Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: С.Соболев, DeMorte

Авторы рубрики: bakumur, artem-sailer, swgold, polak22, isaev, versta, sanbar, inyanna, breg, visto, Barros, ceh, cat_ruadh, Claviceps P., denshorin, glupec, Kons, mastino, WiNchiK, Petro Gulak, sferoidi, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Календула, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим, Ny, magister, Green_Bear, Толкователь, 2_All, 240580, darkseed, =Д=Евгений, Кибренетик, Thy Tabor, БорЧ, DeMorte, Pirx, Алекс65, Ведьмак Герасим, Иар Эльтеррус, mif1959, JimR, bellka8, chert999, kmk54, Zangezi, Fyodor, Леонид Смирнов, kenrube, Алексей121, keellorenz, Death Mage, shawshin, khripkovnikolai, amarkov, EllenRipley007, rvv



Статья написана 21 сентября 2020 г. 16:52

Названы обладатели премий Фонда Артура Кларка (Arthur C. Clarke Foundation), американской некоммерческой организации, созданной в 1983 году. Помимо того, что Фонд ставит своей целью популяризацию идей и работ знаменитого писателя-фантаста, он также содействует интеграции науки и технологии с искусством и литературой, а также тому, чтобы космические и телекоммуникационные технологии использовались на благо всего человечества. Для этого фонд организует лекции, спонсирует образовательные программы, сотрудничает с университетами, музеями и другими учреждениями.

Премии Фонда Артура Кларка (США) / (Arthur C. Clarke Awards) 2020

Виртуальная встреча, 12 ноября 2020 г., Лауреаты объявлены заранее, не позднее 20 сентября 2020 г.
За влияние воображения на общество:Тед Чан
Ted Chiang
За инновации:ЦЕРН (Европейский центр по ядерным исследовниям)
CERN
За общий вклад:Уильям Дрейпер III. (инвестор)
William H. Draper III

В прошлые годы лауреатами премии становились многие писатели-фантасты: Джордж Мартин, Лю Цысинь, Ким Стэнли Робинсон, Маргарет Этвуд, Ларри Нивен, Урсула К. Ле Гуин и Бен Бова. Кроме того, наградами был отмечен вклад таких известных учёных и популяризаторов науки как Стивен Хокинг и Фримен Дайсон.

PS. Страница этой премии ещё не открыта.


Статья написана 20 сентября 2020 г. 21:03

#Фантлаб #Fantlab #Концепты #назадвбудущее #backtothefuture #art #conceptart #posters #drewstruzan #design




Статья написана 19 сентября 2020 г. 13:32

Другая переписка из двух углов

После опубликования на Фантлабе двух статей о взаимоотношениях Станислава ЛЕМА с американскими писателями-фантастами я занялся небольшими изысканиями по библиографии, направив к одному из кураторов некоего известного автора информацию о трех его первых переводах на английский, которых почему-то в этой библиографии не было. Получил спасибо и заявление, что ввожу в заблуждение любителей ЛЕМА, так как статьи "Sex in Science Fiction" у ЛЕМА нет. А я писал про нее в работе «Как Станислав ЛЕМ Филипа ФАРМЕРА оскорбил». Сказать, что я был огорошен – мало. И далее последовала переписка в личке. Состояла она в том, что я лихорадочно перерывал собственные архивы, шерстил интернет, переводил с английского и представлял доводы. А в ответ получал: все это неубедительно. Я опять начинал искать источники. Предоставлять сканы. Но и это никак не убеждало моего оппонента. Пока, наконец, после последнего скана я не получил сообщение: «Надо обмозговать».

И я решил предоставить эту переписку на суд лаборантов (есть сканы переписки). Ведь в ней нет обсуждения каких-то личных вопросов, нет оскорблений и обвинений в отношении моего оппонента, которого я не называю – ведь он не давал разрешения на публикацию имени (захочет – сообщит). Обвинили только меня. Так почему бы этот вопрос не обмозговать всем интересующимся лаборантам? Разве Фантлаб не является клубом профессиональных любителей фантастики? И здесь масса знающих и любящих творчество ЛЕМА. Итак:

Переписка

N

Насчет статьи "Sex in Science Fiction", её и у Лема нету, это это отсебятина фэна, не вводили бы в заблуждение любителей Лема.

mif1959

Вы хотите сказать, что ФАРМЕР оскорбился фальшивой (гигантской по объему) статьей ЛЕМА в 22 номере «SF Commentary» (июль 1971 года) и потом журнал придумал фальшивый ответ Лема на письмо ФАРМЕРА? И после этого достаточно нетерпимый по характеру ЛЕМ продолжал печататься в этом журнале и посылал туда письма и комментарии? Почему Вы не заявили этого публично в комментарии к моей заметке? Я бы ответил там. Но раз пишете об этом в личку, отвечу здесь. Во-первых, прежде чем такое заявлять, все же неплохо ознакомиться с репутацией «SF Commentary» и Брюса ГИЛЛЕСПИ. Во-вторых, эта статья ЛЕМА с тем же текстом под названием "Erotik und Sexualität in der SF" (понятно, что по-немецки) ранее была опубликована в июне 1971 года в немецком "Quarber Merkur", который выпускал тогдашний литературный агент ЛЕМА Франц РОТТЕНШТАЙНЕР. Он и перевел ее на английский. Ну и в-третьих, как говаривал один профессор "не читайте советских газет", то бишь российских библиографий. Есть достаточно полная библиография публикаций ЛЕМА в Польше и за рубежом Леха КЕЛЛЕРА — думаю, это имя Вам известно — и эта статья там указана (прилагаю скан из его книги). Без обид

N

Вот ваша выписка и подтверждает мою правоту, прочтите сами внимательно, что это компиляция из двух произведений, то есть Лем её не писал, просто переводчик сделал её из двух источников. Без обид.

mif1959

А Вы переведите: "Тот же предмет обсуждался ЛЕМОМ в..." Это стандартная фраза.

К тому же публикация в «SF Commentary», как я и написал, сопровождалась вступлением от автора (не переводчика, и не издателя) — за подписью Станислава ЛЕМА, где говорится: «Это эссе — переработанная версия отрывков, которые частично появились в моей книгах «Философия случая» (1968) и «Фантастика и футурология» (1970), вышедших в Кракове. Мне пришлось резко сократить эти отрывки, иногда в ущерб ясности моих аргументов. Я должен был обработать теоретические части, в частности, с «просветительской силой» (enlightened force), так что некоторые из моих аргументов появляются здесь без необходимых доказательств».

Как сказано уже в моей публикации, если Вы внимательно читали, часть эссе




Статья написана 18 сентября 2020 г. 19:13





В букинистическом магазине наткнулся на любопытный экземпляр времен холодной войны — журнал «Америка» за ноябрь 1970 года. На страницах этого великоформатного издания, в основном посвященного теме телевидения (тематический выпуск), обнаружилась статья Фредерика Пола под всеобъемлющим названием «Научная фантастика» и культовый рассказ (точнее часть рассказа) Филипа К. Дика "Продажа воспоминаний по оптовым ценам".

Фредерик Пол в своей статье довольно занятно описывает текущее положение американской фантастики (со всевозможными контекстами), рассуждает о "новой волне" и "старой гвардии", а также поминает добрым словом Станислава Лема и братьев Стругацких.


Ниже можно прочитать статью Ф. Пола, но перед этим пару слов о самом журнале «Америка».





Статья написана 18 сентября 2020 г. 15:05

В сентябрьском номере «Мира Фантастики» вышел третий выпуск моей авторской колонки «Das ist fantastisch!» под названием «Пространство грядущего». В девичестве статья называлась «Прошлым летом в Техноашраме», ну да где то лето, и где тот ашрам…

Написал про то, что не только время, но и пространство является одной из важнейших фантастических категорий. Еще про утопии и пространство. И про то, как взаимосвязаны организация пространства и устройство общества. Иначе говоря, мировоззрение и мироздание.

В колонке я вспоминаю «город-сад» Эбенизера Говарда и «горизонтальные небоскребы» Эль Лисицкого, «город на рессорах» Антона Лавинского и «летающий город» Григория Крутикова. Двадцатые годы прошлого века вообще породили в Советской России множество проектов переформатирования пространства (почему — понятно). А основным протоганистом стал Бакминстер Фуллер – один из тех, кто стремился преобразовать общество, в том числе с помощью архитектурных конструкций. Самая известная – геодезический купол (кстати, любимый фантастами от Джона Браннера до Уильяма Гибсона). Впрочем, эти заслуги Фуллера не исчерпываются. Он, в частности, одним из первых предложил рассматривать Землю как космический корабль (своего рода «корабль поколений») и использовал специальную проекцию для карты Земли, чтобы подчеркнуть единство человечества. И здеcь нужно сделать некоторое уточнение. Дело в том, что Фуллер использовал устройство под названием trim tab для демонстрации того, как усилия одного человека способы привести к значительным изменениям в обществе. Метафора стала расхожей, пошла в просвещенный народ. Вот, например, как вдохновенно рассказывает об этом Джефф Бриджес в своей речи на церемонии вручения "Золотого глобуса"

Как только не переводят этот термин на русский, а, как правило, и вовсе не переводят. Так вот технически верный перевод для термина trim tab – это транцевая плита. Пожалуй, термин «транцевая плита» вряд ли способен кого-то вдохновить. А вот в авиации схожее устройство называется триммер – берите на вооружение.

Вот как это работает

И еще один любопытный момент. Здесь очень пригодилась книга одного из создателей виртуальной реальности, Джарона Ланье (он же Джарон Ланир), которую с год назад выпустила Бомбора, ее мне посоветовал почитать Владимир Обручев.

Дело в том, что в детстве Ланье-Ланир жил как раз в куполе Фуллера. И как он вспоминал, жизнь в этом куполе была довольно радикальным опытом, изменяющим и образ жизни, и образ мысли. Получается, что эксперименты с реальным пространством повлияли на создание пространства виртуального.

В общем, колонка вышла непростая, забористая. Почитайте.

Хочется обсудить и, может быть, даже поспорить.





  Подписка

Количество подписчиков: 707

⇑ Наверх