Волшебная страна, с коктейлем из моно и политеизма, или Четверо против Зимы (без Кая)
Вторая мировая война. Четырех детей семейства Певенси, как и тысячи других недорослей, отправляют из Лондона, на который сыплются нацистские бомбы, в тихую провинцию. В большой особняк строгого профессора.
Там младшая из них – Люси, во время игр находит огромный платяной шкаф. А в нем дверь в волшебную страну Нарнию.
Где царит безжалостная Белая колдунья, принесшая сюда долгую-предолгую зиму.
Но есть пророчество, согласно которому четверо сыновей Адама и Евы ознаменуют приход перемен и падение Колдуньи.
Классика детского фентези.
Перед нами четверо персонажей, каждый из которых несет свой идейный пласт, отвечая за определенную сторону личности юного человека.
Питер – старший брат, олицетворение заботы и ответственности. Поскольку отец на войне, именно на него ложится присмотр за младшими. Паренек, допускает ошибки, позволяет себе резкости по отношения к брату, мучается сомнениями по поводу сил и способностей исполнять роль папы, переживает за малышню. Явный лидер семейства.
Сюзан – следующая по старшинству, апологет логики. Причем когда она действует «логически», из нее льются паршивые предложения (типа бросить меч), и всякое прочее дерьмецо, как-то предложения вернутся домой, бросив нарнийцев разбираться со всем самостоятельно. Самый слабо проработанный член семейства Певенси.
Эдмунд – средний ребенок во всех смыслах. В том числе и по отношению к нему остальных. Питер его шпыняет, пытается «строить», заставляет повзрослеть. Сюзен окатывает женской холодностью. Разве что Люси ничего не требует от брата. Эгоистичный, занырнувший в переходный возраст. Падкий на лесть и сладости. Не особо умный. Вызывающий прямые ассоциации с Каем. Самый трагичный персонаж. Не зря получивший прозвище Справедливый. Ведь только человек, познавший и осуществивший предательство (причем не раз), способен понять и простить самые паршивые людские качества. Также обратите внимание на сцену с фото. Мальчишка неосознанно защищает отца, рискуя жизнью, спасает из-под бомб его фото. Вполне магическое действо.
Люси – младшенькая. Полностью открытое миру солнышко. Целительное начало, полное любви, милосердия, доброты. Распахнувшая дверь в Нарнию, с первой минуты принявшая этот мир.
Каждый из четверки переживет немало личностнообразующих приключений, вырастет над собой, покажет юному читателю/зрителю, как стоит поступать в сложных обстоятельствах. Обозначит преимущество добрых поступков. Укажет на значение семьи и близких, напомнит о том, что ради родной крови порой стоит пожертвовать многим.
Дополнительной наградой для семейства Певенси стала возможность прожить две жизни (минимум). Неплохая «плюшка».
Юные актеры играют слабенько, местами откровенно деревянны, и выглядят изрядно старше своих персонажей (к примеру, 13-летнего Питера играл 17-летний актер). А еще поражают своей морозостойкостью – куда там полярникам. Особенно порадовало купание и вялая реакция на него наших героев. Хоть бы чихнул кто-то! Впрочем, это недостаток простительный.
Бальзамом на душу пролилась значимость гомо сапиенсов, рожденных Евой и Адамом для освобождения волшебной страны. Без человеков зло не повергнешь. Мелочь, а приятно.
Отдельное спасибо за демонстрацию ненадежности «печенек» со стороны Зла. Используют и выкинут, как ненужную вещь. Не введитесь на «печенки», дети, поперек горла потом станут.
Нарния создана как увлекательный микс языческой мифологии и христианских мотивов.
За первую отвечают магия, аллюзии на Благой и Неблагой дома фэйри, противостояние Зимы и Лета, аналог стоунхенджа. И неимоверное количество различных живых волшебных существ (законный Оскар за грим). Грифоны, великаны, фавны, минотавры, циклопы, гномы, кентавры, русалки, гарпии. Кого тут только нет!
И, безусловно, говорящие животные, ставшие одной из визиток Нарнии. Потрясное семейство бобров с их милыми диалогами. Хитрый лис, боевой носорог, ездовые кони.
За вторые – любовь к рождеству и Аслан.
Льюис хорошо относился к кошачьим (а вот собак, похоже, недолюбливал). Его Великий Кот прекрасен. Прямая ссылка на Христа с Воскрешением, а также на одного из апостолов (Лев – символ евангелиста Марка). Жертвенность, покровительство героям, четкое соблюдение свободы воли: вы сами должны набивать шишки, проходить этапы духовного роста, принимать решения.
Антагонистка в исполнении Тильды Суинтон тоже на уровне. Хотя Тильда не демонстрирует здесь актерских подвигов, ее Снежная королева Джадис внушает. Холодно-прекрасна, изысканно-смертоносна, презрительно-царственна.
Кроме Тильды из известных лицедеев в наличии Джеймс МакЭвой со своим Тумнусом. Он поразительно мил, интеллигентен и геройски-смел. Точнее не так. Героем его не назовешь, а вот созданием, сумевшим пересилить свой страх – вполне. А это даже ценнее, чем упоротый героизм.
Приключений в ленте вагон и маленькая тележка. Хватает напряженных погонь, одна из которых снята в стиле преследования Фродо назгулами. Подарят нам глобальное финальное сражение с использованием практически всех родов войск, вплоть до бомбардировочной авиации.
Картинка большей частью на уровне, хотя порой компьютерность персонажей и задников бросается в глаза. В частности подвели олени колдуньи. Странновато, к 2005 году такие косяки становились уже исключением.
Ну и как же в очередной раз не восхитится природой Новой Зеландии, из Средиземья переквалифицировавшейся в Нарнию. Зеландия форевер!!
Да, при всех своих достоинствах, фильм детский и откровенно проигрывает по глубине и масштабу тому же ВК. Однако фентези много не бывает.
Эрго. Классическое подростковое фентези с мощным моральным посылом и вменяемым воплощением.
Однако кто ценит книжный первоисточник, экранизацией недовольны. Впрочем, лично я могу припомнить лишь один обратный пример, когда экранизация сильнее оригинала, и зовут его «Звездная пыль».
Что самое любопытное, изменения, внесенные постановщиками, критичными не выглядят. Дети в книге более дети, чем в фильме (о возрасте актеров я уже говорил), и реагируют на происходящее по-детски. Чуть лучше раскрыты личности ребят, благодаря внутренним монологам и описаниям. Эдмунд однозначно «купился» на волшебное лакомство, которое всерьез влияет на поступки реципиента. Четче показана божественная природа Аслана (хотя, казалось бы, куда уж четче). Больше раскрыта темная жертвенная сторона древней, языческой магии. Но даже при этом есть нюансы, делающие волшебство аж никак не полностью злой стихией. Рассказано о происхождении Колдуньи, а сама она выглядит более мелкой, чем в исполнении Тильды. Меньше Тумнуса (слабо использовать харизму МакЭвоя было бы грешно). Фраза Санты насчет девочек и сражений, относилась к обеим сестрам. Нет лиса и сцены на реке. Битва описана в паре строк (в этом Люьис схож с Толкиеном, тот тоже не любил: «твои пацаны туда, мои – сюда»).
Собственно, практически все. Если не считать совсем уж мелочей, типа второго льва или доброго великана.
Режиссер: Эндрю Адамсон
В ролях: Джорджи Хенли, Скандар Кейнс, Уильям Моусли, Анна Попплуэлл, Тильда Суинтон, Джеймс МакЭвой, Джим Бродбент, Киран Шах, Джеймс Космо, Джуди МакИнтош
В этом году канал CBS выпустил "Странные новые миры" — третий сериал в "обновлённом" периоде "Звёздного пути" , который при этом должен был вернуться к корням оригинальных проектов вселенной.
Многие зрители высоко оценили шоу, создатели которого действительно попытались изменить курс развития после "Дискавери" и "Пикара". Но действительно ли это во всём настолько хороший проект? Давайте разберёмся.
Обретение сознания, или Робот, напомнивший людям о человечности
В результате цепочки случайностей, начавшихся с удара молнии, один из боевых роботов компании Нова – Номер пять, оказывается в доме у очаровательной девушки Стефани.
Чтобы заполнить лакуны, причиненные коротким замыканием, он жадно впитывает информацию, постигая идею смерти и становясь большим, чем машина для убийства.
Руководство компании аж никак не собирается оставлять свой ценный актив, вооруженный лазерной пушкой, гулять на воле. Посему за Номером пять открывается настоящая охота.
И только Стефани да ученый Ньютон, создатель искусственного интеллекта, могут помочь роботу избежать «разборки».
Один из первых фильмов об ИИ, добравшихся до Советского союза, и произведший здесь ошеломительный эффект.
Милый, позитивный, оптимистичный, будто специально пикирующийся с вышедшим пару лет назад «Терминатором». Short Circuit утверждает, что далеко не все ИИ «одинаково зловредны». Все зависит от того, кто будет их создателем и того, кто открывает им окружающий мир.
Если создатель робота хороший, умный человек, на дух не переносит войну, увлечен своей работой, то как только появится возможность, отпечаток его личности проявится в творении.
Если первым человеком, с которым общается ИИ, будет добрая, душевная девица, ценящая жизнь, искренне заботящаяся о братьях наших меньших, готовая делиться любовью, прощать недостатки взросления. То искусственному интеллекту в голову не придет стараться извести человечество или отдельно взятых гомо сапиенсов.
Если вы насмотритесь правильных фильмов, рассказывающих о смелых, благородных людях (вестерн отлично подойдет), это поможет вам сформировать отношение к жизни. И приобрести чувство юмора.
Если перед нами ученый, пускай даже скорее в образе бизнесмена, то рано или поздно его натура исследователя проявится. Хотя бы в том, чтобы лишить злодея возможности вредить дальше.
А если человек – дурак или скотина, это не лечится.
Ну что тут возразишь?
Фильм наивный, добрый и наполненный верой в будущее. Верой в то, что рядом с человеческим, вполне может встать искусственный интеллект. Осознавший себя, ставший личностью, помощником, другом. Показавший людям ценность жизни, любви, настоящую человечность, напомнивший о позитивном отношении к бытию.
Фильм антивоенный, дающий понять, что даже бездушная железка, «придя в сознание» способна «допетрить», что убивать – это плохо. А «ястребы», рвущиеся сокрушать врагов, просто «несповна розуму».
Фильм юморной, некоторые фразы из которого надолго «ушли в народ».
Фильм с наивными, милыми, несовершенными, но приятными актерскими работами.
Ньютон (Стив Гуттенберг) – «фрик», погруженный в науку. Ученый, не верящий в возможность оживления своего создания, но способный принять факты, и стать для Номера пять натуральным папочкой.
Стефани (Элли Шиди). Очаровательная простушка, увлеченная заботой о братьях наших меньших. Ставшая для робота матерью и сестрой одновременно.
Фильм, подаривший нам одного из лучших роботов в истории кино, легко затмевающего живых актеров. Номер пять – это «пять»! Машина — бровками, расширяющимися визуальными сенсорами и языком тела передающая огромный спектр эмоций. А еще звуковой ряд (классическое «о-о-у!»), танец, цитаты из фильмов, характерные жесты. Браво!
Эрго. Добрый, милый, оптимистичный, классический фильм об искусственном интеллекте, задавший настрой для целого ряда позитивной фантастики.
Режиссер: Джон Бэдэм
В ролях: Элли Шиди, Стив Гуттенберг, Фишер Стивенс, Остин Пендлтон, Брайан МакНамара, Тим Блэйни, Марвин Дж. МакИнтайр, Джон Гарбер, Пенни Сантон, Вернон Уиддл, Барбара Тарбак, Том Лоуренс, Билли Рэй Шарки, Роберт Крантц, Джен Спэк, Маргарит Хэппи, Марджори Кард Хьюз, Херб Смит, Джек Томпсон, Лиза МакЛин
Классическое приключение, или Оптимистичный контакт
Юный Дэвид, отправляясь встречать младшего брата, не предполагал, что эти несколько минут изменят всю его жизнь.
Мальчик теряет сознание в результате падения с обрыва, а придя в себя, обнаруживает, что на дворе не 1978, а 1986 год, и он ничего не помнит о том, где провел восемь лет. Самое странное, что внешне Дэвид ничуть не изменился.
Возможно, в этом виновен обнаруженный неподалеку после столкновения с ЛЭП неопознанный летающий объект?
Культовая для американской кинофантастики 80-х вещь, почти на уровне «Короткого замыкания» или E.T.
Позитивное подростковое приключение, с милым ГГ, забавным Максом и полным отсутствием злодеев (редчайшая редкость).
Особенно приятно, что инопланетяне здесь не коварные интриганы, пучеглазые чудовища, или безжалостные захватчики, а ученые-исследователи Вселенной, действующие мягко и старающиеся не наносить вреда исследуемым. Оптимистичный подход.
На уровне смотрятся и представители человечества. Тут вообще нет злодейского правительства – пугала остальных подобных лент. А сотрудники НАСА выглядят адекватными гомо сапиенсами, несколько опасающимися неведомой штуки, но при этом восхищающимися полученными знаниями, искренне переживающими за судьбу мальчишки и корабля. Приятно.
Но в первую очередь это столь ценимое подростками от 10 до 90 годочков Приключение! Стать пилотом корабля, умеющего летать со скоростью света, бороздить космос, мгновенно преодолевать огромные расстояния, плавать под водой. Неуязвимого и эстетичного. А еще это друг, товарищ и брат, готовый шутить, подкалывать, сопереживать, учить и учиться.
Макс стал главным героем ленты наравне с Дэвидом, продемонстрировав ИИ, с которым хочется общаться и работать.
Спецэффекты, понятное дело, для нашего времени выглядят простовато. Стоит учитывать, что это один из первых экспериментов Диснея по использованию компьютерных спецэффектов вообще.
Еще одной стержневой линией картины стала семья – стоящая за тебя горой, готовая принять тебя в любом виде. А также концепция «всему свое время» и того, что развитие человека должно происходить без хроноскачков, опережения событий и отставания, гармонично и своевременно.
Джои Крамер не демонстрирует актерских подвигов, хотя получил номинацию на премию «Сатурн» как лучший молодой актёр. Милый юноша, искренне восхищающийся полетом, наслаждающийся приключением, тоскующий о семье, сомневающийся, забавно пикирующийся с Максом. К сожалению, дальнейшая актерская карьера Джои не сложилась как класс. Проблемы с законом.
Опасение ГГ стать подопытным зверьком для ученых, описывает еще один страх члена социума, попавшего в невообразимые обстоятельства.
Правда, как метко заметила Катерина, Дэвид провтыкал аж две шикарные возможности. Первая – заключить сделку с НАСА, обеспечив себе безбедное будущее. Договориться взамен на скрытые в мозгу знания об обучении и последующей работе в НАСА.
Вторая – вместо того, чтобы терять все время полета на восторг и подколки, потратить пяток минут, попросив Макса перевести информацию о космосе из подсознания в сознательные отделы мозга.
Что поделать – мало кто из подростков задумывается о будущем.
Эрго. Классическое подростковое НЛО-шное приключение. Оптимистичное, наивное, с хорошими инопланетянами и адекватными землянами.
Режиссер: Рэндал Клайзер
В ролях: Джои Крамер, Пол Рубенс, Вероника Картрайт, Клифф Де Янг, Сара Джессика Паркер, Мэтт Адлер, Ховард Хессеман, Роберт Смолл, Элби Уайтакер, Джонатан Сэнгер
Эротический триллер Эдриана Лайна «Глубокие воды» выходит за рамки «клубничной» темы. Здесь мало обнажённых тел, появление которых приветствуется жанром. Благодаря чему он, как художественная форма, не диктует условий содержанию. Вместо пикантных эпизодов акцент истории поставлен на её психологической плоскости, чтобы внимание зрителя фокусировалось на конфликтах между героями.
В центре сюжета – Вик (Бен Эффлек) и Мелинда (Ана де Армас), чьи отношения терпят разлад. Внятно показано, что его причиной служит не знакомая нам усталость двух людей друг от друга, а кое-что иное. Их чувства испытываются на прочность, но вовсе не остыли. Более того, с первых кадров считывается, что мужчина и женщина подавляют в себе копящуюся агрессивную страсть, которая ищет выход на протяжении повествования. И находит, – но не там, где можно предположить сразу, приводя в итоге к убийству.
Изначально конфликт виден через поведение самой Мелинды. Она провоцирует Вика: на вечеринках жена открыто заигрывает с парнями, вульгарно обнимает друзей. На глазах у мужа ластится к незнакомцам, обсуждая интимную жизнь с мужем, и целует их.
Интересно, что такое развратное поведение женщины не приводит к скандалам. Накал большинства пикантных эпизодов не получает выхода, потому что режиссёр не спешит усиливать динамику привычным способом. Эдриан Лайн не даёт напряжению сцен выйти наружу. Даже если они острые и усиливают конфликт, сцены всё равно завершаются без явного противостояния супругов. Таким приёмом напряжение между ними повышается, чтобы сильнее выплеснуться при развязке.
Игра с динамикой ленты видна по тому, как именно завершаются сцены с изменами. После вечеринок Мелинда ведёт себя раскованно, а Вик не спрашивает её о развратном поведении, словно ничего не видел. Лишь дома, оказавшись в постели, пара обсуждает случившееся с подробностями. Муж и жена словно провоцируют друг друга вопросами, ожидая дерзких ответов. В подобных сценах можно рассмотреть, как Лайн использует напряжение, позволяя ему скопиться, но не выйти.
Так повышается не только внутренняя динамика. Ярче проявляется и психологическая плоскость истории. В частности, глубже раскрываются характеры. Например, мы видим, что Вик принадлежит к типу, которому трудно проявлять чувства. Чем критичнее ситуация с женой, тем сильнее мужчина подавляет эмоции, чтобы её контролировать. Такое поведение соответствует людям с ярко выраженными эпилептоидными чертами. Но сказывается на реалистичности картины, потому что чистый тип без примесей не свойственных ему черт выглядит как болванка и не производит впечатления. В результате героя Бена Эффлека трудно назвать живым.
Совершенно иное наблюдаем в типаже Мелинды. Героине Аны де Армас не занимать страсти и чувственности. Жена Вика добивается внимания мужчин провокациями. Ведёт себя вульгарно и даже зовёт их в дом, чтобы познакомить с мужем. И, если от него нет реакции, опускается до открытых измен. Идя на поводу своего истероидного темперамента, в ответ на безразличие она проявляет агрессию. Но, что важно, желает быть за это наказанной.
Здесь проступает внутренний конфликт героини. Нимфоманка желает страсти от мужа и вынуждена провоцировать его изменами в надежде, что ей силой запретят это делать. Более того, Мелинда готова отдаться Вику, если тот проявит настойчивость. Но, нарываясь на стену безразличия, женщина копит ненависть. И вдобавок отравляет себя презрением к человеку, который заставил проявить свой порок, выставив блудницей перед людьми.
Из-за того, что конфликт не решается, а скапливается, усиливается и драматическое поле всей истории. Но в нём не обходится без «помех». Так, например, в эмоционально естественном поведении Мелинды можно обнаружить логическую брешь. Ненависть женщины, вполне органично раскрывавшаяся на большей части повествования, улетучивается, когда та забывает о ссорах и предлагает Вику сходить на пикник всей семьёй. Интересно, что это происходит после убийства очередного любовника Мелинды, в котором ранее она сама обвинила мужа.
При всей парадоксальности такого поступка, нельзя сказать, что это ошибка режиссёра. Истинный контекст подобных сцен трудно понять, не читая роман Патриции Хайсмит, по которому были поставлены «Глубокие воды». Более того, при желании можно не обращаться к книге и найти логику в поведении женщины, исходя из сюжета самой картины. Возможно, перемена в линии поведения Мелинды зависит от её характера. Кольцо из непостоянства, обиды, подавляемой агрессии и, как следствие, истеричности разомкнулось, когда женщина получила главное, на что провоцировала. Как человек с типологией жертвы, она могла сблизиться с мужем, выяснив его истинные намерения благодаря инциденту с убийством. Ведь до того Мелинда не понимала: действительно муж уничтожает её любовников или ей так кажется.
Изменения в женщине наступают именно после смерти любовника. Героиня Аны де Армас словно пришла к нужному для себя выводу. Вероятно, нимфоманка поверила, что муж убивает из-за неё. Тем самым получила эмоциональный ответ на свои провокации, удовлетворив желание быть наказанной: потому что человека, с которым спала Мелинда, убили, – а значит, её воспитывают, и жёстко.
В этом ли источник внезапной перемены поведения, понять сразу непросто. Но как минимум, он кажется логичным. Чего нельзя сказать о ситуациях, которые помещают зрителя в другой временной отрезок. Например, в одной из финальных сцен мы видим, как после смерти любовника Мелинда находит его документы и понимает, кто именно его убил. Хотя личные вещи жертвы не могли там лежать по законам заранее спланированного убийства. Здесь тоже нельзя сказать, режиссёрская ли перед нами ошибка. Не исключено, что в романе данная сцена находится на своём месте и не вызывает вопросов. Как бы там ни было, но в фильме она обостряет интригу, влияя на сюжет столь же косвенно, как и раньше. Это видно по реакции женщины. Прознав имя убийцы, она молчит – и ждёт, когда тот придёт сам.
Интересно, что таким образом сюжет возвращается к одной из начальных своих точек. Нас подводят к сцене, где Мелинда смотрит в глаза настоящему убийце. Не лишне отметить достоверность, с которой Ана де Армас передаёт взглядом похоть. Тело в раскованной позе, растрёпанные волосы и ленивая улыбка завершают образ нимфоманки, томящейся от желания.
В этом смысле трудно понять замечания рецензентов, пишущих о слабой игре актёров. С ними можно согласиться лишь в том, что Эффлек, вживаясь в роль холодного контроллера-агрессора, переусердствовал с отсутствием эмоций. Но его напарница по съёмочной площадке раскрыла личный потенциал сполна. В образе томной, изнывающей желанием нимфоманки Ана де Армас органична так же, как при демонстрации характера истерика-виктима, который желает быть наказанным через подавление и холодный контроль.
Важно, что в этой психологической плоскости развивается весь конфликт «Глубоких вод». И, если бы Эдриан Лайн уделил большее внимание действию, сместив акцент с внутренней динамики на внешнюю, история потеряла бы свой драматизм.