Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, visionshock, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 26 августа 11:40

Типичное фентези по лекалам мэтров, или Дракончик и его человек

skvoz_krov_i_plamja

Эфирия. Земля, некогда процветающая под справедливым приглядом Ордена дралейдов с их драконами. Но те благословенные времена остались далеко в прошлом. Пал Орден, поддались искушению многие дралейды, а власть захватил маг Фейн Мортем, создавший могучую Лорнийскую империю. Давным-давно никто не видал вольных всадников драконов, независимых от воли Фейна.

До той поры, пока юный Кейлен Браер с друзьями не отправились по хозяйственным делам из родной деревни в ближайший торговый городок.

Случайная встреча в таверне с троицей суровых мужчин и жизнь Кейлена в корне меняется. Вместо работы в отцовской кузне, посиделок с товарищами и попыток завоевать любовь местной красавицы, Браер оказывается в компании тех, кого преследует вся мощь Империи. А заодно становится надеждой для жаждущих сбросить имперское ярмо.


Давненько я не встречал настолько классического (кто сказал штампованного?) фентези, пожалуй, со времен Древа. На фоне современных тенденций (от дарка до ориентальных, дворцовых, паро и стим вариантов) в Стране Фантазии, ирландец Кейхилл решил создать эпическое фэнтези в ранешнем стиле, написанное по старым лекалам, с изрядным закосом в young adult. Изрядно потоптавшись при этом по плечам гигантов (особенно досталось старине Роберту).

Но беда Райана не только во вторичности, и уж безусловно не в «классичности» его работы: писать романы в духе Профессора и Джордана новым авторам никто запретить не может. А в неторопливости дебюта и недостатке мастерства, чтобы сделать эту плавность завораживающе-увлекательной.

Замысел автора понятен, нас постепенно знакомят с миром, начиная историю в маленькой деревне, имеющей слабые контакты с остальной Эфирией. Затем перемещая в более крупное поселение, увеличивая, раскрывая горизонты происходящего, следом в настоящий город и так далее, включая единственный свободный от империи красочный мегаполис. Не забывая с головой окунать героев в процессе квеста-путешествия в «природную пастораль» (вне конкуренции местный жупел по имени Темнолесье), и снабжать читателя историческими экскурсами, смешанными с политинформацией.

Однако при всем кажущемся многообразии локаций, мир читается слабо, очень уж он шаблонный. Темнолесье невнятное, деревни и городки сливаются в одно целое, разве что вольный город Белдуар чуток выделяется, да место обитания гномов (ну и за Ветроход накинем десяток вистов).

По расам прорывов не ждите. Люди, эльфы, гномы, великаны. Подгорных парней (и не только парней) мы увидим в самом конце (танграровского колориту не густо), эльфы не отличаются от хумансов ничем кроме ушей и долголетия, которое слабо влияет на развитие сюжета (за исключением разве что Тэрина, помнящего времена Ордена). Великаны умеренно большие, вдвое выше среднего гомо сапиенса и легко пользуются магией. Есть еще местные орки по фамилии араки: крупные и с красными глазами. Про них информации негусто: имеют речь, социальные отношения и предводителей-шаманов обладающих вполне реальным чародейством. Зачем бегают? Чего хотят? Сие эльфам неведомо. Нынче регулярно ходят в набеги на людские деревни, а раньше прямо поспособствовали падению пресловутого Ордена.

Из любопытного: убиение человека несет для юных героев некислые моральные терзания. А вот об изничтоженных своей рукой вполне человекообразных араках они как-то не сильно переживают.




Статья написана 23 августа 19:01

Жанр фэнтези основан на фантазиях, это подразумевается самим его названием. Но что есть фантазии, не подкрепленные реальностью? Пустота. Как жаль, что некоторые авторы забывают простую истину: по своей изначальной сути фэнтези базируется на фольклоре. А тот, в свою очередь, является отражением образа жизни, ментальности, быта и других особенностей народа. Естественно, когда мы говорим о славянском фэнтези, то имеем полное право рассчитывать на то, что за фасадом волшебства и чудес найдем не выдумки автора, а нашу абсолютно особенную культуру, которая уходит своими корнями в глубокую древность. Очевидно, что для того, чтобы взять реальное и создать из него убедительную фэнтезийную вселенную, автор должен обладать очень большими познаниями в истории.

Павел Беляев именно такой литератор. Он тот, кто сумел пройти по пути, проложенному Семеновой и Сапковским, и не оступиться, не померкнуть на фоне мэтров. Его Горний мир самобытен, уникален. И он настолько славянский, насколько это вообще возможно. Здесь учтено все: сущности из мифов и легенд, старинные суеверия, этимология имен и названий, ментальность. Культурный код не надо искать с собаками, а потом рассматривать под лупой. Он сразу бросается в глаза. Это славянское фэнтези. Ни с китайским, ни с европейским, ни с каким бы то ни было еще его не спутаешь. Нет там ничего заморского. Все свое, родное.

В настоящее время о Горнем мире написано несколько книг. Основной цикл включается два произведения. Это романы «Крылья нетопыря. Часть I. Сон разума» и «Крылья нетопыря. Часть II. Трон из костей». Очевидно будет продолжение, но пока читателю не дано знать наверняка, чем же закончится попытка ересиарха Азаря, известного бунтаря в мире, подчиненном единой религии, живущем по правилам храмовников и зачастую подвергающемся набегам всяческой нечисти, создать нового бога из простого нетопыря. Понятно, что сперва война была за идею, а потом с ее реализацией, так как нетопырь вдруг заимел собственные планы и объявил людей рабами. «Тихий омут» и «Сезон пурги и пепла» — это приквелы. Их события развиваются до основной сюжетной ветки. При этом «Тихий омут» — это самостоятельная история, которая помогает лучше визуализировать сам мир, а заодно посмотреть в новых обстоятельствах на ряд второстепенных героев. А «Сезон пурги и пепла» — это новая история про Азаря и его учителя, которые впервые столкнулись с нечистью и встали на путь, который и привел их в «Крылья нетопыря». Примечательно, что у этого произведения есть шестнадцать возможных концовок. И только читатель выбирает, какая ему ближе и интереснее.

Горний мир отличается цельностью. У него есть география, отображенная на карте, религия, экономика, политика, история. В нем живут объемные персонажи, обладающие узнаваемыми и всегда разными характерами. Они переживают опасные приключения и часто принимают спорные решения. Дают клятвы, а потом не знают, как их сдержать, так как долг начинает идти вразрез с интересами близких. Случайно им может довестись разорвать ткань реальности и доказать, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Ничто им не дается легко и просто, будто по волшебству или как в фильмах с молодыми Сталлоне и Шварценеггером. И это отсутствие нарочитой легкости в стиле «всех убил — один остался» интригует, делает происходящее настоящим. Впрочем, настоящим оно воспринимается даже раньше, чем читатель понимает, что тут, как и в жизни, «по щучьему велению» ничего не случается, никто не застрахован от ошибок и их страшных последствий. Достаточно просто ступить впервые на Храмовые скалы вместе с Азарем, прийти на суд, начать диалог с храмовниками, а в это время не забывать оглядываться по сторонам чтобы внимательно рассмотреть детали, на которые щедр Павел Беляев.


Статья написана 16 августа 11:05

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что позднее творчество Стивена Кинга довольно ощутимо уступает по качеству его ранним работам. Тем не менее, лично для меня каждая новая книга Короля Ужасов вызывает неподдельный интерес. Конечно, его можно было бы списать на привычку, но я правда верю, что любимый автор еще способен задать жару и выдать реально стоящий текст (пусть даже и с самоповторами).

Однако есть один нюанс, который может заведомо настроить меня против произведения — это его ярко выраженная фэнтезийная направленность (а как известно, Кинг периодически обращается к данному жанру). Поэтому к роману с говорящим названием "Сказка" я приступал с некоторым опасением. Но ведь пока сам не прочтешь, не узнаешь что это за зверь такой и с чем его едят.

Итак, если пропустить внушительное вступление, которое представляет нам главного героя книги — старшеклассника Чарли Рида — то будет допустимо сказать, что сюжет романа стартует с одного крайне прозаического происшествия. Дело в том, некий мистер Боудич (сосед Рида по улице Сикамор-Стрит) падает с лестницы на собственном заднем дворе и ломает ногу. Будучи обездвиженным, пожилой мужчина может надеяться только на помощь своей собаки — немецкой овчарки по кличке Радар. И именно ее отчаянный вой слышит Чарли, проезжающий неподалеку на велосипеде.

В ходе дальнейших событий между мальчиком и стариком завязывается крепкая дружба, которой, к сожалению, не суждено продлиться долго. А все потому, что злосчастное падение подрывает здоровье мистера Боудича, стремительно толкая его к последней черте. Однако перед тем как покинуть бренную Землю он открывает Чарли свой самый сокровенный секрет, связанный с существованием другого мира с двумя лунами на небосводе, полного удивительного волшебства. А самое примечательное, что ведет туда подземная лестница, проход на которую скрыт в стенах сарая, расположенного все на том же заднем дворе мужчины.

И естественно, являясь молодым и любознательным парнем, Чарли решает отправиться в путешествие, которое сулит ему не только море новых впечатлений, но и возможность излечить от возрастных болячек Радар, к которой он успел прикипеть всей душой.

Вот такая завязка у "Сказки", придуманной Кингом, и не смотря на все мои опасения, роман у него вышел прямо-таки отличный (пускай и с оговорками, но куда же без них). Первое, что хочется отметить, это удачное построение истории. Автор не стал сразу же погружать нас в реалии своей фэнтезийной вселенной, а сперва уделил весьма много времени раскрытию характера главного героя и подробно осветил его взаимоотношения как с отцом (мать мальчика погибла, когда ему было семь лет), так и с нелюдимым Боудичем.




Статья написана 13 августа 16:56

"На мгновение всем кажется, что они что-то поняли" — эта одна из последних фраз романа, а её надо бы сделать эпиграфом.

Это длинное, многоплановое, переусложненное и при том очень стандартное повествование, которое для полного понимания надо читать второй-третий раз, но уже не очень хочется это делать.

Тут будет некоторое отступление, которое должно что-то пояснять, но при этом само может быть чистой сказкой и бердовой инсинуацией :)

Если сравнить современную польскую и русскую фантастики, то среди прочих отличий бросается в глаза возможности некоторых польских авторов раз за разом ставить литературные эксперименты. Там где типичный российский автор впрягается в бесконечную (и часто безнадежную) борьбу за денежные знаки, начинает выпускать проды каждые три дня, или клепать тексты о попаданцах, или накручивать себе рейтинг — словом, встраивается общий поток — часть поляков имеет возможность "жить на грант". Или просто написанные ими книги оплачиваются лучше, и можно жить на гонорары от нормального творчества (роман в год, а лучше в два). Российские автор-середняки, которые не гонятся за сроками и мейнстримом, оказываются изолированными от рекламы/интереса большого количества читателей. "Широко известными в узких кругах".

Разумеется, "все совсем не так", однако влияние моды — несопоставимо.

С одной стороны гонка за идеалом читательского вкуса изрядно опошляет громадный вал текстов на русском языке. Жемчужины плохо видны. "Остров Сахалин" Веркина в 2018-м издан тиражом полторы тысячи экземпляров, были допечатки до десяти тысяч с хвостиком, а в 2023 разродились трехтысячным тиражом. "Не так плохо", но если сравнить с тиражами условным "Мародером" или "Вонгозером", то только руками разведешь.

С другой стороны, когда я беру в руки некоторые переводы польских авторов, я будто проваливаюсь в прошлое. "Актуальность утрачена". Люди будто играются с кубиками минувших исторических эпох, уже не из соображений моды, а из каких-то эстетских вывертов, которые не всегда понятны читателю. Авторам кажется, что они смогут написать "Рукопись, найденную в Сарагосе", а получается пыльный лабиринт без выхода.

К чему все эти рассуждения, которые порой далеки от книги?

Чтобы объяснить как такой текст прошел мембрану перевода, добрался до прилавка.

.

Его нельзя назвать плохим. Это действительно работа человека с редакторским опытом, и часть анонса вполне честная. Какие-то параллельные или перпендикулярные миры. Набор героев. Интрига "начала большого путешествия", которая ломается на середине текста внезапным предательством. При том, есть все части романа: завязка, развитие, кульминация... А некоторые сеттинги очень удачные.

Но.

Однообразный язык, особенно в диалогах. Существа разных миров, социальных статусов, жизненного опыта и просто телепатических способностей, общаются друг с другом как в телепостановке средней руки. И это на фоне попытки автора ввести несколько десятков существительных (миры-то разные).

Явно заимствование образов из папки "мистика ХХ-го века". Тут и Ктулху, и плохонькая монгольская пародия на дона Хуана, и советские ядерные физики, и скелеты гигантов и довольно много стандартного, к чему автор прилепил одну-две "оригинальных" черты.

И снова герои бодаются с тоталитарным государством.

И снова семейная травма.

И снова почти отсутствуют настоящие компьютеры и полное ощущение, что цифровая революция еще не произошла ("таблотесор" — похож на мобильник, и охота за ментальными артефактами, как ловля покемонов в парках, но что-то кроме этого ваша электроника умеет?)

На таком фоне автору регулярно удаются яркие описания городов или территорий.

Переход от завязки к началу действия, когда читатель запоминает пригоршню незнакомых терминов и разбирается в ситуации, да, неплох, и дает дозу интереса к тексту.

При том, если взять "Опоздавшие к лету" А. Лазарчука, то там тоже налицо переусложнение, запутанность, необходимость по третьему-четвертому разу вчитываться в строчки, ища намеки и соответствия. Но куда ярче язык, острее чувствуются герои, им сочувствуешь. Там есть изменение аромата эпохи. А в "Оникромосе" все толчется и толчется раствор в одной и той же ступе.

Сюжет ветвистый, но плоский, как детективная викторианская интрига или структура любовных связей в стосерийной мелодраме. Редактор сочинил запутанное, но убрал все действительно сложное: я не увидел языковых игр, новых социальных конфликтов, оригинальных допущений в конструкции миров.

Кто-то хочет сейчас пересматривать "Секретные материалы", аккуратно выписывая гипотезы в тетрадку, строя паутину сюжетных линий, и пытаясь угадать — чем все закончится?

Я прочитал текст полтора раза, и завершать второе прочтение не тянет.

Такой вот субъективизм.

.

Итого: текст с претензией, подходит для серии "иная фантастика", но на любителя. Страница книги на сайте — https://fantlab.ru/work896105


Статья написана 5 августа 10:55

«Боги в кандалах», или Гнев Отца-Земли

5_vremja_goda

Земля с издевательским именем Спокойствие. Земля, которая много и с удовольствием двигается, обрушивая на головы своих обитателей регулярные землетрясения, цунами, зимы с кислотными дождями, длящиеся десятилетия, и прочие катаклизмы. Земля, полная ненависти, будто жаждущая избавиться от всех, кто населяет ее поверхность. И, похоже, в этот раз у нее получится. Ведь конец света уже начался. Опять.

Большинство аборигенов могут лишь почувствовать приближение землетрясений. Но есть те, кто способен управлять движением земли, и вызывать его. Орогены, они же рогги. Люди, сравнимые по могуществу с богами (в кандалах). Или чудовищными монстрами. Те, кого боятся, ненавидят, убивают, используют, с детства держат под неусыпным контролем.

Рогга, по мере сил скрывающая свои способности, ищет мужа, убившего их сына и похитившего дочь.

Маленькая девочка лишь начинает познавать все сложности обучения в контролирующем орогенов Эпицентре, под пристальным приглядом Стражей.

Женщина, в сопровождении одного из сильнейших коллег, отправляется выполнить на первый взгляд обычное поручение Эпицентра. По дороге открывая неведомые стороны своего проклятия (дара?) и некоторые нюансы обращения с орогенами.

Есть ли связь между этими историями и концом света? Или в нем виновна третья сила?


Любопытное фентези, которое открывает свои прелести далеко не сразу. Попервах в глаза бросаются заимствования у разнообразных мэтров, от стратегического начала и особенностей мира из Буресвета, Колеса , Песен и зимы, которая близко. Но по истечению первой трети оказывается, что Джемисин занимается не только танцами на плечах гигантов. Но и созданием собственных, оригинальных наработок.

Но прежде чем мы до них доберемся, взглянем на место действия. Пускай опять же ушки великих торчат из всех щелей, Спокойствие вышло колоритным. Мир, регулярно «радующий» жителей землетрясениями различной силы, извержениями, ураганами и цунами (японцы по сравнению со Спокойствием живут на абсолютно стабильном и тихом острове). Место, где в океане гуляют настоящие водяные горы, и (по слухам) водятся различные чудища. Соответственно, никаких морских путешествий, максимум каботажка, а острова и вовсе считаются местами непригодными для жизни. Где время от времени наступает зима на годы и десятилетия. Сопровождаемая не только морозами, но выпадением пепла, уничтожающего растительность и кислотными дождями, разъедающими металл. Ходят легенды, рассказывающие о том, что изначально добрый Отец-Земля рассердился на людей, терзающих и загрязняющих его плоть. Эдакое экологическое назидание для потомков.

Социальный строй, понятное дело, ориентируется на особенности природы. Люди живут общинами, некоторые из которых превращаются в города, другие остаются огороженными деревнями. В ожидании Пятого времени года накапливаются запасы, выстраивается стена вокруг поселения, всех людей причисляют к той или иной функционал-касте, показывающей их важность для общины. Полезность индивидуума во главе угла, а ее отсутствие становится причиной изгнания из социума. Если подытожить – общественное на порядки важнее личного.

И даже все эти телодвижения не всегда помогают пережить особо суровые Зимы. Рушатся государства, редко какое из них оказывается целым после долгой зимовки. Оттого на континенте столько артефактов (и обрывков знаний) прошлых, погибших цивилизаций (особенно важную роль в повествовании играют обелиски).

Как я уже сказал, ничего особо оригинального, но антураж для истории недурной.

Самым интересным аспектом романа становится магия, над которой автор поработала с душой. Да, это очень напоминает магию земли, но дьявол, как известно, в деталях. Орогены (так называют местных волшбарей) с младых ногтей, инстинктивно, могут управлять землей. Двигать горы, используя энергию колебаний. Воздействуя на землю — вытягивать тепло, движение и саму жизнь из окружающего мира. А после обучения, овладения контролем своей силы — орогены еще и не такое могут.







  Подписка

Количество подписчиков: 900

⇑ Наверх