Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Ура, товарищи! Октябрьский выпуск DARKER зажегся красной звездой на экранах ваших ЭВМ и готов нести свет просвещения и знания каждому советскому гражданину!
Читайте в номере: — ретроспектива ужасов советских кино- и телеэкранов; — подборка городских легенд родом из СССР; — продолжение знаковой статьи Парфенова М. С. «Фантастический снобизм» — 10 лет спустя; — рецензии на сериалы «Игра в кальмара» и «Чикатило», антологии «Черный Новый год» и «Русский боди-хоррор», дебютный альбом KK’s Priest, графический роман «1984»; — галереи советских плакатов и космической живописи Андрея Соколова; — обзор видеоигр с советскими мотивами от S.T.A.L.K.E.R. до Atomic Heart; — статья о трилогии Ильи Масодова «Мрак твоих глаз»; — обзор советского периода группы «Ария»; — эксклюзивное интервью с канадским режиссером и сценаристом Шоном Патриком О’Рейли («Говард и Королевство хаоса»); — хеллоуинский рассказ Гари Макмахона…
Обычно я стараюсь не обращать внимание на книги из серии "Young Adult", поскольку у данного художественного направления слишком много атрибутов, которые меня раздражают. Но для романа Ким Лиггетт "Последняя жатва" я решил сделать исключение по двум причинам. Во-первых, произведение удостоилось похвалы от взрослой аудитории, сравнившей его с рассказом "Дети кукурузы" Стивена Кинга. А во-вторых, выиграло "Премию Брэма Стокера" в категории "Лучший подростковый роман".
Действие книги разворачивается в маленьком провинциальном городке Мидленд, штат Оклахома. Именно здесь проживает семнадцатилетний школьник Клэй Tейт, которому после загадочной смерти отца приходится взять на себя роль главы семьи.
Помимо заботы о матери и двух младших сестрах мысли парня также занимает целый ворох личных проблем: это и вынужденный уход из местной команды по американскому футболу, и невозможность встречаться с любимой девушкой, и настороженное отношение к нему со стороны других горожан. Однако больше всего на свете Клэй хочет разобраться в том, почему его отец пошел на столь отчаянный шаг.
И это желание становится только сильнее, когда спустя год после трагедии подростка начинают посещать жуткие кровавые видения. Героем овладевает смятение: то ли он сходит с ума как и его родитель, то ли скоро на самом деле должно случиться нечто ужасное. Заручившись поддержкой школьного психолога, Tейт принимается за поиски правды. Правды, которая еще круче изменит его жизнь.
Не могу сказать, что я остался в восторге от романа, но некое удовольствие от его чтения я все же получил. Прежде всего меня порадовал по-хорошему запутанный сюжет, придуманный Лиггетт. Ты так же как и Клэй до конца не понимаешь, что за дичь творится вокруг него, и твое мнение о происходящих событиях постоянно меняется. Подобная неопределенность превращает повествование в по-настоящему увлекательный мистический детектив, который интересно разгадывать на всем его протяжении.
Кроме того, нельзя не отметить особую атмосферу романа. Нам вроде бы показывают современный мир с его всевозможными гаджетами, однако Мидленд выглядит так как будто он перенесся в него прямиком из 1980-х (причем, из времен, когда в США буйным цветом цвела "Сатанинская паника"). То есть, возникает некая двойственность восприятия, придающая истории дополнительный шарм.
Персонажи тоже вышли довольно симпатичные, хотя помимо Тейта, Ким только в общих чертах обрисовала характеры других действующих лиц, отчего они стали смахивать на ходячие функции. Но надо помнить, что перед нами представитель "Young Adult", а значит требовать от него каких-то высот в плане проработки героев все же не стоит. Простота и узнаваемость образов всегда были нормой для этого литературного течения.
В целом, у "Последней жатвы" нет каких-то серьезных минусов. По сути это обычный, но крепко сбитый, триллер про зло, пришедшее в сельскую глубинку, в духе уже упомянутых "Детей кукурузы". Вполне подходящая книга, если вы хотите приятно провести несколько свободных вечеров.
Хоррорный винегрет, или Червивое проклятие под крики козодоев / История, тянущаяся поколениями
Капитан китобойного судна Чарльз Бун не собирался менять профессию. До момента смерти жены от туберкулеза, а также известия о наследстве от кузена, оставившего Буну фамильное поместье и лесопилку.
Чарльз берет детей в охапку и перебирается на сушу.
Однако все не так благостно, как может показаться. Жители соседнего городка люто ненавидят всех членов семейства Бун. Да и сам особняк, где произошла не одна смерть, таит в себе зловещие секреты.
Экранизаций Кинга, будем честными, немеряно. Не позабыли постановщики и короткую форму Мастера Ужасов. Chapelwaite снят по мотивам рассказа «Иерусалимов удел» 1978 года (вдохновленного, в частности, лавкрафтовскими «Крысами в стенах»).
Чепелуэйт/Чапелвэйт переводится с английского как Часовня Ожидания.
Проект вышел атмосферным, но медленным и затянутым (неудивительно – рассказ расплющить на 10 серий) и намешавшим внутри себя слишком много всякого — эдакий хоррор-винегрет.
Тут вам и обрывки историй о таинственных мистических особняках, и родовые проклятия, и древние культы в духе Лавкрафта, и магические книги, и закрытые общины с жуткими устоями, и маниакальные состояния, и постаповские зарисовки, и банальные кровососы. Да еще и социальные напевы!
К сожалению, не всем из них из них удается раскрыться в полной мере, и ни в одном из поджанров сериал не показывает ничего нового. Взамен пытаясь соорудить из этого многообразия вменяемое блюдо. Выходит не всегда.
Только начинаешь настраиваться на одну из тем, как постановщики подбрасывают новый элемент, который порой неуместно смотрится рядом со старым. Временами начинает раздражать. Иногда вызывает здоровый детский смех, особенно в случае стандартного до тошноты позера-Иакова, совершающего сюжетообразующие детские ошибки.
В плюсы Chapelwaite можно занести общий колоритный антураж маленького, удаленного американского города начала 19 века, живущего под леденящие крики козодоев в нежно «любимом» Кингом штате Мэн. Дома и улицы которого по ночам освещаются неверным огнем масляных ламп, а за пределами небольших кругов света царит темнота. Где все всех знают, власть олицетворяет один единственный констебль, а из щелей активно лезут пуританские привычки и предрассудки.
Мимо социальных аспектов того нетолерантного времени постановщики, конечно же, пройти не могли.
К неграм тут, как полагается, пренебрежительно-расистское отношение, а за поцелуй с белокожей дамой сына Африки и вздернуть могут. Сами дамы тоже не в особом шоколаде. Угнетают, мужики-паразиты. Приветствуются чинные матери семейства в чепчиках, а на молодых бунтарок, сражающихся с навязанными обществом устоями, смотрят откровенно косо. Таких, правда, в Углу проповедников ровно одна штука.
Приятно выглядит интрига о том, что собственно происходит в мрачном особняке Чепелуэйт, выжившая половину сезона. Впрочем, даже в ней полно предсказуемых моментов. Ну, конечно, думаем мы, вот сейчас вылезут твари, а вот сейчас найдут слабое место среди героев, и мы даже знаем какое. Или как не догадаться о том, кто именно поднимается нынче по лестнице. А вон и сборная команда добра намечается. И что характерно, в предположениях не ошибемся. Ай, какие мы умные!
Побалуют нас создатели сериала редкими флеш-беками из времен, давших старт проклятию Бунов. Тут как раз можно было бы и попространнее.
Погонят зрителю даже бестолкового экшена, в процессе которого персонажи не прекратят терзаться рефлексиями и страдать по своим тяжким судьбам.
Еще одной составляющей проекта стала картина зарождающегося безумия с галлюцинациями, видением невидимого, опасностью для окружающих, активным эмоционированием, странными речами. За нее отвечает Эдриан Броуди.
Суров, но как на меня недостаточно для капитана-китобоя, вынужденного держать в море железной хваткой сотню бескрышных мореходов. Хотя с местными бузотерами капитан разобрался знатно. Задумавший продвинуть прогресс и срубить чуток денжат для себя, а не для осточертевших владельцев кораблей. Эдакий строгий, но справедливый отец, искренне любящий своих чад. Переживший в детстве мощную психотравму, во многом сформировавшую его личность. Человек, потихоньку погружающийся в пучину галлюцинаций, сомневающийся в собственном разуме. Переживающий на тему своей безопасности для близких. Хватающийся за любую соломинку, обещающую вытянуть его из этой напасти. Упрямый (порой даже слишком), не привыкший легко сдаваться. Упорно не желающий видеть опасность и свалить из ловушки к чертовой бабушке. Приятный образ, хотя не без нюансов.
А вот и та самая белая ворона Угла проповедников. Ребекка Морган (Хэмпшир). Девица стремящаяся стать репортером и писателем. Олицетворяющая женскую борьбу за свои права. Закончившая колледж, боевитая, передовая, активно ищущая историю для книги и жаждущая зарабатывать писательством. Привязывающаяся к семейству Бунов, по уши влезающая в их историю.
А теперь пару слов о рассказе, ставшем искаженной и дополненной основой для сериала. Описываются события двух временных линий – современности, то бишь1850 года и дневниковые записи деда Чарльза Роберта из 1789-го.
Создан рассказ в эпистолярном жанре, от первого лица, представляя собой письма Чарльза Буна, прибывшего в поместье после смерти жены. Никаких спиногрызов и Ребекки при нем нет и в помине, взамен в наличии верный секретарь и помощник Келвин (некоторые записи принадлежат его перу). О роде занятий Чарльза не говорится (похоже, праздный аристократ), но явно не китобой. Все происходит без побочных линий, социальных этюдов, лесопилок, особого описания быта жителей соседней деревни и прочих рассусоливаний. Есть тайна особняка, покинутый город, загадки предков: «цели ясны, задачи определены, за роботу товарищи!». Сильна линия рока, осознание героем власти над ним этого самого рока. Имеется книга, особняк, немертвые (изрядно отличающиеся от сериальных), но в формате рассказа смотрятся эти элементы достаточно гармонично.
Эрго. Жутко растянутая, предсказуемая, но все же атмосферная «вампирская» история с густым домесом из разных хоррор-подтем.
Режиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен, Майкл Нанкин
Удивительно, но начиная с создания средних по качеству ужастиков, режиссер и сценарист Майк Флэнеган довольно быстро перешел в высшую лигу творцов хоррора, благодаря чему каждая его новая работа стала вызывать неподдельный интерес.
Вот и свежая "Полуночная месса" умудрилась крайне сильно заинтриговать меня еще на этапе съемок. Причем, не только своим содержанием, но и концепцией.
Сюжет сериала крутится вокруг молодого парня по имени Райли, который после освобождения из тюрьмы за непреднамеренное убийство, возвращается в родной городок, расположенный на уединенном острове Крокетт. Вместе с ним туда прибывает молодой священник Пол, призванный временно заменить всеми уважаемого пожилого монсеньора Прюитта.
Обыватели без особого энтузиазма встречают чужака. Однако когда по Крокетту прокатывается волна невероятных исцелений, мнение островитян о Поле меняется в лучшую сторону. И только Райли уверен, что чудо не может случаться так часто и что за божественным вмешательством кроется нечто зловещее.
Как я уже упомянул выше, данный проект любопытен не только своей историей, но и форматом. Дело в том, что он представляет собой экранизацию вымышленной книги, обложка которой успела засветиться в таких фильмах Флэнегана как "Тишина" (Hush, 2014) и "Игра Джералда" (Gerald's Game, 2017).
К слову, последняя картина была снята на основе романа Стивена Кинга, чье имя чаще всего приходит на ум при просмотре "Полуночной мессы", заимствующей мотивы из "Жребия Салема", "Бури столетия" и "Возрождения" (кстати, именно это произведение Короля Ужасов Майк собирался перенести на большой экран, но судьба, к сожалению, распорядилась иначе).
Но если вы полагаете, что из такого ядреного коктейля не могло получиться ничего съедобного, то я спешу развеять ваши сомнения. Сериал, за исключением мелких недочетов, вышел отличным. Во-первых, нельзя не отметить его цепляющий сюжет, продвижение по которому можно сравнить с процессом чтения увлекательной книги (при этом очень объемной).
Да, иногда повествование слишком уж замедлялось, но не настолько, чтобы тебе хотелось перемотать его вперед. А все потому, что даже в затянутых эпизодах нередко звучали весьма интересные мысли (в этом плане наиболее показателен шикарный диалог Райли с его подругой Эрин о том, что их ждет после смерти). "Полуночная месса" в принципе заставляет тебя задуматься о многих вещах, среди которых загробный мир, вера во Всевышнего, умение прощать ближних и обретение нового смысла жизни после утраты всех прежних устремлений.
А что там с хоррором, спросите вы? На мой взгляд, с ним тоже все в порядке. Конечно, страшных сцен наберется не так уж и много, зато каждая из них дарит самые яркие эмоции. Ну и в целом к атмосфере сериала нет никаких претензий. Авторы не забыли продумать ни мрачный визуал оторванного от большой земли острова, ни прекрасно дополняющее его музыкальное сопровождение.
Единственный момент, который печалит — это финал истории, представляющий собой нелепую беготню персонажей по острову. Просто получается, что на протяжении шести часов тебя постепенно готовили к чему-то по-настоящему жуткому и эпичному, а в итоге развязка оказалась какой-то скомканной и не впечатляющей.
В общем, если закрыть глаза на концовку, то в "Полуночной мессе" по сути не к чему придраться. Она вполне достойна встать в один ряд с другими удачными работами Флэнегана. Надеюсь, что и его грядущий "Клуб полуночников" (The Midnight Club), затрагивающий тему посмертия, порадует не меньше.