КИНОрецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «КИНОрецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

КИНОрецензии


Рубрика для отобранных и качественных рецензий на кинофильмы.

Модераторы рубрики: fox_mulder, Ny

Авторы рубрики: Sabazios, AlexNeimor, olezhka1860, leroev, Виктор Red, gremlin__91, Selin1787, domenges, jacob.burns, Клован, SarButterfly, whostakoslavegod, tema.cheremuhin, Econom, swordenferz, grief, kim the alien, Lena_Ka, glupec, armitura, fox_mulder, Aleks_MacLeod, alexsei111, Barros, rusty_cat, Ригель_14, С.Соболев, Mierin, Fadvan, atgrin, InterNet, febeerovez, Timsviridov, Вертер де Гёте, V.L.A.D.I, Paf, TOD, kraamis, Вареный, angels_chinese, coolwind, sergeigk, Frodo Baggins, Fearless, Kuntc, Kons, Petro Gulak, creator, Сноу, streetpoet, Kiplas, Optimus, xotto, WiNchiK, Мэлькор, skaerman, Энкиду, Salladin, 777serg777, Green_Bear, DukeLeto, Rainbow, Лилия в шоколаде, ergostasio, tencheg, sid482250, mikereader, Samiramay, Rubin1976, demetriy120291, beskarss78, iRbos, Evil Writer, Nexus, zmey-uj, Samedy, PiterGirl, Haik, vovun, ДмитрийВладимиро, vrochek, Russell D. Jones, isaev, Karnosaur123, ХельгиИнгварссон, killer_kot, Ugrum-75, Pouce, osipdark, Igor_k, Толкователь, georgkorg, Roland23, Gourmand, Valentin_86, holodny_writer, aleks-predator, Caspian, rim_x, Deliann, Нарисмер, Farit, jelounov, mif1959, neo smile, Frd981, smith.each, Lartis, speexx, sergiek, magister, dobrikus7, Viktor_Rodon, alex1970, Angvat, Double Black, Zac228, Zangezi, altaevvd, skravec679, wpryag, Ofort, zalpun, Nero Caesar



Статья написана 14 февраля 2020 г. 08:45

Первый кинокомикс 2020 года удивил еще на кассе – кассир начала с пристрастием допрашивать меня, сколько лет моей средней дочке. Билет она в итоге продала, но при этом мрачно предрекала, что билетер нас точно не пустит в зал – ведь фильм 18+. Но билетер не обратила на нас никакого внимания.

Абстрагируясь от всего остального – я не очень понимаю, что в фильме такого, что может необратимо нарушить нравственные устои подростка. То есть там множество забавных драк с не менее забавным членовредительством, намеки на распарывание живота и размышления о том, как побыстрее опорожнить кишечник. Ну кроме того герои фильма используют некоторые слова, например короткий и энергичный синоним справления малой нужды или собаку женского пола. Если те, кто ведает налепливанием ярлыков на афиши зарубежных фильмов, опасаются пагубного воздействия таких эпизодов – они очень мало знают о подростковом населении вверенной им страны. В фильме даже расчлененки нет! Я уже не говорю об эротике… И с гиеной тоже обманули! Две куцые сцены.

Что там есть – ну, кроме уже помянутых драк? Мало что. При том, что по идее событий-то в фильме должно быть много – мы же имеем полноценную супергеройскую команду. Ну да, супергеройской ее можно назвать с большой натяжкой, так как суперспособностями там обладает только Черная Канарейка, да и та их демонстрирует только один раз. То есть команда просто геройская. Но даже их надо как-то ввести в действие, ведь из них более менее известна зрителю только Харли Квинн. Надо всех описать, надо всех их познакомить, заставить поссориться, потом поставить перед ними огромную задачу, которую можно решить только вместе, так что они помирятся и единым фронтом выступят против суперзлодея. И победят его.

Скажете, суперзлодея там тоже нет? Ну, с просто злодеями тоже надо что-то делать.




Статья написана 29 января 2020 г. 10:32

Моя волшебная няня, или Беготня вокруг младенца/

Ты же мать?

dom_prisluga

У семейства Тернер все было в ажуре. До той самой поры, пока не умер их трехмесячный сынишка.

Для Дороти Тернер это стало ужасным ударом. Чтобы помочь ей оправиться, подруга порекомендовала использовать терапию временной замены – вместо умершего мальчика положить в его кроватку «живую куклу»-реборна. Женщина с ходу приняла условия игры, напрочь позабыв о потере.

Что самое удивительное, молодая няня Лиэнн, которую наняла Дороти, также стала вести себя с куклой, как с обычным младенцем. И это не последняя странность, которая ждала Шона и Дороти Тернер с появлением в их доме очаровательной Лиэнн.


М. Найт Шьямалан специфичный, хотя и атмосферный постановщик. Который в последнее время за созданием антуража частенько забывает о сюжетной логике.

Атмосфера его нового проекта на высшем уровне. С первых кадров Манодж с коллегами начинают нагнетать обстановку. Ночные пустынные улицы, барабанящий по крышам дождь, тревожная музыка, звон колокольчиков, непонятные звуки из ниоткуда. Возникающая на пороге няня, талантливо держащая мхатовскую паузу. Противоположные реакции на ее появление четы Тернер. Серьезный нежданчик в финале первой серии. Непонимание происходящего у отца семейства. Паранойя растет и крепнет. И не только у отца, зритель тоже пребывает в полнейшем недоумении. С чем мы имеем дело? Криминальными элементами? Хитрыми мошенниками? Мистическими силами? Помутнением рассудка? Этот вопрос останется с нами почти до финала. Интригу и саспенс Шьямалан способен сделать из чего угодно, даже из прохода по коридору или банальной слежки за няней. На эту же мельницу льют воду операторская работа, к примеру: диалог рук, танец черной и белой обуви, или домашних туфлей и дырявых ботинок. Частые «крупняки» с прямым взглядом в камеру, явно подразумевающие более тесное приобщение зрителя к происходящему. Круговые кружения, с пристальным разглядыванием калейдоскопа лиц с разными выражениями. Плавное скольжение в темную даль коридоров.

Servant (прямой перевод названия — «Служитель») оказался камерным проектом, 99 процентов действия которого происходит в стенах того самого дома с прислугой. В люди мы выходим лишь благодаря взглядам из окна, репортажам Дороти (она тележурналист) да редким скайп-контактам. В наличии также пара-тройка флеш-беков (один занимает эпизод почти целиком).




Статья написана 24 января 2020 г. 11:02

Внимание! Внимание! У нас эпидемия! Помогите, кто может! Кто может — помогите! или Путь к обетованному острову

epidemija

Жизнь шла своим чередом. Сергей разрывался между двумя женами – старой, воспитывающей его сына Антона, и новой – с которой счастливо обитал в загородном доме.

Его сосед и друг Леонид ожидал прибавления семейства от супруги Марины, пытаясь заодно привести в чувство пубертатную дочурку Полину.

Жизнь шла своим чередом. Но никто не знал, что привычное существование отсчитывает последние часы.

Ведь уже начал свою работу смертельный вирус, превративший просторы страны в арену борьбы за жизнь.

Теперь Сергею и Леониду с чадами и домочадцами предстоит вырваться из подмосковного ада и добраться до тихого места – вожделенного озера в Карелии. Но сможет ли не слишком дружная компания одолеть этот долгий и опасный путь?


Фильмов и книг про глобальные эпидемии, меняющих облик человечества, снято и написано немало. Правда, почти все они связаны не просто со смертельным вирусом, а с нежно любимым в последнее время зомби-апокалипсисом.

Создатели «Эпидемии» решили обойтись без этой перчинки, благо человек в критической ситуации и в отсутствие зомбей подарит зрителю уйму морально-психологических этюдов.

Невзирая на некоторые шероховатости, очередная попытка показать конец привычного общества оказалась зачетной.

Проект берет в первую очередь недетским напряжением и зашкаливающим саспенсом. На первое знакомство с персонажами и экспозицию отводится от силы минут 20-25. И понеслось. Ближе к завершению первой серии постановщики намертво захватывают зрительское внимание и стараются не отпускать его до финала. По большей части получается. Напряжение на высочайшем уровне, к созданию саспенса подошли с душой. Нам кратенько покажут зарождение эпидемии, через ролики вездесущих блоггеров обрисуют ее развитие, пяток минут посвятят реакции народа и правительства, социальным потрясениям, грабежам, попыткам властей сдержать болезнь в границах Москвы. Затем действие концентрируется на нашей недружной компании, отправившейся в далекий квест-путешествие. Компании, на которую начинают валиться одна беда за другой. Все по классике науки драматургии – перипетия, ее преодоление, за которыми поджидает следующая проблема. Мародеры-силовики сменяются техническими поломками, недостатки горючки случайными ранениями, моральные этюды – бурными ссорами, дачные «нежданчики» — авариями, злобные вояки – интересными встречами, антохина одиссея – партизанщиной. И так долгое время, точнее до истечения двух третей сериала. Оторваться от экрана большую часть времени невозможно.

При этом как такового активного экшена с драками, перестрелками, погонями в сериале немного, да и камера не следит непрерывно лишь за основными протагонистами. Хватает времени на флеш-беки, лирические, душещипательные моменты, переосмысление, раскрытие, трансформацию персонажей. Иногда возникают новые любопытные герои, типа доктора с его водилой-ловеласом, врачихи-Михалковой или офицера запаса (таки да запасливый мужик, историю любит). Проявляются «боковые» линии, рано или поздно пересекающиеся с основной. Именно при использовании «ответвлений», при тесном воздействии внешнего мира на героев, сюжет расцветает особо яркими красками. Когда протагонисты варятся только в собственном соку, самозабвенно играют «семейную драму», накал спадает, начинаются пробуксовки.

Невзирая на то, что все это время внутри компании бурлят нешуточные страсти. Очень уж разношерстный коллектив собрали сценаристы. Стремящийся всем нравиться Сергей со своими двумя женами, полными противоположностями: мягкая, спокойная Аня, способная меж тем на весьма жесткие поступки и коварство. Резкая, циничная Ирина, ради сына готовая горы свернуть и голову потерять. Дамы, волками глядящие друг на друга и порой норовящие повыцарапывать сопернице глазки. Алкоголический отец Сергея старой закалки, всегда готовый к неприятностям. Туповатый, мерзко ржущий, наглый «хозяин жизни» Леонид, вызывающий стойкую идиосинкразию у интеллигентной Ани. Его беременная супруга-стриптизерша Марина и доця Полина, мочащая такие кони, что небу тошно. Мелкий Артем, норовящий то под машину залезть, то в лес сбегать. Аутичный, без эмоциональный Миша, по уши втюрившийся в дочурку Леонида. Они глупят, допускают ошибки, вызывают у зрителя желание огреть их чем-нибудь тяжелым по кумполу. Живут, как могут.




Статья написана 21 января 2020 г. 16:44

Элитарнейшее нидерландское общество — и не только с блэкджеком...

В поисках свежих форматов для "Нетфликса" — решили скрестить "Гарри Поттера" и "Суспирию", заполировав это все историей Голландии. Получилась проблемная магия сложных людей.

Итак: есть в Амстердаме некое тайное общество с мистическим оттенком. Много денег и политическое влияния, налаженная машина по обучению молодых и проталкиванию их к вершинам власти. И все там хорошо, но почему-то молодежь время от времени кончает жизнь самоубийством.

Есть героиня — мать коренная голландка, отец афроголландец — которая на медицинском учится и жизнью своей не очень-то довольна...

И вот эту барышню — в числе других — приглашают.

Дальнейшее слишком просто свести к пересказу, потому о сюжете будет совсем чуть-чуть, а больше о характерных чертах сериала:

— героиня четко понимает, что это приглашение — её супершанс в жизни. "Можно войти в элиту. Ждем 15 минут, второго раза не будет". Если у Гарри под лестницей была нелюбовь к семье тётки, то здесь четкая социальная мотивация, и плевать, что надо стать раком или выблевать литр черной субстанции;

— сериал при этом снят экономно. Богатство и влияние показывается на примере большого особняка, почти дворца. И все. Есть локация городской квартиры героини, есть аудитории и прозекторские, есть ряды ветрогенераторов и даже внутренности музея. Но показано это без размаха, без чеканных гульденов мешками, без банок черной икры или гонок на мерседесах по узким улочкам. Авторы решили, что надо козырять историей голландского искусства, но аккуратно, потому в деле не столько картины, сколько полутона и композиции, интенсивные намеки на портреты разных эпох. Аллюзии на одежду, на моду, на еду. Опознается "новая вещественность" и вылазят "старые голландцы"...

— основная мистическая тема — у общества договор с неким существом, которое сидит в подвале, и которому жертвуют выблеванные муки совести, но всё сложнее удержать под контролем этого смоляного человека на железной цепи. Основная социальная тема — вырождение тех семей, которые обеспечивали славу и могущество Голландии. Молодежь замечательно воспитана, превосходно одета, в отличной физической форме и великолепно образована. Но уже ничего не может. При том старшее поколение все понимает, и отчаянно ищет выход, готово на резкие шаги, в том числе и на унижение младшего поколения... Ну а младшенькие считают себя вполне достойными наследия предков.

— актеры стараются, и местами выходит весьма впечатляюще, но их довольно сильно подводит сюжет.

Ради этого странного аромата времени — растянутого чувства обреченности в "масонской ложе", элитарного гниения в музейной обстановке, которое интенсивно намекает на судьбу нынешней Европы — и стоит смотреть сериал. И еще ради молодой актрисы, которая отлично отыгрывает "единственную пролетарку в Хогвартсе".

Но если на секунду отстраниться от неторопливого погружения в пучину самораспада — то сериал становится затянутым и манерным зрелищем. Минимум две серии, а то и все четыре, надо вырезать не дрогнувшей рукой. И видно большое количество заимствованных деталей — у Дамблдора гнилую руку свинтили, у кучи других сериалов обычай клеймения, у "Твин Пикса" — странные комнаты, куда галлюцинируют персонажи. Даже с жертвоприношением — не смогли выдумать ничего оригинального.

Создатели аккуратно выстраивают сюжетные арки и развешивают по стенам ружья. Подмигивают зрителям изо всех сил — и, надо сказать, у меня не все их подмигивания расшифровать получается, недостаточно я погружен в голландскую культуру. Но в развитии сюжета нет ни драйва, ни куража. И даже с ужасом большие проблемы. Все это слишком напоминает позднего Акунина — старательно вырезанные из энциклопедий фигурки, которые никак не желают быть похожими на людей.

Финал — с финтом.

Грядут новые времена и цвет их угадывайте сами :)

Итого: сериал третьего ряда, совершенно необязательный к просмотру никем, кроме кинокритиков.




Статья написана 21 января 2020 г. 11:24

Два «мастерских» стиля в одном фильме. Как литературный приём одного классика жанра уступил место зрительной подаче другого.

«Страшные истории для рассказа в темноте» — пожалуй, первый фильм без выделяющегося авторского стиля, к которому приложил руку Г. Дель Торо. Отчасти в этом нет ничего удивительного, так как режиссёром «Историй…» является А. Овредал. Правда, годом ранее, на съёмках «Мамы», присутствие в режиссёрском кресле другого человека не помешало Дель Торо повлиять на этот фильм.

Так, снятая под влиянием знаменитого мексиканца, «Мама» до сих пор является ярким образцом его стиля. Как зрительно, благодаря подаче изображения, так и структурно — благодаря сюжету. Произошло это во многом за счёт цельности обоих, зрительного и сюжетного, элементов. Мускетти, будучи режиссёром, оказался более уступчив влиянию своего продюсера (Дель Торо), чем Овредал. Если первый подал историю как сказку, с вытекающим раскрытием характеров и драматическим сюжетом, то второй использовал лишь отдельные приёмы Дель Торо, за счёт чего «Страшные истории…» получились не такими цельными по стилю и приобрели вид мозаики, сложенной из разных по цвету сегментов. Но так кажется лишь на первый взгляд.

При начале просмотра нас может посетить мысль, что сюжетное полотно «сшито» белыми нитками из затёртых до блеклости частей, в которых, тем не менее, проявляется характерный авторский стиль. И принадлежит он отнюдь не мексиканскому режиссёру. В стиле раскрывается классическая завязка «кинговского» рассказа: это проникновение подростков в пустующий дом, странность которого подчёркнута жуткой легендой и декорациями захолустного американского городка. Немаловажная деталь такой композиции — разборки между сверстниками, чьи компании не признают друг друга, что так же приближает завязку к «кинговскому» стилю.

Из-за этого сюжет может показаться типичной «американской» жвачкой, пережёвывая которую, искусственно возбуждаешь свой аппетит – дабы не критично проглотить любой сюжетный поворот. Однако, в процессе просмотра эта жвачка не вызывает отвращения и на многих минутах ловишь себя на мысли, что за подростками интересно наблюдать. Пусть их характеры раскрываются не столь детально, как у самого Кинга , но сам факт того, что раскрываются – уже редкая деталь в американском интертейменте. Второй важный нюанс, позволяющий внимательно следить за сюжетом – отсутствие ярко выраженных скримеров, благодаря чему внимание зрителя к экрану привлекается именно за счёт изображённой на нём картинки, и никак за счёт звука, который выступает лишь в качестве фона.

К сожалению, музыкальный фон не так прочно связан с тканью повествования, как в других фильмах Дель Торо. Там любая мелодия и звук плавно переносят действие из одной декорации в другую и, оттеняя контекст происходящего, заменяют его новой сценой. За счёт такого контрастирующего эффекта создаётся впечатление, что мы, не отрываясь, смотрим в одну точку картины, но меняем фокус зрения, за счёт этого видим другие детали — так прорабатывается «глубина» картинки. В «Страшных историях» же чувствуется не глубина изображения, а его множественность, усиленная большим количеством не связанных на первый взгляд деталей.

Объединяют их только сюжетные повороты, раскрывающие контекст каждой из предыдущих сцен. Конечно, проявляется контекст не через неожиданные поступки героев, а большей частью через зрительные образы. В фильме Овредала такими образами оказываются чудовища, сделанные исключительно в «сказочной» манере Дель Торо. Бледная дама, Гремящий человек и Красное пятно довлеют над каждым из подростков, испытывавших в детстве свой, отличный от сверстников ужас перед индивидуальным монстром. Пугают эти чудовища именно героев, но никак не смотрящих фильм. С первых появлений монстров видно, что главная задача чудовища в отношении аудитории – не заставить её нервно отворачиваться, а приковать внимание зрителя к экрану, чтобы рассказать ему историю. Эта цель достигается во многом благодаря упомянутому отсутствию скримеров. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов яркость чудовищ, за которой стиль Дель Торо проглядывается чётче всего.

Он раскрывает себя ближе к концу, наслаиваясь на «кинговскую» историю о «подростках в жутком доме». Такое слияние почерков двух мастеров слишком контрастирует друг с другом, из-за чего кажется, что характерные им черты обнажают себя до вульгарности явно и плоско — отчего в итоге кажутся штампами. Неразрывной связи киноговского стиля со штампами в американском жанровом кино мы касались ранее, разбирая «Дом призраков» П. Ложье. Там «американский» штамп был использован не как зацепка, привлекающая внимание зрителя к экрану, а как полноценный авторский приём французского мастера, раскрывающий изменения в героях. В «Страшных историях…» этих стили переплетаются не совсем органично, за счёт чего качество обоих страдает.

Так или иначе, но над «Страшными историями...» всё-таки довлеет именно почерк Дель Торо. Ближе к концу хронометража видно, что режиссёр Овредал, как и его коллега Мускетти, уступает влиянию мексиканца, благодаря чему сюжет, несмотря на наличие штампов, делает неожиданный поворот, уходя в психологическую плоскость: у главного чудовища раскрывается мотив, как и приличествует драматической истории. Мотив оказывается довольно ущербным, рождённым психологически сломленным рассудком. Из-за чего, на глазах зрителя монстр превращается в заложника собственной травмы и выглядит до какой-то степени беззащитным.

Конечно, при такой форме подачи зла о классических ужасах не может быть и речи. Даже если в серьёзных хоррор-картинах зло тоже имеет мотив, то здесь оно чувствует себя обманутым, брошенным, чуть ли не беспомощным. К нему начинаешь относиться снисходительно, чего не случается в «каноничных» ужасах, когда максимум, что можно признать в антагонисте, — это его мотив, но никак не действия, завязанные на «злой» философии. Здесь же чудовище вызывает не только понимание, но и сочувствие. Благодаря чему фабула становится похожей на сказку, что, в принципе, характерно всему стилю Дель Торо.

Поэтому «Страшные истории…» — это, в первую очередь, сплав стилей Кинга и Дель Торо — двух авторов, методы работы одного из которых проявили себя более зрело, поскольку оказались лучше адаптированы к кино-формату. Ведь главный принцип его работы – рассказать историю, передав её через зрительный образ, а не через сюжетно-стилистический штамп.

Первая публикация: рецензия на сайте о тёмном кино "Клуб Крик", 14 января 2020 г.

Источник: статья в группе автора.





  Подписка

Количество подписчиков: 522

⇑ Наверх