Хоррор мистика и саспенс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Хоррор, мистика и саспенс» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Хоррор, мистика и саспенс


Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.

Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.

Приглашаем к сотрудничеству:

— писателей, работающих в данных направлениях;

— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;

— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.


Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.

Модераторы рубрики: sham, senoid, С.Соболев

Авторы рубрики: fox_mulder, Karnosaur123, Gorhur, kain_vega, volga, Тиань, senoid, Хельг, sham, Сноу, Кел-кор, MikeGel, vot_vot, Dr. Sammael, Колобок У, visionshock, NataBold, Игнир, Nexus, Cirujano, darklot, Burn_1982, maxkillstar, antilia, verydevilear, beskarss78, DeMorte, IaninaZ, Календула, Samedy, febeerovez, Vigo_san, Dr. X, Вертер де Гёте, Kuznetsov_V_A, Cerdj, bvelvet, Синяя мышь, Фотина Морозова, Pink.ME, danihnoff, lady-maika, Psevdofellini, ХельгиИнгварссон, il-pozhi-87, endermnarsky, Satalking, izubr_, Katon, Caspian, HateCore, klavir, seabird69, Roland23, tochinov, Heckel, 2_All, magister, Salladin, holodny_writer, Alex Provod, bit20, Phelan, georgkorg, Deliann, Death Mage, Антон П., stalkers, Ann Gry, maxvolotsky, Elvdo, Lunetta, С.Соболев, Гораль, mirkas64, imra, ivminin, oriddlebarker, radals, intuicia, domenges, Бедлам, MasterOfPuppets, magistr201, Rebus, alexlazer, neo smile, Viktor_Rodon, vrochek, Санскрит, Igor Geros, ZaverLast, Seidhe, sergeant, B.Rzayev, Mishel78, atgrin, Brain-o-flex, mif1959, монтажник 21, Porsankka666, Sabazios, Alex_Razor, Susan Sto Helit, PanTata, Korol.R, Нифонт, Rogal_Dorn



Статья написана 5 октября 2021 г. 21:14
Размещена:

В «Земле монстров» Нейтан Баллингруд работает с обычным человеком в очень необычных обстоятельствах. С официанткой, автомехаником, посудомойщиком, строительным подрядчиком. Человеком приземленным и простым. Это важно. Это позволит построить прочный мост в такое зыбкое нереалье, какого не видел, пожалуй, ни один ходульный байронический романтик со всеми его придушенными вздохами из глубины.

Прием, используемый Баллингрудом несложен. Но, как и всякий простой прием в исполнении мастера, он потрясает наблюдателя. Баллингруд предельно заостряет и без того драматичный, но изначально прозаический конфликт, вводя в действие необъяснимый и иррациональный фантастический элемент. Нереальное вторгается в разваливающийся обывательский быт, как гром среди ясного неба. На фоне обыденной житейской драмы внезапно рождается и заполняет все вокруг чудовищный и необъяснимый гротеск абсурда. А страшное, в заданных таким причудливым способом условиях, делает человеческую жизнь невыносимый, повисая на и без того измученных людях мертвым грузом, сковывающим по рукам и ногам.

И кстати, о страшном. Страшного в «Земле монстров» меньше, чем странного, иногда намного. Крен в weird fiction преобладает. И все же, без леденящего хоррора эти рассказы были бы невозможны. Именно хоррор наполняет их жизнью.

В «Куда глаза глядят» мать-одиночка, работающая официанткой в ночную смену, встречает чуткого и надежного мужчину, который дарит ей призрачную надежду на нормальную жизнь. Однако, с незнакомцем все не так просто. Он кое-что украл у одного парня. Что-то очень необычное, чего ей лучше не видеть ради блага дочери. Здесь впервые возникает мотив безотцовщины, который в том или ином виде лежит в основе доброй половины рассказов сборника.

Один из нескольких монстров, которые взаправду обитают в этой земле, поджидает читателя в «Диком Акре». Появится он из ниоткуда и сразу же исчезнет, нагнав немало ужаса. Увиденное испортит жизнь владельцу маленькой строительной фирмы, придав ей уверенное направление под откос, изменить которое герой будет пытаться на протяжении всего рассказа, сражаясь с кошмарными воспоминаниями и подступающим банкротством. Ужас великолепен, но скоротечен и его непростительно мало. Чего не скажешь о делах денежных. Вот их с избытком. Тогда как в хорошем рассказе ужасов должно быть наоборот. Или хотя бы поровну. В «Акре» на лицо вопиющее неравенство между этим двумя составляющими. В итоге замах на рубль, а удар – на копейку. Разжалобить получилось, напугать – нет.

Проблема безотцовщины вновь возникает в «S.S.», где на ее фоне Баллингруд сталкивает два мира: реальный, с борьбой за хлеб насущный, и его темную изнанку, где вместо хлеба кое-что другое. Подросток, чтобы прокормить себя и парализованную мать, бросает школу и идет на унизительную работу. Попутно он влюбляется в девушку из банды скинхедов и чтобы зарекомендовать себя в новой компании, должен совершить преступление на расовой почве. В «S.S.» Баллингруду хватило здравого смысла не скатывать рассказ в левую агитку и это дало хороший результат. В сравнении с ужасом жизни с сумасшедшей матерью национальные противоречия американского социума выглядят надуманными и не столь важными, как принято об этом трубить в наше непростое время. Поэтому вместо унылой политкорректной проповеди, которую поначалу можно заподозрить в рассказе, мы получаем жуткую и жестокую историю с открытым финалом, который на самом деле ясен, потому что решимости ее главному герою не занимать.

«Расщелина», написанная вместе с Дэйлом Бейли, имеет все задатки прекрасного лавкрафтианского хоррора. Увы, но у Баллингруда были другие планы, и рассказ оборвался на полуслове, будто недоделанное домашнее задание. Участники антарктической экспедиции натыкаются на огромную расщелину во льдах, внутри которой высечены циклопические ступени, ведущие в бездну (Лавкрафт нервно дернулся в своем склепе). Однако ученые изранены и истощены. Нужно торопиться на базу, иначе им грозит гибель. Возможно, они вернутся к расщелине позже. Если не найдется дел поважнее. Дел вроде не нашлось, но и писательского желания закончить начатое тоже. И это очень печалит. Рассказ мог бы стать украшением сборника, а стал чем-то вроде фиги в кармане.

В «Чудовищах небес» у супружеской пары похищают маленького сына и это рушит их и без того шаткие отношения. А вокруг творится что-то невероятное: с небес падают странные ангело- или демоноподобные существа. Одно из таких созданий попадает к супругам и становится им кем-то вроде пропавшего сына. При чтении этой истории вспоминается расхожее во время оно словосочетание «магический реализм». «Чудовищам» оно подходит как нельзя лучше. В рассказе психологически выверен каждый поступок и каждая эмоция персонажей. Им хочется сопереживать и верить, что у них все наладится. Возможно, так и будет. Лазейка для этого оставлена.

Когда утративший бдительность от передозировки магического реализма читатель больше не ждет ничего особенного, на него негаданно сваливается «Выгорание» — лучший хоррор-рассказ сборника. Это настоящий шедевр вампирского хоррора. В подвале дома где двое маленьких братьев живут со своей одинокой мамой поселяется вампир и начинает обращать старшего из братьев. Мальчик заключил с упырем договор: тот должен выпить досуха очередного маминого приятеля, в обмен на приглашение в дом, в котором вампир нуждается. Вампир, однако, не так прост и ведет свою игру. И снова отцовская фигура, а вернее ее отсутствие, как мощнейшая пружина толкает сюжет к ошеломительной развязке.

«Озерные чудовища Северной Америки» один из двух рассказов, написанный с точки зрения отца, который отсутствовал слишком долго и упустил слишком многое. Вышедший из тюрьмы мужчина возвращается к жене и дочери-подростку, которую он совсем не знает. А неподалеку на берег озера выбрасывает тушу огромного озерного монстра, напоминающего динозавра. Инвертированная тема безотцовщины здесь работает на раскрытие конфликта отцов и детей. Девочка-подросток для отца загадка не меньшая, чем дохлый динозавр, а может даже большая. Потому что как поступить с тушей, он знает, а как понять дочь — нет. Впрочем, туша тоже преподнесет ему сюрприз.

«Остановка в пути» вторая вариация на тему отцов и детей, но гораздо более проникновенная и печальная. Одинокий бездомный бросил свою дочь двадцать три года назад. Жилье он потерял, когда ураган разрушил Новый Орлеан и с тех пор призрак города поселился в нем, лишив рассудка. Теперь он спит в старом сломанном такси, преследуемый новоорлеанскими улицами и захлестывающими их потоками воды, пробившими в его сердце страшную дыру. Но вот судьба дает ему шанс – пастор одной из городских церквей находит адрес и телефон его дочери. Мучимый сомнениями, мужчина никак не решается ей позвонить, вместо этого пускаясь во все тяжкие. Чистый магический реализм, сотканный из фантомных болей и воспоминаний самого Баллингруда о погубленном ураганом Новом Орлеане.

Последний рассказ сборника «Хороший муж» спорит за звание лучшего с «Выгоранием». Любящий муж всеми силами пытается содержать в сохранности живой труп покончившей с собой жены. Женщине требуется время, чтобы смириться со смертью и принять ее, а муж к этому совсем не готов и будет ей мешать, не останавливаясь ни перед чем. Читателя ждут ужас тщательно смакуемого погружения в посмертие, тихое шуршание раскапываемой земли, и то, что в ней обитает.

Рассказы «Земли монстров» это сложное, густо пересыпанное рафинированными метафорами кружево из слов и образов, причудливо сочлененных в самых непредставимых сочетаниях. Перу Баллингруда подвластно все: ослепительное сияние эфира, такой же ослепительный мрак бездонных небес и таинственный шепот ночных лесов. Пытаясь выловить из воды отражение Луны, вы лишь вычерпаете до дна озеро, где она прячется. Но попробуйте объяснить это Баллингруду, который у вас на глазах достает ее из воды с виртуозностью фокусника. Это писатель атмосферы, нечеловечески прекрасной и чуждой всему живому, но легко с ним сосуществующей. Он напоминает Джеймса Балларда, решившего писать ужасы. Будучи блестящим стилистом, Баллингруд делает фантастикой все, к чему прикасается. Каждый миг у него это произведение искусства, запечатленное в словах, хрупких и ненадежных.

И в этой способности кроется его главный недостаток. Он слишком увлекается. Там, где достаточно набросать окружающий ландшафт несколькими дежурными штрихами, он пишет замысловатые полотна. В некоторых случаях сюжет из-за этого страдает, а в некоторых вообще становится ненужным. И нельзя сказать, что это плохо. Это просто особенность стиля. Простителен этот недостаток или нет, читатель должен решить сам, прочувствовав витиеватую живопись из слов, и поняв, нравится она ему или нет. Оправдывать или ругать за нее писателя бессмысленно. Нейтан Баллингруд не нуждается в оправданиях. Он нуждается в чутком читателе, ищущем столь же чуткого писателя.

Странная проза «Земли монстров» это не только и не совсем ужасы. Она, в общем-то, о другом. При желании Баллингруд может напугать читателя до дрожи, но страх для его прозы не самоцель. Она о чем-то далеком и столь же недостижимо близком, что приходит в человеческую жизнь без приглашения, и чему страх лишь посредник.


Статья написана 5 октября 2021 г. 15:19

В хоррор-серии "Самая страшная книга" вышла новая тематическая антология — "Чёрный Новый год". Составителями выступили Парфенов М. С. и Олег Кожин. Книга уже продается в официальном интернет-магазине издательства, а скоро появится и на других площадках.

Аннотация:

цитата
Новый год – волшебный праздник, но чудеса и магия не всегда бывают добрыми.

Что получится, если на самый большой, самый главный, самый светлый праздник в году обратят свой взор авторы ужасов и мистики?

Получится – антология «Черный Новый год»! Это книга, которая заставит вас взглянуть на Новый год совсем другими глазами. Это истории, после которых ваше новогоднее настроение уже никогда не станет прежним. Черный Новый год наступает. Бьют в набат адские куранты. Время распаковывать подарки.

Будет необычно. Будет весело. Будет страшно. Вперед же, смелее!..

Только не забывайте: «Если долго вглядываться в Деда Мороза, Дед Мороз начнет вглядываться в тебя»…

Содержание:

СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД

Мешок без подарков (Александр Подольский)

Ряженый (Дмитрий Тихонов)

Подарок (Парфенов М. С.)

НОВЫЙ НОВЫЙ ГОД

Предновогодние хлопоты (Максим Кабир)

Поджелудочная (Дмитрий Золов)

Темный мрачный бес моей души (Сергей Королев)

Долгая новогодняя ночь (Михаил Павлов)

Шайтанам не будет праздника (Александр Дедов)

Хрупкое (Оксана Ветловская)

ЧЕРНЫЙ НОВЫЙ ГОД

Дрема (Александр Матюхин)

Тепло родного дома (Юрий Погуляй)

По течению обратного года (Владимир Чубуков)

Без чудес (Александр Подольский, Надежда Гамильнот)


Статья написана 5 октября 2021 г. 12:18

В серии "Сломанный миф. Изнанка" вышел мистический хоррор Юрия Некрасова "Призраки осени".

Роман уже продается в Book24, а вскоре появится и в других магазинах.

Аннотация:

Страшные истории, рассказанные по ночам, полны мрачных вопросов.

Кто сотню лет назад построил дом, в котором теперь живут призраки?

Что делает с ними тварь из подвала, если призраки не выполняют свои обещания?

Каковы ставки в их карточной игре ?

От кого прячется человек по имени Винни, который делит подвал вместе с тварью?

И что скрывает детектив Доплер?

Все ответы лежат в прошлом.

Здесь тайны — клубок змей. Потяни одну за хвост — роковое плетение распутается... но ядовитого укуса не избежать.

Из отзывов на роман:

annahoffrid: "Автору удалось создать реальную событийную картину, поместив ее в несколько разных временных отрезков — наши дни и годы Гражданской войны США. Все ответы на вопросы можно найти в прошлом героев — и, ухватившись за одну ниточку, обнаружить огромный клубок из конфликтов, тайн, проступков и опрометчивых решений, которые привели к тому, к чему привели".

jacob.burns: "Юра Некрасов мастерски играет словами, игра эта доставляет ему заметное удовольствие, и стилистические изыски создают безумную ткань ночного кошмара, в котором логики нет и быть не может, только страх и боль. Боль в этом романе — путь к правде и к спасению, сон же — ловушка морского чудища".

beskarss78: "Автор постоянно играет с переменой оптики, со смыслов действий персонажей, но, что самое сюрреалистическое, он постоянно ломает логику диалогов и сцен. Тот самый скрип по стеклу — это дыра в головах людей, которая видна читателю, но которую совершенно не хотят замечать марионетки в шизофреническом спектакле.

Нет, автор не ударяется в полный абсурд. Причины и следствия не пропадают не последних клетках шахматной доски. Логика присутствует. Но вместо того, чтобы стрелять в голову врага — частенько стреляют в часы с кукушкой, которые висят за его левым плечом — чисто для поправки собственного психиатрического диагноза.

Люди с нечистью говорят о самом важном для них, а не о том, что читателю хочется узнать, чтобы понять данную вот конкретную сцену. Люди постоянно пытаются нарушить ритуалы, суть которых автор пояснит позднее, а пока возмутители церемоний и апологеты тьмы пытаются сказать что-то или сделать, напрягая последние силы. И наоборот, относительно здравомыслящие люди вдруг оказываются в хороводе подобного ритуала, который может начаться прямо во время беседы о продажи недвижимости. Как раз когда читатель пытается что-то понять..."


Статья написана 3 октября 2021 г. 09:05

Издательство "Азбука" запускает серию антологий "Мистические истории", в которой планируются выпуск, как уже публиковавшихся ранее, так и новых переводов.

На сегодняшний день серия насчитывает две антологии, составленные Сергеем Антоновым. На подходе — антология "Мистические истории. Призрак и костоправ" от Людмилы Бриловой.

Есть планы на развитие серии, которые, как мы надеемся, осуществятся.




«Мистические истории. Любовь мертвой красавицы»
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2018 год, 4000 экз.
Формат: 75x100/32, мягкая обложка, 448 стр.
ISBN: 978-5-389-13860-5
Серия: Азбука-классика (pocket-book)

Аннотация: Сборник классических мистических историй XIX – начала XX века посвящен теме вампиров – удивительных созданий, которые, шагнув два столетия назад из области легенд и преданий в мир художественной литературы, очень скоро стали постоянными персонажами беллетристики и театра, а затем кинематографа и компьютерных игр, сделались популярнейшими героями культурной мифологии модерна и постмодерна и предметом исследовательского интереса представителей различных научных дисциплин (от психоанализа до социальной антропологии). На страницах повестей и рассказов, включенных в книгу, предшественники, современники и наследники стокеровского графа Дракулы – опасно-привлекательные и обманчиво-дружелюбные, властные и неумолимо-жестокие – вновь и вновь устремляются на поиски своего странного бессмертия, ведомые кровавой жаждой, с отсветами вечности в неизменно голодных глазах…

Комментарий: Сборник повестей и рассказов XIX – начала XX века о вампирах.
Иллюстрация на обложке Ч.А. Гилберта.




«Мистические истории. Тайный сообщник»
Издательство: СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021 год, 4000 экз.
Формат: 75x100/32, мягкая обложка, 416 стр.
ISBN: 978-5-389-15045-4
Серия: Азбука-классика (pocket-book)

Аннотация: Тринадцать историй, включенных в эту книгу, – недвусмысленно мистических или намекающих на мистику, подчас леденящих кровь, а подчас исполненных легкого юмора, – посвящены таинственному феномену двойничества, который присутствует в человеческом опыте с незапамятных времен. Имеющий глубокие мифологические корни, издавна вошедший в художественную литературу, образ двойника обрел популярность в эпоху романтизма и получил классические воплощения в творчестве Э. Т. А. Гофмана и Э. А. По, Ф. М. Достоевского и Г. де Мопассана, Р. Л. Стивенсона и Г. Джеймса. В настоящем сборнике, наряду с канонической разработкой темы двойничества – знаменитой новеллой По «Вильям Вильсон», представлены также менее известные рассказы М. Шелли, Э. Дж. Бульвер-Литтона, Дж. Готорна, Дж. Бангза, Г. Уэллса, Р. Марша, Ф. М. Кроуфорда и др., по большей части впервые переведенные на русский язык. Переселение душ и раздвоение личности, болезненное наваждение и банальная путаница, вызванная обманом зрения, причудливой игрой природы либо тайным родством, второе «я» как голос совести и как злой гений, преследующий человека и вытесняющий его из жизни, – все эти вариации сюжета о двойнике читатель найдет на страницах данной книги.

Комментарий: Сборник мистических рассказов, посвящённых феномену двойничества.
Иллюстрация на обложке — фрагмент картины А. Бёклина.




«Мистические истории. Призрак и костоправ»
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2021 год, 4000 экз.
Формат: 75x100/32, мягкая обложка, 512 стр.
ISBN: 978-5-389-20067-8
Серия: Азбука-классика (pocket-book)

Аннотация: Собранные в этой книге мистические истории английских и американских писателей созданы в XIX – начале XX века – эпоху расцвета жанра страшного рассказа в литературе Старого и Нового Света. Таинственные, непостижимые, леденящие кровь, а иногда и курьезные происшествия, поведанные в этих повествованиях, ставят героев в экстраординарные, бросающие в дрожь, подчас смертельно опасные ситуации, приоткрывают дверь в потусторонние и инфернальные измерения бытия, возрождают к жизни выходцев с того света, древнее хтоническое зло, темные магические ритуалы, суеверия и колдовство былых времен. За покровом обыденной реальности авторы рассказов (среди которых такие мастера, как Джозеф Шеридан Ле Фаню, Маргарет Олифант, Монтегю Родс Джеймс, Эдвард Фредерик Бенсон, Джон Бакан) обнаруживают жутковатый готический мир, опровергающий рациональные философские и научные построения и самоуверенные претензии на всезнание, присущие человеку Нового времени.

Комментарий: Мистические рассказы англоязычных писателей XIX-начала XX века.
Иллюстрация на обложке Я. Гержедовича.


Статья написана 1 октября 2021 г. 15:18

Хоррор-серия "Самая страшная книга" с недавних пор официально представлена на Ютубе. Множество опубликованных в ССК рассказов уже получали аудиоверсии на этом сайте, но не всегда это делалось с разрешения авторов. Теперь ситуация меняется.

Ютуб-канал ССК сотрудничает с известными чтецами и собирает в одном месте озвучки лучших произведений в жанре русского хоррора, а также готовит собственные эксклюзивы. Кроме того, на канале можно найти трейлеры и обзоры новых книг серии, интервью и стримы с участием авторов и многое другое. А сегодня предлагаем вашему вниманию Топ-10 историй сентября (по просмотрам):







  Подписка

Количество подписчиков: 707

⇑ Наверх