Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Городское фентези «по-дамски», или Пиявка страха против лондонского убийцы
Кассандра Лидделл – одна из лучших профайлеров ФБР, способная за пару дней составить психологический портрет самого неуловимого душегуба. Именно ей поручают съездить в Лондон, где объявился жестокий серийный убийца – подражатель пресловутого Джека Потрошителя.
Дело непростое, окутанное странностями, переполненное загадочными образцами ДНК, таинственными надписями на телах жертв и записками от злодея. Вдобавок Кассандра встречается со странным притягательным мужчиной, утверждающим, что в преступлениях повинен не человек.
А фейри. Да и сама Лидделл, по его словам, не полностью принадлежит к людскому роду.
Городского фентези (в том числе с участием фейри) различные авторы подарили нам немало.
Майк Омер, он же Алекс Риверс – израильский автор, более всего известный романами о криминальных психологах, решил совместить своих излюбленных профайлеров с фейри, подав историю в специфично женском ключе. Вышло спорно.
Дамское фентези, пускай с криминальным уклоном, оказывается, специфическая штука.
В фаворе у Омера (невзирая на его мужеский пол) твердая и продолжительная романтическая линия. Как полагается, вокруг героини вьются двое прекрасных мужчин: высоких, широкоплечих, сильных, уверенных, харизматичных. Не обойдется без сексуальных сцен (происходящих исключительно в воображении), ну этих помните: «Ее грудь напряглась от желанья, соски отвердели». Протагонистка регулярно чувствует влечение, при прикосновении к коже одного из «прекрасных мужчин» (будем честными, есть отчего: перед нами инкуб на минималках) ее постоянно пробивает электрический разряд, почти в каждой главе девица поддается эротическим фантазиям. Текст написан от первого лица и переполнен рефлексиями, ощущениями, обрывками видений, воспоминаний, чувственных мыслей.
Вы не поверите, но при всем этом обилии романтики Кассандра еще и работать успевает! Ну, точнее как работать, расследованием в классическом понимании в ее работе и не пахнет. Но за источниками информации Касс бегает упорно. Благо, главнейшим из них является как раз «прекрасный мужчина», запустивший сюжетообразующую цепочку событий.
Роман не чурается стандартных фишек фейри, типа неприятия железа, изо всех сил стараясь козырнуть хоть чем-то не столь затасканным. Получается слабо.
У Омера помимо фейри (просто так, безо всяких разделений на Зиму, Лето, Благих, Неблагих) существуют еще пикси. Это полукровки, плоды союза фейри и людских дам, некогда живущие бок о бок с фейри, но позднее изгнанные из потаенного королевства, или низведенные до уровня рабов. Пикси отличаются излишней эмоциональностью, являясь лакомым блюдом для фейри, с удовольствием питающихся эмоциями. Между прочим, фейри поголовно — махровые абьюзеры и оглашенные самцы, держащие своих барышень в черном теле. Жуть какая.
А вот магию отражений, адептом которой оказывается главгероиня, можно отметить почти без иронии. Волшебство, позволяющее творить с отражениями, что левая нога пожелает. А главное – перемещаться из отражения в отражение. Причем, независимо от того, в каком мире – людском, или волшебном, это самое отражение находится.
Но это не единственная магспособность, открывающаяся у протагонистки. Она у нас оказывается натуральной Пожирательницей страха (как своего, так и чужого). Страха мобилизующего, обостряющего чувства, придающего девице без малого сверхспособности.
Но что это мы все о магии. Колдовство выходит на первый план далеко не сразу, а уж вера в него появляется у героини и вовсе после экватора романа.
До этого перед нами бравый агент ФБР, отличник боевой и политической подготовки, боевая машина сама в себе. Наблюдательная, неглупая, хорошо делающая выводы. Девушка, пережившая в детстве жуткую трагедию. Не чуждая феминистичных ноток. Испытывающая проблемы с доверием. Задумывающаяся над фразой, что «все судебные психологи – наркоманы, подсевшие на травмы». Недавно расставшаяся с парнем, гуляющим налево. Местами крутой силовик, местами девочка-девочка, способная поддаться панике и эмоциям.
Мужские персонажи, невзирая на свою сексуальность, и кинематографическую внешность (парней ниже 1,9 и размахом плечей в метр, на пути Кассандры не попадается), вышли более блеклыми, чем Касс.
Представитель волшебного мира, чувственный и опасный гигант, властный, чертовски сексуальный мачо. Который, как выясниться позднее, все же не настолько картонно-шаблонен, как кажется после первой половины книги.
Лондонский коп — смуглая кинозвезда, широкоплечий, высокий, со степенью по истории, аналитическим умом и любовью к поэзии. Еще и еврей.
Над британским особенностями, как-то педантизмом, занудством сынов Туманного Альбиона, их фанатичной приверженностью докучливым правилам (немцы нервно курят в углу), автор постебется с большим удовольствием. Как и над обилием пьяных на улицах.
Имеется чуток лондонских фишек, выражающихся в обыгрывании говорящих названий, и визите к
Лондонскому камню. Однако в этом аспекте Омер разгромно проигрывает тому же Аарановичу.
Вменяема интрига с личностью главзлодея (спойлер – это не просто Вася с улицы). Хотя если присмотреться – кандидатов «не сады» (помним основной закон детектива).
Текст суховат, невзирая на обилие эмоций, отчасти схематичен, вместо надоедливых душевных и эротических терзаний героини, лучше было бы поболе раскрыть королевство фейри. Майк пожадничал, возможно, в расчете не продолжения, которых на английском уже три штуки (правда, последнее датировано 2017). Вот только не факт, что читатель захочет тратить на них время.
Эрго. Женская версия городского фентези с криминальным уклоном. Аж никак не шедевр.
Луиджи Музолино автор весьма причудливый. Однако, назвать его фантазию необычной значит просто прибегнуть к расхожему клише. Фантазия любого настоящего писателя необычна уже по определению, неважно, фантаст он или реалист. Нет, к Музолино следует подступаться иначе.
Про Луиджи Музолино правильнее будет сказать, что он владеет довольно редким даром видеть оборотную сторону вещей. Обычному человеку попасть на ту сторону почти нереально, но когда это все же случается, добра не жди. Это даже не пропасть. На первый взгляд то, что открывается глазам более всего похоже на огромную груду разнородного мусора. То, что она, оказывается живая, понимаешь уже со второго взгляда, когда она тянется к тебе тем, что заменяет ей конечности. И пожирать. Тем, что заменяет рот. Точнее рты. Которых много. Пожирать иногда буквально, иногда метафорически. Или даже метафизически. Выбирайте любой вариант. У Музолино представлены все.
Ртом этому странному чудищу, другой стороне, может служить что угодно. Да и путей на ту сторону великое множество. У каждого персонажа он свой, единственный и неповторимый.
Сборник «Уиронда» состоит из десяти рассказов и чем-то напоминает легендарные «Книги Крови». Напоминает скорее по структуре и общему настрою, нежели по стилистике. Это первое из поверхностных и очевидных сходств. Однако есть и другие, более глубинные и гораздо менее очевидные, о которых будет сказано ниже.
Первый рассказ сборника «Остров и Бездна» повествует о пятерых туристах, из-за аварии самолета попавших на крохотный островок посреди Индийского океана. Туристы, как водится, надеются, что их спасут. Но у Острова на этот счет имеются совсем иные соображения. Несмотря на предсказуемость финала «Остров и Бездна» радует причудливыми грезами и миражами, проникающими в сны пленников маленького клочка суши и не дающими им слишком долго терзаться неоправданными надеждами. Есть в этом какое-то потустороннее милосердие – не мучить случайных бедолаг долгой робинзонадой, а позволить им расслабиться и даже получить некоторое скоротечное удовольствие прежде, чем свершится неизбежное.
«Молочная кислота» о незадачливом любителе бега, который изменив привычному маршруту, попадает в обманчиво знакомые места, где ему придется хорошенько побегать, чтоб найти дорогу назад. Это очень наглядное описание той самой оборотной стороны, запутанной и безвыходной. И попасть туда определенно легче, чем вернуться обратно.
«Ночь в ночи» краткий эпизод в больнице, где дежурящему у постели неизлечимо больной подруги является очень зловещий персонаж, заставляющий его по-настоящему испугаться и иначе взглянуть на значение искусственного света. Да и образ потусторонней сущности очень выразителен и леденит душу. Роль оборотной стороны здесь играет темнота, внезапная и всепоглощающая. А роль смерти – сама смерть.
«Ньямби (переход)» о злоключениях африканских мигрантов, свидетелями которых становятся двое журналистов. После того, как очередное судно с африканскими беженцами затонуло, оставшиеся в живых столкнулись с чем-то, что раньше жило только в их преданиях. На это что-то они и приглашают посмотреть журналистов, обещая настоящую сенсацию. И журналисты убеждаются, что их не обманули. Наиболее впечатляют здесь финал и безумный образ из сна главного героя, возникающий в середине рассказа. Второй претендует на звание самого запоминающегося из кошмаров сборника.
«Черные холмы истязаний» сюрреалистический рассказ о мести непонятого юного художника маленькому городку, где он рос и подвергался травле. Здесь окруженная взявшимися ниоткуда черными горами крошечная община вырождается и деградирует. Впрочем, есть там житель, который может спасти город. Вот только шанс очень призрачный. Интрига сохраняется до конца рассказа и даже дольше.
«Уиронда» рассказывает о легенде дальнобойщиков, затерянном городе, который почти никто не видел. Все о нем только слышали. Эрмес, которого бросила жена, вынужден колесить днями и ночами, чтобы оплачивать алименты и судебные расходы. Жизнь Эрмеса все хуже и хуже, здоровье подводит, горестные воспоминания о жене и сыне не дают покоя. И только Уиронда с каждым днем все ближе. Возможно, именно там он обретет утраченное счастье. Еще одна оборотная сторона, где все совсем не так, как в реальности. Вернее почти так же, только гораздо чудовищней и гротескней.
«Муравьи» психологический хоррор о кризисе среднего возраста вписанный в мистическую историю о насекомых, которых не стоит обижать, потому что они могут очень изобретательно отомстить. Сюжет "Муравьев" внешне незамысловат, но обладает немалым внутренним напряжением, буквально разрывающим на части. Финал слегка предсказуем, но хуже от этого рассказ не становится. Напротив, можно как следует посмаковать неминуемый кошмар.
«Шаткое положение» еще один экзистенциальный кошмар о мужчине средних лет. Но на сей раз герой попадает не в жизненный тупик, как прочие персонажи Музолино, а получает шанс продвинуться по карьерной лестнице. Но тут возникает одно маленькое, но очень странное «но», которое все перечеркивает и обессмысливает. Или если точнее, наполняет происходящее новым, иным смыслом.
«3,5 этаж лестницы D» еще один вариант истории об обратной стороне обыденности. Двум мальчишкам открывается параллельная реальность их дома, спрятанная между лестничными пролетами. Эта реальность чудовищно извращена и превосходит любые, самые дикие фантазии. Постепенно диковинное Заподъездье затягивает друзей все сильнее, и страх быть поглощенным им растет. По-своему трогательный, мальчишеский хоррор о детях, познающих всю горечь и странность двух миров – реального и потустороннего. Финал, как часто бывает у Музолино, норовит преподнести нежданный сюрприз.
«В трещинах» последний и самый грандиозный рассказ сборника. Здесь одинокий старик узнает о древней истории района, где прожил всю жизнь, от могущественных подземных божеств. Божества очень голодны, а пожилой мужчина страдает от деменции и плохо отличает реальность от видений. Впрочем, реальность тут настолько потусторонняя, что ее безумную идиллию не поколеблет никакой ненадежный рассказчик. Здесь оборотная сторона настолько явна, что сомневаться приходится скорее в существовании обычного мира. «В трещинах» поглощает и завораживает читателя, заставляя вспомнить лучшие образчики сверхъественного ужаса. И прежде всего Клайва Баркера. Ох уж эти сходства… Кроме того, рассказ служит прологом ко второму сборнику Музолино. К «Другой темноте», с которой он связан особым образом.
И снова о сходствах, ибо тема эта важна, особенно когда речь об авторах ужасов. Кто же там из них на кого походит, кто кем беззастенчиво вдохновлялся всегда остается острым вопросом, который не обойдет вниманием ни один уважающий себя рецензент. Как уже было сказано, сходство с Баркером здесь имеется, но оно скорее поверхностно. Лиготти, также упомянутый одним из иностранных рецензентов вообще рядом не валялся. Это другое. Совсем.
Если же всерьез искать параллели с известными авторами, то довольно близок по духу и стилистике к Луиджи Музолино окажется Брайан Эвенсон с рассказами из сборника «Павшие кони». Ну и отчасти Нейтан Баллингруд с «Землей монстров». Второй похож гораздо меньше, но по касательной местами тоже чувствительно задевает.
«Другая темнота» являет собой еще более глубокий и впечатляющий образец странного сверхъестественного хоррора, выходящего далеко за грань безумия и обретающего бесконечные новые измерения, которые в «Уиронде» только наметились. В другой темноте Музолино развернулся в полную писательскую силу и производит таких чудовищ и фантомов, на которые предыдущий сборник разве что загадочно намекал.
Первый рассказ сборника, «Как собаки» повествует о мальчике, выросшем на ферме и отчаянно мечтавшим стать настоящим поэтом. Мечтам не суждено было сбыться из-за злой воли садиста-отца, избивавшего мальчишку и его собаку. Однако, месть, как известно, блюдо подающееся холодным и сроков давности для нее нет. Но рассказ, в сущности, совсем не о том, а больше о надежде, боли и тоске по недостижимому. Наименее странный и наиболее близкий к классической, «правильной» прозе рассказ. Поэтому он и идет первым. Хотя отдельные нотки безумия звучат и здесь. Но очень призрачно.
«Куда деваются зажигалки» одна из нескольких миниатюр-интерлюдий на две-три странички, которых в сборнике несколько штук. Они не то чтобы страшные, просто дополняют общую картину. Для ответа на заглавный вопрос рассказа забраться придется довольно глубоко.
«Копия» отличный пример рассказа о доппельгангере, зловещем двойнике, который позволяет себе то, о чем оригинал может только мечтать. Много ужаса, жестокости и боли. Живым не уйдет никто.
«Противнус» микро-интерлюдия на полстранички. Рассказывает, как сделать Противнуса и чем это чревато.
«Озеро без будущего» про вояж двух друзей на природу, где они встретились с необъяснимыми парадоксами мира. Время, смерть, жизнь, иная реальность и так далее. В «Озере без будущего» автор прибегает к приему ненадежного рассказчика, но не с целью придать происходящему двусмысленность, как это обычно делается, а для демонстрации зыбкости и относительности самой реальности. Это один из коронных номеров Луиджи Музолино и исполняет он его очень на ура.
«Двухъярусная кровать» лучшая из мини-интерлюдий сборника. Финал этого крохотного рассказа разит наповал своей непредсказуемостью. В общем, есть два брата, спящих на двухъярусной кровати. Старший очень любит пугать младшего. Но это далеко не все, что нужно о них знать…
«Лес, развилки» история о поездке двух супругов в Румынию. Там дешевле вставлять зубные импланты. А еще там красивые места и очень таинственные леса, куда так и тянет случайных туристов. По законам жанра ничем хорошим такие поездки не кончаются. Но туристы плевать хотели на законы жанра и это тоже закон жанра. Будет много жуткого и странного. А также временных и прочих парадоксов. А потом фантасмагорический финал. Пристегните ремни и наслаждайтесь.
«Послание» еще одна интерлюдия на три страницы. Двойник Энрико Бедолиса обращается к нему из Зазеркалья. Вообще, ничего лишнего в сборнике нет, и эти крохотные перебивки между основными рассказами недооценивать нельзя. Каждая из них важна. Из маленьких частей складывается большое безумие.
«Последняя коробка» о том, как исчезнуть из мира, не оставив никаких следов. Способ непростой, но гарантия стопроцентная. Как выражаются в некоторых кругах – эта темка точно выгорит.
«Галенскап» расскажет, как правильно собрать тумбочку из ИКЕИ. По-настоящему правильно, чтобы остаться удовлетворенным результатом.
«Скала – их дом» о путешествии девушки-фотографа в заброшенную деревню, где есть свои страшные легенды, которые иногда оживают. Рассказ очень атмосферный, насыщенный тьмой, одиночеством и страхами, с которыми героиня оставлена один на один. Набор приемов используемых автором вполне традиционный, но то, как оживает и наполняется ужасом происходящее достойно восхищения. Сложно, сказать, какой именно из рассказов «Другой темноты» лучший, но этот заслуживает одно из первых мест.
Еще одна кроха на страницу – «Пустующий дом». В мире много пустых домов, но этот лучше не тревожить.
«Пука» это не то, о чем может подумать русскоязычный читатель, это всего лишь маленький плюшевый слоненок, забытый мальчиком в далеком детстве. И вот слоненок вновь нашелся в пыльной старой коробке. И, похоже, не к добру.
«Просто не впускай их» — небольшая абсурдистская зарисовка с условными хоррор-мотивами. О том, что бывает с людьми, отказывающимися смотреть телевизор. И все равно — не смотрите телевизор.
«Тело» еще один образец абсурдистской прозы, но уже в декорациях научной фантастики. Когда избранная часть человечества переселяется с раздираемой конфликтами Земли на Марс, призрак старого человечества не дает им покоя. Абсурд, смешанный с хоррором в равных частях.
«Зачем старики смотрят на стройки» еще одна миниатюра. О том, что стройки скрывают нечто ужасное. Как, впрочем, и старики.
«Другая темнота» о судьбе супругов, чья пятилетняя дочь бесследно исчезает. Долгие поиски не дают никаких результатов. Но однажды мать девочки, спустившись в подвал их дома, находит нечто такое, что может пролить свет на судьбу ребенка. Рассказ имеет классическую рамочную композицию и представляет собой компромисс между излюбленной полуабсурдистской манерой Музолино и психологическим триллером. Соотношение жанров выдерживается на всем протяжении повествования вплоть до финала, который несколько предсказуем, но закономерен. И в самом деле – иначе и быть не могло. В целом стилистика «Другой темноты» напоминает Стивена Кинга периода «Ночных кошмаров».
«…Об Энрико Бедолисе» замыкающая сборник миниатюра. Эпилог, который кое-что объясняет. У Лавкрафта был Абдул Аль Хазред, у Луиджи Музолино – Энрико Бедолис.
Может показаться, что все написанное Луиджи Музолино сплошная мешанина чудовищных биоманифестаций, парадоксов, вечного разложения и становления материи, но это отнюдь не так. Главное у него это хрупкий внутренний мир человеческого Психе, уязвимость и беззащитность души и эфемерность счастья, которое всегда слишком мимолетно и рушится под первым же порывом свирепой стихии жизни.
Вечное разложение, препарированное Луиджи Музолино не вторгается в человеческую жизнь само по себе, вратами ему служат жизненные трагедии обыденные в своей банальности. Чувство обреченности, депрессия и безуспешная борьба с неизбежным присущи всем без исключения его персонажам. Среди героев Музолино нет ни одного фальшивого, они все пугающе живые, как любой человек толпы, как каждый из нас.
Ужас «Другой темноты» это прорыв на ту же самую оборотную сторону что и «Уиронда», но только в несоизмеримо больших масштабах. Здесь безумие обретает иное, превосходное качество и становится тем, вокруг чего крутится всё и вся. Реальность «Другой темноты» зыбка и обманчива и является скорее демо-версией с истекающей сроком годности, нежели чем-то подлинным. Зато кошмар, лезущий из каждой щели такой неподдельный и беспредельный, что в его существовании сомневаться не приходится. Любители странного и страшного, обожающие путаться в чудовищных головоломках, сполна получат то, в чем нуждаются.
Вы не сможете ощутить, каково быть на месте жертвы, если не прочли роман «Расшатанные люди» Наны Рай. Как все авторы психологических триллеров, она умеет препарировать человеческие души. За что стала финалистом молодежной премии от Роскультцентра 2020 года и дважды проходила в финал конкурса "Проект особого значения" в 2022-2023 гг. В своей недавней работе Нана оправдывает статус инженера человеческих душ – и действительно разбирает людей до винтиков, чтобы показать их начинку и… уже не собрать опять.
По иронии судьбы, главная героиня «Расшатанных людей» — психолог. Она лишилась памяти, когда ее ребенок погиб в аварии. В год траура смерть забрала также ее отца. Но женщина справилась: она вычеркнула из головы жуткие образы и живет, получая удовольствие от новой реальности, которую выстроила по кирпичикам. Пока на хрупкий мир не обрушивается новый, более жуткий кошмар. Рядом с жертвой прошлого появился некто, кто старательно возвращает все воспоминания. И плетет сеть из событий, которых, возможно, даже не было.
Из-за катастрофических событий жизнь Юлианы сыплется, будто карточный домик. С каждым разом на нее падает все большая плита, грозя раздавить. Жуткий принцип домино включается с первых же страниц, захватывая нас в воронку растущего вглубь конфликта. Он начинает работать особенно явно, когда женщина открывает дома коробку с фотографиями из прошлого и обнаруживает, что в ее жизни было нечто, о чем она не помнит.
Искушенный читатель заметит параллель с сюжетом из греческой мифологии. История о Пандоре, открывшей амфору с вырвавшимися оттуда бедами – прозрачный намек Рай на то, что она умеет работать с мифологической базой, и потому способна сконструировать крепкий сюжет.
Техничный подход к тексту виден и на примере того, как Нана работает со структурой. От фрагмента к фрагменту писательница использует прием клиф-хангера (крючка), цепляющий аудиторию в конце каждой главы внезапно появившемся вопросом, ответ на который – ключ к решению главной загадки: что сокрыто в травмирующем прошлом психолога. Четко показывая, что свои тайны есть у всех окружающих Юлианы, автор завязывает узлы в каждой сюжетной нити по отдельности – чтобы затем переплести их и усложнить сеть, оставив на всех концах по одной или паре неразрешенных загадок.
В эту сеть легко погрузиться. Благодаря методу изложения «здесь и сейчас», публика особенно глубоко проникает в происходящее и смотрит на события глазами героев – в независимости, от чьего лица идет повествование конкретной главы.
Бывалые писатели знают, что изложение в реальном времени – весьма сложная техника, если градус накала нужно выдерживать долго: она позволяет насыщенно передать настроение рассказа. Но в длинных формах типа романа или повести эффект такого подхода гаснет даже при большой сноровке мастера-писателя. Потому, что выдержать напряжение с постоянно действующим эффектом «здесь и сейчас» трудно. На длинной дистанции либо автор теряет внутреннюю хватку, не сохранив пси-давления, либо читатель, погрузившись в текст максимально глубоко, устает.
Однако в «Расшатанных людях» интенсивная внутренняя динамика нас не грузит. Рай грамотно работает с темпоритмом, сбивая лишний накал событийностью и эмоциональной окраской отдельных сцен. В результате, драматургия не ослабевает и сохраняется связанный с конфликтом саспенс.
Коснувшись жанровой составляющей, нужно иметь в виду, что Нана работает не только с классической темной триадой литературы (триллер, ужас, мистика), но комбинирует их с детективом. Триллером, как уже ясно, историю делает растущая вокруг Юлианы опасность, чей источник сокрыт. Детективный же элемент вступает в силу, когда причина угрозы становится понятной – остается лишь вопрос, где злодей обнаружит себя. Тогда саспенс ослабевает, и напряжение держится уже не на тревоге, а на интриге: нам интересно, выдаст ли маньяк себя в принципе.
К сожалению, психологический портрет маньяка смутный. Прежде всего, не ясен его мотив. Первое время даже кажется, что автору трудно дается проработка отрицательных образов. Но все несколько сложнее. Как было сказано выше, кроме главного антагониста, вокруг женщины вращаются другие «плохие» парни, мотивы у которых присутствуют. Они вполне логичны и не вызывают вопросов. Мотив же главного «злодея», согласно детективной канве, раскрывается лишь в финале, и с немалым числом оговорок. Здесь стоит сделать поправку лишь на то, что маньяк – психопат, чьи ценности отличаются от общечеловеческих. В определенной степени естественно, что при раскрытии его мотивы кажутся не логичными и «высосанными из пальца».
Возможно, такова задумка писательницы. На примере других персонажей видно, что она не раскрывает характеров до конца и не описывает их полностью. Рай словно ставит знак равенства между понятиями «действующих лиц» и «масок», чьи носители — полые болванки с душевным конфликтом внутри, которые вплетены в сеть конфликтов внешних. Мы видим, как фигурки людей пересекаются между собой прямо (в открытом союзе / противостоянии) или косвенно: например, через минувшие события, о которых один из них может даже не помнить. Здесь, действительно, не столь и важно, естественен ли человек в собственных мотивах или двигается по инерции, оказавшись заложником стечения обстоятельств.
Такой подход умалчивания полностью оправдан. Ведь трудности всех героев усиливается, когда мы видим, как они без объяснения уходят в прошлое. Сюжетные линии романа идут вниз, к одной плоскости. Благодаря чему рисунок общей интриги проявляет себя ближе к концу действия, когда серия загадок становится очерченной в одном понятном контуре. На него автор нанизывает дополнительные детали, которые усиливают существующее в системе напряжение – и кратно растет общая драматургия (срабатывает принцип сообщающихся сосудов, по которому рост накала в одной точке приведет к росту в других).
Нана действительно пишет технологично. Владея текстом, она в одном месте может недосказать, в другом – бросить тень, а в третьем – подсветить деталь так, чтобы перед нами сложилась цельная картина.
Но искушенному читателю, который любит многослойные произведения, не стоит очаровываться романом. Вопреки сложной структуре, работу Рай не стоит относить к интеллектуальной прозе. Она именно развлекательная – настолько, что порой сложно оторваться. Возможно потому, что автор открыто говорит о проблемах пандемии, актуальных в год издания, словно подчеркивая: ее история про «здесь и сейчас». Но подобный трюк не гарантирует злободневности. Проблематика сегодняшнего дня – вещь слишком непостоянная, чтобы быть актуальной всегда. Так что, история «Расшатанных людей» — это, прежде всего, о крепком сюжете с интригой, и только во вторую очередь про нас сегодняшних.
Раз уж обещал сделать отзыв на "Беспредел", то так тому и быть. Тем более, что книга вышла, и уже расходится по читателям. Будет отзыв максимально нелицеприятный, без скидок на дружбу и симпатию. Всем сестрам достанется по серьгам, а некоторым даже и по соплям. Мы тут "Беспредел" или где? Погнали!
Владислав Женевский. Каждая 6/10
Довольно странный выбор для открывашки. Как по мне, стоило бы жахнуть чем-то более ярким, чем общественный толкан. С прозой покинувшего нас Влада у меня отношения неровные. Не зависимо от профессионализма, большую часть его текстов считаю скучноватыми. Кабы в эти годно сложенные предложения ещё сюжет интересный завезли, было б вообще замечательно. К тому же, это — довольно ранний Женевский. Однако, если целью ставилось с ходу внушить читателю отвращение, то, пожалуй, с этой задачей рассказ справляется. Злоключения уборщицы общественного туалета, которую атаковали внезапные дерьмо-спермо-демоны уж точно не для любителей розовых пони. Если до этого момента вы всё ещё не понимали, что за книга попала к вам в руки, то этот рассказ развеет все сомнения.
Сплаттер? Да, пожалуй.
Виктор Точинов. Хрень 7/10
Ещё один писатель, который, к сожалению, больше ничего не напишет. Дядя Витя был профи, тут без разговоров. Однако не редко слышал я такое мнение, мол, без души пишет. Местами это было даже справедливо. Конкретно этот рассказ, на мой взгляд, тому пример. Перелицованная идея "Серой дряни" Стивена "Нашевсё" Кинга, среди родных осин, оставила у меня ощущение профессиональной пустышки. Выше среднего, да. Грамотно, да. А вот души — нет. Быть может, она осталась в оригинальном названии, слишком жёстком даже для самого жёсткого сборника, самых жёстких отечественных ужасов. Кто знает?
Сплаттер? Похоже на то. Хотя от рассказа с таким названием (опять же, я про оригинальное) я ждал чего-то более отвязного.
Юрий Погуляй. Уткоробот и Злобные Свиньи 8/10
Вот кого из "тёмной волны" не могу связать со сплаттером, так это Погуляя. Хуже, разве что, представляется, только Провоторов. И тем не менее, это зачётная попытка сделать нечто максимально жёсткое. Ребёнок, запертый в подвале маньяка, и вынужденный творить страшные дела, пусть даже спасая свою жизнь — это пугает, да. Как батёк, я проникся. Как человек, ожидавший чего-то прям запредельно хардкорного — почувствовал себя обманутым. Не в упрёк автору. Рассказ хороший. А вот сплаттер ли? Большой вопрос.
Герман Шендеров. Аппетитный 8/10
Первый рассказ, который, на мой взгляд, является чётким попаданием в жанр. Иногда автору отказывает чувство меры (чёго бы ещё такого, штоп до блевоты? о! пусть герой дрюкает дохлую крысу!), но это сугубо индивидуально. Кому-то может, напротив, покажется, что всего в меру, а то и маловато будет. В отрыве от жанра рассказ тоже хорош — крипота, таинственные видео файлы, твари, живущие на изнанке, и их странные правила. Сделано умело, и видно, что автор сам кайфовал, пока это дело расписывал, а это дорогого стоит. В смысле, от процесса создания истории кайфовал. А то понапридумываете сейчас.
Что не понравилось лично мне? Ну не могу я поверить в чудовище, которое бегает за ГГ и гаденьким голосом скрипит "апетииитныыый"! Такое вот буга-буга-буга! То же самое мешало мне нормально читать, к примеру, "Ненужных", Подольского.
Валерий Лисицкий. Любви хватит на всех 8/10
По хорошему отбитый рассказ, эксплуатирующий тему секса и эпидемии. Вся эта перманентно трахающаяся биомасса, конечно, вызывает определённое омерзение. Ощущение огромной опухоли, готовой убить весь организм, сиречь мир, не покидает до самого конца. Написано ладно и складно. Так что, да, автор справился не только с обязательной, но и с произвольной программой.
А ещё, такой момент — в последнее время всё чаще сталкиваюсь с рассказами Лисицкого, и они хороши.
Анна Елькова. Дама червей 6/10
Да простит меня автор, но это самый слабый рассказ сборника. На мой вкус, вестимо. Ещё двум рассказам сборника я поставил аналогичную оценку, но оба они уделывает "Даму червей" и по структуре, и по языку. Я старательно вчитывался в рассказ, но не могу сказать, что до конца его понял. Взаимодействие бессмертной бомжихи с отъехавшим (внезапно!) подростком не впечатлило. Главная героиня подбешивала. Сюжет в процессе как-то рассыпался.
Сплаттер? Наверное, всё-таки, да. Хотя, опять же, чего-то запредельно жёсткого, чего бы никогда не бывало в обычных ССК, я не нашёл.
Вадим Громов. Катька 8/10
Читал ещё на "Чёртовой дюжине", и оценил довольно высоко. Дилемма ГГ — а что делать, когда в твоего близкого человека вселился демон, цепанула. Подчиниться, пойти на поводу, жестоко убивая ни в чём не повинных людей? Или пробовать бороться? Удачно собранный, цельный рассказ в фирменном Громовском стиле. Хотя на конкурсе я авторства не угадал.
Сплаттер ли? Сложно сказать. По градусу жести он показался мне где-то на уровне того же "Шарика", который вполне спокойно был опубликован в обычной ССК. Ну, пусть будет сплаттер, ок.
М. С. Парфёнов. Сюрприз 6/10
Считал и считаю этот рассказ зарисовкой. Не в плане объёма, а в плане сюжета. На мой взгляд история о том, как барышня поехала в деревню и пряталась от маньяка в яме деревенского сортира — это именно зарисовка на тему. Профессиональная, да, тут порядок. В общем, оценка поставлена ещё в какие-то бородатые годы, и с тех пор мнение моё не поменялось.
Сплаттер? В плане отвращения — точно да. Публиковался ли рассказ до этого, не в "самом экстремальном сборнике"? Тоже да.
Илья Усачев. Зайка моя, я твой зайчик! 7/10
Рассказ построенный по принципу Красавицы и Чудовища. Густо замешан на сексе. Насилие тоже в наличии. Есть у рассказа этакие, простихоспаде, вайбы девяностых. Написано тоже довольно складно. Единственное, что на мой вкус несколько портит историю, это предсказуемость. Ладно, "портит" не то слово. Мешает прям нормально с ноги залететь в сюжет, не думая о том, что вот этот вот поворот ты уже просчитал.
Чё по сплаттеру, посоны? Да, пожалуй. От описания когтей в сфинктере ГГ, у меня самого всё сжалось. Но, если серьёзно, опять же, ничего сверх жёсткого и запредельного не нашёл. Просто добротный рассказ от новичка с потенциалом.
Юджин Ром. Балабол 7/10
Читал на дюжине, и зело грешил на Гонтаря. Что, кстати, до сих пор не исключается, учитывая псевдоним. Очень уж похожи эти бандитские разборки с использованием колдунских сил, на его иерофантский цикл. Здесь всё лихо, динамично, безумно — читателя сразу бросают в незнакомый мир, предлагая выплывать самому. Читатель, конечно, справится. Но вот сочтёт ли он такие методы приемлемыми — вопрос. В моём лице читатель решил, что Эребор. Где-то тут автору чувство меры изменило. Лютейшее ИМХО, конечно.
Да сплаттер, сплаттер. Или, нет. Не знаю. К концу сборника я окончательно запутался, что мы считаем жестью, а что нет.
Олег Кожин. Для всех —/--
Тут вместо отзыва расскажу вам немного о рассказе. Как-то неожиданно он приобрёл широкую (в узких кругах) интернет-известность. На него сделана куча профессиональных озвучек Михаилом Коршуновым. На него написан здоровенный стих по мотивам. И отличный стих, надо сказать! Некая металл-банда просила у меня текст, чтобы написать песню. Дал, не жалко. Правда, не срослось. Ну, и вообще, рассказ притянул ко мне некоторое количество читателей, которые раньше о Кожине знать не знали. Не зря написал.
А, да! Не обманывайтесь названием. Не для всех. Что до сплаттера, то хз. Писал я его именно, как сплаттер. А получилась история про любовь.
Александр Подольский. Слякоть 7/10
Ну, тут у нас то, о чём так долго говорили большевики. Слякоть в бумажном! Как будто это что-то прям сильно меняет. Рассказ уже давно отпочковался от автора, и живёт своей жизнью, порождает споры и бурления, и даже (ох, май!) ответы на ответ. Злоключения одной городской семьи, попавшей в лапы отечественных реднеков, помещены в палату мер и весов русского хоррора, чтобы все авторы знали, каков он — сплаттерпанк а-ля рюс. Однако и по сей день нет в сети ничего даже отдалённо столь же жестокого, безнадёжного, и в то же время талантливо написанного. Жуткое сочетание. Почему же тогда не полновесная десятка? Как и в случае с "Сюрпризом", оценка поставлена давно, и с тех пор не менялась. Потому что это гиперреалистично, а я не люблю гиперреалистичного зла в хорроре. Вкусовщина, прости, Подольский.
Николай Романов. Мясной танк 10/10
Я столько слышал про этот рассказ, что очень боялся завышенных ожиданий. Поэтому не ожидал ничего. Но это ореховое... простите, мясное безумие, сумело меня удивить! Это именно что безумие одного конкретного человека, возведённое в Абсолют. Паранойя, озлобленность, бесчеловечность и расчеловечивание на марше! При этом язык повествования подобран чудесно — строгий, скупой, когда дело доходит до технических моментов, но при этом кроваво-яркий, когда безумец транслирует свои мысли. Моё почтение!
Абсурд? Да! Сплаттер? Ещё как да! Выбор закрывашки на десять из десяти!
Подведём итоги. Попытка собрать под одной обложкой работы в таком неоднозначном жанре, определённо удалась. Да, не всё мне показалось хардкором, да не всё, по моему нескромному, соответствует заявленному градусу жести, но это позиции сугубо индивидуальные. И, да, не все рассказы мне понравились, но и это тоже индивидуально. Нет такого сборника, который понравился бы мне от и до. Но на то и вкусы фломастеров, чтобы каждому нашлось что-то своё. Дал бы я эту книгу своей бабушке? Пффф, щеглы! Вы не представляете, что, порой, читала моя бабушка! А вот детям своим не дал бы. Это щекоталочка для более крепких нервов. Учтите это, когда будете подбирать себе чтиво на вечер.
За сим всё! Приятного чтения всем, кто ещё читает!
Как известно, в серии ССК на протяжении нескольких лет творился какой-то беспредел. Сегодня наконец все это безобразие вышло на свет. Весь трэш, угар, содоми... э, нет, это печатать запретили в соответствии с новым законом. Хотя нет, кое-что проскочило. Короче, перед нами первая официально-массовая антология ЭКСТРЕМАЛЬНОГО хоррора — встречайте «БЕЕЕЕСПРЕЕЕЕДЕЕЕЕЛ»!!!
цитата
Это не просто "Самая страшная книга".
Это – "Самая ЗАПРЕТНАЯ книга".
ЗАПРЕЩЕНО читать детям и подросткам.
ЗАПРЕЩЕНО читать беременным и особо впечатлительным натурам.
ЗАПРЕЩЕНО читать психически неуравновешенным.
Потому что это – антология экстремального хоррора и сплаттерпанка, самого маргинального и запретного направления в литературе ужасов, а то и во всей современной литературе. Кровь, секс, насилие, мат – это точно не та книга, которую вы посоветуете вашей бабушке.
Запретный плод сладок, но это…
Это – полный "БЕСПРЕДЕЛ".
Содержание:
М. С. Парфёнов. Запретное (статья)
Владислав Женевский. Каждая (рассказ)
Виктор Точинов. Хрень (рассказ)
Юрий Погуляй. Уткоробот и Злобные Свиньи (рассказ)
Герман Шендеров. Аппетитный (рассказ)
Валерий Лисицкий. Любви хватит на всех (рассказ)
Анна Елькова. Дама червей (рассказ)
Вадим Громов. Катька (рассказ)
М. С. Парфёнов. Сюрприз (рассказ)
Илья Усачев. Зайка моя, я твой зайчик! (рассказ)
Юджин Ром. Балабол (рассказ)
Олег Кожин. Для всех (рассказ)
Александр Подольский. Слякоть (рассказ)
Николай Романов. Мясной танк (рассказ)
М. С. Парфёнов. Продавцы смерти (статья)
Если вы сочли аннотацию на обложке преувеличением, прошу заметить, что от некоторых рассказов в ней даже мне становилось нехорошо, а я сам пишу отнюдь не про розовых поней (нет, «Кексики» — это тоже не я).
цитата
5 причин купить эту книгу:
1. Беспрецедентно высокий градус жести — мат, секс, кровища, тотальный «18+»! Такого в ССК еще не было.
2. Долгое время книгу отказывались издавать (в любых издательствах) из-за боязни цензуры и штрафов. Но нам все-таки удалось ее выпустить!
3. Первые призывы «изолировать авторов от общества» появились в Сети, когда книга еще была доступна только по предзаказу.
4. Внутри — 13 рассказов от 13 авторов, включая такие культовые истории как «Слякоть» Александра Подольского и «Мясной танк» Николая Романова.
5. А еще в книге скрыт специальный QR-код, считав который можно получить еще три бонусных рассказа!
Очистить от этого непотребства можно полки следующих книжных магазинов: