Кир Булычев отзывы

Все отзывы на произведения Кира Булычева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4183

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  7  8  9 10 [11] 12 13 14 15 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»

«Агент КФ»
–  [ 9 ]  +

KindLion, 02 февраля 2009 г. в 16:39

Я не очень много читал Булычева, можно сказать, что, практически, я не знаком с его творчеством. Разве что знаменитая Алиса Селезнева не прошла мимо моего внимания. И вот – этот роман. Роман, который заинтриговал сразу, буквально – с первых страниц.

Космоархеолог Фотий ван Кун сделал сенсационные находки на одной из некогда обитаемых, а ныне – пустынных, планет. Для доклада о своих открытиях он прибывает на соседнюю, обитаемую планету. Общество на этой планете значительно более отсталое, чем многие другие миры космической федерации, но, получив мощный стимул к развитию в виде некоторых космических технологий, стремится шагнуть из феодализма в космический век.

Роман интересен отдельными проработанными деталями. Например, жилые дома на этой обитаемой планете похожи на тыквы. Такая конструкция выработана веками клановых войн – ведь шар значительно труднее штурмовать, да и меньше опасность быть убитым из-за угла.

Археолог Фотий ван Кун, к тому же, оказавшийся страстным собирателем фигурок солдатиков, находит возможность пополнить свою коллекцию сногсшибательными новыми экземплярами в одной из сувенирных лавчонок. Но, дает нам понять автор, с этими фигурками далеко все не так просто. А тут еще, в номере гостиницы ван Куна, неизвестные устроили обыск и кое-что утащили!

И все это – я узнал буквально на первых страницах романа! Чем не повод вздохнуть «ух ты ж!» поудобнее устроиться в любимом кресле в предвкушении от одной из лучших, прочитанных в этой жизни книг.

Увы, это не совсем так. Видимо, сказывается налет того, что Булычев, все же, автор подростковой литературы. Некоторые его идеи граничат с морализаторством. К тому же, мне показалось, что Булычев – мастер интриговать, а вот заключительные ходы интриги несколько… пресны, что ли…

Главный герой романа – Андрей Брюс. Весь из себя такой супер-парень нашего светлого-пресветлого будущего. Андрей – агент КосмоФлота на той самой планете, на которую Фотий прилетел с докладом. Весь роман Булычев нас интригует ужасным происшествием, дискредитирующем этого самого суперпарня до такой степени, что его списали из летного состава космофлота на протокольную должность на провинциальной планетке. Увы, и в этой интриге Булычев оказывается верен себе – якобы ужасный проступок отдает некой надуманностью и детскостью.

Допускаю, что оценка занижена в следствии того, что роман пришелся мне не по возрасту.

Оценка : 8
«Недостойный богатырь»
–  [ 9 ]  +

Alexandre, 15 декабря 2008 г. в 14:46

Да, не повезло царевне Лене, что разбудил ее, поцеловав, герой рассказа Дегустатов. Хотя во времена застоя такой «герой» явление достаточно обычное. Старинная сказка о спящей царевне. Как это может произойти во времена нашего недавнего прошлого (70-е годы 20-го века в России). И мы видим столкновение реалий будничных и сказочных — но ведь сказка уже становится частью сегодняшнего дня.

И «богатырь» не выдерживает проверки, оказывается малодушным и мелочно подлым. Нет у него ни подлинного величия, которое должно быть присуще богатырю, нет и простой порядочности, которая должна быть присуща любому хорошему человеку.

Рассказаны все события образно, с юмором, порой так и ждешь, что все окажется либо сном, либо еще каким наваждением — но нет, и люди из тридевятого царства настоящие, и волшебный конь, и самонаводящийся меч-кладенец. И, поэтому как-то приятно, что не растают пришельцы в загадочной дымке, что останутся вместе с нами и услышат слова: — Где здесь выходцы из прошлого?

Оценка : 8
«Шкаф неземной красоты»
–  [ 9 ]  +

yliapit, 04 октября 2008 г. в 23:34

Великолепно! Рассказ напомнил современную интерпретацию Золушки. Но вот тут вступает величайший талант автора, который сумел в таком небольшом по объему произведении так точно выписать характеры героев. Всего несколько слов, фраз, а складывается полное ощущение, что знаешь про них почти все. И искренне сочувствуешь девушке, которая сама не понимает, за чем живет с нелюбимым скуповатым мужем, проживаешь вместе с ней жизнь, которая лишена радостей, даже самых незначительных. Радуешься за нее, когда происходят счастливые перемены, в которые она сама боится поверить. Даже нашелся аналог средневековой сказочной фее!

Только вот финал какой-то странный. Нет, не плохой, а именно странный. И оставляет после себя и грустное послевкусие, и надежду на то, что все еще в жизни можно изменить. Может быть героиня это все же поймет?

Оценка : 8
«Надо помочь»
–  [ 9 ]  +

Kriptozoy, 25 августа 2008 г. в 14:26

Забавный рассказ. А больше всего мне понравился в нём очень харизматичный, очень обаятельный, хотя и очень подозрительный инопланетянин. Посудите сами: действует шпионскими методами, включающими в себя подглядывание под окном, изменение собственного облика, вплоть до ношения солнцезащитных очков в дождливую погоду, разговаривает со страшным иностранным акцентом, расплачивается в твердой валюте, интересуется приобретением редких растений (попахивает наркодилерством), в качестве объяснения первопричины имеет легенду, не выдерживающую критики и проверки.

А если серьезно, то этот маленький гуслярский рассказ мне очень понравился. Как сказали бы сейчас, это настоящий экшн! В течение одного единственного часа Корнелию удалось наладить контакт с представителем инопланетной цивилизации, узнать об интереснейшей теории межзвездных путешествий, озадачиться загадкой таинственных крупиков, получить легкое сотрясение мозга, потерять двенадцать рублей, получить взамен доллары, спасти целую расу возможно от вымирания, остаться в истории чужой планеты в виде памятника, а придя домой, нарваться на скандал от ревнивой жены! Тут нечего и говорить, настоящий экшн.

Хм... Крупики... Возможно, инопланетяне сами так запутались, прыгая взад-вперёд в пространстве и во времени, что и не заметили, как взяли крупика ещё до возникновения на Земле человечества. Не мудрено, что Удалов так и не смог угадать существо, скрывающееся под таким знакомым описанием.

Оценка : 9
«Из огня да в полымя»
–  [ 9 ]  +

Vargnatt, 15 июня 2008 г. в 21:31

Да простят меня все любители Булычёва, я сам из таких, но рассказ этот полная ахинея, как и весь Гусляр после 2000-го года. Создаётся ощущение что автор судорожно пытался родить хоть что-то, лишь бы было... Но, увы, получился уродец, слабый и неспособный удивляться.

Оценка : 3
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 9 ]  +

LENA56, 28 мая 2008 г. в 15:01

Алиса Селезнева, наверно, самая известная героиня в русско-советской фантастике!

Маленькая девочка в красном скафандрике, как олицетворение Земли, Земли светлого будущего, красивой и очень доброй к детям. Правда и дети отвечают тем же — они удивительно много знают и умеют для своих лет, прямо маленькие вундеркинды.

В сборнике несколько небольших рассказиков из дошкольного детсва героини, написанных от имени папы девочки, якобы для школьной учительницы. Рассказики, несмотря на свой небольшой обьем, содержательны и очень интересны. В них как бы прообраз всего огромного цикла про Алису Селезневу.

Оценка 10 и читать советую всем-всем.8:-0

Оценка : 10
«Корона профессора Козарина»
–  [ 9 ]  +

old_fan, 01 декабря 2007 г. в 18:55

Очень мудрый рассказ. Каждый, наверное, хоть раз в жизни мечтал прочесть чужие мысли. Именно это рассказ, прочитанный, если не ошибаюсь, в журнале «Знание-Сила» в 1973 году, навёл меня на мысль, а так ли это хорошо (любовная тематика 12-летнему пацану была непонятна)? Это потом уже был Бестер, который для меня тему закрыл.

Оценка : 9
«Гусляр» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Вертер де Гёте, 17 ноября 2007 г. в 17:11

Точно самый-самый любимый мой цикл у Булычёва, он нравится мне гораздо больше, чем даже всенародно любимый цикл об Алисе. Гуслярские рассказы разные по уровню: наравне с блестящими встречаются и средненькие, написанные на злобу дня; но общие впечатления от цикла -восторженные. Удивительно милый, добрый, тихий город, где временами трудно было достать импортные сапоги или французские духи, но визиты пришельцев — обычное дело; приезд провинциального цирка вызывал аншлаг, а на детской площадке стоит одно из величайших произведений искусства во вселенной; творит гениальный учёный Лев Минц,а в окрестностях города живут русалки. При всей лёгкости изложения и великолепном юморе, в каждом рассказе — глубокий смысл и повод задуматься.

Оценка : 10
«Корона профессора Козарина»
–  [ 9 ]  +

laborant81, 16 ноября 2007 г. в 11:44

Теперь это одно из самых моих любимых произведений. Не только у Булычева, но вообще в литературе. Какая пронзительная четкость в описании человеческих чувств! Многие из нас так и мучаются, не догадываясь, что все, что им нужно — это откровенность в отношениях с любимыми.

А я с самого начала знала, что жена героя очень любит, а он заблуждается!:-)

Оценка : 10
«Гусляр» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Kroshka_Po, 20 октября 2007 г. в 21:40

Обожаю Гусляр.

Не только за восхитительное разнообразие историй, не только за достоверную проработку атмосферы маленького города, не только за патриотизм жителей в отношении своей малой родины, не только за такие живые и настоящие характеры героев, не только за то, что город современен истории России и живет в ее реалиях, и даже не за то, что сама живу в провинциальном городке и посему частенько узнаю в Гусляре маленькие родные подробности, — а за Волшебность!

За умение Булычева увидеть сказку в мелочи, развить ее, дополнить искрой своего таланта — и отпустить рожденное чудо в мир.

Оценка : 8
«Институт экспертизы» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

duke, 17 октября 2007 г. в 18:26

Сам Булычев в каком-то интервью говорил о том, что изначально он собирался написать роман об ученых, занимающимися разными «странными» исследованиями. Жалко, что романа не получилось. Зато получилось шесть замечательных рассказов, объединенных общими героями. Если можно в фантастике говорить о реализме, то этот цикл, при всей неоднородности входящих в него рассказов, претендует на звание самой реалистичной литературы в фантастическом наследии Булычева (имхо). Читая рассказы, почти не замечаешь «фантастичности» происходящего — два-три штриха, как бы между делом обозначающие эту нереальность, не отвлекают нас от живых людей и их историй. Иногда веселых, иногда грустных, но всегда очень добрых и «страшно» интересных.

Оценка : 9
«Можно попросить Нину?»
–  [ 9 ]  +

duke, 19 сентября 2007 г. в 17:30

Один из самых пронзительных рассказов Булычева, где военная тема, облаченная в фантастическую оболочку, заставляет нас еще раз вспомнить то, что многие начали уже забывать.

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 9 ]  +

duke, 18 сентября 2007 г. в 01:28

Недавно перечитал 3-й раз. Что сказать? Думаю, что в творчестве Булычева — это знаковое произведение. Классика с большой буквы. И не надо искать здесь непрерывного динамично развивающегося сюжета. Не хочется этого объяснять, но, прочитав некоторые отзывы на «Поселок», не могу не заметить, что не только в этом произведении, но и во всех остальных булычевских книжках сюжет (непредсказуемость) — только фон для чего-то более важного. Чего-то из области психического (назовем это так)...

Оценка : 9
«Посёлок»
–  [ 9 ]  +

Vargnatt, 07 июля 2007 г. в 22:50

Начал читать «Посёлок» имея слегка предвзятое отношение к данному произведению. Повлияли как высокие оценки с этого сайта, так и местные отзывы. Оправдались ли мои ожидания? Скорее да, чем нет. Автор заразил меня своим видением адаптирующейся в неравных условиях группы людей, пусть и путём частичной деградации Не сказать что я им сильно сопереживал, но любимчики у меня были. Расстроило меня другое. По мере знакомства с «Посёлком», всё глубже возникало ощущение незаконченности общей картины сего спектакля в двух актах. Присутствуют психология, эмоциональная окраска поступков, герои ярки, и в принципе всё здесь в порядке. Не хватает деталей, более подробного описания мира, более подробного описания героев. Почти всегда, поселенцы и группа Павлыша встречается с одними и теми же представителями флоры и фауны, только для одних оно своё, родное, а для Павлыша – очередной кусочек в свой гербарий. Я понимаю, что мы видим всё глазами героев и информация даётся нам исходя из их опыта, но автор всё же мог бы уделить пару страниц знакомству с этой планетой, расслабиться и, пожонглировать кусками придуманного мира.

И напоследок о наболевшем…

Уверен, если бы эту историю писал западный писатель, или сам Булычёв получил бы больше свободы, тогда здесь наверняка бы нашлось место плотским утехам. Но, как и в СССР — секса здесь нет. Целомудренные разведчики балуются чайком с вареньем, тяжко вздыхают, жалуясь самим себе на воздержание, и продолжают со стойкостью рабочего и крестьянки выполнять свой долг перед страной.

Оценка : 9
«Спасите Галю!»
–  [ 9 ]  +

ivanna33, 21 сентября 2006 г. в 21:56

По-моему, здесь не только экологические проблемы, но и проблемы России в целом. Ощущение опасности, потерянности и ненужности человека... начала читать не зная, когда написан рассказ, правильно предположила, что в начале 90-х. Тогда никто не знал, что делать и вся страна была похожа на такую свалку...

Оценка : 6
«Можно попросить Нину?»
–  [ 9 ]  +

ivanna33, 17 сентября 2006 г. в 12:14

Хороший рассказ. В жизни девочки было чудо, а Вадим вспомнил себя мальчишкой... Просто в тяжелые времена очень хочется услышать, что все будет хорошо — пусть даже от совершенно незнакомого человека.

Оценка : 9
«Будущее начинается сегодня»
–  [ 8 ]  +

Тимолеонт, 19 июля 2024 г. в 19:33

Фантасмагоричный бредовый сон. И с точки зрения смысла, и с точки зрения идей. Вроде бы понятно, что национализм далеко не самое страшное, что есть в обществе, вроде очевидно, что националисты — лишь инструменты власть имущих-капиталистов, вроде историк должен понимать, что националистические настроения в народе — это лишь рефлекторный ответ на социальные и экономические проблемы... А Булычёв всё равно писал нелепые страшилки про то, какой ужас начнётся, если люди будут считать Россию великой страной и гордиться своим прошлым. Причём в донельзя гипертрофированной и гротескной форме.

Оценка : 5
«Дискуссия о звездах»
–  [ 8 ]  +

Тимолеонт, 16 июля 2024 г. в 18:02

«... но Булычёв без тиранов уже не мог».

Начало просто очень многообещающее, я аж предвкушал хорошую социальную ксенофантастику — ну, серьёзно, такую хорошую историю можно было бы развернуть, пытаясь понять, какая аномалия могла заставить ксеносов уничтожить мирный дипломатический корабль. Но... нет. Уже на четвёртой странице автор слил всё в очередную карикатуру про капец какого злобного и тиранического тирана. С этого момета было просто очень скучно и тупо.

Оценка : 4
«Смерть этажом ниже»
–  [ 8 ]  +

Podebrad, 16 июля 2024 г. в 13:10

Этот триллер чётко делится на три части. Первая часть — накануне катастрофы. Гнетущая и при этом взбудораженная атмосфера не очень крупного уральского города времён перестройки. Получилось, на мой взгляд, довольно реалистично. И при этом довольно нудно. На уровне очень средней публицистики.

  Вторая часть — катастрофа. Триллер в чистом виде. Здесь настоящая удача. И удача эта во многом определяется тем, что все события показаны глазами одного человека, который оказался в неудачный момент в нехорошем месте. Обо всём остальном, что ещё творится в городе, можно только догадываться, и это задевает по-настоящему. А уцелел ГГ только потому, что оказался рядом с адекватными людьми. Его собственная роль в событиях минимальна. Если бы повесть завершилась на крыше гостиницы или у порога пятиэтажки, можно было бы оценивать её на пару баллов выше.

  Третья часть — после катастрофы. Чушь собачья. Нет, то, что от людей постараются скрыть даже то, что они видели сами, это понятно. Хотя именно в конце восьмидесятых наступил тот коротенький период российской истории, когда заткнуть рот кому-нибудь было практически нереально. Но вот то, что городское начальство пытается спрятать катастрофу такого масштаба от начальства вышестоящего — это настоящая чушь. Российские начальники всех уровней при всех властях знали, что за такое проявление нелояльности накажут гораздо сильнее, чем за любое количество жертв. В результате триллер превращается в довольно слабую агитку на злобу дня. А агитки живут не больше года.

Оценка : 5
«Детский остров»
–  [ 8 ]  +

Тимолеонт, 03 марта 2024 г. в 20:23

Халтура. Формально здесь есть все атрибуты хорошего приключения, которые Булычёв, несомнено, умел писать. Но «Детский остров» просто-напросто очень плохо написан. Запредельная наивность, персонажи, которые непредсказуемо творят фигню согласно авторскому произволу, даже если это напрямую противоречит их одномерному характеру и всем предыдущим поступкам. Злодеи, да и «добряши» тоже, как будто сошли со страниц «Алиссианы» ни капли не поумнев — злодеи карикатурно мерзкие и неприятные, они буквально каждым своим действием так и говорят:«О да, посмотрите, какой я плохой!!». Но то, что со скрипом можно было простить «детской» книге, странно в истории, где пожилые сладострастники слизывают вкусности с тел голых юных красоток и по несколько ночей подряд всё никак не могут совокупиться с Корой.

Как финальная розочка в виде известной субстанции, повествование навязчиво полито антисоветчиной в тему и не в тему. Я готов на деньги поручиться, что весь тупой и нелепый «теплушечный-гулагский» эпизод вставлен в книгу только ради того, чтобы угодить повесточке середины 90ых, когда было очень модно показывать, какой ты весь из себя антисоветский бунтарь и бодро пинаешь труп давно скончавшегося строя.

Оценка : 3
«Паровоз для царя»
–  [ 8 ]  +

Тимолеонт, 03 марта 2024 г. в 18:15

На самом деле, очень глубокий рассказ. Нужен ли нам прогресс и будущее, в котором каждый знает лишь свою узкую специальность и может лишь на кнопки нажимать? Тут же любая производственная цепочка в прах рассыпется при малейшем катаклизме. А уж в какой зашоренности окажется светлый разум человеческий, беспомощный и неспособный выйти за пределы своих кнопочек!

И ведь альтернативы-то толком нет. Ладно великий Янки из Коннектикута — таких всегда было один на миллион, и это конец 19го века всего лишь, когда объём знаний был на пару порядком ниже, чем в ядерную эпоху. Пойти путём Механикусов из далёкого-тёмного будущего тоже не вариант — они уже не совсем и люди-то даже.

Оценка : 8
«Посёлок»
–  [ 8 ]  +

grozin, 29 августа 2023 г. в 07:54

Когда-то давно я прочитал повесть «Перевал» (в тонкой книжке, где 3 повести). Она мне очень понравилась. Я её воспринял как притчу. Перевал (и корабль за перевалом) — это символ почти недостижимой цели, и люди стремятся к ней, несмотря на все трудности. Ну и об изоляции от человечества, конечно — меня очень расстрогала история о последней свадьбе в Гренландии.

Гораздо позднее я прочитал обе части вместе. И восприятие изменилось — вместо философской притчи получился увлекательный боевик в тщательно описанном экзотическом антураже. По-моему, без второй части было лучше. Вторая часть тоже хорошо написана, фантазия Булычёва, как всегда, на высоте — одни огромные деревья чего стоят. За «Перевал» я бы без колебаний поставил 10. А в целом — увлекательный, отлично написанный приключенческий роман.

Оценка : 9
«День рождения Алисы»
–  [ 8 ]  +

zotovvg75, 26 июля 2023 г. в 17:01

И снова Алиса попадает в водоворот невероятных приключений, которые ей дарит щедрая рука Булычева. На этот раз приключения исключили элемент неожиданности, они были организованы как оговоренный подарок на день рождения. Правда забавно, вместо приглашенных и нежданных гостей, традиционного торта, зачастую ненужных подарков получить возможность спасти погибшую цивилизацию. Да, все верно, именно так должно быть в том самом гуманистическом прекрасном далеко, где каждый день, в любом месте Галактики, каждый практически решает ту или иную задачу исходящую из сложившихся представлений добра и справедливости. И подобным задачам люди булычевского будущего подчиняют все что они умеют и знают. Поэтому переброска машины времени на другую планету выглядит вполне естественным делом.

Очень люблю я в фантастике истории связанные с перемещением во времени и возникающие при этом временные парадоксы. То, что произошло в повести можно назвать парадоксом измененного времени по отношению к двум наблюдателям: Алисе и лагерю археологов, причем девочка и Громозека с друзьями находились в одной точке пространства разделенной временем на сто лет. И когда Алиса изменила прошлое, ее друзья собственными глазами увидели одномоментное изменение будущего, которое было развернуто перед ними как настоящее. Подобные вещи очень трудно себе представить, но в этих случаях на помощь и приходит фантастическая литература. Конечно, Булычев описал происходящее в рамках произведения для детей, но представив все это «по-взрослому», трудно не восторгаться эпичностью изменения ткани времени, непостижимого для человеческого разума высшего измерения. Вот где красота, когда на твоих глазах появляется из небытия исчезнувшая цивилизация, не подозревающая в обновленной пространственно-временной точке, что она была «исчезнувшей».

В повести, как и во всем цикле произведений о приключениях Алисы, Булычев показывает Галактический мир в бесконечном разнообразии форм, Тут вам и похожий на котенка археолог Рррр, и смахивающий на садовую лейку доктор доктор гипнопедии, да что тут говорить-всем известный Громозека представляет собой любопытный образчик необычной формы жизни. Я думаю, что мэтр советской фантастики Иван Антонович Ефремов содрогнулся бы, видя как рассыпается в пух и прах его концепция о примерной однотипности развития высшего разума. Это конечно же шутка, мир Булычева настолько ярок и разнообразен, что быть равнодушным к нему просто невозможно. Булычевское будущее увлекает за собой, заставляет себя любить и данная повесть является еще одним, весьма достойным образчиком литературного грядущего «а-ля Булычев».

Оценка : 8
«Посёлок»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 03 июня 2023 г. в 17:12

Тема романа — робинзонада (если более конкретно — робинзонада группы землян на чужой планете) — для фантастики довольно обычна и придумать здесь что-то действительно новое сегодня уже практически невозможно. Но Булычев и не стал оригинальничать — он просто взял и написал на эту тему так здорово, как он это умеет, если захочет и не станет торопиться :).

Что в этой книге сразу бросается в глаза — увлекательнейший, очень динамичный сюжет и неимоверная легкость в чтении. А ещё великолепнейшая фантазия автора в изображении окружающего «робинзонов» чужого дикого мира. Мира, пожалуй, одного из самых интересных среди тех, с которыми удалось познакомиться. Также нельзя не отметить удачи автора в отображении образов жителей посёлка — практически все они получились у него поразительно живыми, со своими слабостями и достоинствами, со своими взглядами на жизнь. Читать о них удивительно интересно, всех их понимаешь и за каждого, конечно, переживаешь.

К сожалению ближе к финалу книги есть два момента, которые современному читателю очень трудно понять и принять. Во-первых, как могли назначить на роль руководителя исследовательской группы Клавдию Сун, явного догматика и человека с многочисленными комплексами? А во-вторых, в чем смысл взрыва потерпевшего аварию двадцать лет назад космического корабля. История с вирусами и бактериями, естественно, никакой критики не выдерживает — всё, что за двадцать лет могло расползтись давно уже расползлось :). Да и, наверно, неплохо бы было, чтобы корабль посмотрели специалисты на предмет причины аварии — может быть в будущем и большая польза от этого выйдет....

Оценка : 9
«Похищение чародея»
–  [ 8 ]  +

artem-sailer, 16 апреля 2023 г. в 21:14

Молодая и смелая, бесшабашная аспирантка, уехавшей из душного города заниматься научной работой в летнюю деревенскую глухомань. Но внезапно оказалось, что тёткин дом уже занят какими-то двумя странными субъектами, которые тоже занимаются некими изысканиями. Типичная русская равнина плавно перетекает в средневековье...

Классное, интригующее, многообещающее начало плавно перетекает в, увы, банальное попаданчество. Кажется, АНС как-то раз сказал, что Булычев — хороший писатель... когда не торопится. Вот и здесь мне показалось, что он, к сожалению, не дожал сюжет, не дожал идею. Ну, всем знакомо это ощущение: вроде бы всё гладко, вроде и сюжет затягивает, вроде и герои хороши, вроде и интрига имеется, но чего-то не хватает... На мой скромный взгляд, если бы поинтереснее развить идею с противостоянием Романа и шута, вывести из этой истории мораль — получилось бы как-то гармоничнее и целостнее. А так — ну, приключения, ну, хроноисследователи, ну, сражение с тевтонцами...

Булычев однозначно мог и получше. Хотя, с другой стороны, если изначально не возлагать слишком уж больших ожиданий — читается на ура, захватывает.

Оценка : 8
«Журавль в руках»
–  [ 8 ]  +

Groucho Marx, 07 июля 2022 г. в 15:24

Лучшее, что есть в этой повести — описание лета в маленьком русском райцентре, в каком-нибудь Голутвине или Ревякино. Это почти поэзия, воздух сладостного замирания в неком «застое», когда десятилетиями ничего не меняется и все к этому привыкли. Стареющая учительница всё так же читает «Анну Каренину», ночные мотыльки всё так же стучат об оконное стекло, на рынке всё так же дороги арбузы и дешевы садовые яблоки... А герой-рассказчик делает шаг в сторону и оказывается в другой реальности, рядом с калиткой в иной мир. Вроде бы, всё должно измениться. Но ничего не происходит. Этот «другой мир» так и остаётся «другим», и соваться туда, по мнению Кира Булычева, бессмысленно.

«Параллельный мир» описан нарочито скучно, отстранённо, он не для людей из русской глубинки, хоть и населён их двойниками.

Меланхолия этой красивой повести удивительно созвучна настроениям того времени, когда была написана. Если хотите узнать, что чувствовали, как жили и о чём думали простые советские люди в 1975 году — прочтите «Журавль в руках» Кира Булычева. Это воздух времени. Это аура эпохи.

Оценка : 8
«Сто лет тому вперёд»
–  [ 8 ]  +

aleks-predator, 07 сентября 2021 г. в 17:14

Удивительная повесть для всех возрастов

С творчеством Кира Булычева знаком не очень хорошо, но повесть «100 лет тому вперед» запомнилась мне еще с юности. Прочитал ее по рекомендации отца. Начав с первой страницы, я уже не мог остановиться. Так интересно было читать о приключениях юных героев.

Сейчас, годы спустя понимаю для себя, что «100 лет тому вперед» положила начало моей любви к фантастическим произведениям, связанным с путешествиями во времени и вообще альтернативным реальностям.

Произведение ориентировано на молодую аудиторию. Однако оно вполне будет интересно читаться и людям более старшего возраста. Все благодаря запоминающимся героям, интересному миру, что показывает автор и собственно видение Булычева советского общества спустя 100 лет после написания им данной повести.

В книге идет отличное повествование и закручивание сюжета. Казалось бы, обычная просьба человека строят события вокруг одного из главных героев самым необычайным образом, отправляя того в удивительное путешествие в будущее, где он и знакомится с известной Алисой.

В произведении интересно показываются удивительные разработки будущего и то, как ими восхищается ребенок. Булычев отлично передает ощущения главного героя, когда тот встречает своеобразное такси, автомат с мороженым и многое другое. Так и хочется самому оказаться в том мире, который рисует автор, мире, что уже за 100 прошедших лет ушел далеко вперед по своему развитию, а общество давно мыслит иными категориями.

Вторая часть произведения представляет собой настоящий детектив, в котором главной героине предстоит отыскать нужного ей человека. И делает она это с присущим ей энтузиазмом и смекалистостью.

Ну и конечно же дело не обходится без злодеев — пиратов, что охотятся за героями и всячески им докучают. Не покидает мысль того, что с героями ничего не случится. В этом произведении все как-то выше этого негатива. В повести главное повествование и удивительный новый мир будущего.

«100 лет тому вперед» — отличное произведение из моего юношества. Пусть я не жил в те годы, когда написано произведение, атмосфера тех лет отлично передается на страницах произведения, а родители подтверждают, что таковыми школьниками они и были: находчивыми, озорными, хорошими друзьями и искателями приключений. Очень советую к прочтению данную повесть. Неважно в каком возрасте. Вы обязательно оцените мастерство и талант Кира Булычева и откроете для себя мир девочки, с которой ничего не случится.

10 из 10

Оценка : 10
«Пленники долга»
–  [ 8 ]  +

LevGr, 11 декабря 2020 г. в 16:36

Дилемма «жизнь человека vs жизнь его открытия» мне кажется не главной в этом произведении. Эта дилемма исчерпывающе отражена у Стругацких в «Далёкой Радуге», и Булычёв к ней нового не добавил.

Важнее здесь другая тема, более трагическая, поскольку более реалистичная. Не зря автор замечает, что Павлыш ВПЕРВЫЕ попал в по-настоящему трагическую ситуацию (это Павлыш-то, который едва ли не в каждой книге цикла сталкивается с чьей-либо смертью!).

Чему соответствует фантастическое допущение «Пленников долга» в переводе на реальный язык? Вся эта череда прыжков назад во времени и вновь возвращающихся признаков неизлечимой болезни, все эти поиски лекарств в виде квасцов и т.п., безумные надежды на изобретение целебного средства, на полёт в крупный медцентр, — да это же просто клиническая картина рака и химиотерапии. Кратковременные улучшения, надежды что болезнь ушла и на сей раз всё обойдётся, — а затем крах этих надежд, и новые испытания для больного, поскольку химиотерапия переносится тяжело...

Главное здесь — вопрос: нужно ли мучить больного близкого человека в попытках продлить (ненадолго!) его жизнь ценой огромных страданий? И могут ли его близкие позволить ему спокойно «уйти»? Ведь это противоречит всей этике человечества, нацеленной на борьбу до конца, даже если борьба безнадёжна. Противоречит представлению о жизни как высшей ценности, о грани между гуманностью и преступлением, о долге перед близкими людьми. Не случайно Варнавский упрекает Людмилу в эгоизме: для кого она старается? Для него или для себя, чтобы не чувствовать потом себя убийцей, предательницей, поддавшейся пораженчеству?

Вот о чём этот рассказ, как мне кажется. Об эвтаназии — о теме настолько тяжёлой, что она до сих пор почти табуирована. Ну а ценное открытие Варнавского, думаю, просто ретуширует эту тему, делает её не настолько прозрачной, а Варнавскому придаёт героические черты, обеляет его перед читателем. Если бы открытия не было и он просто хотел прекратить мучения, возможно читатель счёл бы его трусом, отказавшимся от борьбы.

Как ни печально, но эта ситуация, когда стоит вопрос продолжать ли тяжёлое лечение безнадёжной болезни, встречается в реальности куда чаще, чем выбор между жизнью человека и жизнью его открытия.

«Любимец»
–  [ 8 ]  +

Zlata.24, 30 июля 2020 г. в 14:19

Если бы я читала только первоначально опубликованный сокращённый вариант первой главы «Любимец влюбился», я бы не смогла по достоинству оценить задумку автора. Скорее, я бы ощутила некое презрение и отвращение к герою, а хотелось бы испытывать гордость за себе подобных перед лицом инопланетной расы.

Читать первые главы было смешно и дико: привычный уклад и примитивные потребности домашнего любимца никак не могли допустить в сознание героя настоящую картину экспансии нашей планеты так называемыми «спонсорами»: «Скажите, зачем человеку свобода, если взамен он теряет ежедневный кусок домашней колбасы?»

Автор представил читателю фантастическую версию мини-эволюции человека — от примата до революционера, заодно осветив многие глобальные проблемы: гибель природы от воздействия человека (не забывайте — всегда найдется спонсор, который захватит нашу планету под видом спасения), нежелание мыслить масштабно (принцип довольствования малым очень глубоко сидит в нас — «моя хата с краю, ничего не знаю»), приспособляемость и поиск личной выгоды (немало оказалось людей в помощниках у спонсоров, надзирателей над своими же ради поблажек и лучшей участи — «кому война, кому мать родна»). И финал у романа подходящий:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нельзя рассчитывать на доброго дядю, надо самим объединяться и бороться.

В целом, роман больше понравился своей сатирой нежели фантастическими приключениями героя.

«Мы приближались к городу Москве!

Город возникал постепенно, по мере того, как мы в него углублялись. Некогда он был метрополией, то есть центром всех пороков и безобразий Российской державы. Именно отсюда исходили страшные приказы об отравлении рек и вырубке лесов. Именно в этом городе находились страшные монополии, названия некоторых из них я помнил с детства: «Гипроводхоз», «Главохота», «Главирригация», «Кремль»… Москва – это скопище сил, целью которых было уничтожение разумной жизни на Земле.»

Оценка : 8
«Любимец»
–  [ 8 ]  +

mr. Randy, 18 июля 2020 г. в 13:56

Современная литература (а заодно кино и сериалы) часто выглядит очень поверхностной. Нередко пеняют на то, что сам читатель или зритель не способен вместить большое количество идей, понятий, сюжетных линий и деталей. Но даже если вдруг и так, в чём я глубоко сомневаюсь, так разве это не повод подталкивать их к тому, чтобы учиться понимать и замечать многое? Нырять на глубину, где в больших количествах можно встретить раковины, хранящие внутри жемчужины смыслов.

Потому что иначе – ты на положении домашнего любимца. Ходишь, куда скажут. Делаешь, что прикажут, ведь в противном случае могут и наказать. И порой очень жёстко. Даже в том случае, если ты ни в чём не виновен. Однако стоит только начать сомневаться или бороться за свою свободу и независимость, как перед тобой откроются бездны смыслов. От истории взросления до суровой мужской дружбы. От заботы о ближних до борьбы с системой. От любви до подвига.

Мне кажется, дело не в современности, а именно в нежелании искать и видеть, слышать и слушать. Даже во времена Древней Греции куда проще воспринимать историю про сражение смертных с богами как приключение, чем задумываться о том, содержится ли в этом какая-то аллегория или глубокая мысль о том, что человек сам хозяин своей судьбы. Большинство людей — раньше и сейчас — предпочитают жить, всецело положившись на спонсора, в его власти и заботе, не задумываясь о том, как устроен мир за пределами привычного ареала и даже презирая тех, кто не живёт (или существует) так, как они.

Людей постоянно учат, что это хорошо, а это плохо, но мало кто объясняет «почему» и «как отличить одно от другого»

Оценка : 9
«С крестом и мушкетом»
–  [ 8 ]  +

mputnik, 01 января 2020 г. в 17:33

В далеком 1972-ом году во Дворце пионеров города Горловки мы целый месяц сортировали и восстанавливали книжки: готовили из ветхого фонда шефские посылки для сельских библиотек. Там я эту книжку и нашёл. Начиналась она с пятой страницы, первые 4 вместе с обложкой были утрачены, поэтому в посылки она и не попала, осела у меня дома на полке.

Что это оказалась за КНИЖКА! Все острова сокровищ вкупе с Синдбадами и прочими путешественниками — отдыхают. Все же доступные в советское время книжные пираты с иными злоумышленниками — нервно курят в сторонке. Обложку сделал сам. Книжка — до сих пор на книжной полке, рядышком с подарочным изданием «Мастера и Маргариты». Перечитывал раз 20. Может и 30.

Цитирую введение (которое увидел, кстати, совсем недавно — уже в Интернете): «...Книгу истории можно перелистывать без конца, каждый раз находя в ней новое, увлекательное, поучительное. Одним историческим событиям и лицам повезло — о них писали, пишут и будут писать. Другие остались в тени. О них знают только ученые-специалисты. Третьи вообще забыты и похоронены в пыли архивов. В этой книге нам хотелось устранить несправедливость, которая была допущена по отношению к Юго-Восточной Азии в один из самых драматичных периодов ее истории — в эпоху проникновения туда европейцев, эпоху борьбы за пряности, за восточные рынки. А между тем эпизоды этой борьбы были едва ли менее значительны и драматичны, чем завоевание испанцами Мексики и Перу, путешествие Магеллана или поход Бальбоа. О некоторых эпизодах мы и рассказываем в этой книге...».

Шедевральная книжка

Оценка : 9
«Шкаф неземной красоты»
–  [ 8 ]  +

Zlata.24, 12 ноября 2019 г. в 11:12

Классический рассказ о появлении Чуда в жизни серой мышки. Но исполнение – выше всяких похвал. Я смогла очень ярко ощутить все эмоции:

— серое однообразие семейной жизни Лизочки, ее боязнь нарушить многочисленные запреты своего супруга или просто вызвать его недовольство, — ведь это в дальнейшем грозит спокойствию в доме, где Лизочка – почти бесправное существо (только диву даюсь, как легко внушают таким мышкам, что им сильно повезло в жизни, т.к. некто крутой обратил свое внимание на Ничто и позволил жить в столице в качестве прислуги, но с громким статусом жены);

— удивительный факт наличия подруги при великом множестве ограничений. И подруга здесь играет роль искусительницы: то купить приглянувшийся именно ей шкаф вместо необходимого кухонного, то предложить билет в театр. Несомненно, Лизочке приходится всячески изворачиваться, и ее чувства также весьма прозрачны и легко ощутимы;

— невероятная догадка о фантастическом свойстве шкафа настолько обескуражила Лизу, что она буквально с омерзением смотрит на мужа и только повторяет «Люди же старались…» — здесь и разочарование, и крах только появившегося Чуда в ее жизни, и, наверняка, — осознание беспросветности той трясины, в которой она живет.

Грустный рассказ, на самом деле, но преподнесен с мастерским талантом.

Оценка : 9
«Выбор»
–  [ 8 ]  +

A.Ch, 29 сентября 2019 г. в 18:54

История человека/существа/инопланетянина, по сути, история иностранца, чувствующего себя лишним или пытающегося им не быть.

Автор задаёт важные вопросы. Что определяет видовую или расовую принадлежность человека? Что главнее: внешнее или внутреннее? И, конечно, как важна среда и воспитание в формировании личности?

Сентиментальный, философский, но добрый рассказ о сверхспособностях и как часто ими нужно пользоваться.

Оценка : 7
«Летнее утро»
–  [ 8 ]  +

Mishel78, 28 сентября 2019 г. в 13:03

Одними из самых ярких воспоминаний моего детства стали те дни во время летних каникул, когда отчего-то хотелось рано встать и залезть на крышу родительского дома, чтобы посмотреть на утреннее солнце среди веток черёмухи. Прохладно, но хочется посидеть ещё, потому что солнце вот-вот прогреет воздух и насытившись этими яркими солнечными лучами, я спускаюсь, чтобы продолжить свои ребяческие дела, ведь каникулы же, тем более летние...

Вот так рассказ Булычёва, с его сочными, яркими и живыми описаниями пробудил во мне детские воспоминания, связанные с летними утрами. Поразительно, но редко встречаются мне в литературе такие произведения, в которых описание каких-то локаций и времён года столь подробно описаны, что кажется, будто бы все твои органы чувств задействованы во время чтения. Я почему-то уверен, что Кир Булычёв описывал именно свои любимые места и даже мысли во время их посещения. А это дорогого стоит!

И это настроение свежего летнего утра не смог затмить даже довольно шокирующий финал. Автор великолепно сыграл на контрастах, бросив читателя из лирического настроения в раскрытие подоплёки утреннего путешествия главного героя. Авторский замысел понятен: порой человек настолько привыкает к тому, что его окружает, что не замечает красоты и гармонии бытия в обыденных вещах, которые предстают в новом свете под лучами раннего солнца летним утром. Поэтому наслаждаться подобными моментами стоит как можно чаще, чтобы не сделать неприятного открытия, которое ждало главного героя в финале...

Оценка : 10
«Заповедник сказок»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 24 августа 2019 г. в 09:49

Великолепная сказка для детей и взрослых, практически эталон — увлекательная, динамичная и очень смешная. Чего-чего, а юмора в ней, пожалуй, побольше, чем в любой другой из книг автора. И, что очень приятно, нет в ней таких моментов, когда хотелось бы воскликнуть «Не верю!» — во всё верится моментально и бесповоротно :).

Наконец-то и сама Алиса получилась у Булычева не супердевой, запросто возвращающей к жизни целые планеты («День рождения Алисы»), а самой обыкновенной девчушкой, которой и страшно, и сделать она сама мало чего может, и домой убежать в какие-то моменты сильно хочется. Но вот есть у неё одно очень симпатичное качество — никогда она перед подлостью отступать не станет, никогда друга в беде не бросит, никогда с поля боя не сбежит. А может и правда в будущем всех так воспитывать будут? :).

А какие эффектные образы героев получились у Булычева в этой книге, например тот же гномик Свен или по-своему хитрые, но с хитростью, которая вся на виду, помощники Кусандры Волк и Кот. Думается, эта повесть в сто раз более полезна для воспитания детей, чем те слова, которые родители изо дня в день твердят своим чадам, пытаясь сделать их лучше.

Оценка : 8
«Посёлок»
–  [ 8 ]  +

Cibo, 17 августа 2019 г. в 13:19

Книга в целом увлекательная. Впечатление испортило завершение. Кажется финал уже близко и ждешь развязки, а повествование вдруг замирает и автор пускается в описание персонажей и какие-то их взаимодействия. Время растягивается и начинают происходить цепь нелепых и маловероятных событий, которые должны накалять обстановку, но вместо этого вызывают раздражение.

Оценка : 7
«Глаз»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 12 июня 2019 г. в 10:32

Для многих читателей, не очень хорошо знакомых с творчеством Кира Булычева, рассказ может оказаться неожиданным. Здесь автор выступает перед нами отнюдь не добрым сказочником, придумавшим Алису Селезнёву и не остроумным шутником — творцом «Гуслярского цикла», а совершенно серьёзным писателем, тонким психологом и моралистом.

И главное в этом рассказе, конечно же, не его интрига, которая совершенно прозрачна, а финал произведения просматривается чуть ли не с первой страницы. А главное — прекрасно выписанная, психологически точная картинка семьи, в которой один из ее членов (в нашем случае жена) беззастенчиво паразитирует на другом. Конечно же в литературе такие семьи описываются достаточно часто — тема очень популярная, но вот Булычев, честь ему и хвала, сумел найти такие слова, так (всего на двадцати страничках) изобразить весь процесс создания, существования и распада такой семьи, что за душу цепляет. И, что в фантастике бывает отнюдь не часто, читая эту вещицу, действительно начинаешь переживать за её героя и мысленно твердить: «Разуй глаза, приятель!» :).

Оценка : 7
«Штурм Дюльбера (Река Хронос. 1917)»
–  [ 8 ]  +

lammik, 25 мая 2019 г. в 21:54

Лидочка Иваницкая с помощью своей «табакерки» попадает в март 1917 года, Андрея Берестова нигде нет, но она снова и снова приходит к оговорённому месту встречи — платану на набережной Ялты. Между тем в стране и мире происходят страшные и великие события, иногда это одни и те же события.

Сложно не почувствовать себя обманутым в конце «Штурма Дюльбера».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Фантомные миры? Серьёзно?
И даже если признать работающей эту аналогию с путями и тупиками, то и в этом случае смерть в тупике должна быть окончательной и бесповоротной, ведь смерти нет дела до того, доехал ты или нет до своей остановки.

Что до альтернативности истории, то одна альтернативная вещь здесь есть. Это альтернативно одарённый Владимир Ильич Ленин, вот прям как из анекдотов. Понятно, что в 92-ом его пинать было уже не только можно, но и принято, но от историка по специальности хотелось бы ждать более объективных трактовок.

Ну и убийство Распутина описано в стиле дешёвого водевиля, при этом понять, какое оно имеет отношение к событиям романа и цикла в целом, решительно невозможно.

P.S. В аннотацию вкралась ошибка. В Дюльбер Романовых и иже с ними поместили не большевики, а Ялтинский Совет. Так уж получилось, что в 1917 в Советах большевики были всего лишь одной из представленных партий.

Оценка : 7
«На полпути с обрыва»
–  [ 8 ]  +

lammik, 16 апреля 2019 г. в 19:18

2094 год. Крым. Большая Ялта. Симеиз. Неподалёку от побережья действует портал в параллельный мир, и комиссар Милодар отправляет Кору Орват туда на разведку.

Я уж думал, что хуже «Детского острова» в цикле ничего не встретится, однако ошибся и сильно. Во-первых, повесть полна ляпов, связанных непосредственно с существованием двух параллельных миров и течением времени в них. Но этим дело не ограничивается. Возбудителем чумы является не вирус, а бактерия. При этом вирус с характеристиками, описанными в повести, просто бы не сохранился — инфицированные помирали бы раньше, чем заражали следующих жертв.

Во-вторых, это если и антивоенная повесть, то она не против войны, а против военных. Чувствуете разницу? Все военные показаны агрессивными имбецилами, рвущимися к власти.

В-третьих, посыл у повести антисоветский, но поражает скорее другое — Кир Булычев откровенно не любит свою героиню, Кора Орват предстаёт перед читателем недалёкой пустышкой. И это при том, что сам Булычев называл её в своём роде «повзрослевшей Алисой».

Таким образом, с одной стороны читать сие можно посоветовать исключительно стойким поклонникам творчества Кира Булычева, с другой — именно им читать данную повесть будет особенно мучительно.

Оценка : 4
«Поломка на линии»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 12 апреля 2019 г. в 10:38

Практически все ранние рассказы Кира Булычёва, которые так нравились читателям в начале семидесятых, нынче, при повторном чтении, скорее расстраивают, чем радуют. Нет, они всё так же увлекательны и всё так же легки в чтении, но, вот беда, почти в каждом из них обязательно находится пара-тройка явных неправдоподобий, если не нелепостей.

Вот и «Поломка на линии» — один из самых популярных рассказов рубежа семидесятых: интересен — да, настроение создаёт — очевидно, лёгок в чтении — неимоверно. Но вот задумайтесь, а зачем людям будущего, которые, оказывается, уже давно инкогнито присутствуют во всех временах своего прошлого, тащить в своё настоящее такую прорву обычнейших предметов материальной культуры прошлых эпох, тем более монет?

Ну, а история с ремонтом «почтового ящика» с помощью кусочка фольги и последующим визитом «ремонтника» из будущего — это вообще несерьёзно. Впрочем, также, как и передача продуктов питания в блокадный Ленинград — будущее оно в любом случае изменит, не у писателя Черняева, так у детей, к которым эти продукты попадут. Неужели, если бы это было возможно, наши потомки не завалили бы блокадный Ленинград продуктами...

При всё уважении к Булычёву просто неприятно, когда он торопится (а торопится он очень часто) и не прорабатывает свои рассказы как следует....

Оценка : 6
«Тайна третьей планеты»
–  [ 8 ]  +

tolstyi1010, 01 апреля 2019 г. в 16:39

Алиса Селезнева вместе со своим отцом и капитаном Зеленым летит в экспедицию для сбора редких космических животных.

Кто из нас не смотрел замечательный мультфильм с аналогичным названием, снятый по повести Кира Булычева «Путешествие Алисы». Как и в мультфильме, в данном произведении сюжет претерпел изменения. Вместо трех капитанов будет два (марсианина за ненадобностью исключили, как и операцию на прямом сердце), Зеленый из механика превратился в капитана, потеснив знаменитого капитана Полоскова, который фигурировал в «Путешествие Алисы», да и многие приключения вырезали, например планету Шелезяку. Но в целом это все равно приключения Алисы, хоть и сокращенное, и написанное для детей младшего возраста.

Оценка : 10
«Тайна Урулгана»
–  [ 8 ]  +

URRRiy, 11 февраля 2019 г. в 19:57

Нормальная социальная фантастика с характерным для начала 90-х моральным посылом. Завязка истории: поиск таинственного объекта в тайге незадолго до начала Первой мировой войны, совмещённый с поиском незадачливого покорителя Арктики — по национальности англичанина.

Соответственно группа поиска — местные жители, весьма разношерстные по классу, национальности и политическим убеждениям, понаехавшие англичанин, молодая девушка — англичанка, дочь пропавшего капитана, пообещавшая спутнику за помощь «дорогое самое отдать», таинственный азиат — слуга.

Объект, как водится, иноприлетянин, со своими наворотами, но вполне вменяемый.

В романе хватает интриги, есть любовь как в кавычках так и без, отличное описание бытовых подробностей того периода и человеческих взаимоотношений, а также путешествия по таёжной реке, жизненных историй разнотипных персонажей и в принципе не слишком идеализированный вариант развития событий.

Как вывод: продукт хорошего качества, не халтурный, вполне интересный и сейчас.

Оценка : 8
«Пираты, корсары, рейдеры»
–  [ 8 ]  +

strannik102, 03 февраля 2019 г. в 09:26

Мы раз бо-бо бобойники, разбойники-разбойники, пиф-паф, и вы покойники, покойники, покойники...

Отличное современное дополнение к довольно известной книге Даниэль Дефо — Всеобщая история пиратства . Правда Дефо свою пиратскую книгу написал на четверть тысячелетия раньше (1724 г.), зато у Игоря Можейко в его пиратско-корсарско-рейдерский труд вошли гораздо более поздние эпизоды и факты из этого морского явления, а кроме того ведь за эти 250 с гаком лет появились помимо чистого морского разбоя (пиратства) такие понятия, как корсарство и рейдерство.

Собственно говоря, с определения и разграничения этих понятий Игорь Можейко и начинает свою книгу. Тем не менее какие-то ранние эпизоды пиратства, описываемые и рассматриваемые Можейко, пересекаются и с Дефо. Однако, что совершенно естественно, Можейко пошёл дальше Дефо, и не только потому, что обладал большим фактологическим материалом. Кстати, такового фактологического материала история мореплаваний накопила столько, что Игорь Всеволодович и не пытается описать нам всё, что известно — это попросту и невозможно. И потому И. Можейко описывает только самые характерные эпизоды и конкретные истории и судьбы именитых пиратов.

Конечно же самые известные имена в книгу вошли — тут и Морган, и Дрейк, и Кавендиш, и самые первые пираты на просторах Индийского океана Васко да Гама (да-да, друзья, тот самый, который великий первооткрыватель морского пути в Индию) и его португальские и испанские соратники и последователи, и разные французские и голландские флибустьеры, приватиры и корсары.

А затем повествование совершенно естественным образом перемещается во времена великих противостояний морских империй, когда на просторах мирового океана разыгрывались целые корсарские войны. И наконец, мы плавно перемещаемся уже во времена новейшей истории, т. е. сначала Первая Мировая, а затем уже и Вторая Мировая войны. И от деревянных надводных стотонных корабликов мы переходим на палубы стальных крейсеров и в отсеки подводных лодок — тотальная война уже не знает границ и не соблюдает практически никаких правил.

Но и послевоенное время не стало свободным от пиратства как такового. И если рейдерство в мирное время закончилось, то каботажное пиратство по-прежнему существует. Игорь Можейко заканчивает свой рассказ где-то на 80-х годах прошлого века, однако книга безусловно современна и сейчас, ведь и теперь мы то и дело слышим или читаем в новостной ленте об очередном пиратском захвате судна. А значит точку в истории пиратства ставить пока что рано...

Великолепный фактологический материал! Шикарный авторский стиль и слог!

Оценка : 10
«Смерть этажом ниже»
–  [ 8 ]  +

IgorLutiy, 03 февраля 2019 г. в 05:05

Не ожидал я от этого автора подобного произведения. Это и заинтересовало, когда прочитал аннотацию.

Написана повесть в 1989 году и описываемые события по всем признакам относятся к этому же периоду. С другой стороны — если посмотреть на то, что нас окружает сейчас — подобные события могут произойти и сегодня и по сути мало что изменилось бы.

В центре повествования небольшой городок в глубинке нашей необъятной родины. Происходит авария, выброс ядовитого газа, который стелется по земле. И люди, во главе с главным героем, которые волею судьбы оказались выше. А смерть оказалась этажом ниже...

Начало повести откровенно скучное. Честно скажу — было желание бросить. Но постепенно сюжет смог завлечь в свои сети, действие раскрутило маховик и дальше уже было сложно оторваться. При этом от каждой страницы, от начала и до самого конца веет жутким унынием, безнадежностью.

Страшная повесть. И страшная не какими-то монстрами, другими ужасами и даже не самой трагедией с большим количеством жертв. Страшная от описываемых людей. От того, что такие люди всегда были, есть и будут. Более того, очень часто они наделены властью. И насколько же откровенно и убедительно смог передать это всё автор.

Неожиданное произведение от данного автора. Не очень ровное, но очень эмоциональное.

Оценка : 8
«Поступили в продажу золотые рыбки»
–  [ 8 ]  +

URRRiy, 11 января 2019 г. в 00:30

Рассказ отличный, первый из написанных про Великий Гусляр и его жителей. Действительно, как отмечалось, желания у людей подобраны житейские, хотя и несколько рафинированные — а может и на самом деле, не было тогда товарищей, которые бы пожелали смерти соседской корове?

Изложение четкое, без сантиментов — народ пережил страшную войну, и, к примеру разводить ненужные розовые сопли о печальной судьбе молодого пожарника автор не стал — стал инвалидом по молодости лет, значит, судьба такая, рыдать тут не о чем.

И всё-таки Кир Булычев не только юморист — он ещё и сатирик. На мой взгляд, он в том числе высмеял системный порок советской жизни — обязательный дефицит и административное распределение благ, при котором даже волшебство лимитировано, и даже золотая рыбка ограничивает советского человека в его желаниях, причем без всякого смысла распределяет блага, как с тем же пожарником — получи вместо оторванной руки шесть, и неважно, что это ненормально, а сам получатель против.

В общем, автор — не просто талант, но ещё и с правильной гражданской позицией, всецело одобряю и рекомендую к прочтению.

Оценка : 9
«Последняя война»
–  [ 8 ]  +

mputnik, 20 ноября 2018 г. в 23:43

Странное впечатление. Именно «странное» — без устойчивых негативных аспектов (но и без особых восторгов). Странность конкретно в том, что — при всем при этом — равнодушным книга не оставляет. Почему? Может быть — некие «творческие эманации» Булычева («узаконенного» классика”), может ещё что. «Эманации», кстати — вполне себе реальный фактор восприятия: вот только потянет что плохое про автора мысленно просквернословить, так сразу же из глубин подсознания вырывается трепещущая хоругвь с лозунгом: « Да ты чего, родной, это же тот самый мужик, который «сваял» Алису Селезнёву, который придумал Великий Гусляр и Посёлок. Такой не может плохую книжку выдумать, это ты сам чего-то не догоняешь, родной...».

И тем не менее — о странностях.

Три логических якоря, три безжалостных антитезы — распластывают книгу как булавки естествоиспытателя — лягушку на лабораторном столике: «Линия грёз» Лукьяненко, «Темный лес» Лю Цысиня и — как сие ни парадоксально — «Час Быка» Ефремова («Час Быка» и «Темный лес» — в принципе самодостаточная пара взаимоисключающих противоречий):

*** Технология «оживления», некая реальная «победа над смертью», доступная миллионам — ДОЛЖНА автоматически «создавать» новый мир, с новыми реалиями (это «системообразующий» фактор, литературные герои не могут вот так, запросто его «игнорировать», оставаясь в рамках сюжета, определенного для них автором. Лукьяненко это ДОКАЗАЛ.);

*** «Цивилизация непрерывно растет и расширяется, захватывая пространство и ресурсы экспоненциально, но общий объем вещества во Вселенной остается неизменным» — следовательно повседневность цивилизаций высокоразвитых должна предусматривать ограничительные — как минимум — меры для цивилизаций растущих (эти «меры» должны хоть как-то проявляться, это своеобразный «цивилизационный императив», литературные герои не могут вот так, запросто его «игнорировать», оставаясь в рамках сюжета, определенного для них автором. Лю Цысинь это ДОКАЗАЛ.);

*** Порог Синед Роба — ни одно низкое по морально-этическому уровню общество не может выйти в межзвездный Космос, поскольку истребит себя своим собственным оружием, ещё находясь в пределах своей планеты или своей звёздной системы, «...когда в Великом Кольце обнаруживают государство, закрывающее своим людям путь к знанию, то такое государство разрушают. Это единственный случай, дающий право на прямое вмешательство в дела чужой планеты...» (любые «галактические центры — это не «институты благородных девиц», а — прежде всего — механизмы реализации ограничительных мер, и Ефремов это ДОКАЗАЛ).

Так что – по идее – книга получается, откровенно говоря, «ходульная». Автор, по определению наивностью не страдающий, живописует некие нежизненные, нереалистичные картины, кои – канонам, утвержденным иными, не менее маститыми авторами, мягко выражаясь, не соответствуют. Вот это – странно, Булычев в халтуре замечен не был, не тот случай. Но еще более СТРАННО, что – повторяюсь: «…книга — при всем при этом — равнодушным не оставляет…».

При этом самый реалистичный персонаж все же — лигонский генерал, «истины вещающий, аки Пастырь, чад малых вразумляющий»:

*** ...как я могу знать, что вы говорите правду...;

*** ... или — выживут сильнейшие, или — погибнут все...;

*** ...мне безразличны судьбы других людей, но одному мне не выжить...

Да, это цинично, это неромантично и грубо, но, пардон.., это — именно та правда жизни, которую реализуют, «пользуясь магией литературы» и капиталистический (условно) «Темный лес» и (не менее условно) коммунистический «Час Быка». Первая аксиома космической социологии гласит: «важнейшая потребность цивилизации — выживание». Звездолётчики не могут быть наивны в социокультурном плане, это бред, если уж совсем откровенно.

И тем не менее. Это — Булычев. Маэстро не может заблуждаться. Он может позволять себе вольности, нам — обычным смертным — недоступные.

Что это в принципе — кафкианство, некий иной хитрый литературный приём или тонкий ход? Не знаю. Может быть.

Но прочитать — стоит. Магия «настоящей литературы» — вполне явственно имеет место быть.

Оценка : 6
«Посёлок»
–  [ 8 ]  +

Maximontano, 27 сентября 2018 г. в 20:42

Тот, кто хочет выжить.

Знакомство с Киром Булычевым происходит у меня запозданием лет так в 15 однозначно. Сейчас мне без малого 30 и конечно на это произведение смотришь сквозь своеобразную призму увиденного, прожитого и прочитанного, попадись мне этот роман лет этак в 15 я был бы в абсолютном восторге. А так, интересно, любопытно, но не более. Хороший приключенческо-фантастический роман для подростков, любителям жанра однозначно рекомендую, так как я все таки специализируюсь больше по хоррорам, возможно я чего то не допонял, потому и снизил итоговую отметку .Make some books.

Оценка : 7
«Хоккей Толи Гусева»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 26 августа 2018 г. в 13:40

Небольшая зарисовка о весне на чужой планете. Тема быстрого пробуждения природы после зимней спячки в фантастике отнюдь не редка, но Булычеву удалось взглянуть на такое пробуждение совершенно по-новому. Соответствующий эмоциональный фон рассказ действительно создаёт, история с фигурками хоккеистов, вырезанных из местного дерева, не то что бы эффектна, но очень неплоха, да и размер у этой вещицы оптимальный (всего 5 страниц) — больше для зарисовки такого плана было бы уже неинтересно. В общем — одно из тех произведений, которые не стыдно печатать и сегодня, спустя полвека после его первого издания.

И ещё. Конечно же, рассказ за прошедшие полвека сильно устарел технически (кинопроектор с фильмами, какой-то журнал наблюдений, в который регулярно нужно чего-то от руки записывать, да и о самом настольном хоккее скоро будут помнить только глубокие старички :)), однако это ему почему-то совсем не мешает, только наводит на грустные мысли о том, как же быстро всё в нашем мире стало меняться. И что практически невозможно предугадать, как изменится этот самый мир ещё через полвека....

Оценка : 7
«Город без памяти»
–  [ 8 ]  +

lammik, 05 апреля 2018 г. в 16:55

Атланты-криняне, спасённые Алисой и Пашкой со дна Тихого океана, отправляются на свою планету Крину на корабле «Днепр» под управлением старого знакомого Алисы капитана Полоскова. Неожиданно связь с кораблём прерывается. Известно только, что это произошло перед самой посадкой на Крину. На «Днепре» помимо Полоскова и кринян также находились механик Зелёный и Тадеуш — муж Ирии Гай. Земля своих не бросает, начата подготовка спасательной экспедиции. Но прежде к Крине полетит «Гай-до» с экипажем из Ирии, Алисы и Пашки. Друзьям предстоит разгадать тайну Крины и спасти огонёк цивилизации, тихо тлеющий там вот уже несколько столетий.

Отличная приключенческая повесть, которая сейчас читается практически как попаданческое фэнтези — огромный враждебный мир, псевдосредневековый антураж с элементами постапокалипсиса, цивилизаторы-помники, стремящиеся вернуть планету на путь Разума, опасные животные со всей Галактики, драконы, единороги и разумные белые птицы. Да из такой богатой фактуры сейчас кто-нибудь обязательно бы бросился ваять гигантский цикл на несколько десятков томов. Но Булычев аккуратно подвёл итоги экспедиции и больше, как я понимаю, на Крину не возвращался. Чем напомнил свой же роман «Последняя война», где также случилась глобальная техногенная катастрофа, а спасли положение земляне-дилетанты и инопланетяне. Напомню, что Ирия Гай не землянка.

Создаётся ощущение, что «Город без памяти» должен был стать последней книгой про «девочку с Земли». Ибо тут Алиса с Пашкой уже прямо названы подростками, а следовательно в дальнейшем стоило ждать либо окончания либо существенного взросления цикла. Чего, как я понимаю, не произошло. Подозреваю, что причиной тому начавшиеся тектонические преобразования в стране. Жаль. Думаю, не только я с радостью почитал бы про взрослую жизнь Алисы Селезнёвой.

Оценка : 8
«Белое платье Золушки»
–  [ 8 ]  +

yfnfkmz12041978, 16 марта 2018 г. в 16:29

Уже романтично. Наконец-то Павлыш, очень положительный и правильный, заинтересовался женщинами. Как то до этого момента такого накала страстей не наблюдалось, Павлыш ревнует- не может быть!!! Женщины были разные; Гражина, Снежина, Татьяна, но все это тускло и без красок. А здесь Гусар. Долго ли Марина Ким будет на горизонте нашего внимания?. Надо сказать, что автору образ удался. Без сарказма.

Но вот первая часть произведения «о некрасивом биоформе» тронула за душу. Очень сильный образ настоящего человека, его героики и готовности к самопожертвованию. Такие как Драч и Грунин достойны восхищения. Которое в моем понимании, в моей голове, переходит скорее в ступор перед ужасом выбора между жизнью и смертью. Мозг замерзает. Им надо успеть, иначе погибнут люди, что находятся на западном склоне и дальше на равнине. Да, для общества необходимы герои, для того, что бы остальные могли прозябать в райском Эдеме, герои которых манит неизведанное и опасное, новое и загадочное.

Павлыш эволюционирует, у него появились новые навыки виртуозного вождения Флайера. И ему тоже пришлось побывать в переделках и рисковать собой.

Оценка : 10

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  7  8  9 10 [11] 12 13 14 15 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх