Кир Булычев отзывы

Все отзывы на произведения Кира Булычева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4183

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 25 26 27 28 [29] 30 31 32 33 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»

«Жильцы»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 10 марта 2024 г. в 14:18

Классический Великий Гусляр. Смешно, остроумно, хорошо написано. Фантастическая идея абсурдна, конечно, но это тот случай, когда ахинея оправдана художественной необходимостью. Да и нравится мне эта фирменная черта гусляровских гениев — изобретём всё, что угодно, ни капли не задумываясь о последствиях! Наверно, именно начитавшись Булычёва, Емец в одной из своих книг сказал, что настоящий учёный ни за что не спросит, зачем скрещивать чемодан с крокодилом — он спросит, как это сделать и побежит экспериментировать. Да уж. Научная этика уж точно не про них...

Оценка : 8
«Скандал»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 08 марта 2024 г. в 17:49

Сто раз согласен с теми, кто обвиняет этот рассказ в бессвкусице. Поймите правильно — я не ханжа и искренне убеждён, что эротика-обнажёнка, и все прочие проявления сексуальности, это одно из самых прекрасных и лучших явлений в нашей жизни. Но можно писать о них красиво, горячо и изящно, а можно так, как Хайнлайн и Булычёв. Сиськи и голые жопы на школьном празднике — это очень фиговая идея в данном контексте. Ещё один провал — выбор действующих лиц. Чета Удаловых идеально подошла бы на эту роль, если требовалось вызвать отторжение. Если бы не всё это, то вышел бы очень и очень стандартный гусляровский рассказ — гениальный учёный снова учудил дичь и не потрудился хоть немного её испытать, а люди страдают.

Оценка : 4
«Они уже здесь!»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 06 марта 2024 г. в 20:24

Рассказ, к сожалению, актуальный во все времена — хочется верить, что когда-нибудь наши потомки будут недоуменно читать этот текст и удивляться, мол, действительно предки были такими дикими и недоразвитыми? Да и как сказал один неглупый человек:«Промолчи — и зло восторжествует». Да и написана история просто очень хорошо и интересно.

Оценка : 9
«Братья в опасности!»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 18 февраля 2024 г. в 15:08

Рассказ не остроумен и не смешон по единственной причине — по современным временам он пугающе правдоподобен. Количество самых диких и отбитых мифов во всех областях науки и жизни зашкаливает — люди верят в гомеопатию, плоскую землю, рептилоидов и т.д. На их фоне разумные грецкие орехи — это так, ничего особо выдающегося. Иронично, что и сам Булычёв был здесь не свят — чего стоит только его убеждение, что «этрусски — это русские», на что я натыкался уже в трёх его работах и у меня появляется нехорошее подозрение, что он это всерьёз.

Оценка : 8
«Нужна свободная планета»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 14 февраля 2024 г. в 14:01

Согласен вообще со всеми доводами тех, кто ругает повесть, но я не хочу быть рациональным и объективным. Совершенно необъяснимым образом мне эта крохотная повесть крайне понравилась своей уютной атмосферой лампового классического приключения. Структура если не примитивна, то предельно проста — герой выполняя большой квест переживает ряд мелких приключений, сталкиваясь с разными интересными и прикольными обществами. Очень избитая и зарубежом, и у нас структура — сам же Булычёв прибегал к ней неоднократно. Единственная модификация — в финале ГГ ещё раз пробегает по всем посещённым мирам, чтобы использовать их для решения проблем друг друга.

Да, конечно, Удалов здесь — несомненный «Марти Стью», герой, у которого всё получается по умолчанию. Но самое главное — это очень добрая история, пусть и с простыми смыслами. Нет однозначно отрицательных персонажей — есть наивные, которые погрязли в собственных заблуждениях и отсталости. Нет непоправимых проблем — со всеми бедами герои обязательно разберутся. Тем повесть и понравилась — она добрая и оставляет после себя очень хорошее и приятное настроение.

Оценка : 8
«Свободные места есть»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 30 января 2024 г. в 18:11

Простенькая и незамысловатая «изобретательская» история. Булычёв разбавил её сатирой, юмором про головотяпство и стремление решить проблемы с минимальными затратами. Вроде и ничего выдающегося, но есть здесь некоторое очарование непосредственности и «лобового» решения проблем. А ещё почему-то напомнило вселенную «Самосбор», где так-же пытались решить жилищную проблему с помощью «гигахрущёвки», бесконечные этажи и подъезды которой уходят куда-то в бездну параллельных измерений.

Оценка : 6
«Наследник (Река Хронос. 1914)»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 20 января 2024 г. в 10:37

Книга открывает читателю совершенно нового, непривычного писателя Кира Булычева. Она оказалась непохожей ни на что из написанного им ранее — здесь нет ни грамма торопливости, ни грамма небрежности, всякому слову, всякому предложению в тексте выделено только своё, законное место. В итоге перед нами солидное, обстоятельное повествование о Крыме накануне и в первые месяцы Первой мировой войны.

Читать книгу интересно: и с познавательной точки зрения, и из-за неплохой повести о первой любви, и из-за прекрасно выписанного образа главного героя — натуры по-юношески переменчивой и неоднозначной. Да и некая тайна в происходящем постепенно (правда очень постепенно) в повествовании начинает прорисовываться. Но, прочитав половину книги, у читателя возникает резонный вопрос — а где же тут, извините, фантастика?

Фантастика есть, но её не так много и она в этой книге не играет главенствующей роли. И остросюжетные элементы, которых в романе немало — это тоже далеко не главное. Скорее пока (а цикл предполагает далеко не одну книгу) перед нами роман о жизни, вернее о вхождении в жизнь, вчерашнего гимназиста Андрея Берестова на фоне начала мировой войны.

Написано интересно, читать стоит, только надо заранее настроить себя на то, что это не «Чудеса в Гусляре», не «Алиса» и даже не «Доктор Павлыш», а серьёзное обстоятельное повествование с небольшими фантастико-приключенческими вкраплениями.

Оценка : 8
«Вид на битву с высоты»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 18 января 2024 г. в 17:35

Конечно же, автор волен распоряжаться своими ранее написанными произведениями так, как ему заблагорассудится. Но, честное слово, грустно видеть как прекрасный рассказ «Выбор», написанный в 1971 году, уродуется самим же автором ради сомнительной цели сделать из него пролог к приключенческому роману. Пролог, который так и не стал «своим» для этой книги....

Сам же роман для жанра приключенческой фантастики получился очень и очень неплохим: сверхдинамичным, увлекательным, с множеством остросюжетных сцен, практически без нелепостей и нелогичностей. Да ещё и позволяющем немного «поностальгировать» по безумным 90-м. Немного подкачала лишь заключительная часть — развязка произведения.

Тут автор хитро ушел в сторону, ограничившись рядом динамичных остросюжетных эпизодов и предоставив читателю самому додумывать всё недообъяснённое. Например, кто же всё-таки на самом деле организовал сей «театр» — маразматические «сенаторы» на эту роль явно не тянут. Да и авторских натяжек здесь уже немало — от совершенно немыслимого тайника с автоматом Калашникова и охраной «сенаторов» с самострелами и до места и времени (а как же заявление несколькими страницами ранее, что все часы кроме песочных здесь барахлят :)) появления окна в наш мир, о котором почему-то стало известно Александре.

Впрочем, повторюсь, в целом для развлекательного чтения роман очень неплох, во всяком случае заметно лучше большей части переводной приключенческой фантастики.

Оценка : 8
«Любимый ученик факира»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 04 января 2024 г. в 16:36

Не меняются застройщики с годами, совсем, заразы, не меняются. Сейчас при приёмке тоже приходится чуть ли не с боем заставлять устранять даже самые очевидные недостатки. Кран нерабочий? Ха! Моей родственнице в новостройке пытались сдать квартиру, в которой ни одно окно нормально не закрывалось, а другу — с забитым цементом унитазом.

А рассказ же действительно просто о людях — о недобросовестных сволочах и о тех, кто всё же имеет капли совести и стремится хоть исправить то, что наворотил. Вдобавок рассказ имеет и серьёзную социальную сатиру — реально же мерзкая ситуация, когда поруганию подвергаются немногие здравомыслящие и честные люди.

Оценка : 8
«Лёнечка-Леонардо»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 27 декабря 2023 г. в 17:05

Думаю, большинство родителей позавидовало бы семейству Леонардо — ну а что, ребёнок, превзошедший предков по всем параметрам и способный самостоятельно о себе позаботиться — это ли не чудо и счастье? Правда, многие же хотят именно того стандарта, которого уже вообразили себе и старательно игнорируют всё, что не попадает под шаблон. Кажется, рассказ написан именно про это — как упорно человек стремится к шаблонному счастью и защищает свою психику от шока несоответствия ожиданий и реальности. С этой точки зрения метафора вышла достаточно интересная и глубокая. Лёнечке — моё сочувствие.

Оценка : 8
«Конец Атлантиды»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 29 ноября 2023 г. в 14:59

В детстве воспринималось как шедевр приключенческой литературы и одна из лучших историй про Алису. Сейчас, мнение, в целом, сохранилось, даже политический подтекст стал ещё не таким тупым и топорным, как он зачастую бывал у автора. Ну а что? Приключение — бодрое, загадочные атланты, опять же, пусть с ними всё оказывается не так уж и просто. Их необыкновенное подводное жилище, угрожающие опасности, харизматичные персонажи и злодейка — даже сейчас всё это воспринимается неплохо, как история, в которой нет ни единого лишнего элемента.

Оценка : 8
«Узники «Ямагири-мару»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 29 ноября 2023 г. в 14:38

Прекрасное и классическое приключение. Дано два юных подростка, которым дарована великая роскошь — право самим интересно рисковать своей жизнью, воспитывая этим свой характер, предприимчивость и готовность просчитывать результаты своих действий (и да, я в курсе, что как минимум с Гераскиным это не сработало, но это и понятно — такой уж он неисправимым персонаж-функция). Герои далее сталкиваются с серьёзной опасностью, но не паникуют и умудряются найти героический выход из ситуации, и фоном — явная, но ненавязчивая антивоенная мораль, загадка и тайна, которые в итоге блестяще раскрываются.

Оценка : 8
«Алиса и крестоносцы»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 15 ноября 2023 г. в 20:39

Мир непуганных дилетантов, сказал бы я, но нет, это уже скорее идиотизм... Вот даже в рамках данной истории вспоминается история с миелофоном и захваченной пиратами машиной времени. И что, были приняты какие-то меры безопасности? Формально — да, но по факту по прежнему даже конченный тупица может схватить сотрудника института времени, у которого есть доступ к опаснейшей машине и так или иначе принудить его к «сотрудничеству». Вообще сложно понять, как ещё темпоральность не рассыпалась в прах в мире Алисы.

Сама же история, в принципе, неплоха, но она вдобавок кишит ещё и кучей прочих мелких косяков, вроде невидимой спасательницы, которую в одиночку посылают в прошлое, где уже сгинул один опытнейший сотрудник, и робота-Арха, которого то вшивая сеть может обездвижить, то десятки метров скалы ему не преграда.

Тем не менее, что противоречиво, в детстве мне эта история понравилась, очень уж я тогда увлекался тематикой крестовых походов. Да и первая часть незабвенной Assasins Creed вышла всего через пару лет после того, как я впервые узнал из «Алисы и крестоносцев» про ассасинов и таинственного Старца Горы.

Оценка : 6
«Миллион приключений»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 07 ноября 2023 г. в 15:53

Гигантское наслаждение когда-то получил от этой книги в восемь лет — невероятное разнообразие приключений (путешествия во времени, первобытные люди, генетические мутанты, живые планеты, рыцари, космопираты), и довольно харизматичные персонажи, в совокупности с лёгким языком и ненапряжностью чтения. Конечно, книга неидеальна и буквально зияет логическими и сюжетными дырами, которые бросались в глаза даже второкласснику. Повторюсь, Булычёв, при всём своём несомненном таланте, считал, что для детей можно писать попроще, мол, не такой притязательный читатель.

Впрочем, перечитывая книгу в 31 год, я тоже получил удовольствие. Это по прежнему бодрая и хорошая история, пусть и косяки повествования бросаются в глаза ещё сильней.

Оценка : 8
«Шкатулка пиратской мамаши»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 06 ноября 2023 г. в 19:30

Противоречивое впечатление. С одной стороны, Булычёв уже здесь встал на опасную тропинку:«Для детей можно попроще писать». То есть без логического обоснуя (мне ещё в 8 лет абсолютно выносило мозг и мучило непонимание, как несколько десятков пиратов умудрилось захватить целую планету? Этого мало даже для поверхностного контроля, автор просто забил на обоснуй, хотя можно было вывернуться и проговорить этот вопрос), с запредельно наивными и почти карикатурными злодеями, показушными пацифизмом и гуманизмом (даже отбитая и жесточайшая королева пиратов аж несколько раз ударила Гераскина кнутом и, может быть, устранила провинившегося подручного, тут уже тупо не веришь в то, что они плохие), и достаточно навязчивым морализаторством.

Это обидно, ведь в остальном история отличная — бодрые приключения и противостояние опасным пиратам, прекрасное взаимодействие двух ГГ, правильная, в целом, мораль и философия.

Оценка : 7
«Каникулы на Пенелопе»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 05 ноября 2023 г. в 20:26

В далёком, светлом будущем, даже «Неукротимая планета» будет пацифистом и гуманистом! На самом деле прекрасный «экологический» рассказ для детей, закладывающий в сознание действительно важные и правильные вещи. Пусть, излишне наивно и простовато, но ладно уж, никто не идеален. Группа будущих биологов исследует прекрасный девственный мир, переживают мелкие приключения и лучше узнают инопланетную природу, потом встречают мутную романтическую личность и понеслось... На самом деле классная повесть. Единственное, что меня всерьёз зацепило ещё в детстве — как так получилось, что из-за нескольких собак Пенелопа готова была изгнать всех разумных созданий, но ей абсолютно пофиг, что юные школьники увозят с собой целые коллекции зверски насаженных на иголки бабочек)? Как это работает, интересно и где проходила грань, кого можно истреблять, а кого нет?

Оценка : 8
«Заграничная принцесса»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 03 ноября 2023 г. в 07:42

Это, конечно же, ложная аналогия, но всё равно не могу избавиться от ощущения полемики с «Трудно быть богом». Тоже дитя благополучного и гуманного века попадает в архаичное феодальное общество, и, ничтожно сумняще, начинает наводить свои порядки. Конечно, детский формат диктует свои ограничения, однако и турниры, и дворцовые интриги с заговорами, и погони, и полный набор феодально-средневековых персонажей, здесь присутствует. Что интересно, это одна из немногих историй про Алису, где она играет скорее пассивную роль, в кои-то веки не выступая в качестве ультимативного ГГ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И я наконец-то понял, откуда у меня пошла такая неприязнь к историям, чьи авторы «отменяют» все события или оборачивают их шуткой, обесценивая все подвиги и приключения. Какой смысл в турнирном наградном кубке, если тебе всё равно ничего не грозило и ты действовал строго по сценарию? Хм, а ведь интересно, Булычёв в начале 80ых уже слышал что-то про ролевые игры живого действия?

Оценка : 8
«Авгиева лаборатория»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 01 ноября 2023 г. в 20:53

Мы в ответе за тех, кого приручили и воспитали. Питекантроп Геракл — так-то умён, не его вина, что не желая перерабатывать и не получив чётких инструкций, он натворил дел. Как учитель могу подтвердить — это норма для воспитуемых. Тот же Шариков стал жертвой педагогической бездарности Преображенского и Ко, которые почему-то ждали, что новорожденное существо сходу будет благородным, интеллигентным и правильным по их представлениям. Но если серьёзно, то это хороший детский рассказ о вреде лени и необходимости просчитывать последствия своих действий.

Оценка : 8
«Великий дух и беглецы»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 13 октября 2023 г. в 14:18

Занимательная, но поверхностная повесть про приключенния на другой планете, с полным набором научно-фантастических клише и с роялями в кустах.

Корабль землян разбивается в пределах видимости единственного на всю планету «маячка»... А если бы он упал в другом полушарии или хотя на сотню километров западнее или восточней? Доктор Павлыш, решив добраться до замеченного на закате источника света, ведёт себя, как двенадцатилетний мальчишка, а не взрослый человек, и остаётся в живых только потому что автор решил ему немного помочь... Но об этом уже написали другие рецензенты, не буду повторяться.

Именно недалеко от маячка инопланетная цивилизация проводит эксперимент по созданию разумных существ — а если бы этот «оазис» находился немного в стороне? Опять совпадение, опять сюжетная натяжка.

Наконец, само описание эксперимента несколько абсурдно. Так дилетантски эксперименты не ставятся.

Хотя... я сейчас подумал, что, возможно, аналогичными «экспериментальными оазисами» утыкана вообще вся планета, и, где ни приземлись, обязательно наткнёшься на тот или иной вариант лаборатории, с разными принципами «цивилизирования» аборигенов. Но об этом в повести нет ни слова, ни намёка. Похоже, что сам Кир Булычев о таком варианте своей истории не подумал. А если бы подумал, то мораль повести «Великий дух и беглецы» была бы несколько иной.

К сему добавлю: как часто бывало у Кира Булычева, первый вариант, 1972 года, лучший. Потом Кир Булычев этот текст откорректировал, отредактировал, чуть-чуть поправил, дополнил и... ухудшил.

Оценка : 7
«Ответное чувство»
–  [ 4 ]  +

ФантФан, 18 июля 2023 г. в 15:42

Самое фантастическое в этом сюжете это то, что девушка, которую главный герой мечтал добиться, на самом деле всё это время

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и так любила его.

Из всего сборника «Гость из страны фантастики» этот рассказ мне понравился больше всего. Отличный стиль, колоритные герои, нетривиальный сюжет этого произведения заставляют в очередной раз убедиться в писательском таланте Кира Булычёва.

Оценка : 9
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 4 ]  +

zotovvg75, 05 июня 2023 г. в 17:14

Удивительный мир открывает нам Кир Булычев! Все значимые писатели-фантасты в своих книгах передают свой взгляд на будущее, или в ожидаемых прогнозах, или же в красочных мечтах. Например грядущее Ефремова строго выверено в социальных и этических аспектах, мир Полдня Стругацких населен обычными людьми с близкими нам интересами, чувствами, устремлениями. У Булычева Алиса живет в мире выкристаллизованном из детской мечты в прекрасное далеко из известной песни Евгения Крылатова и Юрия Энтина. К термину «прекрасное далеко» я видимо буду неоднократно обращаться в последующих отзывах посвященным книгам о приключениях Алисы, больно уж он мне нравится своей поэтической точностью и абсолютным попаданием в суть. Как говорил сам Крылатов о песне:«Это призыв, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы». Вот это прекрасное далеко увиденное глазами ребенка и есть этот самый мир Алисы Селезневой созданный талантом Булычева.

Данная повесть и по дате написания и по внутренней хронологии цикла открывает нам серию увлекательных приключений Алисы. Здесь показано дошкольное детство девочки, уже богатое путешествиями и необычными событиями. Полет на Марс, открытие пропавшей цивилизации марсиан, удивительные животные, таинственное привидение, встреча с инопланетными гостями, путешествие в прошлое-обо всем этом говорится в небольших рассказиках составивших повесть. А свой человек в прошлом из последнего рассказа, по моим ассоциативным представлениям есть сам Булычев, пишущий свои книги по рассказам своих гостей из будущего. Правда замечательная картина-писатель с Алисой сидят на кухне, девочка пьет чай, а Булычев старательно записывает очередную необыкновенную историю из мира грядущего. Конечно это фантазия, но в нее хочется верить так же как в мечту, доброту, любовь, справедливость. Все это содержится в конце 21 века Булычева, уже не столь далекого и увы, с наверняка несбывшимися ожиданиями. Но есть книги о жизни там Алисы Селезневой, в которых и воплощаются все надежды и мечты о том самом прекрасном далеко. Эта повесть дает начало погружению в чудную детскую фантазию, в которой легко и свободно, и можно отдохнуть от жизненных передряг. Итак, в добрый путь!

Оценка : 8
«С крестом и мушкетом»
–  [ 4 ]  +

AlexVelS, 22 апреля 2023 г. в 09:58

Что мы знаем о колониальных войнах в юго-восточной Азии? Как-то всё больше на слуху конкистадоры и уничтожение цивилизаций Южной и Центральной Америки. А ведь в Азии было не менее интересно. Были свои герои, антигерои, авантюристы всех мастей и немало трагических страниц.

Хотя, героев в книги то и нет почти. Авторы симпатизируют народам ЮВА, жёстко проходясь по европейцам и по церкви, что в общем-то не удивительно, особенно учитывая время и место написания ))

Книга охватывает период жестокой португальской колонизации — с самого начала и до падения Малаги в 1641 году.

Читается очень интересно. Наверное, не для младшего школьного возраста, — некоторые моменты авторы описывают достаточно прямо.

Оценка : 9
«Другая поляна»
–  [ 4 ]  +

artem-sailer, 17 апреля 2023 г. в 19:12

Вот! Это совсем другое дело! Это совсем другой Булычев — тот, который не торопится, а пишет понятно, логично, остро. Это я к тому, что вчера резковато прошёлся по «Похищению чародея», за что сегодня реабилитируюсь на «Другой поляне».

Великолепный, компактный, лаконичный рассказ мастера: взять банальную, избитую фантидею о случайном попадании в параллельный мир и сотворить самый настоящий маленький шедевр! Параллельный мир здесь — это такое зеркало для героя, зеркало, где каждый из нас увидит себя таким, какой он есть. Один лихорадочно рыщет в поисках золотых запонок, чтобы обменять их на артефакт, недоступный нашему миру, а другой равнодушно проходит мимо чуда.

Оценка : 10
«Закон для дракона»
–  [ 4 ]  +

Baskk, 30 марта 2023 г. в 13:24

Более мирные «советские» земляне, не так сильно «разозлили» планету как герои романа «Неукротимая планета» Гаррисона, написанного за 15 лет повести Булычева. Но суть произведений одна: Человек не задумываясь о последствиях вмешивается в окружающую его среду, нанося непоправимый вред всему вокруг, в том числе и себе. Обидно, что люди будущего ведут себя как отморозки туристы в заповеднике

Оценка : 7
«1185 год»
–  [ 4 ]  +

majj-s, 26 марта 2023 г. в 12:03

В океане времени плещутся волны

«Средневековый мир, подвижный и бурный, завязанный множеством узлов и трагедий, в которые мы смогли заглянуть, будет существовать и далее, только без нашего, читатель, участия.»

Вы знаете автора, если напевали «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко» или хотя бы раз повторили: «А хотите, я его стукну? Он станет нежно-фиолетовым в крапинку», «Алиса, миелофон у меня!», «Планета Шелезяка: воды нет, полезных ископаемых нет, населена роботами». Потому что Игорь Можейко — это Кир Булычев, историк, востоковед, переводчик. В его случае псевдоним был необходимостью, потому что фантастических книг из под пера доктора наук, известного в научном сообществе как специалист по истории Юго-Восточной Азии, не одобрили бы в Институте Востоковедения, сотрудником которого он был.

Поразительно, как мало остается от нас, даже от самых ярких известных, работоспособных. У Можейко в общей сложности несколько сотен опубликованных текстов и эталонно успешная творческая биография, а вспомнят теперь дюжину мемов и песенку из фильма, снятого по его книге. И это еще очень хорошо для творца. Обессмертить свое имя, не приложив усилий, удается лишь геростратам всех сортов, поневоле задумаешься о соотношении творения и разрушения на весах человеческой памяти.

«1185» к фантастике отношения не имеет, это историко-географическая книга, впервые опубликованная в 1989 году и не исключаю, что она была среди источников, вдохновивших Парфенова на его цикл «Намедни» С той разницей, что в парфеновских «годовых» передачах речь действительно о годе, вынесенном в заглавие, в то время, как «1185» в большинстве случаев — это история второй половины XII века или даже века полностью. Что вполне оправданно, рассказать об одном годе в истории страны невозможно, если вырвать его из общеисторического контекста, имена и события ничего не скажут читателю, не имеющему хотя бы минимального представления о сеттинге.

Концепция книги — один, отделенный от нас невероятной толщей лет, год в истории мира. Естественно, не всего мира, Австралия, обе Америки и большая часть Африки выпадают за пределы, связующей нитью выступает Великий шелковый путь, а подлинным двигателем прогресса торговля. Автор не раз подчеркнет на протяжении повествования, что творится история войной, но тайные нити, приводящие ее в действие, держит в руках торговля. Задача автора — попробовать распутать их и сплести воедино куски истории, разделенные в нашем восприятии.

То есть, князь Игорь, Чингисхан, царица Тамара, византийский тиран Андроник, Ричард Львиное сердце, Фридрих Барбаросса, Салах-ад-Дин и первый известный в русской истории правитель, павший жертвой регицида, Андрей Боголюбский — все жили в одно время, а некоторые из них встречались. И осознание этого словно бы выводит теорию шести рукопожатий на иной уровень, расширяет от географической плоскости до исторического объема.

Востоковед Можейко примерно третью часть книги посвящает истории Японии, Китая, Бирмы, отвлеченно интересным, но не подкрепленным знакомством с контекстом, потому для меня-читателя чаще повисающим в воздухе. Но когда дело доходит до «Слова о полку Игореве», «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели, которой зачитывалась в детстве, истории Андроника, похожей на смесь авантюрного романа с антиутопией и семьи Генриха II («Лев зимой» Кончаловского), тут все воспринимается с куда большей заинтересованностью. И бесславный Третий Крестовый поход, о котором почти не вспоминают, в отличие от Первого и Четвертого.

Болгарская, венгерская польская история, бесконечная череда интриг, вероломства и жестокостей. Жутких и чудовищных, не укладывающихся в современное восприятие именно каким-то обыденным, никого не поражающим зверством. И одновременно «Витязь в тигровой шкуре», «Тристан и Изольда», «Песнь о Сиде». Поразительно, но так устроен мир, прекрасное прорастает в нем на крови, трупах и дерьме.

Интересно, познавательно, в меру научно, в меру увлекательно. Очень много — больше, чем можно воспринять за один присест, в идеале такое нужно читать пару недель, погружаясь с каждым фрагментом в атмосферу аутентичной музыки, искусства, пейзажей, но я тороплюсь, я бегу, для меня такой темп восприятия немыслим. Прекрасная книга.

Оценка : 8
«Мамонт»
–  [ 4 ]  +

Буба, 18 марта 2023 г. в 20:35

Сюжет конечно мрачный, пугающий, предостерегающий, храбрый, особенно после 91-го года. До того Булычев творил, создавал миры, Алиса, Гусляр, но в пределах цензуры, а как «свобода» свалилась на несчастные советские головы, так и поперло.

Можно сравнить с матом, до, было нельзя, после, стало можно, но вот талант

куда-то пропал, осталась одна злоба. Забавно, что сюжеты часто высмеивающие

религию, пугающие ею попадают в то же кольцо. И оценки, что те, что эти часто совпадают. И упоительно-обвинительные комментарии, особенно от людей, которые в те времена не жили. Булычев что-то ещё про бенладена написал, название не помню, а смотреть день, дикая история где все сошли с ума, видимо как и Булычев

«Гай-до»
–  [ 4 ]  +

dimixin, 06 марта 2023 г. в 00:12

Трудно как-то оценивать эту книжонку с целевой аудиторией от 6 до 9 лет, будучи немного старше. Булычев ещё не перешёл на тёмную сторону, поэтому люди Земли живут большой дружной семьёй — могут свободно полететь в Афины, посетить Вроцлав, заскочить в пустыню Сахару и везде их ждёт гостеприимный приём, и всё совершенно бесплатно. Денег нет вообще... Земное правительство делает всё возможное для полноценного развития детей и подростков — даже гонки на космических кораблях им устраивает, предоставляя всё возможное для строительства кораблей и их модифицирования, при этом оставаясь в тени; ни в одной книге приключений Алисы советского периода нет явного упоминания каких-либо административных органов. Как говорится — живи и радуйся, чем герои с удовольствием пользуются. Ну, а приключения на другой планете лишь закаляют характеры наших героев. Тот, кто боится приключений, не одерживает побед.

Оценка : 8
«Поделись со мной...»
–  [ 4 ]  +

Baskk, 30 января 2023 г. в 08:13

Простой человек среди эмпатов подобен слепому среди зрячих. Ему бессмысленно рассказывать о картинах в музее — он не видит. Жаль, что нам этого не дано. Хотя как не вспомнить, что ещё в 1964 году на письмо одной сеньоры из Касабланки, некой Марии Росарио Гевары, спрашивавшей, откуда родом его предки, Че Гевара ответил: «Товарищ! Откровенно говоря, точно не знаю, из какой части Испании пришли мои предки. Они давным-давно покинули те места „в чем мать родила“. И я не хожу сейчас в таком виде лишь потому, что это не особенно удобно. Не думаю, что мы с Вами близкие родственники, но если Вы способны трепетать от негодования каждый раз, когда совершается несправедливость в этом мире, мы с Вами — товарищи, а это гораздо важнее».

Оценка : 9
«Так начинаются наводнения»
–  [ 4 ]  +

Podebrad, 14 октября 2022 г. в 12:38

Это едва ли не самый первый рассказ автора. Конечно, в литературном отношении его нельзя сравнивать с лучшими вещами семидесятых-восьмидесятых годов. Но здесь уже виден будущий Булычёв. Он пытается сделать мир добрее. Причём доброта людей у него не связана ни с уровнем развития общества, ни с социальным строем, ни с идеологией. Не знают ещё в этом мире ни всеобщей свободы, ни коммунистической идеи, ни обязательной толерантности. Нет у них пока избытка, которым легко делиться с ближними и дальними. ГГ смотрит из окна на людей в кирасах и цилиндрах и испытывает определённое разочарование. Что они знают, что они умеют, что они могут. Оказывается, могут. Захотят и смогут спасти чужого для них человека с некоторым ущербом для себя.

Оценка : 9
«Меч генерала Бандулы»
–  [ 4 ]  +

MR.SANDMAN, 19 сентября 2022 г. в 17:11

Эх... Как говорится, «Всякому овощу своё время». Попадись мне эта книга в моём советском детстве, наверняка, впечатления были бы иными, но увы. Прочитал впервые уже в зрелом возрасте. Что увидел:

— история в духе «Пионеры против шпионов/контрабандистов/браконьеров/...», какие в своё время массово создавали для подрастающего поколения

— экзотическая страна с экзотическими флорой и фауной, о которой среднестатистический советский школьник (в лучшем случае побывавший на Чёрном море, а, возможно, не уезжавший дальше дедушкиной деревни) не знал ничего. В наше время такая экзотика для людей, побывавших во вьетнамах-тайландах уже не так удивительна.

— интернациональная команда юных героев во главе с пионером из СССР (+ девочка из братской Болгарии и мальчик-бирманец)

— честные, умные, справедливые, сильные (без иронии) советские взрослые

— нечестные, жадные, злобные, жалкие НЕ-советские взрослые (образы Крыса и Весельчака У возникли, похоже, из образов отрицательных персонажей «Меча»)

— местное население, не изжившее ещё родимые пятна прошлого, но стремящееся пойти по светлому пути, указанному старшим коммунистическим братом

— исторические вставки по событиям, мало знакомым широкому кругу читателя, преподносимые в лучших традициях приключенческой литературы

В итоге в сухом остатке: добротная приключенческая повесть для среднего школьного возраста, местами наивная, местами архаичная (более полвека с момента написания — серьёзный срок), не омрачённая излишней идейно-политотной составляющей. Будет ли интересна современным детям? Трудно сказать, хорошо если побудит почитать хотя бы статьи по истории и географии в Википедии.

Оценка : 6
«Последняя война»
–  [ 4 ]  +

Zlata.24, 24 августа 2022 г. в 06:45

Вот насколько впечатлил меня «Поселок», настолько же разочаровала «Последняя война»... Нет, стиль все так же хорош, и проблемы описаны так же качественно, с ярким, хоть и слегка наивным, показательным упором на то, что «война это плохо». Автор так убедительно доказывает, что бескомпромиссный путь войны однозначно приведет к гибели человечества и планеты в целом; что путь спасения только в осознании этой проблемы и способности уметь договариваться мирным путем. Одним словом, автор задевает такие глобальные вопросы выживания человечества, что с учетом года написания само по себе заслуживает высокой оценки. НО... фантастически нереальные идеи, сопутствующие героям при выполнении их миссии, перечеркивают всю серьезность главного посыла романа.

Легко умирать за идею, зная, что тебя тут же воскресят. Легко решиться на отчаянный шаг, зная, что за спиной поддержка не только твоей планеты, а всего Галактического центра с его более чем передовыми технологиями. Поэтому все значимое в пределах отдельно взятого сообщества тут же легко обесценивается с учетом применения чужого опыта и знаний... А может, так и надо? Размышляя над этим коробящим меня диссонансом, тут же вспоминаю встреченную на просторах инета фразу о том, что это издержки советского воспитания — ставить общественное выше личного; учиться на собственных ошибках и ценить только то, чего добился кровью и потом; не верить легкодоступному, и даже там, где нет препятствий — сначала создать их, а затем — с честью преодолеть... Может, именно поэтому мне не понравился роман, что он поднимает серьезные вопросы, но предлагает наивно легкие пути решения? Сказка. Хоть и достаточно поучительная, но все же сказка. 7 из 10.

Оценка : 7
«Закон для дракона»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 07 июля 2022 г. в 14:58

Нарочито милая, очень приятная советская научная фантастика, написанная специально для подростков — такое впечатление оставляет «Закон для дракона» Кира Булычева. Симпатичные добрые герои, трогательные смешные недоразумения, неопасные «драматические» приключения, подчёркнуто простой синтаксис коротких предложений, чтобы легче было читать, и, конечно, много разговоров, как это любят дети (см. «Алису в Стране Чудес»: «Что толку в книжке, — подумала Алиса, — если в ней нет ни картинок, ни разговоров?») и всё это сдобрено прогрессивной идеей борьбы за экологию на другой планете.

Замечательно. Очень приятный процесс чтения — как будто жуёшь ароматизированную жевательную резинку. Пользы от прочтения повести примерно столько же.

Хотя, конечно, в процессе потребления этой эталонно советской НФ можно поностальгировать по временам, когда трава была зеленее, вода мокрее, а воздушные шарики веселее.

Оценка : 6
«Город Наверху»
–  [ 4 ]  +

Ctixia, 07 марта 2022 г. в 13:44

Предупреждение нашим современникам о последствиях атомной войны и непризнания оппозиции.

Некая планета пережила апокалипсис и погрузилась в постъядерное существование. Наверху всё отравлено и не пригодно для жизни, поэтому остатки людей ушли выживать в канализацию и другие подземные коммуникации. И столько поколений уже там прожили, что потомки и не помнят, что есть на поверхности, остались лишь легенды и предания о Городе Наверху, яростно порицаемые власть имущими и расцениваемые как вредные подрывные настроения. Так называемые Чтения, где люди делятся знаниями о верхнем мире и надеждами на будущее, равняются собраниям бунтовщиков, и они должны умереть. (А земля тем временем настолько очистилась...)

Среди этого всего существует трубарь Крони, занимающий чуть ли не самую низкую ступень иерархии данного общества, ведь его работа — лазать по туннелям в грязи и латать коммуникации. А есть высшие слои населения, включая директорат и стражу, живущие на верхних ярусах, где почище. Однажды происходит облава, в ходе которой Крони был уличен в противоправных действиях, связях с бунтовщиками и прочих грехах. Спасаясь от неминуемой смерти он ползет наверх...

Сама книга довольно интересна, написана хорошим простым языком, чего у Булычева не отнять, но первая половина повествования кажется довольно медленной. Действие происходит не сразу, много предыстории, знакомства с миром, путешествие к библиотеке, размышлений самого Крони. Несмотря на минимальное образование, трубарь оказывается довольно сообразительным, и хотя Гюнтер поделился с ним знаниями, но соображалку я таки считаю природным свойством.

Очень мне нравится, что такие люди, как археологи, у Булычева всегда имеют свою индивидуальность, но при этом остаются безусловно добрыми, гуманными, самоотверженными и честными людьми. Их невозможно заподозрить в корысти, злом умысле или беспричинной ненависти. Признаюсь, я не помню своих детских эмоций от булычевской Алисы, а скорее всего это значит, что осталась к ней холодна, но уверена, что я вновь открыла для себя великого русского писателя по имени Игорь Всеволодович Можейко.

Оценка : 8
«Город Наверху»
–  [ 4 ]  +

NikolaSu, 01 октября 2021 г. в 07:45

Читал повесть еще в школьном возрасте, в журнале «Вокруг света». И видимо, у меня был неполный комплект журналов — повесть я дочитал не до конца, и все эти 25 лет был уверен, что Крони вылез наверх, сразился с тигром — и конец повести!

На днях решил перечитать, и был несказанно удивлен, что тигр — это далеко не конец истории! Это был сюрприз.

Конечное, в наши дни повесть кажется несколько устаревшей и наивной. По духу она напомнила мне повесть Олеши «Три толстяка».

Но все равно — чувствуется рука мастера.

Оценка : 8
«Тайна Урулгана»
–  [ 4 ]  +

Zlata.24, 09 июля 2021 г. в 13:54

Ух, как это было... неожиданно!

Я с таким восторгом втянулась в описания приключений англичанки, бросившейся на поиски отца, потерявшегося с экспедицией в Северном Ледовитом. Последние весточки пришли из устья Лены. И вот она, Сибирь, — здравствуй!

Описание небольшого поселения ссыльных, их налаженного быта и порядка, настолько увлекли, что я напрочь забыла о том, что автор все же фантаст, а не реалист. И когда обнаруженный тунгусский метеорит оказался инопланетным кораблем в работоспособном состоянии, на ум пришла лишь одна фраза: «Смешались в кучу кони, люди...»

Роман-то я дочитала, а вот ожидания не оправдались, как в известных мемах «Ожидание-реальность»... Кому-то и понравится такой поворот, но не мне. Жаль...

Оценка : 7
«Коралловый замок»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 05 июня 2021 г. в 22:02

О чем этот рассказ одного из грандов советской фантастики? О трудном детстве главного героя, пришедшемся на военные годы? Или о двух друзьях-товарищах с абсолютно разными по складу характерами? Или всё же о научном изобретении, которое позволит, наконец, полностью решить жилищную проблему? Скорей всего, автор хотел описать всё и сразу. Однако, рамки ежегодного сборника не позволили сделать это в полной мере. Получилось что-то вроде «производственного» рассказа с лирическими отступлениями о прошлом. Впрочем, характеры героев автору описать удалось: мямля-изобретатель со странной фамилией Кушак и наглец-проныра с говорящей фамилией Вольский. Мне кажется, именно на противоречии их психотипов и был сделан основной упор. Действительно, почему одним людям в жизни удается почти всё, за что они не берутся, а другие вынуждены терпеть нужду, даже обладая нужными знаниями и умениями? Особенно злободневен такой вопрос в наше время, когда инициатива и напористость ценятся больше компетентности и профессионализма. Чтобы выразить свое отношение к происходящему, автор подстраивает ловкачу Вольскому изощренную ловушку: не всё, мол, тебе дурить умных людей! Но, судя по последним словам этого прохиндея, урока из случившегося он так и не извлек. В чем тоже можно увидеть определенную символику: горбатого только могила исправит.

-----------------

РЕЗЮМЕ: притча о добром самаритянине, который пригрел на своей груди коварного филистимлянина. Мораль: выбирая себе друзей, будьте внимательны и решительны, иначе настанет время, когда вам придется резать по живому!

Оценка : 7
«Половина жизни»
–  [ 4 ]  +

Incnis Mrsi, 31 мая 2021 г. в 07:24

Тем, кто кричит, что «Половина жизни» лучше второй главы «Извне», напоминаю, что Стругацкие писали свою вещь в 1958 году. Конечно, затаскивать своих героев на звездолёты спустя 15 лет стало куда проще, когда космическими сюжетами были уставлены книжные полки (включая «Попытку к бегству» тех же Стругацких и всякие прочие разновидности инопланетных похищений). Но вот о контакте с разумными негуманоидами написать интересно в 1973 году ещё вполне было можно, в чём Булычёв не преуспел. Плюс характерно булычёвский рефрен о жестокой неволе (звучащий как в незаурядном «Посёлке», так и в проходных «Тринадцать лет пути», «Город наверху» и т. д.), навязший у читателей в зубах. Корабль-концлагерь с градациями узников как сатира на брежневский СССР? Вполне возможно, но (ни тогда ни, уж тем более, теперь) никому не интересно.

Не верь высоким оценкам — нет в повести особых литературных достоинств. Если интересует отечественная фантастика на подобный сюжет, но не упорствуешь в русофильстве — прочти лучше «Сонату ужа» Ларионовой.

Оценка : 4
«Фотография пришельца»
–  [ 4 ]  +

Apostrophe, 23 апреля 2021 г. в 09:38

Удивительно работает память. То, что «Фотография пришельца» была уже мной когда-то прочитана, я не догадывался до того момента, пока не попалось на глаза упоминание о зеленых туфлях с загнутыми носами. Точно, я читал это в «Юном технике» при первой публикации повести. Данная деталь облика человека будущего почему-то меня тогда поразила. Только это и запомнилось, все остальное при перечитывании было как будто внове. То, что через сто лет будут доступны путешествия во времени и на далекие планеты, — кого этим удивишь, а вот зеленые ботинки... Умел Булычев придавать достоверность своим фантазиям.

Оценка : 8
«Последняя война»
–  [ 4 ]  +

midishama, 18 февраля 2021 г. в 10:35

Дневник капитана... Звёздная дата...

Эдакий советский Стартрек. Антивоенная серия.

На искушённый взгляд сегодняшнего читателя (это я себя имею ввиду) идеалистично и наивно, есть четкое разделение на хороших и плохих, что мне не очень понравилось.

Но хочу заметить, что во всех произведениях советских писателей восхваляется отвага, честь, самопожертвование на благо общества и своей страны и это просто замечательно! И полезно для воспитания молодежи. К сожалению сейчас в культуре, в том числе и прозе такого не найдешь...современные герои, в основном, такими качествами не обладают...

Оценка : 6
«Летнее утро»
–  [ 4 ]  +

poxabich, 09 января 2021 г. в 05:56

Замечательный рассказ. Вообще, как мне кажется, 60-70-е годы были лучшими и счастливыми для Булычева. Все удавалось, все получалось, все шло как надо. Из тех же времен, и Алиса, и Корона профессора Козарина, и другие вещи, проникнутые ярким солнечным теплом. Потом все будет, и разочарование, и проходняк, и нагнетание объема. А пока — счастливое летнее утро, поездка на дачу... И никакая концовка, однозначно притянутая за уши, не портит этой великолепной зарисовки.

Оценка : 10
«Ржавый фельдмаршал»
–  [ 4 ]  +

Яна_Даниэль, 07 ноября 2020 г. в 17:36

Замечательная и жуткая история, которая заставляет задуматься о разных вещах, например, о природе сознания. Что такое сознание? В повести оно не отличается у дельфина, человека и робота. Мысли можно считывать у тех и у других. Но тогда эти роботы являются практически людьми? И здесь мы приходим к вопросу о человеческой жестокости, о людях, которые таковыми являются по природе, но совершенно бесчеловечны по сути и ментальности. В общем, эту историю можно и дальше раскручивать. Смогут ли подросток и ребенок понять эти вещи? Возможно, да, ведь повесть написана так доступно, легко и увлекательно. Я еще раз убеждаюсь, что цикл про Алису — это великолепное чтиво для детей предподросткового возраста.

Оценка : 8
«Смерть этажом ниже»
–  [ 4 ]  +

Madeus, 01 ноября 2020 г. в 17:55

Давно читал и книга лежит на полочке до сих пор, прямо сейчас вот решил послушать.

Ну поведение Шубина можно было бы объяснить, если бы это был простой обыватель, который черпал информацию из двух телеканалов ТВ да газет из киоска. Но здесь журналист-международник, не раз бывавший за границей...хм кругозор происходящего у них был поболе поболе в те времена. Может задумка автора такая была, описать характер героя вот именно таким...

Ну да ладно, его метания все равно привели к правильному результату. Книга отличная и актуальная похоже еще будет долго.

Оценка : 10
«Снегурочка»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 23 августа 2020 г. в 11:56

Одновременно твёрдая научная фантастика с прекрасной идеей и романтическая любовная история!

Потрясающе!

Оценка : 10
«Смерть этажом ниже»
–  [ 4 ]  +

URRRiy, 01 июля 2020 г. в 02:34

Неплохая, хотя и целиком конъюнктурная повесть под запрос тогдашнего издателя (пресс в части экологии Страны Советов на мозги перестроечного обывателя был мощный) — с жертвами, остросюжетными и эротическими элементами. Аннотация в принципе не обманывает, но передать КАЧЕСТВО безусловно не может, а оно в этом произведении вполне достойное. Булычев — мастер реалистичной прозы, чем меньше разных «миелафонов», тем легче и доступней его текст, а если труд к тому же сделан добросовестно, то и юмор высшего класса.

Эта повесть — не халтура, хотя и наивная по теперешним временам, рекомендую.

Оценка : 9
«Смерть этажом ниже»
–  [ 4 ]  +

Graf., 24 июня 2020 г. в 23:42

Наверно первая мрачная повесть у Булычёва, этакий роман-катастрофа, который постепенно перетекает в политический триллер со всякими разбирательствами, а Шубин ведёт себя как дурак, если заранее заявляет всем тем чиновникам о своих намерениях всё рассказать в Москве, вместо того, чтобы молчать в тряпочку, пока не доберётся до Москвы и там уже высказываться. Вообщем по мне так получилось слишком затянутое произведение и даже появление действия навевало некое уныние и тоску, видимо передалась атмосфера произведения, читалось довольно скучно по большей части.

Оценка : 7
«Посёлок»
–  [ 4 ]  +

fargopetter, 03 апреля 2020 г. в 14:12

Вначале показалось,что это продолжение какой-то начатой истории. Реалистичная история о людях в лесах,они женятся,рожают детей,занимаются бытом, выращивают домашнюю живность. Как-бы ничего фантастического. Приключения начинаются со второй части. Таинственный лес,описанию которого мог позавидовать Киплинг, паук ,плюющийся жидким стеклом. Далее, скафандр,бластер и т.д. Вот она, фантастика! Остросюжетный экшн начинается ближе к концу. И ,главное, русский экшн с иностранными именами -Казик, Дик, Вайткус, Томас. Однако есть Сергеев,Ольга,Мариана,Старый. Видимо, там,в будущем,будет общая страна — Земля! Достойное произведение! Есть ли продолжение приключений героев?

Оценка : 7
«Козлик Иван Иванович»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 16 декабря 2019 г. в 14:51

Повесть отличается от предыдущих книг цикла в основном двумя вещами: во-первых, получилась она у автора какой-то уж очень детской, а во-вторых, как-то она ещё и очень проста, да и по действию не очень увлекательна. Поэтому здесь на первый план выступает поразительное умение Булычева писать легко, весело и интересно практически ни о чём, о самых что ни на есть простых вещах и событиях.

Для этого автор использует самые разные приёмы — и постоянные отсылки к другим, хорошо знакомым даже маленьким читателям, сказочным сюжетам, и имена знаменитых героев из самых разных сказок и легенд, и постоянные непритязательные шутки и мистификации, например от того же Синбада-морехода, и нарочитую наивность в поведении большинства героев, и ещё многое-многое другое. И это здорово спасает повесть — несмотря на всю свою «детскость» она совсем неплохо читается даже взрослыми читателями, не говоря уж о детях.

Оценка : 7
«Закон для дракона»
–  [ 4 ]  +

Нескорений, 11 декабря 2019 г. в 10:00

Принято считать, что лучшая защита — нападение. Так ли это? Ситуации бывают разные, но мне на ум сразу приходят слова Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!» Если на Земле даже представители разных национальностей, вероисповеданий не могут между собой договориться, раз за разом устраивая кровопролитные войны, то страшно представить, как сложится наша встреча с носителями иного Разума, кардинально отличного от человеческого. Однако же грядущих исследователей космоса опасности могут поджидать за каждым углом, и совсем необязательно связывать их с проблемой Контакта. Колонизация иных миров, пусть даже лишенных разумной жизни, тоже может подкидывать непростые задачи, и для их решения всегда нужно помнить, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

К. Булычёв предлагает нам очередную историю из практики космического доктора Владислава Павлыша (почему только все его называют Славой, никак не возьму в толк), который принимает сигнал бедствия с планеты Клерена и, по зову долга, отправляется туда, чтобы решить проблему странного агрессивного поведения местной фауны. На Клерене функционирует небольшая исследовательская станция, где несколько учёных проводят свои штудии и собирают данные о том, пригоден ли данный мир для колонизации. Их миссия находится под угрозой срыва, в связи с тем, что после наступления «весны» на базу ополчились местные «драконы» и «комары». Если последние опасны лишь тем, что являются разносчиками вируса несмертельной лихорадки, то «драконы», почти неуязвимые создания, напрямую несут смерть и разрушения.

Сюжет повести достаточно линеен и лишь изредка разбавляется отсылками к тексту дневника предшественника Павлыша на посту местного доктора, который уже работал над решением проблемы, но потерпел неудачу. Условно «детективная» линия поиска путей решения проблемы звёзд с неба не хватает и разгадка, можно сказать, лежит на поверхности. Такая общая незамысловатость частично компенсируется тем, что Булычев несомненно «может в литературу», читается повесть легко и приятно. Что касается второстепенных персонажей, то они яркие, но опять же неглубокие, в рамках произведения просто недостаточно места для их полноценного раскрытия, а сам Павлыш уже знаком читателю по предыдущим произведениям цикла, и «Закон для дракона» каких-либо новых граней в его личностных характеристиках не раскрывает.

Да, каждому любителю фантастики в процессе чтения безусловно вспомнится «Неукротимая планета» Г. Гаррисона, где описана схожая ситуация острого конфликта людей и автохтонного «всего живого», также сходны изначально гуманистические позиции Ясона динАльта и доктора Павлыша. Однако на этом сходства и заканчиваются, Гаррисон предлагает нам действительно острый, практически неразрешимый конфликт, где огромные потери несут обе стороны противостояния. В свою очередь Булычев создает лишь иллюзию конфликта, который правильнее характеризовать термином «недопонимание». Нет, совсем необязательны «голливудщина», декалитры крови и горы стреляных гильз, но лишь та драма, когда людям действительно приходится погибать и терять близких по причине ошибки, склонности к поиску самых простых решений.

Логическим следствием мнимости конфликта становится отсутствие в произведении полноценного антагониста, на эту роль астроном Лескин подходит чуть менее, чем никак. Автора понять можно, выводить в качестве отрицательного персонажа советского ученого, пусть и лишенного ряда лучших человеческих качеств, в те времена было как-то не комильфо, сюжет же от этого только теряет. Но вернемся к нашим пиррянам. Природа Пирра была действительно чуждой, неземной, в её опасность веришь безоговорочно, а вот Клерена кажется какой-то уж слишком «человеческой», причем ощущение, что автор намеренно это подчеркивает всеми этими «сусликами» и «муравьями». Всё происходящее больше похоже на поездку в деревню к бабушке, где городские олухи по неразумию разворошили берлогу медведя, впавшего на зиму в спячку, но представить, что события происходят в будущем, на далёкой другой планете, вот этого у меня что-то никак не получается.

Оценка : 7
«Наездники»
–  [ 4 ]  +

debron, 29 сентября 2019 г. в 20:29

Почему-то при чтении этой повести я не столько сопереживал персонажам, сколько сочувствовал автору: мне кажется, ему самому вряд ли понравилось то, что получилось. Было ощущение, что писать «как раньше» (времен классических повестей про Алису), Булычеву, по всей видимости уже не хотелось, а писать «по-новому» — (еще?) не моглось. Как результат — получилась повесть, которая имитирует творчество Булычева так же, как наездники имитируют людей — имя на обложке знакомое, а содержание совсем чужое и неправильное.

Оценка : 5
«Фотография пришельца»
–  [ 4 ]  +

tolstyi1010, 15 августа 2019 г. в 10:49

Во дворе у Маши решили построить детскую космическую площадку. Из гипса сделали макет луны, старый «жигуленок» переделали в марсоход, теремок переоборудовали в диспетчерскую космодрома. Не хватает только ракеты. Для этих целей из леса привезли груду металлолома, и решили сделать из нее космический корабль. Одновременно с этими событиями во дворе дома поселился загадочный человек Ричард, который нигде не работает и проявляет странный интерес к оборудованию будущей площадки для детей двадцать первого века.

Небольшая фантастическая повесть Кира Булычева. Даже не знаю что можно про нее сказать. Проходное произведение. Из всего сборника «Звездолет в лесу» она мне запомнилась меньше всего. Завязка про путешественников во времени использовалась великое множество раз как до Кира Булычева, так и после него. Довольно длительное вступление, в котором большое влияние уделено Петечке и его росту, который не сыграет ни какой роли в дальнейших событиях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неправдоподобное объяснение попадания космического корабля и Ричарда на Землю двадцатого века. Как хорошо, что всегда можно добавив необъяснимые обстоятельства, когда автор не может придумать чего-то стоящего. Вот и здесь космический корабль по непонятным причинам попадает в хронодыру далеко в космосе и падает на Землю в двадцатом века. Удивительно.

Можно читать, можно не читать. Выбирайте.

Оценка : 5

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 25 26 27 28 [29] 30 31 32 33 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх