И вновь из закромов сайта «Пан Оптыкон» пана Давида Гловни (Dawid Głownia, PAN OPTYKON, http://pan-optykon.pl … Спагетти-вестерн и викинги? Это интересно… Запись в блоге от 10 августа 2020 года).
«БЕЗ ЖАЛОСТИ», или СПАГЕТТИ-ВЕСТЕРН с ВИКИНГАМИ
(“Get Mean”, czyli spaghetti western z wikingami)
Что касается киноитальянщины, мне уже хочется поглощать ее тоннами -- то и дело попадается на глаза что-то новое, и в папке «К просмотру» у меня отмечена почитай половина фильмографии большинства режиссеров, у которых я когда-то что-то смотрел... Однако, когда я смотрю какой-либо итальянский фильм и собираюсь уже с головой погрузиться в тамошнюю реальность, вдруг вспоминаю о других вещах, которые хотелось бы посмотреть, почитать и посмо-читать. Короче – у меня большие пробелы в знаниях. Тем не менее, я пытаюсь наверстать упущенное.
Фердинандо Балди занимает довольно-таки отдаленное место в списке «К просмотру» – половина его фильмов обещают быть интересными, о некоторых из них я читал хорошие отзывы, но его «Слепой» (“Il pistolero cieco” aka “Blindman”, 1971) показался мне посредственным. А поскольку где-то я прочитал, что это его лучший фильм, то не спешил заделывать зияющую в данном месте брешь. Хотя «Пятеро сукиных сынов» («Бутлегеры») (“Cinque figli di cane” aka “Bootleggers”, 1969) очень заманчивы... не только из-за Джорджа Истмена (George Eastman).
Впрочем, так уж получилось, что вчера я посмотрел «Без жалости» «Get Mean» – четвертый фильм с Тони Энтони (Tony Anthony) в роли Чужака (The Stranger). Потому что меня купила идея – спагетти-вестерн, в котором безымянный стрелок-ганфайтер сталкивается с викингами и их испанскими помощниками (один из которых горбун, страстно цитирующий Ричарда III), стоя на стороне испанской принцессы, поддерживаемой маврами, привезенными в Испанию, чтобы отбить ее из лап викингов. Я не шучу.
Итальянский характер этой постановки несколько спорен, так как Тони Энтони сам себе руль, моряк, корабль и ветер. Ну, может быть, штурвал, матрос и ветер, потому что режиссером, то есть рулевым, выступает Балди. Тем не менее, Энтони играет главную роль, продюсирует фильм, да и сценарий был основан на его идее. Поэтому итальянцы здесь в первую очередь -- дешевая рабочая сила.
Описание, которое побудило меня посмотреть фильм, примерно соответствует содержанию – примерно, потому что Чужак сражается не столько с викингами, сколько с некими неопределенными варварами, которые выглядят как нечто среднее между викингами, монголами, гуннами, американскими трапперами и, возможно, представителями нескольких других народностей.
Фильм явно не обладает целостностью, сцены прыгают одна за другой без лада и склада, а главный герой обладает харизмой внебрачного ребенка Реба Брауна и бревна. Но – какое буйное воображение! И каково местами зрелище. С ума сойти. И Ллойд Баттиста, который выглядит и играет как Винсент Прайс (Vincent Price), скрещенный с Аланом Рикманом (Alan Rickman).
Известно, что истории киносъёмки порой интереснее самих фильмов, которые являются результатом этих процессов. Когда я смотрел «Get Mean», у меня сложилось непреодолимое впечатление, что сказанное верно и в данном случае. Жаль, что я, наверное, никогда не узнаю эту самую историю.
В ролях Джордж С. Скотт, Энн Бэнкрофт, Уильям Этертон, Рой Тиннес, Гиг Янг, Берджесс Мередит, Чарльз Дёрнинг, Ричард А. Дайсарт, Роберт Клэри, Рене Обержонуа
Первая половина 70-х — золотая эпоха фильмов-катастроф ("Посейдон", "Аэропорт", "Ад в поднебесье"). "Гинденбург" не затерялся среди них.
Замечательный фильм о катастрофе небесного "Титаника", которая произошла 6 мая 1937 года в Нью-Джерси и положила конец эпохе дирижаблей.
Роберт Уайз известен тщательной подготовкой к съемкам и вниманием к деталям, с удивительной точностью строит фильм, чтобы все сгорело в грандиозном финале.
Как написал один критик ""Гинденбург" Роберта Уайза — кино о предчувствии. Не столько о взрыве, сколько о тишине перед ним.
Экранизация книги Майкла Муни.
Посольство Германии в США получает письмо от ясновидящей, которая предсказывает, что дирижабль "Гинденбург" взорвется в небе над Нью-Йорком.
Кроме всего прочего, в Рейхе на полет небесного "Титаника" возлагают большие надежды как на пропагандисткую акцию.
Прилагаются гигантские усилия по предотвращению катастрофы.
Полковник Риттер (Джордж С. Скотт) — одно из этих усилий и центральная фигура фильма. Именно его конфликт между честью и совестью, и крушение его идеалов — центральная конструкция этого тщательно продуманного фильма. Своеобразный реквием по вере в порядок.
Сама катастрофа снята грандиозно и впечатляюше. Финал — это десять минут чистого адреналина.
Критики обвиняли фильм в затянутости, мелодраматичности. В том, что звездный актерский состав (кроме Джорджа С. Скотта) — всего лишь дополнение к впечатляющим декорациям "летающего отеля".
Недавно на Netflix вышел один из самых ожидаемых мною фильмов года — адаптация «Франкенштейна» Гильермо дель Торо. И хотя я не могу назвать результат лучшим фильмом автора, но в нём точно есть много прекрасного, как и тем для разговора (включая и разговора про экранизации).
Кстати, что касается конкурса из финала ролика — комментарии будут собраны до конца месяца, а победителя определим в декабре!
Хватит пугать людей каким-то придурком с дредами, им не страшно! В его инфракрасный прицел половины деталей не видно. Какая-то индианка его вообще на фарш пустить может! Так жить нельзя!
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Давайте возьмем хороший фильм "Враг мой", соединим роботессу-синтетика и хищника в одной команде, а чтобы не скучно было, еще какую зверушку добавим?
Продолжатели франшизы — я буду именовать их "франшизёры" — решили идти по пути очеловечивания Хищников.
Для начала показали историю семейной драмы:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
недовольный папочка хотел убить недоразвитого сынка, но в итоге убил его старшего, вполне нормального брата.
И вот младший брат, с ограниченным набором охотничьего снаряжения, оказывается на злобной планете смерти, чтобы добыть супер-монстра.
Дальше идет вполне каноничная схема: время одиноких скитаний, потом сбор группы попутчиков, которые понемногу становятся соратниками, возвращение мстителя и выход на следующий уровень.
Сплошные спойлеры
Одинокие скитания: персонаж совершенно не готовился к попаданию в этот мир, большей части видов не знает, да и с остальными действует по наитию. Имхо, лучший момент это попытка Хищника рассмотреть какую-то гусеницу, с мизинец величиной. Та мгновенно начинает раздуваться, пузыриться, юный Хищник её отбрасывает, и виден небольшой взрыв (на этой планете все организмы — шахеды-камикадзе). Чтобы как-то отразить эмоции, Хищнику приходиться много шевелить бровями, вернее, теми частями физиономии, где они должны быть.
Первой попутчицей становится верхняя половинка робота-синтетика с "развитой чувственностью". Эмоционально открытая всем ветрам, она хочет переговорить с каждым живым существом на пленете смерти. Актриса отыгрывает роль на 146%, дайте две.
И точно, дают. Вейланд-Ютани заслала целую команду синтетов, и если мужские роботы в ней это обычные юниты-засланцы, то женские — доминантно-рецессивная парочка роботесс. Чувственно-рецессивная сидела в лаборатории, анализировала, а её доминантная сестра (?) шарилась по территории, добывала экземпляры и руководила юнитами. Тут актриса тоже не подвела, маску стервы носит очень органично. Но поперлись они в логово Зверя, он им всем пистонов понавставлял, так что верхнюю половинку чувственной роботессы подобрал гриф-падальщик. В его гнезде она все это время и куковала.
И вот уже пристегнутая на манер рюкзака синтетка постоянно болтает, а Хишник идет к логову Зверя. С видами закатов и рассветов, эпических разломов и горных пиков в фильме полный порядок, много зрелищности. Хищник, кстати, психически очень устойчивый, потому не разбил ей голову, а внимательно слушал курлыканья и попытки психологического зондажа. Болтовню синтетки весьма украсила бы какая-нибудь разухабистая песенка
Вот и ожил дед Максим,
Ёрмунгад очнулся с ним!
Но до такого франшизёры не додумались, хотя динамичных шланго-змеев в кадре очень много.
Второй попутчик — бронеколобок с живыми глазами.
Они сначала конкурируют за возможность убить травоядную скотину (с носорога величиной), потом отбиваются вместе от какого-то монстра, потом договариваются и даже ночуют в пещере. Но у Колобка свои дела.
И вот подходит Хищник к логову, а там остатки разгромленной экспедиции, ноги роботессы, и сам Зверь.
Начинается замес, в процессе которого приходит доминантная сестричка с оружием, которое она нашла на корабле Хищника, всех пакует, и отправляется в избушку лесника (на базу).
Там разговор двух сестер (?): давай Хищника на опыты отправим, корпорация плюшек даст, нет, он же как человек, такой милый, их народ-клан зовут Яуджи, и у него даже собственное имя есть, не хочу, ах ты сопля на палочке, этих Яуджей давно корпорация на опыты хочет. Я тебя больше не люблю.
Парадоксально, что при всем инфантилизме их ссоры – этот самый инфантилизм во многом оправдан. Какой у них жизненный опыт? Мы не знаем. Скорее всего закачали пару лишних терабайт данных, три учебника по менеджменту и отправили добывать фауну. А тут какие-то личные отношений (пусть даже в виде рюкзака), вот синтетка чувствами преисполнилась.
Освобождает она Хищника, а тот проходит стандартную моральную трансформацию героя: понимает, что надо завязывать с одиночной охотой, работать в стае, в коллективе.
Ну а дальше – классическое объединение в решающей битве.
Хищник, в которого временно вселился дух А. Шварценеггера, делает стрелы из нож-травы, и кучу всего разного – отправляется штурмовать базу. Рецессивная сестричка (?) тем временем выбирается из аквариума, причем её отрубленные ноги дерутся вместе с ней (отличная комедийная сцена).
В процессе штурма освобождают Зверя. Дело в том что бронеколобок – это её потомство. А когда выясняется, что Зверь – это самка (эти слова произносит чувственная роботесса), сразу понимаешь, кого тут назначат злом.
Злая роботесса кричит «Во мне дух Рипли!» — после чего садится на роботогрузчика, и вступает в схватку со Зверем. Но это не так интересно, в Чужом-2 и Аватаре уже все было.
Спустя какое-то время Хищник заявляется к папочке, мол, добыл я страшного зверя. И кидает тому под ноги череп злой роботессы. Инициацию прошел, но теперь у меня свой клан будет.
— Это чё за извращения? – удивляется папаша, — Мы тут все традиционалисты, живем как всегда жили, я крокодил, крокодилю и буду крокодить, а ты просто малолетний дегенерат!
После короткой схватки подросший бронеколобок откусывает папаше голову.
И вот в свете закатного солнца мы видим новейший образец шведской семьи, где взрослая мужская особь политкорректно представлена темнокожим существом.
Но тут является мамочка Хищника…
Итого: голливудские франшизёры превратили научно-фантастический ужастик в яркую пародию и оптимистическую сказку, которая ближе ко всяческим галактическим патрульным. Смотреть можно, идейные подтексты легко вычисляются. Ничего нового в смысле развития драмы или серьезных фантастических образов не показывают, это просто сюжет-перевертыш в рамках стандартной схемы «Тысячеликого героя». Продолжение может быть прикольным, главное, чтобы франшизёры окончательно не ушли в политкорректность.
Хотя лучше бы они сняли «Неукротимую планету» Гаррисона…
И вновь из закромов сайта «Пан Оптыкон» пана Давида Гловни (Dawid Głownia, PAN OPTYKON, http://pan-optykon.pl … ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ и ЮЛ БРИННЕР – ох, какие имена! Воистину редкая фотография. Запись в блоге от 12 июня 2022 года).
СОВМЕСТНЫЕ СНИМКИ ФЕЛЛИНИ и БРИННЕРА
(Wspólne zdjęcia Felliniego i Brinnera)
Вот фотография со съемочной площадки Федерико Феллини, где его навестил Юл Бриннер. Я нашел фотоcнимок в 16-м номере журнала "Film" за 1971 год. Материал, который она иллюстрировала, касался работы Феллини над фильмом «Рим» (“Roma”, 1972).
Чем там занимался Бриннер, в материале не поясняется. Но взгляд на наряд актера указывает на то, что он находился, вероятно, на съемках спагетти-вестерна «Адиос, Сабата» Джанфранко Паролини (“Indio Black, sai che ti dico: Sei un gran figlio di..”, 1970, Gianfranco Parolini). Я имею в виду – он буквально заглянул к Феллини во время съемок, потому что на нем костюм Сабаты/Индио.
Тем не менее, глядя на эту фотографию, я начал представлять себе фильм режиссера Феллини с Бриннером в главной роли. И не знаю, чего бы мне хотелось больше: посмотреть их совместный настоящий спагетти-вестерн или (квазибиографический) фильм о замечательной кинозвезде, которая не может вырваться из ловушек своей самой известной роли и играет ее в различных конфигурациях.