Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, visionshock, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 13 сентября 19:31

Каждый месяц Алекс Громов рассказывает о 9 книгах

«— Все равно не нравятся мне эти флаги, — сказал Пат, когда пылеход отчалил от пристани Порт-Рориса. — Очень уж нелепо, как подумаешь, что они висят в вакууме.

Хотя, если говорить начистоту, иллюзия была полная. Пестрые вымпелы, украсившие здание Космопорта, развевались на несуществующем ветру. Сделано это было очень просто, пружины и электрические моторчики помогали морочить голову телезрителям на Земле.

Сегодня большой праздник для Порт-Рориса, да что там — для всей Луны. Жаль, нет с ним Сью, но она не в форме для такого путешествия. Утром, провожая его, она даже пожаловалась:

— Не представляю себе, как женщины на Земле заводят детей! Носить такую тяжесть там, где тяготение в шесть раз больше нашего!

Пат отвлекся от размышлений о семье и включил полный ход. Будто одноцветные радуги, изогнулись в лучах солнца параболы лунной пыли, и в кабине, за спиной капитана «Селены-2», раздались восторженные возгласы тридцати двух пассажиров.

Первый рейс нового лунобуса проходил днем. Путешественники не увидят волшебного свечения Моря Жажды, зеленого сияния недвижной Земли, и не будет ночного броска по каньону к Кратерному Озеру. Но все это возмещалось новизной и необычностью впечатлений. Благодаря своей несчастливой предшественнице «Селена-2» оказалась едва ли не самым знаменитым судном во всей солнечной системе».

Артур Кларк. Лунная пыль. Большая глубина

Заглянем не в наше будущее? не все, что было рассказано и описано фантастами во второй половине XX века, сбылось. Но, с другой стороны альтернативные грядущие – это не выдумка, а наш выбор. Многие могло быть другим… Два романа добротной классической научной фантастики, в которых обыгрывались передовые по тем временам (более полувека назад) темы, тренды и варианты развития грядущего.




Статья написана 10 сентября 18:24

Аннотация:

Человек, которого нашли на Луне, был мертв. Его окрестили Чарли. Мужчина отличался крупными глазами, обильной растительностью на теле и сравнительно длинными ноздрями. На момент обнаружения его скелетированные останки, облаченные в ярко-красный скафандр, были скрыты внутри каменной гробницы. Кем он был, как туда попал и от чего погиб, оставалось тайной. Известно было лишь, что возраст трупа составлял 50 000 лет, а значит, этот мужчина каким-то чудом жил задолго до того, как мог появиться на свет!




Перед тем, как перейти непосредственно к роману Джеймса Хогана, давайте совершим небольшой исторический экскурс, чтобы лучше представить контекст времени, когда "Звезды в наследство" увидели свет. Первые космические станции устремились к Луне еще в январе 1959 года, вскоре предоставив человечеству в том числе и снимки ее обратной стороны. В 1966 году была совершена посадка автоматической станции. И уже в 1969, спустя всего лишь три года, человек впервые ступил на лунную поверхность. Однако еще через три года пилотируемые полеты на Луну были свернуты. До 1976 года продолжались исследования с помощью автоматических станций, в том числе был доставлен на Землю лунный грунт, однако затем и здесь наступила пауза. В этой атмосфере головокружения от стремительно растущих достижений и поистине фантастических успехов появился дебютный роман Хогана.

Сам Хоган в предисловии к позднему сборнику писал, что стимулом к написанию книги послужил фильм «Космическая одиссея 2001 года» С. Кубрика, чрезвычайно впечатливший его, но одновременно оставивший простор для собственной фантазии и полемики с Кларком. Однако начинаются "Звезды в наследство" вполне себе камерным научно-исследовательским детективом. Дана загадка — найденные на Луне останки космонавта, который не мог исчезнуть с человеческих лунных баз. Более того, различные тесты одинаково показали, что чрезвычайно похожее на человека существо погибло пятьдесят тысяч лет назад. Космические силы ООН формируют исследовательские группы, чтобы раскрыть эту загадку. В том числе привлекают к работе доктора Ханта, талантливого ученого и эрудита.

Следует сразу констатировать печальный факт: текст романа не может похвастаться особыми художественными достоинствами. А когда Хоган пытается придумать образное сравнение, зачастую испытываешь неловкость. Но первая половина книги, в которой сюжет вращается исключительно вокруг загадочных останков, и не нуждается в изобразительных средствах. В лучших традициях производственной НФ Хоган со знанием дела описывает сосредоточенную работу исследователей из разных научных областей. Азартно и воодушевленно ученые пытаются наилучшим образом использовать те скудные данные, что оказались в их распоряжении. В ход идет все — размер и форма кровеносных сосудов лунарианца, особенности костной системы, разобранные на молекулярные слои листы из его книжек, содержимое контейнеров с продуктами. Особое внимание Хоган уделяет управленческим проблемам, когда организация обработки и анализа добытой разными учеными информации может кардинально повлиять на качество и оперативность результатов. В этом отношении первая половина романа являет собой отличное и увлекательное чтение для тех, кто тоскует по классической производственной НФ, по конфликтам хорошего и лучшего, по чистой науке без примесей сюрреализма, психопатии или абсурда.

Однако во второй половине "Звезд в наследство" Хоган резко смещает фокус с одиночного артефакта, который исследовался подчеркнуто научными методами, на цивилизационное развитие человечества и его предшественников в масштабах тысячелетий, а то и миллионов лет! Вместо одного единственного фантастического допущения о существовании братьев по разуму теперь Хоган бомбардирует читателя быстро нарастающим потоком гипотетических, спорных и откровенно выдуманных идей. И хотя автор устами своих персонажей еще недавно воспевал научный подход, само повествование выламывается из строгих рамок НФ и скатывается в стройные, но абсолютно фантазийные теории, которые отличаются от конспирологии лишь позиционированием романа, как художественного текста. Там, где Кларк давно бы поставил многоточие, Хоган добавляет все больше выдуманных сущностей, создавая оригинальную авторскую вселенную, увы, уже не способную концептуально претендовать на научность, тем более "твердую". У него могла бы получиться отличная космоопера с иными расами и видами, звездолетами и оригинальной механикой перелетов, но ближе к финалу персонажи обесцвечиваются, превращаясь в авторских марионеток, поочередно выходящих на сцену и зачитывающих единый монолог. Монолог о планетарных и цивилизационных опасностях, о хрупкости разумной жизни и ее неукротимой стойкости, упрямстве и стремлении к развитии и познанию. Чистому, не привязанному к конкретной стране или нации.

Итог: суховатая архаичная космоопера, колеблющаяся между твердой НФ и конспирологическими теориями.

Моя оценка: 7/10


Статья написана 10 сентября 16:56

сопроводительный текст
сопроводительный текст

Посредственность и эпигонство прошлого века? Возможно, это слишком жесткие эпитеты.

Старательное копирование идей других авторов? Да, но без лишнего старания.

Попытка написать хороший НФ текст в 1977-м году? Именно, что попытка. Скорее это игра в археологический детектив.

.

Допущение №1 — на Земле к 2028-му построена утопия, "нации повзрослели, рождаемость уменьшилась" (так в тексте).

Допущение №2 — развитие компьютеров остановилось на уровне 1970-х. Ну, или автор ничего не знал о законе Мура.

Допущение №3 — находят на Луне скелет, начинают его исследовать. Начинает разматываться ниточка старых событий.

Автор пишет, что "Специалисты проанализировали генетический код в его половых клетках; компьютерное моделирование процесса слияния с генетическими кодами, взятыми у среднестатистической женщины, показали, что рожденное от такого союза потомство обладало бы совершенно нормальным набором характеристик". Однако, ничего не сказано о сопоставлении с современными расами, а ведь это тема во-первых, для юмора ("доктор Хинди с берегов солнечного Индостана заявил, что этот скелет принадлежит истинному арийцу и знаки в его блокноте имеют несомненное сходство с буквами санскрита, а устройство шлема сопоставимо с очертаниями храма Шивы, после чего доктор Курт с просторов солнечной Рейнвестфалии начал плакать от испанского стыда" — нет, это не цитата), во вторых — для попытки понять — каким может быть набор характерных мутаций, это наш предок или нет и т.п. То есть автор не тему генетического анализа своего времени не особенно углублялся, отделался общими фразами (секвенирование генома впервые осуществлено в 1977-м, это, конечно, тогда бы самый фронтир науки).

Вообще, исследования артефактов идут довольно туго, и основные персонажи заняты тем, что рассказывают достижения одной группы коллегам из других групп. Просто нет общего чата для обмена информацией (см. Допущение №2)

Допущение №4 Был Фаэтон, или как в тексте, Минерва, там была цивилизация людей, но планете грозило оледенение и две супердержавы, фактически, уничтожили друг друга в процессе ядерной войны (очень оригинальная мысль для 1977-го).

Допущение №5 Оказывается была еще одна раса, которая стала разумной на Минерве, вывезла туда гоминид с Земли 25 млн лет назад, но ничего не смогла сделать с вымиранием родной биосферы и куда-то ушилась (только нашли её корабль на Ганимеде). А гоминиды возьми, да и развейся в людей.

Допущение №5.1 А морская фауна на Миневре осталась своя, не земная.

Допущение №6 Луна первоначально вращалась вокруг Миневры. В процессе ядрёного конфликта исходная планета уничтожена, её ядро теперь Плутон, а Луна полете к чертовой бабушке на Солнце, но по дороге смогла присоседиться к Землей (куда и стремились контингенты обоих враждующих супердержав). Совпадение? Не думаю.

Допущение №7 В Судане находят, но не верят в находку "органайзера" друга лунного мертвеца, который таки высадился на Землю. Звали его "Кориэль". Это позволяет автору замкнуть первую сцену, в которой Кориэль оставляет своего друга в лунной пещере.

...

Некое эмоциональное шевеление я испытал только когда космонавт сдвигал тяжеленные двери совсем чужого корабля на Ганимеде и мне казалось, что вот сейчас на его шлем должен приземлиться лицехват. Саспенс получился. Только вот фильма еще не было, премьера "Чужого" будет позже, потому автор не смог использовать данную концепцию :)))

Но отодвигая юмор в сторону, что можно сказать?

Автор романа сам заявлял, что желает написать более понятную версию "Космической одиссеи" Кубрика (да, адаптация фильма даже, а не книги). Соответственно, текст прост, я бы даже сказал, непритязателен. У персонажей последовательно движется научная карьера, им дают повышения или они переходят на работу в более ответственные подразделения. Ноль серьезных конфликтов, ноль значимых любовных интриг, ноль серьезного внешнего давления. Соответственно, эти персонажи серенькие, безо всяких выпуклостей.

Если брать археологию условных 1960-1980-х, уже ясно, что такие вот заселения — должны были иметь возможность скрещиваться с местным населением, потому что иначе невозможно объяснить преемственность форм. Что плохо бьется с эволюцией приматов на Минерве, виды бы разошлись слишком далеко. То есть автор, деликатно выражаясь, натянул сову на глобус в рамках общих гипотез о палеоконтакте, модных в то время. Автор не сдерживал себя в количестве допущений и возможности громоздить их одно на другое. Подгонял под это доступный материал без лишних рефлексий.

Так же автор писал на волне еще не остывшего интереса к лунной гонке, ведь только-только прекратили посылать туда астронавтов.

Поэтому книга — не НФ в хорошем смысле этого слова, как бы её не расхваливали, а "Очевидное-невероятное с Канатчиковой дачи".

Логических дыр даже в этом "детективе" — очень много. Например, почему эти две сверхдержавы не заслали на землю научные экспедиции по 200-300 человек — на паритетных началах? Еще до реализации общего проекта по переселению? И к моменту войны-апокалипсиса была бы сеть небольших поселков по адаптации будущих колонистов (простой аналог — станции в Антарктиде). Да, это бы обнулило интригу с Кориэлем. Но смотрелось бы куда логичнее.

Часть советских текстов что на темы палеоконтакта, что на темы ядерной войны в далекие времена, смотрится куда целостнее.

Или почему, имея в распоряжении космические технологии, не стали подогревать свою планету?

.

Итого: книга представляет для любителя фантастики скорее археологический интерес. Если вы хотите вернуться в конец 1970-х не через чтение советской космической фантастики на подобную тему (Казанцев, да-да, "Фаэты"), и не через чтение чисто производственной фантастики, и не через чтение более известных американских книг ("Космическая Одиссея" А. Кларка или его же "Свидание с Рамой") — то это ваш текст. Типичный и невзрачный текст той эпохи.

.

Страница романа на сайте — https://fantlab.ru/edition419720


Статья написана 6 сентября 11:31

Как успокоить Суку? или В поисках Цели

ugli_vojny

Будущее. Жуткая война между двумя межзвездными группировками человечества, уносящая миллионы людских жизней, закончилась. Способом, повергшим в шок каждое мыслящее существо. Война закончилась, но исчезли ли породившие ее причины?

Проходит несколько лет, бывший тяжёлый крейсер класса «хищник», подавший в отставку и ставший спасательным судном, отправляется на выручку потерпевшему крушение лайнеру. К экипажу корабля присоединяются двое агентов спецслужб тех самых противоборствующих группировок. Получивших задание отыскать живым или мертвым одного из пассажиров лайнера.

С крушением не все чисто. Очень похоже, что судно сбили, и это не банальные пираты.

А от результатов спасательной экспедиции «хищника» зависят не только жизни выживших после крушения. Но и судьбы большинства представителей вида гомо сапиенс. А, возможно, и других разумных рас.


Космоопера жанр благодарный, переживающий в последнее время настоящий расцвет. Вспомним хотя бы Кори, Гамильтона, Руоккио, Уэджерс, Флинна или Леки.

Англичанин Пауэлл в первом романе своего цикла не особо торопится вскрывать все карты, лишь обозначая нюансы созданного мира, и радуя читателя сложными моральными дилеммами.

Одна из которых и становится зачином романа. Какой цену можно заплатить за прекращение войны? Сколькими людьми пожертвовать? Как посчитать потенциальное количество погибших в продолжающейся войне и соотнести с числом гекатомбы? Есть ли право решать судьбы мирного населения? Отбирать жизнь у одних, возможно сохраняя ее другим? Походя уничтожать иную жизнь, учиняя натуральный геноцид? Или бог с ним со всем, будем после каждой военной операции хоронить сотни тысяч людей вкупе с еще большим «сопутствующими потерями» до того момента, пока кто-то из противников не сдастся?

Чертовски болезненные вопросы, не имеющие простого ответа и решения.

Сюда же автор подверстывает тему силы, и цели для этой силы. Ведь даже источнику непредставимой мощи, способной изменить ход развития людских и прочих рас, нужна цель, ради которой стоит отрывать задницу от дивана. Некий достойный, лидер, который «скажет как надо». Да ну ладно, могут возразить мне, это ты описал особенности не человека разумного, а недолугого ИИ, неспособного самому решить, где черное и где белое. В ответ я попрошу вспомнить людскую историю.

Вопросом цели бытия, так или иначе, задаются большинство героев романа.




Статья написана 3 сентября 00:44

Я начинал читать эту книжку не как просточитатель. Как просточитатель я устроен так же, как все остальные: что-то слышал об авторе, прочел аннотацию, поглядел на обложку, стал читать и так далее. Я, когда приступил, уже знал, из аннотации в том числе, что это такое альтернативное прошлое — действие романа происходит в 1931 году на Марсе, колонизованном примерно как Дикий Запад. Там есть атмосфера, там есть поселенцы, и хотя там нет ковбоев и салунов, зато есть шахтеры, шерифы, виселицы и вот эти маленькие городки, в которых в реальности ведь не все жители были ковбоями и не все дома — салунами.

Я начал читать — и, да, так оно и оказалось. Как пишет в послесловии автор, первые главы читала в том числе Карен Джой Фаулер, и она выдала чеканный слоган — мол, это "Марсианские хроники" плюс "Железная хватка" (что весьма обрадовало литагента Баллингруда). С первым понятно, второе — неоклассический (нео же? я думаю) вестерн Чарльза Портиса, 1968 года, с двумя экранизациями, вторую, братьев Коэнов с Джеффом Бриджесом, наверняка многие видели. Это история 14-летней девочки, которая решает отомстить бандитам за убийство отца и храбро отправляется в путь-дорогу с судебным исполнителем и техасским рейнджером. А "Странность" — тоже история 14-летней девочки, которая решает отомстить бандитам за разграбление семейной закусочной (отчего отец девочки окончательно впал в депрессию и вдобавок сделал кое-что нехорошее) и отправляется в путь-дорогу в некоторой странной компании — космического пилота, который никуда не летит, мощной бандитствующей бабы и семейного кухонного автомата по имени Ватсон.

Тут я перестал быть просточитателем и спросил себя: ну и что? Перенести вестерн на Марс — дело нехитрое. Джордж Лукас вон чего отчебучил Если это всё, как бы хорошо оно ни было написано, этого очень мало. Это будет версия того рассказа Аверченко, "Неизлечимые", герой которого писал в любых декорациях порнуху про грудастую Лидию. А тут — не порнуха, а вестерн. Ну на Марсе. Ну с кухонным автоматом. Но в принципе-то то же самое.

Это общее место для историй типа "Униженные и оскорбленные и зомби". Тупо переписать — легко. И не ценно. Впрягаясь в сочинение текста, который как бы перелицованная классика, ты должен выбрать: или тупо переписать — или сыграть в опасную игру с читателем. Использовать прием, чтобы сделать что-то еще. Короче, прием ради приема — или прием ради чего-то большего. Я подозревал первое и очень надеялся на второе.

"Странность" оправдала мои надежды сполна. Баллингруд проворачивает хитрющую штуку: подавая историю как новую "Железную хватку", он потихоньку замыливает глаз читателя. Марс уже и в первых главах отличается от Дикого Запада существенно, несмотря на наличие атмосферы (в обоих смыслах слова). Например, связь с Землей оборвалась, и никто не знает, почему, называется это Молчание. Например, кухонный автомат, как и другие автоматоны, сам по себе не обладает сознанием, но проходит (иногда) тест Тьюринга, потому что набор алгоритмов оживляется своеобразным процессором, и этот процессор — добываемое на Марсе вещество под названием Вредность Странность. Например, есть сектанты — их называют культистами, — которые вроде как поклоняются марсианским мотылькам. Но это всё остается поначалу немного за кормой восприятия (извините, ужасная метафора), потому что у нас тут мисс Аннабель Крисп решила воевать с ворами.

В результате в глубине книги до тебя доходит, что ты всю дорогу цеплялся за нормальность восприятия 14-летней девочки, которая, вообще говоря, не очень хорошо представляет себе реальность и сама цепляется за то же самое. А это не Дикий Запад, дорогой мой. Это Марс. И вот тут тебе становится реально страшно. Как там у "сплинов": "Пока пою, протри свои обозреватели". И ты их протираешь вместе с Аннабель. Складываешь два и два — и как-то становится нехорошо.

И этот слоган от Карен Джой Фаулер — тоже обманка. На поверхности это, может, и "Марсианские хроники" (щепотка) + "Железная хватка", а на самом деле это (чуток спойлера)

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

"Волшебник страны Оз" + "Солярис"
. Первое достаточно очевидно, второе в какой-то момент прописывается чуть не прямым текстом.

В общем, я рад, что прочел эту книгу. Перевод Ромы Демидова, просто отличный. Атмосферный, всё как надо, слова, стиль, саспенс.

Что до автора, у Нэйтана Баллингруда только что вышла повесть "Крипта Лунного Паука" (Crypt of the Moon Spider), первая в серии "Лунная готика", там 1923 год, Луна, психиатрическое заведение с нетрадиционными методами лечения и — обещают — космический ужас; поглядим.

(Из телеграм-канала "Звездные маяки капитана Норта".)





  Подписка

Количество подписчиков: 899

⇑ Наверх