Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
Результаты оказались, скажем прямо, разочаровывающими. Нет, я ничего не имею против творчества Джулии Чернеды, но второй год подряд награждать романы из одного и того же цикла фэнтези... А ведь в шорт-листе были книги Уильяма Гибсона "Периферийные устройства", Джо Уолтон "My Real Children" и Питера Уоттса "Эхопраксия".
Подробности того, как распределились голоса во время финального голосования, можно узнать на официальном сайте (внимание, файл в формате pdf).
На Фантлабе страничка премии "Аврора" пока что не открыта, по причине большого объёма работы.
Конференция открывается 4 декабря на факультете журналистики, секция фантастики будет заседать 5 декабря в субботу, с 17 до 20 часов. Дискуссия будет проходить на английском языке (если приедут запланированные гости — надежда есть!)
Желающие придти послушать и принять участие в обсуждении могут прислать свои данные (ФИО и место работы\учёбы) по моему адресу — см. ниже — до 29 ноября. Списки отдаются в ректорат 30 ноября.
Полная программа конференции будет доступна в понедельник на сайте факультета журналистики МГУ www.journ.msu.ru и Общества по изучению культуры США www.rsacs.org
Секция 7 Фантастическая образность в искусстве
Координатор – старший научный сотрудник кфн Лариса Григорьевна Михайлова (факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, larmih@gmail.com
1. Б.А. Максимов
Факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, Россия
Оппозиция пуританства и «просвещенного сознания» в новеллистике Н.Готорна
Общеизвестно, что Готорну в равной мере претили крайности пуританизма (например, нетерпимость к человеческим «грехам», кальвинистская концентрация на «зле», религиозный фанатизм), и изнанка Просвещения (прежде всего, прагматичный имморализм). В докладе я хотел бы проследить, как именно проявляются различия пуританской и просветительской идеологии в этике и в натурфилософских воззрениях (включая идею «чудесного») в ключевых новеллах Готорна. Кроме того, мне кажется важным рассмотреть причины, по которым пуританское сознание и просветительская идеология вступают в открытую, непримиримую конфронтацию.
2. Леа Бергер
Университет Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс, Франция
Империалистическая международная политика США и американское научно-фантастическое кино 1950х гг.: паранойя, вторжение и сосуществование
В докладе рассматриваются фильмы «Война миров» (The War of the Worlds,1953) и «День, когда Земля остановилась» (The Day the Earth Stood Still,1951): трактовка контакта и темы установления мира.
3. Л.Г. Михайлова
Факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, Россия
Тема контакта с внеземным разумом в XXI веке: трансформация подходов
На протяжении c 1930х до 1980х годов, тема контакта, возникнув вслед за темой войны миров, постепенно развивалась как в литературе, так и в кинематографе, обретая формы постижения иной культуры, зачастую весьма нелёгкого, но неминуемо выводящего из изоляционизма представлений о собственной исключительной ценности. Однако, казалось бы, прочно утвердившись, в новом столетии уже ставшая привычной тема контакта уступила место новым сомнениям в возможности достижения взаимопонимания. Это отмечается в литературе, но особенно на кино- и телеэкране 2010х, где «небеса падают», а инопланетяне соревнуются в кровожадности. Поворот вспять? Звёздные войны вместо Звёздного пути?
Однако внимание привлекают новые подходы, идущие по «нейтральной территории». Энн Леки, собравшая все основные премии 2014 года, изображает в романе «Справедливость дрона» («Ancillary Justice») империю, выросшую на аннексии миров, где мало-мальское сопротивление пресекается превращением в соединённые нейросетью вместилища части сознания разума корабля захвата. Но проверенная столетиями стратегия даёт сбой, когда даже воплощение «меча карающего» обращается против махинаций верховной правительницы. Безграничная власть развращает, и тут последней преградой становится представление о чести, справедливости и верности изначальным принципам последнего оставшегося от взорванного корабля дрона, в котором теперь сосредоточен опыт сверхчеловеческого разума и в то же время человеческая любовь к песням. В докладе будет представлен анализ дискуссии в российском фэндоме, возникшей по поводу «феномена» Леки.
4. Ричард Финн
Уитирея, Веллингтон, Новая Зеландия
Научно-фантастический театр против научно-фантастического кинематографа: как изобразить мир
В докладе основное внимание будет уделено вкладу театра в драматургию визуализации фантастической образности и прогнозам развития научно-фантастического театра.
5. Анна Рузина
Факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, Россия
Is Our Reality Real, and If It Is Unreal, Whether Is It Evil?
Проблема “фальшивой реальности” в эссеистике Филипа К. Дика
В своих произведениях Филип Дик ставил ряд вопросов, главным из которых был: "Что есть действительность?". Поиски ответа на этот вопрос можно проследить в эссеистике писателя.
Эти поиски привели Филипа Дика ко внутреннему конфликту: общепризнанные истины о нашей действительности расходились с ощущением того, что все вокруг нас – огромная подделка.
Из этого вытекает другой конфликт – если мы живем в «фиктивной реальности», являемся ли мы «псевдо-людьми, такими же ненастоящими и поддельными, как и та информация, что окружает нас со всех сторон». В этом случае фиктивная реальность является злом.
Исследуя в эссе «Как построить вселенную, которая не рассыплется через пару дней» (1978), «Космогония и космология» 1978 года, а также обсуждая ее в интервью с Чарльзом Плэттом (1980), Филип Дик приходит к заключению, которое помогло устранить внутренний конфликт: не существует ни одной объективной реальности, каждый живет в своем субъективном мире и субъективный мир более сильной личности может вторгнуться в мир более слабой личности. Так как часто вторжение осуществляется очень тонким и завуалированным способом, мы не оказываем сопротивления. Согласно Филиппу Дику, это источник всех проблем и большая драма.
6. Наталия Сержант
Белорусский государственный педагогический университет, Минск, Беларусь
Проблема разрешения конфликтов постиндустриального общества в литературе киберпанка
Современные технологии диктуют новые мировоззренческие парадигмы, и соответственно, формируют новый образный ряд в культуре и литературе. Наиболее ярко иллюстрируются эти тенденции в литературе киберпанка (романах Уильяма Гибcoнa «Нейромант» (1984), Брюса Стерлинга «Схизматрица» (1985), Нила Стивенсона «Алмазный век» (1995) и других). В статье рассматриваются различные технологические модели мироздания и образы киберпространства, представленные в произведениях киберпанка, которые символически отражают и прогнозируют тенденции развития техногенной культуры, воплощают страхи и ожидания, связанные с современными нанотехнологиями.
Остальные участники конкурса получили меньшее количество баллов.
Все 10 финалистов приглашаются на Басткон-2016 для участия во 2-м туре. Всех этих людей я прошу подтвердить здесь свое желание/возможность побывать на Бастконе-2016. Они могут приехать на общих основаниях (7.500 руб. за место в двухместном номере, 9.500 руб. за одноместный номер) на все 3 дня конвента или по аккредитационному взносу (3000 руб.) на 1 день конвента, когда будут подводиться итоги конкурсов Басткона (т.е. будет происходить 2-й тур). Если кто-то заранее сообщит, что снимает свой текст с голосования, его место автоматически занимает тот, кто получил по баллам 11-е место.
Теперь о том, что будет происходить дальше. Прежде всего, баллы, заработанные финалистами 1-го тура, сгорели. Какое они заняли место, теперь не важно, важно лишь то, что они попали в число лидеров. Любой из них может оказаться лауреатом, вне зависимости от того, какое занял место в 1-м туре. Десяти авторам, попавшим во второй тур, будут разосланы тексты всех прочих финалистов -- с тем, чтобы они, прочитав повести друг друга, могли полноценно участвовать в обсуждении на втором туре. Этот второй тур будет проведен на Бастконе-2016, на литературном семинаре, который будет вести Дмитрий Федотов. Литсеминар Дмитрия Федотова пройдет в кинозале 23 января (суббота), с 10.00 до 12.00. После обсуждения с авторами их текстов (в том числе и текстов отсутствующих), произойдет оглашение имен лауреатов: будет определено 2 лауреата. Все они получат публикацию в сборнике ЛФГ "Бастион", который выйдет по итогам конвента. Тот, кто занял 1-е место, получит 10 экз. сборника бесплатно. Кроме того, победитель награждается денежным бонусом в 10.000 руб., а также приглашением выступить на радио. Обоим лауреатам Оргкомитет вручит почетные дипломы, их имена будут оглашены со сцены.
Не явившиеся на литсеминар участники конкурса окажутся в заведомо проигрышном положении, хотя сам факт неявки не является основанием для того, чтобы текст был снят с обсуждения или начисто лишился шансов на призовое место. Просто приоритет будет отдан тем, кто сможет участвовать в литсеминаре. Причина проста: в беседе с финалистами будут даны советы по улучшению повестей, а это неплохое средство повысить уровень текста. Пренебречь ими -- значит показать несерьезное отношение к литературной работе.
Желающие получить какие-либо уточнения, могут обратиться с вопросом ко мне, по адресу volodih@mail.ru
Сегодня, 13 ноября, скончался российский художник-иллюстратор Андрей Сальников.
В 1976 году А. Сальников окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). С 1979 по 1984 г. был художественным редактором журнала «Юность». В течение этого времени помимо прочего нарисовал для журнала около 50 обложек. Затем работал в рекламе и для различных издательств: «Правда», «Пресса», «АСТ», «Прогресс», «Радуга», «Вагриус», «L`Harmattan» (Франция). Среди проиллюстрированных книг: Р. Шекли, В. Головачёв, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков, В.В. Набоков, Б.Л. Васильев и многие другие.
В последнее время сотрудничал с «Издательством АЛЬФА-КНИГА».