Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЛысенкоВИ» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 декабря 2023 г. 18:30

Итоги проекта «90-летие журнала «Техника — молодёжи».

Спасибо Главному редактору ТМ Александру Николаевичу Перевозчикову за совместную работу.

Благодарю писателя, журналиста Александра Владимировича Маркова за координацию, поддержку проекта и за интервью с А. Н. Перевозчиковым.

Спасибо организаторам совместного конкурса фантастического рассказа Галине Родионовой (Ga_Li), Елене Сандровой (Ironic_Cloud), Андрею Чернышеву (muravied), Ольге Краплак (lowercase). Спасибо всем участникам конкурса.

Спасибо Алексею Владимировичу Караваеву за вступительную статью об истории «Техники — молодёжи» на Интернет-странице Фантлаб.

Благодарю всех администраторов и посетителей сайта, вносивших информацию о журнале в базу Фантлаб!

------------------------------

Все публикации проекта "90-летие журнала «Техника — молодёжи»" на сайте Фантлаб.

-------------------------------

Сегодня предлагаю вашему вниманию библиографию журнала на основе информации (edition) сайта Фантлаб. Представлено содержание всех номеров. Обновляться список будет один раз в год.

==============================================================

Техника — молодёжи № 1 1933 — № 12 2023

==============================================================

Техника – молодёжи 1933

Техника – молодёжи № 1 1933

  1. От редакции, стр. 1

  2. А. Александров. Новому соратнику и бойцу (заметка), стр. 2

  3. Г. Пятаков. Дорогие товарищи! (заметка), стр. 2

  4. Н. Бухарин. Привет новому борцу! (заметка), стр. 3

  5. В. Бубекин. Привет новому собрату! (заметка), стр. 3

  6. А. Александров. Овладение техникой и задачи комсомола, стр. 4-11

  7. Завод заводов, стр. 12-13

  8. М. Каплун. Комсомол — школа пролетарской интеллигенции, стр. 14-19

  9. Опыт и практика

    1. Л. Лазаревский. Учеба у станка, стр. 21-24

    2. В. Файнберг и И. Флеров. Количество, качество, себестоимость, стр. 24-26

    3. П. Коган. Опыт «Сталинского забоя», стр. 27-31

    4. И. Бразуль. Заповеди бригады Черняковой, стр. 31-32

    5. В. Стеклов. Не дадим растрачивать миллионы, стр. 32-34

    6. Война станколомам, стр. 35

    7. Письма о неполадках, стр. 36-37

    8. Трибуна комсомольской инициативы, стр. 38-39

  10. В цехах техники и науки

    1. П. Капустин. Электричество и машина, стр. 40-45

    2. К. Ливанский. Заявка диспетчера, стр. 45-46

    3. И. Большенцова. Тысяча двести побед, стр. 47-49

    4. Из прейскуранта наших богатств, стр. 50-51

  11. Жизнь замечательных людей

    1. Лев Гумилевский. Рудольф Дизель (очерк), стр. 52-54

    2. Инж. Фрадкин. Сади Карно, стр. 56-57

  12. Обзор печати

    1. Фотографы неграмотности или опыт, который равен нулю, стр. 58-59

  13. Занимательная техника

    1. Из календаря мировой техники, стр. 60-62

        [О Томасе Море и его книге «Утопия»] (заметка), стр. 61

    2. К. Вейгелин. Осуществим ли полет на мускулах (очерк), стр. 63

    3. Трибуна технического творчества, стр. 64

    4. Эврика, 3-я стр. обложки




Статья написана 25 декабря 2023 г. 17:01

Э. А. Араб-Оглы. Светопреставление в космосе (Заметки социолога о современной фантастической литературе на Западе) *

Вопросы философии № 3, 1962, с. 109-119

-

* Статья одновременно печатается в журнале «La Pensee».

-

Посмотрите на эту толпу, на марсиан всех цветов, размеров и форм! Почему, черт возьми, ваши земные писатели не могут удовольствоваться только одним типом марсиан в своих рассказах? Тогда здесь все было бы в порядке. Но нет, каждый проклятый писака должен выдумать еще более дьявольский сорт марсиан! И на планете становится так тесно от всяких странных типов, что никогда не знаешь о какой-нибудь новой твари: страшное ли это чудовище или только новый сорт марсиан?

Эдмунд Гамильтон «Невероятный мир».

-

Таинствен и ограничен был мир в представлении людей накануне великих географических открытий XV—XVI столетий. И потому столь странное впечатление производят на нас теперь географические карты, которые составлял какой-нибудь ученый монах в средневековой Европе. Тщательно вычертив знакомые контуры Средиземного моря и прилегающих территорий, он затем уже произвольно пририсовывал к ним загадочную Русь, легендарную Эфиопию, далекую Индию и сказочный Китай — страны, известные ему понаслышке... Однако на куске пергамента все еще оставалось довольно много свободного места. И, подумав, он заполнял его тем, что подсказывала фантазия. Так на карте появлялись острова блаженных и праведников, страна амазонок и кентавров, море сирен, берег циклопов и троглодитов, архипелаг собакоголовых людей и прочих чудовищ, порожденных его воображением.

Нечто подобное происходит и сейчас, в преддверии космического века. Чудовища, изгнанные с поверхности земного шара, ныне нашли себе прибежище в Космосе. Правда, их напрасно искать в звездных атласах, составленных астрономами, но зато они в изобилии встречаются в фантастических романах и рассказах, вышедших за последние годы в капиталистических странах. И если приключения героев этой литературы наложить на карту звездного неба, то она, в сущности, мало чем будет отличаться от карты средневекового монаха. За пять веков, прошедших с тех пор, троглодиты и прочие существа заселили не только Марс, Венеру и ближайшие окрестности солнечной системы, но, двигаясь в воображении писателей-фантастов со скоростью света, наводнили всю Вселенную на сотни световых лет вокруг Земли.

-

Гангстеры в Космосе.

-




Статья написана 24 декабря 2023 г. 16:38

И. Анисимов. Ленин и горизонты всемирной литературы // Иностранная литература № 4 1961, с. 163-171

Фрагмент. С. 164-165.

-

3.

-

Тесно переплетаясь с обличительными произведениями критического реализма, развертываются в этот же период социалистические искания передовых европейских и американских писателей.

Социалистические утопии Золя были окрашены реформистскими иллюзиями, что принижало их пафос, но важен сам факт обращения к социализму крупнейшего французского писателя.

Анатоль Франс с его социалистическими устремлениями становится необычайно характерной фигурой литературы начала ХХ века. Созданные им социалистическая утопия «На белом камне», горячая революционная публицистика, эпический цикл «Современная история» неоспоримо свидетельствуют о том, что наиболее значительные достижения всемирной литературы начала ХХ века не имеют ничего общего с модернистской мишурой.

Социалистические симпатии Верхарна и вдохновленная ими романтическая утопия «Зори» раскрывали новые возможности перед всемирной литературой.

Социализм Джека Лондона, облик которого буржуазная критика стремилась грубо исказить, был явлением для американской

литературы. Мы имеем в виду и «Железную пяту» Джека Лондона – фантастическое прозрение, в котором неизбежность столкновения труда и капитала показана с огромной силой, и его публицистику. Джека Лондона привело к социализму сознание того, что он находится «на дне социальной пропасти».

Понятие «социальной пропасти», проходящее сквозь всю публицистику Джека Лондона, может являться ключом и к сатирической фантастике Франса, и к позднему Твену, и к обличительному театру Шоу, и к «Верноподданному» Генриха Манна.

«Революция уже пришла. Попробуйте остановить ее», — провозгласил Джек Лондон. Подобное восприятие современности присуще большинству передовых писателей того времени — Ромену Роллану, Эптону Синклеру и многим другим.

Как известно, бурно протекавший процесс социалистических исканий не привел писателей, искренне стремившихся найти выход, к успеху. Золя, Верхарн, Франс, Джек Лондон, Эптон Синклер и другие рано или поздно переживают глубокий духовный кризис: социализм, лишенный революционной перспективы, не мог удовлетворить их, дать их творчеству животворный импульс.

. . .

=======================================================================

Иrнацы Виц. Приметы будущего мира (статья, иллюстрации Иrнацы Виц) // Иностранная литература № 4 1961, стр. 235-241

-

Фантазии художника.

Мысли о будущих формах и границах мира — того мира, который и впрямь почувствует себя частицей космоса, используя все то, что может ему предложить сегодняшняя и завтрашняя наука, — мысли о героизме, вдохновении и стремительном движении вперед являются для меня своего рода отрывом от тех будничных и прозаических раздумий, которые столь свойственны моей натуре.

Мир будущего тревожит и волнует меня. О нем всё время напоминает наш сегодняшний день, и не только сегодняшний. Мне напоминает о нем Луна — вечный небесный странник, который перестал уже быть романтическим союзником влюбленных и всерьез готовится к встрече самых первых и самых отважных покорителей космоса. Мне напоминают о нем причудливые созвездия и архипелаги планет, которые теперь перестали быть недосягаемыми, как еще совсем недавно, всего пять лет назад. Мне напоминают о нем и красный свет Марса, и мерцающие огоньки Волос Береники, и холодный пронзительный блеск полярных звезд.




Статья написана 24 декабря 2023 г. 15:41

Иностранная литература № 5 1961

А. Макаров. Несостоявшиеся открытия господина Гибиана (статья) // Иностранная литература № 5 1961, стр. 216-221

-

С. 218

Например, глава об образе ученого проникнута горькими сожалениями о том, что американская литература не уделяет внимания ученым, что «ученый — обычная фигура в советской художественной литературе, но не в американской». Гибиан констатирует, что «произведения Митчела Уилсона об американских физиках почти неизвестны в его стране и популярны в России», что научная фантастика в США служит только «развлекательным чтивом» и «лишь немногие считают», что такие произведения «заслуживают того, чтобы их воспринимали серьезно».

------------------------------------------------------ ----------------------------------------------------

Веркор. [Творческие планы] // Иностранная литература № 5 1961, с. 242

Веркор.

К сожалению, мои литературные планы в данный момент, что называется, на мертвой точке. Мой последний роман «Сильва» выходит во Франции, а затем почти одновременно в Англии, Германии и Соединенных Штатах. Новой темы, к которой я мог бы обратиться, я еще не вижу.

Роман «Сильва» продолжает линию, начатую переведенной в Советском Союзе книгой «Люди или животные?». В романе та же тема — «человеческое начало в человеке»: человек вытесняет животное в примитивном существе, и, наоборот, трусость и пассивность постепенно приближают человека к ровню животного. Я надеюсь, что моя книга, написанная в развлекательной фантастической форме, является прогрессивным произведением, поможет читателю осознать свое «положение человека» и заставит его задуматься над тем, к чему это положение обязывает.

------------------------------------------------------ ----------------------------------------------------

Р. Орлова. Правда невероятного (рецензия) // Иностранная литература № 5 1961, стр. 259-262.

-

John Hersey. The Child Buyer. New York, A. Knopf. I960.

-

В «некотором штате, в некотором году» в маленьком американском городке Пекот была сделана попытка... купить ребенка. Дело о покупке расследовала особая комиссия сенаторов. Об этом рассказывает писатель Джон Хэрси в романе «Скупщик детей».

Почти два с половиной века прошло с тех пор, как Джонатан Свифт в памфлете «Скромное предложение» рекомендовал приготовлять различные вкусные и питательные блюда из маленьких ирландских детей.

Происшествие, описанное в книге Хэрси, невероятно. Ведь даже наиболее реакционные и бесчеловечные представители большого бизнеса, как правило, не торгуют детьми. Впрочем, и в XVIII веке самые жадные и злые английские помещики не употребляли в пищу ирландских детей. Но условное, неправдоподобное в книге Хэрси так же, как и у Свифта, возникает на реальной почве.

Представитель могущественной корпорации «Юнайтед лимфо» Висси Джонс скупает одаренных детей. Они нужны для какого-то таинственного мероприятия, «связанного с национальной обороной».




Статья написана 22 декабря 2023 г. 17:38

Иностранная литература № 5 1961

Р. Орлова. Правда невероятного (рецензия) // Иностранная литература № 5 1961, стр. 264

------------------------------------------------------ ------------------------------------

Teresa Noce. Le avventure di Laika, cagnetta spaziale. Milano, Gastaldi, I960.

-

Лайка не погибла. Эта самая прославленная в мире собака, первый астронавт, пролетев на советском звездном корабле миллионы километров в космическом пространстве, достигла другой планеты, Горы, доселе неведомой обитателям Земли. Там она нашла не только живых существ, но и несравненно более высокую, чем земная, цивилизацию. Необычайно умная и образованная собака, приобщившаяся ко многим достижениям культуры благодаря своему другу советскому мальчику Нико, смогла многое сообщить горянам о людях и записать при помощи изготовленной специально для нее пишущей машинки все, что она увидела и узнала, побывав на Горе. Счастье, изведанное Лайкой на гостеприимной планете, не заставило ее забыть о родной Земле и горячо любимом Нико. Она мечтает вернуться на родину и тем самым послужить благородному делу общения жителей двух миров. Горяне сооружают космический корабль, и Лайка в сопровождении шестиногой собаки Ниора и робота Джео отправляется в новое космическое плавание, захватив с собой свои мемуары, размноженные в виде микрофильмов. Что сталось с этим кораблем и самой Лайкой, пока неизвестно, но ее мемуары, предназначенные для людей и главным образом для детей, каким-то путем попали на Землю. Прочтя их, каждый может узнать подробности о небывалом путешествии славной «космической собаки».

Таково в самых общих чертах содержание книги прогрессивной итальянской писательницы Терезы Ноче «Приключения Лайки», удостоенной Национальной премии Гастальди.

Нет надобности доказывать, что книга эта не выдерживает научной критики, но к ней и не следует подходить как к научно-фантастической повести. «Приключения Лайки», конечно, сказка, современная сказка в самом точном смысле слова. И дело здесь не только и даже не столько в том, что в приключениях Лайки нет ничего сверхъестественного, что им дается пусть наивное, но вполне реалистическое истолкование и обоснование, что здесь нет места ни колдунам, ни волшебной палочке, что отправным пунктом приключений служит вполне реальное, всемирно-историческое событие. По самому духу своему сказка эта отвечает нашему времени, когда совершаются стремительное обновление общества и взлет к невиданному еще могуществу человека над силами природы, когда реальность во многих ее аспектах даже нам самим представляется поистине сказочной, а вчерашняя сказка на наших глазах обертывается реальностью.

При всей фантастичности похождений Лайки, это сказка реалистическая, ибо в самом существенном она не отрывается от действительности, а в полете фантазии продолжает ее в будущее. Так, в Джео и других роботах нетрудно увидеть приукрашенных фантазией потомков нынешних «мыслящих» электронных машин, а в «кристальплазме», которая в зависимости от того, что нужно человеку, то бишь горянину, становится твердой как сталь или мягкой как пух, «просвечивают» наши синтетические материалы. Сказка Ноче проникнута пафосом дерзаний и свершений, горячей верой в безграничные возможности человеческого разума, и в этом одно из ее главных достоинств.

Другое, не менее важное достоинство книги Ноче состоит в том, что прогресс науки и техники рисуется в неразрывной связи с социальным прогрессом, что расцвет материальной культуры мыслится автором как предпосылка и вместе с тем следствие возникновения и упрочения высшей формы общественных отношений, построения бесклассового, коммунистического общества. И в этом плане цивилизация горян, навсегда покончивших с войнами и не знающих оружия, освободившихся от нищеты и угнетения и социального неравенства, забывших о существовании денег, превративших труд из тяжелого бремени в жизненную потребность и наслаждение и т. д. и т. д., — прообраз будущей цивилизации «землян» и вместе с тем отражение великих социальных завоеваний нашей эпохи, исторических побед советского народа и всего социалистического лагеря.

Книгу Терезы Ноче, вдохновленной высокими гуманистическими идеалами, можно назвать сказкой о будущем, поистине светлой сказкой о светлом будущем. А в такой сказке как нельзя более нуждается «большая литература для маленьких».





  Подписка

Количество подписчиков: 74

⇑ Наверх