А мы как-то и подзабыли всю фантастичность жизни в нашем бывшем государстве, где реальность порой была удивительней любого вымысла. Кроме того, автобиография написана прекрасным литературным языком. Читать ее чрезвычайно интересно даже не поклонникам творчества автора. И, наконец, начинающий литератор может почерпнуть немало полезно для себя в этой книге. Рекомендую.

Оценка : 9
«Тринадцать лет пути»
–  [ 11 ]  +

shest, 24 июля 2008 г. в 19:16

Замечательная книга. Когда брался за Булычёва, боялся, что беру в руки детского писателя, которого прочитаешь, улыбнёшься и забудешь. Но книга оказалась потрясающей. Вроде небольшое произведение (страниц 60), а как много проблем поднято (проблема выбора, любви и много другого), и каким интересным языком!!! Одним словом, теперь я поклонник Булычёва.:-D

Оценка : 10
«Война с лилипутами»
–  [ 11 ]  +

Robin Pack, 12 июля 2008 г. в 18:42

Книга, которая с новой стороны раскрывает мир XXI века. Повзрослевшая Алиса (ей здесь явно не 12) новыми глазами смотрит на мир и видит, что в нем не все так замечательно, легко и безопасно. Что есть люди, которые совершают подлости и люди, которые из-за них страдают. И что это не отдельные случаи «кое-где у нас порой», а настоящая система, подпитывающая сама себя. Работорговля, наркоторговля, похищение людей — это вам не старые добрые «благородные пираты«!

Интересно, кстати, заметить, что в этой книге разведкатер по своим способностям к общению не уступает Гай-До. Похоже, технология Самаона Гая за несколько лет достигла и Земли.

Ну и как и все книги «Приключений Алисы», эта книга — красочное и увлекательное приключение, в котором хочется поучаствовать. Честно, захотелось побывать на Вальпургее, верхом на норовистом йаровроне, посетить «Воды Водички» и подраться с саблезубыми кроликами, взяв такого же романтика в попутчики :)

Оценка : 10
«Письма разных лет»
–  [ 11 ]  +

duke, 17 октября 2007 г. в 17:45

Образец настоящей Литературы. Вот у кого бы надо поучиться настоящему стилю. Рассказ (скорее, небольшая повесть) состоит из писем нескольких людей. За каждым письмом стоят настолько яркие характеры, психология каждого прописана такими удивительно точными штрихами, что остается только в удивлении «раскрыть глаза» и наслаждаться прекрасным текстом.

Оценка : 9
«Разум для кота»
–  [ 10 ]  +

Тимолеонт, 03 июля 2024 г. в 04:04

Никогда не понимал тех, кто даже в шутку завидовал котам — их беззаботности и незамороченности. Ведь цена за это — ОЧЕНЬ скромный досуг и возможности. Даже у деревенских котов максимальный ареал — пять-шесть квадратных километров, количество приключений на которых весьма ограниченно. Вот и каково было бы разумному созданию осозновать невозможность полноценной реализации и свободы воли? Вот мой домашний кот — необыкновенно умён, он легко научился самостоятельно открывать двери (закрывать не хочет категорически), искренне пытается мне что-то объяснить и рассказать, очень точно считывает любые эмоции и легко поддаётся любой дрессировке. Но даже на природу его возможно вывезти не более чем на месяц в год, всё остальное время — на 53 квадратных метрах при постоянном общении буквально с тремя-четырьмя человеками. Вижу же, как ему порой скучно, хоть и стараюсь разнообразить коту досуг и новыми игрушками, запахами и впечатлениями. Так что легко понимаю героя ГГ — он прежде всего сочувствует своему питомцу, как говрится, не даёт ему осознать всю тщетность бытия. Очень душевный, добрый и глубокий рассказ.

А ещё впервые прочитал эту историю в 10 лет, польстившись на книжку с названием «Разум для кота». Тогда не понял, считал, что это было бы круто — иметь говорящего и разумного питомца.

Оценка : 8
«Подземная лодка»
–  [ 10 ]  +

Тимолеонт, 22 ноября 2023 г. в 19:24

А вот уже и первое откровенное разочарование после восторженных детских воспоминаний. Нет, мне по прежнему очень нравится тематика «полой Земли» и исследования глубин планеты, да и кузнец-толстяк всё такой же харизматичный. Но на этом все хорошие впечатления заканчиваются. Какие к чёрту, гномы, неандертальцы, драконы и тролли на глубине почти тысячи километров? Это уже даже не сказка, а ахинея. Гераскин выглядит просто запредельно унылым и бесячим нытиком, а главный квест, по факту, выполняют не герои, а армады божественых роялей из кустов. Да и антисоветская пропаганда настолько тупа и примитивна, что даже раздражение вызывает только потому, что в условиях нынешнего времени, подобные пасквили против советского прошлого выглядят особо наивными и тупыми. Я искренне поражаюсь, что кто-то умудряется в наивных политических агитках Булычёва видеть какие-то серьёзные разговоры, взрослые темы и поучительные выводы.

Оценка : 4
«Ржавый фельдмаршал»
–  [ 10 ]  +

zotovvg75, 19 июня 2023 г. в 17:17

Совсем неплохое начало для каникул-утром выйти прогуляться по Москве, а вечером незапланированно оказаться на крымском побережье. Благо система коммуникаций будущего по Булычеву легко позволяет это сделать, флаер или метро быстро домчит желающих искупаться на теплый пляж, а вдоволь нанырявшись можно без проблем вернуться обратно. Как же манит к себе то самое светлое будущее, к которому мы постоянно находимся в пути и все никак не придем! Наверное потому так популярны книги Булычева о приключениях Алисы, о мире где живется легко и свободно, в обществе где позитивные человеческие качества есть естественная норма.

Поэтому встретившийся Алисе старикашка из начала двадцатого века, показался девочке непонятным анахронизмом, не очень приятным пережитком минувшего. А дальше еще хлеще, Алисе пришлось познакомиться с наследием прошлого во все его красе. Только с позиции устоявшихся гуманистических принципов видна вся абсурдность, нелогичность массового уничтожения себе подобных в угоду искусственно созданных лозунгов, являющихся на самом деле хитро навязываемой психологической установкой для обработки людей. По сути это та же самая программа, жестко заложенная в допотопных роботах из прошлого, но на деле действующая столь же безотказно. В этом смысле бессловесные боевые роботы идентичны живым людям зараженным вирусом безумия. Странное дело, эта повесть по сути детское, приключенческое произведение, но в том и прелесть фантастического жанра, что он позволяет проводить параллели с реальностью, по отношению к не только минувшим событиям, но и к действительности.

Так или иначе, но девочке из будущего пришлось перенести казалось бы канувшие в историю лишения: захват в плен, голод и жажду, смертельную опасность. Когда читал повесть эмоционально ощущалось как к чему-то чистому и светлому неожиданно пристала неизвестно откуда взявшаяся грязь. И это резко контрастировало с тем, что буквально в двух шагах текла совершенно обычная жизнь, а Алиса соприкоснулась с каким-то безумием, убивающим совершенно по настоящему. Вот так как-то неожиданно по взрослому я воспринял эту приключенческую историю для детей. Может быть это оттого, что с подобным приходится сталкиваться вовне и самое страшное заключается в том, что показанная в повести дикость минувшего сейчас начинает становиться обыденностью.

Оценка : 9
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

neli mustafina, 22 июня 2022 г. в 10:09

К стыду своему — узнала о продолжении книги «Перевал» только благодаря Фантлабу (огромное спасибо ему, и в частности — «ученику дьявола»)

Мне первая часть понравилась больше.

Во второй настолько много испытаний и жутких невезух, что я сгрызла ногти и вырвала волосы на голове (утрируя))))

Но хорошо что раскрыты полностью характеры героев.

Они там ВСЕ герои. Нет плохих. И в общем то я понимаю почему: есть поговорка — самые благородные люди — это люди живущие в Арктике, севере и Сахаре, ибо сволочи там не выживут. Сволочей там просто не может быть. Условия выживания диктуют — ДОБРО, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ТЕРПЕНИЕ, ТРУД...вот четыре главных условий выживания.

Мне кажется именно это хотел автор донести до читателя.

Что еще хотелось бы заметить — то как командир высадки и разведки повела себя в условиях своих же запретов...

Кажется автор попытался высмеять женскую «логику».

То как она себя вела кажется просто ужасающим...человек — которому вверены жизни подчиненных...это нонсенс.

Кстати — в первой части снежная блоха мне казалась насекомым, но как оказалось — это растение (и как оно попало в горы и в снег? когда укушенный Олег нечаянно сбросил Томаса в пропасть?)

Почти все читали это произведение. Однако — оно одно из немногих, что читаешь не раз, не два, не три. Перечитываешь вновь и вновь.

Обожая все произведения Булычова, считаю ЭТО самым лучшим. Однозначно — 10 из 10

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

i_am_sansanich, 23 мая 2022 г. в 16:57

Отличная книга, оценить которую по достоинству сможет не каждый. Основная тому причина — персонажи. То ли желая идеализировать свой мир, то ли в угоду эпохе написания, автор забыл о существовании «придурков» в любом обществе (в семье не без урода) или же наивно предполагал, что в будущем бочка мёда всегда будет находиться в зоне недосягаемости для ложки дёгтя. Персонажи «Посёлка» отличаются друг от друга лишь многообразием светлых оттенков. Из чуть серых качеств здесь могут встретиться лишь: лень, упрямство или педантичность. Что приведёт современного читателя, привыкшего восхвалять полутона, в недоумение от высокого рейтинга данного произведения. Другой же читатель, умеющий абстрагироваться от современных тенденций фантастики, думаю, способен получить огромное удовольствие от чтения этого не шибко реалистичного, немного мрачного, зато, очень доброго романа.

Продолжая разговор о персонажах, следует отметь, что несмотря на кажущуюся однозначность, все они разные. Кто-то силён, кто-то умён, кто-то любознателен. Ху из ху читатель хватает на лету, поскольку автор сделал для этого всё возможное — мысли, чувства, поступки показаны так ярко, что в объёмности героев усомниться сложно. Да что там чувства, если флора и фауна фантастического мира (создаётся такое впечатление) используются автором не для «сияния» сэттинга, а как дополнительные штрихи к портретам персонажей. Всё на этой планете должно служить колонии, и все её жители (колонии) могут сделать вклад в её благополучие. Кто-то — сплести сеть из лиан, кто-то — вылечить травами, а кто-то — приручить козу...

Получая, в итоге, живых персонажей, читатель с полным на то основанием начинает переживать за них. Не знаю, почему многим не понравилась вторая часть романа. Как по мне, так большинство эмоций именно там.

С динамикой повествования тоже полный норм. Сюжет не провисает ни в одной из глав. Пусть он немного детский, пусть напоминает «робензониаду», зато, автору удалось убедить меня в том, что чтение «гуманитарки» может быть не менее захватывающим, чем чтение «боевой» фантастики. Многие сетуют на линейность сюжета. Но, на мой взгляд, сюжетные лини у Булычева не всегда прямые, иногда больше смахивающие на метаморфозы. Казалось бы, вот герой доходит до финиша, вот он долгожданный момент триумфа, ан нет, говорит автор, нате вам ещё одну небольшую кочку перед заветной чертой (например, когда Казик не смог попасть под купол).

«Посёлок» — одно из немногих произведений, которое можно поругать за «открытый» финал. Казалось бы, всё и так ясно, но герои настолько влюбляют в себя читателя, что он, в свою очередь, чувствует себя обманутым не увидев банкета по поводу бракосочетания, долгожданного свидания с Землёй или возвращения на эту мрачную планету, ставшую для кого-то более родной.

О главном. Автор предложил людям, попавших в беду, два варианта — делить радости и невзгоды на всех и оставаться при этом людьми или идти на поводу у природы, играя в «короля горы» и подчиняясь закону: «выживает сильнейший». Пассажиры «Полюса» выбрали первый вариант и выжили. Выберут ли сегодняшние жители Земли первый вариант и не опустятся ли до уровня средневековья или того ниже? Судя по всему, вряд ли! А жаль...

Оценка : 10
«Миллион приключений»
–  [ 10 ]  +

strannik102, 13 апреля 2022 г. в 05:33

Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт...

Конечно же эту книгу следовало прочитать не в среднем пенсионном возрасте, а в среднем школьном, как это и советует аннотация. Однако уже на момент написания этих повестей было мне что-то в районе четверти века и потому фокус не удался бы даже только по этому обстоятельству.


Всё-таки как важно оказалось, что по предыдущим прочитанным повестям Кира Булычёва об Алисе были сняты фильмы или изготовлена мультипликация. Потому что отношение зрителя к увиденным фильмам определило и все реакции восприятия при чтении. А с этими четырьмя повестями было иначе: приходилось самому формировать в сознании образы — прежде всего Пашки Гераскина (и тут в ход пошли пацаны из к/ж «Ералаш») и других современников Алисы Селезнёвой. Ну и всех прочих темпорально-космических побродяжек, с которым нас свела читательская судьба. При этом забавно, что почему-то Пашка Гераскин возникал в школьном костюмчике и с пионерским галстуком, хотя дело-то происходило в последней четверти XXI века (опять же влияние фильма «Гостья из будущего»).

Что касается непосредственно самих приключений, в которые неугомонный Пашка Гераскин буквально затаскивает вместе с собой и Алису, то некоторые из них до невозможности крутые, а другие чуть менее приключабельные. Но наверное для сборника важна не плотность приключенческими происшествиями. Наверное гораздо важнее, что читатель определённого возраста 80-х и последующих годов, т. е. подросток мог сформировать в своём подростковом представлении привлекательный образ вероятного и возможного Будущего, который мелкими штришками и мазками набрасывал в своих повестях Кир Булычёв. И в контрапункт к будущему от зарубежных апокалиптических и ужастиковых фантастов зарубежных читатель мог подсознательно выбрать, какое Будущее для него предпочтительнее. Всё-таки вряд ли большинству людей хотелось бы оказаться в реалиях вселенной Метро от Глуховского, зато в Будущем от Булычёва — многим.

Конечно, жизнь многое расставила на свои места, мир начал крутиться не по Булычёву (но пока и не по Стивену Кингу), и теперь булычёвское Будущее стало скорее невозможным и в лучшем случае маловероятным. Но ведь мечтать не вредно, да и думать надо о хорошем, и надеяться на него же…

PS А образ планеты Пенелопа весьма сильно совпадает по ряду моментов с «Неукротимой планетой» от Гарри Гаррисона. Впрочем, о единстве всей биосферы планеты писали многие писатели. И даже учёные...

Оценка : 8
«Корона профессора Козарина»
–  [ 10 ]  +

poxabich, 18 декабря 2020 г. в 21:16

Очень давно хотел написать отзыв, но никак не решался. Игорь был уникальным человеком, который остро чувствовал других. Со всеми нюансами, со всеми плохими и хорошими сторонами. Я вот уверен, что никто и никогда не сможет больше писать ТАКУЮ фантастику, настолько нежно-психологическую. Не потому, что нет таланта, а потому, что время ушло. Это касается не только этого рассказа. Все его вещи семидесятых проникнуты любовью. Любовью к людям, ко времени, к окружающему. Ведь не зря любят киношную «Алису» написанную тогда же? Фильм сняли позже, а написано-то было в 75-м. .

«Корона профессора Козарина», она ведь не про фантастику. Она про любовь. Про любовь, которая приходит, и может уйти из-за глупого слова, взгляда, мысли и просто непонятно как. О любви, которая, возвращается. Это о любви, просто о любви. И это гениальная вещь.

Оценка : 10
«Путешествие Алисы»
–  [ 10 ]  +

Яна_Даниэль, 11 ноября 2020 г. в 19:37

Великолепная история. В детстве «Тайна Третьей планеты» был одним из моих любимых мультфильмов. Волшебная космическая музыка, невероятные разнообразные формы жизни на различных планетах и конечно необъятные возможности человеческого разума и науки. Все-таки картина мира советского человека имела некоторую долю мечтательности в своей основе: представление о будущем как необычайном и прекрасном мире... Далёко всегда было прекрасным. Но мультфильм, на мой взгляд, менее удачен, чем оригинал — повесть о путешествии Алисы. Здесь мы знакомимся с бОльшим количеством форм жизни, видим, что в том будущем мире нет ни сексизма, ни расизма в широком межгалактическом смысле, есть доверие к законам и вера в справедливость. Одним словом, прекрасная история. Я убеждена, что цикл про Алису должен быть настольным чтивом любого ребенка и подростка.

Оценка : 10
«Любимец»
–  [ 10 ]  +

Mao_Ri, 27 сентября 2020 г. в 21:56

Как-то умеет наш несравненный Кир Булычев так писать, со стороны легко и весело, без постоянного давящего чувства безысходности, а чуть задумываешься — на темы-то серьезные.

Книга начинается как забавная история из разряда «А вот представьте, что бы было, если б люди были как домашние животные для других существ». И ты ее так и воспринимаешь. На земле стали жить инопланетные существа, крупные, раза в два выше человека, зеленые, головы покрыты чешуйками. Все зовут их просто спонсорами. Людей же они не принимали за разумных и себеподобных существ, зато держали их дома в качестве зверушки, любимца. Да, смешно, что люди ходили голыми и спали на коврике у кровати, точно собачки. Смешно, что им надевали намордники, ведь они могу укусить. Их кормили, ласкали и наказывали за непослушание, как песиков.

А потом становится не смешно, когда понимаешь, что люди-то те же самые, как мы с вами. Что они по сути не глупее, не деградировали еще настолько (не успели бы), просто их с самого рождения программируют на такое поведение. Спонсоры постоянно вдалбливают мысль, что они спасители людей, что пришли и спасли наш мир от разрушений, от войн, ядерных ударов и безжалостного истребления природы. Что они поддерживают нужную численность существ, дабы избежать перенаселения. Что они все делают ради блага людей, ведь сами люди несмышленные. И каждый человек-любимец верит этому, его все устраивает — спокойно, в тепле, накормлен, ни о чем не надо думать.

«Никому не нужна правда. Всем нужна еда.»

Тимофей думал точно так же, живя всю жизнь у спонсоров, сытно ел, гулял с хозяйкой, получал даже свою порцию любви и думал, что все хорошо. Пока однажды по стечению обстоятельств не попал за пределы этой пасторальной картины. Там, оказывается, тоже живут люди, только вот им и одеваться разрешено, и оружием пользоваться, и работать приходится. Все это, к слову, с разрешения спонсоров — не самим же им горбатиться или управлять массой глупых людей. Тут-то Тим и задумался, а так ли уж правы спонсоры в том, что творят только добро, так ли уж чисты их помыслы?

А ведь и в нашей жизни так же. Пусть у нас нет хозяев-инопланетян, но зачастую другие, вышестоящие люди поступают точно так же, насаждая нам нужные им мысли. И ты ни о чем не переживаешь. А чего переживать, если тебе и так спокойной живется?

Оценка : 9
«Подземелье ведьм»
–  [ 10 ]  +

lubar, 01 марта 2020 г. в 22:06

Интересная повесть. Наверное на неё отзыв написать проще, чем на Посёлок, который был у меня в той же книге. Это произведение всё-таки существенно проще и количеством героев и по сложности ситуации. И воспринимается как ответ на “Трудно быть Богом” Стругацких. Но произведение намного более жизнеутверждающее.

Я не читал первую повесть про Андрея Брюса. Возможно, поэтому я не могу понять сразу, что за герой спустился на странную планету и сразу смог и переговоры возглавить и вождём без племени стать и лучше ориентироваться на планете, чем давно работавшие на неё люди.

Как во многих Булычёвских книгах, тут есть загадка. Хотя есть в ней немного сам придумал — сам опроверг. Во-первых нам предлагают удивительную модель развития жизни на любой планете. Оказывается мало того, что везде одинаковый набор хромосом, как это утверждалось в книге “Посёлок”, так ещё и вся эволюция на планетах должна идти одинаково от простейших через трилобитов к динозаврам, которые обязаны вымереть к появлению млекопитающих. А то что на планете все виды оказались вместе выдаётся за странную аномалию.

Планета на которую. попал Андрей обитаема. Люди её населяющие весьма разумны, а вот исследователи получается не очень. Они почему-то решили, что туземцы примитивны и глупы и им не понять, что пришельцы от них отличаются и тем более туземцы не рискнут напасть на более сильный клан Стальной птицы.

В дальнейшем читателю быстро становится понятно, что на планете есть следы ещё одной цивилизации, возможно даже более сильной чем земляни.

Большая часть приключений — это путешествие Адрея вместе с дочкой вождя исчезающего племени Белогурочкой. Белогурчку Булычёву удалось нарисовать очень интересно она и уверенная красивая дочь вождя и слабая девушка и злая маленькая некрасивая степнячка. Интересна получилась модель построения слов в разговоре Белогурочки, делающий её речь узнаваемой.

Повесть написана в большом уважение к туземцам и их лидеру Охтин Хашу. Хотя они не знают понятной нам морали, не понимают, что нельзя брать чужое, убивают, когда вроде можно не убивать. Но они умные, хитрые и сильные.

В тоже время обе высокие цивилизации показаны достаточно слабыми, ведущими себя неразумно и халатно.

Интересно показаны столкновения разных представлений о добре и зле между высшими цивилизациями и местными степняками.

С точки зрения логики развязка получилась немного натянутая. Зачем строились бетонные дороги осталось не ясно. А вот романтическая часть концовки получилась очень удачная, для меня это как бы замена трагической концовки из “Трудно быть богом”.

Какую оценку поставить не знаю. По сравнению с “Посёлком” или “”Трудно быть богом” конечно проще и слабее, но повесть вполне цельная, читать интересно и как минимум Андрей и Белогурочкой вызывают и симпатию и сочувствие и герои обладают сложными характерами. Наверное 8.

Оценка : 8
«Шум за стеной»
–  [ 10 ]  +

Joul Harristar, 19 февраля 2020 г. в 21:38

Наверное я все-таки в душе больше капиталист, чем социалист. Поэтому после финала рассказа, когда наверное преобладающее число советских граждан трижды прокричало бы «ура», я испытал некоторое смущение и обиду за Петра Петровича.

Нет, не подумайте, мне не жалко моря для детей — я будущий детский психолог и немножко педиатр. Просто мне кажется, что какие бы добрые замыслы у тебя в голове ни рождались, нельзя делать их исподтишка, за спиной у человека, который тебе доверился. К тому же, я почти уверен, что сядь Елизавета Ивановна вместе с владельцем моря за стол переговоров, да рассуди еще раз хорошо, с доводами и эмоциями — растаяла бы душа Петра Петровича и сам бы он впустил к себе всех детей в квартиру, наплевав на осторожность. Потому что человеку нужен человек, и все мы от природы стремимся совершать хорошие поступки. А так бабушка поступила как «сознательный гражданин» и скорее всего потеряла доверие и любовь человека, который подарил ей целое море.

Не знаю, какую мораль хотел заложить в это произведение Кир Булычев. Возможно в его замыслы как раз и входило развитие критического мышления советского читателя, но что-то мне подсказывает, что это не так.

Оценка : 6
«Связи личного характера»
–  [ 10 ]  +

amak2508, 17 августа 2019 г. в 10:40

Один из первых рассказов Гуслярского цикла, написанный в то прекрасное время, когда уважаемый Игорь Всеволодович ещё не гнался за количеством написанного в ущерб его качеству. Вещица совершенно простенькая, где-то на уровне побасенки или даже анекдота, но читается при этом с большим удовольствием. Правда выезжает она исключительно на лёгкости пера автора и простеньком, но обильно разбросанном по всему тексту юморе, спровоцированным отношением обыденно-бытового (жильцы дома, во дворе которого происходит действие) к фантастическому (пришельцы из космоса). Ну и за счёт своей краткости, естественно — был бы рассказ хоть чуть подлиннее, получилось бы явно хуже.

Кстати, юмор-то в произведении простенький-простенький, а некоторые места в тексте почему-то врезаются в память на всю жизнь. Кто, например, не помнит вот этот диалог:

                            «- Крупные они, пришельцы?» — спросил Василь Василич

                              — Нет, не крупные, с третьеклассника.

                              — Я так и думал — сказал Василь Василич — откуда им крупными быть.»

Оценка : 7
«Марсианское зелье»
–  [ 10 ]  +

amak2508, 17 июня 2019 г. в 08:59

Отзыв на первый вариант повести (1971 года), который нравится гораздо больше.

Одно из тех произведений, за которые мы и любим Булычева. Не секрет, что у Игоря Всеволодовича есть множество вещиц проходных, торопливо написанных, непродуманных, частью совершенно наивных, а частью с явными нелепостями и ляпами. Но есть и множество других произведений, хоть и простеньких (простота — сестра таланта?), но добротно написанных, увлекательных и весёлых. Вот именно к этой последней группе и относится повесть «Марсианское зелье».

Её фантастическая составляющая новизной отнюдь не блещет — омоложение группы людей с помощью чудодейственного элексира, да и сюжет предельно прост, но читается вещица с большим удовольствием. Причин этому много — здесь и всегдашняя лёгкость пера автора, и давно и хорошо знакомые персонажи, и неплохой юмор, и какая-то необычная доброта и уютность повествования (в отличии от второго варианта). Шуток, конечно не так много, как хотелось бы, но улыбнуться, надо признать, они время от времени заставляют.

Порадует читателя и нестандартное отношение героев повести к результатам омоложения — удивительно, но не все они оказываются рады превращению в молодых, полных сил и здоровья, людей. И вот это вот точно самое фантастичное, что есть в книге. Впрочем, возможно, понять это получается только с возрастом :).

Оценка : 8
«Последняя война»
–  [ 10 ]  +

dimon1979, 01 марта 2019 г. в 17:22

«Последняя война» — роман-предупреждение, необратимость последней войны и её последствия для планеты. На далёкой планете, под названием Синяя, произошёл ядерный конфликт. Погибли все жители, уничтожена экосфера, планета умерла на долгие десятилетия. Павлыш с командой Галактического центра направляется туда для поиска информации о случившемся.

Автор даёт возможность начать всё заново, второй шанс для планеты возможен, благодаря аппарату оживляющему после смерти. Казалось бы, вполне реально используя чудо-технику, найти погибших учёных, врачей, творческую элиту, людей не запятнанных в войне и построить планету заново. К сожалению, все ожившие обладают теми же привычками и памятью, которая сильнее даже страха умереть вновь. Разделение на касты, в которых низшие беспрекословно подчиняются страшим, останется на генетическом уровне. Выросло поколение рабов, не умеющих самостоятельно думать и принимать решения, живущих от подачки до подачки, по сути, на уровне домашних животных.

Это не исправить никакой чудо-машине, это инстинкт, даже угроза повторения кошмара и новой войне атомов, всё равно некоторые бессловесно принимают свою участь. Автор максимально возможно, особенно в то время, когда цензура была тотальной, старается донести до читателей свои мысли. Нет вариантов, что если война случится, кому-то удастся отсидеться в бункере под землёй и остаться властелином мира. Проиграют все, без исключения. Необходимо всеми способами избегать конфликтов, только это может спасти цивилизацию.

Не знаю почему, но у меня самые близкие ассоциации прочитанное вызывает с книгами Гарри Гаррисона, который также был противником всяких войн и конфликтов.

Это очень сильный роман, обязательный к прочтению и сегодня, когда актуальность подобных произведений не только не падает, а наоборот возрастает, к сожалению.

Оценка : 9
«Половина жизни»
–  [ 10 ]  +

mr_logika, 11 ноября 2018 г. в 00:01

Жители Земли иногда пропадают бесследно. Булычев прослеживает в повести «Половина жизни» предполагаемую судьбу одного из таких пропавших — женщины, которую унёс навсегда неведомый похититель чуть ли не из постели любимого мужчины. Это несравнимо хуже, страшнее, чем описанные Пушкиным в «Руслане и Людмиле» разногласия между витязем и злым волшебником. Пути назад нет, и вторая половина жизни Надежды Матвеевны Сидоровой это драма космического, без преувеличения, масштаба. Автору удалось создать один из лучших женских образов русской литературы, не говоря уже о литературе фантастической, где ничего подобного даже и близко не находится. И это понятно, героиня повести взята автором из повседневной реальности, и вокруг одной из русских женщин, похожей на тех, воспетых Некрасовым, просто возведены фантастические декорации. Думаю, не просто так Автор почти демонстративно пренебрегает законами теории относительности, и соглашаюсь с ним в этом — здесь космология на десятом плане за одним исключением. При наличии массы неоспоримых достоинств (а повесть ещё и хорошо написана, что многими здесь отмечено; особенно достоверны письма Надежды, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на читателя) в повести присутствует один момент, который можно было бы объяснить, если бы это был перевод, где подобные ляпы не редкость, но здесь, при всей почти безупречности остального текста...написано следующее: «... они знали — корабль, найденный ими, шёл не от Солнца. По крайней мере, много лет он приближался к нему. А перед этим должен был удаляться.» Откуда знали? Видимо из расчёта траектории, хотя то, что должен был удаляться, никакой расчёт узнать не позволит. Такое движение корабля относительно Солнца возможно, если предположить, что корабль летит по галактоцентрической орбите в направлении противоположном движению Солнечной системы. Удалялся, облетел почти всю Галактику (!) и теперь идёт на сближение. Но тогда история Надежды — полный бред. Следовательно, как ни крути, а процитированное означает, что курс корабля не так уж давно был изменён на обратный. Из этого следует, что Автор планировал что-то похожее на произошедшее в повести АБС «Извне», где захваченного человека, разобравшись, вернули на Землю. Планировал, но от замысла этого отказался, а следы в тексте замести забыл. И хотя ошибка не критична и всю повесть не зачёркивает, но минус напрашивается жирный; как-то не получается у меня проходить мимо подобных казусов (см., например, отзывы на Р. Янга «У шатров Кидарских» и на К. Саймака «Грот танцующих оленей»), не обращая на них внимания.

Читать эту повесть, конечно, есть смысл, и мне хотелось бы надеяться, что кто-нибудь предложит другую, непротиворечивую, схему полёта корабля-зоопарка.

Оценка : 9
«Летнее утро»
–  [ 10 ]  +

Тиань, 30 сентября 2018 г. в 17:42

Удивительно яркий рассказ с неоднозначным финалом.

Описание летнего утра завораживает. Пробуждение дня описано так красочно и тонко, что ничуть не удивляет желание героя поехать за город — кому угодно захотелось бы на природу, когда выходной и мир такой живой и расцветающий. Не удивляет и мимолетность интереса к симпатичной девушке — не в ней сейчас дело, сейчас герой переживает нечто особенное, ему принадлежит это утро и все замечательные места, которые он успеет посетить. Спонтанное путешествие получилось чудным.

А финал, с одной стороны, разочаровал. Как будто сказку на дымный паровоз загрузили. С другой же, такие возможности открываются... Но всё равно утра жаль. Его принесли в жертву будущим эмпатоскопам.

Оценка : 9
«Алиса и крестоносцы»
–  [ 10 ]  +

tolstyi1010, 16 августа 2018 г. в 08:20

После звонка Громозеки Алиса выезжает к нему на раскопки к разрушенному замку недалеко от Иерусалима. Там знаменитый космический археолог показывает Алисе фотографии, на которых запечатлена она. Но все дело в том, что фотографии сделаны в двенадцатом веке. Алиса вместе с научным сотрудником Института времени Ричардом и археологическим роботом отправляются в 1190 год.

Есть произведения Кира Булычева о Алисе которые в детстве мне безумно нравились, а есть которые в детстве меня разочаровывали. И что удивительно на данный момент ничего не изменилось. Как нравились мне «Путешествие Алисы» и «Конец Атлантиды» так нравятся и сейчас. Как бесили меня «Алиса и чудовище» и «Алиса и крестоносцы» так бесят и сейчас.

В чем главная проблема цикла о Алисе? Тут не чувствуется единой вселенной, как например в «Гарри Поттер» или «Хроники Нарнии». Сначала Алиса отправляется в Эпоху Легенд через Заповедник Сказок, а затем, забывая про предыдущие приключения, Алиса отправляется через Институт Времени. Или упоминается, что излечены все болезни, кроме простуды и отменены деньги, а затем покупаются билеты на футбол и Алиса пьет таблетку от простуды. И таких мелочей много, которые мешают погрузиться полностью в фантастический мир будущего, и чем больше книг прочитано, тем больше разочарований.

Теперь насчет данного произведения, завязка которого напоминает вышедшие ранее «День рождения Алисы» и «Лиловый шар». Громозека проводит раскопки, обнаруживает, что-то интересное и вот Алиса уже отправляется в прошлое, будто она одна такая во всей вселенной. У Института времени есть подготовленные люди, спасательная служба, а в прошлое всегда отправляется Алиса. Также при каждом путешествии Алисы в прошлое происходит масса изменений в этом самом прошлом, которые ну никак не влияют на будущее. И почему у «ричардоискателя» радиус действия 1 километр, а он показывает нахождение Ричарда за 4 километра 760 метров. И как Елена Сергеевна могла спасти Мириам, находясь на таком расстоянии от нее. И кстати по поводу самой Мириам. Немного из истории. При нападении Рено де Шатильона в караване не было племянницы Салах ад-Дина, только его сестра. И Рено де Шатильон погиб 04 июля 1187 года после битвы при Хаттине (его жена Констанция, княгиня Антиохии погибла в 1163 году), а действие книги происходит в 1190 году. И таких мелких косяков опять же много.

Как это часто бывает в любом цикле начало хорошее, а последующие книги писались, чтобы были (в том числе и деньги).

Оценка : 6
«Город без памяти»
–  [ 10 ]  +

Graf., 08 июля 2018 г. в 03:20

Довольно сильная повесть, в ней автор почти не даёт скучать, т.к. имеется много действия и драматических событий, которые делают повесть одной из лучших в цикле.

Согласен, что в дальнейшем должно было быть окончание, т.к. Булычёв в конце повести упоминал, что:

цитата: «Алиса снова попала на Крину только через шесть лет, уже студенткой. В Городе она встретила многих знакомых.

Ручеёк стал строителем. Они с Белкой жили у самого моря, а их дети – мальчик и девочка – научились плавать раньше, чем ходить. Бывший мудрец Кошмар, который теперь получает пенсию и умеет читать, с утра уходит на пляж, следит за малышами в подзорную трубу и кричит пронзительным голосом:

— Вернитесь! Я вас почти не вижу!

Иногда к нему присоединяется бывший предатель пигмей Вери-Мери. Он держит лавочку на базаре, торгует дарами леса и клянется, что ровным счётом ничего не помнит о своём тёмном прошлом.

Афродита открыла модный салон «Московский стиль», она сама шьёт, а все деньги, что зарабатывает, тратит на коллекцию кукол.

Старые атланты Мастер и Посейдон живы и до сих пор работают. Лекарство от беспамятства, которое привезли с Земли Алиса и Гай-до, позволило атлантам вспомнить всё, чему они научились за долгую жизнь. Так что теперь их опыт очень пригодился на Крине.

Когда Алиса отправилась в лес изучать диких животных, с ней полетела туда Речка. Она живёт в Убежище, работает на станции по изучению леса, директор которой – профессор Хруст. В лесу Алиса встретила братьев Кротов. Они – лесные объездчики. Единороги к ним вернулись.

В лесу Алисе пришлось пережить много приключений.

Но это уже совсем другая история.».

Следовательно, должно быть продолжение, но в списке цикла про Алису не нашёл, даже отдалённо, ничего похожего. Смею предположить, что Булычёв так и не написал продолжения, но если я ошибаюсь, прошу ознакомившимся со всеми произведениями цикла, подсказать название продолжения.

Оценка : 8
«Ржавый фельдмаршал»
–  [ 10 ]  +

AlisterOrm, 31 марта 2018 г. в 22:30

Быть может, не лучшая повесть в серии, но, пожалуй, она берёт именно своей необычностью. Или, ещё точнее, неоднозначностью трактовки, которую, быть может, автор и не собирался вплетать в повесть, но которая прозрачно читается.

С одного взгляда, роботы — ошмётки прошлого, осколки мира воин и жутких потрясений. Недоверие, воинственность, паранойя — всё это свойственно сознанию человека войны, он без этого не способен жить, без наступлений, разрушений... и воинской этикой, часто принимающей самые абсурдные формы.

С другой стороны... Несчастные и всеми брошенные роботы, легко отправленные на переплавку, пытаются воплотить в жизнь хотя бы то, для чего они созданы. Они обладают некоторой степенью самосознания, и не столько страшны, сколько нелепы и жалки. Само их существование на этом острове — сплошная случайность, вызванная к жизни нелепой безответственностью жителей этого коммунистического мира. Даже старик-киноробот и тот, скорее всего, после окончания съёмок будет отправлен твёрдой рукой на переплавку, безо всяких забот...

Так что... занятная повесть.

Оценка : 8
«Фотография пришельца»
–  [ 10 ]  +

lammik, 11 марта 2018 г. в 15:49

Маша, инициативная советская девочка, как-то решила, что детская площадка в их дворе заметно отстала от жизни, и что её нужно облагородить глобусом Луны и космической ракетой. Под этот проект она привлекла ухажёра своей сестры Дарьи Петечку — корреспондента газеты и просто хорошего человека. Тот вспомнил, что недалеко в лесу лежит металлическая конструкция, которую при известном старании можно приспособить для постройки той самой ракеты. Не так давно в подъезде у Маши поселился новый житель — Ричард, проявляющий странный интерес к строительству усовершенствованной площадки. И имя-то у него странное, не наше, прямо скажем, имя...

Сюжетно рассказ довольно прост, хоть Ричард оказался не совсем тем, кем казался. И вместо бластера носит с собой курительную трубку. Надеюсь, что к тому времени курение всё же исчезнет как занятие в принципе. Мария — тот ещё психолог, ловко манипулирует окружающими, начиная со своей сестры и заканчивая другом Димой. Понравилась фраза типа «от мужчин нужно требовать быстрых действий, иначе они успевают придумать причину ничего не делать».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень подозреваю, что Ричард — это Ричард Темпест, директор Московского Института времени, известный нам по циклу про Алису Селезнёву.

Оценка : 7
«Спасите Галю!»
–  [ 10 ]  +

lammik, 20 февраля 2018 г. в 15:31

Старшеклассников привели на экскурсию на Предприятие, рядом с которым расположена загадочная зона. В зоне этой по слухам есть Озеро Желаний и вот девочка Галя сбегает в надежде разыскать это озеро. На поиски отряжают трёх человек — работягу и сталкера по совместительству Жору, технолога Щукина и вахтёра Лукьяныча.

Рассказ начинался предсказуемо и скучно — зона, сталкеры, чудеса и ужасы. А потом произошёл он — финальный финт. Это было как будто в комнате включили свет или камеру навели на резкость — всё стало ясно, красота задумки очевидна. И вот это вот умение удивить в конце и отличает настоящего мастера рассказа, которым, безусловно, и был Кир Булычев.

Оценка : 8

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх