Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
«Быть человеком сложно», или Высокоморальные кровопийцы
Кровососы не миф. А грубая реальность. Правда, они, охотясь, не выпивают людей досуха, отбирая лишь необходимое для утоления голода.
Не просто так. Ведь в случае смерти человека по их головы придут Хранители.
Новообращенный смоленский вампир сделал все как учили – никакого душегубства. Однако наутро в березовой роще прохожие обнаружили полностью обескровленные тела его невольных доноров.
И теперь у смоленской упыриной семьи всего неделя, чтобы отыскать убийцу. Иначе их долгое и счастливое существование может прерваться.
Любопытный вышел проект — комедийно-детективный, с приятными актерскими работами, целым рядом юморных и сатирических моментов.
Тенденция однако – примерно в то же время на экраны вышел еще один упырячий проект – «Пищеблок».
Хоррора минимум, как такового саспенса тоже немного, но смотрится сериал с интересом. В первую очередь перед нами классическое расследование в вампирском антураже.
Роют землю следаки. Всплывают и отсеиваются подозреваемые. Отыскиваются улики. Появляются новые обстоятельства. Вычисляются закономерности. Через найденное свидетельство выходят на следующий вещдок. Детектив не выдающийся, но вполне на уровне.
Понятно, что не будь тут вампиров, сериал вряд ли выбился бы из неисчислимого ряда телевизионных расследований. Но они есть.
Здешние кровососы не боятся креста и чеснока, без проблем ходят под солнцем и считают себя санитарами современного человечества. Только голову поберечь стоит, она их слабое место – Маклауды понимающе кивают. А еще они не убивают свою еду. Ведь есть Договор и те, кто следит за его исполнением. Добавляет в блюдо остроты то, что вампиры исполняют Договор не из-за страха перед наказанием. А потому, что так правильно, ведь он помогает им оставаться людьми. Не самое частое в фантастике качество кровопийц, хотя и не уникальное. А вот то, что каждый из них получает после инициации свою особенную сверхспособность – если и встречалось где-то раньше, с ходу не припомню. Полет (точнее парение), чтение мыслей, управление разумом, телекинез (все это благолепие, правда, требует немалого расхода энергии и потребления крови). Плюс увеличившиеся сила и скорость, способность укусом лишать жертву памяти, регенерация — нехилый набор качеств, без моральных удил переводящий семейку в ранг суперхищников. Благо для человеков, что эти самые удила в наличии (почти).
Тем паче, в остальном перед нами обычные, полные страстей и эмоций люди.
Дед Слава (Стоянов ). Лидер общины, первородный вампир с выдающимися ногтями, инициировавший всю остальную братию. Язычник, живущий уже целую вечность. Способный своим «внутренним миром» огорошить целую толпу Хранителей. Искренне переживающий за свою семью.
Пенсионер, ностальгирующий по временам Грозного. Неиссякаемый источник поговорок-прибауток, порой достаточно злых. Почитатель традиций, хранящий в своей комнате любовно украшенный гроб, читающий «Правду» и носящий ватник десятками лет. Не приемлющий новые, бестолковые времена и беспутную молодежь. Ностальгирующий о ранешних временах, когда все делали руками и с любовью. Хозяин квартиры, полной антиквариата и советской мебели.
Жан (Ткаченко). Интеллигентный маркиз-лекарь из Великой армии Наполеона. Красавчик, уже две сотни лет проводящий эксперименты по выведению новой расы, скрещиваясь со всеми мало-мальски подходящими девицами. Девицы отнюдь не против. Имеющий на работе целый ящик, заполненный забытыми трусиками любовниц. Невозмутимо-идейный и неотразимый ловелас.
Анна (Кузнецова). Доблестный полицейский капитан уже не первое десятилетие. Обладает способностью считывать мысли во время прикосновения. Что изрядно усложняет отношения с мужчинами, полными гадких мыслишек. В целом неприступна и закрыта, активно «строжится», порой не может устоять перед желанием любви. Привыкшая ничего не ожидать от мужиков, отвыкшая от того, чтобы за нее заступались.
Женек (Калюжный). Самый юный член семейства. Обращенный буквально вчера. Типичный представитель современной молодежи, не мыслящей себя без сленга, гаджетов и ютуба. Ведущий блога, где с удовольствием делится правдой о вампирах. Забавен, глуповат, недалек, но парнишка в целом неплохой.
Хорошо переданы отношения в семье, где вынуждены уживаться несколько поколений. Общение, подколки, порой за гранью фола, забота, совместное бытье. Дед-патриарх, давлеющий над юным внуком. Среднее поколение, пропадающее на работе. При этом все члены по-своему любят друг друга и готовы ради своих на многое.
Иван (Гаврилов) – следак из Москвы. Сперва высокомерный и презрительно-снисходительный мусор, потихоньку оказывается нормальным парнем. Инициатор романтической линии с Анной.
Стоит упомянуть также жутко постаревшую Догилеву в образе главы Хранителей. И аристократическую Ольгу (Медынич) – экс-супругу Жана.
Героям частенько подкидывают свеженькие перипетии, почти в каждой серии обеспечивая какой-никакой клиффхэнгер или нежданчик по ходу дела. Некоторые всерьез меняют течение сюжета. Есть даже промежуточный финал, когда кажется, что расследование в целом закончено, но за ним открываются новые серьезные проблемы.
В наличии флеш-беки, показывающие обстоятельства инициации и некоторые интересные моменты из прошлого вампирской семейки.
Еще одной приятной стороной, обеспечивающей «Вампирам» немало вистов, стал юмор. Жесткие подколки младшего поколения старшим. Мягкая ирония с фразами достойными занесения в анналы. «Это не кровь это химия одна, что люди нынче едят». «Белорусы на шопинг приедут, попьете крови без ГМО. белорусы это хорошо, только крахмала многовато», «Бабам и Гидрометцентру верить нельзя», «Порядок уважаю, при советской власти пожил», «Прошу прощения за мой русский» — от маркиза-француза. В наличии забавные ситуации, как то полицейская операция на вампирской костюмированной вечеринке. Или современная российская романтика с пакетом на ветру. Прям «Красота по-американски», до того момента как выясняется, что пакет из распотрошенной мусорки и там таких еще вагон.
В наличии также злая сатира, связанная с властями, кортежами губернатора, останавливающими движение на много часов. «Упырями» из городской администрации, напрочь не замечающими социальных проблем обитателей Смоленска.
Моральный пласт сериала на уровне. Размышления о власти над толпой и тех, кто достоин этой власти по праву сильного. Или все же в 21 веке другие критерии? О не таких, как все. О важности семьи, ведь «других у нас нет!», семьи, главное в которой отнюдь не кровное родство. Об обычной жизни, которая так быстро заканчивается и буквально упрашивает насладиться каждым ее моментом. О том, кто больше человеки: укуренные гопники, зажравшиеся чиновники или «монстры», всеми силами старающиеся не растерять хорошие людские качества. Готовые ради ближнего на немалые жертвы. Способные поступить по справедливости, исправить ошибки, не глядя на ожидающие их из-за этого проблемы. И всплывает из глубины главный вопрос: если монстры себя ведут добрее и человечнее, чем мы с вами, может нам стоит что-то в себе изменить?
Изюминкой на кулебяке различные виды и панорамы Смоленска. Дневные, ночные, с высоты птичьего полета и с уровня людских глаз. Монастыри, кремль, старинные здания и новострои. Красиво.
Да не обошлось в проекте без косяков. Как то потерянные линии, типа арки с лекарством для Ирины Витальевны, сошедшей на нет. Или позабытые всеми убийства Ольги в прошлом (а как же Хранители?). Слабая графика. ТТХ кровососов периодически «гуляют». Предыстория мира: как и откуда появились вампиры, не раскрыта. Ну и вечные проблемы со звуком – как они его пишут, что многие диалоги приходиться разбирать на максимальной громкости и то не всегда выходит? Но на эти недоработки можно не обращать внимания.
Эрго. Ироничный детектив в вампирском антураже с хорошими актерскими работами, большую часть времени уместным юмором и моральным базисом.
Режиссер: Антон Маслов
В ролях: Юрий Стоянов, Татьяна Догилева, Екатерина Кузнецова (II), Артём Ткаченко, Ольга Медынич, Михаил Гаврилов (II), Дмитрий Чеботарёв, Глеб Калюжный, Дмитрий Лысенков, Александр Устюгов, Александр Никольский, Маргарита Шилова, Виталия Корниенко, Вероника Лысакова, Алёна Фалалеева, Дмитрий Архангельский, Владислав Миллер
P. S. Неужто Муммий Троль до сих пор слушают? Экие они непотопляемые.
Спойлер фри, хотя мельком скажу о паре моментов, но в самых общих и прозрачных чертах
Серия Резидентов – серия длиною в жизнь. Первая часть вышла в 1996 году, я тогда в первый класс отправился, кажется. О линейке узнал уже где-то в средней школе, но она меня не особенно привлекала своей мрачностью и монотонностью, хотя первая плойка была дома, можно было играть. В этой вселенной мне больше всего нравился образ Немезиса – стильного великана с жутким лицом и пушкой на руке, воющего «STAAARS!». Не так давно вышел ремейк третьей части Обители зла, который я таки пробежал с большим удовольствием, повстречал любимого монстра, и множество раз унизил в неравной для него битве. Но на этом моё осознанное погружение тридцатилетнего человека в мир Резидента не закончилось, хотелось посмотреть еще и Деревню. Не так давно видел на ютубе, как одни ребята проходят эту часть, и было очень впечатлен кинематографичностью всего, что происходило на экране. Дождался скидок на стиме и побежал.
Интродакшн
Игра является второй частью новой линейки Резидентов, почти ничем не похожих на всё то, что было раньше. Другая история, другая атмосфера, вид от первого лица. Это как бы удаленная предыстория того, что будет происходить позже в Ракун сити. Наш герой, Итан Уинтерс, уже настрадался в предыдущей части, будет страдать и теперь. Волею судеб его заносит в далекую румынскую деревню, где лютуют оборотни, вампиры, мутанты и прочая нечисть. При этом царит здесь атмосфера гриммовской старой сказки. Не зря игра начинается с зачитывания детской книжки. Мы попадаем в кровавую зимнюю фейритейл с замком, лесом, расчлененкой и загадками.
Баланс сил тьмы и света
Когда я смотрел некоторые эпизоды прохождения, мне казалось, что игра слишком уж простая, поэтому я поставил сложность сразу на хардкор. Хочу прямо здесь предупредить новичков – не повторяйте это дома. Первый (или единственный) раз проходите на нормальной сложности, это будет самое то. Иначе будет больно и мучительно стыдно.
Не стану спойлерить вам ничего конкретного, хотя одну ситуацию или даже пару я хотел бы рассмотреть. Игра довольно неровная по характеру действий. То это коридорная стрелялка, то мандражный бег прочь от непобедимых врагов, то спокойный квест, то серединка между этим всем. Такие динамические перескоки кажутся слишком сумбурными. Впрочем, само намерение создателей как-то удивлять игрока, подбрасывать ему неожиданные задачи – радует. Просто получилось у них это слегка несбалансированно.
Что заставит тебя страдать
Закономерно для жанра, что герой слаб и его боезапас скуден. Однако, игра всегда должна оставлять за игроком шанс на победу – пусть будет более ловким или более метким... Некоторые моменты Деревни вы просто не пройдете, не имея достаточного боезапаса. И это, на мой взгляд, полом в отрицательную сторону. Основная часть истории проходится легко, местами даже слишком. Даже на хардкоре, да. Враги либо изначально простые, либо становятся такими, когда вы понимаете, как их бить. Сложность заключается в том, что на хардкоре урона им нужно ввалить очень много. И это утомляет. Например, у вас есть враг, которого нетрудно пробивать, но изнуряет именно затяжной процесс и то, что вы не знаете, когда именно он все таки сдохнет.
Единственным действительно прытким боссом будет финальный. Остальные максимально предсказуемы и все, что вам нужно – закупить достаточно оружия и уходить от их серийных атак. Не хватило оружия? Можете жать перезагрузку, вы уже ничего не сделаете. И это бесит. Кстати, после очередной смерти вы можете перенестись в магазин и докупить там что-нибудь, если, конечно, у Герцога что-то осталось. На последнего босса у меня просто суммарно не хватало патронов. Был, наверное, минимальный шанс, добить его из пистолета, но это ооочень долгий и нервный процесс. Посмотрел концовку на ютубе.
Пойми меня, если выживешь
Часто игра не дает вам понять, а что она от вас хочет. Пример – первая большая стычка – вам нужно пережить атаку оборотней. Как пережить? Насколько долгой она будет? Куда бежать? Ничего этого вам не скажут, зато оборотни устроят вам жестокое и унизительное эротическое приключение. Вы реально бегаете и не знаете, когда закончится этот ад. Вас убивают, еще убивают, потом еще. Вы то стараетесь отсидеться в подвале, то на крыше. То убегаете от оборотней, то стараетесь их отстрелять. Но всё это ведет только к смерти и ресету.
А оказывается, что у игры есть свой скрипт, который вы активируете исключительно после третьей истерики и одного приема у терапевта. А может быть вы и вовсе удалите игру, сдавшись. В интернете есть описание того, как пройти эту жесть. Почему игра не говорит нам – «тебе нужно продержаться (например) пять минут» или «тебе нужно убить стольких-то», «тебе нужно добежать вот туда». Деревня не дает советов, а только убивает тебя раз за разом. К счастью в дальнейшем настолько глухих затыков я не встречал. Да, будут еще моменты, но там можно и догадаться.
Игра постоянно провоцирует вас на сражения с младшими монстрами, на трату патронов, но на самом деле убивать их стоит только в самых ключевых моментах. Ведь если вы израсходуете боезапас на них, вам нечем буде угощать боссов. Будет там и еще пара моментов, когда вам может тупо не хватить огневой мощи. Скажу так – всегда по максимуму вкладывайтесь во взрывчатку. Она решает.
Готический пир для ценителей
Такие два-три минуса есть у игры, НО, визуал, атмосфера – побеждают всё. Картинка сочная, враги шикарные, живые и жуткие. Интересно идти по сюжету, хотя он и не особенно хитрый. Образы! Вампирша-великанша Димитреску с дочками упырицами уже стали культовыми. Призрачная мадам с говорящей куклой, ватаги оборотней – все эти ребята удались на славу, на них смотреть одно удовольствие. Вообще первая половина игры во многом интереснее и красивее последующей. Финальные локации довольно скучные и рутинные. А вот по замку Димитреску побегать весьма приятно, там всё просто чудесно, там всегда опасно, готично и атмосферно. Кажется, что начало сочиняли одни сценаристы, а потом взялись другие. Можно было вокруг первой половины плясать еще очень долго, развивая тему, но почему-то авторы так делать не стали.
Не живите по хардкору
В результате – моя ошибка, что я начал с хардкора, это местами подпортило веселье. Игра не везде доведена до идеала, она довольно короткая, но все равно производит очень приятное впечатление. Ну и для фанатов всей серии – она раскрывает некоторые моменты, важные для общего сюжета. Позже возьмусь на Биохазард, ну и посмотрим, что сочинят создатели далее. На мой взгляд полная стоимость игрушки великовата. Я брал по скидке за 1к с хвостиком и даже эта сумма мне кажется слега высокой. Но удовольствие было получена, поэтому, ок. Я думаю, что поклонникам жанра обязательно нужно причаститься. Замечу, не поклонникам Резидента, ибо здесь от него почти ничего нет (в том числе зомби, современных лабораторий, постапокалипсиса), а как раз готических тем, куда-то в сторону Ван Хельсингов и Дракул.
— «Остров без сокровищ. Одиссея капитана Флинта» (Точинов).
Теперь плохая новость.
Ночью я слег. Температура 38, противный горловой кашель. Встревоженные домочадцы заказали тест, говорят, по симптомам омикрон. Я надеюсь, все же не он.
В любом случае отгрузки прямо вот с завтрашнего дня, как планировалось, не начнутся.
Дэн Тернер считался одним из лучших специалистов Америки по восстановлению старых видеозаписей. Неудивительно, что меценат и богатей Верджил Давенпорт, желающий привести в порядок коллекцию видеокассет, обратился именно к нему.
На кассетах не утраченные шедевры кинематографа и не дорогие сердцу магната детские воспоминания. А записи, сделанные женщиной-аспиранткой, собирающей материал для своей диссертации. В одном из исторических зданий Нью-Йорка, сгоревшем десяток лет назад в странном пожаре. Пожаре, с которым, похоже, связана и гибель семьи Дэна.
Смешавший «найденные пленки» с параноидальным триллером и элементами различных поджанров хоррора. Намешали постановщики преизрядно.
Духи, призраки, демоны, колдовство, межвременные путешествия (что, в физическом теле?) и прочие забавы Хроноса, медиумы, мистические книги, культы и религиозные секты, психоделики, проклятые записи, ритуальные убийства, зловещие здания, коварные корпорации, сумасшедшие дома, психические заболевания, иные миры, параллельные измерения. Все эти компоненты мелькают в самых причудливых сочетаниях. Что из этого реально, что нет — долгое время непонятно. Постановщики активно вводят главного героя и зрителей в состояние измененного сознания.
Интрига становится одной из интереснейших черт проекта. Что мы видим? Сны? Путешествие в эфирном теле? Галлюцинации? Колдовство? Сродство душ? Дело в человеке? Или здании? Неплохо завернули.
Сериал похож на матрешку или луковицу, в каждой серии раскрывающую несколько слоев тайны. Подвязывающую, казалось, не относящиеся друг к другу линии, людей и события. Частенько меняющую точку зрительскую зрения не только на происходящее в 90-е, но в настоящем.
Главной фишкой проекта становится две временные линии (нас даже перенесут в начало 20 века – правда, арка 24-го получилась слабенькой) и взаимодействие героев из разных хронопотоков.
Дэн (Ати ). Знаток старого кино, фанат пленки, вдохновленный увлечениями отца. Мастер восстановления погубленных кассет, относящийся к пленке как к потерянному, занехаянному ребенку с трудной судьбой. Трепетно с огромным старанием и любовью приводящий записи в чувство. Парень не верящий «в потустороннюю хрень», одновременно подверженный параноидальным страхам. В свое время «гостивший» у психиатров после нервного срыва. Переживший в детстве жуткую трагедию. Замкнутый, ценящий приватность и одиночество, сложно сходящийся с людьми. Имеющий одного единственного друга – и даже в этих отношениях есть нюансы. Затаивший обиду на отца. Расставшийся с девушкой. Чересчур любопытный (и знающий об этом).
Мелоди (Шихаби). Аспирантка кафедры социальной антропологии Нью-Йоркского универа. Решившая создать оригинальную диссертацию в виде документального фильма. На самом деле ведомая иной целью. Брошенная матерью, выросшая в католическом приюте. В детстве подверженная видениям, лечившаяся у психотерапевта. Трогательная, милая, ранимая. Способная на резкие действия и нетривиальные поступки.
Восстанавливая записи и просматривая их, Дэн все глубже погружается в жизнь Мелоди. Узнает эту женщину, становится свидетелем ее переселения в Виссер (камеру девушка почти не выключает), новых знакомств, странных событий, загадочных звуков. Воспринимает привет из прошлого слишком лично. Практически влюбляется в образ на экране.
Остроты этому блюду добавляют «переключения тумблера», когда линия 1994 года из картинки на экране Дэна становится полноценным фильмом, затем обратно кадром на экране. Буквально сплетая 90-е и современность в один запутанный клубок. Красиво.
Archive 81 основан на одноимённом художественном хоррор-подкасте, авторы которого Дэн Пауэлл и Марк Соллингер.
Из остальных актерских работ можно отметить объемного друга Дэна Марка (МакГорри) ведущего мистического подкаста, но реалиста «по жизни».
Да таинственного богача Давенпорта (Донован) способного неоднократно нас удивить.
Перед нами не банально-физический ужастик с «бу!» из-за угла, а скорее психологический триллеро-хоррор. Герои видят то, чего быть не может, и не сильно уверены в своем психическом здоровье. Хотя воспринимают почти любые мистические нежданчики на диво стоически. Окружающие не особо верят в видения протагонистов (благо в прошлом у тех психические срывы уже бывали), которым остается надеяться лишь на самих себя. А некоторые из знакомцев оказываются и вовсе не теми, кем казались на первый взгляд.
Тем «на подумать» постановщики подбрасывают немало. Они поразмышляют о возникновении и действиях мистических культов и сект. О религиозном и эзотерическом фанатизме. О прошлом (и настоящем) респектабельных американских городов, жители которых, оказывается, не чужды оккультизму, мистике и колдовству. Об истоках творчества. Наличии иных миров (и речь не о других планетах). Вариантах посмертия. О действенности веры против психических расстройств. О тех книгах, которые могут встретиться в шкафах священников – ведь «мы должны знать своего врага».
Отношениях отцов и детей. Здесь постановщики, к сожалению, в очередной раз вознесли на щит изрядно надуманную детскую психотравму бросивших тебя родителей. Как на меня эта проблема слишком уж раздута, тем паче для взрослых, самостоятельных людей. «Хочу понять кто я»? — а причем тут родители к ответу на это вопрос?
Напряжение в сериале на уровне, а когда времена соприкасаются — становится изрядно не по себе. Без скримеров не обошлось, но их совсем немного.
Любопытно отслеживать цепочки слежки/наблюдения. Героиня следит за соседями в окуляре камеры. За ней спустя 25 лет на экране телевизора наблюдает Дэн. Но и это не последнее звено цепи.
Отсылок к классическим хорорам и триллеров, от Радиоволны и Зеркал до Звонка, в проекте выше крыши. Как прямых, так и опосредованных. Воспринимать это как баг или как фичу – решать вам.
Да, к мотивации героев и логике сюжета имеется немало вопросов, порой действия противоречат заявленным законам сеттинга, некоторые персонажи действуют откровенно глупо, а часть линий можно было бы без проблем убрать. Но в целом вышло приятно.
Эрго. Качественный «психологический» триллер-хоррор с изящным переплетением времен, не скрываясь стоящий на плечах гигантов.