Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Первый DARKER в этом году уже здесь! Подводим итоги-2021, оцениваем ожидания-2022. Следуем традициям, в общем.
В этом номере:
— рассказ Дмитрия Костюкевича, выигравший «Чертову дюжину 2021», и интервью с автором; — итоги 2021 года по части кино, сериалов, литературы, музыки, комиксов, игр; — эксклюзивное интервью с экс-барабанщиком Scorpions Джо Уайменом; — рецензии на фильмы «Матрица: Воскрешение» и «Черная пятница», книги Джо Р. Лансдейла и Роберта Эйкмана, альбомы Volbeat и Hypocricy, мангу «Окаменелые грезы. Полное собрание рассказов Сатоси Кона», игру Five Nights at Freddy's: Security Breach; — переводы Теодоры Госс и Р. Мюррея Гилкриста; — гид по киношной франшизе «Крик» и не только!
Читать номер — здесь. Номер в базе Фантлаба — здесь.
В этот знаменательный день мы вспоминаем двух великих литераторов, которые жили и творили в разное время и в разных концах земного шара, но оказались объединены интересом к запредельному. Свой уникальный опыт соприкосновения с ним они транслировали в самой разной манере — это и трагическое повествование о ничтожности человека, и проза гротеска, и манифестация свободы и силы отдельной личности и человечества в целом.
Программный текст Густава Майринка"Голем" (его нет нужды пересказывать) в переводе Давида Выгодского — это практически идеальный пример предельной напряженности языка, при которой читатель наполняется восторгом от осознания: вот как можно рассказать о сне или о мимолетной встрече, не оставивших связных воспоминаний, но повлекших тревожную перемену настроения, а следом — и понимания своего места в мире.
Напряженные, хулиганские и трагичные гротески, притчи и иносказания Эдгара Аллана По, объединенные в сборник "Маска Красной Смерти", представлены в привычных отечественному читателю переводах Константина Бальмонта и Михаила Энгельгардта. И хотя советские переводы местами более точны и рельефны, именно язык и интонация нашего Серебряного Века лучше всего передают настроение XIX столетия, предчувствующего свой грядущий упадок, и романтика-одиночки, чьи грезы порой не столько поддерживают, сколько расщепляют его личность...
Переводы частично заново отредактированы.
Сборник замыкает статья К. Д. Бальмонта о жизни и творчестве великого американца.
Каждое издание серии снабжено приятным бонусом — вступительной статьей доктора филологических наук, профессора РГГУ Александра Викторовича Маркова. Предисловия Маркова и других специалистов к книгам серии Horror Story как бы образуют единое растянутое во времени исследование, посвященное наиболее интересным аспектам классической "литературы ужасов". Александр Викторович пытается ответить на интереснейшие вопросы: насколько массовая литература конца XIX — начала ХХ века отражала или предвосхищала социокультурные перемены своей поры? насколько она отзывалась на достижения научно-технического прогресса? насколько оставалась при этом верной традициям Радклиф и Гофмана? насколько — и в каком ключе — повлиял на нее немой, а затем и звуковой кинематограф? какие специфические образы пришли в язык кино именно из "страшной прозы"?
Редакция надеется, что читателям вечной классики будет интересно искать ответы на эти вопросы вместе с нами!
Приятного прикосновения к запредельному!
Автор статьи от души благодарит переводчика Евгению Крутову за инфоповод.
Те, кто видит сны наяву в ясный день, всегда идут гораздо дальше тех, кто видит сны только засыпая по ночам.
Эдгар Аллан По
Сегодня, в день рождения гениального американского визионера, вниманию уважаемых форумчан ГК "РИПОЛ классик" представляет продолжение коллекционного иллюстрированного издания рассказов Эдгара По с иллюстрациями выдающегося французского художника, нашего современника Бенжамена Лакомба.
Передаю слово ведущему редактору Кристине Коноплёвой, руководителю проекта:
В день рождения Эдгара Аллана По мы предлагаем обратиться к творчеству великого писателя, чьи произведения покорили весь мир. Готические, полные психологизма, с драматическим надрывом и незабываемыми иллюстрациями Бенжамена Лакомба – «Страшные рассказы» По не оставят вас равнодушными.
Родовое проклятие, кровавое безумие, неизбежный рок и навевающая жуть атмосфера готики, смешались в пугающих историях виртуозного маэстро ужасов.
Открыв страницы этой книги, вы окажетесь по ту сторону реальности, в мире, полном мрачных и трагичных событий. Здесь вы ступите в проклятый особняк рода Эшер, увидите изнанку болезненной одержимости и услышите о грехах темных душ.
Вы готовы?
Коллекция "Метаморфозы" представляет великие произведения мировой литературы в интерпретации современных иллюстраторов. Как древнеримский поэт Овидий в поэме "Methamorphoses" повествует о различных превращениях, произошедших со времени Сотворения мира, так и современные художники, обращаясь к классическому тексту , переосмысливают его в уникальные художественные образы.
"Страшные рассказы. Книга II" — долгожданное продолжение невероятно мрачных и завораживающих историй Эдгара Аллана По в сопровождении удивительных иллюстраций Бенжамена Лакомба.
Идея уникального проекта принадлежит самому французскому художнику. В книгах нет лишней речи. Почти вся она родом из XIX или начала XX столетия: маэстро и его главный французский поклонник — Шарль Бодлер, чьи статьи замыкают каждый из томов; в русскоязычном издании — голоса Серебряного Века, голоса удивительных переводчиков Константина Бальмонта и Михаила Энгельгардта, самых, как нам представляется, горячих его почитателей в отечественной словесности той поры.
Мы приглашаем вас посетить странный, тревожный и вместе с тем завораживающий мир прочтения (и интерпретации) произведений великого американского литератора самым своеобразным французским художником нашего времени!
Читателей темы «Хоррор, мистика и саспенс» приветствую впервые. Меня зовут Олег Моисеев, я один из ведущих редакторов ГК «РИПОЛ классик». В новом 2022 году, который, как я убежден, принесет всем нам массу новых впечатлений, книг, знакомств и творческих поисков, наша редакция добралась до авторской колонки на портале «Лаборатория Фантастики». В этой колонке я приглашаю вас обсуждать новинки и планы нашего издательства в жанрах фэнтези и хоррора.
В минувшем 2021 году в издательстве «РИПОЛ классик» были открыты две замечательные книжные серии. Под логотипом Grand Fantasy публикуются книги выдающихся классиков мировой фантастики. В серии Horror Story вниманию читателей предлагается классика «литературы ужасов». На последней остановимся подробнее.
Серия получила свое начало вследствие беззаветной любви редакции «РИПОЛ» к вечной классике. Так появились издания программных текстов «литературы ужасов»: «Дракула»Брэма Стокера, «Голем»Густава Майринка, «Монах»М. Г. Льюиса, сборники сумасшедших гротесковЭдгара По и гениальных притчАмброза Бирса. Это важная часть сокровищ мировой литературы, которая не один (десяток) раз была представлена русскому читателю. Но некоторые из представленных изданий скрывают приятные бонусы, о которых чуть позже я расскажу отдельно.
Внимание составителей серии привлекают также малоизвестные и незаслуженно забытые авторы, в том числе отечественные. Так, серию украсили два романа удивительного русского писателя, приятеля Льва Толстого и ученого-педагога Анатолия Эльснера, которые напрямую относятся к хоррору. Оба романа уникальны тем, что предвосхищают сюжеты литературы и кинематографа ХХ века. «Грозный идол» — это будущий «Повелитель мух», а «Железный доктор» по фамилии Кандинский стоит первым (по крайней мере в отечественной литературе) в ряду врачей-маньяков. В то же время к проблемам, которые он рассматривает, замечательный литератор подходит оригинально и философски. И стоит ли говорить, каким прекрасным русским языком написаны эти романы?..
Увлечение стариной в рамках хоррора привело к необходимости открыть дочернюю серию, посвященную англоязычной «страшной литературе» XIX — начала XX века. Представляю ее вашему вниманию.
О концепции серии внутри серии я специально расскажу отдельно. Кажется, название говорит само за себя. Сейчас довольно упомянуть, что первые два ее тома «Библиотеки…» составили роман британца Ричарда Марша«Жук. Таинственная история» и сборник рассказов американца Роберта Чамберса«Король в Желтом». Эти культовые произведения повлияли не только на «отца Ктулху», но и в целом на массовую культуру ХХ века.
В дальнейших сообщениях я подробнее расскажу о некоторых из этих изданий и обязательно упомяну каждого, кто принял в них участие. Говорить об этих книгах я буду вперемешку с анонсированием новинок серии. Планы на серию большие, я буду рад вниманию форумчан и всегда готов отвечать на вопросы!
Необходимые вещи на минималках, или Чада цирка и кино
Начало 40-х годов. Америка.
В маленьком городке Литчфилд только и развлечений было что кинотеатр. Одни жители с удовольствием следили за перипетиями фантастики и мелодрам. Другие – активно выступали против непристойностей, показываемых на экране.
Так длилось до той поры, пока с фильмом, посвященным преждевременному материнству, в город не наведалась передвижное шоу. А вскоре в отеле, где поселились его участники, произошло жестокое, таинственное убийство.
И, похоже, это было только начало.
Не особо оригинальный хоррор, стоящий «на плечах гигантов», способный, тем не менее, порадовать атмосферой 40-х и одним любопытным финтом.
Перед нами классическая история о Зле, пришедшем в провинциальный городок. Поначалу она вообще выглядит Нужными вещами-лайт. Неведомая сила, играющая на потаенных, забытых моментах из прошлого, цепляющая на крючок любопытства. Вот только Маккаммон строил такие саги гораздо интереснее. А Кинг еще и на порядок психологичнее. Тем паче разворачивается сюжет «Ребра» слишком уж неторопливо. Фактически треть романа представляет собой затянутую экспозицию.
Однако есть у книги один несомненный плюс.
Атмосфера начала 40-х. В мире бушует Вторая Великая бойня, и она уже докатилась до тихой американской гавани. Изрядное количество мужчин отправились за океан, а у молодняка появилась еще одна возможность порвать с опостылевшим провинциальным бытом. О том, что велик шанс не вернуться – задумывается немного народу.
А в благословенной Господом Цитадели демократии, царят самые что ни на есть неполиткорректные времена. Никакого тебе уважения к другому цвету кожи или сексуальной ориентации (о таких извращениях автор даже не упоминает). Изменил супруге/(гу)? Будь готов к немалому штрафу. Спутался с цветной дамой? О! Тут вообще все весело. ГГ хватило косвенных улик (судья прямых доказательств связи не увидел), чтобы потерять жену, работу, уважение общества. Его жизнь фактически уничтожена. Что уж говорить о пресловутой сегрегации – чернокожие люди второго сорта, как повелось испокон веков.
Мораль социума и простые семейные ценности нерушимы – любой намек на неприличное поведение как в быту, так и на экране вызывает волну гнева и осуждения столпов общества. В приличном отеле для поселения пары необходимо свидетельство о браке. Роль женщины сводится к заботе о муже и хозяйстве. Благо хоть сухой закон уже десяток лет как отменили – не нужно выпивку по подвалам прятать.
Пасторальные времена, одним словом.
Стоит отметить — автор не любит циркачей. Особенно в их передвижном, уже почти исчезнувшем варианте. В этом Эд не одинок. А вот к кинематографу испытывает теплые чувства.
Главные герои романа неплохи, жаль их тут всего двое.
Джордж Уокер, он же Джоджо. Некогда помощник шерифа, ныне «гостиничный коп», частный детектив, вышибала приглядывающий за порядком в отеле. Типаж с налетом нуара. Не снимает костюм, курит как паровоз, играет на скачках. Не чужд женских прелестей. До определенного момента. Ведь именно Джоджо тот самый глупец, спутавшийся «с чернокожей бабой». Вдобавок он болен редким синдромом Амбракса, либо синдром оборотня. Волосатость, если попросту, у парня повышена. Очень. Чтобы не выглядеть как йетти, Джорджу приходится бриться 2-3 раза в день. А еще он не помнит своего раннего детства. Совсем. Зато знаком с классическими трудами философов. Отнюдь не тупой дуболом.
Как и вторая протагонистка. Теодора Кевинью. Супруга владельца кинотеатра. Не особо общительная, довольная ролью домохозяйки, не особо нуждающаяся в сексе. Начитанная, думающая, способная к неожиданным решениям.
Вместе с основной парой Курц дарит некоторое количество второстепенных персонажей, создающих городскую массовку. Есть несколько пронзительных удач, но, в целом, они гораздо слабее главных героев.
Общая атмосфера романа гнетущая. Липкая жара, обволакивающая тело, лишающая сил. Безнадега в жизни главного героя. Презрение и холодность со стороны окружающих. Нагнетание обстановки. Загадочное убийство. Неаппетитные подробности происходящего.
Мрачненько.
И фантасмагоричненько. После экватора автор огорошит читателя целым букетом мистических, сюрреалистичных сцен с погружением в прошлое, магическими этюдами, альтернативными реальностями и неожиданными открытиями. Все не так, как кажется.
Ход с местом действия неплох. Как и с происхождением антагониста. И хотя, в конце концов, все опять же сводится к классике, то, как появился главгад, и чего он натворил, придает книге чуток остро необходимой ей оригинальности.
Эрго. Необязательный мистический хоррор с хорошей атмосферой 40-х, приятной парочкой героев, любопытными фантасмагорическими нюансами. Созданный в духе классики Кинга. О! Пожалуй, стоит перечесть.