Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: С.Соболев, DeMorte

Авторы рубрики: bakumur, artem-sailer, swgold, polak22, isaev, versta, sanbar, inyanna, breg, visto, Barros, ceh, cat_ruadh, Claviceps P., denshorin, glupec, Kons, mastino, WiNchiK, Petro Gulak, sferoidi, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Календула, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим, Ny, magister, Green_Bear, Толкователь, 2_All, 240580, darkseed, =Д=Евгений, Кибренетик, Thy Tabor, БорЧ, DeMorte, Pirx, Алекс65, Ведьмак Герасим, Иар Эльтеррус, mif1959, JimR, bellka8, chert999, kmk54, Zangezi, Fyodor, Леонид Смирнов, kenrube, Алексей121, keellorenz, Death Mage, shawshin, khripkovnikolai, amarkov, EllenRipley007, rvv



Статья написана 31 октября 2019 г. 12:11

Наталья Делова — художник-фантаст из Курска. В своих картинах она создаёт планеты, галактики и даже взрывает звёзды. Часть её работ посвящена творчеству Сергея Лукьяненко. Её стиль можно охарактеризовать как "космическая абстракция" или по Лукьяненко — "цветазм". Картины Натальи находятся у многих знаменитых людей планеты. Две картины уже более двух лет находятся в космосе, на МКС. Это олимпийский Мишка и Собака-забивака

Одна картина находится у Илона Маска, которую он собирается отправить на Марс. Картина называется "Туманность синего кота", в создании которой принимал участие кот по кличке "Мартин".




Статья написана 29 октября 2019 г. 11:00

Выкладываю по этому поводу свою старую рецензию на самую первую книгу Василия Щепетнёва "Тёмные зеркала", вышедшую в 2002 году, а заодно — снимок, сделанный мною в 1999 году на самом первом вручении премии братьев Стругацких (АБС-премии), где Щепетнёв был в числе финалистов.

В центре — Василий Щепетнёв, слева (с шарами) — Николай Романецкий, справа — Эдуард Геворкян. На заднем плане — Дмитрий Каралис и Сергей Переслегин.



ТЬМА, ТЬМА, ТЬМА…


Василий Щепетнёв. ТЕМНЫЕ ЗЕРКАЛА: Повести. — М.: OOO «Издательство АСТ», 2002. – 340 с. – (Звёздный лабиринт. Библиотека фантастики «Сталкера»). 6000 экз. (о) ISBN 5-17-014317-6

Экспериментальная серия книг, подготовленная донецким «Сталкером» совместно с АСТ, представляет авторов, ранее незаслуженно проигнорированных издательствами. К сожалению, новая серия не имеет собственного оригинального оформления, и это — явное упущение создателей проекта. По дизайну «покеты», выходящие в «Библиотеке фантастики «Сталкера», ничем не отличаются от книг, ранее изданных в малом «Звёздном лабиринте» АСТ, если не считать цитаты из обращения Бориса Стругацкого к читателям и факсимиле мэтра на последней странице обложки. Сборник воронежца Василия Щепетнёва «Тёмные зеркала», недавно вышедший в этой серии — первая книга автора, врача по профессии. Все вещи сборника ранее уже публиковались в периодике, а с повестью «Седьмая часть тьмы», напечатанной в 1998-м году в журнале «Уральский следопыт», В.Щепетнёв стал лауреатом «Бронзовой Улитки» и вошел в число финалистов «АБС-премии-99». В выходных данных «Тёмные зеркала» названы романом, хотя две повести и рассказ, составившие книгу, не связаны ни общим сюжетом, ни сквозными героями. Произведения объединяет жанр — альтернативно-историческая антиутопия, кроме того, они на редкость одинаково безрадостны по содержанию. Общий рефрен: как не переделывай историю, нашей стране будет только хуже.

«Седьмая часть тьмы» по Щепетнёву — это и есть Россия. Герои одноименной повести живут в 1933-м году, в том варианте мировой истории, в котором не случилось убийство премьера Столыпина, не было первой мировой, страна не стала большевистской. Император Алексей не очень уверенно, но правит, биолог Вабилов получает Нобелевскую премию за универсальную вакцину, муж Надежды Константиновны прозябает на коминтерновском радио «Свобода» в Берлине под началом Льва Троцкого, эмигрировавший в Россию кайзер Вильгельм кормится при дворе русского царя, а в Америке гениальный Эйнштейн создаёт на пару с помощником Семеном Блюмом «аппарат для перемещения по координатам всех измерений», т. е. нуль-транспортировку. На первый взгляд, всё не так уж плохо. Тем не менее, альтернативный мир катится в пропасть. Россия, находящаяся на грани государственного переворота, воюет одновременно с гоминдановским Китаем и Коминтерном, окопавшимся в Германии. Русский генштаб в союзе с Японией планирует начало военных действий против США, на этот случай российскими учёными уже разработана «атомарная» (ядерная) бомба. Планируется глобальное применение смертоносного бактериологического оружия, созданного тем же Вабиловым. Все основные герои повести вот-вот погибнут. Кто-то при ядерном взрыве, кто-то от распускающейся внутри организма «живой» пули-почки, кто-то от сердечного приступа, кого-то ждёт смерть от выстрела снайпера, а кого-то подстерегает искусственный убийца — нечто кошмарное в стиле лемовской «Маски». Переломить ход событий пытается Блюм, посылающий 5,2 грамма свинца из 1933-го в 1911-ый год. Столыпин будет убит. Мировая история станет той, которую мы знаем по учебникам. Станет ли она менее кровавой? Вот непростой вопрос, который автор задаёт читателю.

Беспросветны и «марсианские» вещи Щепетнёва, вошедшие в сборник. Рассказ «Из глубины» представляет собой чернушный сиквел ранних произведений Стругацких, своего рода «Мир Полдня» наизнанку. Кстати, за написанный в том же духе рассказ «Позолоченная рыбка», опубликованный в сборнике «Мир учеников-2», автор получил свою вторую «Бронзовую Улитку». В повести «Марс, 1939 г.» следователь Иван Шаров прибывает на Красную планету в связи с массовой гибелью русских колонистов в посёлке «Свободный Труд», но расследовать он собирается не причины трагедии, а то, каким образом о катастрофе прознали классовые враги из лондонской газеты «Таймс».

Автора можно упрекнуть в полнейшем отсутствии жизненного и исторического оптимизма, но в умении владеть пером Василию Щепетнёву не откажешь. Как убедительно он показывает реалии альтернативного бытия, как достоверно описывает его детали, как умело стилизует материал и исключительно к месту употребляет своеобразный новояз — термины, придуманные самим автором. А как талантливо живописует гнуснейшую атмосферу мира тьмы, в котором заправляют трусливые и циничные подлецы! Настоятельно не рекомендую чтение данного сборника впечатлительным людям, склонным к депрессиям. Вот бы, чуточку изменив реальность, сделать так, чтобы недюжинный литературный дар автора был направлен на изображение светлых миров. Нынешней России, мучающейся в поисках основополагающего идеологического тренда, позарез нужны положительные примеры. Знать бы только, что и куда для этого надо послать? Или кого?


© Владимир Ларионов, декабрь 2002 г.

Под названием «Могло быть и хуже...» опубликовано в газете "Книжное обозрение" #3 (1909) от 27.01.2003.


Статья написана 24 октября 2019 г. 18:35

Есть повод похвастаться:

В издательстве "Речь" вышел очередной том Г. Уэллса в "Малой классике Речи"

Как и в появлении предыдущего https://fantlab.ru/edition244035 я в нем немного поучаствовал8-] — и тоже написал статью-послесловие и составил комментарии.

Но, похоже, этот том долгое время продолжения иметь не будет (мы планировали сделать с "Речью" еще одного Уэллса — сборник фантастических новелл писателя и, возможно, "Войну в воздухе") — они решили "притормозить" серию — плохие продажи:-(((:-(((>:-|


Статья написана 21 октября 2019 г. 18:43

Написал лонгрид об Урсуле Ле Гуин на "Горький".

Урсула Ле Гуин многолика. Она умела сочинять, кажется, вообще всё: стихи, прозу, сценарии, пьесы, фантастику, реализм; квесты, в которых что-то происходит на каждой странице, и медитативные романы, в которых почти ничего не происходит. Там, где другие видят противоположности («фантастика? фэнтези? да это вообще не литература!»), Ле Гуин находила общность. Она была как «десятиклон» из рассказа «Девять жизней» — разная, но одна и та же. Мы привыкли различать, разделять, классифицировать — но для Ле Гуин, как для всякого даоса, единство было важнее отличий.

Жизнь первая: когда воротимся мы в Портленд

Ей повезло с эпохой: обстоятельства жизни идеально совпадали с тем, что Ле Гуин хотела сказать городу и миру. Она родилась в семье ученых: отец — антрополог из Калифорнийского университета в Беркли; мать — психолог и писатель, автор книги «Иши в двух мирах» о последнем представителе индейского племени яхи и носителе южного диалекта языка яна. Интерес к «первобытным» общинам, которые зачастую мудрее цивилизации, Ле Гуин сохраняла всю жизнь. Дома у ее родителей была огромная библиотека. К отцу в гости приходили люди вроде отца атомной бомбы Роберта Оппенгеймера, который станет прототипом Шевека в «Обделенных».

Первый научно-фантастический рассказ Ле Гуин послала в журнал Astounding Science Fiction, когда ей было одиннадцать. Но настоящий дебют состоялся в итоге довольно поздно: рассказ опубликовала в 32 года, роман — и вовсе в тридцать семь. Перед тем успела выйти замуж и родить двух дочерей и сына. В 1959 году семья Ле Гуин переехала в Портленд, штат Орегон, где писательница и жила до самой смерти, которая наступала в январе 2018 года.

И, пожалуй, всё. Стоит разве что упомянуть о дружбе с Филипом Диком. Эта дружба не помешала Ле Гуин в 1975 году отказаться от почетной премии «Небьюла», присуждаемой Американской ассоциацией писателей-фантастов, в знак протеста против того, что ААПФ отняла почетное членство у Станислава Лема. Дик как раз и требовал выгнать Лема из ААПФ как советского агента. Но и ценить Дика, «нашего доморощенного Борхеса», всё это Ле Гуин не мешало. К слову, в 1971 году она издала не очень характерный для нее и очень филипдиковский роман «Резец небесный», герой которого постоянно меняет реальность через сновидения. Сама Ле Гуин предпочитала делать это через книги.

Дальше читать тут.


Статья написана 21 октября 2019 г. 10:52

Особенностью творчества братьев Стругацких есть наличие мира «Полудня», однако отсутствие собственно утопического центрального романа с подробным описанием социальной жизни землян будущего. Некоторые отрывочные сведения можно найти в произведениях «Предполуденного цикла». Так, в «Стране багровых туч» (1959) упоминается Союз Советских Коммунистических Республик, а в «Стажерах» (1962) говорится о наличии рыночной экономики в США, но без монополий и крупных фирм. В «Хищных вещах века» (1965) описываются мещанские типажи в курортном приморском городке явно западного типа. Из всего этого следует, что Стругацкие в «Передполуденном цикле» описывают еще островную утопию, «коммунизм в отдельно взятой стране».

Заглавной, и, наверное, наиболее оптимистической вещью в творчестве Стругацких есть сборник «Полдень, ХХІІ век» (1967), давший название авторской утопической модели. Рассуждений о социальном устройстве немного, рассказы состоят в основном из диалогов и бытовых сценок; данный сборник можно назвать утопией лишь условно.

Определенный мостик между произведениями «Передполуденного цикла» и собственно «Полуднем» можно найти в «неканонических текстах» — неопубликованных в свое время черновиках и отрывках, а также в журнальных вариантах, которые отличались от книжных версий. Речь идет о двух разделах-рассказах «Полтораста лет спустя» и «Президиум ЭСМ». Впервые эти фрагменты были полностью опубликованы в 2005 году в сборнике «Неизвестные Стругацкие. От «Страны багровых туч» до «Трудно быть богом»: черновики, рукописи, варианты».

Итак, что мы здесь видим? В двух главах дан очерк настоящей коммунистической утопии. Ничего по-настоящему особенного (очень малый объем, где бы могло развернуться авторское воображение), но под формальные каноны попадает. Самое главное, что бы можно было выделить из этих текстов, это то, что там есть разъяснения перехода от «социализма в отдельной стране» к планетарному коммунизму. Из того, что Председателем Президиума Экономического Совета Мира стал последний Секретарь ЦК Коммунистической Партии Союза Советских Коммунистических Республик можно сделать вывод, что условный СССР будущего в ХХІІ веке просто «мирно врос» в планетарный социум. На планете воцарился коммунизм. Ну и весь набор к этому: небывалое развитие техники, появление новых материалов, развитие космической отрасли (здесь братья немного перебрали – вряд ли межгалактические полеты будут возможны даже через 200 лет), продление жизни, трудовой энтузиазм и т.п. Интересно, что, судя по упоминанию о существовании в XXI веке вещизма, накопления благ, не все было так гладко в построении нового общества.

Все это показывается через типичный для таких произведений прием — два космонавта вернулись из космического путешествия, но через эйнштейновские временные эффекты застают на Земле своих потомков-правнуков.





  Подписка

Количество подписчиков: 706

⇑ Наверх