Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЛысенкоВИ» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 декабря 2023 г. 17:09

Иностранная литература № 7 1961

=======================================================

Г. Рабинович. Рассказы Станислава Лема (рецензия) // Иностранная литература № 7 1961, с. 261-262

---

С. 261-262

Рассказы Станислава Лема.

-

Станислав Лем. Вторжение с Альдебарана. Научно-фантастические рассказы. Перевод с польского. Москва, Издательство иностранной литературы, 1960. 235 стр.

-

Вслед за романами «Астронавты» и «Магелланово облако» в русском переводе появился сборник рассказов Станислава Лема. Советский читатель теперь получит более полное представление о творчестве этого интересного польского писателя.

Лем — мастер научно-фантастического жанра. Увлекая читателя описанием чудес техники будущего, покоряя его смелой и неистощимой «звездной» фантазией, ведя его сквозь многочисленные захватывающие приключения, он ни технику, ни фантазию, ни приключения никогда не делает самоцелью. Главное для Лема — человек, его торжествующий разум; ко всему, что враждебно разуму, Лем беспощаден.

Разуму уже давно противоречит капиталистическая собственность — и Лем предает ее осмеянию в открывающем сборник рассказе «Существуете ли вы, мистер Джонс?», выбирая для этого парадоксальную «научно-фантастическую» ситуацию. Некая американская электронная компания по суду требует признать за ней право собственности на... автомобильного гонщика Джонса: дело в том, что компания постепенно заменила кибернетическими протезами все органы мистера Джонса, потерявшего их во время многочисленных автомобильных катастроф. Но гонщик не рассчитался с компанией — и она хотела бы в возмещение убытков «разобрать» его на части... Научно-фантастический рассказ приобретает черты острого политического памфлета.

Совсем иные, героические, ноты звучат в рассказах «Испытание» и «Альбатрос». В первом из них молодой астронавт Пиркс, чудаковатый и нескладный, столкнувшись со смертельной опасностью, ведет себя как герой, а его самоуверенный и самодовольный товарищ не выдерживает испытания. Традиционная тема несоответствия внешнего облика и внутреннего содержания человека очень своеобразно выглядит на «космическом» фоне, особенно в сочетании с совершенно неожиданной концовкой.

Во втором рассказе экипаж космического корабля, потерпевшего серьезную аварию, гибнет, до конца выполняя долг, не уронив человеческого достоинства.

Вера в Человека, гордость за него — вот что составляет главную силу этих двух превосходных рассказов.

Особо следует выделить рассказы «Вторжение с Альдебарана», «Друг», «Вторжение». В них Лем, иронически осмысливая ультрапессимизм буржуазной научно-фантастической литературы, пародирует произведения тех американских писателей, которые одинаково мрачно расценивают возможности «мирного сосуществования» жителей разных планет или человека и созданных им «мыслящих» машин, не верят в познаваемость Вселенной.

В последнем рассказе сборника, «Exodus», звучит ненависть Лема к поджигателям новой войны, писатель вместе со своими героями отказывается считать их людьми. Они — лишь извращенное подобие людей, злая и подлая выдумка притаившихся где-то в космосе врагов человечества, мечтающих вызвать на Земле междоусобную войну, чтобы потом захватить нашу планету. И если можно спорить с лемовской концепцией «межпланетных отношений», то его благородного беспокойства за судьбы «землян» оспорить нельзя.

Лем — писатель, много и напряженно думающий, ищущий, непрестанно стремящийся вперед. У нас есть все основания ждать от него не только новых произведений, но и новых ярких мыслей о путях и судьбах людей сегодняшнего и завтрашнего дня.

------------------------------------------------------ ----------------------------------------

На всех языках // Иностранная литература № 7 1961, с. 268

[Большой интерес итальянских читателей…]

С. 268.

Большой интерес итальянских читателей, как сообщает римская печать, привлекает сборник советских научно-фантастических рассказов, выпущенный издательством Фельтринелли. В сборник вошли 14 рассказов разных авторов, отобранные Жаком Бержье для издания, вышедшего ранее во Франции. В рецензии на сборник, помещенной в литературном приложении к газете «Паэзе сера», критик Берто Дель Бьянко отмечает отличие советской научно-фантастической литературы (самым большим достижением которой он считает «Туманность Андромеды» Ефремова) от американской.

«Советская научная фантастика, — пишет критик, — более считается с наукой и техникой, более реалистична; даже самые смелые догадки и предположения находятся в соответствии с общими законами Вселенной, чему очень часто — и преднамеренно — не следуют американские писатели».

Приветствуя выход сборника, Дель Бьянко вместе с тем критикует принцип отбора Бержье, включившего в сборник некоторые рассказы, не носящие характер научной фантастики, и не представившего в сборнике другие, более характерные произведения советской научно-фантастической литературы.

------------------------------------------------------ ----------------------------------------

Против комиксов (заметка) // Иностранная литература № 7 1961, с. 280-281

Пакистан.

Против комиксов.

«Отрадно отметить, — пишет журнал «Иллюстрейтид уикли оф Пакистан», — что не только наши писатели, но даже большинство здравомыслящих издателей теперь понимают, что если они не будут выпускать для юных читателей высоконравственные и увлекательные книги, то наполненные ужасами заокеанские комиксы и надуманные рассказы о космических приключениях, не имеющие ничего общего с реальной действительностью, окончательно наводнят наши рынки, оказывая плохое влияние на юных читателей».

Ввиду усилившегося влияния низкопробной американской литературы на молодое поколение многие известные писатели Пакистана приступили к созданию книг для детей.

Среди первых удачных произведений журнал называет повесть «Бай забан дост» Анвара Инайатуллаха — молодого литератора, ранее писавшего для взрослых. Он показал «умение глубоко проникать в тайны детской души» и создал ряд интересных образов, полных жизни и энергии.

------------------------------------------------------ ----------------------------------------

С. 286.

Krysztof Gruszyński. "Wielki Bobby"


Тэги: СМИ, Лем, 1961
Статья написана 30 ноября 2023 г. 16:51

Джеймс Олдридж. Наш город Солнца (статья, перевод Н. Стрельцовой) // Будущее в настоящем, с. 154-173.

----------------------------------------------

Дж. Олдридж. Наш Город Солнца.

----------------------------------------------

Свою мечту о лучшем обществе Томмазо Кампанелла выразил в «Городе Солнца», книге, которую он писал в тюрьме, отбывая двадцатисемилетнее заключение за организацию заговора против правления испанских инквизиторов в Неаполитанском королевстве. «Город Солнца» являет собой поистине поразительный замысел, если принять во внимание времена, в которые он был создан. Кампанелла исходил из возможности благополучия и единения всего человечества, его утопические идеи отрицали почти все то, что считалось приемлемым или дозволенным в современном ему обществе. Кампанелла был доминиканским монахом, но в основе его видения будущего лежали два принципа: он хотел, чтобы власть принадлежала мудрым и действительно уважаемым всеми людям, и предлагал строить общество на основе разума и соблюдения познаваемых законов природы. Невелика была надежда на то, что когда-нибудь будет построен «город Солнца», идеал Кампанеллы, и все же его мечта основывалась на глубоком понимании общества, в котором он жил. Он взял из истории и политики все лучшее, все то, что не будет помехой на пути прогресса.

Вот почему всякий раз, когда я пытаюсь фантазировать о будущем, я ловлю себя на том, что вспоминаю Кампанеллу как образец провидца, а не ищу вдохновения в произведениях современных предсказателей — писателей-фантастов. Фантасты — умные люди. Они переносят нас в мир будущего с потрясающей изобретательностью и искусством. Однако в целом они не могут удовлетворить меня, поскольку многие из них (хотя и не все) обнаруживают прискорбное незнание того, откуда в действительности придет это будущее. Известно, что XXI век станет веком такого развития науки и техники, в которое сегодня трудно поверить и которое практически невозможно оценить. Уже теперь развитие науки и техники грозит подчинить себе человека. Именно это привлекает фантастов. На самом же деле источник проблем XXI века следует искать не столько в области технических достижений, сколько в сфере устройства самого общества. Если мы действительно хотим узнать, что будет происходить в следующем тысячелетии, нам необходимо начать с изучения современного мира, чтобы понять, куда ведут нас развитие общества и техники.




Статья написана 19 ноября 2023 г. 16:46

Н. Д. Новоселов. Взвод писателей (очерк). О газете «За Советскую Родину» 1 Кировской дивизии Ленинградского народного ополчения // Литературное наследство. Том 78, книга первая. Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны, с. 467-486

20-е числа 1941 года.

с. 467

Призывные, мобилизующие шапки. Заметки бойцов, командиров, политработников. И рядом с ними — статьи и корреспонденции, репортажи и литературные зарисовки, подписанные именами, знакомыми многим читателям еще по мирным, довоенным дням: Сергей Семенов, Геннадий Гор, Дмитрий Остров, Павел Журба, Александр Бартэн, Николай Жданов, Виктор Бакинский, Алексей Дорохов, Юрий Слонимский, Арсений Островский, Павел Кобзаревский, Александр Рыбасов, Евгений Люфанов, Георгий Кубанский, Василий Валов…

с. 484-485

[Город Пушкин].

Все эти поэты и писатели бывали здесь, многие из них подолгу жили в этом городе, писали о нем. Сохранилось здание бывшей классической гимназии, где директорствовал Иннокентий Анненский. В Пушкине живет и работает Вячеслав Шишков, и в нашей редакции все чаще поговаривают, что ему нужно помочь переехать в Ленинград. Живет здесь и тяжело больной Александр Беляев — автор многих широко известных научно-фантастических книг... Город муз, город искусства! Неужели на камни его улиц, на аллеи его парков ступит нога фашиста?..

С. 485

В казармах военного городка литераторы проводят многие часы, слушая и записывая рассказы воинов. Не забыли мы и о том, что когда-то собирались провести литературный вечер в артиллерийском полку. В казарму к артиллеристам пришли Д. Остров, Г. Алехин, П. Кобзаревский, Г. Гор, Г. Кубанский, П. Ойфа... Радостно было увидеть знакомые лица командиров орудий, наводчиков, заряжающих.

...

В военном городке в Пушкине остались сильно поредевший, понесший большие потери 1 стрелковый полк, часть артиллерийского полка и несколько мелких подразделений. Уменьшился и взвод писателей. В редакцию газеты «На защиту Ленинграда» перешел Н. Жданов. В распоряжение ТАСС направлены Г. Гор, Е. Люфанов, Л. Цырлин, И. Ямпольский. Отозван в Ленинград Ю. Слонимский...


Статья написана 10 ноября 2023 г. 16:58

События проекта «90 лет журналу «Техника – молодёжи».

------------------------------------------------------ ----------------

На 23-й странице журнала «Техника – молодёжи» № 10 2023 в рубрике «90! Нас поздравляют читатели» напечатано приветствие администраторов и посетителей сайта «Фантлаб»:

Администраторы и посетители сайта Фантлаб поздравляют с юбилеем всех тружеников, причастных к изданию «Техники — молодёжи»! Новых художественных открытий, новых технически выверенных статей о строении Вселенной, новых очерков о людях будущего! Благодарим за 90 лет дружной жизни с фантастикой. Здоровья «ТМ», хорошего настроения читателям и авторам!

Сайт «Лаборатория фантастики» г. Москва.

------------------------------------------------------ ----------------

С 25 августа по 25 сентября 2023 года проводился конкурс «ФантЛабораторная работа — 25,5 Блиц», организованный совместно с «ТМ».

Тема: Забытая технология будущего

Три лучших фантастических рассказа планируется опубликовать в № 11 или № 12 за 2023 год.

Победители:

Первое место: Дмитрий Лопухов. Вселенский аргонавт (рассказ)

Второе место: Михаил Мавликаев. Дипверс Гиперсекс (рассказ)

Третье место: Анна Самарина. Сюрприз (рассказ)

------------------------------------------------------ ----------------

  • Дмитрий Лопухов. Вселенский аргонавт (рассказ, иллюстрации нейросети) // Техника – молодёжи № 11 2023, стр. 58-61


  • Статья написана 8 ноября 2023 г. 19:10

    Вл. Немцов. Голос из космоса (очерк, линогравюра Эдмундаса Жяубериса «XX век. К далёким звёздам») // Литературная газета № 15, 10 апреля 1968, стр. 1

    ------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ ----------------------------

    Этот день. 12 апреля 1961 года, останется в памяти всего человечества, а мне этот день стал особенно дорог, так как я одним из первых услышал голос человека из космического пространства.

    Вместе с писателем-фантастом А. Казанцевым меня пригласили в радиостудию и сказали: «Сейчас привезут магнитофонную пленку с записью сообщений Юрия Гагарина с борта космического корабля «Восток». Надо их прокомментировать для радиослушателей.

    И вот уже доставлена уникальная плёнка, исторический документ, который останется на века. Сорваны сургучные печати, кассета — на диске магнитофона. Шумы, треск разрядов. Атмосфера возмущена, что человек прорвался сквозь ее толщу и может теперь разговаривать с Землей. В те времена радиотехника еще не достигла совершенства в космических связях, как это было потом, когда мы не только слышали космонавтов, но и видели на экранах телевизоров. И хотя голос Гагарина звучал совершенно спокойно, мы понимали не все слова. Тут, конечно, виновата была не только техника, видимо, нам не хватало гагаринского спокойствия...

    Мне сейчас трудно вспомнить, в чем заключались наши комментарии. Да, собственно говоря, это и неважно, помню лишь, что боялся пропустить хоть одно слово из сообщений Гагарина, боялся, как бы оно не затерялось среди шумов возмущенной атмосферы.

    Вскоре после этого полета мне посчастливилось не только услышать голос Гагарина, но и увидеть его самого. В мае Юрий Алексеевич приехал к нам в Дом литераторов для встречи с писателями. В переполненном до отказа зале мы слушали эмоционально насыщенный, образный рассказ первого космонавта. Отвечая на вопросы, он, застенчиво улыбаясь, обмолвился: «Но ведь я же не писатель». На это К. А. Федин из президиума бросил реплику: а почему бы Юрию Алексеевичу и не писать. Видимо, реплика руководителя нашей писательский организации оказалась пророческой. Очерки Ю. Гагарина печатались в газетах, а затем вышла и книга.

    Многие из писателей — участников этой встречи подарили свои книги Юрию Алексеевичу, потом фотографировались вместе с ним. Я дождался, когда все разойдутся, и прошёл в комнату за сценой, где Юрий Алексеевич и наставник космонавтов — генерал Н. П. Каманин остались одни. Мне захотелось лично передать книгу Гагарину.

    Это был роман «Последний полустанок». Я его начал писать, когда еще не было спутников, задолго до полета Гагарина. В романе рассказано о полете вокруг Луны. Мне не казалось, что это фантастика, а потому я назвал книгу просто роман. Передавая ее Гагарину, я признался, что это не фантастика, хотя здесь рассказывается о полете вокруг Луны.

    — Что ж! Это вполне возможно, — с затаенной улыбкой, будто только для себя, сказал Юрий Алексеевич.

    Мне тогда представилось, что улыбался он своей мечте о таком полете, который для него был абсолютной реальностью, не то что для писателя в робком его воображении...

    Уже не раз звучали и еще будут звучать родные нам голоса в просторах Вселенной. Путь во Вселенную был открыт Гагариным. Крылатые сыны Страны Советов бесстрашно идут этим путем.

    Вл. Немцов.

    =====================================





      Подписка

    Количество подписчиков: 77

    ⇑ Наверх