Кир Булычев отзывы

Все отзывы на произведения Кира Булычева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4188

  Страницы: «(–21)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 18 19 20 21 [22] 23 24 25 26 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»

«Синяя Борода»
–  [ 6 ]  +

ZiZu, 24 апреля 2007 г. в 09:17

Всегда интересовало, а что увидела в этой комнате самая первая жена…

Оценка : 8
«Конец Атлантиды»
–  [ 6 ]  +

Цинник, 15 апреля 2007 г. в 18:18

Мощное произведение. Захватывает с первых страниц и до самого конца. А сцены с «крабами-убийцами» и спятившей маньячкой Герой, в детстве воспринимались как нешуточный триллер.

Оценка : 10
«Половина жизни»
–  [ 6 ]  +

Ny, 03 февраля 2007 г. в 09:37

У Стругацких есть произведение подобного плана («Извне»). Так вот — у Булычева лучше. Насколько тяжело для обычного человека оказаться в такой ситуации? Иногда мелькают параллели с фашистскими концлагерями. Героизм бывает и таким — без пения труб, красивых речей и бурных оваций.

Оценка : 10
«Наследник (Река Хронос. 1914)»
–  [ 6 ]  +

ivanna33, 27 ноября 2006 г. в 20:37

Совершенно невероятное сочетание описания реальных исторических событий с путешествиями во времени. Хотя, отдавая должное автору, у него получилось гармонично слить два этих явления. Конечно, при наличии загадки, не было даже намека на то, откуда появилось эта машина времени, но было ощущение, что разгадка будет в следующей части. Забегая вперед, скажу, что ни в «штурме», ни в «возвращении» этого нет. Не люблю загадок без ответа. Тем более в фантастике.

Оценка : 8
«Поминальник ХХ века»
–  [ 6 ]  +

cherepaha, 26 сентября 2006 г. в 17:36

Автор несколько передергивает, ИМХО. Дети гибли всегда, не только в ХХ-ом веке, а сколько из них могло стать гениями?

Оценка : 7
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 6 ]  +

Katy, 07 сентября 2006 г. в 12:07

Я просто люблю Булычева. И все про Алису. Не только из ностальгических соображений: надо отдать должное и фантазии автора, и приятному стилю, и доброте сюжетов. Лучшей детской фантастики (которую с удовольствием можно читать в любом возрасте) не знаю.

Оценка : 10
«Лёнечка-Леонардо»
–  [ 6 ]  +

elent, 28 июля 2006 г. в 12:59

После прочтения остается чувство, что и Ленечку и его сестру так и утопят в болоте обыденности. Будь как все!

Оценка : 8
«Сто лет тому вперёд»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 14 сентября 2024 г. в 19:42

Тема: «Мир детства и отрочества самого пика брежневского застоя, в преддверие краха победившего социализма. Антуражная фантастика-сказка, сочетающая в себе наукообразие, романтику, страсть к приключениям, стремление самоутвердиться и веру в светлое будущее. «…Прекрасное далЁко, не будь ко мне жестоко, от чистого истока я начинаю путь…». Короткие авантюрные путешествия во времени, зайцем, на случайно подвернувшемся оборудовании, космические пираты, погони, поиски редчайшего артефакта и — прочая, прочая, прочая. Фантасмагория фантазии во всей своей красе, оконтуренная искренней верой в торжество Морального кодекса строителя коммунизма».

Идея: «Вселенной движет не алчность и жестокость, а искренность и любовь к ближнему. А ещё — любопытство, смелость, дух авантюризма и — конечно же — доброта. Мир, который — как вокруг оси — вращается вокруг жертвенности и любви — непередаваемо прекрасен». Банально, однако — правда. Чистой воды — Истина в последней инстанции. И тот факт, что в конце первой четверти 21-го века таковые идеи воспринимаются, мягко говоря, несколько натужно, вовсе не отменяет магию благости оных идей.

ФантДопущение: «В последней четверти 21-го века человечество достигнет небывалых высот технического прогресса, совершит рывок к звездам, победит болезни, научится управлять временем, реализует массу всяческих бытовых фокусов, существенно облегчающих жизнь каждому, отдельно взятому, человеку». В книжке локализация хроноаборигенов — это конец 20-го века, наблюдатели-исследователи — позиционируются в конце 21-го. Мы, уважаемый потенциальный читатель, в нашей сегодняшней реальности — почти в самом центре оного столетнего интервала. Довольно забавно сегодня наблюдать и — наивность предсказаний грядущего в момент 50-летней давности, и — невероятную привлекательность иной реальности — тоже 50-летней давности, казавшейся тогда и незыблемой и единственно верной и единственно возможной.

Субъективный фактор (нравится | не нравится): желание перечитать — есть, и оно — периодически — реализовывается, спонтанно. Вот, как нынче. Все книжные приключения Алисы Селезнёвой — на самом видном месте на книжной полке. Сказки на ночь детям, потом — внукам. Теперь, вот, готовлюсь продолжить оную шикарную традицию правнукам. И побудительный мотив, уважаемый потенциальный — вовсе не ностальгия по утраченным прелестям СССР. Отнюдь. Книжка, что перед тобой — это практически идеальная юношеская фантастика, сказка о Добре и Зле, сдобренная вполне себе киноШными драйвовыми вставочками. Что касаемо художественной ценности, то — вообще всё прозрачно. Фирменный стиль автора, основанный на мастерском владении Словом, образность и сочность повествования — всего этого просто невозможно не заметить.

Новизна — непререкаема. В год издания книги аналогов — просто не было. Вообще. А ежели присовокупить моральный антураж именно советского социума, то книжка — просто уникальна. Это все последующие копии — подражательства — как раз и повторяли первичную гениальнейшую литературную идею Булычева.

Убедительность. Ну.., не знаю. Для подобного чтива — даже как-то не хочется всерьёз сей параметр оценивать. Что касаемо обычной прозы — в смысле бытовой мотивации действующих лиц — обсуждать просто нечего: автор — вне конкуренции по определению, ибо — признанный классик российской словесности. Применительно же к фантазийной составляющей… прелесть самой сюжетной конструкции настолько естественна и органична, что на память приходят эмоциональные аллюзии от чего-то абсолютно жанрового в самом высоком смысле слова, типа «Остров сокровищ», «Кортик», «Голубятня на жёлтой поляне» и иже с ними. Насколько реалистичны оные великие творения? Никогда не задумывался об этом. Повода не было.

Человековедческая ценность. Специфическая. Ибо — литература возрастная, всё же. Взрослыми — потребляется с не меньшим азартом, это — да, но ориентирована — прежде всего — на подростков. А оному «племени младОму», просто по определению — не шибко нужны и важны пока ещё выверты ментальности про «доброе Зло» и «злое Добро». Успеют ещё. Дело наживное.

Адекватность и корректность, ритмичность и целостность — в высшей степени образцово. Вот именно так — в качестве образца, для подражания — и целесообразно воспринимать,

Грамотность — обсуждать смешно. Книжка прошла все круги ада редколлегий и прочих изысков советской литературы

Оценка : 9
«Сны Максима Удалова»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 04 августа 2024 г. в 08:46

Один из самых весёлых рассказов гуслярского цикла. И, главное, что всё в нём совершенно логично: забили ребёнку к ночи голову козами, нехваткой леса и невиновностью старика Ложкина — вот у него во сне всё в этой самой голове и перепуталось :).

Но весёлость и логичность — ещё далеко не все достоинства этой небольшой вещицы. Чего только столько стоит одна великолепнейшая теория профессора Минца, объясняющая откуда берутся вещие сны. Да и сам текст рассказа уж больно хорош: все действия, все разговоры героев произведения вроде бы как самые обыкновенные, а читаешь — и такое удовольствие, что некоторые фразы/абзацы по несколько раз перечитываешь.

Оценка : 8
«Город Наверху»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 22 июля 2024 г. в 15:25

Редкий случай, когда политическая сатира у Булычёва не раздражает. Как же ему это удалось? Да просто в кои-то веки не отказало чувство меры и вкуса, чтобы сделать её ненавязчивой и не такой топорной, как обычно. А в целом — очень крутая и сильная антиутопия. Подземная цивилизация, жёсткий кастовый строй, призванный сохранить социальный статус-кво, тяжёлый изматывающий труд и нищета, и только робкая-робкая надежда на «Город наверху». Сцена спасения из тонущего города — вообще великолепна, моё искреннее почтение автору. Только после прочтения меня очень волновал вопрос — а что будут есть тысячи спасённых людей? Подчёркивалось же, что вещи с собой они не берут, археологи с Земли точно не имеют достаточных запасов и неизвестно, когда придёт гуманитарка с Земли, а на поверхности — да, природа оклемалась, но сельского хозяйства у них в ближайшее время не будет точно, а фруктов и охоты может и не хватить на всех. Чувствую, спасённых подземников ещё ожидало много трудных испытаний...

Оценка : 8
«Утешение»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 19 июля 2024 г. в 17:12

Ещё один насквозь политизированный и конъюнктурный рассказ. Снова кошмарный СССР, снова лагеря, в которых сидел каждый первый приличный человек и т.д. Мне надоело уже комментировать подобные пакости.

Хорош же рассказ своей ироничностью. Тема неизбежности и неизменности хода истории избита, но Булычёв принёс сюда каплю оригинальности и злой насмешки судьбы над героем. Как верно было отмечено, уж лучше бы вещи тащить помог, а не зудел над ухом.

Оценка : 7
«Тайна Урулгана»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 28 июня 2024 г. в 18:04

А ведь Булычёв небезуспешно испытал себя в жанре «сибирского романа!» Получилось неожиданно круто и интересно — начало двадцатого века, кучка самых разных людей, которых в разное время разными путями занесло в Сибирь, разные мотивации, характеры и прочее. Да и приключения вполне себе любопытны — есть и любовные линии, и поиск пропавщего отца-наследства, шпионские интриги и т.д. Есть некоторые глупости и сюжетные дыры, но, честно, это тот случай, когда хочется закрыть на них глаза. А потом начинается фантастика... Такое ощущение, что изначально автор хотел написать строго реалистичную работу, но издатель сказал, мол, сейчас такое не читают и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Булычёву пришлось белыми нитками пришивать идиотского инопланетянина с дебильным кораблём, тупым дубликатором и кретинским «соперничеством»-уговорами героев отдать сокровище именно им. Если бы не эта фигня, то оценка была бы на два балла выше. Ну и в эпилоге автор смачно прошёлся по своим героям, будто успел их возненавидеть и решил отыграться напоследок.

P.S. Я, некоторым образом, любитель «сибирского романа» и меня позабавили разные подходы. Обычно авторы в глухих и маленьких сибирских городках видят жизнь, будущее, сильных людей, которые на ровном месте строят цивилизацию и несут прогресс там, где раньше тигры пакостить боялись. У Булычёва такой городок — это лайт-Верёвкин, дырища, из которой надо бежать поскорей и где живут либо уголовники, либо дегенераты, либо политические ссыльные. Ну или просто олигархи на заработках.

Оценка : 6
«Поделись со мной...»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 07 июня 2024 г. в 18:24

Очень многие люди отдали бы почти всё, чтобы уметь таким образом спасать и поддерживать своих близких. И, увы, очень тяжко оказалось ГГ осознавать, что он никогда не сможет таким образом поддержать ни свою любимую, ни детей, а они готовы будут в любой момент спасать и поддерживать его. Ох уж эта совесть, которая мешает соединиться возлюбленным). На самом деле, получился очень меланхолический и грустный рассказ.

Оценка : 8
«Недостойный богатырь»
–  [ 5 ]  +

Homo Soveticus, 23 мая 2024 г. в 05:45

Честно, не хотел писать отзыв, хотя из всех опубликованных в сборнике «Мир приключений 1978» произведений цикла «Великий Гусляр» этот рассказ Игоря Всеволодовича Можейко понравился мне более трёх остальных. Не смог промолчать, потому что категорически не согласен с одним из отзывов: это не социализм виноват, а то, что в советскую эпоху называлось пережитками прошлого. Главный герой — точнее антигерой — лишь доказывает, что полностью избавиться от тех пережитков Советской власти не удалось. Но всё-таки, по моему глубокому убеждению и немалому опыту жизни в СССР, подобные персонажи не составляли абсолютного большинства. Да, их было немало, но они именно потому и бросались в глаза, что выделялись на общем фоне. Директор дома отдыха — порождение одной из главных благоглупостей Советской власти, точнее следствие того, что для занятия сколь-нибудь существенной должности в первую очередь оценивались не профессиональные и человеческие качества кандидата, а наличие у него партийного билета. Не удивлюсь, если и у данного персонажа оный имелся. Разумеется, Игорь Всеволодович не мог на это даже намекнуть. Однако поведение антигероя гораздо более релевантно нравам, царящим в нынешней РФ: думаю, нет, даже уверен в том, что существуй он в реальной жизни, непременно бы приватизировал дом отдыха, превратившись в буржуя среднего пошиба.

А настоящие советские люди — все основные персонажи произведений цикла «Великий Гусляр». Именно из таких, как Удалов, Грубин, Минц должны были «вырасти» Алиса и профессор Селезнёв, Пашка Гераскин и доктор Павлыш... Увы, из-за известных событий второй половины 1980-х — начала 1990-х это не произошло. И сегодня жизнь в РФ определяют дегустатовы...

«Заповедник сказок»
–  [ 5 ]  +

Podebrad, 14 мая 2024 г. в 14:57

Остальные книги Кира Булычёва про Алису относятся к детской фантастике. А «Заповедник сказок», как и его прямое продолжение, «Козлик Иван Иванович» — редкий для автора случай сказки. И получилась эта сказка своеобразной, пригодной и для детей, и для родителей. Дети относятся к ней с восторгом. Тут и приключения на каждом шагу, опасные, но не страшные, и юмор, и язык, лёгкий, простой, но никак не примитивный. И, главное, узнаваемые персонажи, и из сказок, и из других книжек про Алису. Персонажи, правда, не совсем такие, как им полагается быть, но тут как раз достигнут нужный уровень синтеза знакомого и неизвестного. А также сказочного и реального. Словом, для детей удовольствие гарантировано. А то, чего им ещё не понять, они и не заметят. Это предназначено для родителей. (А если и дети поймут, значит, уже доросли).

  Но и для родителей книга почти так же интересна. Особенно для тех, кто в детстве не успел прочесть. Только видят они уже другое. Кир Булычёв пока ещё смотрит на мир с улыбкой. Дети точно видят только улыбку. А для взрослых через эту улыбку местами уже проглядывает усмешка. Иногда даже слегка циничная, хотя ни в коем случае не пошловатая. Если задуматься, временами становится не по себе от сказочного мира. И вот что интересно — мир за 40 лет с момента выхода книги изменился, а сказки эти стали, кажется, ещё актуальнее. Боюсь, и через сто лет тому вперёд усмешка эта окончательно не исчезнет. Оптимизм тут очень умеренный.

  И вторая книга получилась ничуть не хуже первой. Что подтверждает ещё раз их наивысший класс.

Оценка : 10
«Харизма»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 28 апреля 2024 г. в 07:00

Очень иронично, что почти все худшие рассказы Булычёва — про политику. Начинается неплохо, но очень быстро скатывается в унылую и несмешную ахинею, достигающую своего пика в финале. Не могу отделаться от ощущения, что написано было по какой-то сиюминутной политической повестке.

Оценка : 4
«Лиловый шар»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 26 апреля 2024 г. в 13:36

В принципе, могло бы получиться прекрасное завершение своеобразной трилогии, если б Булычёв чуть лучше развил идею столкновения космического со сказочным. Ну вот Громозека против великанов, драконов, разбойников и Бабы Яги? Почему так мало? Почему снова почти всё внимание уходит Алисе, которая и в предыдуших частях немало наобщалась со сказками? Эх...

Зато жутко понравилась вся сюжетка про лиловый шар и вирус злобы. Этакая коллаборация Кхорна с Нурглом). Жаль, что из-за детского рейтинга эта идея толком не развита... А то можно было б и зомби-апокалипсис показать.

Оценка : 7
«Умение кидать мяч»
–  [ 5 ]  +

Homo Soveticus, 25 апреля 2024 г. в 07:35

Смотрел телевизионную экранизацию 1988 года с Пороховщиковым в главной роли. Она завершается тем, что герой Александра Шалвовича приезжает в подмосковный посёлок и встречает на веранде одного из домов Германа и Валю. И только сегодня прочитал само произведение в сборнике «Мир приключений-1973». Тот случай, когда экранизация завершается более логично в сравнении с первоисточником. Мне, во всяком случае, именно такого финала повести не хватило. Возможно, роль сыграл удивительно светлый — во всех смыслах — видеоряд тогда ещё такого родного для меня советского бытия. Тем не менее и сама повесть понравилась, несмотря на знание сюжета. Поскольку также оставляет то самое доброе и светлое послевкусие. В данном случае разница между экранизацией и литературным первоисточником не столь разительна как между фильмом «Шанс», снятом на «Мосфильме» режиссёром Александром Майоровым с прекрасным актёрским составом в 1984 году, и первым вариантом повести «Марсианское зелье», написанном в 1971-м. Вероятнее всего, немалую роль в восприятии играет и музыка Алексея Рыбникова, а не только игра юного Сергея Жигунова и превосходных Майи Менглет, Людмилы Ивановой, Виктора Павлова, Игоря Ясуловича и Бориса Иванова. Там соотношение 10 к шести в пользу фильма, здесь же смело ставлю ту самую десятку.

Оценка : 10
«Ржавый фельдмаршал»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 18 апреля 2024 г. в 19:41

Настрадается ещё человечество с изуверским интеллектом-железными людьми, ох как настрадается ещё, прежде чем избавятся от иллюзий вроде «робот не может причинить вреда». Алиса-то тут почти в упор подошла к пониманию этого, но ширма её слишком гуманного века списала железных убийц на нравы глупых милитаристов прошлого). Ну а если серьёзно, то это ещё одна классная история про Селезнёву. Почти случайно подавив восстание Скайнета, она лишь в очередной раз подтверждает свой статус девочки, с которой ничего не случится.

Оценка : 8
«Связи личного характера»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 23 марта 2024 г. в 18:52

Всё гениальное — просто. Весь рассказ — беседа жителей одного дома во дворе, которым рассказывают невероятнейшую историю, в которую и поверить немыслимо. Но всё это показано настолько душевно, а персонажи настолько харизматичны и интересны, что почти невозможно не проникнуться. Однозначно — один из лучших рассказов о Великом Гусляре.

Оценка : 9
«Пришельцы не к нам»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 09 февраля 2024 г. в 15:50

Достаточно провокационная и смелая сатира на тех, кто пришёл к власти в 90ых). Вообще, наверно, один из лучших поздних рассказов Булычёва, которые в целом мне не нравятся — ну не идёт «Гусляру» модель «Новых порядков в Простоквашино». И да, я принципиально не согласен с тем, что тараканов невозможно истребить — с ними будет покончено, когда человечество научится производить крохотных таракано-терминаторов, которые неустанно будут истреблять паразитов днём и ночью).

Да — финальный сюжетный поворот просто шикарен. Ложный финал сначала расслабляет, а «эпилог» здорово ставит многоточие этой истории.

Оценка : 8
«Древние тайны»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 06 января 2024 г. в 21:41

Хорошая, в целом, история. Что любопытно — это вообще самая первая прочитанная мной книга Булычёва, книжка издания 2000го года до сих пор лежит где-то на даче. Сейчас уже видно, что автор писал во многом «на отшибись». Мало взаимодействий с динозаврами, чуть ли не меньше, чем с дурацкими и неуместными инопланетянами, которые не в первый раз выполняют роль «бога из машины», причём, здесь это не единственный рояль. Странная неподготовленность и наивность школьника, которого отпускают в опаснейшее путешествие. И да, я ещё в детстве задумывался, что либо в мире Алисы всем пофиг на динозавров, раз ПЕРВЫМ, кто догадался сгонять посмотреть на их гибель, оказался малолетний пацан.

P.S. За прекрасный эпизод издевательства над альтернативщиками, верящими в шизоидные теории про древние ядерные войны и погибшие высокоразвитые цивилизации, я отдельно добавил балл к оценке).

Оценка : 7
«Ретрогенетика»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 27 декабря 2023 г. в 16:30

Остроумная и интересная задумка, ведущая вникуда. Мог бы получиться неплохой научно-популярный рассказ и в начале есть хорошие зачатки для этого, но они быстро обрубаются. Мог бы выйти хороший сюжет, но он же здесь только для иллюстрации шутки и издевательства над глуповатым журналистом, которого и кошка собственная обидеть может. В общем, хорошая идея и никакое исполнение — «проходной» рассказ, как уже было отмечено в предыдущих отзывах, но я всегда считал и продолжаю защищать мнение, что подобные развёрнутые анекдоты имеют полное право на существование.

Оценка : 6
«Прошедшее время»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 27 декабря 2023 г. в 15:47

Даже дежурный для перестроечного коньюктурного Булычёва стон про кровавую гэбню, ужасное прошлое и «жертв эпохи», не сильно портит этот рассказ. Он ведь про людей — про их эмоции, сожаление о жизненных ошибках и страстном желании изменить и направить жизнь в нужное русло. Мне это, если честно, сложно понять — я жалею только о том, что году в 2011ом биткойнов не купил, но мало ли о чём другие переживают.

Оценка : 7
«Гай-до»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 19 ноября 2023 г. в 16:56

И вот наконец-то таки дошла очередь до моего самого любимого произведения всего алисианского цикла! Именно повесть о Гай-до когда-то больше всего меня очаровала и после неё я маниакально начал выслеживать по всем магазинам книги Булычёва.

Жутко рад, в общем, что данная история не разочаровала спустя двадцать лет после первого прочтения. Конечно, сюжетными поворотами не так просто удивит человека, прочитавшего за это время более тысячи книг. Да и мелкие косяки и упрощения ясно бросаются в глаза... Но, честное слово, они так мелки и неочевидны, что хочется плюнуть на них. Только хихикал моментами над тем, что Булычёв, кажется, не в курсе, что конструктор космических кораблей — это ещё не инструктор космодесанта, способный сделать из своей дочери самую боеспособную женщину галактики). Да и позабавил межвидовой брак с потомством).

Зато теперь вижу смыслы, которые раньше и не замечал. Семейка у Гай-до та ещё — создатель Самаон свёл в могилу жену, фактически запретив ей общаться с дочерью и изуродовал детство Ирии (куда смотрят органы опеки её планеты?). Да и сама Ирия фактически предала и бросила своего друга на произвол судьбы — на месте Тадеуша я бы напрягся, если она так просто бросила одно своё дитя, то может забить и на второе. Даже финальное примирение и переселение Гай-до во двор её дома выглядит натянутым и немотивированным — будто автор просто не хотел так мрачно завершать их сюжетную линию.

А, впрочем, от подготовки героев к гонке, от их борьбы с очередным дикатором и от самого соревнования, я получил искреннее удовольствие. Удивляюсь только тому, что в детстве Гераскин не воспринимался таким конченным придурком, если не выразиться жёстче, как сейчас. Наверно, сказывается реальный опыт общения с такими личностями.

Оценка : 9
«Золотой медвежонок»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 11 ноября 2023 г. в 18:08

Даже в детстве мне никогда не нравилось, как Булычёв изображал тиранов. Вроде историк, а всё равно недопустимо примитивизировал достаточно сложное и неоднозначное социально-политическое явление. Ну вот не было никогда в истории, чтобы злобный мишка-няшка вылез такой нехороший со своего острова в благополучный внешний мир, и устроил ад и погибель на ровном месте, тиранизируя всех вокруг. В той же Элладе, где и придумали термин «тиран», так называли авантюристов, пришедших к власти на волне гражданских волнений и беспорядков. Правящая до них «природная аристократия» зачастую устраивала такой бардак, что народ тиранов был готов буквально на руках носить, что те хоть какой-то порядок навели, и так ранние тираны стали крайне важным «переходником» от чисто аристократического, к демократическому правлению времён расцвета Древней Греции. И я, если что, не идеализирую и не оправдываю тиранов — среди них было много отбитой нечисти, типо Пиночета, Сомосы, Пан Чон Хи, Сухарто и т.д. Но Можейко всё же был доктором исторических наук, не верю, что он действительно думал, что с тиранами всё так просто. Это было его осознанной позицией — сводить сложное явление чисто на личностный фактор, то есть просто откровенно обманывать своих юных читателей, считая, что им можно любую ахинею впарить. И нет, я не требую, чтобы он из детской повести устраивал политэкономический трактат, но вполне можно было в паре строк оговориться, что Женя пришёл к власти на отсталой и бедной планете, переживавшей крайне тяжёлые времена, воспользовался страданиями и доверчивостью своего народа и т.д и т.п. Заняло это буквально несколько строк, но уже было намного честней и глубже. Так же — понятия не имею, где тут некоторые умудрились увидеть серьёзный разговор с читателем.

Впрочем, чисто сюжетно это всё равно хорошая и крепкая история с большой неразрешимой тайной, интригой и достаточно неожиданной развязкой. Лихие приключения главных героев, погоня за злодеем, таинственные пришельцы и т.д. — круто же.

Оценка : 7
«Монументы Марса»
–  [ 5 ]  +

Groucho Marx, 31 октября 2023 г. в 20:22

Отличный образец интеллигентной советской НФ. В кратких эпизодах разворачивается почти эпическая панорама освоения планеты, героизм, самопожертвование, как бы повторение подвигов отцов-основателей уже на новых рубежах.

Как всегда у Кира Булычева этого периода, очень атмосферный, очень бодрящий текст, оставляющий приятное послевкусие.

Сейчас «Монументы Марса» читаются почти ностальгически, а я помню, как школьником открыл эту новеллу в журнале «Юный техник» и был очарован реализмом «будничного героизма» первопроходцев, осваивающих другую планету.

Оценка : 7
«Второгодники»
–  [ 5 ]  +

krakhno1, 27 октября 2023 г. в 17:27

Очень хороший, ёмкий рассказ с живыми, очерченными несколькими штрихами пера Мастера людьми, встреченными Алисой в 1986 году, с самой, очень узнаваемой и неповторимой Алисой, который внезапно теперь ощущается ностальгическим: и юбилейный рубль, и действительно безвозвратно ушедшее в прошлое эскимо (а предсказания фантастов-то сбываются), и память о вкусах из детства. И сам стиль этих рассказов.

Морализаторства я там не заметил. Скорее наоборот, класс готов поступить авантюрно ради «своей» и пойти на бунт против взрослых, потому что с точки зрения друзей Алиса совершила лихое и отчаянное деяние, достойное общего восхищения. Получается, можно даже в небольшом рассказе для газеты проявить талант рассказчика. Прочёл случайно в сканах «Пионерской правды» — в 1986 году я её не выписывал ещё, не был пионером.

Оценка : 10
«Чужая память»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 21 мая 2023 г. в 19:02

Весьма неожиданная и очень интересная тема — клонирование с унаследованием клоном памяти донора. С одной стороны выгода бесспорна: новый индивид уже обладает багажом знаний, необходимых для работы или творчества. Но с другой — что значит личная чужая память о прошедшей жизни для человека, который на самом деле эту жизнь не проживал? Любопытнейшая моральная, этическая и психологическая проблема.

И надо отдать должное автору — тему он проработал досконально. И написано здорово — видно, что Булычев наконец-то никуда не торопился и писал от души. Ну а как он умеет легко и интересно писать, так это все мы хорошо знаем. В общем, получилась прекрасная смесь научного исследования и психологического триллера, который хочется непременно прочитать в один присест. И, что особенно здорово, в повести и придраться-то практически не к чему :).

Оценка : 8
«1185 год»
–  [ 5 ]  +

majj-s, 26 марта 2023 г. в 12:03

В океане времени плещутся волны

«Средневековый мир, подвижный и бурный, завязанный множеством узлов и трагедий, в которые мы смогли заглянуть, будет существовать и далее, только без нашего, читатель, участия.»

Вы знаете автора, если напевали «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко» или хотя бы раз повторили: «А хотите, я его стукну? Он станет нежно-фиолетовым в крапинку», «Алиса, миелофон у меня!», «Планета Шелезяка: воды нет, полезных ископаемых нет, населена роботами». Потому что Игорь Можейко — это Кир Булычев, историк, востоковед, переводчик. В его случае псевдоним был необходимостью, потому что фантастических книг из под пера доктора наук, известного в научном сообществе как специалист по истории Юго-Восточной Азии, не одобрили бы в Институте Востоковедения, сотрудником которого он был.

Поразительно, как мало остается от нас, даже от самых ярких известных, работоспособных. У Можейко в общей сложности несколько сотен опубликованных текстов и эталонно успешная творческая биография, а вспомнят теперь дюжину мемов и песенку из фильма, снятого по его книге. И это еще очень хорошо для творца. Обессмертить свое имя, не приложив усилий, удается лишь геростратам всех сортов, поневоле задумаешься о соотношении творения и разрушения на весах человеческой памяти.

«1185» к фантастике отношения не имеет, это историко-географическая книга, впервые опубликованная в 1989 году и не исключаю, что она была среди источников, вдохновивших Парфенова на его цикл «Намедни» С той разницей, что в парфеновских «годовых» передачах речь действительно о годе, вынесенном в заглавие, в то время, как «1185» в большинстве случаев — это история второй половины XII века или даже века полностью. Что вполне оправданно, рассказать об одном годе в истории страны невозможно, если вырвать его из общеисторического контекста, имена и события ничего не скажут читателю, не имеющему хотя бы минимального представления о сеттинге.

Концепция книги — один, отделенный от нас невероятной толщей лет, год в истории мира. Естественно, не всего мира, Австралия, обе Америки и большая часть Африки выпадают за пределы, связующей нитью выступает Великий шелковый путь, а подлинным двигателем прогресса торговля. Автор не раз подчеркнет на протяжении повествования, что творится история войной, но тайные нити, приводящие ее в действие, держит в руках торговля. Задача автора — попробовать распутать их и сплести воедино куски истории, разделенные в нашем восприятии.

То есть, князь Игорь, Чингисхан, царица Тамара, византийский тиран Андроник, Ричард Львиное сердце, Фридрих Барбаросса, Салах-ад-Дин и первый известный в русской истории правитель, павший жертвой регицида, Андрей Боголюбский — все жили в одно время, а некоторые из них встречались. И осознание этого словно бы выводит теорию шести рукопожатий на иной уровень, расширяет от географической плоскости до исторического объема.

Востоковед Можейко примерно третью часть книги посвящает истории Японии, Китая, Бирмы, отвлеченно интересным, но не подкрепленным знакомством с контекстом, потому для меня-читателя чаще повисающим в воздухе. Но когда дело доходит до «Слова о полку Игореве», «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели, которой зачитывалась в детстве, истории Андроника, похожей на смесь авантюрного романа с антиутопией и семьи Генриха II («Лев зимой» Кончаловского), тут все воспринимается с куда большей заинтересованностью. И бесславный Третий Крестовый поход, о котором почти не вспоминают, в отличие от Первого и Четвертого.

Болгарская, венгерская польская история, бесконечная череда интриг, вероломства и жестокостей. Жутких и чудовищных, не укладывающихся в современное восприятие именно каким-то обыденным, никого не поражающим зверством. И одновременно «Витязь в тигровой шкуре», «Тристан и Изольда», «Песнь о Сиде». Поразительно, но так устроен мир, прекрасное прорастает в нем на крови, трупах и дерьме.

Интересно, познавательно, в меру научно, в меру увлекательно. Очень много — больше, чем можно воспринять за один присест, в идеале такое нужно читать пару недель, погружаясь с каждым фрагментом в атмосферу аутентичной музыки, искусства, пейзажей, но я тороплюсь, я бегу, для меня такой темп восприятия немыслим. Прекрасная книга.

Оценка : 8
«Встреча тиранов под Ровно»
–  [ 5 ]  +

Baskk, 02 февраля 2023 г. в 17:01

Если у Стругацких прекрасные люди будущего мучаются из-за того, что не могут остановить смерти людей, то «пришельцы» от Булычёва специально устраивают войны, что бы сократить численность населения Земли. Братья по разуму уничтожают миллионы людей во имя «демократии». Одно успокаивает автор предполагал, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
» — Не могу разделить твоей тоски, — сказал Хил. Здоровый образ жизни и несколько удачных операций сделали своё дело. Он казался куда моложе, чем тридцать лет назад, осенью 1942 года по христианскому летосчислению, в бункере под Ровно. — Мне мысли о той планете отвратительны.

— Я знаю почему, — сказал Суус, поглаживая седые усы — он не смог отказаться от них, вернувшись домой. — Потому что ты потерпел поражение. Помнишь, ты укорял меня за то, что я начал на каком-то этапе ассоциировать себя с социумом, которым я руководил?

— Не в поражении дело. Мне всегда был гадок строй, который я вынужден был создать, и маска, которую я носил.

Хил лег на спину и, прищурившись, смотрел в яркое синее небо.

— Может быть, — сказал он после паузы, — виной тому страх. Страх смерти в апреле сорок пятого.

— Наши тебя еле успели вытащить, — сказал Суус. — А какие новости с Земли?

— Ты знаешь.

— Знаю. Но думаю, что мы делаем ошибку.

— Нет, я разделяю позицию центра.

— Но столько усилий! Столько жертв! Если я не ошибаюсь, там за эти годы погибло шестнадцать наших с тобой коллег.

— Семнадцать, — сказал Хил.

— Такие жертвы — и все впустую! Нет, контакт прерывать было нельзя!

— В нашем большом деле бывают ошибки, — сказал Хил. — Если цивилизация генетически тупиковая, дальнейшие жертвы бессмысленны.

— Значит, мы плохо с тобой работали.

— Мы с тобой хорошо работали, — ответил Хил. — Мы отдали Земле лучшие годы жизни. Мы старались…

— По расчетам центра, когда они себя уничтожат?

— Через двадцать лет… «

Т.е. якобы в 1972 году их Центр ждёт что в 1992 году земляне себя уничтожат. Процесс к сожалению запущен, но надеюсь, что и автор и его инопланетяне «НЕ ДОЖДУТСЯ«!

Оценка : 6
«Институт экспертизы» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

kagury, 07 октября 2022 г. в 21:53

Если «гуслярские» рассказы наполнены солнцем, теплом и веселым волшебством, то к «институтским» больше всего подходят эпитеты «грустные» и «взрослые». Не уверена, что время года где-то называется, но по ощущению за окнами все время хмурый ноябрь. Общий структурный подход в целом сохраняется. Как и в «Гусляре», в каждом рассказе присутствует некоторое фантастическое допущение, которое служит основой для возникновения сюжета, и вокруг которого сворачивается клубком история. Вот только если в Гусляре такая штука вызывает радость и удивление жителей городка, то в Институте это фантастическое оказывается привычным элементом бытия, порой настолько, что с трудом его замечаешь в потоке рутины. Зато здесь есть центральный персонаж – Калерия, научный сотрудник, глава лаборатории, примерно 40 лет, со всеми прилагающимися к этому статусу бытовыми и научными проблемами. Нормальный умный взрослый человек (и ура, не очередная красавица Алена!). Мне показалось, что атмосфера научной лаборатории получилась очень неплохо – спокойный мир, в котором довольно приятно существовать, разве что открытия и озарения случаются куда реже, чем хотелось бы, а вкалывать приходиться постоянно. Пожалуй, жаль, что из этих рассказов, несмотря на общих персонажей и место действия, не получилось все-таки полноценного романа, в котором отдельные фрагменты складывались бы в каменный цветок. И пусть бы даже без фантастических составляющих, просто будни и отношения в лаборатории.

Кстати, мне подумалось, что рассказы Булычева – это отличный практикум для начинающих писателей. Они довольно короткие, но каждый – умело и профессионально скомпонованная история, почти обязательно с вплетенным внутрь вопросом, часто риторическим. И нет, это не открытый конец, в воздухе ничего не повисает.

Оценка : 6
«Разум в плену»
–  [ 5 ]  +

kagury, 03 октября 2022 г. в 15:06

Если кому надо очаровательных умиротворящих текстов, то рассказы из цикла «Великий Гусляр» — это вот прям оно. Как это часто бывает, наткнулась на заманчивую рецензию про рыбок («Поступили в продажу золотые рыбки») на любимом фантлабе, полезла почитать и, кажется, влюбилась в атмосферу этого городка.

Наверное, именно так выглядела бы жизнь в месте, где одним из градообразующих предприятий был бы НИИЧАВО. Волшебство и инопланетяне здесь частые гости, вот только далеко не все жители являются сотрудниками институтов. Про них и речь. А еще Гусляр – это очень теплый и уютный советский городок, со всеми ералашными пережитками и недостатками. Наверное, атмосфера здесь самое главное. Сами рассказы довольно просты и местами даже наивны, но обаяние слога, места, ненавязчивый юмор делает их отличным средством от осенней хандры.

«Разум в плену» — это, пожалуй, один из лучших рассказов цикла. Что делать, если ты инопланетянин, а выглядишь, как одна из земных форм жизни? Казалось бы, математика – всесильна, но как не выстукивай математические ряды щупальцами, гуманитариев не проймешь. Обаятельному существу повезло оказаться в Гусляре, где живут пусть и недалекие, но в целом милые и добрые люди. Которые стараются думать о науке, заглушая мысли о деликатесе в тарелке. Отличный юмор и покрытое шерстью животное прилагаются.

«Посёлок»
–  [ 5 ]  +

DobryiLEoPoLD, 30 апреля 2022 г. в 19:49

Моя #рецензия на роман Кира #Булычев'а «#Посёлок». — Выживание вопреки чуждой враждебности.

Меня больше всего цепляет в «Посёлке» его натуралистичность. Здесь всё происходит так, что верится в реальность рассказанной истории. И пусть глобальные обстоятельства «немного» фантастичны, но локальные события оставляют впечатления что читатель как-будто среди героев произведения, он с ними преодолевает все трудности и испытания в их стремлении обрести «землю обетованную» в лице сначала корабля «Поиск», затем и удалённо обнаруженной научной экспедиции землян. Отношения персонажей представлены отношениями живых людей, таким отношениям сопереживаешь. После прочтения книги её герои становятся твоими друзьями! Это дорогого стоит. Рекомендую всем и каждому.

Оценка : 9
«Сто лет тому вперёд»
–  [ 5 ]  +

strannik102, 02 марта 2022 г. в 19:48

Одна из любимых книг «поколения дворников и сторожей»

Нет, братцы, как ни крути, но всё же хорошо жить на два дома. Ведь в каждом доме тебя ждут свои удовольствия — и кухонная посуда в разных домах другая, и вид из окна, и соседи другие, не говоря уж о разной мягкости диванах и кроватях со всеми диванно-кроватными удовольствиями. Думаю, что многие мужчины понимают и некоторые из этих многих мужчин разделяют со мной эту радость обитания в позиции «на два дома». Впрочем, вполне может быть, что и некоторые продвинутые современные отчаянные девушки и женщины тоже умудряются так жить и получать свой двухдомно-двухквартирный кайф.


Не-не, вы там ничего лишнего не подумайте. Я ведь только о том, что вот выстроил в течение 2017-2021 года на вновь приобретённом земельном участке брусовой дом и завёл там своё внутридомовое хозяйство — кухня, посуда, мебель, диваны-кровати. И вот не будешь же каждый раз таскать с собой книжки (без которых ты, будучи заядлым читателем, жизни не мыслишь), и потому некоторая часть домашней библиотеки переехала туда, «в этот домик, деревянный вырезной» (песня Владимира Бережкова «Луковка» — кстати сказать, отличная песенка, будет возможность — послушайте). И прежде всего, это книги из категории «непрочитанные». Так приятно после какой-нибудь утомительной работы (снега вон в этом году подваливала туева хуча, хоть каждый день лопатой маши до одури) завалиться на новенький диван с непрочитанной книгой в руках и с наслаждением читать...

Вот таким именно образом и была взята в руки и прочитана эта старинная, семидесятых совковых ещё годов фантастическая повесть от Кира Булычёва. Понятно, что практически все люди в 80-х смотрели этот 5-серийный мини-телесериал о приключениях Алисы Селезнёвой, девочки из будущего. Ну, помните, миелофон, космические пираты Весельчак У и Крыс (Вячеслав Невинный и Михаил Кононов), робот Вертер (Евгений Герасимов) и всякие приключения московских ребят из 6 «в» — в книге 6 «б». И я в возрасте крепко за 20 (т. е. 27) со старшей 9-летней дочкой тоже с интересом и удовольствием его смотрел. А вот повесть Кира Булычёва не читал — как-то так сложилось, что с книгами этого великолепного детского фантаста у меня не сложилось, не попадались они на глаза и не давались в руки. И тут в прошлом году на буккроссинге прихватизировал книгу с тремя повестями — вот радость-то была.

Писать что-то о содержании книги — глупо. И потому просто хочется поделиться чистой радостью от встречи с чистой фантастикой. Неважно, научная она или утопическая — в ней есть мечта о светлом и радостном будущем. Которое, кстати, не за горами, всего-то 60 лет осталось до обозначенной в книге даты — есть ещё время изобрести машину времени, сделать станции телепорта, полететь на другие планеты и завести Космозо — со склисом, говоруном и прочими экзотическими животными. Ну, а пиратов нам не надо, их и в нашем «здесь и сейчас» хватает...

Оценка : 9
«Я вас первым обнаружил!»
–  [ 5 ]  +

astoun, 24 ноября 2021 г. в 10:22

Рассказ очень не понравился.

Во-первых, фантдоп не оригинален. О том, как космонавтов, летающих на досветовых скоростях, обгоняют их потомки, освоившие гиперпространство, мне доводилось читать не раз (например, у Конрада Фиалковского).

Но это еще полбеды. Гораздо хуже то, что герои ведут себя как в детском саду. Один зачем-то ночью орет как оглашенный, не давая товарищам спать. Группа исследователей без всякой необходимости, из чисто ослиного упрямства, плюет на приказ капитана, в результате подвергает себя смертельной опасности, и один человек погибает. А ведь могли поступить разумно — переждать бурю и потом спокойно вернуться.

Совершенно необъяснимо то, что космонавты, найдя следы чужого разума, не продолжают исследования, а зачем-то тут же срываются назад на Землю. Год болтались по планетам этой звездной системы, а когда наконец нашли что-то стоящее, запросились домой?! По-моему, глупость несусветная. Все равно что развернуться у входа в гробницу Тутанхамона, даже не поинтересовавшись, что там внутри.

Очень смешно выглядит пирамидка с запиской. Штуковину высотой в метр оставили в произвольном месте огромной планеты и даже не снабдили радиомаячком, почему-то решив, что глазастые последователи ее тут же высмотрят. По-моему, найти иголку в стогу сена намного проще — там хотя бы можно воспользоваться магнитом.

Невозможно поверить и в то, что пирамидку решили вскрыть, уже стартовав и взяв курс на Землю. Там что, в экипаже, одни дебилы? А если внутри карта других оставленных на планете артефактов, подземного убежища, где работают или работали инопланетяне, другая ценнейшая информация? Нормальный человек непременно бы глянул и уже тогда принял решение. Но на корабле, похоже, собрались ненормальные — их словно кто-то гнал с планеты вожжами. Сто лет летели, чтобы добыть для Земли что-то новое, а тут вдруг не захотели дня подождать?!

Ну и финал такой правильно-приторно-совковый, что аж сил нет.

Ставлю четыре балла лишь из уважения к автору.

Оценка : 4
«Путешествие Алисы»
–  [ 5 ]  +

Laen, 03 сентября 2021 г. в 19:31

Отличная книга для школьников младшего возраста. В моем детстве книги К.Булычева как-то прошли мимо меня, хотя мультик «Тайна третьей планеты» и советский фильм «Гостья из будущего» были просмотрены сотни раз. Сейчас уже прочла «Путешествие Алисы» с дочкой с большим удовольствием. Приключения находчивой и смелой Алисы затянет маленького читателя в приключения по бескрайнему космосу — живое повествование, доля юмора и смешных случаев, приключения и необычные герои.

Оценка : 10
«Два билета в Индию»
–  [ 5 ]  +

Apostrophe, 20 апреля 2021 г. в 20:54

Как во многих произведениях Кира Булычева, в повести «Два билета в Индию» будничная повседневность, описанная достоверно, сочетается с невозможным, небывалым. Вот на этом стыке и происходит чудо. В детстве больше нравилось у Булычева фантастическое, теперь — с особым удовольствие погружаешься в атмосферу советского быта, оптимизма и инфантилизма того времени. Эти рассказы, повести, романы — как кусочки янтаря, содержащего Zeitgeist 70-80-ых прошлого столетия. Хорошие были денечки в конце ХХ века.

Оценка : 8
«…Хоть потоп»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 12 апреля 2021 г. в 09:46

Трудно поверить, но, оказывается, и у Булычева есть вот такие вот скучно-нудные и совершенно неинтересные рассказы. Причем к фантастической составляющей произведения претензий никаких: ну, предположим, действительно есть некие сигналы, излучаемые нашим мозгом и их действительно можно улавливать на пятикилометровом расстоянии. Идея не лучше и не хуже сотен и тысяч других таких же, разбросанных по бесчисленным фантастическим романам, журналам и сборникам.

А вот собственно сюжет, его текстовая реализация и, в особенности, образ главного героя рассказа — всё это здесь настолько бледно, настолько неинтересно.... Впрочем, с главным героем не всё так просто. Конец 70-х — время, когда романтичные образы молодых/моложавых успешных ученых, одинаково хорошо умеющих как выступать на разных там симпозиумах, так и отдыхать, катаясь на горных лыжах и веселясь на тусовках, не только заполонили страницы отечественных книг и экраны кинотеатров, но уже и успели себя несколько дискредитировать. Вот Булычев и предложил в антитезу к ним своего героя, одержимого наукой. К сожалению, в придачу наградив его тучей фобий и комплексов. Образ получился, мягко говоря, не очень привлекательный :).

Ну, ладно, рассказ получился неудачный — бывает, но сам текст... — он же у Булычева всегда такой, что читается очень легко и с удовольствием. Но здесь и этого нет — текст тоже какой-то серенький и скучный.

Оценка : 4
«Наездники»
–  [ 5 ]  +

MR.SANDMAN, 17 марта 2021 г. в 13:02

Советская действительность накладывала на писателей свой отпечаток, свои рамки. В одном из интервью Кир Булычёв рассказывал, что в советские годы для широких масс писал повести про девочку Алису из светлого будущего, а серьёзные, взрослые произведения писал «в стол».

Перестройка и последовавшие 90-е внесли свои коррективы. Стало можно практически всё. Темы «сисек», «кровищи», «бандосов» и прочая «чернуха» не только вышли из под запрета, но и стали востребованы. На отечественный рынок хлынул поток забугорной фантастики, как шедевров, так и откровенного трэша. Неискушённый читатель это потреблял, а у отечественных писателей зародилась мысль «А чем мы хуже? Мы тоже так могём!» Не устоял и Игорь Всеволодович. Более поздние его произведения значительно отличаются от написанных ранее. Жёсткость, безразличие, цинизм в его книгах, если не и стали доминирующими, то неплохо освоились на почве новых тенденций.

Повесть «Наездники» вполне читабельна. Характеры персонажей, диалоги, описания локаций отлично прописаны — автор Профессионал с большой буквы «П», этого не отнять.

Сюжет... Вот тут беда. Возможно для отечественного читателя тех лет тема «подменышей» была свежей и незатёртой (да, был отечественный «Дом скитальцев», но широкой известности не имел). Иностранцы же годов с 50-х эту тему педалировали, начиная «Кукловодами», «Кукушатами Мидвича» и «Вторжением похитителей тел» и заканчивая «Мутантами» (в оригинале «Mimic»). Очень похоже, что автор в последнем черпал вдохновение, между выходами фильма и книги небольшой промежуток времени.

Начинается всё бойко, автор чётко выставил рамки — светлое будущее не настало, на дворе жесткая постсоветская реальность, идеи гуманизма второстепенны в условиях становления капитализма, никакой доброй детской фантастики, правит young adult. Главная героиня — девочка Верка выживает одна в пустеющем дачном посёлке. Мать её несколько лет назад пропала без вести, у отца другая женщина, бабка в больнице требует дорого лечения (уколы за доллары). На фоне всего этого, чтоб жизнь не казалась мёдом, жизнь подкидывает Верке странных соседей, странные и страшные встречи и явления. Такой вот средненький, но крепенький триллер с элементами фантастики и хоррора. Но где-то с середины повести автор, как те самые работники Автоваза, которые чтобы не делали, получают «ладу», начинает выруливать в привычную для себя колею. И начинаются кульбиты в духе «бога из машины». Тут и доктора, которые на самом деле не доктора, и супер-секретный институт в кустах, и одинокий милиционер с автоматом, наводящий страх на семейку нелюдей, и пламенная речь главной антагонистки, должная вызвать если не жалость к ней, то точно сочувствие, и воссоединение героини с пропавшей мамой. Как результат, относительный хеппи-енд с открытым финалом.

Общие ощущения (при моём глубочайшем уважении к писателю) — повесть получилась неоднозначной. Автор попробовал себя в новом жанре, получилось, как, наверное, получилось бы у водителя автобуса пересесть за руль фуры.

Оценка : 6
«Наследник (Река Хронос. 1914)»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 03 февраля 2021 г. в 20:52

Более чем необычный Булычев. Весьма и весьма необычная фантастика. Не скажу ничего плохого, но... чтиво — сугубо «на любителя».  Оценки проставил относительно высокие, ещё когда, собственно, «читал» (в аудиоварианте) — больше двух лет тому, хотя духу на весь цикл так и не хватило. Сломался на четвёртой книжке, пятую и шестую — проглядывал по диагонали, уже ради принципа: любопытно было — чего же там дальше. Ибо — более чем неспешное повествование, прямо-таки прогулочным шагом.

Но, что хочу тебе сказать, уважаемый потенциальный читатель — ни малейшего раздражения. Добротное, адекватное, качественное чтиво. Хороший стиль, приятный слог, тематический фон — вообще выше всяческих похвал: начало 20-го века, Первая мировая, Революция, Россия, Крым. А сама мысль о том, что человек может обладать неким средством «пролистнуть» несколько лет «смутных времён», прыгнуть вперёд, за горизонт событий — оная мысль вполне себе способна сформировать вполне вменяемый фантастический Антураж.

Я повторюсь, уважаемый потенциальный: чтиво — сугубо «на любителя», было бы глупо об сём умалчивать. И неспешностью своей, и специфичностью подачи материала, и всем прочим. Но пару — тройку томов шарм и аромат необычности Сути и нетривиальности Формы — вполне способны удержать внимание. Уж вот этот, вот, конкретно первый том — уж точно

Оценка : 7
«Марсианское зелье»
–  [ 5 ]  +

kagury, 30 января 2021 г. в 13:00

Сама история укладывается буквально в пару строк. В небольшом провинциальном городке Великий гусляр в подвале одного из старинных домов обнаруживается бутылка с зельем. Оказывается, что внутри – эликсир вечной молодости, который на протяжении нескольких веков успешно используется парой жителей этого города. Но теперь информация стала доступна еще нескольким… Кажется тоска, да? Но на самом деле книжка совершенно очаровательна, особенно первая ее часть. Потому что это невероятно уютное и теплое описание жизни в маленьком городе, полном спокойствия. Универмаг в старинном купеческом здании с купидонами, техникум в монастыре, аптека, музей. Жизнь ясна на десятилетия вперед, на солнышке дрыхнут ленивые коты, а самым ярким событием становится случайный провал мостовой тяжелым лесовозом. И все это пространство населено простыми, славными, интеллигентными людьми, которые в таком вот виде сейчас уже воспринимаются, как заповедные экспонаты. Но как же было хорошо, когда все вокруг были именно такими…

Дальше автор оставляет дивную реальность в стороне, и вспоминает, что он пишет фантастический роман с моралью. В книге появляется упомянутое выше зелье, исторические экскурсы (занудные), инопланетянин (откровенно чужеродный в этом сюжете) и, наконец, мораль. Насколько я могу судить, почитав отзывы, за последнюю автору порядочно попало от читателей, потому как многие увидели в книге мысль о том, что вечная молодость положена только тем, кто за нее борется, и ее искренне для себя желает. А вовсе не для всех. «Бывают люди, которым молодость не нужна. Ни к чему она им, они уже с юных лет внутри состарились. И нечего им со второй молодостью делать. А другие… другие всегда молоды, сколько бы лет ни прожили».

Но, вообще говоря, действительно, не каждый готов начинать сначала. Когда тебе лет 20, наверное, это непонятно. Ну как – вторая жизнь, столько всего еще можно попробовать, столько всего пережить! А вот когда тебе, скажем, 50 или 70, и ты уже перепробовал многое, и знаешь, что тебе нравится, то не факт, что очень хочется проживать все жизненные этапы заново. Или по-другому. Скажем, был ты физиком, а теперь думаешь, а не бизнесменом ли мне стать? Или, скажем, писателем. Впрочем, это всегда можно и совместить.

Вдохновившись «Марсианским зельем» я прослушала еще пару повестей из «Великого гусляра», но это уже было не то. Дальше автор пытался отразить современную ему действительность в несколько карикатурной форме, а конъюнктурные вещи редко кому удаются настолько хорошо, чтобы спустя годы читалось с интересом.

Оценка : 7
«1185 год»
–  [ 5 ]  +

Podebrad, 11 декабря 2020 г. в 17:04

Это попытка дать научно-популярный очерк истории разных стран Евразии во второй половине XII века. Хотя книга и названа «1185», она охватывает всю вторую половину века, выходя местами за эти границы. Географический охват очень широк – 22 главы, несколько десятков стран. Выпали, правда, некоторые государства, где происходили не менее интересные события – Франция, Кастилия, Магриб, Северная Индия. Ну, нельзя объять необъятное. Предпочтение автор отдаёт политической истории – это естественно, это интереснее – но всё-таки старается сохранить баланс с историей социальной. И почти всегда в центре очередной главы находится человек, далеко не всегда симпатичный. Хотя из нашего времени трудно говорить с уверенностью о чисто человеческих качествах персонажей хроник.

Главы построены по-разному. Есть главы, основанные на литературных произведениях – «Повести о доме Тайра», поэмах Низами с привязкой к его биографии, «Витязе в тигровой шкуре» с привязкой к реальной истории Грузии. Есть хроника конкретного события – дружбы и борьбы Генри II и Томаса Бекета, третьего крестового похода, истории императора Андроника, междоусобицы в Иране. Есть рассказы о довольно широком спектре событий – о наступлении немцев на славянские княжества, о междоусобицах русских князей. Есть даже археологический рассказ о цивилизации тангутов. Но практически все главы читаются на одном дыхании благодаря таланту автора, его умению видеть увлекательное даже среди самых тусклых на первых взгляд страниц истории.

Кир Булычёв (в данном случае Игорь Всеволодович Можейко) хотел, как я понимаю, показать в этой книге взаимосвязь самых далёких друг от друга цивилизаций. Взаимосвязь действительно видна. Воевали, торговали, путешествовали, переписывались, обменивались идеями и открытиями. Но получилась всё-таки немного другая картина. Созвездие множества цивилизаций, ярких, интересных, способных внести что-то своё в ход мировой истории и поучиться у других, сохраняя свою культуру и независимость.

  Книга, повторяю, получилась удивительно ровной. Но несколько глав всё-таки хочется выделить. Для меня это главы о Бекете, о Японии, о Византии, о Низами, об асасинах. Кому-то другому интереснее покажутся, может быть, другие главы. Но читать советую всем.

Оценка : 9
«Река Хронос» [Роман-эпопея]
–  [ 5 ]  +

Блофельд, 09 ноября 2020 г. в 17:12

В «Реке Хронос» смешаны несколько жанров: фантастика, мелодрама, детектив, исторический роман.

За фантастическую составляющую отвечают путешествия во времени, которые осуществляются при помощи двух портсигаров. Кстати сказать, Булычёв не объясняет, как устроены портсигары времени, кто их создал и откуда они у Сергея Серафимовича. Какие-то таинственные портсигары.

За мелодраму отвечает история любви Андрея Берестова и Лидочки Иваницкой. Андрей так влюбился в Лидочку, что даже начал ревновать её к своему другу Коле Беккеру. Он бы его ещё на дуэль вызвал!

За детектив отвечает таинственная история убийства Сергея Серафимовича. Вревский расследовал убийство, расследовал, подозревал Андрея в убийстве собственного отчима. а в результате убийство так и осталось нераскрытым.

За исторический роман отвечают частые появления реальных личностей: Колчак, Ленин, Крупская, Мария Фёдоровна, Троцкий. У Колчака даже сформировались близкие отношения с Колей. У Марии Фёдоровны сформировались не менее близкие отношения с Андреем. Хотя, конечно, странно, как исторический роман может сочетаться с фантастикой.

Оценка : 7
«Перпендикулярный мир»
–  [ 5 ]  +

keroronsk, 12 сентября 2020 г. в 15:49

Неожиданно вновь набирающая актуальность книга (а для жителей некоторых средне-азиатских республик уже актуальная). Дочитав книгу, полез в интернет, чтобы узнать год издания, и был весьма удивлён, увидев 89 год (до этого из Булычева читал только Алису).

Оценка : 7
«Подземная лодка»
–  [ 5 ]  +

arey951, 11 сентября 2020 г. в 20:02

Честно говоря, от аннотации да и от первых глав повести я ожидал совершенно другого, но...

Вышло весьма увлекательное и щедрое на события повествование, резко переходящее в некую тоталитарную антиутопию, которую можно считать то ли данью памяти Оруэллу, то ли калькой на советский строй (которую автор и создал тогда, когда этот самый советский строй уже дышал на ладан и цензура никого не трогала). Во всяком случае трудовое общество, доносы всех на всех, еда по талонам, жесточайшие чекисты в лице троллей и голубых обезьян, идеологические лозунги и плакаты на каждом шагу, а также культ личности вождя, проникающий так глубоко в общественное сознание, что местные жители даже плохие сны стараются не видеть, (ведь это нарушает пункт правил Порядка) отсылают ко второму варианту.

Читается легко и даже как-то незаметно. Немного простоватое и незамысловатое, не слишком уж заморачивается с деталями, но это и ни сколько не омрачает достоинств подростковой и юношеской литературы.

Однако ожидал все же гораздо большего. На мой взгляд, тематику непосредственно путешествия в недра земли повесть совсем не раскрывает. Слишком уж серьезный акцент делается на социальных проблемах сказочного общества... Опять же огромное нагромождение самых несочетающихся элементов (гномы и неандертальцы, к примеру), что порождает чувство чрезмерного абсурда.

Впрочем, впечатления, скорее, положительные, нежели отрицательные. Прочитать явно стоит хотя бы ради того, чтобы приятно и незаметно скоротать холодный осенний вечер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
P.S. Так и не понял, как все жители подземного мира узнавали Гарольда Ивановича по фотографии, если он прятался от них за маской и даже менял свой рост с помощью ходуль, чтобы никто не сумел провести подобные параллели? Вспоминается сцена в самом конце произведения, когда он был в своем естественном виде, который и отражен на фотографии, но никто не узнал в нем своего повелителя и даже не шелохнулся, чтобы исполнить его приказы.

Оценка : 5
«Любимец»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 18 июня 2020 г. в 21:35

Неповторимая прелесть элитной советской фантастики. Именно советской: книжка создана в 1990-ом, ещё до Беловежской пущи.

Трудно сказать — что конкретно формирует эту загадочную магию этой самой неповторимой прелести: интеллект ли Автора, менталитет ли Нации, явившей миру этого Автора, коллективное ли бссознательное Народа, сформировавшего эту Нацию. Скорее всего — от каждого источника по мере необходимости почерпнуто.

Хотя... доля интеллекта — всё же — повесомее будет: уж больно красива итоговая ментальная конструкция. Логичность, чувственность, достоверность — всё настолько гармонично, настолько взвешено и взаимоувязано, что буквально завораживает. Это именно советская поделка, несомненно, с явно пренебрежительным манером «припудренная специфическими огрехами», с неким флёром пародии, с налётом публицистичности. НО — адресованная именно неразделимой паре Разума и Духа. Ибо именно в советской системе образования обучаемый был ОБЯЗАН ПОНИМАТЬ, это — прежде всего, это — предусматривалось самой сутью образования. Воспитывали прежде всего Интеллект, по поводу же знаний бытовала примерно такая присказка: «...знания — это то, что отличает умного дурака от обыкновенного...».

Жаль, что... эээ... «...невкусившему — не объяснишь...». То же самое, что слепому рассказывать про радугу.

НО. Магия неповторимой прелести — имеет место быть

Оценка : 8
«Старый год»
–  [ 5 ]  +

mshvez, 02 июня 2020 г. в 23:29

Вот что мне нравится у Булычева — это аллюзии. Уже на 40 странице наши герои, попавшие в мир Старого Года, пьют чай в компании Партизана, который носит цилиндр, спившегося учителя Пыркина и Марфуши — толстой доброй тетки. Чай холодный, т.к. огонь не развести либо он не греет. Но это все равно то ещё чаепитие. Партизан — небольшого роста и в цилиндре.   А уж разговоры за чаем — страннее не придумать. Ничего не напоминает? Вот так умеет Булычев — мягко, ненавязчиво и как-то светло шутить, описывая даже далеко не радостные события и обстоятельства.

К концу книги абсурд ситуаций остался, а вот света и юмора стало сильно недоставать. Похоже, рано или поздно придуманный мир затягивает и захватывает своего создателя. Несколько неприятных страниц — описание «первой брачной ночи» императора Павла и девушки Люси. И хотя Булычев подаёт тему мягко, в свойственной ему манере, интеллигентно, всё равно возникает ощущение, что слишком много «физиологии» (а в описываемых деталях оно так и есть). Возможно, это сделано нарочно, чтобы вызвать отвращение у читателя к императору и ко всему «тому миру», но с художественной стороны (да простят мне читающие такой пафос) выглядит оно всё равно далеко не лучшим образом. Но светлые моменты все же попадаются. В «том мире» есть девушка Соня, она возит коляску-каталку с инвалидом-дебилом Денисом. Эта парочка в связке умеет чувствовать (Денис) и рассказать другим (Соня) знание об очередном появлении «окна» между «тем миром» и нашим. Долго я не мог понять, кого мне напоминает Соня. И вот, в разговоре с Люсей: «Соня вдруг всхлипнула... -Я все время хочу плакать...» и из описания: «Но глаза были печальны, нет, наверное лучше сказать — скорбные глаза». И вот тут пазл сложился: грустная плачущая Соня со скорбными глазами — снова шикарная отсылка к компании безумного Шляпника и К°. Получается занятная вещь — вся история, которую нам рассказывает Булычев — старая сказка на новый лад. Только сказка получилась совсем грустная. И, если первая часть трилогии «Вид на битву с высоты» было понятно — написана для взрослых, то вторая часть — непонятно для кого. Если для взрослых — то атрибутика полу-сказочного «того мира» с императором-царем-королем и его свитой — вроде как детская. А если для детей — то сцены жестокостей с убийствами и отрезанными головами или описанием той же «первой брачной ночи» — вовсе не детские. Кому адресован роман, я так и не понял.

Наконец, финал. Он как бы «полу-открыт». Учитывая, что «тот мир» закрыл переход от них к нам. Судьба главных героев осталась в «подвешенном» состоянии, что намекает на продолжение в третьем романе цикла. Общее впечатление — вещь послабее первого романа, но прочитать можно, 7 баллов.

Оценка : 7
«Вид на битву с высоты»
–  [ 5 ]  +

mshvez, 15 мая 2020 г. в 00:11

Хороший роман. Что интересно — по ходу чтения много ассоциаций возникало, в основном со Стругацкими — вначале романа, где появляется институт экспертизы — с НИИЧАВО, в середине — с «Парнем из преисподней», местами — с «Пикником» и «Градом обречённым». А ближе к финалу, когда ГГ встречает наблюдающих за «битвой с высоты» и вовсе возникали аллюзии с Яном Вайссом с его «Домом в 1000 этажей». Но это всё не к тому, что роман не оригинален и нашпигован плагиатом. Дело скорее в каком-то внутреннем родстве и общности Булычева и АБС — они почти ровесники, в одно время писали, общее мировоззрение, одна жизненная эпоха. А написан роман мастерски. После переводной фантастики читать хорошую нашу — отдельное удовольствие. Не углубляясь в раскрытие сюжета, скажу, что он строится вокруг странного исчезновения десятков людей — ветеранов многочисленных локальных войн (Чечня, Приднестровье и т.д.). Люди пропадают пачками — в разных городах, бесследно. И главному герою — Гарику Гагарину надо выяснить как это происходит и куда они деваются. Ничего заумного, завязка простая, развязка будет тоже несложной — но весь цимус, как всё это приготовлено и подано. Пальчики оближешь! Читается влёт, сон — побоку :) . Отдельное спасибо — за колоритно выписанные места и детали — по ходу чтения так и представляешь всё происходящее, как в кино сидишь — очень кинематографично. И персонажи тоже — каждый индивидуален, со своим характером и привычками. Как говорится — «как живые». Как художник Булычев превосходен. Не соглашусь с теми, кто посчитал этот роман пессимистичным и страшным. Есть здесь и тонкий юмор, особенно в первой части, замечается сразу и — как бальзам на душу. Так пишут только наши авторы, не сравнить с зубоскальством, иногда искусственным (простите, иначе не могу назвать) читанного перед этим Терри Пратчетта. Простите, фанаты сэра Терри, не в обиду ему будет сказано. А что во 2 части показана война, жестокость, насилие, плюс к этому — продажность и цинизм разных деятелей, даже от «патриотического» движения — так надо помнить, что роман писался в 1990-е, и Булычев лишь показал часть той правды. Но — в своем, всё-таки жизнеутверждающей ключе — без чернухи, без смакования разного рода гадостей — как это было модно у Сорокина, нвпример. Так можно сказать, что и Константин Симонов или Юрий Бондарев писали «страшные и пессимистичные» романы. Смертей и жестокости в романах о войне всегда хватает. А если между строк читать и после прочтения осмыслить, взглянуть, так сказать «на битву с высоты» — видно, что автор как был так и остался гуманистом и по-прежнему стоит за добро. Так мне показалрсь. В целом — роман стоит потраченного времени — хорошая приключенческая фантастика. Без промедления перехожу ко 2 тому, «Старый год».

Оценка : 8
«Два билета в Индию»
–  [ 5 ]  +

Paganist, 29 декабря 2019 г. в 15:18

Повесть отличает лёгкий стиль, ненавязчивый юмор и в меру интересный сюжет. Классическое «булычевское» произведение для школьников.

Разумеется, можно пенять на наивность истории, покопаться в сюжете и найти нестыковки и моменты, требующие разъяснений и ответов. Но это если подходить к повести с точки зрения взрослого читателя, читающего взрослую книгу. Детская литература — о другом. В ней важны не достоверность причин аварии космокорабля Тигра и Питона или почему это биоформы помимо хинди знают и русский. В таких произведениях на первом плане дружба, смелость, находчивость, помощь ближнему (пусть даже это инопланетные профессора). Также и вера в невероятные события и явления. И само-собой разумеется — любовь к животным (пусть даже в их облике инопланетные учёные) . Потому по части дидактической нагрузки к повести претензий нет.

Оценка : 8

  Страницы: «(–21)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 18 19 20 21 [22] 23 24 25 26 . . . 80 81 82 83 84   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх