Кир Булычев отзывы

Все отзывы на произведения Кира Булычева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4183

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 14 15 16 17 [18] 19 20 21 22 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»

«Два билета в Индию»
–  [ 6 ]  +

URRRiy, 03 февраля 2019 г. в 13:26

Интересная детская фантастическая повесть признанного мастера жанра. Будни пионерского лагеря переплетаются с детективным сюжетом — скрыть (от доблестной милиции) и доставить в режимный город (Москву), а затем за границу двух субъектов подозрительной наружности (один в облике тигра, другой — питона). За дело берутся двое пионеров среднего школьного возраста, известные по приключениям Алисы Селезнёвой — Фима Королев и Юля Грибкова.

Вопросами типа — «ответь точно — ты не демон? (шпион, мутант, наведенная галлюцинация)» школьники на отдыхе особо не задаются — есть интересная задача, значит, её надо решить, несмотря на противодействие как вожатых плюс прочее начальство, так и внутренней оппозиции в лице вредных соотрядников. Кстати, именно эти внутриподростковые разборки выглядят вполне реалистично, вызывают как смех, так и заинтересованность, по крайней мере моему детенышу аналогичного возраста это было интересно.

Раскрывать сюжет нет необходимости, книга детская, значит, все будет хорошо, но ходы, изображённые автором для выполнения поставленной задачи, выглядят достоверно. Это дуриком через границу мышь не проскочит, а если по знакомству, то не только тигра с питоном, но и слона с бегемотом без документов протащить как нечего делать.

В общем, хорошая развлекательная книга с действительными реалиями советской жизни, нарисованными с юмором и неким парадоксальным оптимизмом.

Оценка : 9
«Спонсора!»
–  [ 6 ]  +

mr_logika, 15 октября 2018 г. в 23:53

Сатира, конечно, злющая, но сатира не должна настолько выходить за рамки приличия, чтобы у гуслярских девушек в руках оказывался плакат «Обесчести меня, пришелец!». Так недолго и потерять популярность среди девушек Великого Устюга или какого-нибудь другого великого населённого пункта России. Не меньшей неожиданностью стал для меня другой «поступок» Булычева. Корнелия Удалова, этого уважаемого в городе и в Галактике человека, Автор превратил в больного игровой зависимостью и проигрывающего в карты всю планету, иначе говоря, не принадлежащую ему недвижимость! И не так уж много он с пришельцами выпил, что определённо следует из его разговора с ними сразу после «дурака». Кстати, о дураке. Видимо, каков человек в жизни, такова и его картёжная судьба, а в жизни Удалов ходит за грибами, не расставаясь со всеми своими сбережениями. Всё своё ношу с собой?

Рассказ, по моему, один из худших в цикле заставил меня усомниться в том, что он написан тем же человеком, который написал «Посёлок», «Снегурочку» и другие равные по мастерству произведения. Уж не явился ли этот, мягко говоря, далёкий от совершенства опус результатом вложения Автором крупной суммы денег в какую-нибудь рухнувшую финансовую пирамиду? На эту мысль наводит почти точное определение пришельцами величины выкупа за Землю — «сто сорок три тысячи рублей с копейками». От такого удара можно слегка выйти из себя, а когда молотишь кулаками по воздуху вслепую, может попасть и своим, подвернувшимся под раздачу.

Оценка : 3
«Ксения без головы»
–  [ 6 ]  +

mr_logika, 29 сентября 2018 г. в 16:05

Самое интересное в этом рассказе не смелая гипотеза Автора о неожиданных и таинственных, скрытых до поры свойствах, которыми снабдила человека природа. Изюминка рассказа, по моему, в необыкновенных способностях профессора Минца, который оставил далеко позади таких своих предшественников как Себастьян Кейн из к/ф Пола Верховена «Невидимка» и Гриффин — «Человек-невидимка» Г. Уэллса. Открытие Льва Христофоровича это даже и не фантастика, это нечто, лежащее далеко за её гранью. Пилюли профессора мгновенно делают невидимым не только самого клиента, но и непосредственно прилегающие к нему предметы — одежду, обувь, часы, очки, документы в бумажнике и т. п. Синтезированы были эти пилюли (активное вещество) Минцем из крови первой «пострадавшей» — Ксении Удаловой, и это ещё одно достижение профессора, т. к. одежда Ксении свойством невидимости не обладала. Пожалуй, этот рассказ единственный, в котором Лев Христофорович демонстрирует способности поистине божественные, если не большие, поскольку его открытие как бы учитывает длительный период эволюции, понадобившийся человеку для того, чтобы изобрести одежду и прочие предметы, наличие каковых как раз и отличает человека цивилизованного от человека доисторических первобытных времён.

Всё это прекрасно за исключением одного обстоятельства. В тексте рассказа нет ни единого намёка на то, что своим открытием Минц превзошёл как Природу, так и героических учёных из романа и кинофильма. Почему читатель должен самостоятельно осмысливать этот важнейший сюжетный ход, непонятно. По моему в фантастике (и не только) подобные финты недопустимы, и причина этой недопустимости очевидна. В данном случае возникает естественный вопрос — а не забыл ли Автор, что одежда невидимой Ксении была на ней видна? И если так, то не является ли невидимость двадцати гуслярских академиков элементарным ляпом? На котором к тому же основана вся вторая половина рассказа? Зная, сколько ляпов содержится в гуслярском цикле, я склоняюсь к такому варианту.

А читать рассказ всё-таки есть смысл, поскольку в нём много интересных наблюдений из жизни «скотского уголка» (или «фермы животных»), т.е. той весьма обширной территории, на которой жил и творил сам Автор. Вот пример (из разговора Удалова с американским шпионом).

«В любой момент этот секрет может попасть в руки террористов. Тревога в Вашингтоне была бы не так велика, если бы невидимость открыли в Швейцарии или Чехии, где существуют нормы морали.

А у нас что, морали не существует?

У отдельных лиц она есть, но лишь по отношению к близким. За пределами семьи мораль продаётся и покупается.»

Рассказ «Ксения без головы» не исключение, примерно такие же «цветочки святого Франциска» рассыпаны наряду с вышеупомянутыми ляпами во множестве, повторяю, по всему гуслярскому циклу. Что не есть хорошо, так как чем острее пишет Автор, тем большую аккуратность он должен соблюдать в деталях.

Оценка : 5
«Второгодники»
–  [ 6 ]  +

Joul Harristar, 13 сентября 2018 г. в 13:09

Давненько я не читал о приключениях всеми (и лично мной) любимой Алисы Селезнёвой. Неожиданно натолкнулся на рассказ в одном аудиосборнике и от ностальгии у меня снесло крышу:D

Произведение наполнено исключительно светлыми чувствами и моментами — верой в прекрасное будущее, настоящей дружбой, заботой и любовью к ближнему. Может кому-то рассказ покажется детским, но каждое детское произведение предназначено и для взрослого тоже, некоторые вещи должны оставаться неизменными на протяжении всей жизни.

Оценка : 9
«Заповедник сказок»
–  [ 6 ]  +

nikivar, 05 сентября 2018 г. в 19:15

Повесть о сказочной стране

В одной не очень далекой стране жили-были граждане.

Страна заботилась о них, охраняла от внешних врагов и старалась, чтобы они не попали в опасный большой мир. Одной из забот страны было обучение маленьких граждан. Страна стремилась охватить образовательными заботами маленьких граждан как можно раньше. Ведь когда же учить разумному, доброму, вечному, как не в самом младшем дошкольном возрасте?

«Детки должны воспитываться на хороших примерах, добро — ха-ха-ха — торжествует, порок — ха-ха-ха — наказан. Пускай детки и зайчики верят, что волки грызут морковку. Пускай они растут добренькими и нежненькими. Растут себе и растут. А потом наступит время, и их только вкуснее будет кушать».

В такой прекрасной стране обязательно должен быть руководитель – знающий, уверенный, выбранный в результате честных и открытых выборов. Для этой цели страна собирала граждан на большой поляне («Всем приказываю собраться тут же, мгновенно, немедленно, судорожно и со сказочной быстротой на поляне замка. Если кто не придет, он будет заточен и заколдован. Повторяю: немедленно, быстро, мгновенно, молниеносно всем собраться у замка!») и начинались выборы.

«Теперь мы будем голосовать... Рук не подымать, рта не раскрывать. Кто пискнет, будет иметь дело с моими волками и котами, а они шутить не любят. Итак, кто за то, чтобы ехать в прошлое? Все молчат? Значит, все согласны. А теперь можно хлопать в ладоши и кричать «ура!». Кричите и хлопайте. Волк и Кот, следите, чтобы все кричали и хлопали».

Некоторые граждане кричали и хлопали. Другие не успевали разобраться. Но жизнь шла своим чередом.

И ничего не менялось…

Вот уже 30 лет прошло с тех пор, как была написана эта повесть. Обычная детская сказка — с добрыми героями и злодеями, опасными, но не слишком приключениями, с полюбившимися к тому времени персонажами. Но написал ее человек с замечательным чувством юмора, — человек добрый и незлопамятный. Поэтому сказку интересно читать и взрослым: то тут, то там разбросаны шутки и сравнения, небольшие оговорки и меткие замечания. Ребенок, читая, будет следить за сюжетом, а взрослый не раз весело засмеется — и немножко загрустит. Потому что все осталось по-прежнему и ничего в этой сказочной стране не меняется.

Оценка : 10
«Сапожная мастерская»
–  [ 6 ]  +

lammik, 14 августа 2018 г. в 13:18

Да, это вам не «гости из будущего». А нормальные такие себе постперестроечные специалисты по решению проблем, способные в ходе этого самого решения последовательно повышать ставки. Всё для выполнения задачи. И нужно помнить, что они никакие не «спасатели старины», как их тут окрестил один из читателей. Они спасают свое собственное настоящее. Конкретно и основательно.

А что Мирон Иванович не догадывается о чём-то, так это вряд ли. Всё он прекрасно понимает. Просто этого гуслярца «испортил квартирный вопрос». Будем надеяться не настолько, чтобы пренебречь примером почётного свиновода Степанцева.

Оценка : 7
«Летнее утро»
–  [ 6 ]  +

Zlata.24, 06 августа 2018 г. в 13:53

Очень завораживающий, атмосферный рассказ.

После такого образного описания летнего утра и особенного настроения последовала далеко не лирическая развязка.

Я бы тоже психанула...

Оценка : 8
«Гостья из будущего»
–  [ 6 ]  +

Graf., 02 августа 2018 г. в 14:22

По сравнению с повестью, в сценарии очень нещадно порублен сюжет, судя по всему, вырезали больше половины хороших эпизодов, как писалось в начале самого сценария:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
непонятно, зачем убран вполне «надёжный» эпизод с сеансом одновременной игры в шахматы.

Убран достаточно наивный эпизод с «пожиранием мороженого». Вместо него, впрочем, появилась очень театральная сцена «сдачи экспонатов» принесённых из прошлого роботу Вертеру. Зато сам Вертер, хоть и превратился внешне в человека, получился почему–то «паралитиком». Исчез начисто фокусник, старик Павел из экзотически одетого велосипедиста превратился в обычного пожилого, но ещё очень крепкого человека; пришельцы с Альфы Центавра оказались двумя одинаково раскрашенными клоунами. Больше всего пострадали автобусы будущего, превратившись в фанерный силуэт автобуса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
О том, что Космозо из действительно Космического зоопарка с массой декораций превратился в Парк культуры Сокольники в Москве писалось не раз. В этом вина не режиссёра, а киностудии, не давшей денег на постройку декораций. Но всё-таки немного жаль, что «шар оранжевый из холодных болот Анкудины» в фильм не попал. И дельфин превратился в очень искусно сделанного высушенного крокодила… А вот почему козёл из зелёного стал обыкновенным?! «А мы ведь сначала не поверили, всё-таки животное, да ещё зелёное».

Также не понравилось, что:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
текст сценария несколько сокращён по сравнению с опубликованной версией. В основном все сокращения касаются служебной информации — описания интерьеров, погодных условий, раскадровки сцен и т.д., т.е. убраны все те места, которые относятся к процессу съёмки и не имеют отношения к разворачивающемуся действию.

очень бы хотелось найти полную версию сценария для сравнения, но она пока мне не попадалась.

Далее непонятно, зачем нужно было вставлять это бред с музыкальными инструментами и игральными картами:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Звучала труба.

Сверкающая труба, руки и... цилиндр. Лица играющего мы не видим.

В голос трубы врываются голоса других инструментов — ударные, контрабас, фортепьяно.

А руки уже манипулируют разноцветными шариками.

Снова — ударные, контрабас, фортепьяно.

Тем временем руки извлекают из цилиндра колоду карт и начинают манипулировать ими. (Это не просто карты, а скорее, карточки с изображениями наших героев, декораций, надписями).

Снова из наплыва в наплыв инструменты.

Вступительные титры фильма.

Когда титры заканчиваются, в кадре снова руки и цилиндр. Рука посылает в цилиндр веер карточек, а затем извлекает из него небольшой букет живых цветов и протягивает его...

причём появляются они неоднократно...

Также меня смутило то, что автор вместо Новодевичьего монастыря у Москвы-реки решил вставить Московское море, даже не подумав, а где там для него место найдётся...? я имею в виду, что вряд ли реально было бы, даже в будущем, создать море в городе.

Вообщем сценарий хоть и получился более атмосферный, лучше передана тогдашняя действительность, тем не менее, читается тяжелее (особенно удручает вся эта фанерность и примитивность реквизита) в отличии от повести, и даже сейчас не устаревает, она более приземлённая что ли... если бы сейчас решили повторно экранизировать повесть, то можно было бы обойтись без сценария, снимая по повести, экранизация от этого только выиграет.

«Падчерица эпохи»
–  [ 6 ]  +

тессилуч, 22 июля 2018 г. в 04:33

Отличное произведение! Игорь Можейко пишет с профессионализмом историка и писателя-фантаста. Забытые и запрещенные произведения рассматривает под необычными углами зрения. Сейчас, конечно читать не актуально, да и вообще мои личные взгляды изменились. Пожил при капитализме. Как выяснилось свобода прессы-то здесь дутая, поэтому расстройство автора по поводу свободы слова уже не трогает.

Читать только с точки зрения литературоведения и библиографии.

Оценка : 9
«Цена крокодила»
–  [ 6 ]  +

mr_logika, 01 июня 2018 г. в 18:49

В этом рассказе Автор успешно доказал, что превратить среднесчастливое мгновение в своём прошлом в полностью счастливое можно только совершив антинаучное открытие и, в процессе его практического применения, совершив антинаучный поступок. По ходу повествования выясняются немаловажные обстоятельства из биографий двух друзей — Корнелия Удалова и Льва Минца. Честно заработанные 60 долларов Удалов прячет в грамоту «За победу в социалистическом соревновании в честь XVI съезда КПСС». Дело не в том, что в 1930 году КПСС ещё не было* (партия называлась ВКПб), а в том, что уже тогда Удалов участвовал в соц. соревновании, и, стало быть, был вполне взрослым человеком. В описываемое в рассказе время (время разгула бандитов в масштабе области, будильников тайваньского производства и спиннингов голландского, пьяных детей, нестройно поющих ночью под гитару на улице) Удалов ещё вполне дееспособный энергичный мужчина, способный поймать на блесну небольшого крокодила. И это в возрасте, приближающемся к столетнему. Но из других рассказов цикла известно, что профессор Минц на несколько лет старше Удалова. А эпизод из собственного прошлого, который профессор хочет пережить заново, происходит в Москве во второй половине сороковых годов, во времена усиления преследований учёных генетиков. Лёве Минцу в это время 16 лет, значит родился он не раньше 1930 года, и, стало быть, Удалов старше своего друга, как минимум, лет на 20.

Мне кажется, Автор всё это устроил сознательно, ведь он как никто другой знает своих героев, а тут всё вдруг оказывается поставленным с ног на голову. А почему? Очень просто. Открытие, на котором основан рассказ, антинаучное, поступки героев тоже совершенно необъяснимы с научной точки зрения; вернее, не сами поступки (что мальчик Лёва снял кошку с плывущей по реке льдины, это нормально), а их следствия — профессор Минц просыпается в своём доме через полвека мокрый (причём, в мокром халате, в котором он явно никогда не гулял по набережной) и замёрзший до полусмерти.** Всё это может происходить только в антинаучнофантастическом произведении, и именно такова жанровая принадлежность рассказа «Цена крокодила». Коротко говоря, тут можно творить что угодно, можно даже попытаться переплюнуть Мюнхгаузена — образец антинаучнофантастического произведения до сих пор не превзойдённый.

Такое вот антинаучное литературоведение с довольно-таки неожиданным результатом. Возможно, у Булычёва такой рассказ не один, я только наполовину прочитал второй том гуслярского цикла, а впереди ещё, пока отсутствующий у меня, первый.

В заключение приведу пару замечательных афоризмов из рассказа.

«Счастье — это мгновение, суть и ценность которого можно оценить только по прошествии времени.»

«Мужья — это опасная категория домашних животных, которые норовят выскочить на лестничную площадку в поисках приключений.»

Вообще, афоризмов рассыпано по этому циклу столько, что их хватит на приличный сборник.

*) Это, вероятно, лёгкая форма издевательства над читателем, которую частенько практикует Автор. Приписывание фразы «Жена Цезаря выше подозрений» какому-то итальянскому деятелю (!) — из той же оперы. Нельзя забывать, что Игорь Всеволодович учёный-историк.

**) История с пуговицей, положенной Удаловым во сне в шкаф, принципиально такая же, просто она не столь эффектна.

Оценка : 10
«День рождения Алисы»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 03 апреля 2018 г. в 17:05

Тему исследования погибших цивилизаций Булычёв поднимал не раз. Я вот вспоминаю «Город наверху» и «Последняя война». Но не стоит забывать, что Булычёв выступает в цикле об Алисе Селезнёвой как оптимист, и вымершая от космической чумы планета получит своё спасение... В лице отважной дочери профессора Селезнёва.

Приключения её, кстати, не совсем и детские, хотя автор и старается отчаянно подыгрывать своей любимой героине. Пусть даже Алису и окружают опасности чужого мира, всё одно не верится, что с «девочкой с Земли» что-нибудь случится. То ли жанр такой, то ли сам автор так писал, неясно...

А вот Громозека меня порадовал. Как ловко он сыграл...

Оценка : 8
«Осечка-67»
–  [ 6 ]  +

lammik, 24 марта 2018 г. в 11:41

1967 год. Партией и правительством принято решение организовать грандиозную реконструкцию событий пятидесятилетней давности. И от уже сотрудники Эрмитажа получают шинели и аммуницию юнкеров и женского батальона, «Аврора» входит в Неву, отряды генерала Краснова рвутся к Петрограду. Но если что-то может пойти не так, то это что-то обязательно воспользуется своим шансом. Пропал Ильич, «Аврора» села на мель, штаб революциии в Смольном разбежался, красновцы не подвели, а между Керенским и командиром женского батальона Зосей вспыхнула краткая и яркая любовь в ночь революционного кошмара, захватившего город на Неве.

Не стоит продолжать крутить барабан револьвера в русской рулетке, если один раз повезло, то самое время остановиться. Удача — дама ветреная и попытка сыграть в Историю может привести к тому, что История будет переиграна заново. Как историк, Булычев смог донести эту мысль максимально доходчиво и развёрнуто.

Не знаю как в 1967, но в 2018 жалко всех — и белых и красных и юнкеров и путиловцев.

Оценка : 7
«Кровавая Шапочка, или Сказка после сказки»
–  [ 6 ]  +

lammik, 14 марта 2018 г. в 13:52

Все знают сказку про Красную шапочку, но никто не знает, кем были её родители, и даже про бабушку все подробности скрыты пеленой веков. А ведь у Красной Шапочки есть настоящее имя и славная родословная. И вот эту прекрасную маленькую девочку оклеветали злые люди. И все враз этому поверили, лавина слухов, как цепная реакция, взорвала умы горожан и лесных жителей. Но есть ещё в мире настоящие любовь и дружба.

Не знаю, почему эту повесть помещают в детские сборники. Ведь чтобы понять её истинный смысл, нужно пожить на свете. Это иносказание, но совсем не детская сказка. Речь идёт о спланированной информационной компании по очернению репутации конкретного человека, чтобы в поднявшейся мутной воде наловить чего угодно.

«Люди всегда верят в дурное. Если сказать, что ты вынесла из огня ребёнка, они даже глазом не поведут, а если сказать, что ты ребёнка в огонь кинула, все поверят. Такие вот вы люди — трусливые, доверчивые и глупые.»

Собственно так планируются и происходят «цветные революции», устраиваются провокации со списанными шпионами и т.д. Ложь, ложь и ещё раз ложь. А затем она начинает нарастать и сносит на своём пути любые разумные сомнения, подпитываясь страхом и хатаскрайными настроениями.

Оценка : 7
«Два билета в Индию»
–  [ 6 ]  +

lammik, 09 марта 2018 г. в 16:52

Чрезвычайное происшествие приключилось в подмосковном пионерлагере «Орлёнок» за несколько дней до окончания очередной смены. Пионерка и страстная зоозащитница Юля Грибкова встретила говорящего питона. А потом и тигра. Тоже говорящего. Только это были не совсем животные. Точнее совсем не животные. Тигр и питон оказались инопланетными биоформами, отправленными на Землю с целью разгадки пропажи инопланетного же корабля за 100 лет до описываемых событий. Видимо за эти все эти годы инопланетная техника не стала много надёжнее, и вместо мягкой посадки в Южной Индии гости Земли жёстко приземлились в Подмосковье, где тиграм и питонам не слишком рады простые советские дачники. То ли дело Юля и Фима Королёв — открытые новому и готовые к фантастическим проявлениям пионеры, знакомые с самой Алисой Селезнёвой.

Добрая и довольно простенькая повесть для школьников о дружбе и взаимопомощи. В главных ролях выступают знакомые нам по повести «Сто лет тому вперёд» Юля и Фима. Остаётся только удивляться мощности связи бабушки Юли. Там она использовала связи в Министерстве образования, здесь — в Министерстве культуры и в Цирке на Цветном бульваре. Помимо отсылок к циклу «Алиса» есть и отсылка к «Павлышу», ведь в «питона» и «тигра» инопланетяне превращаются методом аналогичным упоминаемому там.

Оценка : 8
«Диалог об Атлантиде»
–  [ 6 ]  +

lammik, 29 января 2018 г. в 15:32

Невестка оставляет внука на попечение Платона, отправившись к модной косметичке. Чтобы успокоить того, приходится рассказать об идеальном государстве, придумав при этом миф об Атлантиде.

Рассказ о силе авторитета. Даже друзья Крития, самого настоящего очевидца возникновения мифа, не верят ему, снаряжая корабли на поиски легендарного материка. Что уж говорить об их далёких потомках...

Оценка : 7
«Великий дух и беглецы»
–  [ 6 ]  +

lammik, 28 января 2018 г. в 13:55

Космический корабль «Компас» совершает вынужденную посадку на планете Форпост. На борту корабля находится доктор Павлыш, известно что на планете установлен Маяк. Павлыш отправляется на поиски. Однако на Форпосте существует разумная жизнь и экипаж «Компаса» не единственные пришельцы...

Первая глава повести — «Избушка» публиковалась отдельным рассказом и будь она им, читалась бы с большим интересом, а так с самого начала понятно, что Павлыш доберётся до цели и всё будет хорошо. Да и сюжет выживания в борьбе с враждебной природой довольно банален. Это потом окажется, что не только природа в ответе за экстремальность десятикилометрового ночного путешествия.

Затем начинается философская часть, в которой превалируют мотивы научной этики и морали, ставятся вопросы — что же считать разумом и в каких пределах один разум может поступать с другим. Невольно вспоминается недавно прочитанная повесть «Подземелье ведьм» того же Булычева, там тоже экспериментаторы вовсю двигают социальную и не только эволюцию и всё для них заканчивается не то, чтобы хорошо. Хоть Юноша и произносит фразу: «Трудно быть божеством», сравнения с романом Стругацких кажутся несколько натянутыми. Юноша не Прогрессор вообще ни разу, точно так же он мог бы ставить эксперимент над амёбами или лягушками или же растворами солей урана. Речи о границах вмешательства или его этичности вообще не идёт, Эксперимент ради эксперимента. Не исключаю, что если этот Эксперимент надоест или будет признан неудачным, подопытных просто утилизируют от греха подальше.

Оценка : 8
«Последняя война»
–  [ 6 ]  +

Аlexander66, 15 января 2018 г. в 13:48

Особый стиль Булычева. Трудно спутать с кем либо еще из фантастов. Темы подымаются серьезные, а герои те же — добрые, порой наивные... Домашние какие то. Что в 100 лет тому вперед, что в Последней войне. Даже короны более продуманы. Они ученые и интерес работы на планете Синей у них в основном в испытаниях своего аппарата. Возражение планеты после ядерной войны — задумка более чем не реальна. Погибло около трех миллиардов жителей Синей и возродить цивилизацию , оживив несколько десятков чудом уцелевших , нереальна. Красивая, увлекательная сказка, не более.

«Снегурочка»
–  [ 6 ]  +

lammik, 18 декабря 2017 г. в 13:32

Красивый рассказ о любви двух очень, даже слишком, разных существ, которым не суждено быть вместе. Однако, воспринимается с изрядной долей скептицизма, почему-то начинаешь думать не о любви, а о принципиальной возможности «аммиачной» жизни, о вероятности эволюции на такой планете и о возможности развития на ней гуманоидных форм жизни. Идея эффектная, но вот не задела.

Оценка : 8
«День рождения Алисы»
–  [ 6 ]  +

lammik, 01 декабря 2017 г. в 07:45

Довольно прямолинейная и предсказуемая повесть для детей, но при этом за Алису реально переживаешь с самого её появления в прошлом Колеиды и до возвращения, напряжение в тексте разлито мастерски. О возникающих временных парадоксах лучше не задумываться ради сохранения здравого ума и твёрдой памяти.

Что же касается безответственных взрослых, то хочу напомнить, что Алису в прошлое посылали не совсем взрослые, а инопланетяне, и моральные установки у них могут быть заметно удалены от земных вплоть до полной рациональности — риск жизнью одного человека стоит жизни разумного вида. Тем более, что Громозека по земным меркам в принципе несколько инфантилен, а Рррр вроде как вызвался сопровождать девочку.

Оценка : 8
«Посёлок»
–  [ 6 ]  +

Angvat, 17 ноября 2017 г. в 15:16

Так уж вышло, что в сборнике, где я впервые наткнулся на это произведение, была лишь первая часть произведения, и целиком я его прочитал сильно апосля.Так что у меня было время для сравнения эпизодов 1 и 2. Поэтому не могу не согласится с теми, что кто говорит, что вторая часть уступает первой и несколько портит впечатление от всего произведения. Тут больше действия и меньше смысла, порой герои ведут себя как в, прости господи, недавнем «Чужой: Завет» (например, одна барышня, вроде как опытный командир, снимает шлем, чтобы понюхать цветочки на незнакомой и потенциально опасной планете). Но ведь первую часть это у нас не отнимает, верно. А она является весьма хорошей космической робинзонадой, фантастикой, которой нынче нас авторы не особо нынче балует. Произведением в меру детским и в меру серьезным, где автор, делая основными героями подростков, не скатывает все в приторный балаган или детский фарс и не заставляет мир буквально вращаться вокруг героев (пламенный привет всяческим сойкам, дивергентам и астровитянкам). Но вот наивысшую оценку книге вторая часть ну никак не дает поставить.

Оценка : 8
«Великий дух и беглецы»
–  [ 6 ]  +

yfnfkmz12041978, 10 ноября 2017 г. в 15:19

Глава первая «Избушка».

Приоритетная тема произведения -это контакт с другой цивилизацией. Как бы первая часть повести к этому и подводила, но цель оказалась не достижимой. Потому как наш доктор Павлыш желания не проявил. Да и доктором его назвать можно разве что с натяжкой, не прозвучала в нем «клятва Гиппократа». Павлыш единственный выживший член экипажа, он ответственный за жизнь людей находящихся в анабиозных кабинах. «Спящий экипаж» на грани жизни из-за нехватки энергии, которая поддерживает работу этих кабин. Корабль после неудачной посадки превратился в хлам.

Рациональные действия Павлыша, которые должны были реализоваться: раз известно, что на планете установлен маяк значит главному герою известны его координаты, его же координаты должны быть и в базе данных корабля; ГГ должен тщательно подготовить свое путешествие до маяка, собрав все необходимое — провиант, аптечку, оружие; выбрать безопасное время для своего похода (известно, что на планете четверо суток день потом четверо суток ночь). А что же делает наш доктор?.

Нерациональные действия Павлыша, которые были реализованы: вдруг доктор замечает огонек вдалеке (любуясь закатом) и когда стемнело ринулся вдогонку за призрачным спасением, да так, что чуть успел нацепить скафандр. Ночь кромешная. А что он там надеялся увидеть?. Наверное разумную жизнь. Он думал, что там горит костер, кто же его зажег?. Хотя читателю известно, что Павлыш из-за нехватки на планете кислорода вынужден носить скафандр. Почему-то Павлыш никак не думал, что это может быть маяк (он разочарован этим, когда дошел до маяка). В его руках жизнь людей, а доктор даже о своей безопасности не в состоянии позаботиться. И потом, обратное возвращение на корабль, после посещения куба, происходило в тех же декорациях. Хорошо, конечно, что все хорошо закончилось!

Оценка : 6
«Половина жизни»
–  [ 6 ]  +

A.Ch, 15 октября 2017 г. в 20:10

О чём этот рассказ? Взглянув на аннотацию, решил, что будет повествование о каких-то тайнах космоса, монстрах, затаившихся на корабле, разгадках, попытках воссоздать какой-то секрет. Прочитав первые страницы, удивился. Стоп. Где пустота космоса? Где корабль, который должен вечно дрейфовать? Какой-то земной пейзаж. Река. Ощущение спокойствия, как будто сейчас будет повествование о недавнем прошлом, но никак не о далёком грядущем. То ли произведение я читаю?

Но вот дальше… Параллельно идущие истории. Павлыш в немом пространстве, с дневником в руках и Надежда, которая не только верит, борется, но и сама даёт надежду другим. Медсестра, которая привыкла к решительным действиям, умеет спасать и будет делать это, пока есть силы. А что в будущем? Читатели, потомки, дети и внуки, которые узнали, пусть поздно.

Грустная история не о космосе, о том, что каждое живое существо ощущает непохожих внешне, но родственных внутри, о надежде и победе.

Оценка : 8
«Царицын ключ»
–  [ 6 ]  +

ArtTrapeza, 29 сентября 2017 г. в 11:29

Я не планировал читать повесть. Она оказалась в одном сборнике с «Перевалом», к которому кстати у меня тоже нет особого интереса. В перерыве между нонфикшеном хотелось для отдыха чего-то нового, небольшого по объёму и из имеющихся книг. Отзывы решил заранее не читать, так что извините, если есть повторы. Интересно будет сравнить своё мнение с другими читателями.

Начало произведения вызвало воспоминания о завязке «Понедельника», потом сюжет тянулся вяло-вяло, а закончилось всё нехитрым сельским детективом. Не сказать, чтобы плохая повесть — язык приятный, природа и персонажи описаны живо. Но зачем, зачем всё это написано? Я в недоумении — вижу только мечты позднесоветских обывателей, например, о сельской романтике. Ну там, грибы, ягоды и рыба во-о-от такого размера! И японская фототехника в уральской глубинке — всё из той же серии. Красивости красивостями, а смысла мало. Банальности вроде «Берегите природу!», «берегите историю!». Невнятно, одноразово.

P. S. Забавны отсылки, как мне показалось, к «Золотому ключику» и «Ворону» Эдгара По. И не могу точно определить жанр повести — мистику автор объяснил не всю.

Оценка : 5
«1185 год»
–  [ 6 ]  +

NS 123, 14 августа 2017 г. в 19:59

Очень интересный взгляд на историю. Средневековье без романтического флера. Огромное количество фактического материала, рассказано доступным языком, очень интересно и познавательно для любителей — неспециалистов (как я). Сам замысел книги очень необычный — показать разные страны в одно время, рассказать о том, как жили люди в то время. Автор описывает много незнакомых и малоизвестных цивилизаций, городов и людей. Многих с необычной и непривычной очки зрения.

Жалко памяти мало. Запомнить бы все.

Оценка : 9
«Марсианское зелье»
–  [ 6 ]  +

lammik, 30 июля 2017 г. в 18:48

Квинтэссенция всего Гуслярского цикла. В это повести густо замешаны философия и юмор, ксеноконтант и тысячелетняя история России. И всё это подано прекрасным литературным языком в милейших декорациях провинциального, но архиважного во всех смыслах Великого Гусляра. Если составлять антологию важнейших произведений советской фантастики, то «Марсианскому зелью» в ней уготовано достойное место по праву.

Оценка : 9
«Ржавый фельдмаршал»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 04 июня 2017 г. в 10:15

Конечно же, повесть написана в первую очередь для детей. Подросткам и молодым людям, интересующимся в первую очередь сюжетным действием, она навряд ли понравится — слишком уж простенькие в ней приключения.

А вот люди зрелого возраста, думается, перечитают эту книгу еще раз с удовольствием. Им уже не интересен сюжет, знакомый с детства, зато можно по достоинству оценить легкость пера Кира Булычева и насладиться тем миром будущего, который напридумывал автор в 60-х годах прошлого века. А еще с удовольствием понаблюдать за Алисой, обыкновенным нормальным ребенком XXI века и улыбнуться юмору, хоть и нечастому, но очень неплохому. И, что самое удивительное, обратите внимание — некоторые шутливые моменты в этой детской повести выписаны Булычевым так, что становятся понятными только взрослому человеку :).

Оценка : 8
«Осечка-67»
–  [ 6 ]  +

URRRiy, 29 мая 2017 г. в 19:51

Реализована идея о попытке советских властей к 50-летию Октябрьской революции поставить в Ленинграде массовую реконструкцию тогдашних событий. Основная сцена -штурм Зимнего. революцьонными солдатами и матросами.

Что из этого получилось, можно догадаться, с учётом популярности в народе анекдотов, типа «смотрят сельчане фильм Штурм Зимнего и кричат юнкерам: Родненькие, не сдавайтесь.Держитесь до последнего!». Булычев поддержал народный тренд.

Отмечу, что картину событий автор нарисовал внушительную — и Керенский как основное действующее лицо, и его верные помощники (-цы) искусствоведы, не уступающие в своей решимости защитить сокровища Эрмитажа от вандалов революционеров пресловутому «женскому батальону смерти», и конечно Аврора, Смольный, Ленин и прочие персонажи.

Волей автора, события пошли не по срежиссированному сценарию, позволю маленький спойлер- в этом произведении вождь мирового пролетариата оказался не таким находчивым, как в рассказе В.О. Пелевина «Хрустальный мир»:), плюс наложились прочие обстоятельства, объективные типа обмеления фарватера и не совсем.

Талант историка, писателя и сатирика в этой повести проявлены автором в полную силу.

Рекомендую — познавательно и смешно, а смех продлевает жизнь.

Оценка : 10
«Заповедник для академиков»
–  [ 6 ]  +

ello, 06 мая 2017 г. в 10:26

Вызвало разочарование. По идее, это должна была быть пятая часть ( четверта — Покушение, недописанная, но намного более цельная и читабельная) истории о Лиде и Андрее. Этого я от нее и ждала. Но прочла детектив, написанный как бы от лица женщины- сыщицы, и напомнил он мне не Кристи, а Маринину, Устинову и Донцову, увы. Словно Андрей для того и выведен из повествования, дабы превратить его в заурядный детектив. К тому же, Лидочка периодически и очень показно «тупит», как и Донцовские персонажи, по-бытовому, задает глупые вопросы, и создается впечатление, что автор нарочно создает такой упрощенный образ «блондинки», не понимающей того, что очевидно всем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К примеру, Лида два раза подряд спрашивает у разных людей , что Мате навредит, если узнают, что был насильником, при том, что два раза ей говорят, что не то, а что у Троцкого в охране был; показное непонимание элементарных по тем временам для всех вещей и т.п.Альбина выглядит умнее . Примеров по книге можно набрать массу.

Практически не дается деталей, говорящих о том, что Лида не такая ,как все, что она жила в более ранние годы, нет упоминаний о портсигарах, о прежних героях, то есть отсутсивуют сцепки, связки с предыдущим повествованием. Практически все Лидины мысли посвящены текущим событиям, то есть даже в мыслях нет отсылок, связей с предыдущим. Это делает роман — как часть цикла Реки Хронос — плоским и вызывает недоумение.

Если бы имя Лиды было заменено, оценка книги была бы другой, и, скорее всего, я бы ее читать не стала, т к не охотник до детективов и разоблачений сталинских времен.

А вот как часть цикла Реки Хронос книга меня абсолютно не устроила, увы, при том, что отдаю должное мастерству Булычева — детективщика , и характеры описаны неплохо, хотя порою гротескно. Присутствие Пастернака показалось излишним «украшательством», тем паче, что он навряд ли мог попасть в санаторий данного ведомства ( не исключено, но все же выглядит несколько искусственно).

Булычев — один из любимейших фантастов, от этой книги очень многого ждала, прочитав взахлеб четыре предыдущие из цикла. Оцениваю на 4.

Оценка : 4
«1185 год»
–  [ 6 ]  +

prometey2102, 15 января 2017 г. в 14:24

В исторических исследованиях профессионала всегда есть определенная проблема — это научный язык, используемый историком, который превалирует даже в трудах направленных на широкую публику. Конечно, если захотеть, понять можно, но большинство просто будет скучать. Поэтому, отчасти и процветает псевдоистория Фоменко и Носовского — они интересно пишут. Можейко умел писать историю интересно и одновременно научно достоверно. Он понимал, что его книга — не энциклопедия фактов, но выдержка того, что необходимо знать. Тема 1185 года раскрыта с очень интересной позиции, захватывающей множество стран и событий, и что самое главное — этот труд интересно читать, причем без ущерба фактологии. Рекомендую всем, интересующимся историей Средневековья. Приятно удивлен тем, что кроме того что Кир Булычев был хорошим фантастом, он был еще и хорошим историком.

Оценка : 10
«Гостья из будущего»
–  [ 6 ]  +

Groucho Marx, 23 декабря 2016 г. в 20:40

Сценарий у Кира Булычева хороший. То есть, как минимум, неплохой, хотя, конечно, слабее книги, по которой он сделан. Почему так получилось? Ну, потому что повесть писалась о совершенно конкретном времени, о середине 70-х годов, в неё было вложено большое количество привязок к эпохе (для того, чтобы контраст с будущим выступил ярче), к тому же, «современность» в «Сто лет тому вперёд» просто по условиям игры должна была быть узнаваемой.

А в сценарии ничего такого не требовалось. К тому же, действие совершенно механически было перенесено в другую эпоху — в 80-е годы, имевшие свою специфику и не очень похожие на 70-е. Но в советском кино для детей действие очень редко привязано к конкретному времени, чаще всего это было фэнтезийное «наше время», условная Москва и столь же уплощённые герои, каких в жизни не бывает, зато в кино — сколько угодно. Часто действие повестей и рассказов, посвящённых 50-м годам спокойно переносилось в 70-е годы, и никто не обращал внимание на анахронизмы и психологические несуразицы. Поэтому Кир Булычев сделал как бы халтурный вариант своей удачной повести, однако полностью испортить изначально хорошую идею не смог. Превратить качественный сценарий в откровенный треш сумел лишь режиссёр фильма «Гостья из будущего», очень опытный и умный Павел Арсенов.

Если я начну анализировать и критиковать фильм, фанатичные алисоманы меня просто по полу размажут, поэтому ограничуть констатацией факта: фильм очень плохой. Хорошим он может быть лишь в воспоминаниях детства или на фоне нынешней расейской теле-кинопродукции, которая уже достигла полностью невменяемого уровня. Но объективно фильм плох, растянут и грубо сделан. Сегодня смотреть его сущее мучение.

Зачем Павел Арсенов сознательно делал плохое кино намного ниже своего уровня — велика тайна сия есть, я лично ответа не знаю. Но наверняка были какие-то причины. А Кир Булычев честно отработал свой номер. Сценарий у него хороший, сбалансированный.

Кстати, кефир в сценарии — довольно злобная шутка сценариста. Как раз тогда, во время писания сценария, в миллионнотиражной «Роман-Газете» сумашедший рус-нацист профессор Федор Углов рассказал, что коварные евреи-иллюминаты спаивают русский народ кефиром, в котором содержится сколько-то там десятых долей процента алкоголя. И потому, мол, регулярно пьющие кефир русские люди становятся потенциальными алкоголиками. Так что в сценарии у Булычева кефир ничего привлекательного не означал. Это было малозаметной подробностью абсурдного мира. Ну, а Павел Арсенов демонстративно, с физиологическими подробностями, с чавканьем, хлюпаньем, отрыгиванием вытащил питие кефира на авансцену. Вероятно, он бестселлер Углова не читал и принял выходку сценариста за остроумную шутку.

Оценка : 6
«Похищение чародея»
–  [ 6 ]  +

Muzzy29, 22 декабря 2016 г. в 17:58

Не самое удачное произведение Булычева.

Сюжет таков: шла девушка к себе домой, а у нее дома оказывается живут путешественники во времени. Они занимаются вытягиванием из прошлого выдающихся личностей, гениев, которые находятся на волосок от смерти переправляют их в будущее..

Как-то все тут сумбурно, непродуманно, нету логики в поступках главных героев. Неужели такие великие умы будущего не придумали как справляться со случайными свидетелями?

Потом еще это путешествие во времени и приключения на территории Руси... Ничего прям сделать не могут, без девушки-красавицы.

Детский сад какой-то, честное слово.

Оценка : 4
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 6 ]  +

lubar, 18 декабря 2016 г. в 19:16

Я как многие поколения 80х вырос на фильме «Гостья из Будущего». А до книг добрался лет на 10-15 попозже. И начинал честно с этой. Она мне и тогда показалась очень детской и забавной. 3 года назад начал читать пятилетней дочке, но тогда она не прониклась.

В этот раз всё пошло явно веселее, хотя сама дочка читать Алису не хочет, так что пока это книга для семейного чтения.

Мне книга напомнила Полдень Стругацких. Дополнительным намёком является встреча в последнем рассказа с писателем-фантастом Аркадием. В каком-то смысле это наверное адаптация Полдня для детей. Мир такой же весёлый и беззаботный. Смело выращиваются динозавры, почтовые ракеты не проверяют кто внутри, останавливаются без сигнала наружу по нажатию не пойми кем какой-то кнопки.

Эксперименты по телепортации проводятся без резервный батареи. Котята отправляют работать Тунгусским метеоритом в прошлое. Я и у Сутругациких и Булычёва это воспринимаю не как досадны случайности, а как характеристику века.

Есть в книге и намёки на сегодняшний (70е годы 20 века) мир. Особенно впечатлило отсутствие видеофона на даче. Да в 70х телефона на даче могло не быть. И даже в 90х могло не быть. Да ещё лет 15 назад было актуально, хотя в сторожке уже обычно были, да и сотовые начали появляться. Но теперь сотовая связь берёт и интернет вполне быстрый почти по всему Подмосковью.

Невысокая Москва — это интересная зарисовка. Но вполне предсказуемо, что Москва не будет пятиэтажной в будущем. Может оптимальнее были бы таунхаусы, а не 20 этажные (не говоря уж про 35 и 50) небоскрёбы. Но тут Булычёв скорее реалист.

В такой маленькой книге уже поднят тема контакта как с другими существами, в том числе проблема определения разумности инопланетян. Шуша явно разумен, а лучший специалист этого даже не заметил, потому что видите ли Шуша слишком застенчивый.

Да про дочек, который вместо чтения предпочитают новое поколение диафильмов и аудио сказки очень даже актуально.

Оценка : 8
«Журавль в руках»
–  [ 6 ]  +

Podebrad, 01 декабря 2016 г. в 19:13

  О параллельных мирах в советские времена писали редко. Антинаучно как-то это. «Журавль в руке», кажется, единственная повесть Кира Булычёва на данную тему, и то он намекает на возможность альтернативного толкования.

  В целом вещь удалась. Особенно хороша первая половина. Прекрасно получилась атмосфера маленького городка и его окрестностей. Убедителен и очень не прост главный герой, да и другие тоже. Интерес к происходящему постоянно нарастает — вплоть до появления прохода между мирами. А вот параллельный мир получился бледным. Конечно, за день тут ничего толком и не увидишь, но дело не в этом. Похоже, автору самому не очень важно, как выглядит созданный им мир и как он устроен. Всё внимание с середины повести сосредоточено на теме «микропрогрессорства». И это действительно интересно.

  Есть проверенная закономерность. Если представители одной цивилизации начинают правильно воспитывать представителей другой цивилизации, это дорого обойдётся и тем, и другим. Почти всегда. Кир Булычёв как историк это хорошо знал. А если обыкновенный человек, одинокий, не располагающий особыми возможностями, видит, как мучаются другие люди, конкретные люди, с которыми он к тому же успел познакомиться? Причём они не требуют помощи и даже не просят, а просто погибают. Тут два варианта. Или отвернуться, всё забыть и больше в ту сторону не смотреть, или постараться как-то помочь. Это уже не прогрессорство, а нормальный человеческий поступок. Хотя граница тут очень зыбкая, и плохо всё-таки приходится всем.

Оценка : 8
«Снегурочка»
–  [ 6 ]  +

serjww, 06 ноября 2016 г. в 18:51

Максимально просто. Просто, как все гениальное. Рассказ про любовь, именно из таких эпизодов получается чудо! Рождается чудо из-под пера гениального писателя!

Оценка : 10
«Поступили в продажу золотые рыбки»
–  [ 6 ]  +

serjww, 04 ноября 2016 г. в 17:35

Добрый, веселый, юморной рассказ о людских желаниях. Наверно люди всегда будут думать только о своих потребностях! Кому-то и алкоголь в водопроводе будет счастьем, кому-говорящий попугай, грузовик с грибами, или велосипед. А кому-здоровье. В общем, 10-ка любимому автору!

Оценка : 10
«Показания Оли Н.»
–  [ 6 ]  +

Podebrad, 03 ноября 2016 г. в 17:05

  Один из самых сильных рассказов Кира Булычёва, и одна из самых сильных версий конца света. Человечество всё-таки доигралось. Мир заполняют Огоньки. Погасить их практически невозможно. В ближайшее время всё живое на Земле ожидает гибель. Показано это глазами девушки-подростка из небольшого посёлка. В Москве, Риме, Нью-Йорке в огне уже целые районы, а здесь пока только несколько Огоньков. Но умирать придётся всем. Очень не хочется умирать, почти не пожив, но и не хочется доживать последние месяцы, уподобившись знакомым отморозкам. Не потому, что запрещают — запреты уже рухнули. Просто так жить нельзя, даже напоследок.

  Гипотеза одного из героев о том, что Огоньки — реакция природы на разрушительную деятельность человека, не выдерживает проверки. Огоньки — не порождение природы, а результат распада человеческих душ. Они появились, когда копившиеся понемногу злоба, эгоизм, цинизм, достигли определённой критической массы. Страх перед Огоньками порождает отчаяние, отчаяние порождает ненависть и ощущение вседозволенности, а это подпитывает всё новые Огоньки. Процесс становится необратим. В принципе остановить его можно, и это, наверное, заметила не только Оля. Но теперь это потребует от человечества таких колоссальных душевных усилий, такого самоотречения, что вряд ли оно сумеет справиться само по себе.

Оценка : 10
«Смерть этажом ниже»
–  [ 6 ]  +

kronen, 21 сентября 2016 г. в 21:15

Ещё одно произведение Кира Булычёва, которое доказывает, что этот писатель мог хорошо делать всё! Впервые прочитал практически сразу после первой публикации. Актуально было тогда, актуально и сейчас. Как у нас в стране, так и в других. Как сама катастрофа, так и попытки её скрыть... Когда позже читал серию романов «Анабиоз» почудились какие-то аналогии с этим произведением Булычёва...

Оценка : 10
«Закон для дракона»
–  [ 6 ]  +

ii00429935, 05 июня 2016 г. в 20:00

Эту повесть можно смело включать в школьную программу. Наглядно и доходчиво автор объясняет такие понятия, как экология, экологическая система, экологическое равновесие и т.п. И происходит это не в формате научной лекции ( чем грешил старый добрый Жюль Верн), а в виде увлекательной истории. Читается « Закон для дракона» на одном дыхании.

По сюжету любимый герой Булычева доктор Павлыш помогает коллегам-космонавтам разгадать тайну далекой планеты. Сам себя в финале Павлыш сравнивает с сыщиком. Здесь, на мой взгляд, кроется единственный (относительный) минус повести. Как большинство детективов, зная финальный твист, перечитывать ее не слишком интересно.

P.S. «Закон для дракона» написан более 40 лет назад, но до чего злободневно он звучит! « Всегда остается опасность эскалации вражды. И с каждым шагом все труднее обернуться назад и отыскать мгновение первой ошибки». Донести бы эту мысль до современных политиков... Вот только некогда им книги читать. А Кира Булычева они если и знают, уверен, числят по ведомству детской литературы.

Оценка : 8
«Перпендикулярный мир»
–  [ 6 ]  +

Bizon, 18 апреля 2016 г. в 15:48

Рассказ хорош для своего времени, он написан на злобу дня, при этом сейчас воспринимается наивно и даже архаично. Вряд ли Булычев писал под действием наркотика «все возможно, ура! дави старую власть пером и словом!». Он написал то как видит ситуацию. Социальная сатира о трансформации человека в различной социальной среде. Разве есть что-то особо фантастическое в рассказе? да ни на грош! поэтому он и воспринимается скорее как реалистичный фельетон Зощенко или Аверченко, чем фантастика Булычева, тем более из Гуслярского цикла. Ну а если ожидания не оправдываются, то и читательская критика зашкалит.

Оценка : 7
«Пустой дом»
–  [ 6 ]  +

Alice.cooper, 10 марта 2016 г. в 00:41

Тема рассказа мне напомнила американский фильм «Клик», в котором герой волшебным пультом перематывал скучные или тяжёлые моменты своей жизни. И все закончилось печально, тк наша жизнь состоит и из плохого, и из хорошего, и если что-то будешь перематывать неожиданно наступит конец. У Булычева как-то все радужней... Но мне кажется, рассказ не об этом. «Пустой дом» раскрывает нам лирическую сторону характера Павлыша. Его воспоминания о том, как он влюбился в статую, объясняют все влюбленности, которые с ним происходили в предыдущих рассказах, романах и повестях. Он не Дон Жуан, он так тонко чувствует мир, так легко влюбляется в женщин, по фотокарточке, по оставленной игрушке...

Оценка : 7
«Тринадцать лет пути»
–  [ 6 ]  +

Alice.cooper, 01 марта 2016 г. в 13:33

Эту повесть я прочитала сразу после «Посёлка», тк совсем не хотелось расставаться с героями книги. И настрой был на такой же закрученный сюжет и «тринадцать лет пути», тем более читала книгу я онлайн и объёмов её сразу не поняла. Какого же было моё разочарование, когда она вдруг закончилась, как мне показалось оборвалась. А где же описание долгой дороги, освоения планеты?. Но потом я поняла, эта повесть была про определённый момент в жизни героев, про совершение ими выбора, выбора всей их жизни, это книга про то, что герои — это обычные люди, герои среди нас. И сразу разочарование прошло. И ещё очень понравилось описание влюбленности, получается у Булычева передавать чувства между его персонажами будь то любовь, дружба, соперничество. Продолжу читать цикл «Павлыш».

Оценка : 8
«Половина жизни»
–  [ 6 ]  +

serjww, 30 января 2016 г. в 00:38

Супер! Давно не читал ничего подобного, наверно со времен «Поселка». Автору-огромное спасибо!! Повесть о настоящем человеке, который даже в заключении — на неизвестном космическом корабле, в компании роботов и непонятных существ — о человеке, который не потерял свободы, надежды, храбрости, и многих моральных устоев, не сошел с ума, не перестал помнить о других людях, не забыл про любовь!!! Рекомендую!! Побольше бы таких рассказов!!

Оценка : 10
«Конец Атлантиды»
–  [ 6 ]  +

rrq64k, 24 января 2016 г. в 23:34

— всегда считал Булычева писателем средней руки. С годами мнение только утвердилось. Хорошая задумка цикла детской фантастики про Алису Селезневу выродилась в довольно убогую череду бессмысленных приключений. Очень многие сюжеты взяты из расхожих тем взрослой фантастики, в которой разрабатывать их дальше уже стало признаком дурновкусия. Перенос на детскую почву не избавил их от шаблонности и примитивности. Читать неинтересно. И дело не в возрасте, а самой манере написания текстов. Голая схема, множество нестыковок и откровенная халтура. А начиналась всё достаточно хорошо.

Оценка : 5
«Тринадцать лет пути»
–  [ 6 ]  +

Дед, 16 января 2016 г. в 02:20

Учитывая все предыдущие отзывы, я пожалуй, соглашусь, что повесть сюжетно вторично и, наверное, содержит кучу логических ошибок. Только я не чувствую себя обманутым или разочарованным. Сколько есть других произведений, сюжет которых вдохновлялся и калькировался с другого, а также не выдерживал въедливой критики, но при этом получавший признание (например, 1984).

И в общем, я и не вижу смысла для себя искать эти самые логические нестыковки, кроме как поворчать как один из персонажей, а потом такой «да, конечно, я хочу полететь к звёздам». Потому что я хочу, правда, хочу, я не меньше хочу сидеть дома с родными и друзьями, но это не помешает мне помешать остальным долететь до звёзд, каким бы я слабохарактерным не был. И я даже думать не хочу ни о каких полумерах. Не настолько возмудел и похужал, чтобы перестать быть максималистом, и начать видеть то, что смысла лететь непонятно куда и тратить сотни нефти нет, что весь этот героический выбор полностью экзистенциален, а любовная линия слабее, чем у одиннадцатого «б». Детали слабы, а гештальт... воспринят.

Оценка : 10
«Глаз»
–  [ 6 ]  +

Groucho Marx, 10 января 2016 г. в 02:34

Парадокс о том, что, привыкая смотреть, мы перестаём видеть, выражен Киром Булычевым с меланхолическим изяществом, свойственным лучшим представителям советской литературы позднего застоя. Здесь метафора, которая может, по желанию читателя, стать политической или эстетической, совершенно необязательна для получения удовольствия от чтения. Мягкий гуманизм, за которым стоит трезвая жестокость автора, может обмануть только самого наивного читателя.

Рассказ прекрасен по всем возможным критериям и демонстрирует совершенство литературных приёмов Кира Булычева. Несомненно, он был одним из лучших новеллистов советской литературы.

Оценка : 9
«Штурм Дюльбера (Река Хронос. 1917)»
–  [ 6 ]  +

Groucho Marx, 01 декабря 2015 г. в 17:39

Очень наивная попытка польстить монархистам, лишённая литературных достоинств, но остающаяся «крепким читабельным середнячком» среди мельчающей российской литературы.

Читая роман, который просто, без особого смысла, располагается между «Наследником» и «Возвращением из Трапезунда», понимаешь, что Игорь Можейко был крупным специалистом по истории Бирмы и вообще хорошо понимал и знал историю Тихоокеанского региона, но в истории России ни бум-бум, совершенно некомпетентен. Впрочем, и по его популяризаторским книжкам для школьников это заметно. Прыжок от довоенной России 1914 года сразу к 1917, как будто кровавых и бессмысленных лет войны и деградации Российского Государства вовсе не было, это очень характерная особенность любителей похрустеть французской булкой. Весь роман как бы обращён к читательской аудитории перестроечного «Огонька» и поклонникам фильма «Россия, которую мы потеряли»... Сейчас это неочевидно, но в своё время выражение «читатели «Огонька» было мемом, означающим чрезвычайно глупых, ультрапатриотически, монархистски и антисоветски настроенных обывателей, плохо разбирающихся в истории своей страны и знающих одно: до революции 1917 года всё было очень хорошо, а потом всё стало вдруг плохо.

Обидно, что хороший писатель Кир Булычев решил написать что-то настолько коньюктурное, подладиться под политическую моду 1992 года.

Оценка : 4
«Так начинаются наводнения»
–  [ 6 ]  +

Модест122, 22 сентября 2015 г. в 22:17

Наполненный мягкой иронией рассказ-сказка, рассказ-притча, рассказ-байка. Рассказ о том, что если чего-то очень хочешь-это непременно сбудется. И довольно скоро. Из «раннего» Булычева...

Оценка : 7
«Город Наверху»
–  [ 6 ]  +

Модест122, 22 сентября 2015 г. в 20:27

Очередной бестселлер замечательного писателя. «Город наверху»-это повесть о гуманизме и жестокости, любви и ненависти, долге и трусости. Фирменный «булычевский» стиль чувствуется с первых страниц книги. Вновь земляне приходят на помощь терпящим бедствие жителям далекой планеты, планеты, почти уничтожившей себя в огне атомной войны. Может быть, кто-то скажет, что повесть характерна для фантастики «советского периода»- критика «западного», капиталистического общества в том, «советском», его понимании проявляется здесь достаточно ярко (гонка вооружений вплоть до ядерной катастрофы, кастовое общество, вопиющее неравенство жителей подземного города и т.п.). Может быть. Однако, книга Булычева, безусловно, очередное талантливое произведение неординарного писателя. Книга, которую хочется перечитывать и не раз. И говорит это о многом.

Оценка : 9
«Подземелье ведьм»
–  [ 6 ]  +

Модест122, 22 сентября 2015 г. в 00:09

Вторая часть дилогии повествует о приключениях капитана Космофлота Андрея Брюса на далекой планете (лично мне, «Подземелье» понравилась больше первой части цикла). Планета заселена динозаврами и кочевниками, и, кроме этого, представителями высокоразвитой цивилизации гуманоидного типа (у Булычева почти все инопланетяне-гуманоиды), проводящей на этой планете некий эксперимент. Хорошо вписывается в контекст повести и любовная история капитана Андрея Брюса и дочери племенного вождя Белогурочки. В итоге, у Булычева получился очередной (какой уже по счету?) бестселлер, который я перечитывал уже не помню сколько раз. По мотивам повести даже сняли фильм (с Сергеем Жигуновым в главной роли), но, по моему, кино получилось откровенно слабым и с книгой никак конкурировать не может. Катурадж.

Оценка : 9
«Операция «Гадюка»
–  [ 6 ]  +

lubar, 31 июля 2015 г. в 23:26

Книжка оказалась в библиотеке санатория Чайковский. Предыдущих серий не читал, так что неизвестного было для меня чуть больше, чем для читающих весь цикл.

Читать интересно. Сюжет захватывает. Есть место некоторым аллюзиям. Можно попробовать мысленно или по карте погулятиь с героями по Питеру и Москве. Много не решённых загадок. И концовка оставляющее место для не написанного продолжения.

Такого Булычёва я раньше не читал. Очень политизированный и при этом симпатии автора не очевидны. Но читается в 2015 очень актуально. Мне кажется в 2000 я бы не понял бы многого. Первая часть про Берию, похоже, не требует знания предыдущих серий. Берия и Хрущёв мне показались, скучноваты, ленивые диалоги первых лиц. Хотя психологические портреты и Берии и тюремщиков читать интересно.

Можно отнести книгу к твёрдой фантастики. Так как параллельный мир обладает некоторыми свойствами и отличиями от нашего. И наука обоих миров изучает эти законы и отличия.

Начало жизни Берии в безвременье было опасным. Но он как-то выкрутился. Но что удивительно, события начинаются на ближней даче Сталина в Волынском, а потом действии продолжается уже в Санкт-Петербурге. При этом я пропустил, как Берия оказался в Питере, а Егор и Люся вроде шли из Москвы в Питер с кучей неизвестных приключений.

Темп повествования в Чистилище, как параллельный нам мир безвременья начинают называть в середине книги, медленный и тягучий, как и жизнь в этом странном мире. Оживает мир вблизи относительно живых Люси и Егора. Естественно модель мира, которого не должно быть, получилась весьма натянутой и противоречивой, но читать всё равно интересно. События в нашем мире естественно бегут намного быстрее.

Гарик Гагарин прописан очень поверхностно. Пародия на супергероя. Кое что он, конечно, может и считается инопланетянином, но не смотря, на что именно он ассоциируется с автором (только в процессе написания этих строк, понял, что это потому, что главы про Гарика идут от первого лица), он прописан, как мне показалось, слабовато. Возможно лучше способности и типаж Гарика прописан предыдущих книгах.

Интересно, что герои на которых потрачено меньше чернил, возможно, получились более яркими.

Очень хорошо получилась Вера, роль которой, так и не удалось понять до конца книги. Гипотеза, что она агент Берии допустима, но ведь она явно помогла Егору связаться с институтом, то есть увеличила угрозу для операции Гадюка.

Один из агентов Берии Лядов тоже вёл какую-то очень странную игру. Такое ощущение, что он с самого начала пытался оповестить об операции как можно больше людей. Начал откровенно болтать при докторе, продолжил в поезде при Егоре. То есть, выполняя добросовестно свои обязанности, стремился всех предупредить. Конечно, можно всё объяснить просто хвастовством, но хочется верит в более сложные мотивы.

Социально-политические моменты, которые есть в книге, я в 2000 совершенно не чествовал. Мне кажется, сейчас намного больше людей готовы называть себя советскими людьми, и людей мыслящих категориями Америка – враг. Да отношения после бомбардировок Югославии к США ухудшилось, но я таких реставрационных идей не чувствовал. Все герои-патриоты и сторонники возвращения советской власти Булычёва так искренне, что иногда кажется, что он с ними солидаризуется, но по не которым штрихам, всё-таки кажется, что это не так. И положительный дядя Миша, не хочет, что бы его коллеги создали базы в Чистилище.

Интересный момент про маленький подпольный водочный заводик, на ракетной базе. Тут всё-таки явные переживания из-за разрухи в армии.

Достаточно много времени уделено еврейской тематике. В книге встречается 3 явных еврея. Тема про “Такая нация” звучит минимум дважды. Берия испытывает ненависть к евреям и утверждается, что в этом был солидарен со Сталиным.   Из других национальностей обсуждается только национальность самого мегрела Берии и акцент, который у него сохранился даже в нижнем мире.

Оценка : 8

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 14 15 16 17 [18] 19 20 21 22 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх