Создатели смогли превратить спорную детскую книгу – первую из трилогии — в более глубокий сериал.
Каким чудом?
В детском кино нельзя философствовать — зрители заскучают. Надо показывать. И на отсылках к прошлым шедеврам тоже не выедешь — дети их просто не смотрели. Нужны простые и понятные герои, которые ведут себя почти как люди вокруг. Надо просто создать на экране таких персонажей. А потом добавить им глубины — не словами, но деталями образов. Интонациями и жестами, одеждой и действиями на заднем плане.
Три столпа есть у этого успеха.
.
Первый – актёры.
"Темные начала" – эталон кастинга для детского фэнтези. И дело даже не в отдельных актерах, каждый из которых подходит к роли, как пуля к стволу своего калибра.
Очень хороши дуэты и трио.
Мать-дочь — основная линия противостояния.
Мать — живая женщина, прошедшая страшную для любой аристократки катастрофу. Потом много лет делавшая карьеру – прислушиваясь к шепоткам за спиной. И вот, наконец, она, увядающая красавица, может позволить себе вернуть домой незаконного ребенка. К дочери она тянется сильнее, чем алкоголик к бутылке, но воспитывать её совершенно не умеет. У матери явные проблемы с устойчивостью психики. Оттого подражает в драке движениям своего даймона-обезьяны и разносит комнату сбежавшей Лиры. Она постоянно готова рисковать жизнью, чтобы получить сравнительно немногое, на что прямо намекают сценой с жуками-шпионами или обманом короля панцербьорнов. Она осознает себя как грешница, и попытка отсечь от человека пыль — для неё тоже смысл жизни.
Дочь — без царя в голове, без крепких корней, идущая к почти полному одиночеству – она как бы зеркальное отражение матери: уравновешенная и умная девочка каждый раз переворачивает шахматную доску, разрушая всё вокруг себя куда быстрее любого маньяка. Она хочет добра, не до конца понимая, что это такое, но лишь чувствуя… В итоге попадает в положение, когда надо найти своих – и каждый раз получается, либо это чужие, либо мертвецы. Один единственный вечер с другом – и вот уже никого нет в целом свете, кроме даймона. Этот мир, в итоге, оказывается для неё чужим.
Подросткам — куда тяжелее дается искренняя игра, чем детям младших возрастов. В этом смысле актриса и сама потянула, и ей очень хорошо поставили образ.
Лира и её маленький друг Роджер. Девочка вообще-то живет в стратифицированном до невозможности обществе — но себя аристократкой не ощущает. Она привыкла к доле привилегий, но в Иордан-колледже, с его традициями, маленькую приживалку никогда не признали бы настоящей знатной дамой. А вот мальчик-лакей – с пеленок воспитывался как слуга. Он будто личинка Бэрримора, старается быть вежливой тенью почти при всех разговорах с взрослыми. От маленького ребенка такого не ждешь. Но вот с Лирой они друзья. Подчеркнуто убраны социальные перегородки.
Опытная чиновница-интриганка — и её коллега-оперативник. Они явно не равны по общественному статусу и служебному положению. Но общее дело сближает их куда больше возможного романа. Партнеры доверяют другу-другу убийство третьих лиц так же спокойно, как могли бы передавать кусочек торта за столом.
Три духовных лица разной степени фанатизма и подлости. Тут создатели оторвались по полной. На экране показаны опасные и мерзкие люди. Но самый фанатичный из них, отец Макфейл, вне конкуренции — простым глазом видно, что ради благого дела он может пролить любое количество крови.
Цыганский вожак — и ведьма. Трагедия разных возможностей и возрастов. Та любовь, что была между ними сорок лет назад, превратилась в ностальгию просто потому, что для обычного человека уже пришло время старости, а ведьма все так же молода. Но страх, что нельзя будет хотя бы поговорить, хотя бы вспомнить о прошлом – они преодолели.
.
Второй столп – вселенная.
Нам постоянно намекают на то, что мир там не такой, как Земля — выкладывают на стол всё новые карты. Деймоны — не даром на съемочных площадках возились с куклами, получилось почти идеальное взаимодействие компьютерных образов и актеров. Вполне доступные параллельные миры. Шпион, который навещает земной Лондон, и его отношения с агентом — это целый пласт. Цыгане — которые не этническая группа в нашем понимании, а какие-то вольные общинники, ремесленники со своими плавучими мастерскими. Политическая конструкция Магистериума – почти всеохватное государство, которое не может больше без войны. Уровень и направление развития техники – цельнометаллические дирижабли и алитиометры. Медведи и ведьмы – вообще все ставят с ног на голову. На планете имеется два вида разумных существ, причем люди вдобавок разделены на долгоживущих ведьм и «простых».
Этим создается эффект недосказанности – и потому сложно заявить о противоречиях и накладках. Конечно, фанатичный Магистериум вырезал бы медведей еще пару сотен лет назад (какой шикарный крестовый поход можно организовать под это дело), а машины на улицах подразумевают двигатели – и самолеты, хотя бы на уровне «кукурузников». Не говоря про ученых, которые десять лет держали в руках машинку, дающую ответы на все вопросы – где научная революция? Но достаточной картины мира в первом сезоне не показали…
Многие критикуют книгу за богоборчество, но то, что показано в первом сезоне — вполне может сойти и за религиозную пропаганду (после фильма "Догма" понятно, что религию можно пропагандировать в любой форме). То, что девочка отправилась разбираться насчет бога и греха, оставив за спиной всех своих знакомых, вполне укладывается в протестантское "спасение личной верой".
Единственное, что можно сказать — с расизмом они плохо борются :) Иначе бы индейцы и монголоиды хотя бы мелькали на заднем плане.
Дизайн маскирует очень многое из противоречий сеттинга – нарастает визуальное впечатление. Колледж представлен как идеализированный университет позапрошлого века – хорошо, но ничего особенного, и нет даже попытки обойти «Хогвартс». Квартира и дирижабли – образ иных 30-х годов прошлого столетия – уже куда сильнее. Лаборатория на севере — оранжевые инфракрасные лампы и сине-зеленого оттенка стены, переданное ощущение холода и тепла в лабиринте коридоров. И там, как минотавр, существует помесь центрифуги с гильотиной, которой приносят новые и новые жертвы. Всё это вначале показанное в работе, а потом разрушенное — просто великолепно. Дворец медведей — с остатками их еды — впечатляющая берлога хищников. Наконец, финальный бой и раскрытие портала – эффектный хаос, который обещает разрушить мир.
Да, местами диссонанс. На морозе совершенно не видно дыхания людей. И воздушный шар, который смог медведя поднять – фантастика, которую замаскировали просто тем, что шар не показывали целиком.
Но в съемках присутствует старание, когда любой объект пытались целиком раскрыть в кадре. Ружье не просто на стене, вот вид сквозь стволы, вот щелканье механизма, а вот приклад и щека стрелка. Деталировка. Деймон-змея шпиона выползает из пустого черепа и обвивает руку человека, возвращаясь к хозяину. Или готова выползти из рукава, чтобы произвести впечатление на агента-землянина. Тот момент финального боя, когда сияние авроры достаточно освещает маску десантника, чтобы можно было увидеть его глаза, понять удивление бойца – из вооруженной куклы тот становится человеком. Образ медсестры с отрезанным деймоном — «у тебя же не лоботомия!» — но видно, психика разрушена. Она-то как раз и есть кукла. Громадный зал магистериума – и каменные скамьи в комнате для переговоров. Знаки отличия на воротнике священника-фанатика – с нацистским рефреном — и татуировка летающей ведьмы. Образность и символизм – работают рука об руку. Подобной тщательности страшно недостаёт многим другим сериалам, скажем, «Ведьмаку».
.
Третья опора – развитие сюжета.
Каждая пара персонажей – несет свой конфликт и противопоставляется иной паре – и эти конфликты срабатывают один за другим, как фейерверки. Мать не успела сделать из дочери аристократку, которая брезгливо подожмет губы при упоминании о детских смертях. Отчасти не хватило времени, отчасти — опыта. После чего идут попытки вытащить дочь с другой стороны баррикад – и каждый раз все получается только хуже.
Отец показал ей, что можно нарушать почти любые правила – но потом слово «почти» умерло вместе с Роджером, натурально пущенным на расходные материалы. Между этими двумя крайностями девочка приближается к отцу в умении отринуть все ради поставленной цели. И совсем не зря она уходит вслед за ним…
Интриганка-мать и её коллега-шпион – просто разъезжаются по своим линиям интересов. Сойдутся или нет, сказать совершенно невозможно. Зато Магистериум и цыгане – будут становиться похожими друг на друга тем больше, чем упорнее станут воевать между собой.
Хотя и в финале пережали с контрастом – показали невинную дружбу детей и прозрачно намекнули на самоудовлетворение матери, на её порочное одиночество. Но общий баланс выдержали, и на будущий сезон несколько закладок – оставили.
.
Перед нами история о том, что взросление делает человека предельно одиноким – родители утрачивают власть, любые друзья и увлечения – могут оказаться лишь попутчиками и капризами. Да, ребенку может повезти – и он вырастет в правильной семье, в здоровом обществе, где обходятся без экспериментов над детьми. Только вот свою жизнь всё равно надо выбирать самому. И насколько Лира сможет найти для себя что-то настоящее, а насколько станет лишь марионеткой, бегущей в лабиринте очередного «пророчества» (или борьбы за безуглеродную экономику) — об этом мы узнаем в следующем сезоне.
Далекая-далекая Галактика. Империя осталась в прошлом, а о Первом Ордене еще никто не слышал. Жители сотен планет, наконец, получили возможность зажить своей жизнью.
Один из них, Охотник за головами из племени мандалорцев, получает очередное задание. Все как обычно – найти, доставить живым или мертвым.
Вот только объект, который нужно найти и доставить, оказался далеко не обычным.
И теперь у нашего Охотника есть все шансы оказаться жертвой в столкновении могучих сил.
Близится к концу основная линия Звездных войн, связанная с семейством Скайвокер. С большим или меньшим успехом прозвучали с экранов Истории.
И вот новый визит в жутко далекую Галактику. В формате сериала. Визит небезынтересный, но не лишенный нюансов.
Что чертовски радует с самого начала – так это атмосфера той самой Галактики, смешанная с приключениями и старыми-добрыми пустынными (и лесными) вестернами.
В первую очередь завораживает антураж отдаленных планет с самыми разными климатическими и народонаселенческими особенностями. Вот морозный ад, с секущими лицо вьюгами, где неосторожных поджидает смертельная опасность из-подо льда. Вот выжженная солнцем пустыня с холмами и барханами, пересохший, растрескавшийся казалось, сроду не видевший дождя (ан нет, показалось). Вот лесные угодья, граничащие с прудами, полными ярко голубой рыбы (криля). Вот пустыни Татуина над которыми так привольно носиться на спид-байках… Вот…
Население планет тоже радует разнообразием, пускай в основе все равно лежат классические гуманоиды (две руки, две ноги, голова, о! а вот и исключение). Щупальца, огромные выпуклые глаза, клешни, гребни, чешуя, антенны, рога, собачьи морды, железные части тел, киберимпланты, неведомые существа в скафандрах, дроиды самых разнообразных форм и размеров. Паноптикум знатный. О! Воры-назгулы, болевшие в детстве. Да это ж привет с Татуина! Далеко не последний. Вдобавок у каждого свой язык, прям как в реальности.
Обитают все эти товарищи в условиях откровенной провинции, что в полной мере доказывается «юзаным» состоянием всего, что мы видим. Новых предметов, только с конвейера, нам практически не показывают. Перед зрителем бывшие в употреблении космические корабли, скутеры, оружие, наряды, дома, люди. Особо порадовали покрытые царапинами и вмятинами доспехи имперских штурмовиков. Vae victis. Тяжела ты доля побежденных. А вот и еще одно «татуинское» подтверждение этого бесспорного тезиса.
Дополняется картина забавными мелочами, типа жарящихся на вертелах тушек откровенных гоблинов, жутко удобных антигравов (коляска на основе хороша), камеры-глаза, шляп-шлемов, опасных дверей-мембран.
К антуражу никаких вопросов – зачет.
Не полнились постановщики уделить чуток внимания культуре мандалорцев. По версии создателей сериала – это племя, легко принимающее найденышей и считающее оружием своим религиозным атрибутом. Они пережили имперскую чистку, и сейчас «скрываются как крысы» в подземных убежищах (хотя империя уже с пяток лет как в прошлом), почти не выходя наружу. Перед нами народ воинов-фаталистов (Таков путь!), никогда не снимающий шлемов прилюдно, включая детей-мандалорцев (навевающий ассоциации с Вегнеровскими иссарам с их вечно закрытыми лицами, правда иссарам хотя бы среди своих повязки убирали). Смесь самураев с викингами, почитающими кузнеца (-чиху), презирающими трусость и смерть. Микс из технологий и древних традиций. Ковка доспехов из жутко прочного металла-бескара соседствует здесь с реактивными ранцами, позволяющими подниматься чуть ли не до стратосферы и многоствольными бластерными пулеметами (тьфу ты лучеметами) типа минигана. Коктейль странноватый, но привлекательный.
Безымянный главный герой вызывает противоречивые чувства. Перед нами классический невозмутимый персонаж из тех самых вестернов. Ковбой-самурай в шляпе (пардон в шлеме), с одинаковым лицом способный изничтожить десяток-другой врагов, одолеть природные катаклизмы, защитить невинных (если хорошо заплатят), сделать «ата-та» виновным. Причем перед нами не рыцарь без страха и упрека, а собственно наемник – субъект, зарабатывающий на жизнь отловом отчаявшихся беглецов и возвращением их в кабалу или на эшафот. Это не взирая на его тяжелое детство, о котором нам поведают повторяющиеся флеш-беки. Из них же становится понятно его отношение к роботам (никаких дроидов!). Наш протагонист легенда, его ненавидят в гильдии Охотников за головами, да и среди соплеменников у него близких друзей, похоже, нет. Он молчалив, цедит слова как драгоценность в час по чайной ложке, разговор из него собеседники вытягивают клещами. В одной серии Мандо вспыльчив, порывист, импульсивен. А в другой перед нами выдержанный профи, способный на ожидание, хитрость, качественные тактические решения, помогающие одолеть любого противника. При этом в начале его чуть не пришибли обыкновенные, пускай и крупные животины (что явно должно показать зрителю — Мандо не мифический персонаж, а обычный человек, но говорит в первую очередь о том что с концентрацией у протагониста порой откровенные проблемы). Эдакий безжалостный убийца с поразительно добрым сердцем, искренне переживающий за слабого. Вот такой он у нас многогранный.
Загадочность героя долгое время работает ему на пользу, но потихоньку начинает доставать и превращаться в недосказанность. Да сними ж ты, наконец, эту консервную банку! Тем более что лицедейскую и боевую задачу закрытый шлем на башке отнюдь не облегчает (ну хоть полезные «приблуды» типа инфракрасного сканера имеются, и то хлеб). Актеру, лишенному возможности использовать мимику, и ограниченному в употреблении слов, приходится пытаться показать свои эмоции всем телом. Что любопытно пару раз ему это даже удается (вспомним хотя бы встречу со штурмовиками, или поведение на «раздетом» корабле). Но, безусловно, всего спектра, которого может продемонстрировать артист в открытым лицом, откровенно не хватает.
Второстепенные персонажи также получаются в сериале знатными. У постановщиков выходит парой реплик, интересной особенностью поведения создать вполне запоминающийся образ. Сбегающий от погони хитрый жаболюд. Фермер «Я все сказал». Неоднозначный глава гильдии. Сибаритствующий заказчик. Вертящийся робот из гильдии охотников за головами — наутральная стрелковая машина для убийства. Ударная повстанческая десантница. Ремонтница с трусливыми дроидами. Амбициозный юнец-охотник.
Почти у каждого имеются речевые и поведенческие мелочи, не дающие героям долго выветриваться из головы.
Но гвоздем сериала стал не Мандо и не персы «второго эшелона». С первого своего появления максимум зрительского внимания и восхищения отбирает себе «Йода-джуниор». Настоящий ми-мишный хит сезона. Еще и шкодливый. Такой выразительностью, эмоциональностью, привлекательностью могут похвастать немногие живые актеры. Что уж говорить о аниматронных куклах. Огромные глазищи, уши-локаторы великолепно передают внутренний мир персонажа, позволяют с легкостью судить о его эмоциях и реакциях. Бравушки! (разве что с лягушкой нехорошо получилось). Да и прочий зоопарк не подвел.
Экшеном нас также не обделят. Рукопашные потасовки, драки ГГ с более слабыми и равными противниками. Многочисленные бластерные перестрелки с использованием самого разнообразного по калибру оружия, включая ностальгический имперский шагоход. Напряженные и продолжительные разборки наемников в духе космохоррора. Аж до дуэлей космических кораблей включительно.
Встречаются порой и на диво приятные юморные моменты, типа: «супа хочешь?», «что за выражение лица?».
А вот сюжетная линия сериала достаточно шаблонна, постоянно балансируя на грани плагиата и уважительного оммажа классике. Вестерны (особенно в их спагетти-версии), пронизывают всю структуру сериала (впрочем, как и оригинальных ЗВ). Вот перед нами брутальный, мрачный воитель с богатым внутренним миром и огромным сердцем. Никогда, такое впечатление, не видевший младенцев и не встречавший беззащитных детишек в трудных обстоятельствах (или постановщики намекают на убойный сплав сплав ми-мишности и неожиданной помощи в трудную минуту?). А вот мы погружаемся в откровенные «Семь самураев» (растерявшие пять штук в космосе). А тут юным Соло повеяло, друзьями/врагами Оушена с каким-то, прости господи, «Напроломом».
Аллюзии, отсылки и архетипы, это, конечно, мило, но чуток свежего воздуха не помешало самому любимому архетипу.
«Кастрированный» формат серий штука двоякая. С одной стороны 30-37 минут откровенно негусто. С другой – «на воду», растекание мыслею по древу и прочие лишние элементы, времени остается минимум.
Любопытно: «Лезвием бритвы» постановщики делают Ивану Ефремову вольный, или невольный комплимент?
Эрго. Эдакий официальный апокриф «Звездных войн», знакомящий нас с мандалорцами и умильным Йодой-младшим. Приятная атмосфера далекой галактики, в ее провинциальном варианте, приключений и вестерна. Масса отсылок и заимствований, прилично экшена и куча шаблонов. А вот к протагонисту остались вопросы.
Режиссер: Дебора Чоу, Рик Фамуйива, Дэйв Филони
В ролях: Педро Паскаль, Кайл Пацек, Брендан Уэйн, Бернард Баллен, Александра Гилман, Луис Ричард Гомес, Джамал Антар, Тейт Флетчер, Тони Табоада, Омид Абтахи
Античность предстаёт перед нами обычно либо через призму взгляда древних греков, либо римлян. И, соответственно, события обычно трактуются именно с их позиций. Но ведь в то время существовало множество других народов, каждый со своей культурой и народом. Стоит вспомнить хотя бы практически утраченную историю и культуру древних этрусков, которых вытеснили и практически поглотили и истребили римляне. Их история собирается по кусочкам и составляется в основном на основе логических построений.
И, как известно, историю пишут победители. Эту фразу и напоминают нам создатели фильма "Римская Испания, легенда". Её же ставят как антитезу и основу сюжетной фабулы. В противовес ей даётся другая фраза: если историю можно переписать, то легенду забыть нельзя.
Существовало уже некоторое количество фильмов о римских завоеваниях, снятых представителями других народов и с их точки зрения. Таковы например румынские "Даки" и "Колонна", французский "Верценгеторикс" (в русском прокате "Друиды") с Кристофером Ламбертом в главной роли...
Создатели сериала "Римская Испания, легенда", как можно догадаться из названия, показывают нам историю глазами испанцев. Собственно, речь идёт о событиях II века до нашей эры, когда Испания находилась под гнётом Рима, на её территории существовало несколько колоний. В то же время прошёлся по Испании великий Ганнибал со своими войсками и отправился прямо на Рим. Но о Ганнибале в этом сериале только упоминается вскольз, причём с огромным сожалением — когда приходят известия о его поражении. Основное же действие происходит в самой Испании.
Сюжет строится вокруг обычного пастуха по имени Вириат, который, недовольный римскими беззакониями и террором, берёт инициативу в свои руки и в одиночку начинает партизанскую войну. Вскоре к нему примыкают один за другим другие герои фильма. Постепенно силы Вириата растут, он уже начинает представлять для Рима реальную опасность. Разумеется, эта угроза очень относительна. Что может один пастух со своим жалким войском? Но не стоит забывать, что таких колоний у Рима было множество, и далеко не во всех тогда царили мир и спокойствие. Тем более Ганнибал тогда представлял настоящую угрозу. Так что даже обычный пастух может быть в данном случае опасен...
Фильм сделан в жанре исторических приключений — здесь хватает и погонь, и схваток, и битв. С другой стороны есть здесь и элементы мелодрамы — всё же испанцы не могут совсем обойтись без неё — так что в фильме присутствует сразу несколько любовных линий. Но акцент всё же вовсе не на них.
Главные темы фильма — любовь к своей стране и народу и реальные человеческие ценности. Во многих ситуациях герои ставятся перед выбором: пожертвовать кем-то из членов своей семьи во имя страны и народа, либо, наоборот, предать свой народ для спасения своих родных и близких. Разные герои по разному принимают такие решения, и здесь становится понятным, кто есть кто. Но стоит сказать, что в фильме присутствуют как совершенно положительные и совершенно отрицательные персонажи, так и колеблющиеся — те, кто в зависимости от ситуации могут переметнуться на другую сторону. Либо из соображений собственной безопасности, либо выгоды. Есть даже и случаи, когда кто-то из отрицательных персонажей "вынужден" поступать хорошо, играя на руку положительным героям.
В основном же существует явно просматриваемое противопоставление более простых и честных испанцев, для которых важнее искренность, справедливость и доброта, и вероломных римлян, для которых на первом месте стоят карьеризм, власть и деньги. Но, опять же, есть и исключения. И даже намёки на то, что не все римляне такие...
Сам сюжет иногда немного предсказуем, но, порой, наоборот делает очень неожиданные повороты. Но главное достоинство — это живое изображение главных героев, которым действительно начинаешь сопереживать.
Преданные фанаты, конечно, изойдут на утренний напалм по поводу этого фильма. И я согласен с ними.
Невзыскательные и мало читающие зрители скажут, что все довольно живо, эффектно, динамично, а местами, и запутано. И тоже будут правы.
.
Авторы сценария столкнулись с проблемой — первые два тома цикла это фактически "Мандалорец" только без Чебурашки, или вариация "Супернатуралов" — странствие, где одна короткая история сменяет другую. Делать так все можно, но при том уровне вложений в сериал, в декорации, драки, костюмы и грим — будет скучновато. Ну, замки, ну ведьмак с деревянной физиономией, ну Лютик... Даже обнаженка не спасает ситуацию. Там, где должен быть филигранный монтаж в стиле Гая Ричи — видны относительно экономные сцены и, я подозреваю, торопливые дубли. Там, где должны изобретательно подходить к показу штурма города — стандартные воющие горожанки.
Приходиться тасовать времена.
Потому первый сезон это отчасти приквел (покажут и взросление Йениффэр и много чего еще), отчасти начало основного сюжета (будет самоубийство Калантэ и бегство Цири от Кагыра), отчасти рассказы первых двух томов.
Сама перетасовка — смотря как бы со стороны и в самых общих чертах — сделана хорошо. То, что показывают вторую битву за Содден и параллельно фермер везет раненого ведьмака навстречу Цири — оно правильно. То, что падение Цинтры показано раньше, чем сцена снятия проклятья с Йожа — да, хорошо. То, что отношения Йениффэр с Тиссаей де Врие прописаны ну очень подробно — вполне оправдано.
Сюжетная обработка как таковая — это вполне себе твердая четверка, причем минус половина балла идет за то, что не читавшему первоисточник зрителю может быть элементарно тяжело разобраться, а второй минус — за скомканность и сокращенность отдельных сцен. Когда Йож пришел заявлять своё право на руку невесты — то "право неожиданности" подано просто как пара слов, причем самых что ни на есть странных. Кто-то бросается за них в бой. Почему? Надо показать само накопление напряжения, само политическое противоречие между рациональностью и обычаем. Это отнесли на "после драки", ужали до безобразия...
.
Есть такая штука, как постановка сцен и хороший вкус.
Насчет последнего тут не то чтобы явные проблемы, но, скорее, неразборчивость авторов, которая напоминает отношение сценаристов японского фэнтези к европейской культуре. Давайте вместо жабы и гадюки скрестим крысу и гадюку. Почему нет? Ведь крысу можно сделать розовой? Иногда такая неосведомленность идёт даже в плюс. Чаще — в суровый минус.
Бывает натурализм, переходящий в кич: тантрическая инициация ещё уродливой Йениффэр, операция по исправлению внешности Йеннифэр с сжиганием её матки в лабораторной жаровне и т.п. Причем там, где можно было бы оставить оригинальный юмор — с невидимой магичкой в ванне — как раз сэкономили на спецэффектах.
Краснолюды, которых играют натуральные карлики — и шобло таких карликов идет бить дракона. Они б еще с болонками на медведя пошли...
Дриады-негритянки — отлично. Их отличие от условных внешних охотников — в данном конкретном случае подчеркивало границу леса. А дриады-мулатки — которых не показали (были белые), но которые, фактически, упоминаются в тексте — тоже были бы в плюс. Но вот монголоидов я не заметил. Равно как индейцев. Выводы делайте сами :)
Калантэ отдает приказ — всё, мы проиграли — и подручный рыцарь начинает разносить по придворным бутылочки с ядом, разве что не держа их на подносе и не отставляя галантно мизинец... Блин, это же не Рейх-45.
И такого много...
Отдельная проблема — батальные сцены.
Да, есть эффектное рубилово в нескольких поединках — ведьмак себя показывает. Будущий император не отстает. И пару раз очень хорошо, на своем месте, выглядит магия. Образ мага-убийцы с подручными чудищами — превосходно! Но сражения — это мимо, и часть поединков с монстрами — откровенно мимо. Драки с драконом — не показали. А вторая битва за Содден — это чистый эпик-фейл с участием Тиссаи де Врие. Тут грустно всё, и маги-смертники Нильфгаарда — это чистые шахиды-камикадзе, причем тупые, как сибирские валенки.
.
Дальше — идёт проработка персонажей, и это уже значительно хуже.
Я понимаю, что тут много субъективности, но...
Ведьмак сам по себе неплох, однако это же человек, который прожил много больше обычного крестьянина или солдата. У него жизненный опыт должен переть даже сквозь маску холодного ублюдка. Нужно было разрабатывать образ, придумывать детали, ракурсы, подачу материала. А тут просто крутой частный детектив 50-х без плаща, зато с холодным оружием. Пойдет? Пойдет. Но хотелось бы круче ("Банши" и "Пацаны" подняли планку).
Лютик — слишком обычный.
Йениффер — попала в роль. Калантэ — тоже. Тиссая де Врие — иже с ними. Цири — смотрится старше своего книжного возраста, что и понятно (юную актрису, которая могла бы, захомутали в "Темные начала").
Роль Кагыра очень сильно переработали и удлинили. Видно, что человек старается.
Кстати, об удлинении ролей — местами это получилось хорошо просто потому, что авторы сценария не рассчитывают представлять слишком многих персонажей в каждом эпизоде. Потому Йениффэр училась с частью магичек "на одном курсе".
Эльфы — категорически не получились. Это не другие-иные-странные. Это просто ушастые придурки.
.
Про материальную культуру я больше помолчу — потому как видна условная "Чехия для всех" (съемки были в Венгрии, но не суть). Замки-музеи и стандартная грязь со съемочных площадок. Из хороших выдумок — у вас ведь другой мир! — можно указать разве что на парящее дерево в башне мага, и на коробку с металлизированными червяками. А про доспехи из морщинистой кожи все уже и так рассказали...
Ну и, конечно, фанатичный Нильфграад. Из самой развитой державы на континенте получился какой-то халифат-в-завоевательном-походе, причем вменяемой идеологии они не рассказывают, а только говорят друг другу "за белое пламя" (почти "марксистско-ленинский образ жизни").
.
Что еще не очень понравилось — это выбранная цветовая обработка.
.
Итого: есть очень удачные сцены, хорошие серии и среднего качества сериал. Смотреть однозначно надо, но готовности к разочарованию по отдельным моментам это не отменяет.
Юная сирота Лира Белаква (Кин), воспитывающаяся в оксфордском Иордан колледже, была полностью равнодушна к куклам, нарядам и прочим девичьим забавам. Зато она грезила далекими землями, крайним Севером с его бронированными медведями, странствиями и приключениями. Кто знает, что тому виной – характер, или личность дяди – лорда Азриэла (МакЭвой) – известного исследователя и путешественника.
Как бы то ни было, когда на пороге колледжа объявляется изысканная миссис Колтер (Уилсон), обещая Лире воплощение ее мечтаний о Севере, девочка не колеблется ни минуты. Тем более что ее новая учительница обещает отыскать друга Лиры Роджера, возможно похищенного таинственными Жрецами.
Приключения начинаются, но Лира даже не догадывается, что сама может стать движущей силой, способной перевернуть мир.
Трилогия «Тёмные начала» (точнее ее первая часть) британского писателя Филипа Пулмана уже гостила на киноэкранах в 2007 году, под названием «Золотой компас». Успехов лента не снискала, при приятной картинке отличаясь детско-беззубым подходом к тексту и чрезмерной загадочностью, внедренной в расчете на продолжение.
О второй попытке, уже в формате сериала, телеканал BBC One задумался почти через 10 лет, объявив о начале работы над проектом в 2015 году. Тянулись они ни шатко не валко, завершившись в декабре 2018-го. Параллельно, еще до их окончания, было объявлено о продлении сериала еще на один сезон.
Шедевра мы не увидим — проект оказался слишком уж специфическим, но некоторые ошибки предшественника создатели сериала все же учли. К сожалению, только некоторые.
В первую очередь речь о главной героине.
Дафни Кин («Логан») стала откровенным украшением проекта. Девчонка, восхитившая публику в «Логане», и в «Началах» зажигает не по-детски. Ершистая упрямица, сорванец, не признающий авторитетов. Метеор, носящийся по коридорам и крышам почтенного Иордан колледжа. Ребенок, буквально млеющий от Дальнего Севера, его неординарных обитателей, опасных путешествий, исследований неведомых земель. Учиться мы не любим, а вот ввязаться в опасную авантюру — самое то. Добрая, задорная, эмоциональная, естественная. Не чужды ей обычные детские устремления, типа желания родительской любви, которой она была лишена. Создания кумиров: сперва из лорда Азриэла, затем из миссис Колтер. Сражений со старшими за свою детскую независимость. И прочих благоглупостей.
Также из актерских работ охота отметить ту самую миссис Колтер (Уилсон), появляющуюся на экране под мелодию до боли напоминающую тему Вейдера из «ЗВ». В отличие от холодно-идеального персонажа Кидман в «Компасе», здешняя миссис вышла на порядок более человечной и неоднозначной. Она не столь прекрасна, скорее ухожена и знает себе цену. Испытывает серьезные душевные метания и борения между своим делом, которому отдается со всем пылом. И отношениями с Лирой. Персонаж вышел человечным, противоречивым, эмоциональным, заставляет следить за своими похождениями, затаив дыхание.
Макэвой и его лорд Азриэл тоже неплох – брутален, мужественен, порывист, неостановим. Но его тут немного.
Также к плюсам сериала можно отнести деймонов, воплощение изначального
раздвоения личности у населения целого мира. Эдакий овеществленный голос совести и подсознания. По задумке Пулмана, душа человека, его спутница и защитница принимает физическую форму животного. Причем до совершеннолетия, деймон может в любой момент произвольно сменить форму: ему подвластны как крылья чайки, так и лапы кошки. И лишь после окончательного взросления хозяина, деймон определяется со своим обличьем: это показывает, каков человек на самом деле. Недовольство окончательной формой говорит о разочаровании человека в себе. Что характерно, люди, не могут далеко отходить от своих деймонов, воздействие на зверюгу напрямую ощущает его хозяин («нам больно»). Вплоть до смерти гомо сапиенса при уничтожении деймона. Наблюдать за разными вариантами фауны, крутящейся вокруг людей, сменами их форм (эти смены должны напрямую зависеть от состояния ребенка), общением людей и деймонов, а также зверюг между собой, действительно интересно. Жаль, постановщики не посвятили этим линиям больше времени, могли бы компенсировать недостатки сюжета.
И, понятное дело, бронированных медведей, которые появляются лишь после экватора сериала. Могучие хищники, одетые в броню из метеоритного металла, имеющие собственное королевство, повелителя, аристократию. Эдакий закос под благородных северных воителей-викингов.
Больше у «Начал» преимуществ, к сожалению, не отыскать. Проект детский по своей сути, его целевая аудитория — недоросли от 8 до 14 годков.
Опять обыгрывается завязшая в зубах тема ребенка-избранного, (о, второй пошел!) с которой все либо нянчатся, либо стараются похитить, использовав в своих целях. Нет, детка, чаще всего миру на тебя просто плевать.
На первом плане классические детские вопросы и милые детские «страдашки». Ребенок впервые сталкивается с коварством взрослого мира, гадает, кто родители, поражается обману, ужасается, что те лгали, тот лгал, та лгала. Бинго, деточка, все вокруг постоянно лгут! «Я совсем не понимаю взрослых» — точняк!
Большая драка, как и у предшественника, с явным детским рейтингом — вскользь, не акцентировано, без крови.
Скучновато.
Мир, кроме деймонов и панцербьорнов, похвастать больше ничем не может (северные картины хороши, но более впечатляющи они в исполнении старого доброго NGO). И даже порхающие над городами металлические дирижабли не спасают.
Линия нашей земли тоже особой живости в сюжет не добавляет. Вяловатый Уилл, двинутая матушка. Скучно.
Да, в лице Магистериума (кстати, его здание – прямая аллюзия на Пентагон) нам обеспечат «жуткую» классическую религиозную диктатуру, изрядно зажимающую гайки. Мантры о жертвах ради общего блага. Борьба с еретиками, богохульством, патрули с собаками, преследование вольнодумцев, инакомыслящих, исследователей, стремящихся к запретным знаниям (при этом колледж является официальным убежищем для ученых). Даже деймоны у его членов сплошь гады, типа змей, ящерок и насекомых. Наглядно.
Кстати, а где народонаселение мира, страдающее под гнетом религиозных сволочей? Кроме маргинальных цыган, инфантильных ученых и членов Магистериума нам никого не покажут. Но главная проблема в другом. Антирелигиозный пафос это, конечно, прекрасно, а тоталитаризм, наоборот, ужасно. Но есть еще одна штука, калечащая душу и тело человека не хуже тирании. Любой фанатизм, неважно рядится он в религиозные или атеистические одежды. А Пулман, судя даже по кратким статьям в википедии, опасно приблизился к черте (если не перешагнул ее), отделяющей увлеченность, уверенность в своей правоте от фанатизма. Да, и порекомендуйте, наконец, дядечке Филипу не смешивать в одной целое веру и религию/ церковь. Это абсолютно разные вещи.
О логических дырах, типа поведения камикдзе-Бенджамина (у тебя ж ножик за поясом!), цыганах, не выставляющих часовых, и прочем, говорить как то даже неловко.
Эрго. Скучноватый детский фентези-проект об избранной, способный порадовать главной героиней, деймонами и панцербьорнами. Больше заинтересовать зрителя, вышедшего из подросткового возраста, ему нечем.