Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Все мы когда-то были детьми: учились в школе, общались с одноклассниками, гуляли после уроков на улице. Где нередко, ведомые своим любопытством, влипали в самые разные ситуации, которые в отдельных случаях нельзя было назвать безобидными.
Вот и персонажи романа Рональда Малфи "Декабрьский парк" — подростки Анджело, Питер и Скотт — не сумев пройти мимо скопления полицейских машин у лесной чащи, оказались свидетелями того как стражи порядка выносят из зарослей накрытое простыней тело ранее пропавшей пятнадцатилетней Кортни Коул. Герои (впрочем, как и другие жители городка Хартинг-Фармс) предполагают, что девушка погибла от рук маньяка по прозвищу Дудочник, который опять-таки предположительно похитил еще нескольких детей.
Страшная находка поначалу шокирует парней, но постепенно серые будни приглушают воспоминания о ней. Которые разгораются с новой силой, когда друзья знакомятся с застенчивым мальчиком Эдриеном, стремящимся поймать душегуба самостоятельно. Ребята с большим энтузиазмом принимаются за поиски Дудочника, но очень скоро осознают, что то, чем они занимаются — совсем не игра, а реальность, столкновение с которой может стоить им жизни.
"Декабрьский парк" по праву можно отнести к "мальчишечьим ужасам", но с оговоркой, что самих ужасов в книге наберется не так уж и много. Львиная доля текста посвящена описанию досуга персонажей, их взаимоотношений друг с другом и с родителями. И параллельно с этим нам расскажут о попытках героев отыскать логово маньяка и останки его жертв. То есть, деяния Дудочника служат как бы фоном для того, чтобы поведать историю о подростковой дружбе и взрослении, происходящем под влиянием неблагоприятной окружающей среды.
Именно такой является Хартинг-Фармс — некогда тихий сонный городок, который с приходом в него хитрого и наглого зла быстро превращается в мрачное и неуютное место, где на каждом углу тебя может подстерегать опасность. Тревожная атмосфера, царящая в романе — это, пожалуй, одна из его самых мощных сторон. С каждой главой ты все глубже погружаешься в паранойю, охватившую горожан, и буквально не можешь оторваться от книги, ведь тебе просто необходимо как можно скорее узнать личность Дудочника, чтобы внутренние напряжение и беспокойство наконец покинули тебя.
Но какой бы ни была атмосфера, она бы не сработала, если бы персонажам романа не хотелось сопереживать. И с этим у "Декабрьского парка" нет никаких проблем. Герои, придуманные Малфи, получились по-настоящему "объемными", интересными и, что важно, правдоподобными. Хотя в этом как раз нет ничего удивительного, поскольку подростки в книге были срисованы с ребят, с которыми автор общался в детстве (в частности, Анджело, обожающий сочинять страшные рассказы, стал отражением самого Рональда).
В общем, наблюдать за приключениями юных детективов было сплошное удовольствие, даже с поправкой на то, что они с трудом тянули на серьезное расследование. Нет, приятелям, конечно, удалось обнаружить несколько улик совершенных преступлений и даже определить в подозреваемые парочку обывателей. Однако по факту это ни к чему не привело и антагонист сам буквально свалился им на головы, что вылилось в краткое и не слишком эффектное противостояние.
Правда, стоит отметить, что когда ты понимаешь, кто прятался за маской Дудочника, то тебе так и хочется воскликнуть "вот это поворот!". В этом плане Малфи действительно смог удивить, при этом не забыв грамотно завершить все побочные сюжетные линии в последовавших после основной развязки главах. Ну а шикарный и крайне эмоциональный эпилог стал своего рода вкуснейшей вишенкой на слоеном торте всего повествования.
Поэтому если вдруг у вас есть сомнения в отношении романа, то лучше незамедлительно о них забыть. "Декабрьский парк" — это прекрасный образчик "мальчишечьих ужасов". Его цепляющая история, колоритные персонажи и неожиданный финал способны скрасить абсолютно любой вечер.
Намедни с огромным удовольствием прошел игру Hellblade: Senua's sacrifice, что можно перевести как Клинок Хель: Жертва Синуа.
Это не просто компьютерная игра, но эстетическое наслаждение, шикарный сюжет и даже путешествие в глубины сознания. Страшные и незабываемые глубины. Спускаться придется до самого дна.
История такая – жила была девушка из пиктского (пикты – были такие ребята, воевали с кельтами, но и сами были, судя по всему, кельтской культуры) племени, звали ее Синуа (или на наш можно, наверное, назвать ее Синуя). И была она странной, слышались ей голоса, впадала он в трнас, бредила. Ее мать в свое время тоже слышала голоса. Отец, будучи друидом, был уверен, что Синуа одержима тьмой и нужно ее держать дома, терзать потихоньку лишениями, чтобы тьма вытравилась из нее. И жила девушка как царевна из грустной сказки – почти не покидая дом, боясь саму себя.
Но тут стал ей попадаться на глаза молодой воин Диллион. Она начала наблюдать за его тренировками с мечом и мало того, что полюбила его, так еще и сама научилась управляться с оружием, да так, что вы удивитесь. Она стала выходить к Диллиону, общаться с ним. Они полюбили друг друга. Молодой воин убеждал Синуа в том, что никакой тьмы в ней нет, что всё с ней в порядке, даже когда она впадала в трансы и вела себя странно.
Однажды на поселение обрушилась чума, вину за это отец Синуа возложил на свою дочь. Она бежала из деревни, чтобы наедине с собой побороть внутреннюю тьму, но, когда вернулась – увидела, что поселение ее разорено и все убиты. С ужасом она нашла своего любимого казненным по методу «кровавый орел» (это викинги так делали – разрезали спину человека и вытаскивали легкие через нее наружу).
Это был страшный удар. Однако, Синуа принимает решение отправиться в подземный мир северян, мир викингов, которые принесли ее Диллиона в жертву богам, чтобы отнять его у самой Хеллы (Хель – богиня смерти и подземного мира). Это и есть старт наших приключений и единственная цель – найти Хель и призвать мрачную богиню северян вернуть Диллиона. Мы будем погружаться всё глубже во тьму, которая будет как вовне, так и внутри нас.
Страшное только начинается
И всё это было бы просто эпическим даркфэнтези приключением, если бы не сам подход разработчиков. Они в своей истории описывают психоз – такое ненормальное состояние психики, когда человеку приходят в голову странные идеи, он слышит голоса, у него случаются визуальные галлюцинации. Всё это ждёт Синуа, все ее путешествие – это путешествие по внутреннему миру человека, мучимого психозом, но такому миру, который ничем не похож на наш, что убережет нас от излишнего отождествления с происходящим. Для достоверности создатели игры работали с психологом из Кембриджа, привлекали реальных людей, переживавших или переживающих психоз, работали с группами специалистов на эту тему. Всё, странное, что будет окружать Синуа, всё взято из жизни, но облечено в наряд мрачной, очень мрачной сказки, некого эпического произведения о герое, спускающимся в мир мертвых.
Игра
Механически игра довольно проста – мы будем бегать по локациям, ища символы, будет много визуальных задач – найти где-то в окружающем мире очертания рун, чтобы открылись двери, увидеть разрушенный мост целым, посмотреть на локацию другими глазами. Между этими квестами нам предстоит сражаться с монстрами, здесь Синуа покажет себя очень лютой и опасной воительницей.
В Hellblade не будет открытого мира или каких-то сюжетных развилок, история статичная. Временами задачи могут показаться даже казуальными, но только временами. Бои в игре в основном не особенно сложные, но выглядят всегда очень даже эпично. Скорее всего это было сделано для того, чтобы расширить аудиторию, чтобы сыграть могли и те, кто не хочет страдать над каким-нибудь заданием вечера напролет. Дуэты игровых режимов поиск/битва/поиск/битва гармонично переплетены постоянным развитием сюжета и умопомрачительным визуалом, неожиданными событиями.
Игра местами по-настоящему жуткая, и я бы остерег играть в нее впечатлительных людей. Синуа будет страдать и сходить с ума по полной программе. Но мрачные картины будут перемежаться яркими и воодушевляющими. По сути это визионерское путешествие, символическое приключение и бесконечные иллюстрации психоза, но не как болезни в абсолютно отрицательном смысле слова, а как некого переживание индивидуальной, загадочной реальности, балансирующей на грани восторга и ужаса.
Периодическим голос некой женщины рассказывает о Синуа или обращается к ней самой за кадром, что напоминает сеанс гипноза, который как бы переживает героиня. В ход своего странствия она многое узнает о богах Севера, пройдет через огонь и воду собственных ужасов и иллюзий, а финал, думаю, никого не разочарует. Сопереживание происходящему зашкаливает. Девушка выглядит настолько реально, что иногда даже мурашки бегают, когда она как бы говорит через экран с нами, игроками.
Не просто игра
Среди компьютерных игр есть свои шедевры, выходящие далеко за рамки простого развлечения. Hellblade: Senua's sacrifice, определенно, тот самый опыт (а не просто игра), который запоминается и дает пищу для размышлений. Пожалуй, более красивой и смысловой игры я еще не видел. Полный восторг. Обещают вторую часть, хотя, нам мой взгляд, эта история не требует продолжения.
Почти всю дорогу хотелось стоя аплодировать режиссерам, художникам, сценаристам, актрисе, которая воплотила героиню. Рекомендовать игру можно тем, кто хочет увидеть и пережить, скорее подойдет для любителей квестов и приключений, нежели экшенов, открытого мира, лута и прокачек. Зрелище весьма жестокое в самых разных смыслах, посыл довольно сложный, поэтому 18+ вам нужно иметь точно, а лучше и побольше.
Прошел суммарно почти за 10 часов, что не так и много (сильно длинные игры не люблю). На самом деле на Клинок Хель я обратил внимание уже давно и уже тогда понял, что когда-нибудь в нее обязательно нужно сыграть. И вот, подновив железо, с огромным удовольствием прошел.
Разработчики в своем фильме о создании Hellblade говорят о том, что им очень хотелось показать людям психоз изнутри, чтобы мы научились хотя бы в какой-то мере понимать людей с подобными сложностями, понимали, насколько им непросто и что они достойны не отторжения, а принятия. Не знаю, насколько эта цель была выполнена, имела ли игра некий гуманистический эффект в массах, но это определенно произведение искусства в рамках компьютерной игровой индустрии, незабываемая и глубокая история, уникальный подход, что уже прекрасно. Уже скучаю по Синуа, сколько мы вместе рун нашли да монстров наказали.
P.S. Настоятельно рекомендую играть с оригинальной озвучкой и субтитрами (если нужен перевод). Там ребята провели огромную работу со звуком, он играет большую роль. В нашей озвучке всё это потеряется.
Ноябрьский DARKER прилетел на крыльях ночи и, обнажив клыки, тянется к вашей шее… Ведь тема этого месяца — вампиры! Сексуальные, аристократичные, кровососущие.
Читайте в номере: — топы вампиров из мифов разных народов и маньяков с вампирскими наклонностями; — рецензии на «Самую страшную книгу 2022», «Хэллоуин убивает», сериал «Не бойся 2», комикс «Сказки Гамаюн», игру «The Dark Pictures Anthology: House of Ashes»; — статья об эволюции образа вампиров в кино и в видеоиграх; — история самых ярких проявлений музыкального вампиризма на тяжелой сцене; — рассказы Игоря Мерцалова, Андрея Миллера, Владимира Сулимова; — анализ вампирской сексуальности в классической литературе; — обзор темной стороны группы Scorpions; — галерея иллюстраций к «Дракуле» Брэма Стокера…
Для меня уже традиция – покупать «Мастеров ужасов», это как подписка на периодическое издание. О Курце не знал ничего, не читал даже синопсис толком. Чистый прыжок вслепую, на доверии к издательству. Прежний релиз, «Отряд», кстати, не произвел впечатление. Да, там есть ужастик, да, всё вполне хорошо написано. Прочитал от начала и до конца. Но там не было того, что я люблю – мистика, тайна, потусторонние ужасы. А главное – не было оригинальности, абсолютно никакой. Автор просто выкатил качественную штамповку. Да, я не упомянул релиз третьей книги Вонга в «Мастерах», но я еще и первой не прочел. Потом исправлюсь. Так вот, Эд Курц. Тут уже о штамповках речи не идет.
Что будет
Маленький американский городок. За порогом Штатов бушует Вторая мировая, но здесь, в Личфилде, это что-то далекое и туманное. Здесь простые жители, обычный провинциальный быт, походы в черно-белое кино, кафе-бары, где строгие нравы, а где и разгул. Нуарненько, чинно, неблагородно.
Главный герой – бывший помощник шерифа, ДжоДжо Уокер, работает так называемым отельным детективном. По сути он следит за тем, чтобы в его отель не заселялись всякие там нерукопожатные и подозрительные личности. Много курит, не прочь выпить, всегда начеку. Он грубоват, на вид некрасив, но я уверен, что большинство читателей полюбит его с первых страниц. Уж очень уж он обаятелен. Да и досталось ему от жизни немало тумаков, что, впрочем, его не сломило и не сделало подонком, а это вызывает уважение.
И вот, в его отеле случается зверское убийство, которое трудно объяснить рациональным способом. Человека просто разрывает на куски, без всяких взрывов и вообще внешней помощи. ДжоДжо не обязан разбираться с этим, но он не может сидеть сложа руки. И, как оказывается, беспокоился он не зря, здесь замешано что-то глобальное и потустороннее. Вся жизнь в городе скоро сильно изменится, ведь странная шоу-группа, приехавшая сюда с показами не совсем пристойного кино, кажется, замышляет нечто поистине мрачное.
Чем зацепил Эд Курц
Его герои, ДжоДжо и окружение, оживают после пары прочтенных предложений. Не знаю, что за магия такая у Курца, но повествование у него выходит максимально кинематографичным, всё, что он описывает сразу же возникает перед глазами, живет и действует. Написано действительно здорово и самобытно – что язык, что сама история. Чем дальше, тем круче.
Жанры – хоррор, немного детектива и, я бы сказал, местами некое городское фэнтези. На поворотах сюжета невозможно угадать, что в точности нас ждет дальше, а это ценно. Курц ловко пользуется приемами и образами, которые нам уже, вроде бы, знакомы, но играют они в его руках новыми красками.
Перевод вполне хороший, только Григорий Шокин местами увлекается с адаптацией. Всякие там «Становится всё чудесатее и чудесатее», «В смысле – в коромысле» или «Дело табак» – это уже лишнее, на мой взгляд… Чуть резало глаз. Но этого немного, можно пережить. В целом же читается приятно.
Ощущения, не смотря на то что история в целому жуткая, какие-то позитивные, как от какой-нибудь мрачной сказки или книги приключений. Да и вообще, не смотря, опять же, на элементы жути, это книжка не про ужас. Если вы хотите, чтобы было страшно и гнетуще, это не сюда. Здесь захватывающие приключения в нуарных декорациях, с черной магией. Да, с ужасами, но ужасами скорее развлекательными. Не смешными, а развлекательными. Есть даже немного философии, но ненавязчивой.
По ходу чтения или уже после могут возникать вопросы к автору – почему так, зачем было вот это, но Курц рассказывает историю настолько ловко и так мастерски разгоняет ее ближе к финалу, что, с вопросами или без, ты несешься по ней с удовольствием и нетерпением, отбрасывая все сомнения, а потом уже и критиковать ничего не хочется.
В общем, книга порадовала. Следующую работу Курца я без сомнения куплю. Надеюсь, что продажи пошли хорошо, и в «Мастерах» мы еще встретим Эда. «Из ребра» – книга с яркими персонажами, оригинальной подачей и интересной историей, она как аттракцион на ярмарке, вроде комнаты страха – приятно развлекает своими ужасами, захватывает, будоражит.
Под брендом Inspiria выше хоррор Алмы Катсу"Голод", основанный на реальных событиях. Он основан на истории партии Доннера, группе переселенцев, которые отправились в поисках лучшей жизни в Калифорнию, но выбрали непроверенный маршрут и столкнулись по пути со множеством препятствий и опасностей, что привело к большому количеству жертв. Катсу на страницах своего романа вплетает в реальную историю мистические элементы.
1846 год. Девяносто мужчин, женщин и детей под предводительством Джеймса Доннера отправляются в Калифорнию на поиски лучшей жизни.
Они ещё не знают, что это путешествие войдёт в историю — как одно из самых гибельных.
С каждым днём дорога всё тяжелее. Всплывают секреты, которые участники экспедиции надеялись похоронить навсегда. Лютая стужа замораживает волов на ходу. Еды с каждым днём всё меньше. Ссоры вспыхивают всё чаще. Разногласия перерастают в убийства и хаос. И, кажется, кто-то преследует их. Кто-то… или что-то.
Вокруг обоза и в сердцах переселенцев взрастает, крепнет, набирает силы зло. И когда люди начинают исчезать один за другим, становится ясно: что-то страшное живёт в окрестных горах. Страшное — и очень, очень голодное…