Первый сезон сериала "Судная ночь" не вызвал у меня особых эмоций, за исключением сильнейшей скуки. Казалось бы, все десять эпизодов рассказывали нам о том же, о чем и полнометражные фильмы франшизы Джеймса ДеМонако — о новой американской традиции, на одну ночь в году легализующей любые преступления, включая убийства. Однако, обилие однообразных разговоров и нелепый экшен практически полностью похоронили под собой все благие начинания авторов данного ТВ-проекта. Поэтому к просмотру его второго сезона я подходил с некоторым опасением опять получить безвкусное зрелище. Но к счастью, этого не случилось.
Новая глава "Судной ночи" начинается и заканчивается двенадцатичасовыми Чистками, тогда как между ними нам показывают быт обычных людей, занимающихся самыми разными делами. Например, сотрудница правительственного наблюдательного центра Эсме Кармона пытается выяснить причины гибели своей подруги, проводившей исследования для "Новых Отцов-основателей". А полицейский в отставке Райан Грант вместе с бывшими коллегами собирается сорвать куш, ограбив сразу несколько банков, дабы навсегда покинуть родину, превратившуюся в тоталитарное государство. В это же время хирург Маркус Мур изо всех сил старается найти человека, который назначил за его ликвидацию солидное вознаграждение. Ну а студент колледжа Бен Гарднер потихоньку сходит с ума после кровавого инцидента со своим участием, произошедшего в Судную ночь.
На первый взгляд может сложиться впечатление, что все эти истории довольно прозаические и вряд ли могут предложить что-то по-настоящему интересное. Но спешу вас заверить, что это не так. Каждая сюжетная линия вышла по-своему самобытной и увлекательной. И что самое главное, всем персонажам было уделено одинаковое внимание, отчего сериал получился весьма сбалансированным. Никто из героев не перетягивал одеяло на себя и в итоге их злоключения сложились в очень яркий срез непростой жизни "возродившейся нации".
В плане диалогов и экшена у нас тут тоже полный порядок. Герои в основном разговаривают по делу, не отвлекаясь на пустую болтовню, а драки и перестрелки (как и прочее насилие) в нужный момент разбавляют размеренное повествование, которое на всем протяжении подкрепляется отличным музыкальным сопровождением от известного композитора Тайлера Бейтса.
Также нельзя не отметить добротную работу всех актеров, занятых на ведущих ролях. И если Паола Нуньес, Макс Мартини и Дерек Люк просто органично смотрелись в своих образах, то Джоэл Аллен, сыгравший Бена Гарднера — неплохого в общем-то парня, медленно, но верно, погружающегося в бездну собственного разума — порадовал вдвойне. Сразу видно, что у актера есть немалый творческий потенциал и я искренне надеюсь, что он его не растратит на проходные проекты.
Печально, что кабельный канал "USA Network" не стал продлевать сериал, ведь его авторы только-только нащупали тот самый формат, в котором "Судная ночь" смогла раскрыться в полной мере и заиграть всеми своими мрачными красками. Готов поспорить, что если бы первый сезон был бы таким же интригующим и динамичным, как и второй, то мы бы увидели еще не одну телевизионную Чистку.
Девочка, которая всегда выживает?, или Неканоническая легенда
Юная Нимуэ (Лэнгфорд), дочь народа фэйри, не была довольна жизнью в родном селении, и даже подумывала при случае сбежать за море. Соплеменники ее не слишком любили, считая проклятой, опасаясь большой колдовской силы девушки.
Но в один не очень прекрасный день все обиды на соседей, и ссоры с односельчанами остались позади. Ведь их деревню разорили безжалостные Красные паладины, уничтожающие всех фэйри, до кого могли дотянуться.
Теперь Нимуэ и встреченному ей в городе наемнику Артуру (Террелл), нужно доставить чародею Мерлину (Скарсгард) жутко важный клинок.
А заодно придумать, как остановить Паладинов, отомстив им за гибель родных Нимуэ.
После завершения «Игры престолов» на телеэкранах возникла огромная фентезийная лакуна, которую по мере сил и возможностей пытались заполнить ведущие мировые телеканалы. «Карнивал Роу», «Ведьмак», «Видеть», «Письмо королю».
И вот еще одна попытка. Мягко говоря, не слишком удачная. Перед нами слабейший претендент на освободившуюся корону.
Основной конфликт постановщики сериала решили построить на противостоянии фэйри и охотников на них. В здешней альтернативной Британии помимо деревень обычных гомо сапиенсов существует большое количество вполне официальных поселений фей. Часть из фэйри изрядно отличается от людей, к примеру, наличием крыльев или рогов. Другие похожи на нас как две капли воды, но выдают себя «позеленением» при использовании магии, или применении к ним определенных субстанций и предметов. Их еще периодически обзывают ведьмами, активно смешивая грешное с праведным. Создатели Cursed вообще делают из своего продукта то ли винегрет, то ли ирландское рагу, «миксуя» в сериале все, что им вспомнилось из мировой истории, преданий и своих представлений о них. Легенды об Артуре относящиеся к 6 веку, смешиваются со Священной римской империей, возникшей в 10-м, и охотой на ведьм, которая началась в 15, достигнув пика к 16-17 столетиям. Все в котел!
Сериал снят по мотивам комикса (кто бы сомневался) Фрэнка Миллера и Тома Уиллера.
Итак, в наличии у нас орден Красных паладинов Рима, единственная цель которого изничтожить фэйри как класс. Орден христианский и довольно своеобразный. У его членов на вооружении вытатуированные кресты на тонзурах, модные красные мантии (плащи/сутаны), лошади и мечи. Фсе. Доспехи, копья, щиты? Нет, не слыхали. Приличная организация? А зачем? Нападение на деревни фэйри напоминает бессмысленный и беспощадный разбойничий налет бродячей шайки отребья, отличающийся жутким бардаком и некислыми потерями. Среди пылающих хижин мечутся красноплащники, вступая в одиночные схватки, таская за волосы девок, теряя бойцов и вызывая страстное желание повесить большинство их командиров, начиная с отца Кардена. За бардачность и неспособность организовать нормальную работу вверенных подразделений. Вдобавок, паладины позволяют себе репрессии не только по отношению к феям, но и к своим христианским сестрам. Причем до абсурда. Если умрет один из наших братьев, которого привезли в женский монастырь на последнем издыхании, мы убьем всех сестер?! А заодно арестуем аббатису, которая посмела обмануть Кардена. В общем, беспредельничают «плащики» так, шо аж гай гуде.
Это, невзирая на то, что в стране имеется королевская власть в лице Утера Пендрагона. Властителя, лениво взирающего на то, как толпы уродов в красном изничтожают его пейзан, лишая страну налогов и подданных.
А чтобы мало не показалось, в коктейль добавлены различные викинги. Ледяной король, претендующий на трон Утера. Его Святейшество с охраной в безглазых масках — лидер Троицы, строящий как пацана отца Кардена с его легионом паладинов. Колдовские Повелители теней. Намешано от души.
Вот на этом фоне разворачивается история фэйри Нимуэ, большого меча-лопаты, которым дама без проблем орудует одной рукой и наемника Артура.
Главгероиня в исполнении Кэтрин Лэнгфорд оставляет не лучшее впечатление. Довольно упитанная (кто сказал пухленькая?) и деревянная девица, наделенная большой колдовской силой, ставшая изгоем с самого детства. Почему? По мнению постановщиков все просто. Односельчане фэйри (!) считают Нимуэ проклятой и отмеченной демонским знаком (!), чуть ли не демоницей (!). Фэйри!!! Колдовские создания, тесно связанные с силами природы и незримыми духами (!!!). Все потому, что девочка в юные годы, воспользовавшись своими силами, уконтрапупила злого бога. Господа постановщики, вы ваще берега попутали?! Чем тогда ваши фэйри отличаются от обычных крестьян, если выдают такую реакцию на действия ребенка верховной жрицы своего поселения? Выдают на гора не гордость за появление среди своих мощной колдуньи, не заботу об ее даре, который принесет деревне массу плюшек, а стандартную реакцию необразованного и забитого селянина?
Дальше нам демонстрируют стандартную историю о подростке, которого не понимают и гнобят окружающие. Подростке, пытающемся отыскать свое место в этом злом и негостеприимном мире. Бог с ним, это хотя и скучновато но не наказуемо. А вот реакции Нимуэ порой вызывают откровенную оторопь. Девица, с помощью магии, точнее призывания поразительно гибких корней способная придушить парня, ляпнувшего что-то не то, в критической ситуации напрочь забывает о своих «великих магических способностях». Долго бегая по лесу, отмахиваясь от странноватых волков мечом (настолько отвратительно снятых и прорисованных зверей я давно не видел), и вспоминая о магии аж один раз.
Со своим колдунством девочка будет путаться полсериала (впрочем, как мы выясняем позднее, она не умеет контролировать собственное волшебство). То используя безотказные корни, то призывая магию «дать ей свою силу», тут же обретая способности суперкрутого мечника, шинкующего в капусту десяток здоровых мужиков.
А уж безоглядное вбегание вместе с подружкой в пылающую деревню, по которой носятся толпы паладинов, и вовсе нелестно говорит об ее умственных способностях. Как и непостоянство: то она Артура прибить готова, то через часик-другой уже говорит ему, добравшись до схрона фэйри, что это наш дом.
Ее напарник, собственно Артур (Террелл), в этой феминистической версии легенды ушедший на второй план, пытается продемонстрировать зрителю неканоническую версию любимого британского мифического героя. Здешний Артур негр, что в принципе простить можно, лишь бы человек был хороший. Здешний Артур аж никак не прынц и понятно не Пендрагон, а обычный наемник, пускай и находящийся в дальнем родстве с одним из влиятельных нобилей королевства. Паренек шебутной, харизматичный, добрый и вполне благородный. К сожалению, сказав «А», создатели сериала не решились на следующие буквы. Сделав Артура наемником по способу добывания денег, они сотворили его рыцарем по духу. Перед нами не классический воин удачи, типа того же Борса (вот настоящий кондотьер, беспринципный и жадный), а юноша стремящийся восстановить честь семьи (а где собственно они ее потеряли?), заработать рыцарство, побеждать на турнирах и вернуться в высшие слои общества. Единственное его спорное деяние — попытка наложить лапу на красивый мечик. При условии того, что постановщики сделали этот клинок чуть ли не проклятым предметом, аналогом Кольца Всевластия, развращающим владельца, это деяние становится понятным. В остальном наш Артур прям всем ребятам пример, и с Нимуэ этой надоедливой таскается, спасая ее округлый зад в сложных ситуациях, и благородством лучится подобно героям древности.
Без флешбеков, рассказывающих о юности Нимуэ и Артура (и не только), нас не оставят.
Третий главгерой сериала Мерлин (Скарсгард) тоже показан в непривычном облике. Забудьте о благообразном чародее с бородой и посохом в стиле Гэндальфа. Перед нами скользкий, наглый, алкоголический, манерный, босой и голопузый тип в забавной шапочке, вдобавок, по слухам, потерявший свою магию. Если с Артуром постановщики решили не перегибать палку, то на Мерлине оттянулись по полной программе. Настолько неоднозначного волшебника в мировой культуре еще поискать. Долгоживущий (застал еще Карла Великого, впрочем, в запутанной хронологии сериала это мало о чем говорит), эгоистичный друид, считающих людей пешками, преследующий исключительно свои цели, готовый подставить и обмануть кого угодно. Фактически перед нами не визард (и уж тем более не варлок или ведьмак) а натуральный трикстер. При этом Мерлин не лишен определенной харизмы и мозгов, пускай изрядно пропитанных вином. Любопытная, хотя изрядно наигранная роль Скарсгарда.
Также стоит упомянуть демонического Серого плачущего монаха, он же Ланселот, о чем мы узнаем далеко не сразу (Шарман). С первого его появления стало интересно, возникнет ли у нас любовный треугольник (и то правда, на кой им Гвиневера?).
И отца Кардена – классического религиозного фанатика, дающего мастер-класс актерской игры гламурной молодой поросли. Его даже хотелось бы видеть почаще.
А вот подружайки Нимуэ Пим (Ньюмарк) наоборот — поменьше. Жутко раздражающий, меняющий мнение по сто раз на дню и тупой персонаж. Еще и сволочной до безобразия – как она бедного толстого рыбака прокинула, между прочим спасшего ей жизнь.
Перипетий и приключений героям постановщики подкидывают от души. Правда, эти самые перипетии время от времени вызывают здоровый детский смех. Как вам подземный город прокаженных, с жителями, слизанными из утонувших Пиратов Карибского моря. Или Подполье и Сопротивление фэйри. Все с большой буквы. Ребята, вы совсем времена попутали.
Природа, как всегда хороша, но ее тут преступно мало. Да и на сражения с поединками постановщики подозрительно скупы (первая б-м крупная «разборка» в 7-й (!) серии). Неужто приличного боевого хореографа не нашли? Или денег пожалели?
Еще одной спорной фишкой проекта стали рисованные вставки, которыми постановщики перебивают практически все сцены. Первое время они смотрятся интересно и уместно, перетекая в живую киношную картинку, добавляя атмосферности. Но затем начинают понемногу бесить, ведь с этим приемом создатели сериала откровенно перебрали. Как и сочные порой до кислотности краски, используемые в проекте.
На нелепые речевые обороты типа: «Ты спонсируешь этого парня», «Верни мне легитимность» уже и ругаться сил нет.
Эрго. Слабенькое «винегретное» фентези, пытающееся переиграть артуровские мифы, на которое стоит тратить время, только если чувствуете настоящий голод по Стране фантазии, а старые проекты по десятому разу смотреть уже надоело.
Режиссер: Джон Ист, Зетна Фуэнтес, Дэниэл Неттхейм, Сара О’Горман
«Сент Анж» Паскаля Ложье – коктейль внутренних проблем, из которых вырастают другие работы французского режиссёра. Фильм-исток, картина-исходник, где зарыты причины и корни психологически неуютных сюжетов Мастера. Alma mater его авторского стиля: робкая по заложенному конфликту, жестковатая из-за кровавых эффектов. И до конца держащая марку психологического триллера, без «мяса» – но с посылом, заставляющим по-другому смотреть на образ Жертвы.
Простоватый сюжет дебютной истории Ложье, на первых минутах, не кажется чем-то выделяющимся из общего числа «мрачных» фильмов. Собственно, мрачности как таковой в первой работе французского режиссёра нет. Но внимание зрителя плотно приковывается к сюжету благодаря мистической тайне, которую скрывает дом, где остановилась главная героиня Анна. На первый взгляд, «странный дом» — это привычная фабула набившего всем оскомину американского интертеймента. Однако она не развивается по американским канонам.
Мистика в «Сент Анж» выступает, скорее, как уловка и средство привлечения внимания. Разбирая «Страну призраков» Ложье, мы уже рассматривали этот приём. Там общий кино-штамп рассматривался как средство передачи психоза в авторском почерке. Действительно, психоз – краеугольный камень во всем творчестве француза: сюжетообразующий каркас его фильмов занимает взросление, через которое проходит герой, избавляясь от внутренних проблем. При такой подаче сюжет лишается мистики, перетекая к иной проблеме – той, что зарыта внутри героя. Наиболее ярко такой переход выражен именно в «Сент Анже» как дебютной работе. В последующих же картинах мастера экзистенциальный (не потусторонний) ужас очерчивается в первых же кадрах.
Именно за такую яркость бытового ужаса многие ценят Ложье. И, так как в дебютном фильме режиссёра её меньше, некоторые списывают последний со счетов. Конечно, насыщенность тупой, будоражащей воображение, боли в «Сент Анже» несравненно мала и на первых порах не связывается с бытовыми проблемами. Они затмеваются мистикой, из-за которой ослабевает психологичность конфликта. Однако здесь есть парадокс: именно из-за своей блеклости дебютная работа Ложье не теряется на фоне других его историй, а наоборот – раскрывает себя с другой стороны. Так как, из-за совмещения «неуместной» мистики с личной драмой героини, усиливается акцент при переходе между мистическим и психологическим пластами сюжета.
Причина всему – скорость, с которой раскрывается заложенный в Софи конфликт. Он проявляется медленно, раскрываясь перед зрителями в виде простых намёков, когда обнажаются части её тела. Но их сложно понять, пока мы не видим шрамы на теле героини. О причинах их появления Софи не говорит. Так что, её прошлое приходится изучать по контексту истории. Впоследствии такой «контекстуальный» подход Ложье использует в «Стране призраков». И, что интересно, там тоже в центре сюжете окажется молчаливая девочка, которая замкнётся в себе из-за внутренней, психологической боли.
Но, если в последней работе мастера замкнутая девочка сошла с ума, то здесь сумасшедшей оказывается не главная героиня, а её подруга. Интересно, что в обеих фильмах психологическая боль героинь раскрывается посредством других женских персонажей, которые выполняют роль их подруг/сестер и, одновременно, сестер по несчастью. Кроме «Страны призраков» здесь ярко выделяются «Мученицы» того же режиссера.
Как видим, уже в его дебютной картине сильно проглядывается тема женского «несчастья» и, мягко говоря, дискомфорта, который должна перенести женщина, чтобы освободиться от застрявших в её голове травм. Будем честны, за красивым словом «дискомфорт» здесь скрывается насилие, которое отчётливо видно уже в самом «Сент Анже». Особенно красноречив тут образ беременной героини, бьющей себя в живот при падении со ступеней.
Так что, женщина, терпящая и/или причиняющая себе боль – распространённый тип в работах Ложье. Интересно, что женственность как таковую он изображает всегда посредством бытовых сцен: во время мытья в душе, переодевания или, чаще, раскрывая её через сексуальное насилие. Само сексуальное насилие, кстати, тоже подаётся как бытовая сцена – без особых оригинальностей, тупо и жёстко. Как правило, оно же является одновременно и следствием боли. Женщина забывается в насилии, пытаясь забыть о психической травме, которую переносит: как сестры в «Стране призраков», пленницы в «Мученицах», сумасшедшая в «Сент Анже».
Однако в «Сент Анже» акцент на внутренней травме слабоват. В своем дебютном фильме Ложье не фокусируется на женских проблемах так, как делает это в последующих работах. Режиссёр только нащупывает будущие конфликты — и в дебютном фильме они не отличаются от той, которую мы увидим позже. То есть, при съёмках первой картины у Паскаля уже сформирован операторский (!) стиль. Конечно, в «Стране призраков» и «Верзиле» он достигнет максимума, но выражен и в дебютном фильме.
Это отчётливо видно по тому, как подаются декорации. В фильмах Ложье непроизвольно работает тема замкнутого пространства, которое диктует героям линию поведения. Закрытый подвал, комната и чердак, из которой хочется выйти (или, реже, войти) – всё это образы из Бессознательного. Когда мы боремся с личными травмами, психолог связывает наши деструктивные состояния с конкретными «комнатами» в голове — выходя из их, человек оставляет свои проблемы «за дверью»: как это делают Анна, Бет и Люси из соответствующих фильмов.
При такой интерпретации хочется по-другому воспринять кино-штамп с самим «домом». «Переваривая» засевшую внутри сексуальную травму, героиня «Сент Анж» сцена за сценой прорывается в закрытые помещения старого здания. Пока не оказывается среди ненужных детей, оставленных на погибель воспитателями. Интересно, что Ложье не обозначает мотивы Софи в поиске этих детей, а показывает только действие. Так, интереснейший пласт истории опять же упирается в контексте и то, как мы его интерпретируем. Впрочем, мотив героини проявляется в конце фильма — когда Софи рожает ненужного ребёнка (зревшего в ней после группового изнасилования) среди других, таких же «ненужных» детей.
Здесь сливаются воедино все инструменты в почерке Ложье. Сугубо женский внутренний конфликт (беременность после насилия) провоцирует психическую травму, которая решается через «созревание внутри дома» — закрытия и раскрытия комнат со спрятанными в них проблемами. Такой коктейль, конечно, часто встречается в работах других режиссёров, но редко кто-то из них показывает наглядно, как жертва решает свою психологическую проблему. Опять же, основываясь на операторской технике и без спецефектов. В этом мастерстве с французским режиссёром может посоревноваться восходящая звезда жанра – Ари Астер, картины которого мы разберём позже.
Первая публикация — на сайте о тёмном кино "Клуб Крик", 22 июля 2020 г.
О Дункан, где ты?!, или Вечные воители на страже человечества
Истории о бессмертных воителях – не миф. Они действительно ходили по земле. Только люди о них не знали. До поры до времени.
21 век. Четверо таких бойцов во главе с Андромахой (Терон) берутся освободить заложников, взятых суданскими террористами.
Прибыв на место, команда понимает, что никаких заложников не было – на них начала охоту могущественная сила.
В это время в песках Афганистана американский морпех Нил Фримен (Лэйн), получившая смертельное ранение, утром приходит в себя, как ни в чем не бывало.
Бессмертие всегда недостижимым призраком манило человечество. Создатели комикса The Old Guard Грега Ракки и Леандро Фернандес взялись не только в очередной раз поиграть с этой благодатной темой, но и создать красивое боевое полотно.
Постановщики ленты по мотивам этого самого графического романа решили не отставать от своих комиксных коллег.
В первую очередь перед нами боевик с отлично снятыми «файтовыми» сценами. Представляете бойцов, сражающихся вместе не одну сотню лет? Действия, отлаженные до автоматизма. Глубинное понимание каждого движения напарника. Спайка высочайшего уровня. Годы и годы военного опыта. Единый боевой механизм с восемью руками. Плюс использование вместе с огнестрелом, излюбленного за века холодного оружия, к примеру, вариаций на тему лабриса. Боевая машина сама в себе? Что-то вроде.
Наблюдать за сражениями команды бессмертных одно удовольствие (жаль их маловато на общий двухчасовой хронометраж). Перед нами эдакий плавный, неостановимый смертельный танец, каждый из участников которого не просто знает свое место и следующее «па», но и оказывается именно там, где нужно. Также хочется отметить операторскою работу в эти моменты, когда ручная камера будто участвует в этом самом танце, то плавно облетая происходящее, то как завороженная следуя за движениями бойцов.
Дополнительным бонусом для бравой четверки (в конце фильма пятерки) стало наличие функции «save», превращающее протагонистов в полубогов на поле боя. Что любопытно, даже при таких условиях, умирать наши герои будут не один раз. Быть может для того, чтобы показать нам процесс воскрешения, с выпадающими из тела пулями и затягивающимися на глазах ранами на теле?
Жаль достойных соперников постановщики не обеспечили. Даже большой экс-спецназовец, откровенно не потянул. Да и вообще, по дурной традиции, пошедшей еще с каратешных фильмов с Чаком Норрисом, противники героев, несмотря на свое крутую амуницию, выступают пушечным мясом, фишками, бочонками для битья и стрельбы, вся задача которых – возникнуть на пути протагониста, получить свою пулю или удар, дать ему продемонстрировать эффектное ката или связку, и тихонько улечься в углу. Из последних фильмов это хорошо видно в Тайлере того же Netflix. С одной стороны это, пожалуй, неизбежно. С другой – очень хотелось бы более мастеровитых врагов для хороших ребят.
Что еще приятнее, эту самую функцию вечной жизни героям выдали в несколько обрезанном состоянии. Для начала бессмертные то они бессмертные, но до определенного момента, да и боль чувствуют в полной мере. А потом вновь становятся обычными гомо сапиенсами. И когда наступит этот момент — никто не знает. Но с каждым прожитым годом он все ближе.
Настолько убедительный козырь не разыграть было бы грех. Что б вы не сомневались, создатели ленты оказались людьми богобоязненными. У одного из персонажей этот самый момент наступит прямо на наших глазах. Обеспечивая дополнительный саспенс и сопереживание. Одно дело наблюдать за товарищами, с которыми ничего не может произойти (кроме одной неприятности). Другое – за «живущими в последний раз».
Что за неприятность? Все просто – попадание в плен, либо же в крайне неблагоприятную для жизни среду – к примеру, на дно океана.
Персонажи в ленте удались на славу, хотя предыстории ребят и девчат можно было бы раскрыть полнее.
Особенно Андромаха в исполнении многоликой Шарлиз Терон. Женщина, живущая столько, что уже позабыла о точном количестве лет за плечами. Судя по имени и любимому оружию, можем предположить ее родиной Древнюю Грецию (Крит?), хотя прозвище тонко намекает на Скифию. Человек до смерти (пардон за каламбур) уставший от бесчисленных лет, смертей, потерь, людской подлости и гадости. Забывший лица родных. Считающий этот мир не самым лучшим местом, утверждающий, что тот становится еще хуже, но все равно по мере сил продолжающий спасать невинных. Посвятивший себя войне. Знающий «в 1000 раз больше способов убийства, чем целая армия». Несущий на плечах огромный груз ответственности. Скованный чувством вины за одно невыполненное обещание. Настоящий лидер и вождь, заботящийся о своих людях.
Шарлиз отлично чувствует себя в шкуре хитрых прохиндеек, прекрасных дам, растерянных матерей, да практически в какой угодно! В последние годы склоняясь к ролям боевых теток, способных надрать зад десятку спецназовцев за раз. В этих образах смотрясь чертовски гармонично.
Что приятно, некоторым из команды тоже досталась их минутка славы.
КиКи Лэйн и ее юная морпех, вместе с которой зритель будет знакомиться с новой реальностью и командой бессмертных. Ей предстоит нелегкий выбор, тяжелое понимание и принятие изменившихся обстоятельств.
Маттиас Шонартс со своим французом Букером, живущим со времен наполеоновских войн. Циничный и брутальный на первый взгляд Букер скрывает внутри жуткую боль и не меньшую усталость от одиночества и того, что приходится раз за разом хоронить близких.
Влюбленная парочка, родившаяся во времена Крестовых походов, причем принадлежавшая тогда к разным лагерям: христианам и сарацинам. Араб Джо (Кензари) и его сердечный друг Ники (Маринелли). Парочка больше навевающая воспоминания о той самой Греции с ее геями, а точнее суровыми спартанскими боевыми пи… Кензари также подарит зрителю пронзительный монолог о любви. Ники останется вещью в себе и самым нераскрытым персонажем картины.
Да наши герои периодически изрядно тупят. Реакция на прожекторы в первом бою у бойцов с таким опытом должна быть абсолютно другой. Да и парочка в машине повела себе весьма странно: сказав «а» и поговорив с парнями внутри, они отчего-то забыли про вторую букву алфавита, не продолжив беседу с теми, кто остался снаружи. Также не поверю в то, что постоянная база отряда останется без камер, датчиков движения и ловушек.
Как и в то, что у них до сих пор не будет десятка-другого персональных карманных корпораций или банановых республик. За прошедшие века обеспечением тыла ребята всенепременно озаботились бы.
Но, во-первых, первоисточником все же выступил комикс с его допущениями и условностями, а во-вторых, возможно команда уже чуток заработалась, закушалась и расслабилась. Такое тоже возможно.
Что касается выведения злецами в ленте не правительства, не спецслужбы, не тайного ордена, а обычной фармацевтической кампании… С одной стороны подход весьма спорный, ведь Меррик несмотря на все свое маньячество и жажду наживы, все же хотел сделать человечеству как лучше. С другой – то, что на первый план в нашем мире выходят корпорации, потихоньку отодвигающие в сторону национальные структуры, давно уже не секрет.
Отдельно стоит сказать о моральном посыле ленты. «Не мы решаем, как нам умирать, зато мы решаем, как жить». Даже добавить нечего. А тема того, как распорядиться бессмертием, тоже одна из излюбленных в фантастическом творчестве. Как и связь времен, ведь тот, кого ты спасешь сегодня, вполне может принести массу пользы людям завтра, а твои действия сейчас в будущем буквально могут спасти человечество. Или наоборот, но об этом думать не хочется.
Эрго. Приятный боевик без особых претензий с качественными файтовыми сценами, вменяемыми актерскими работами и приятной моральной подоплекой.
— Почему ты обманула, меня, мама? Почему ты сказала, что он умер?
— Это все очень сложно объяснить, Энни. Когда ты вырастешь, ты поймешь. Ты поймешь, что я сделала это все для тебя. Я хотела, чтобы ты была счастлива, чтобы ты жила в этом прекрасном доме, чтобы у тебя было много прекрасных игрушек.
Дети не терпят ни вранья, ни фальши. И я в качестве взрослого зрителя тоже с большим недоверием отношусь ко всякого рода словесным хитросплетениям, искусно спрятанным под ярлычком «ложь во благо». Хотя где-то в глубине души я согласна с таким подходом, но применять его на деле нужно предельно осторожно, особенно касаемо совсем маленьких собеседников.
Дети не терпят ни фальши, ни вранья — говорю вам это с уверенностью взрослого человека. Хотя сами порой умеют врать с исключительным превосходством над взрослыми. И так изумительно книжно и красочно, что не подкопаешься. Вероятно, это происходит оттого, что они стопроцентно уверены в своей сказке, и подобная сила детского убеждения передается от маленького рассказчика с бесподобным размахом художественных образов. Детское сердце — это такой особый камертон, который настроен чувствовать даже самые тонко уловимые нотки обмана в голосе. И ведь доказывать обратное малыши вам не будут и сделают вид, что они вам поверили, – в этом смысле они значительно умнее взрослых. Маленькие обладатели чутких сердец как минимум замкнутся в своем сокровенном мире кукол и плюшевых медведей и на контакт не выйдут очень долго. Они ощущают внешний мир совсем иначе, чем мы взрослые.
Именно так его ощущала 7-летняя американская девочка Эллисон Уитбек в роли Анюты — американка по паспорту, русская корнями. Ей несколько лет твердили, что родной папа умер, а она ни с кем особо не пререкаясь, ждала его и верила, что он жив.
К слову скажу, что взрослым часто не хватает именно такой безграничной веры, иначе счастливых человеческих судеб было бы на порядок больше.
Анюта придумала свою маленькую хрустальную сказку, в которую вход имела только она, а из взрослых только утерянный отец (Владимир Машков), проживающий в России, но всеми фибрами своей души мечтающий пересечь океан, чтобы только взглянуть на свою дочь.
Карен Шахназаров в 1995 году снял добротное и очень мягкое семейное кино с легким звучанием комедийных и романтических ноток в малознакомом для российского кинематографа жанре road movie: история похищения семилетнего ребенка собственным отцом; история их путешествия автостопом через всю Америку. Причем, изначальная авантюра их совместного путешествия задумывалась, как побег из Сан-Франциско в Мексику, а там уж и «рукой подать» до России, где живет родная бабушка Анюты, к которой она так хочет попасть.
С точки зрения достоверности, учитывая американское законодательство с их конвенциальным «не приближаться к дому ближе, чем на 15 футов», сценарий Карена Шахназарова — это чушь редкая. А вот с точки зрения эмоций, причем самых светлых и позитивных, картина удалась на славу. Особенно нужно учесть тот факт, что отец и дочь разговаривали на двух разных языках и вербально через раз понимали друг друга. Но в том-то и дело, что разговаривала эта сообразительная улыбчивая девочка со своим отцом именно сердцем: она буквально пыталась уловить движение его губ своей детской неиспорченной душой. И только потому понимала персонажа Машкова с полуслова. В детских глазах Анюты, когда она особенно пристально заглядывала в глаза своему папе, читалась какая-то щенячья преданность. Она готова была ему простить исключительно все и решиться на любую авантюру их совместного путешествия, главное, что он нашелся. А такая малость, как незнание английского языка, представлялась ей ничтожным пустяком.
Эта юная актриса на протяжении всей картины радует зрителя невероятно. Она цепко и по-взрослому держит внимание именно на себе. Ее нахождение в кадре — это особое украшение картины. Ее повадки милого обаятельного ребенка — гармоничны и естественны. На ее абсолютно взрослую актерскую игру хочется смотреть, смотреть и смотреть, настолько эта девочка талантлива и самобытна даже в такой на первой взгляд лубочной и сказочной истории.
Играть с детьми всегда очень трудно, а держаться в кадре в качестве достойного партнера — трудно вдвойне. Владимир Машков в фильме «Американская дочь» своей актерской игрой до этой семилетней девочки явно не дотягивает, не дотягивает от начала и до конца картины. Предполагаю, что это сделано умышленно, чтобы не разрушать целостность картины. Может быть, даже сознательно не желая переигрывать в кадре, Машков здесь работает на очень прикрученных оборотах своего яркого таланта. Он не дает от себя ту узнаваемую харизму персонажа Парфена Рогожина как в "Идиоте" 2003 года. Не сыплет блатными присказками, как его персонаж Давид Маркович Гоцман в "Ликвидации" 2007 года.
Складывается особое ощущение, что "Американская дочь" — это особая периферия его многогранного таланта: Машков здесь лиричен, сентиментален, чуть взвинчен и достаточно интересен в той мере, в коей позволяет развернуться его актерской игре непосредственно сценарий картины.
Именно по этой причине, мне показалось, что он осознанно не дотянул свою роль и тем самым резонно уступил место этому милому американскому ребенку. Какой-то странный безвольный отец и горе-грабитель получился в его исполнении, — настолько нелепо прописан сценарий картины. И мне даже иногда казалось, что девочка украла себя сама.
И если главный герой фильма «Вор» 1997 года Владимира Машкова был чертовски привлекателен, то в этой ленте актер работает с прохладцей, особо не закатывая рукава. Мускулы его лица предельно расслаблены, и даже когда на щеке у него появилась скупая мужская слеза при долгожданной встрече с дочкой, я ему как-то не особенно поверила. На протяжении всей картины мне в качестве впечатлительного зрителя все время его хотелось немного встряхнуть. Во многих кадрах он будто бы не из этой ленты, словно совершенно случайный персонаж.
И можно было бы «обидеться» на режиссера Карена Шахназарова за недостоверного «папашу», если бы американская девочка не перетянула всю мою зрительскую симпатию на себя. Картина все-таки носит название «Американская дочь» и, значит, именно дочь должна быть предельно убедительной, а ее папа может спокойно «покурить в сторонке».
Да, безусловно, все бремя актерской профессии взвалила на себя Эллисон Уитбек, и ей это было в радость. Эта миленькая девочка занимает в картине заслуженно центральное место, она здесь ключевой персонаж. И наблюдать за ее детской игрой сплошное наслаждение. А впрочем, как мне кажется, у детей это не столько актерская игра в кадре, сколько детская забава. И если им что-то нравится, они делают это с неподражаемым удовольствием.
Мария Шукшина в роли мамы этой маленькой героини, вписалась в образ «заамериканенной» жены, которая сбежала со своей дочерью несколько лет назад из России в Америку, безупречно хорошо. Ее героиня получилась довольно ломкой и податливой женщиной, однако, податливой в свою пользу. Она не устраивает своему бывшему мужу, музыканту-неудачнику, никаких истерик. Ни единого раза не повышает голос на персонажа Машкова, которого угораздило через 4 года приехать в гости в Штаты. Но ее цели предельно ясны и отточены. Она волевая и тихая одновременно; она не бьет посуду, но бьет аргументами. Ее роль в этой картине не слишком затянута, но появляясь в начале и в завершении истории, она не может не вызвать у зрителя симпатию к довольно умной и красивой женщине с правильной и по-русски мягкой красотой женственного лица.
Подбор американских и русских актеров осуществлен просто идеально. Русские в Америке сняты предельно органично: все персонажи вписываются в контекст этой истории вполне естественно. Они не «бьют» по глазам, не смотрятся «белыми воронами» и существуют в кадре так запросто, будто не было никогда никакого железного «доперестроечного» занавеса и двух разных континентов — разных по менталитету и уровню жизни.
Должно быть летом очень сильно тянет на лирику, этот сезон ослабляет поводья, дает немножко насладиться чем-то светлым и хорошим. Точно так же я насладилась этой картиной и получила такое ни с чем не сравнимое удовольствие с долгим послевкусием, которое может подарить приятная джазовая композиция.
«Американская дочь» — это не та картина, которая пробивает искрометным сюжетом или виртуозным нагнетанием сложной интриги. Это скорее картина-релакс, картина-настроение с легким налетом минора, согретая теплом и обаянием ключевых персонажей.
Нужно сказать, что лента получилась очень душевная и человечная. Среди прочего режиссеру удалось вывести на осознание своему зрителю много серьезных вопросов. Мало того, что абсолютно сумасбродный поступок сентиментального отца, совершенный на болезненной рефлексии очень сложного переживания чувства вины, Шахназаров виртуозно вплел в канву своей на первый взгляд легкомысленной ленты. Так и ко всему прочему режиссеру удалось сквозной техникой проявить такую нравственную проблему, как сделка с совестью. Когда-то жена сбежала от персонажа Машкова с дочерью, не побоявшись переплыть океан для своей безопасности и благополучной жизни, дабы оказаться подальше от этого лузера-музыканта. Четыре года спустя похожий поступок совершает этот самый русский музыкант, которому оказалось мало свиданий с дочерью и в свою очередь (словно в отместку) ему захотелось чего-то большего.
Возможно, Карен Шахназаров в определенной мере стесняется каких-то особых личных чувств. Именно этим можно объяснить подобный нарочито сказочный финал картины, — и здесь режиссер словно дожимает это условное трио сумасбродных поступков ключевых героев: маленькая девочка угоняет семейный вертолет и забирает персонажа Машкова из американской тюрьмы в Россию, куда она летит навстречу со своей бабушкой. Все это выглядит забавно, сказочно и мелодраматично. Но как бы то ни было, это совершенно не портит идейную глубину картины.
«Американская дочь» — это очень светлая и красивая картина, оставляющая после себя закономерную рефлексию личных переживаний в контексте очень мощной эмоциональной и духовной связи главных персонажей.
Не секрет, что в основу сценария этого фильма частично легла биографическая история самого Шахназарова. Он выплеснул в картине все свои эмоции, всю свою боль и все переживания тех лет. Быть может, в этом была главная мотивация создания ленты, а не в достоверности сценария.
Лента вышла очень теплой и душевной. Хотел того или нет, но Шахназаров затронул здесь вне всякой ментальной дискриминации такие интересные и глубокие аллюзии:
— возможно, все мы в глубине души остаемся детьми, слабыми, чуткими, наивными;
— возможно, все мы люди Мира, в своей духовной потребности, находящиеся вне этнических принадлежностей;
— возможно, вся наша жизнь это путешествие от себя вчерашних к себе еще не случившимся — Дорога длинною в жизнь.