Первый кинокомикс 2020 года удивил еще на кассе – кассир начала с пристрастием допрашивать меня, сколько лет моей средней дочке. Билет она в итоге продала, но при этом мрачно предрекала, что билетер нас точно не пустит в зал – ведь фильм 18+. Но билетер не обратила на нас никакого внимания.
Абстрагируясь от всего остального – я не очень понимаю, что в фильме такого, что может необратимо нарушить нравственные устои подростка. То есть там множество забавных драк с не менее забавным членовредительством, намеки на распарывание живота и размышления о том, как побыстрее опорожнить кишечник. Ну кроме того герои фильма используют некоторые слова, например короткий и энергичный синоним справления малой нужды или собаку женского пола. Если те, кто ведает налепливанием ярлыков на афиши зарубежных фильмов, опасаются пагубного воздействия таких эпизодов – они очень мало знают о подростковом населении вверенной им страны. В фильме даже расчлененки нет! Я уже не говорю об эротике… И с гиеной тоже обманули! Две куцые сцены.
Что там есть – ну, кроме уже помянутых драк? Мало что. При том, что по идее событий-то в фильме должно быть много – мы же имеем полноценную супергеройскую команду. Ну да, супергеройской ее можно назвать с большой натяжкой, так как суперспособностями там обладает только Черная Канарейка, да и та их демонстрирует только один раз. То есть команда просто геройская. Но даже их надо как-то ввести в действие, ведь из них более менее известна зрителю только Харли Квинн. Надо всех описать, надо всех их познакомить, заставить поссориться, потом поставить перед ними огромную задачу, которую можно решить только вместе, так что они помирятся и единым фронтом выступят против суперзлодея. И победят его.
Скажете, суперзлодея там тоже нет? Ну, с просто злодеями тоже надо что-то делать.
Так вот, с одной стороны в фильме все это есть. С другой – все это дано в настолько облегченном виде, что этого всего там как бы и нет.
В первую очередь – там нет никакой опасности ни для Вселенной, ни для планеты Земля, ни даже для города Готэма. Вы скажете, что так не бывает и будете правы, но тем не менее это факт – битва ни на жизнь, а на смерть идет за банальные, правда довольно большие бабки и отличаются стороны только тем, что одна хочет пойти к цели максимально коротким путем, а вторая согласна немного подождать. Я не буду тут спойлерить и рассказывать про дуршлаг и сливовый сок, если хотите понять, о чем я идите – в кинотеатр.
Кстати, отсутствие супер-пупер опасности и связанного с нею пафоса в данном случае стопроцентно оправдано. Самое главное, что благодаря этому удалось обойтись без мрачных рож правительственных агентов и вездесущего Брюса Уэйна – они бы этот карнавал только испортили.
Сама команда собирается, в общем-то, совершенно случайно. Так уж вышло, что в одной комнате по разным причинам оказались Харли Квинн, Ночная Канарейка, Охотница, Вопрос и Сирота, а чтобы выйти из этой комнаты им пришлось объединиться.
Какую-то историю создатели сподобились сочинить только для Охотницы – Харли Квинн и так нам знакома, а остальные даны так, как они есть и что их привело к событиям фильма дано абсолютно невнятно и скороходом. Есть они и есть, начинается фильм и они начинают действовать, а почему так, а не иначе – неважно.
То же самое можно сказать и про Черную Маску – он дан таким, как есть. Что немного обидно – ну хоть объяснить, откуда он набрал народ и почему они все в масках, можно же было. Но нет – нам это просто задано.
Актеры справляются с ролями по-разному. Ну, Марго Робби есть Марго Робби, в роли Харли Квинн она бесподобна. Проблема лишь в том, что она бесподобна, но при том никак не меняется, более того – не видно, как она может поменяться. Даже робкие попытки уйти от выбранного типажа кончаются плохо, образ сыпется. Второй фильм на нем вытянули, третий – скорее всего не получится. Нужно куда-то идти, куда – совершенно непонятно, в том числе из-за уже помянутой облегченности истории. Она просто не ставит перед персонажем каких-то серьезных задач.
Юэн Макгрегор в роли Черной Маски очень неплох, но так как сам персонаж висит в воздухе, то и его игре не на что опереться. Вообще, со злодеями у DC проблема – ну, кроме инфернальных, хотя, если честно, и с ними дело швах. А так, Джокер и Лютор уже забили типажи безумцев, Макгрегору повторять их неохота, но и в сторону не двинешься – не с чего. Он попытался придумать собственный тип свихнутости, но это не так-то просто, в итоге он ведет себя то как недо-Джокер Джареда Лето, то как полу-Лютор Джесси Айзенберга. То-то над ним Харли прикалывается – а ведь расскажите о Маске поподробнее, так получился бы реально крутой типаж. А сейчас все кончено… разве что его обратно соберут по кусочкам.
Мэри Элизабет Уинстэд с ролью Охотницы справилась. Она превосходная актриса, и даже на этом безрыбье смогла вытащить какие-то фишки и сделать персонажа хоть немного живым. Проблема – вполне терпимая – только в том, что ее боевые навыки пока не позволяют ей всерьез претендовать на столь боевые роли. Ну, да научится еще. Как раз за нее не страшно – если ее персонаж получит развитие в дальнейшем, то там будет однозначно лучше.
Остальные члены команды – увы, никакие. Они блеклые как сценарно, так и в плане игры, что-то показать то ли неспособны, то ли это им просто не дали сделать.
Из персонажей второго плана тоже вспомнить некого. Ну да, Зас там хвастался своей коллекцией шрамов. Но он, по моему, там вообще был чисто для мебели – даже не подрался толком ни разу, я уж не говорю о том, чтобы нож в ход пустить.
Подчеркну еще раз – фильм снят ради веселых и прикольных драк. Всем приятно посмотреть, как Харли Квинн разносит очередную дурную компанию. Остальные пытаются соответствовать, но основную нагрузку по вытягиванию фильма несет именно бывшая подруга Джокера. В итоге мы имеем в некотором роде клон фильмов с Джеки Чаном. Вариант не худший, но беда в том, что у Джеки всегда были достойные противники, для победы над которыми ему приходилось реально попотеть и преодолеть себя – ну, или хотя бы совершить нечто сногсшибательное. Здесь все – подчеркну, все драки выглядят так: мужик набегает на Харли и получает в торец, потом на нее набегает второй мужик – и тоже получает в торец, потом третий… и так далее. Да, фантазия у постановщиков боевых сцен есть, они стараются не повторяться, трюки забавные и способы поражения противников – тоже, но к концу фильма эта фантазия истощилась. Финальная драка, увы, выглядит наиболее унылой из всех. Ее не спасает даже место проведения.
Резюмирую. Легкий комедийный боевик «с перчиком» (который совершенно необоснованно попытались надуть до 18+), с парой-тройкой ярких персонажей, забавными драками, диалогами и парой совсем неплохих шуток. Вполне достойный вариант, чтобы провести время и разгрузить мозг. В принципе, это едва ли не первый фильм, который можно назвать «чистым комиксом» и при этом ни капли не погрешить против истины – ни на что большее создатели даже не пытались замахнуться.
У семейства Тернер все было в ажуре. До той самой поры, пока не умер их трехмесячный сынишка.
Для Дороти Тернер это стало ужасным ударом. Чтобы помочь ей оправиться, подруга порекомендовала использовать терапию временной замены – вместо умершего мальчика положить в его кроватку «живую куклу»-реборна. Женщина с ходу приняла условия игры, напрочь позабыв о потере.
Что самое удивительное, молодая няня Лиэнн, которую наняла Дороти, также стала вести себя с куклой, как с обычным младенцем. И это не последняя странность, которая ждала Шона и Дороти Тернер с появлением в их доме очаровательной Лиэнн.
М. Найт Шьямалан специфичный, хотя и атмосферный постановщик. Который в последнее время за созданием антуража частенько забывает о сюжетной логике.
Атмосфера его нового проекта на высшем уровне. С первых кадров Манодж с коллегами начинают нагнетать обстановку. Ночные пустынные улицы, барабанящий по крышам дождь, тревожная музыка, звон колокольчиков, непонятные звуки из ниоткуда. Возникающая на пороге няня, талантливо держащая мхатовскую паузу. Противоположные реакции на ее появление четы Тернер. Серьезный нежданчик в финале первой серии. Непонимание происходящего у отца семейства. Паранойя растет и крепнет. И не только у отца, зритель тоже пребывает в полнейшем недоумении. С чем мы имеем дело? Криминальными элементами? Хитрыми мошенниками? Мистическими силами? Помутнением рассудка? Этот вопрос останется с нами почти до финала. Интригу и саспенс Шьямалан способен сделать из чего угодно, даже из прохода по коридору или банальной слежки за няней. На эту же мельницу льют воду операторская работа, к примеру: диалог рук, танец черной и белой обуви, или домашних туфлей и дырявых ботинок. Частые «крупняки» с прямым взглядом в камеру, явно подразумевающие более тесное приобщение зрителя к происходящему. Круговые кружения, с пристальным разглядыванием калейдоскопа лиц с разными выражениями. Плавное скольжение в темную даль коридоров.
Servant (прямой перевод названия — «Служитель») оказался камерным проектом, 99 процентов действия которого происходит в стенах того самого дома с прислугой. В люди мы выходим лишь благодаря взглядам из окна, репортажам Дороти (она тележурналист) да редким скайп-контактам. В наличии также пара-тройка флеш-беков (один занимает эпизод почти целиком).
Длятся серии по полчаса (явное алаверды Диснею с его «Мандалорцем»). Развивается сюжет крайне неторопливо и плавно, претерпевая любопытные метаморфозы. Сперва кажется, что неприятности проистекают из одного источника. Постепенно мы получаем чуть больше информации, понимая, что все не так просто, происходящее имеет не двойное, а минимум тройное дно. Или четверное? Затем вскрываются дополнительные обстоятельства, и еще одни, и еще. О! а вот и мистика пошла. Свои теории объяснения происходящего приходится пересматривать несколько раз. За игры со зрителем Шьямалану «пятерка».
Актеры тоже отработали неплохо.
Режиссер заботливо рисует перед нами быт четы Тернер – небедных владельцев большого особняка с подвалом, заставленным коллекционными бутылками дорогого вина, гардеробными, наполненными сотнями пар обуви. Особняка, ветшающего на глазах и имеющего свою историю.
Дороти (Эмброуз) – экзальтированная, суетливая, болтливая, «поехавшая крышей» женщина, сама себя считающая решительной, уверенной, ответственной. А гениальную подругу-«…логиню», которая посоветовала ей идею с живой куклой (любопытно, этот «психологический» прием действительно применяется?), я б к живым пациентам на пушечный выстрел не подпускал (зато потом, как всегда, все жутко умные). Вместо того чтобы пережить боль, справиться с ней, ребенка из приюта взять, в конце концов, Дороти консервирует ситуацию, создавая иллюзорную реальность. И эта иллюзия крепнет с каждым днем, ломая ее психику. Не удивительно, что она «подвисает», удивительно, что она не свихнулась полностью еще до приезда няни (хотя это еще с какой стороны посмотреть). Будем честными, ситуацию, показанную в сериале, в реальности представить сложно. Скорее как некоторую аллегорию, с помощью которой постановщики намекают нам на особенности извращенной человеческой (в частности женской) психики, способной на создание причудливых конструктов, подмену понятий, полный уход от реальности. Особенно когда дело связано с основными инстинктами (а материнский один из них).
Шон (Кеббелл) – перфекционист, фанат кулинарии, повар-консультант, испытывающий серьезные профессиональные проблемы и «непонятки» с занозами. «Избалованный эгоист, критичный к людям» (по словам Дороти), как и полагается мужику, перенес смерть ребенка поспокойнее. Хотя страдает не меньше жены. На его примере нам показывают, как меняется отношение к некоему раздражающему фактору. Отрицание, постепенное обнаружение позитивных свойств, приятие.
В его ведении также милые кулинарные моменты с жестоким убиением угрей, сниманием с них кожи, варкой лобстеров живьем, поеданием сверчков, препарированием рыбы и кальмаров etc. Высокая кухня, блин — еще одно извращение.
Брат Дороти Джулиан (Гринт) – рыжий, циничный любитель выпивки и не только («72 килограмма, в основном кокаин»), горой стоящий за сестру, но не всегда способный устоять перед женскими чарами или неожиданным поведением оппонента.
Лиэнн (Тайгер Фри) – самый таинственный персонаж. Юная, милая, тихая. Набожная аккуратистка, мечтающая о счастливом браке и своих детях. Выглядящая то наивным ребенком, то умственно отсталым подростком, то умудренной женщиной. Таящая внутри массу секретов. Способная удивить, и не раз.
Несмотря на скромный хронометраж серий, проект местами кажется откровенно подзатянутым. Да и с логикой поступков у героев сериала, мягко говоря, нелады, а уж их доверчивость просто поражает. Особо отличаются мужчины семейства Тернер. Упорно пускающие дело на самотек, игнорирующие (забывающие?) крайне странные события, производящие странные телодвижения вместо выяснения ситуации (типа «всем удобно»? Так вроде не всем и не настолько). Тот же Шон «не додавливает», не старается разузнать все, что только возможно, пусть доведя дело до конфликта, а удовлетворяется туманными фразами. Да и братец туда же.
В седьмой серии многое начинает складывается (спасибо барбосу). Но развязка, к которой привели постановщики, как на меня, несколько разочаровывает. Можно было бы придумать твист поинтереснее для завершения (пускай промежуточного) столь напряженной истории.
Эрго. Атмосферный, камерный, неторопливый (порой даже слишком) триллер об извращениях людской психики, с отлично созданным саспенсом, вменяемыми актерскими работами, любопытными играми со зрителем. А вот с логикой поступков и чрезмерной «водой» имело смысл поработать еще. Да и финал несколько недотянут.
Внимание! Внимание! У нас эпидемия! Помогите, кто может! Кто может — помогите! или Путь к обетованному острову
Жизнь шла своим чередом. Сергей разрывался между двумя женами – старой, воспитывающей его сына Антона, и новой – с которой счастливо обитал в загородном доме.
Его сосед и друг Леонид ожидал прибавления семейства от супруги Марины, пытаясь заодно привести в чувство пубертатную дочурку Полину.
Жизнь шла своим чередом. Но никто не знал, что привычное существование отсчитывает последние часы.
Ведь уже начал свою работу смертельный вирус, превративший просторы страны в арену борьбы за жизнь.
Теперь Сергею и Леониду с чадами и домочадцами предстоит вырваться из подмосковного ада и добраться до тихого места – вожделенного озера в Карелии. Но сможет ли не слишком дружная компания одолеть этот долгий и опасный путь?
Фильмов и книг про глобальные эпидемии, меняющих облик человечества, снято и написано немало. Правда, почти все они связаны не просто со смертельным вирусом, а с нежно любимым в последнее время зомби-апокалипсисом.
Создатели «Эпидемии» решили обойтись без этой перчинки, благо человек в критической ситуации и в отсутствие зомбей подарит зрителю уйму морально-психологических этюдов.
Невзирая на некоторые шероховатости, очередная попытка показать конец привычного общества оказалась зачетной.
Проект берет в первую очередь недетским напряжением и зашкаливающим саспенсом. На первое знакомство с персонажами и экспозицию отводится от силы минут 20-25. И понеслось. Ближе к завершению первой серии постановщики намертво захватывают зрительское внимание и стараются не отпускать его до финала. По большей части получается. Напряжение на высочайшем уровне, к созданию саспенса подошли с душой. Нам кратенько покажут зарождение эпидемии, через ролики вездесущих блоггеров обрисуют ее развитие, пяток минут посвятят реакции народа и правительства, социальным потрясениям, грабежам, попыткам властей сдержать болезнь в границах Москвы. Затем действие концентрируется на нашей недружной компании, отправившейся в далекий квест-путешествие. Компании, на которую начинают валиться одна беда за другой. Все по классике науки драматургии – перипетия, ее преодоление, за которыми поджидает следующая проблема. Мародеры-силовики сменяются техническими поломками, недостатки горючки случайными ранениями, моральные этюды – бурными ссорами, дачные «нежданчики» — авариями, злобные вояки – интересными встречами, антохина одиссея – партизанщиной. И так долгое время, точнее до истечения двух третей сериала. Оторваться от экрана большую часть времени невозможно.
При этом как такового активного экшена с драками, перестрелками, погонями в сериале немного, да и камера не следит непрерывно лишь за основными протагонистами. Хватает времени на флеш-беки, лирические, душещипательные моменты, переосмысление, раскрытие, трансформацию персонажей. Иногда возникают новые любопытные герои, типа доктора с его водилой-ловеласом, врачихи-Михалковой или офицера запаса (таки да запасливый мужик, историю любит). Проявляются «боковые» линии, рано или поздно пересекающиеся с основной. Именно при использовании «ответвлений», при тесном воздействии внешнего мира на героев, сюжет расцветает особо яркими красками. Когда протагонисты варятся только в собственном соку, самозабвенно играют «семейную драму», накал спадает, начинаются пробуксовки.
Невзирая на то, что все это время внутри компании бурлят нешуточные страсти. Очень уж разношерстный коллектив собрали сценаристы. Стремящийся всем нравиться Сергей со своими двумя женами, полными противоположностями: мягкая, спокойная Аня, способная меж тем на весьма жесткие поступки и коварство. Резкая, циничная Ирина, ради сына готовая горы свернуть и голову потерять. Дамы, волками глядящие друг на друга и порой норовящие повыцарапывать сопернице глазки. Алкоголический отец Сергея старой закалки, всегда готовый к неприятностям. Туповатый, мерзко ржущий, наглый «хозяин жизни» Леонид, вызывающий стойкую идиосинкразию у интеллигентной Ани. Его беременная супруга-стриптизерша Марина и доця Полина, мочащая такие кони, что небу тошно. Мелкий Артем, норовящий то под машину залезть, то в лес сбегать. Аутичный, без эмоциональный Миша, по уши втюрившийся в дочурку Леонида. Они глупят, допускают ошибки, вызывают у зрителя желание огреть их чем-нибудь тяжелым по кумполу. Живут, как могут.
Актеры отработали вполне профессионально, к героям привязываешься, искренне за них переживаешь (а вот диалоги иногда вгоняют в ступор: «мне нравится, когда ты кричишь» — это что было?). Персонажи потихоньку раскрываются перед зрителем, причем как полагается, не через слова, а благодаря действиям. Действиям, далеко не всегда приглядным и достойным. И если поначалу зрительская симпатия целиком и полностью на стороне «странной компании», то со временем осадок становится все тяжелее, и некоторые их поступки оправдать все сложнее. Особенно на фоне того, что даже в обстановке апокалипсиса находятся гомо сапиенсы, не просто призывающие к тому «что надо оставаться людьми», но и вполне успешно ими остающиеся. Интересный ход постановщиков, вполне в современном духе неоднозначных героев.
Порадовало раскрытие роли случайностей в людской судьбе, случайностей — когда помогающих героям, когда напротив, ставящих компанию в крайне неудобное положение,.
Сериал снят по мотивам романа Яны Вагнер «Вонгозеро». Причем, по отзывам читавших, режиссер обошелся с первоисточником весьма вольно.
Морально-идейный базис постановки на уровне. Создатели проекта размышляют над психологией и природой озверения человека – животного жестокого и опасного, налет цивилизации с которого слетает при первых признаках серьезной катастрофы. Чуть пошатнулся привычный порядок вещей, и наружу вылазят самые худшие людские качества. Злоба, ненависть, агрессия, недоверие к чужим, готовность сперва стрелять, потом спрашивать. Стремление разбиваться на стаи, уничтожая чужаков. Да, воспитание и мораль твердят нам, что «человеком оставаться нужно», однако возможно ли это в таких условиях?
Постановщики сами до конца не разобрались в этом вопросе, одновременно показывая нам самарянина-снегоуборщика, и то к чему порой приводят добрые помыслы (ранение Сергея).
Юношу с нитками из дачного кооператива и мужика на заправке (интересно, если бы он повел себя по-людски, наши герои поступили бы с ним так же?).
Государство, созданное этими самыми человеками, тоже показало себя во всей красе. Первыми пускаются во все тяжкие мужики с оружием, и вот уже мародерят по подмосковным поселкам отлично вооруженные менты, спецназовцы и прочие силовики. И стреляют на поражение вояки, не обращая внимания на то, кто перед дулом автомата: женщина или ребенок.
А тема преступных приказов (ребята в погонах исполняют очередную до чертиков надоевшую работу, и возни впереди много: «народу дохера») и вовсе чуть не стала камнем преткновения для показа сериала по русскому ТВ. Пришлось даже вставить «па-де-де» от диктора с рассказом о «представителях незаконных вооруженных формирований», пытающихся захватить власть (ага, перестреляв население) и плотно общающихся с погранцами. Да ладно! Ото им больше заниматься нечем в условиях апокалипсиса, кроме как мирных жителей из домов выколупывать. У таких пацанов в такое время есть более интересные дела.
Порадовала реакция народа из глубинки: «нельзя так с нами», и готово народное ополчение, уходящее в партизаны. «Стрелять не умеем, времени учиться нет, ничего, в упор бить будем».
Если подытожить: доверие к государству, а особенно силовикам, у ребят просто на высшем уровне. Не удивительно. Удивительно, что показ, в конце концов, разрешили.
А вот то, что некоторые острые моменты создатели сериала недотягивают, подают не акцентировано, обрывают на полуслове, искренне жаль. Эпизоды с дачным кооперативом и голодной детворой, дедом «провтыкавшем» внука, Мариной отбирающей автомат, не пускающей Леонида на выручку etc. Моменты важные для развития образов, дальнейших отношений среди компании, продвижения сюжета, остались незавершенными, подвисшими в воздухе.
Озадачили некоторые откровенно киношно-натужные сцены, типа молитвы в эфире или пения «партизан». Да и линия священника оставила в недоумении.
Также охота отметить русский колорит, особо бросающийся в глаза после западных сериалов. Эпидемия началась зимой, и погода принимает активное участие в происходящем. Вездесущий снег, метели, жуткая холодрыга добавляют в блюдо остроты. Как и матерок, периодически проскальзывающий из уст персонажей, речевые обороты, изрядно отличающиеся от сглаженных переводов буржуйских проектов. Любопытны психологические особенности глубокой провинции. Запойные мужики, руководящие всем бабы, изначальный фатализм («что толку лечить – заболел в расход») переходящий в холодную ярость. Отношение к столице, как жесткое («все зло от вас»), так и снисходительное («все понятно, москвичи короче»).
Позабавили игры оператора с камерой. С первых кадров он принимается за исследование и обследование происходящего буквально со всех сторон. Меняются углы, высота, ракурсы съемки и зрения. Камера смотрит на происходящее прямо, под углом, лежа на боку, вверх ногами, через решетки, порой совмещая все вышеописанное чуть ли не в одном кадре. Особенно ее «колбасит», когда показывают последствия действия вируса. Как физиологические, так и психологические.
Да, логических дыр в сериале с лихвой, поведение персонажей порой откровенно бесит, с семейной драмой постановщики перебарщивают, и последняя треть откровенно слабее первых двух (закисли ребята в собственном соку). Но при всех этих нюансах смотрится «Эпидемия» с интересом и остается в памяти надолго.
Эрго. Завораживающий, полный напряжения, хотя далеко небезупречный телепроект о психологии и поведении человека в кризисной ситуации, о людских реакциях на падение привычного мира, о путешествии к Граалю, о государстве и гражданах, о любви и ненависти.
Режиссер: Павел Костомаров
В ролях: Кирилл Кяро, Виктория Исакова, Александр Робак, Марьяна Спивак, Савелий Кудряшов, Наталья Земцова, Юрий Кузнецов, Анна Михалкова, Александр Яценко, Игорь Савочкин, Павел Ворожцов, Артём Сучков, Константин Балакирев